Влияние дополнительной общеразвивающей программы по художественной гимнастике на физическую и техническую подготовку детей 3-5 лет (Сибирский государственный университет физической культуры и спорта)
Проведено анкетирование.
База исследования: родительские чаты детского сада «Ромашка» (г. Екатеринбург).
Выборка: 105 человек .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕКРЕАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ 6
1.1 Особенности художественной гимнастики как вида рекреации 6
1.2 Характеристика возрастных особенностей детей 3-5 лет 9
1.3 Обзор тестовых методик для оценки физической подготовленности в художественной гимнастике 12
ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРОГРАММ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЙ 15
2.1 Анализ мнений родителей о составляющих рекреационной программы для детей 3-5 лет с элементами художественной гимнастики 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Актуальность исследования. Рекреационная деятельность направлена в первую очередь на восстановление и укрепление здоровья, физических и психических сил, а также работоспособности человека. Спорт в детском возрасте – это залог будущего крепкого здоровья, именно поэтому он является неотъемлемой частью в процессе воспитания ребенка.
Художественная гимнастика всемирно признана одним из самых красивых и гармоничных видов спорта. Благодаря ее специфике и неизмеримо развивающемуся потенциалу художественная гимнастика стала одним из массовых и популярных видов спорта. Среди этих возможностей стоит отметить следующие средства и методы данного вида: это доступность и простота физических упражнений, музыкальная сторона, её ритмичность и нежность движений, одновременно и эстетическое воспитание. Все средства в сочетание с грамотно подобранным музыкальным сопровождением, совместным взаимодействием между тренером и ребенком могут положительно сказаться в плане укреплении здоровья, повышении физической и умственной работоспособности, развитии двигательной сферы, крайне необходимым детям дошкольного возраста [12].
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается отсутствие гармоничного развития у девочек. У большинства из них, отмечается ярко выраженное нарушение осанки, нарушения свода стопы, формы ног, отсутствие пластичности, гибкости, силовой выносливости и культуры движений. Решить эту проблему помогают занятия художественной гимнастикой оздоровительной направленности [3]. Она развивает не только физическую сторону, но и такие высшие психические функции, как память, внимание, восприятие, а также влияет на развитие эстетического стороны развития детей благодаря выполнению упражнений под музыку [12].
Таким образом, целью ранних занятий гимнастикой является создание прочной и крепкой основы для воспитания здорового человека, сильной и гармонично развитой личности. Особенно необходимо отметить роль гимнастики как средства компенсации дефицита двигательной активности детей, что сейчас особенно четко отражается в статистике детских заболеваний, где большинство диагнозов связаны с малоподвижным образом жизни и нарушением пищевого поведения [12].
Практической формой организации оздоровительных и рекреационных программ художественной гимнастики широко используются в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, средних и высших учебных заведениях [3].
Для разработки программы необходимо учитывать особенности художественной гимнастике как вида рекреации. Помимо этого, необходимо учесть множество факторов, влияющих на физическое и психическое состояние детей 3-5 лет : возрастные особенности человека, его подготовленность к физическим нагрузкам. А также, важно провести научные исследования и изучить полученные результаты.
Объект исследования – научные исследования в области рекреации.
Предмет исследования – научные исследования для разработки рекреационной программы с элементами художественной гимнастики для детей 3- 5 лет.
Цели исследования – научно обосновать содержание рекреационной программы для детей 3-5 лет с элементами художественной гимнастики.
Гипотеза исследования: мы предположили, что теоретический анализ возрастных аспектов, особенностей художественной гимнастики как вида рекреации, результатов оценки физической подготовленности и учет мнения родителей позволят научно обосновать содержание программы для этой категории потребителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные аспекты предполагаемых участников программы и особенности их рекреационной деятельности.
2. Выявить мнение родителей о гармоничном развитие детей 3-5 лет средствами художественной гимнастики.
3. Проанализировать результаты оценки физической подготовленности детей 3-5лет .
Методы исследования. Анализ научной и методической литературы, интернет ресурсов; экспертная беседа, тестирование, математической обработки.
Структура курсовой работы. Работа изложена на 37 страницах и состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, приложений.
Характеристика иллюстрированного материала. В работе имеются 4 таблицы и 2 приложения.
1. Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. N 675 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "художественная гимнастика".
2. "Правила вида спорта "художественная гимнастика" (утв. приказом Минспорта России от 21.12.2018 N 1068) (ред. от 22.12.2020).
3. Бугаева Г.В., Савинковой О.Н., Смольяновой И.В. Сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. Воронежский государственный институт физической культуры./ Бугаева Г.В.-/г. Воронеж, Издательско-полиграфический центр "Научная книга".2018 ., С. 175-178.
4. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни./Виноградов П.А.- / г. Москва, М:Мысль.2009. С. 112.
5. Грачев, О.К. Физическая культура студента / О.К. Грачев. – Ростов-на-Дону: Март, 2005. – С. 464.
6. Жаркова Е.С., Баринова С.В. Исследовательская работа. Роль гимнастики в формировании здорового образа жизни . «Здоровый образ жизни и его составляющие» [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-na-temu-rol-gimnastiki-v.html
7. Иванова Р.Р. Психологические особенности 4-5 лет. г.Ульяновск [Электронный ресурс] URL : https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-detey-let-4019183.html.
8. Ковалева М.А. Психологические особенности детей 3-4 лет. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/06/25/psihologicheskie-osobennosti-detey-3-4-let.
9. Коновалова Л.А., Муртищева С.М. Теоретическое обоснование средств развития прыгучести в художественной / Коновалова Л.А., Муртищева С.М.-/г.Казань.2018.
10. Лисицына Е.А. Физическая культура в школе требует обновления /IV Всероссийский фестиваль науки./ Лисицына Е.А.- XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» . 2014 . С.247.
11. Лях В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).
12. Макаренко А.С. Профессионализм педагога : сущность, содержание, перспективы развития / Макаренко А.С./-Москва. Издательство: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования".2018. С.188-191.
13. Пелихова А.В. Особенности формирования физических качеств у детей дошкольного возраста//Реферат.2016. С.15.
14. Седоченко С.В. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / 10. Седоченко С.В. - /Физическая рекреация. 2019. С.70.
15. Соколов Н.Г., Овчинников В.П. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие./ Соколов Н.Г., Овчинников В.П./ — СПб.:РГГМУ, 2016. С.44.
16. Тонкачева О. Чему учат детей в Московской школе «Динамо».//Спортивная гимнастика №1.2009.С.27.
17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб/ 13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.- «Детство-ПРЕСС.2000. С.2-3.
18. Хатунцева Э.М. Методика занятий художественной гимнастикой оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста / Хатунцева Э.М. / г.Воронеж. 2018.С.175-178.
19. Шабалина Д.А., Блинова М.Л. Развитие координационных способностей и гибкости детей 5-7 лет средствами художественной гимнастики / Шабалина Д.А., Блинова М.Л./ г. Йошкар-Ола.2019. С.63.
20. Шлыков В.П. Программы оздоровления // Учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по всем направлениям подготовки и специальностям / Под общей редакцией Спирина М.П. 2018.
1. Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. N 675 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "художественная гимнастика".
2. "Правила вида спорта "художественная гимнастика" (утв. приказом Минспорта России от 21.12.2018 N 1068) (ред. от 22.12.2020).
3. Бугаева Г.В., Савинковой О.Н., Смольяновой И.В. Сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. Воронежский государственный институт физической культуры./ Бугаева Г.В.-/г. Воронеж, Издательско-полиграфический центр "Научная книга".2018 ., С. 175-178.
4. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни./Виноградов П.А.- / г. Москва, М:Мысль.2009. С. 112.
5. Грачев, О.К. Физическая культура студента / О.К. Грачев. – Ростов-на-Дону: Март, 2005. – С. 464.
6. Жаркова Е.С., Баринова С.В. Исследовательская работа. Роль гимнастики в формировании здорового образа жизни . «Здоровый образ жизни и его составляющие» [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-na-temu-rol-gimnastiki-v.html
7. Иванова Р.Р. Психологические особенности 4-5 лет. г.Ульяновск [Электронный ресурс] URL : https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-detey-let-4019183.html.
8. Ковалева М.А. Психологические особенности детей 3-4 лет. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/06/25/psihologicheskie-osobennosti-detey-3-4-let.
9. Коновалова Л.А., Муртищева С.М. Теоретическое обоснование средств развития прыгучести в художественной / Коновалова Л.А., Муртищева С.М.-/г.Казань.2018.
10. Лисицына Е.А. Физическая культура в школе требует обновления /IV Всероссийский фестиваль науки./ Лисицына Е.А.- XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» . 2014 . С.247.
11. Лях В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).
12. Макаренко А.С. Профессионализм педагога : сущность, содержание, перспективы развития / Макаренко А.С./-Москва. Издательство: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования".2018. С.188-191.
13. Пелихова А.В. Особенности формирования физических качеств у детей дошкольного возраста//Реферат.2016. С.15.
14. Седоченко С.В. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / 10. Седоченко С.В. - /Физическая рекреация. 2019. С.70.
15. Соколов Н.Г., Овчинников В.П. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие./ Соколов Н.Г., Овчинников В.П./ — СПб.:РГГМУ, 2016. С.44.
16. Тонкачева О. Чему учат детей в Московской школе «Динамо».//Спортивная гимнастика №1.2009.С.27.
17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб/ 13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.- «Детство-ПРЕСС.2000. С.2-3.
18. Хатунцева Э.М. Методика занятий художественной гимнастикой оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста / Хатунцева Э.М. / г.Воронеж. 2018.С.175-178.
19. Шабалина Д.А., Блинова М.Л. Развитие координационных способностей и гибкости детей 5-7 лет средствами художественной гимнастики / Шабалина Д.А., Блинова М.Л./ г. Йошкар-Ола.2019. С.63.
20. Шлыков В.П. Программы оздоровления // Учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по всем направлениям подготовки и специальностям / Под общей редакцией Спирина М.П. 2018.