Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ СЕТЕВЫХ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ «СТИШКОВ-ПИРОЖКОВ»

Работа №124513

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Определение понятия
1.2 История создания стишков-пирожков
1.3 Жанр или форма? Определение жанровых особенностей сетевых стихотворных форм
1.4 Актуальность абсурда как необходимое средство гармонизации мышления
1.5 Принадлежность стишков-пирожков к комическим речевым жанрам коммуникативного пространства Интернета
1.6 Сетевая поэзия как посредник между фольклором и литературой: постфольклорный жанр
1.7 Стишки-пирожки как лингво-семиотическая единица прагматически-ориентированного аспекта современного русского языка
1.8 Прецедентность как отличительная черта языковых составляющих стихотворных форм (лингвокультурологический аспект)
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ «СТИШКОВ-ПИРОЖКОВ»
2.1 Языковые особенности жанра стишки-пирожки. Многослойность семантики
2.2.1 Общелитературная лексика
2.2.2 Лексика высокого стиля + общелитературный язык
2.2.3 Сниженная лексика
2.2.4 Сочетание лексики высокого стиля и сниженной лексики
2.2.5 Профессионализмы, окказионализмы, неологизмы, специальные термины и т. п
2.3 Морфологические особенности
2.3 Синтаксические особенности
2.4 Структурно-семантические особенности
2.5 Лингвокультурологические особенности
2.6 Функционально-семантические особенности языковых единиц в стишках-пирожках
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема работы: “Функционально-семантические особенности лексики сетевых стихотворных форм на примере «стишков-пирожков»”.
Актуальность исследования:
Информационные технологии необратимо видоизменили нашу жизнь. БольшАя (а иногда и бОльшая) часть межличностной коммуникации сегодня происходит посредством различных технических средств. Более того, многие процессы и явления, которые ранее, ещё буквально 10 лет назад, требовали непосредственного физического присутствия человека, теперь свободно существуют и работают на виртуальной платформе.
Естественно, что в настоящее время не только значимая часть современной литературы публикуется в Интернете, но и существует единственно в электронном виде:
«Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. На сегодняшний день 2 октября 2016 года 708 077 авторов опубликовали 34 818 324 произведений, сейчас 1 368 авторов в сети.» (http://www.stihi.ru/)
Также нам представляется совершенно естественным, что жанровые пласты в современном литературном творчестве сминаются, деформируются и перемешиваются. Доступность, массовость, мгновенная обратная связь и своеобразная творческая атмосфера литературных (и не только) сообществ Интернета провоцирует трансформацию традиционных жанров и появление и разработку новых. Это подлинно народное творчество, с присущими ему условной анонимностью (автор как правило использует псевдоним (никнейм), но даже он при многократном цитировании теряется); общеизвестностью и тиражированием (мы имеем ввиду интернет-пользователей и Интернет как среду); вариативностью и импровизацией; своеобразным синтаксисом; сквозными персонажами (Петренко, 2014; Алексеевский, 2009 и др.) В то же время, существуют особенности, сближающие эти жанры с литературными — письменная форма существования, выражение индивидуальной авторской позиции и другие.
В фокусе нашего внимания в данном исследовании оказался относительно новый (ему не более 15 лет), детально разработанный и популярный малый жанр интернет-поэзии под названием «стишки-пирожки».
Метапоэтику стишков-пирожков можно описать следующим образом: ««Пирожки» – четверостишия, написанные четырехстопным ямбом, с определенным количеством слогов, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм, с возможным искажением орфографических норм. Источник комического эффекта – неожиданный смысловой поворот, возникающий в последних строках. «Пирожки», по мнению М.Я. Дымарского, как «гарики» И. Губермана и одностишия В. Вишневского, представляют собой опыт институционализации фатического речевого жанра, который можно определить как упражнение в остроумии, в статусе жанра малой поэзии.

олег с оксаной жили вместе
сто долгих и счастливых лет
в прекрасном домике у моря
что у оксаны в голове»
(Щурина, 2014).
Критериями отбора материала для исследования служили:
• частотность в сети;
• коммуникативная значимость;
• странноведческая и культурологическая ценность;
• тематический диапазон;
• авторская индивидуальность и эстетика;
• вероятное отсутствие аналогов в родном языке учащихся.
Жанр «стишки-пирожки» оказался не только популярным, но и продуктивным и породил целое семейство дериватов. Например, появились, стишки-порошки (http://poroshokuhodi.ru/txt/), стишки-таблетки (http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/pavel-mayorov.html) и даже стихи-артишоки (http://www.stihi.ru/2013/05/14/10539).
Логично, что и само средство общения в сети — наш язык, подпадает под влияние трансформирующейся среды общения, то есть претерпевает изменения, навязанные спецификой Интернета (скоростью взаимодействия коммуникантов, неформальной средой и др.).
Этот факт необходимо учитывать при обучении русскому языку как иностранному, так как иностранцы также проводят много времени в сети, но даже для студентов продвинутого уровня, современное русскоязычное коммуникативное пространство Интернета зачастую представляет собой «тёмный лес», что сильно затрудняет для иностранца неформальное общение в сети на неродном языке, которое могло бы служить прекрасным инструментом для формирования вторичной языковой личности.
Преподаватель может и должен помочь обучающемуся свободно ориентироваться в современном коммуникативном русскоязычном пространстве Интернета, но для этого ему необходимо самому чётко и методически верно представлять и использовать актуальные и лучшие из имеющихся лингвотрансформирующих тенденций.
Исследования и личный опыт наблюдения указывают на то, что в виртуальной среде лексический аспект языка претерпевает наибольшие изменения по сравнению с более устойчивыми морфологией и синтаксисом, поэтому в нашей работе мы больше внимания уделили лексике.
Исходя из всего вышесказанного, тема исследования представляется нам актуальной и заслуживающей специального рассмотрения. Нам не удалось обнаружить подробных специальных работ, особенно сопоставительного характера по данной теме, а то небольшое количество научно-методических публикаций, существующих в литературе, не покрывают того количества проблем, которые стоят перед исследователем.
Новизна и практическая ценность исследования заключается в том, что данные стихотворные формы впервые рассматриваются с позиций РКИ как сетевые «неологизмы» в комплексном аспекте (лингвострановедение, лингвокультурология и собственно языковой аспект).
Гипотеза состоит в том, что сетевые стихотворные формы являются частью общего языкового лексического состава русского языка, и, как и остальные его группы, имеют свои языковые и функциональные особенности, нуждаются в специальном изучении и адекватном понимании иностранными учащимися.
Объект описания — конкретные лексические единицы, формирующие стихотворную форму стишков-пирожков.
Предмет — лексика сетевых стихотворных форм как способ отражения современной российской действительности в лингвосоциокультурном аспекте.
Целью данной работы является описание и анализ функционально-семантических особенностей сетевых стихотворных форм на примере «стишков-пирожков».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить существующую научную литературу по теме исследования.
2. Дать обзор теоретических работ, определить основные понятия и терминологию;
3. Сделать выборку материала из Интернета в количестве около 30 единиц;
4. Дать функционально-семантическую характеристику отобранным примерам;
5. Представить возможные группировки лексики (тематическую, частеречную, словообразовательную и др.)
Наша работа построена следующим образом:
• В первой главе мы уделим внимание природе и истории стишков-пирожков, докажем, почему они являются отдельным жанром, проследим их филогенез, а также вскроем секрет их взрывной популярности;
• Во второй главе мы подробно остановимся на лексических, грамматических, функционально-семантических и лингвострановедческих особенностях стишков-пирожков, рассмотренных на примерах;
• В заключении и выводах представим итоги работы;
• В приложении поместим отобранный языковой материал;
• Также работа будет содержать такие стандартные части как оглавление и список литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стишки-пирожки — самостоятельный синтетический малый жанр современной интернет-поэзии, включённый в семейство нетлора (интернет-фольклора);
2. Стишки-пирожки можно использовать в преподавании РКИ как иллюстрирующий или комментирующий материал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа посвящена исследованию функционально-семантических особенностей лексики сетевых стихотворных форм на примере «стишков-пирожков».
По результатам работы можно утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены успешно и гипотеза доказана. Стишки-пирожки являются современным синтетическим поэтическим жанром, занимающим промежуточное положение между фольклорными и литературными жанрами. Они представляют собой популярное и характерное для нетлора (интернет-фольклора) явление. Стишки-пирожки включают в себя всё богатство и разнообразие современного русского языка и могут использоваться на занятиях РКИ в качестве иллюстративного материала, а также материала, в концентрированном виде содержащим прецедентные феномены.
Круг вопросов, возникающих перед исследователем, необозримо широк и мы считаем, что тема современных поэтических интернет-жанров, в частности стишков-пирожков и их дериватов не исчерпана полностью и может изучаться дальше в различных аспектах.



1. Гудков Д. Б. Прецедентная ситуация и способы ее актуализации // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 2000. Вып. 11.
2. Захаренко И. В., Красных В. В., Гудков Д. Б. и др. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М., 1997. Вып. 1. С. 82−103.
3. Новикова, В.Ю. Языковой абсурд как лингвистическое явление Электронный ресурс. / В.Ю. Новикова // Матер. Интернет-конференции, посвященной памяти Г.И. Богина «Рефлексия. Смысл. Герменевтика» / Режим доступа: www.humanities.edu.ru/db/msg/45672.
4. Дземидок Б. О комическом. Изд. «Прогресс», М., 1974.
5. Кошелев А.Д. О природе комического и функции смеха. Язык в движении. К 70-летию Л.П. Крысина, М., 2007.
6. Фарран Е.О. К вопросу о комическом. Современные тенденции в изучении и преподавании русского языка и литературы// Мат. Докладов и сообщений XXII международной научно-методической конференции, Изд-во «СпбГУПТД», 2017.
7. Ахиезер А.С. Социокультурный словарь, М., 1991.
8. Третьякова Т.П. Функциональная семантика и проблема речевого стереотипа. Дисс. д.ф.н., СпбГУ,1998.
9. Алексеевский М.Д. «Что мне водка в летний зной...: проблемы текстологии фольклора в Интернете» // Интернет и фольклор. Сб. ст. – М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2009.
10. Каргин А. С., Костина А. В. Научное осмысление интернет-фольклора: актуальные проблемы и опыт исследования // Интернет и фольклор. Сб. ст. – М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2009. – С. 5-18.
11. Касавин И.Т. «Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка» М, 2008
12. М.Я. Дымарский «Между жанром и творчеством»// Жанры речи. Саратов; М.: Лабиринт, 2012. Вып.8. Жанр и творчество. – С. 385-390.
13. К.А. Щукина «Прецедентные феномены в пирожках и порошках — новых жанрах современной интернет-поэзии»// Мир русского слова №4, 2015.
14. Литературный энциклопедический словарь — М., «Советская энциклопедия», 1987
15. Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206.
16. Савич, Е.В. Дискурс-категории «жанр» и «формат»: обоснование и операционализация / Е.В. Савич // Язык и социум : материалы VIII Междунар. науч. конф., г.Минск, 5-6 дек. 2008 г.: в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т; под общ. ред. Л.Н. Чумак. – Минск : РИВШ, 2009. – Ч.1. – С. 111-114.
17. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова, Москва, 2005.
18. Петренко С.Н. Жанровые традиции постфольклора в поэтике современной русской литературы// Известия Волгоградского государственного педагогического университета, Выпуск№ 2 (87) / 2014
19. Ефимова 2013« Энантиосемия как проявление аллофронии — лингво-семиотические аспекты» Вестник Иркутского государственного лингвистического университета Выпуск № 2 (23) / 2013.
20. Калинина «Язык и общество рубежа XX-XXI в.: Актуальность абсурда», Вестник Вятского государственного гуманитарного университета Выпуск № 1 / том 2 / 2012.
21. Щурина «Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства Интернета», Известия Волгоградского государственного педагогического университета, Выпуск№ 2 (87) / 2014 2014
22. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев E.H. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. 276 с.

23. https://vk.com/perawki
24. Якубинский Л.П. О диалогической речи/Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. - С. 17-58.
25. (https://naked-science.ru/article/interview/stishki-pirozhki-as-a-way-to-have-fun)
26. Лёхин И.В., Петров Ф.Н. (ред.). Словарь иностранных слов, 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. — 858 с.
27. http://pikabu.ru/tag/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B8/hot
28. Новая философская энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 21-24. А.П.
29. Шмидт М.М. Проза Д. Хармса в контексте литературы абсурдизма/ Дисс. к.ф.н., Москва, 2011.
30. Хармс Д., Вагинов К. и др. Ванна Архимеда, Л.: Художественная литература, 1991.
31. Цена метафоры или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. Сборник. М, «Книга», 1989.
32. Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 7-72.
33. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. 240 с.
34. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002
35. Арутюнова Н.Д., Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990
36. http://perashki.ru/Info/Rules/
37. Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. М.,1975. С. 295-312.
38. Крисанова И.В. Полисемия и омонимия в восприятии разновозрастных носителей русского языка/ Дисс. к.ф.н., Комсомольск-на Амуре, 2003, 227 стр.
39. Киршин С.А. Омонимия: сущность проблемы //Теория языка и межъязыковая коммуникация, Курск, 2015.
40. Бирюкова Н. С. О типах прецедентных феноменов // Известия УрГПУ. Лингвистика Екатеринбург, 2005. Вып. 15. С. 60–66.
41. Неклюдов С. Ю. «ПостНаука». — URL: http://postnauka.ru/faq/11073


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ