ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ СЕТЕВЫХ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ «СТИШКОВ-ПИРОЖКОВ»
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Определение понятия
1.2 История создания стишков-пирожков
1.3 Жанр или форма? Определение жанровых особенностей сетевых стихотворных форм
1.4 Актуальность абсурда как необходимое средство гармонизации мышления
1.5 Принадлежность стишков-пирожков к комическим речевым жанрам коммуникативного пространства Интернета
1.6 Сетевая поэзия как посредник между фольклором и литературой: постфольклорный жанр
1.7 Стишки-пирожки как лингво-семиотическая единица прагматически-ориентированного аспекта современного русского языка
1.8 Прецедентность как отличительная черта языковых составляющих стихотворных форм (лингвокультурологический аспект)
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ «СТИШКОВ-ПИРОЖКОВ»
2.1 Языковые особенности жанра стишки-пирожки. Многослойность семантики
2.2.1 Общелитературная лексика
2.2.2 Лексика высокого стиля + общелитературный язык
2.2.3 Сниженная лексика
2.2.4 Сочетание лексики высокого стиля и сниженной лексики
2.2.5 Профессионализмы, окказионализмы, неологизмы, специальные термины и т. п
2.3 Морфологические особенности
2.3 Синтаксические особенности
2.4 Структурно-семантические особенности
2.5 Лингвокультурологические особенности
2.6 Функционально-семантические особенности языковых единиц в стишках-пирожках
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕТЕВЫХ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Определение понятия
1.2 История создания стишков-пирожков
1.3 Жанр или форма? Определение жанровых особенностей сетевых стихотворных форм
1.4 Актуальность абсурда как необходимое средство гармонизации мышления
1.5 Принадлежность стишков-пирожков к комическим речевым жанрам коммуникативного пространства Интернета
1.6 Сетевая поэзия как посредник между фольклором и литературой: постфольклорный жанр
1.7 Стишки-пирожки как лингво-семиотическая единица прагматически-ориентированного аспекта современного русского языка
1.8 Прецедентность как отличительная черта языковых составляющих стихотворных форм (лингвокультурологический аспект)
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ «СТИШКОВ-ПИРОЖКОВ»
2.1 Языковые особенности жанра стишки-пирожки. Многослойность семантики
2.2.1 Общелитературная лексика
2.2.2 Лексика высокого стиля + общелитературный язык
2.2.3 Сниженная лексика
2.2.4 Сочетание лексики высокого стиля и сниженной лексики
2.2.5 Профессионализмы, окказионализмы, неологизмы, специальные термины и т. п
2.3 Морфологические особенности
2.3 Синтаксические особенности
2.4 Структурно-семантические особенности
2.5 Лингвокультурологические особенности
2.6 Функционально-семантические особенности языковых единиц в стишках-пирожках
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема работы: “Функционально-семантические особенности лексики сетевых стихотворных форм на примере «стишков-пирожков»”.
Актуальность исследования:
Информационные технологии необратимо видоизменили нашу жизнь. БольшАя (а иногда и бОльшая) часть межличностной коммуникации сегодня происходит посредством различных технических средств. Более того, многие процессы и явления, которые ранее, ещё буквально 10 лет назад, требовали непосредственного физического присутствия человека, теперь свободно существуют и работают на виртуальной платформе.
Естественно, что в настоящее время не только значимая часть современной литературы публикуется в Интернете, но и существует единственно в электронном виде:
«Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. На сегодняшний день 2 октября 2016 года 708 077 авторов опубликовали 34 818 324 произведений, сейчас 1 368 авторов в сети.» (http://www.stihi.ru/)
Также нам представляется совершенно естественным, что жанровые пласты в современном литературном творчестве сминаются, деформируются и перемешиваются. Доступность, массовость, мгновенная обратная связь и своеобразная творческая атмосфера литературных (и не только) сообществ Интернета провоцирует трансформацию традиционных жанров и появление и разработку новых. Это подлинно народное творчество, с присущими ему условной анонимностью (автор как правило использует псевдоним (никнейм), но даже он при многократном цитировании теряется); общеизвестностью и тиражированием (мы имеем ввиду интернет-пользователей и Интернет как среду); вариативностью и импровизацией; своеобразным синтаксисом; сквозными персонажами (Петренко, 2014; Алексеевский, 2009 и др.) В то же время, существуют особенности, сближающие эти жанры с литературными — письменная форма существования, выражение индивидуальной авторской позиции и другие.
В фокусе нашего внимания в данном исследовании оказался относительно новый (ему не более 15 лет), детально разработанный и популярный малый жанр интернет-поэзии под названием «стишки-пирожки».
Метапоэтику стишков-пирожков можно описать следующим образом: ««Пирожки» – четверостишия, написанные четырехстопным ямбом, с определенным количеством слогов, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм, с возможным искажением орфографических норм. Источник комического эффекта – неожиданный смысловой поворот, возникающий в последних строках. «Пирожки», по мнению М.Я. Дымарского, как «гарики» И. Губермана и одностишия В. Вишневского, представляют собой опыт институционализации фатического речевого жанра, который можно определить как упражнение в остроумии, в статусе жанра малой поэзии.
олег с оксаной жили вместе
сто долгих и счастливых лет
в прекрасном домике у моря
что у оксаны в голове»
(Щурина, 2014).
Критериями отбора материала для исследования служили:
• частотность в сети;
• коммуникативная значимость;
• странноведческая и культурологическая ценность;
• тематический диапазон;
• авторская индивидуальность и эстетика;
• вероятное отсутствие аналогов в родном языке учащихся.
Жанр «стишки-пирожки» оказался не только популярным, но и продуктивным и породил целое семейство дериватов. Например, появились, стишки-порошки (http://poroshokuhodi.ru/txt/), стишки-таблетки (http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/pavel-mayorov.html) и даже стихи-артишоки (http://www.stihi.ru/2013/05/14/10539).
Логично, что и само средство общения в сети — наш язык, подпадает под влияние трансформирующейся среды общения, то есть претерпевает изменения, навязанные спецификой Интернета (скоростью взаимодействия коммуникантов, неформальной средой и др.).
Этот факт необходимо учитывать при обучении русскому языку как иностранному, так как иностранцы также проводят много времени в сети, но даже для студентов продвинутого уровня, современное русскоязычное коммуникативное пространство Интернета зачастую представляет собой «тёмный лес», что сильно затрудняет для иностранца неформальное общение в сети на неродном языке, которое могло бы служить прекрасным инструментом для формирования вторичной языковой личности.
Преподаватель может и должен помочь обучающемуся свободно ориентироваться в современном коммуникативном русскоязычном пространстве Интернета, но для этого ему необходимо самому чётко и методически верно представлять и использовать актуальные и лучшие из имеющихся лингвотрансформирующих тенденций.
Исследования и личный опыт наблюдения указывают на то, что в виртуальной среде лексический аспект языка претерпевает наибольшие изменения по сравнению с более устойчивыми морфологией и синтаксисом, поэтому в нашей работе мы больше внимания уделили лексике.
Исходя из всего вышесказанного, тема исследования представляется нам актуальной и заслуживающей специального рассмотрения. Нам не удалось обнаружить подробных специальных работ, особенно сопоставительного характера по данной теме, а то небольшое количество научно-методических публикаций, существующих в литературе, не покрывают того количества проблем, которые стоят перед исследователем.
Новизна и практическая ценность исследования заключается в том, что данные стихотворные формы впервые рассматриваются с позиций РКИ как сетевые «неологизмы» в комплексном аспекте (лингвострановедение, лингвокультурология и собственно языковой аспект).
Гипотеза состоит в том, что сетевые стихотворные формы являются частью общего языкового лексического состава русского языка, и, как и остальные его группы, имеют свои языковые и функциональные особенности, нуждаются в специальном изучении и адекватном понимании иностранными учащимися.
Объект описания — конкретные лексические единицы, формирующие стихотворную форму стишков-пирожков.
Предмет — лексика сетевых стихотворных форм как способ отражения современной российской действительности в лингвосоциокультурном аспекте.
Целью данной работы является описание и анализ функционально-семантических особенностей сетевых стихотворных форм на примере «стишков-пирожков».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить существующую научную литературу по теме исследования.
2. Дать обзор теоретических работ, определить основные понятия и терминологию;
3. Сделать выборку материала из Интернета в количестве около 30 единиц;
4. Дать функционально-семантическую характеристику отобранным примерам;
5. Представить возможные группировки лексики (тематическую, частеречную, словообразовательную и др.)
Наша работа построена следующим образом:
• В первой главе мы уделим внимание природе и истории стишков-пирожков, докажем, почему они являются отдельным жанром, проследим их филогенез, а также вскроем секрет их взрывной популярности;
• Во второй главе мы подробно остановимся на лексических, грамматических, функционально-семантических и лингвострановедческих особенностях стишков-пирожков, рассмотренных на примерах;
• В заключении и выводах представим итоги работы;
• В приложении поместим отобранный языковой материал;
• Также работа будет содержать такие стандартные части как оглавление и список литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стишки-пирожки — самостоятельный синтетический малый жанр современной интернет-поэзии, включённый в семейство нетлора (интернет-фольклора);
2. Стишки-пирожки можно использовать в преподавании РКИ как иллюстрирующий или комментирующий материал.
Актуальность исследования:
Информационные технологии необратимо видоизменили нашу жизнь. БольшАя (а иногда и бОльшая) часть межличностной коммуникации сегодня происходит посредством различных технических средств. Более того, многие процессы и явления, которые ранее, ещё буквально 10 лет назад, требовали непосредственного физического присутствия человека, теперь свободно существуют и работают на виртуальной платформе.
Естественно, что в настоящее время не только значимая часть современной литературы публикуется в Интернете, но и существует единственно в электронном виде:
«Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. На сегодняшний день 2 октября 2016 года 708 077 авторов опубликовали 34 818 324 произведений, сейчас 1 368 авторов в сети.» (http://www.stihi.ru/)
Также нам представляется совершенно естественным, что жанровые пласты в современном литературном творчестве сминаются, деформируются и перемешиваются. Доступность, массовость, мгновенная обратная связь и своеобразная творческая атмосфера литературных (и не только) сообществ Интернета провоцирует трансформацию традиционных жанров и появление и разработку новых. Это подлинно народное творчество, с присущими ему условной анонимностью (автор как правило использует псевдоним (никнейм), но даже он при многократном цитировании теряется); общеизвестностью и тиражированием (мы имеем ввиду интернет-пользователей и Интернет как среду); вариативностью и импровизацией; своеобразным синтаксисом; сквозными персонажами (Петренко, 2014; Алексеевский, 2009 и др.) В то же время, существуют особенности, сближающие эти жанры с литературными — письменная форма существования, выражение индивидуальной авторской позиции и другие.
В фокусе нашего внимания в данном исследовании оказался относительно новый (ему не более 15 лет), детально разработанный и популярный малый жанр интернет-поэзии под названием «стишки-пирожки».
Метапоэтику стишков-пирожков можно описать следующим образом: ««Пирожки» – четверостишия, написанные четырехстопным ямбом, с определенным количеством слогов, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм, с возможным искажением орфографических норм. Источник комического эффекта – неожиданный смысловой поворот, возникающий в последних строках. «Пирожки», по мнению М.Я. Дымарского, как «гарики» И. Губермана и одностишия В. Вишневского, представляют собой опыт институционализации фатического речевого жанра, который можно определить как упражнение в остроумии, в статусе жанра малой поэзии.
олег с оксаной жили вместе
сто долгих и счастливых лет
в прекрасном домике у моря
что у оксаны в голове»
(Щурина, 2014).
Критериями отбора материала для исследования служили:
• частотность в сети;
• коммуникативная значимость;
• странноведческая и культурологическая ценность;
• тематический диапазон;
• авторская индивидуальность и эстетика;
• вероятное отсутствие аналогов в родном языке учащихся.
Жанр «стишки-пирожки» оказался не только популярным, но и продуктивным и породил целое семейство дериватов. Например, появились, стишки-порошки (http://poroshokuhodi.ru/txt/), стишки-таблетки (http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/pavel-mayorov.html) и даже стихи-артишоки (http://www.stihi.ru/2013/05/14/10539).
Логично, что и само средство общения в сети — наш язык, подпадает под влияние трансформирующейся среды общения, то есть претерпевает изменения, навязанные спецификой Интернета (скоростью взаимодействия коммуникантов, неформальной средой и др.).
Этот факт необходимо учитывать при обучении русскому языку как иностранному, так как иностранцы также проводят много времени в сети, но даже для студентов продвинутого уровня, современное русскоязычное коммуникативное пространство Интернета зачастую представляет собой «тёмный лес», что сильно затрудняет для иностранца неформальное общение в сети на неродном языке, которое могло бы служить прекрасным инструментом для формирования вторичной языковой личности.
Преподаватель может и должен помочь обучающемуся свободно ориентироваться в современном коммуникативном русскоязычном пространстве Интернета, но для этого ему необходимо самому чётко и методически верно представлять и использовать актуальные и лучшие из имеющихся лингвотрансформирующих тенденций.
Исследования и личный опыт наблюдения указывают на то, что в виртуальной среде лексический аспект языка претерпевает наибольшие изменения по сравнению с более устойчивыми морфологией и синтаксисом, поэтому в нашей работе мы больше внимания уделили лексике.
Исходя из всего вышесказанного, тема исследования представляется нам актуальной и заслуживающей специального рассмотрения. Нам не удалось обнаружить подробных специальных работ, особенно сопоставительного характера по данной теме, а то небольшое количество научно-методических публикаций, существующих в литературе, не покрывают того количества проблем, которые стоят перед исследователем.
Новизна и практическая ценность исследования заключается в том, что данные стихотворные формы впервые рассматриваются с позиций РКИ как сетевые «неологизмы» в комплексном аспекте (лингвострановедение, лингвокультурология и собственно языковой аспект).
Гипотеза состоит в том, что сетевые стихотворные формы являются частью общего языкового лексического состава русского языка, и, как и остальные его группы, имеют свои языковые и функциональные особенности, нуждаются в специальном изучении и адекватном понимании иностранными учащимися.
Объект описания — конкретные лексические единицы, формирующие стихотворную форму стишков-пирожков.
Предмет — лексика сетевых стихотворных форм как способ отражения современной российской действительности в лингвосоциокультурном аспекте.
Целью данной работы является описание и анализ функционально-семантических особенностей сетевых стихотворных форм на примере «стишков-пирожков».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить существующую научную литературу по теме исследования.
2. Дать обзор теоретических работ, определить основные понятия и терминологию;
3. Сделать выборку материала из Интернета в количестве около 30 единиц;
4. Дать функционально-семантическую характеристику отобранным примерам;
5. Представить возможные группировки лексики (тематическую, частеречную, словообразовательную и др.)
Наша работа построена следующим образом:
• В первой главе мы уделим внимание природе и истории стишков-пирожков, докажем, почему они являются отдельным жанром, проследим их филогенез, а также вскроем секрет их взрывной популярности;
• Во второй главе мы подробно остановимся на лексических, грамматических, функционально-семантических и лингвострановедческих особенностях стишков-пирожков, рассмотренных на примерах;
• В заключении и выводах представим итоги работы;
• В приложении поместим отобранный языковой материал;
• Также работа будет содержать такие стандартные части как оглавление и список литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стишки-пирожки — самостоятельный синтетический малый жанр современной интернет-поэзии, включённый в семейство нетлора (интернет-фольклора);
2. Стишки-пирожки можно использовать в преподавании РКИ как иллюстрирующий или комментирующий материал.
Наша работа посвящена исследованию функционально-семантических особенностей лексики сетевых стихотворных форм на примере «стишков-пирожков».
По результатам работы можно утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены успешно и гипотеза доказана. Стишки-пирожки являются современным синтетическим поэтическим жанром, занимающим промежуточное положение между фольклорными и литературными жанрами. Они представляют собой популярное и характерное для нетлора (интернет-фольклора) явление. Стишки-пирожки включают в себя всё богатство и разнообразие современного русского языка и могут использоваться на занятиях РКИ в качестве иллюстративного материала, а также материала, в концентрированном виде содержащим прецедентные феномены.
Круг вопросов, возникающих перед исследователем, необозримо широк и мы считаем, что тема современных поэтических интернет-жанров, в частности стишков-пирожков и их дериватов не исчерпана полностью и может изучаться дальше в различных аспектах.
По результатам работы можно утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены успешно и гипотеза доказана. Стишки-пирожки являются современным синтетическим поэтическим жанром, занимающим промежуточное положение между фольклорными и литературными жанрами. Они представляют собой популярное и характерное для нетлора (интернет-фольклора) явление. Стишки-пирожки включают в себя всё богатство и разнообразие современного русского языка и могут использоваться на занятиях РКИ в качестве иллюстративного материала, а также материала, в концентрированном виде содержащим прецедентные феномены.
Круг вопросов, возникающих перед исследователем, необозримо широк и мы считаем, что тема современных поэтических интернет-жанров, в частности стишков-пирожков и их дериватов не исчерпана полностью и может изучаться дальше в различных аспектах.
Подобные работы
- ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛЕКСИКИ СЕТЕВЫХ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ
НА ПРИМЕРЕ «СТИШКОВ-ПИРОЖКОВ»
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017



