Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА 8
1.1. Методы и формы мотивации труда 8
1.2. Построение системы мотивации труда персонала 13
1.3. Основные теории мотивации персонала 16
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ИП Маракулин «СУШИ-СЕТ» 21
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Анализ экономических показателей предприятия 25
2.3. Анализ действующей системы мотивации персонала предприятия 31
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ИП Маракулин «СУШИ-СЕТ» 39
3.1. Выявление проблемных моментов в действующей системе мотивации персонала 39
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала 45
3.3. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В современной России в условиях глобализации и интеграции, а так же обостренной политической ситуации, сокращений бюджета, сокращений рабочих мест, компании сталкиваются с проблемой как сохранить кадры или обучить имеющийся персонал, мотивировать их на эффективную работу, повысить эффективность своей компании не увеличивая при этом бюджет, а так же как правильно оценить работу того или иного сотрудника.
Поэтому ориентиром компании должна быть правильная система мотивации персонала на результат, если таковая отсутствует, то итогом будет потеря эффективности. Если же стоит задача получить конкретный результат, рекомендуется разработать инструменты для достижения требуемых показателей и внедрить их в повседневную практику, а также разработать и внедрить систему мотивации персонала, относящуюся к конкретным цифрам и показателям.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что результативное управление человеком, требует понимания его мотивации. Если знать, какие мотивы подвигают человека к действию, что побуждает его к эффективной деятельности, то возможно разработать эффективную систему мотивации и методы управления. Для этого нужно знать, как возникают какие-либо мотивы, какими способами мотивы привести в действие, как осуществить мотивирование людей. Сейчас эффективная работа предприятия все больше и больше зависит от трудовых ресурсов, от их возможности и способности приспособиться к изменениям.
Отсюда и возникает актуальность изучения совершенствования мотивации персонала, системы оплаты труда на предприятии, проблем в управлении персоналом.
Объектом исследования в данной работе является ИП Маракулин «Сеть магазинов Суши-Сет».
Предметом исследования в работе выступает система мотивации ИП Маракулин «Сеть магазинов Суши-Сет».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала ИП Маракулин «Сеть магазинов Суши-Сет».
Для успешной реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методы и формы мотивации труда;
2. Рассмотреть построение системы мотивации труда персонала;
3. Исследовать основные теории мотивации персонала;
4. Дать общую организационно-экономическую характеристику предприятия;
5. Проанализировать экономические показатели предприятия;
6. Провести анализ действующей системы мотивации персонала предприятия;
7. Выявить проблемные моменты в действующей системе мотивации персонала;
8. Разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала;
9. Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Проблема мотивации персонала изучалась многими отечественными учеными, такими как А.В. Филиппов, Г.В. Щекин которые рассматривали в основные причины текучести кадров и возможные пути решения проблемы.
В качестве теоретической базы исследования выступают учебные и методические пособия, периодические издания, интернет - ресурсы, монографии отечественных и иностранных источников, в которых освещены вопросы совершенствования системы управления персоналом предприятия. Использованы работы авторов: Веснина В.Р., Дятлова В.А., Егоршина А.П., Исаенко А.Н., Кибанова А.Я., Травина В.В. и др. Для проведения анализа использована статистическая, аналитическая, отчетность предприятия.
Для решения задач, поставленных в выпускной квалификационной работе, были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по основам менеджмента, социологии, управлению персоналом; анализ деятельности организации, ее системы управления и системы управления мотивацией персонала; наблюдение, беседы, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 -х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении указана актуальность выбранной темы исследования, определены цель и задачи исследования.
В первой главе раскрывается содержание теоретических аспектов методов и форм мотивации труда, рассмотрено построение системы мотивации труда персонала, проведено исследование основных теорий мотивации персонала.
Во второй главе представлена характеристика деятельности предприятия, проанализированы экономические показатели предприятия, а так же анализ действующей системы мотивации персонала предприятия.
В третьей главе выявлены проблемные моменты в действующей системе мотивации персонала, на основании которых разработаны мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала. Так же в данной главе рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.
В заключении представлены выводы проведенного исследования.
В ходе исследования в выпускной квалификационной работе рассмотрены сущность процесса мотивации персонала, основные формы и методики материального стимулирования персонала. Исследование проблем тематики выпускной квалификационной работы производилось на основе деятельности ИП Маракулин «Суши-Сет».
В работе представлена организационно -экономическая характеристика деятельности предприятия, проведен анализ системы мотивации персонала, который выявил, что главным недостатком существующей системы стимулирования персонала является несовершенство материальной составляющей оплаты труда сотрудников.
Надбавки к базовой части заработной платы для должностей управляющего ИП Маракулин «Суши-Сет», шеф-повара и су-шефа имеют всегда фиксированный характер и лимитированы по сумме выплат. Так все 100% зарплаты сотрудника выплачиваются ему в любом случае, вне зависимости от его результатов, поэтому при такой системе оплаты труда организация полностью принимает на себя риск невыполнения собственных планов.
Стимулирование сотрудника в этом случае происходит лишь на достижение результата только нематериальными факторами. Мотивирующими эффектами являются фактически желание продолжать работать в успешной фирме и в дружественном коллективе, а также желание добиться успеха, а возможно и продвижения по должности. Так же неэффективность мотивации труда персонала и снижение заинтересованности персонала в работе можно обосновать повышением конкуренции в сфере трудоустройства на рынке общественного питания в г. Дмитров, что оказывает негативное влияние на деятельность торгового предприятия, повышает показатель текучести кадров.
В связи с этим в выпускной квалификационной работе предложено провести совершенствование существующей системы материального стимулирования персонала, для чего проведена реорганизация системы оплаты труда, с целью повышения материальной заинтересованности сотрудников и увязке личных показателей производительности труда с уровнем оплаты труда.
Так в рамках новой системы предлагается заменить фиксированную премию сотрудников определенных должностей, чей вклад в работу связан показателями выручки предприятия, на выплату процента с продаж, причем для должностей управляющего, администратора и старшего официанта введена градация процента от продаж с учетом объемов выручки. Материальная заинтересованность сотрудников позволит стимулировать их к повышению производительности труда, снизить текучесть кадров за счет повышения уровня оплаты труда и приверженности сотрудников к данному работодателя.
Повышение фонда оплаты труда персонала с учетом новой системы материального стимулирования будет основано на увеличении выручки, приносимой ИП Маракулин «Суши-Сет» за счет большей вовлеченности сотрудников в оборачиваемость меню и дополнительных услуг ИП Маракулин «Суши-Сет».
У предприятия отпадает необходимость платить премии сотрудникам при снижении товарооборота предприятия. Сотрудник получит премиальное вознаграждение только в том случае, если достигнет определенных показателей по оборачиваемости. В случае не выполнения данных критериев, персоналу не начисляется стимулирующая доплата, а соответственно предприятие не терпит финансовые потери, связанные с реализацией данного вопроса.
В целях документационного обеспечения принятия новой системы оплаты труда рекомендовано внедрение Положения о премировании и составление Соглашения об оплате труда.
Экономия в год от внедрения новой системы материального стимулирования составит 564 тыс. рублей. Данный фактор положительно скажется на финансовом состоянии предприятия. Затраты на внедрение новой программы по оплате труда составляет всего 40 000 руб. - несущественная сумма для ИП Маракулин «Суши-Сет».
Реализация предложенных мероприятий по повышение стимулирующей роли заработной платы труда позволит более эффективно использовать трудовой потенциал ИП Маракулин «Суши- Сет», обеспечить дальнейшее повышение эффективности продаж и экономических показателей его деятельности, что повысит его конкурентоспособность на рынке.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Консультант Плюс.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 3.07.2016) // Консультант Плюс.
3. Александрова Н.А, Васильцова Л.И, Фатеева Н.Б. Основы кадровой политики и кадрового планирования: учебное пособие. Екатеринбург: Уральское аграрное издательство, 2014. 228 с.
4. Афлетунова Г.Э. Система управление персоналом / Г.Э. Афлетунова // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2015. - № 8. - С. 93-97.
5. Белова А.И. Совершенствование кадровой политики ресторана на основе эффективных внутрифирменных технологий / А.И. Белова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 24. - С. 1-6.
6. Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. 5-е изд., стереотип. М. : ИНФРА-М, 2014. 576 с.
7. Власюк Г.В. Демотивация персонала как фактор снижения организационной эффективности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 2015. № 7-8. С. 58-64.
8. Гайсина К.Ф. Эффективность управления персоналом и факторы на нее влияющие / К.Ф. Гайсина, Т.Ю. Зиневич, А.В. Коновалов // В сборнике: В мире научных открытий Материалы V Всероссийской студенческой научной конференции (с международным участием). - 2016. - С. 160-164.
9. Гроув, Э.С. Высокоэффективный менеджмент/ Эндрю С. Гроув. М. :Филинъ, 2014. - 278 с.
10. Зайцева Т.В., Черняева Г.В. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2014. 394 с.
11. Зелинская М.В., Пронин Е.С. Системный подход при отборе персонала: основные этапы и критерии. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015 - № 108 - С. 1093-1106.
12. Кибанов А.Я. Управление персоналом. Теория и практика. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации. М. : Проспект, 2015. 48 с.
13. Келейникова, С. В. Проблемы эффективной мотивации персонала в современных условиях / С. В. Келейникова, Е. В. Панкратов // Инновации в образовательной сфере : материалы междунар. науч. - практ. конф. (Саранск, 8-9 апр. 2015 г.) ; Саранский кооп. ин-т РУК. - Саранск, 2015. - С. 190-192.
14. Курамшина М.А. Исследование современных методов управления персоналом в ресторанном бизнесе / М.А. Курамшина // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 (60). - С. 370- 365
15. Минева О. К. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник. М. : Альфа-М : НИЦ ИНФРА-М, 2015. 272 с.
...