Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ («National Geographic Россия»)

Работа №124589

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Особенности научно-популярной журналистики, формулировка художественно-эстетических функций
1.1.Становление и развитие научно-популярной журналистики в России; формирование художественных концептов
1.2.Цифровые технологии и интернет в контексте научно-популярной журналистики; обращение к образным ресурсам языка
1.3.Функции научно-популярной журналистики; художественность эстетика, образность
Глава 2. Возможности научно-популярной журналистики в реализации художественно-эстетических функций (на примере журнала «National Geographic Россия»)
2.1. Очерк истории международного журнала «National Geographic», его продвижение на российском рынке, краткая характеристика издания
2.2.Жанрово-композиционное своеобразие научно-популярного текста: жанры научно-популярной журналистики с точки зрения реализации художественно-эстетических концептов
2.3.Способы создания образности в научно-популярном тексте……..48
2.4.Эстетика визуального образа журнала «National Geographic Россия»
Заключение
Список использованной литературы…
Приложения


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения выходящей в России научно-популярной периодики, особенностей ее функционирования в современной системе СМИ, ее коммуникативных стратегий и роли в формировании научного сознания массовой аудитории.
Популяризация науки – это процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей, стимуляция интереса к науке в обществе. На разных исторических этапах формы и жанры популяризации науки менялись и совершенствовались: устные публичные лекции и научные труды для специалистов, занимательные издания для детей, журнальные и газетные статьи для узкого и широкого круга читателей, радио- и телепередачи.
На рубеже 70–80-х гг. ХХ в. в Советском Союзе выходило 46 научно-популярных журналов. Тиражи некоторых из них достигали сотен тысяч и даже нескольких миллионов экземпляров. Однако в 1990-е гг. такую основополагающую функцию отечественной журналистики, как культурно-просветительская, затронул процесс аберрации. Это было связано с установлением «верховенства критерия рыночной рентабельности над художественно-эстетическими и культурно-просветительскими критериями». Резко уменьшились тиражи научно-популярных журналов, некоторые из них в борьбе за популярность у аудитории заметно снизили качество контента.
В наши дни, когда информация и знания приобретают исключительное значение для благополучия государств и каждого отдельного человека, взаимодействие науки и СМИ в сфере распространения духовных ценностей неизбежно. Именно массово-информационные потоки являются способом актуального существования знаний и культуры в общественном сознании.
Объектом исследования является научно-популярная журналистика.
Предмет исследования – жанрово-композиционные, речевые и визуальные приемы организации текста, принимающие участие в реализации художественно-эстетических функций научно-популярной журналистики. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2015 по 2016 гг.
Степень изученности темы. В последние годы научно-популярная журналистика была изучена разносторонне и в полном объеме, равно как и художественность и образность текста. однако осмысление художественно-эстетических функций в рамках научно-популярной являются неизученной темой и специального исследования по данной темы не проводилось.
Основной целью предпринятого исследования стало определение особенностей научно-популярной журналистики и выявление ее возможностей в реализации художественно-эстетических функций.
В рамках поставленной в работе цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историю становления, функции, современное состояние и тенденции развития научно-популярной журналистики в России;
2. Изучить издание «National Geographic» и его продвижение на российском рынке;
3. Проанализировать журнал «National Geographic» с таких позиций, как жанрово-композиционное своеобразие публикаций, способы создания образности, эстетика визуального ряда.
Научная новизна исследования. Данное исследование представляет собой попытку комплексного системного анализа научно-популярного журнала с точки зрения его возможностей оказывать художественно-эстетическое воздействие на читателя в процессе разъяснения информации, тематически связанной со сферой науки.
Теоретическую базу работы составили труды историков и теоретиков журналистики, занимающихся проблемами жанрово-композиционного своеобразия и поэтики научно-популярного текста. Среди них: О.Ю. Авденина, Р.П. Баканов, В. В. Бакшин, А. Г. Ваганов, М. Н. Ким, В. И. Коньков, И. В. Кузнецов, Э. А. Лазаревич, В. А. Парафонова, С. П. Суворова, А. А. Тертычный и др.
Эмпирическая база исследования представлена материалами журнала «National Geographic» в период с сентября 2015 по май 2016 года.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания действительности: метод эмпирического исследования, анализ и синтез, описательный метод, метод обобщения, историко-сравнительный анализ, а также интерпретация текстового и визуального материала.
Научно-практическая значимость исследования заключается в изучении художественно-эстетических функций научно-популярной журналистики. Материалы данного исследования в дальнейшем можно будет использовать для написания научной статьи, диссертации или учебного пособия. Также проведенное исследование будет полезно журналистам, как материал, знания из которого можно применять на практике.
Структура работы имеет следующий вид: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги данной исследовательской работы можно сказать следующее: поставленные задачи были выполнены. Мы изучили историю становления, современное состояние и тенденции развития научно-популярной журналистики в России. Изучили функции научно-популярного журналистского текста и в рамках этой задачи вывели новые, художественно-эстетические функции научно-популярного текста, такие как:
• Формирование художественных впечатлений о картине мира и осмысление образа прекрасного;
• Обращение к эмоциональному миру читателя, побуждение к эстетическим переживаниям;
• Формирование связей между автором и читательской аудиторией, которые способствуют наглядно-чувственному восприятию мира читателем.
Также нами был подробно изучен журнал «National Geographic Россия», его продвижение на российском рынке и проанализированы материалы данного издания за период с сентября 2015 года по май 2016
с таких позиций, как: жанрово-композиционное своеобразие публикаций, способы создания образности, эстетика визуального ряда.
По результатам анализа мы пришли к следующим выводам:
• Несмотря на серьезность поднимаемых тем, авторы «National Geographic Россия» пишут увлекательные, красочные, легкие для понимания тексты, читая которые невозможно остаться равнодушным. Материалы журнала крупной жанровой формы формируют художественные впечатления о картине мира и понятие прекрасного, воздействуют на эмоции читателя, побуждая к эстетическим переживаниям, а связь автора с читателем способствует наглядно-чувственному восприятию мира.
Делая вывод по проведенному нами анализу, нельзя не заметить, что наиболее полно в себе воплощают художественно-эстетические функции научно-популярной журналистики такие жанры как: путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк и расследование, что обусловлено спецификой этих жанров.
• тропы и фигуры речи создают в научно-популярном тексте образность, наделяют его изобразительностью и выразительностью. Они (тропы и фигуры речи) оказывают эмоциональное воздействие на читателя, формируют художественные впечатления о картине мира, побуждают к эстетическим переживаниям, помогают читателю сформулировать образы прекрасного и ужасного и создают связи с автором, помогая наглядно-чувственно воспринимать действительность. Все это в полной мере подтверждает, что сформулированные нами художественно-эстетические функции действительно имеют место быть в научно-популярном тексте.
• Визуальный ряд журнала «National Geographic Россия» разнообразен, но, что важно, даже без текста фотографиям удается побудить читателя к эстетическим переживаниям, взволновать его эмоциональный мир. Фотография без слов формирует художественные впечатления об окружающем мире, помогает осмыслить понятие прекрасного и способствует наглядно-чувственному восприятию мира. А значит, иллюстрации в той же мере являются выразителем художественно-эстетических функций, как жанры, тропы и фигуры речи.
Основываясь на полученных выводах можно резюмировать, что нам удалось определить особенности научно-популярной журналистики и выявление ее возможности в реализации художественно-эстетических функций. А значит, поставленная цель была достигнута.



1. Авдеева О.А. Рынок СМИ в России и зарубежных странах: сравнительный анализ: монография / О.А. Авдеева; науч. ред. С.Н. Хоботова. – Омс, 2010. – 180 с.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. М., 1997.
3. Баканов Р.П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа дисциплины, методические указания и материалы к лекциям. – Казань, 2010.
4. Баканов Р.П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа дисциплины, методические указания и материалы к лекциям. – Казань, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/32263/Inforpole2014_22-40.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
5. Береговская Э.М. Структурное обновление фигур образности в художественном тексте//Актуальные проблемы романистики. Смоленск, 1998,. - С. 42 – 50.
6. Беневоленская Т. А. Портрет современника. Очерк в газете / Т. А. Беневоленская. — М., 1983. – С. 87.
7. Ваганов А. Г. Научно-популярная журналистика и престиж науки в общественном сознании / А. Г. Ваганов // Российский Химический Журнал (ЖРХО им. Д. И. Менделеева). 2007. Т. 51. N 3. С. 86-90.
8. Ваганов А. Наука и научно-популярная литература // «Экология и жизнь». №11. 2008.
9. Ваганов А. Наука и научно-популярная литература // «Экология и жизнь» №10, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1192791857&id=1192790626&start_from=&subaction=showfull&ucat=14.
10. Ваганов А. Наука и научно-популярная литература // «Экология и жизнь» №10, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://riep.ru/upload/iblock/225/2258965bfce09dee5b3b9e1ec71b3e33.pdf.
11. Ваняшкин С.Г. Речевая образность в английском газетном тексте. - М., 1985. - 23 с.
12. Дмитровский А. Л. Экзистенциальная теория журналистики: на пути к метатеории / А. Л. Дмитровский // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (160). С. 15–20.
13. Ефимов М.В. и др. Технические средства переработки текста и иллюстраций. - М., 1994.
14. Журавлёва Е.И. Образность как специфическое свойство художественного/поэтического текста // Проблемы культуры, языка, воспитания. – Архангельск, 1998, Вып. 3 - С. 75 – 82.
15. Журнал «NationalGeographic Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nat-geo.ru/
16. Журналистики сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. - СПб., 2012. - 304 с.
17. Засурский Я.Н. Научно-техническая революция и журналистика // Вестник МГУ. №4 (журналистика). 1971.
18. История отечественной журналистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.madrace.ru/istoriya-otechestvennoy-zhurnalistiki/kurs-vozniknovenie-i-razvitie-rossiyskoy-zhurnalistiki-v-xviii-veke/vse-stranitsi.
19. История зарубежной журналистики : учебник для бакалавров / А. Ю. Быков, Е. С. Георгиева, С. Л. Михайлов ; под общ. ред. С. А. Михайлова. - М., 2014. - 366 с.
20. История мира в инфографике. М.: Альпина Паблишер, 2014. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0.
21. Ильичева Ю. А. СМИ в мобилизационных технологиях: цели, функции, политические последствия: автореф, дис.... канд, филол. наук. - СПб., 2014. - С. 16.
22. Каган М.С. Философия культуры. Учебное пособие. - СПб., 1996.
23. Котина В. Новости на рынке научно-популярных изданий // Наука и жизнь. №7. 2009.
24. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): учеб. комп. (учебное пособие; хрестоматия). – 4-е изд.стер. – М., 2012. – 640 с.
25. Кумлева Т.М стилистического декодирования текста // Сб. научных трудов. - М., 1977.
26. Лазаревич Э. А. Указ. соч. С. 48.
27. Литературно-художественный стиль: учеб. пособие/ сост. Коньков В. И., Митрофанова А. А. – СПб., 1999. – С. 2.
28. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.
29. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина. М., 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://russkayarech.ru/files/issues/2014/6/59-63(Yreva).pdf.
30. Лопаткина С.В. «Контекстуальное взаимодействие тропов в современном русском литературном языке (на материале художественной и публицистической речи)». Абакан, 2004. С. 7.
31. Мейлах Б.С. О метафоре как элементе художественного мышления // Т руды отдела новой русской литературы, т. 1. – М., 1948. - С. 208.
32. Национальное географическое общество [Электронный ресурс]. URL: http://ru-wiki.ru/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8% D0%BE% D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.
33. Нестерович А. В. Инфографика. URL: http://pointg.by/services/graphic-design/infographics.
34. Обзор подходов к систематизации тропов и фигур см.: Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи; Тропы и фигуры. Общая и частная классификации. Терминологический словарь. М., 2006.
35. Особенности фото и иллюстраций в журналах. Наиболее часто используемые жанры и их особенности синтеза с текстом. Инфографика и ее виды. URL: http://studopedia.ru/8_34700_osobennosti-foto-i-illyustratsiy-v-zhurnalah-naibolee-chasto-ispolzuemie-zhanri-i-ih-osobennosti-sinteza-s-tekstom-infografika-i-ee-vidi.html.
36. Парафонова В.А. Становление научно-популярных журналов в России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 6. 2011. C. 61-72.
37. Пахуткин П.И. Функциональные особенности речевой образности в научном стиле. - М., 1972. - 28 с.
38. Писарев Д. И. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. СПб., 1903. С. 149–150.
39. Поддержка фундаментальной науки выйдет на новый уровень [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=54927.
40. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М., 1986. - С. 80, 65.
41. Петрова Л.А. Художественный концепт в современной лингвокогнитологии. - Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова – 211.
42. Пелът В.Д. Новость в газете // Проблемы информации в печати. М., 1971. С. 119–137 [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text2/04.htm#_ftn1.
43. Психология журналистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Ф. Олешко. - М., 2016. - 351 с.
44. Путевой очерк: типология жанра // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч. - практ. конф. (26-27 апреля 2000 года, С.-Петербург) / Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2000. С. 43-44.
45. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2002.
46. Рост Юрий. Цит. по: Ворошилов В. В. Журналистика: учеб. / В. В. Ворошилов. - М., 2010.
47. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова; под ред. Г. Я. Солганика. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 239 с.
48. Симкачева М.В. Журналистика XXI века: портрет профессии: учебно-методическое пособие. – Казань, 2009. – 150 с.
49. Современные проблемы науки и журналистика: учеб. пособие/ сост. С. И. Сметанина. - СПб., 2012. - 150 c.
50. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986. С. 27.
51. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров/ Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. - М., 2015. - 415 с.
52. Стюфляева М.И. Человек в публицистике: (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж, 1989. С. 64.
53. Тертычный А.А. Быть ли научно-популярной журналистике? Доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати МГУ имени М. В. Ломоносова // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2013, №2.
54. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. Пособие. - М., 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://sch1636.ru/_/book/tert/book292_6.htm.
55. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. Пособие. - М., 2000.
56. Туманов Д. В. Очерк / Д. В. Туманов // Исследовано в России: справ. [Электронный ресурс]. URL: http://jurn.by.ru/jan_15.html.
57. Ученова В.В. Популяризация науки в периодической печати. – М., 1968. – С. 74.
58. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций. Словарь риторических фигур. Ростов н/Д, 1994.
59. Харченко В.К. О развитии научной журналистики на Белгородчине : принципы, проекции, перспективы / В. К. Харченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). С. 122–126.
60. Хованская З.И. Стилистика французского языка. - М., 1984. - С. 291.
61. Шиблева Н. А. Жанр журналистского расследования и его функционирование в российских газетах // Молодой ученый. 2011. №2. Т.1. С. 237-239.
62. TNS Russia, NRS Москва, Россия (16+), сентябрь 2013 – февраль 2014.
Список анализируемых текстов СМИ
63. СМИ: «NationalGeographicРоссия» сентябрь 2015.
64. СМИ: «NationalGeographicРоссия» октябрь 2015.
65. СМИ: «NationalGeographicРоссия» ноябрь 2015.
66. СМИ: «NationalGeographicРоссия» декабрь 2015.
67. СМИ: «NationalGeographicРоссия» январь 2016.
68. СМИ: «NationalGeographicРоссия» февраль 2016.
69. СМИ: «NationalGeographicРоссия» март 2016.
70. СМИ: «NationalGeographicРоссия» апрель 2016.
71. СМИ: «NationalGeographicРоссия» май 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ