Введение
Глава I. Региональные онлайн-издания в среде современных российских медиа
1.1. Региональные онлайн-издания в России: происхождение и особенности развития
1.2. Типология региональных СМИ и их тематическое разнообразие
1.3. Региональные онлайн-издания на современном российском медиарынке: интернет-газеты
Глава II. Успешные модели работы регионального онлайн-издания: городская интернет-газета «Бумага»
2.1. Региональные онлайн-издания: читательская вовлеченность и рабочие бизнес-модели
2.2. Сочетание федеральной и региональной повестки и тематическое разнообразие в региональном онлайн-издании: контент-анализ интернет-газеты «Бумага».
Заключение
Список литературы
Российская Федерация состоит из 85 субъектов, которым необходимо информационное взаимодействие друг с другом и с федеральным центром. За обмен информацией и новостями отвечает региональная журналистика.
Региональная журналистика в России постоянно менялась, и очередной крупный сдвиг произошел с распространением интернета, социальных сетей и новых медиа, которые используют современные инструменты создания контента и его продвижения.
На сегодняшний день становится очевидным сдвиг в российской журналистике, при котором региональные издания попадают в федеральные рейтинги цитируемости и становятся все более востребованными у читателей за пределами собственных регионов. Одним из таких изданий стала городская интернет-газеты «Бумага», появившаяся в Петербурге в 2012 году.
Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день региональные онлайн-издания активно развиваются за счет интеграции технологических наработок новых медиа, поиска новых форм взаимодействия с региональной аудиторией и информационного сотрудничества с федеральными СМИ. Развитие региональной журналистики и ее отказ от традиционных форм медиа в пользу новых интернет-форматов становятся одним из ключевых трендов современного российского медиарынка, на что всё чаще обращают потребители и производители журналистского контента по всей России.
Объект исследования —инструменты современных российских региональных онлайн-изданий.
Предмет исследования— сайт, аккаунты в социальных сетях и публикации городской интернет-газеты «Бумага».
Целью исследования является определение успешных моделей региональных онлайн-изданий и поиск в одном из таких изданий (интернет-газете «Бумага») соотношения между федеральной и региональной новостной повесткой.
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
1. Рассмотреть происхождение региональных СМИ в России, процесс их развития и перехода в интернет;
2. Определить особенности региональных СМИ и рассмотреть варианты их классификации;
3. Рассмотреть региональные онлайн-издания в контексте современного российского медиарынка и их взаимодействие с федеральной информационной повесткой;
4. Изучить читательскую вовлеченность рассматриваемых изданий;
5. Изучить известные бизнес-модели современных российских региональных онлайн-изданий и рассмотреть их основные проблемы;
6. Провести контент-анализ городской интернет-газеты «Бумага» за актуальный репрезентативный период времени.
Эмпирической базой данного исследования послужили публикации интернет-газеты «Бумага», в том числе написанные автором исследования.
Теоретической базой данного исследования стали труды представителей научного и журналистского сообщества, среди них исследования и публикации, посвященные региональной журналистике в России и новым медиа,Довбыш О.С., Каминской Т.Л., Нигматуллиной К.Р., Квята А.Г., Кирии И.В., Ливанововй М.В., Овсепяна Р.П., Третьяковой О.В., а также изданий «Медуза», «Бумага», vc.ru.
В процессе написания дипломной работы будут использованы такие методы исследования, как включенное и не включенное наблюдение, опрос, качественный анализ документов, мониторинг социальных сетей, анализ медийного поля и экспертное интервью. Помимо этого, используется собственный опыт работы автора исследования в интернет-газете «Бумага».
Структура дипломного исследования определяется целью и задачами работы. Работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
В первой главе исследования мы рассмотрели происхождение региональных СМИ в России, процесс их развития и перехода в интернет, определили особенности региональных СМИ и рассмотрели варианты их классификации, а также изучили региональные онлайн-издания в контексте современного российского медиарынка и рассмотрели их взаимодействие с федеральной информационной повесткой.
Мы выяснили развитием интернета и медиатехнологий стали формироваться новые форматы СМИ. Они получили общее название «новые медиа». Преобразовываться в формат новых медиа начали и региональные издания. Переход в цифровой формат для многих российских СМИ, в том числе региональных, был и остается тяжелым, однако поколения потребителей информации, привыкших к взаимодействию в интернете и социальных сетях, становятся целевой аудиторией новых региональных медиа.
Во второй главе мы изучили читательскую вовлеченность региональных изданий и известные бизнес-модели современных российских региональных онлайн-изданий и форматы монетизации, а также основные проблемы региональных онлайн-изданий. У новых медиа есть много проблем, связанных с их прибыльностью и местом в российском медиапространстве. Каждое СМИ решает выделенные проблемы по-разному в зависимости от своих ресурсов, потребностей и аудитории, как фактической, так и потенциальной.
Мы в частности рассмотрели специфику работы городской интернет-газеты «Бумага», применив контент-анализ к публикациям издания за март и апрель 2018 года. Мы выяснили, что «Бумага» формирует новостную и редакционную ленту так, чтобы связывать федеральную и городскую повестки между собой. Она не только создает необходимый новостной фон федеральными темами, но и подает их в интересном для представителей региона ключе, а также формирует медийный образ современного Петербурга. Перечисленные аспекты можно считать одними из ключевых причин, по которым «Бумаге» удалось стать одним из самых читаемых и известных региональных онлайн-изданий в России на сегодняшний день.
1. Адемукова Н. В., Довбыш О. С., Кирия И. В., Чумакова В. П. Роль государственных контрактов в моделях социальной ответственности региональных массмедиа в России // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 1. С. 81-96.
2. Алексаньян Н.К. Неоднозначная роль СМИ в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2. 2. Бодрунова С.С. Медиакратия: современные подходы к определению термина // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 9. 2012. № 3.
3. Амзин А., Галустян А., Гатов В., Кастельс М., Кульчицкая Д., Лосева Н., Паранько С., Паркс М., Силантьева О., ван дер Хаак Б. «Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016»// Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016
4. Андреева Ю.В., Гарифуллин В.З., Шайхитдинова С.К., Ясавеев И.Г., Егорова Л.Г., Туманов Д.В., Зайни Р.Л., Лебедев А.А., Симкачева М.В., Барабанова И.И., Баканов Р.П., Баутина П.В., Тихонов Д.В., Мухаметзянова Р.Р., Ахметзянова Л.К. Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития// Казань: Казан. гос. ун-т, 2011
5. Архипова А.Э., Федотова Н.Г. Маркеры территориальной идентичности как символическая основа брендинга места // Ученые записки НовГУ им.Ярослава Мудрого. 2016. № 2(6). URL: http://www.novsu.ru/file/1228458.
6. Век информации. 2017. № 1. Философия в СПбГУ. Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии : матер. междунар. научно-практической конференции, 11–12 ноября 2016 г. // СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017
7. Дегтярева Е.А. Лоббизм в процессе принятия решений в ЕС: нормы регулирования, механизмы и модели // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №4. С.42-49.
8. Довбыш О.С. Встраивание «новых медиа» в структуру регионального медиарынка России: политэкономический подход // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 373-381.
9. Довбыш О.С. Контрактация и квазирынок как форма взаимодействия государства и медиа в российских регионах // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 41-56
10. Довбыш О.С. Специфика взаимодействия СМИ и властей в российских регионах // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 158-163.
11. Довбыш О.С., Гудова Е.А. Государственные информационные контракты и их значение для медиарынков российских регионов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 6. С. 156-174
12. Калмыков А.А. Социальная сеть как продукт журналистской деятельности // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: матер. всерос. научно-практич. конф. / отв. ред. Е.Л. Вартанова. М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова;МедиаМир, 2009.
13. Каминская Т.Л. Символический капитал Великого Новгорода в отражении медиа // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: матер. IIвсерос. научно-практич. конф. с междунар. Участием / под ред. А.Д. Кривоносова. СПб.: Из-во СПбГЭУ, 2016
14. Каминская Т.Л. Территориальная идентичность как ресурс регионального журналиста / Век информации. 2017. № 1. Философия в СПбГУ. Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии: матер. междунар. научно-практической конференции, 11–12 ноября 2016 г. // СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017
15. Квят А.Г. Новые коммуникативные практики в российских городах //Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы: матер. научно-практич. конф. (26-27 апреля 2013 г.) / ред. колл.: Е.Л. Вартанова и др. М.: Издательство АПК и ПРО, 2013
16. Кирия И.В. Экономический контроль над издателями медиа в российских регионах // Новое литературное обозрение. 2017
17. Ливанова М.В. Локальная журналистика и сетевое сообщество :новые практики и акторы / Век информации. 2017. № 1. Философия в СПбГУ. Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии : матер. междунар. научно-практической конференции, 11–12 ноября 2016 г. // СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017
18. Нигматуллина К.Р. Городская интернет-газета — на смену городской ежедневной газете// В Журналістыка ў суладдзі з жыццём. 2016
19. Нигматуллина К.Р. Задачи журналиста региональной редакции онлайн-СМИ// Сборник статей к научно-практической конференции «Медиаобразование и профориентация: чему учить современных журналистов и медиапрофессиналов?» (г. Москва, РГГУ, 21 апреля 2016 г.) в рамках дискуссионной платформы «Новые медиа в гуманитарном образовании». РГГУ, 2016. С. 46-52
20. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 - начало XXI в. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специализации «Журналистика»// Москва : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005
21. Сарсакова М.А. Журналист региональных СМИ в эпоху медиакратии / Век информации. 2017. № 1. Философия в СПбГУ. Журналистика XXI века: профессиональная идеология для ускользающей профессии : матер. междунар. научно-практической конференции, 11–12 ноября 2016 г. // СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017
22. Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов. М.: Факультет журналистики МГУ, 2015
23. Третьякова О. В. Метаморфозы региональной политической журналистики: верификация проблемы // Науч. ведомости. Серия: Гуманитар. науки. 2015. №18 (215).
Электронные ресурсы
24. «Для адекватных инвесторов медиа — это крайне неадекватный способ вложения денег». Конспект лекции издателя Meduza Ильи Красильщика о том, где искать деньги в медиа // vc.ru, 2018 [Электронный ресурс]
25. Довбыш О.С., Кирия И.В. Влияние информационных контрактов на модель региональных медиарынков: опыт исследования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/10/05/1077107736/IMMAA%202015.pdf
26. Кто жил в Петербурге до Петербурга? // «Бумага», 2018 [Электронный ресурс]
27. Нигматуллина К.Р. Как интернет-газета «Бумага» завоевывает аудиторию // mediatoolbox.ru, 2018 [Электронный ресурс]
28. Полищук О. Страна и мы: Городские интернет-газеты в России // TheVillage, 11.04.2013 [Электронный ресурс]
29. Русские медиа, 2014–2017: что с нами произошло за эти три года? «Медуза» отмечает третий день рождения — и по этому случаю хвалит коллег // «Медуза», 2017 [Электронный ресурс]
Источники на иностранном языке
30. Ilya Kiria. Regional disparities in development of media in Russia: building-up a methodology. National Research University – Higher School of Economics [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2014/06/30/1308648888/regional%20disparities_kiriya-dovbysh.pdf