Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1 Понятие, цели и функции управления персоналом в организации 8
1.2 Планирование работы с персоналом 16
1.3 Оценка деятельность службы управления персоналом 21
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ЧТУП «МУТУАЛ» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП «Мутуал» 29
2.2 Анализ состава, структуры и движения персонала предприятия 37
2.3 Оценка деятельности службы управления персоналом в ЧТУП «Мутуал» 44
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ В ЧТУП «МУТУАЛ» 55
3.1 Мероприятия по совершенствованию управлением персоналом в ЧТУП «Мутуал» 55
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Современная предпринимательская структура представляет собой единый механизм, каждое «слабое звено» которого неизбежно влияет на продуктивность работы других звеньев (производство, сбыт, финансовый блок и др.). Поэтому, когда другие резервы ограничены, не доступны или неэффективно используются, руководители все чаще прибегают к выстраиванию эффективных систем управления персоналом. От инноваций технического, технологического или организационно-экономического характера, которые на предприятиях реализует персонал, зависит эффективность и скорость коммерциализации инновационных продуктов на рынке.
Функционируя в условиях рыночной экономики в качестве субъекта предпринимательской деятельности, любое предприятие должно обеспечивать такое эффективное использование своих ресурсов, благодаря которому можно было бы стабильно сохранять возможности бесперебойно осуществлять свою деятельность и исполнять обязательства перед государством, деловыми партнерами, собственниками предприятия, нанятыми работниками. Экономические преобразования не будут успешными, если коренным образом не будет изменена система управления, а именно, управление персоналом.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной экономике политика предприятия в области управления персоналом - один из ключевых факторов достижения устойчивого конкурентного преимущества. Без профессиональных кадров производственные мощности не способны вывести на высокий стабильный уровень ни одно предприятие, поэтому необходимо делать ставку не только на современные технологии, но и на трудовые ресурсы. Управление персоналом как достаточно сложный процесс осуществляется в организации ее высшим руководством, линейными менеджерами и сотрудниками службы управления персоналом. Служба управления персоналом является функциональным подразделением, которое не участвует в основной деятельности, но обеспечивает нормальное функционирование организации, управляя персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Необходимость создания эффективной стратегии управления персоналом, поиск организационных резервов роста эффективности предприятий в конкурентной среде определяют актуальность и значимость исследования.
Цель выпускной квалификационной работы — повышение эффективности функционирования службы управления персоналом предприятия на материалах ЧТУП «Мутуал».
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы формирования службы управления персоналом;
• провести анализ деятельности службы управления персоналом в ЧТУП «Мутуал»;
• разработать основные направления повышения эффективности функционирования службы управления персоналом в ЧТУП «Мутуал».
Объектом исследования является ЧТУП «Мутуал».
ЧТУП «Мутуал» было создано в 2009 году. Основной вид деятельности предприятия - оптовая торговля строительными изоляционными материалами
Предмет исследования - деятельность службы управления персоналом.
Степень разработанности проблемы выпускной работы была исследована с помощью написанных учебников и учебных пособий многих авторов, а также исследовательских работ известных ученых, таких как Борисова Ю.Н., Важенкова Т.Н., Герасимова Е.И., Дроздова М.А., Кибанов А.Я., Кундиус В.А., Леньков И.И., Морозова Н.И., Скляренко В.К., Шундалов Б.М. и др.
При написании выпускной работы использовались методы общенаучного характера: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и другие. А также следующие методы прикладного характера: сводки и группировки; индексный; сравнения; абсолютных, относительных и средних величин.
В соответствии с поставленными задачами данная выпускная работа разделена на три главы.
Первая глава «Теоретические основы организации деятельности службы по управлению персоналом на предприятии» содержит понятие, цели и функции управления персоналом в организации; оценку деятельности службы управления персоналом.
Вторая глава «Анализ деятельности службы управления персоналом в ЧТУП «Мутуал»» содержит: организационно-экономическую характеристику ЧТУП «Мутуал»; анализ кадрового состава предприятия; оценку деятельности службы управления персоналом в ЧТУП «Мутуал».
В третьей главе «Совершенствование работы по управлению персоналом в ЧТУП «Мутуал»» представлены основные направления повышения эффективности функционирования службы управления персоналом в ЧТУП «Мутуал».
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время сложилась объективная ситуация, при которой конкурентные преимущества организации определяются в первую очередь обеспеченностью персоналом требуемого качества. Успешное функционирование организации напрямую зависит от управления трудовым потенциалом, который необходимо грамотно формировать, развивать и направлять.
Оценка системы управления персоналом - это определение уровня эффективности кадрового потенциала и системы управления персоналом в целом путем сопоставления фактических значений показателей и их составных частей с рекомендуемым уровнем, определение их соответствия установленным конкретным параметрам, критериям, нормам, принципам, стандартам, целям и задачам предприятия.
В нынешних условиях значительно повышается значимость службы управления персоналом, расширяются ее компетенции в виду усложнения методов подбора, отбора, расстановки, развития, мотивации, продвижения персонала по служебной лестнице. Поэтому эффективность деятельности службы управления персоналом становится главным критерием выживания организации, гарантии ее конкурентоспособности. В этой связи чрезвычайно актуальна проблема профессионализации сотрудников службы управления персоналом.
ЧТУП «Мутуал» было создано в 2009 году и работает на рынке Беларуси вот уже более семи лет. Основной вид деятельности предприятия «Мутуал» - оптовая торговля строительными изоляционными материалами.
Выручка от реализации товаров ЧТУП «Мутуал» уменьшилась в 2015 году на 3420 тыс. руб., а в 2016 году увеличилась на 7182 тыс. руб. или на 12,6 %, отметим, что темп роста себестоимости реализованных товаров за 2016 год (12,4%) не превышает темп роста выручки от реализации, данное явление является положительной тенденцией в деятельности организации. В 2015 году по сравнению с 2014 годом величина прибыли от продаж снизилась на 4795 тыс. руб. или на 30,0 %, а за 2016 год прибыль от реализации товаров увеличилась на 1480 тыс. руб. или на 13,2 %.
Численность работников в организации на конец 2016 года составила 52 человека. В ЧТУП «Мутуал» наблюдается увеличение численности работающих на 2 человека, увеличение обеспечили руководители и рабочие, численность которых увеличилась на 2 человека. Так в 2014 году на предприятии работало 8 руководителей, а в 2015 году данная категория персонала увеличилась на 1 чел., за счет образования отдела рекламы и маркетинга.
В период 2014-2016 гг. коэффициент текучести кадров увеличивается с 0,04 до 0,10, что говорит о непродуманной кадровой политике на предприятии, указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия.
Потери предприятия, вызванные текучестью кадров в 2016 году, составили 234,33 тыс. руб., что больше данного показателя за 2015 год на 64,23 тыс. руб. Данная сумма составляет 0,4 % от выручки от реализации товаров.
Кадровыми вопросами в ЧТУП «Мутуал» занимается инспектор по кадрам. Инспектор по кадрам выполняет свои функции в тесном контакте со всеми структурными подразделениями предприятия по вопросам расстановки кадров, оформления кадровой документации, применения к работникам мер поощрения и взыскания, проведения аттестаций, оформления отпусков, соблюдения трудовой дисциплины.
На ЧТУП «Мутуал» разработана и внедрена система стимулирования и мотивации труда. Предприятие использует как материальные, так и нематериальные методы мотивации труда своих сотрудников.
В ЧТУП «Мутуал» оценка эффективности кадровой политики и стратегии инспектором по кадрам проводится традиционным методом анализа движения персонала, с помощью расчета коэффициентов оборота по приему, выбытию, текучести и т. д. Однако данный метод дает лишь косвенную оценку эффективности, но не позволяет количественно оценить эффективность кадровой стратегии и политики, а также провести оценку эффективности инвестиций в человеческий капитал.
В целях повышения эффективности функционирования службы управления персоналом в ЧТУП «Мутуал» предлагается разработать и внедрить комплексную систему управления персоналом предприятия.
В ходе данной системы предлагается:
• разработать новое положение об оплате труда ЧТУП «Мутуал» согласно трудовому кодексу и Единым рекомендациям по установлению систем оплаты труда работников организаций;
• внедрить систему оценочных критериев для рабочих и специалистов, так как именно от качества выполняемости и высокой выработки именно этих категории трудовых ресурсов зависит повышение эффективности деятельности предприятия;
• предложить систему премирования персонала на основании результатов текущих оценок (оценочных критериев).
По итогу проведенного исследования можно судить об эффективности рекомендуемых мероприятий, так как в результате роста производительности труда на 10 % выручка от реализации товаров увеличится на 6422 тыс. руб. и составит 70628 тыс. руб. Положительным фактом явлется рост рентабельности персонала с 109 тыс. руб. до 120 тыс. руб., на 10,0 %.
Также необходимо отметить социальную значимость предлагаемых мероприятий, так как при внедрении комплексной системы управления персоналом увеличивается личная заинтересованность каждого работника в повышении эффективности своего труда и показателей качества производительности всей организации в целом.
1. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З, в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 ноября 2017 г. № 68-З // Консультант плюс : Беларусь [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
2. Абдуллина, А.Д., Рабцевич, А.А. Управление карьерой работника в современных организациях // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/03/10418. Дата доступа: 30.10.2017.
3. Авдеев, П.С. Изменение убеждений как современный метод мотивации персонала // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3635. Дата доступа: 30.11.2017.
4. Базарова, Л. Система подбора персонала как фактор устойчивого экономического развития // Управление персоналом. - 2014. - №5. - С. 56-60.
5. Бачин, Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 4. - Ч.1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311. Дата доступа: 02.11.2017.
6. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. - М.: А-Приор, 2013. - 176 с.
7. Вдовиченко, Д.В. Эффективные методы мотивации персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11122. Дата доступа: 28.11.2017.
8. Депутатова, Л.Н. Применение цикла управления результативностью в практической деятельности предприятия // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/03/14579. Дата доступа: 28.11.2017.
9. Егоршин, А. П. Организация труда персонала: учебник / А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 491 с.
10. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c
11. Кабанов, А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А. Я. Кабанов, Е. В. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 56 с.
12. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
13. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А. Я. Кибанов, Г. П. Гагаринская, О. Ю. Калмыкова, Е. В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 238 с.
14. Лаптева, М. В. Проблема эффективного делегирования в компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч.1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4291. Дата доступа: 29.10.2017.
15. Лукьянова, Т. В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе / Т. В. Лукьянова и др. - М.: Проспект, 2015. - 72 с.
...