Дискурс этнокультурной идентичности в религиозно-философской публицистике
|
Введение
Глава 1. Ценностно-смысловые основания этнокультурной общности в журналистском произведении
1.1. Гносеологические корни и ценности религиозно-философской публицистики
1.2. Этнокультурная идентичность как ценность религиозно-философской публицистики
Глава 2. Актуализация проблем русской идентичности в религиозно-философском произведении
2.1. Причины возникновения проблем русской идентичности в современной философской публицистике
2.2. Дискурс кризиса этнокультурной общности в философской публицистике: взгляд экспертов
2.3. Комплекс религиозно-философских идей как средство обретения «русскости» в публичной сфере
Заключение
Список литературы
Глава 1. Ценностно-смысловые основания этнокультурной общности в журналистском произведении
1.1. Гносеологические корни и ценности религиозно-философской публицистики
1.2. Этнокультурная идентичность как ценность религиозно-философской публицистики
Глава 2. Актуализация проблем русской идентичности в религиозно-философском произведении
2.1. Причины возникновения проблем русской идентичности в современной философской публицистике
2.2. Дискурс кризиса этнокультурной общности в философской публицистике: взгляд экспертов
2.3. Комплекс религиозно-философских идей как средство обретения «русскости» в публичной сфере
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования.90-е годы XX века в нашей стране были полны переломных событий. Реформы, получившие название «перестройка», привели к распаду СССР, крушению старой идеологии, смене идеалов. Возникший кризис в экономической и духовной сферах не могли пройти бесследно для общества. Стал быстро рушиться привычный образ жизни людей, появилась массовая эмиграция, «утечка мозгов». Одновременно внутри государства начался очередной процесс самоидентификации народов, в некоторых регионах поднялись сепаратистские настроения, и это привело к конфликтам. Благодаря глобализации и американизации в России появились характерные для этих процессов тенденции, в числе которых «размытие» коллективного самосознания.
В настоящий момент на укрепление этнокультурной идентичности направленны все усилия действующей власти и общества. Уже стала понятна ее важность для интеллектуальной и духовной жизни человека, необходимость оказывать ей поддержку. Однако помимо государственной политики в этой области, для формирования этнокультурной общности также нужно комфортное коммуникативное пространство. Религиозно-философская публицистика является площадкой для дискуссий, но что особенно важно, авторы философско-публицистических текстов запечатлевают идеи и анализируют их. В материалах современных публицистов есть смысловые ориентиры, прослежены точки роста новых ценностей.
Данный феномен закрепился в общественной практике религиозных философов Серебряного века. Значение его в российском социуме различалось в зависимости от исторического периода – мыслители то показывали новый путь находящейся в религиозно-идеологическом тупике стране (например, конец XIX – начало XX вв.), претендовали на расширение политических и социальных горизонтов, то, наоборот, уходили в тень. В настоящее время многие исследователи говорят о росте интереса общества к этому типу текстов, поскольку «ренессанс» испытывает публицистика в целом. Кроме того, одним из стремлений современной культуры является эклектика, что в конечном итоге ведет к междисциплинарности, образованию объектов на стыке наук и искусств. Религиозно-философская публицистика с ее синтезом веры и разума хорошо вписывается в эту тенденцию, использование этого термина в повседневной практике становится все популярнее.
Обоснование проблемы исследования. Мы рассматриваем дискурсы этнокультурной идентичности, их возникновение и развитие в религиозно-философской публицистике. Кроме того, нам интересно исследование обозначенной группы текстов в качестве познавательных. Это позволит выявить точки зрения, с которых освещают проблемы этнокультурной общности внутри конкретного направления, определить возможные пути их решения.
Проблемой представляется тот факт, что до сих пор современное состояние религиозно-философской публицистики практически не изучено. Несмотря на обилие литературы по этому вопросу, нет общепринятого определения данного вида публицистики, не прослежены основные тенденции, которые в ней существуют, не вполне ясно, как религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, могут влиять на общество. В этом нам предстоит разобраться.
Таким образом, цель данной работы определить комплекс идей, которые, по мнению современных публицистов, помогут укрепить идентичность социума и его индивидов в публичном пространстве.
Объектом работы является религиозно-философская публицистика, актуализирующая проблемы этнокультурной идентичности. Предметом – ценности религиозно-философской публицистики, которые помогают преодолеть кризисные явления этнокультурной идентичности, с точки зрения современных авторов.
Степень научной разработанности темы. Исследования, которые в той или иной степени касались религиозно-философской публицистики, можно разделить на несколько групп.
Первую из них составляют труды, посвященные философии и теории публицистики. К ним можно отнести работы Е. В. Зелениной, В. В. Зеньковского, В. С. Степина, П. А. Сапронова, М. В. Шкондина, А. Л. Семеновой, Ю. В. Синеокой. Стоит сказать, что религиозно-философская публицистика не является главным предметом этих исследований, но термин упоминается «на полях».
Вторая часть источников имеет непосредственное отношение к упомянутому феномену (Н. В. Козловская, А. Е. Рыбас, Н. М. Азарова, Р. В. Жолудь).Тем не менее, в них редко рассматривается текущее состояние религиозно-философской публицистики, за исключением кандидатских диссертаций М. А. Шахбазян и Е. В. Кузнецовой. Первая выделила ряд тенденций и сущностных свойств упомянутых текстов в трансформировавшемся в конце XX –начале XIX веков коммуникативном пространстве, другая–определила религиозно-философскую публицистику как часть современной философской.
Наконец, нами рассмотрен блок работ об этнокультурной идентичности: М. Ш. Абдулаев, Е. С. Куква, И. В. Малыгина, М. А. Михайлова. Здесь было важно найти точки взаимодействия журналистики и дискурса этнокультурной идентичности. Изучением этого вопроса занимались И. Н. Блохин, В. В. Ванчугов.
Эмпирическую базу образуют два блока, позволяющие составить представление о том, с каких сторон рассматривают проблему этнокультурной идентичности в религиозно-публицистических текстах. Основой базы является контент-анализ материалов, размещенных в 2014-2016 годах в качественной прессе, размышляющей о самосознании человека и проводящей соответствующие дискуссии(газета «Завтра», приложение «Независимой газеты» «НГ Религия», «Литературная газета», журнал «Эксперт»). Вместе с тем, преследовалась задача дать более широкий контекст возникновению и развитию проблемы общности в религиозно-философской публицистике. В связи с этим привлечены материалы по теме и за более ранний период. Они были представлены в «Новой газете», газете «Известия», «Российской газете», журнале «Огонек», сборнике статей «Вехи-2009».
Автор поставил следующие задачи:
- определить функции, которые религиозно-философская публицистика выполняет в современном обществе;
- рассмотреть значение этнокультурной идентичности в ценностно-смысловом поле религиозно-философской публицистики;
- проанализировать масштаб проблемы укрепления этнокультурной идентичности в современной России и степень ее медийного освящения;
- опираясь на тексты отечественных публицистов, определить причины кризиса этнокультурной общности на примере русской идентичности;
- определить возможность преодоления кризиса русской идентичности с помощью религиозно-философских идей, заложенных в журналистские тексты.
Методы исследования: общенаучные методы описания, структурно-функциональный анализ, контент-анализ.
Новизна работы определяется тем, что в ней произведен анализ современной религиозно-философской публицистики в России, дан сравнительный анализ взглядов публицистов на проблему этнокультурной идентичности, в связи с чем была соответствующим образом проведена выборка публикаций из наиболее значимых в данном контексте изданий федерального уровня. Этот подход позволил сделать заключения о путях обретения и укрепления самосознания российского общества.
Научно-практическое значение работы состоит том, что в ней представлено обобщение обширного материала об этнокультурной общности и публицистике; выводы и положения исследования могут использоваться для дальнейшей разработки проблемы в теории журналистики. Исследовательская работа также может быть полезна практикующим публицистам и журналистам.
Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации были представлены на различных конференциях– в ходе работы секции «Коммуникативные агрессии: российско-европейский контекст» международного форума STRATCOM (СПб, 2017),в рамках конференции «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (СПб, 2017) и международной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПб, 9-11 марта 2017 года).
Структура работы обусловлена постановкой задач и последовательностью их решения. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы.
В настоящий момент на укрепление этнокультурной идентичности направленны все усилия действующей власти и общества. Уже стала понятна ее важность для интеллектуальной и духовной жизни человека, необходимость оказывать ей поддержку. Однако помимо государственной политики в этой области, для формирования этнокультурной общности также нужно комфортное коммуникативное пространство. Религиозно-философская публицистика является площадкой для дискуссий, но что особенно важно, авторы философско-публицистических текстов запечатлевают идеи и анализируют их. В материалах современных публицистов есть смысловые ориентиры, прослежены точки роста новых ценностей.
Данный феномен закрепился в общественной практике религиозных философов Серебряного века. Значение его в российском социуме различалось в зависимости от исторического периода – мыслители то показывали новый путь находящейся в религиозно-идеологическом тупике стране (например, конец XIX – начало XX вв.), претендовали на расширение политических и социальных горизонтов, то, наоборот, уходили в тень. В настоящее время многие исследователи говорят о росте интереса общества к этому типу текстов, поскольку «ренессанс» испытывает публицистика в целом. Кроме того, одним из стремлений современной культуры является эклектика, что в конечном итоге ведет к междисциплинарности, образованию объектов на стыке наук и искусств. Религиозно-философская публицистика с ее синтезом веры и разума хорошо вписывается в эту тенденцию, использование этого термина в повседневной практике становится все популярнее.
Обоснование проблемы исследования. Мы рассматриваем дискурсы этнокультурной идентичности, их возникновение и развитие в религиозно-философской публицистике. Кроме того, нам интересно исследование обозначенной группы текстов в качестве познавательных. Это позволит выявить точки зрения, с которых освещают проблемы этнокультурной общности внутри конкретного направления, определить возможные пути их решения.
Проблемой представляется тот факт, что до сих пор современное состояние религиозно-философской публицистики практически не изучено. Несмотря на обилие литературы по этому вопросу, нет общепринятого определения данного вида публицистики, не прослежены основные тенденции, которые в ней существуют, не вполне ясно, как религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, могут влиять на общество. В этом нам предстоит разобраться.
Таким образом, цель данной работы определить комплекс идей, которые, по мнению современных публицистов, помогут укрепить идентичность социума и его индивидов в публичном пространстве.
Объектом работы является религиозно-философская публицистика, актуализирующая проблемы этнокультурной идентичности. Предметом – ценности религиозно-философской публицистики, которые помогают преодолеть кризисные явления этнокультурной идентичности, с точки зрения современных авторов.
Степень научной разработанности темы. Исследования, которые в той или иной степени касались религиозно-философской публицистики, можно разделить на несколько групп.
Первую из них составляют труды, посвященные философии и теории публицистики. К ним можно отнести работы Е. В. Зелениной, В. В. Зеньковского, В. С. Степина, П. А. Сапронова, М. В. Шкондина, А. Л. Семеновой, Ю. В. Синеокой. Стоит сказать, что религиозно-философская публицистика не является главным предметом этих исследований, но термин упоминается «на полях».
Вторая часть источников имеет непосредственное отношение к упомянутому феномену (Н. В. Козловская, А. Е. Рыбас, Н. М. Азарова, Р. В. Жолудь).Тем не менее, в них редко рассматривается текущее состояние религиозно-философской публицистики, за исключением кандидатских диссертаций М. А. Шахбазян и Е. В. Кузнецовой. Первая выделила ряд тенденций и сущностных свойств упомянутых текстов в трансформировавшемся в конце XX –начале XIX веков коммуникативном пространстве, другая–определила религиозно-философскую публицистику как часть современной философской.
Наконец, нами рассмотрен блок работ об этнокультурной идентичности: М. Ш. Абдулаев, Е. С. Куква, И. В. Малыгина, М. А. Михайлова. Здесь было важно найти точки взаимодействия журналистики и дискурса этнокультурной идентичности. Изучением этого вопроса занимались И. Н. Блохин, В. В. Ванчугов.
Эмпирическую базу образуют два блока, позволяющие составить представление о том, с каких сторон рассматривают проблему этнокультурной идентичности в религиозно-публицистических текстах. Основой базы является контент-анализ материалов, размещенных в 2014-2016 годах в качественной прессе, размышляющей о самосознании человека и проводящей соответствующие дискуссии(газета «Завтра», приложение «Независимой газеты» «НГ Религия», «Литературная газета», журнал «Эксперт»). Вместе с тем, преследовалась задача дать более широкий контекст возникновению и развитию проблемы общности в религиозно-философской публицистике. В связи с этим привлечены материалы по теме и за более ранний период. Они были представлены в «Новой газете», газете «Известия», «Российской газете», журнале «Огонек», сборнике статей «Вехи-2009».
Автор поставил следующие задачи:
- определить функции, которые религиозно-философская публицистика выполняет в современном обществе;
- рассмотреть значение этнокультурной идентичности в ценностно-смысловом поле религиозно-философской публицистики;
- проанализировать масштаб проблемы укрепления этнокультурной идентичности в современной России и степень ее медийного освящения;
- опираясь на тексты отечественных публицистов, определить причины кризиса этнокультурной общности на примере русской идентичности;
- определить возможность преодоления кризиса русской идентичности с помощью религиозно-философских идей, заложенных в журналистские тексты.
Методы исследования: общенаучные методы описания, структурно-функциональный анализ, контент-анализ.
Новизна работы определяется тем, что в ней произведен анализ современной религиозно-философской публицистики в России, дан сравнительный анализ взглядов публицистов на проблему этнокультурной идентичности, в связи с чем была соответствующим образом проведена выборка публикаций из наиболее значимых в данном контексте изданий федерального уровня. Этот подход позволил сделать заключения о путях обретения и укрепления самосознания российского общества.
Научно-практическое значение работы состоит том, что в ней представлено обобщение обширного материала об этнокультурной общности и публицистике; выводы и положения исследования могут использоваться для дальнейшей разработки проблемы в теории журналистики. Исследовательская работа также может быть полезна практикующим публицистам и журналистам.
Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации были представлены на различных конференциях– в ходе работы секции «Коммуникативные агрессии: российско-европейский контекст» международного форума STRATCOM (СПб, 2017),в рамках конференции «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (СПб, 2017) и международной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПб, 9-11 марта 2017 года).
Структура работы обусловлена постановкой задач и последовательностью их решения. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы.
Религиозно-философская публицистика – это актуальный текст, обращенный к широкому кругу читателей, основой которого являются религиозные представления, идеи, положения, выдвинутые автором, и их аргументация. Религиозно-философская публицистика прочно связана с той культурной средой, в рамках которой существует. Она способна влиять на этнокультурную идентичность, создавая духовные нормы, стереотипы, традиции и ценности.
Проанализировав научные работы, мы рассмотрели функции философско-публицистических текстов в современном обществе и пришли к выводу о том, что ими является создание пространства для ведения диалога, погружение в недра культуры новых категориальных смыслов и «переплавление» их в мировоззренческие универсалии. Кроме того, было установлено, что к философским проблемам сторонники религиозно-философского направления подходят с религиозных позиций. Отличие религиозно-философской публицистики от тех же богословских текстов состоит в трактовке тем. В религиозно-философской они истолковываются через призму собственных взглядов, которые далеко не всегда совпадают с христианским восприятием мира и претерпевают значительные изменения на протяжении жизни авторов.
Для того, чтобы понять те отношения, которые возникают между пространствами этнокультурной общности и религиозно-философской публицистики нам прежде всего потребовалось узнать, что коллективная идентичность значит для людей, а также определить, что мы будем иметь ввиду под «идентичностью» и «этнокультурной идентичностью». В работе отмечено, что идентичность является структурным компонентом личности, развивающимся в процессе взаимодействия индивида с окружением. Этнокультурная идентичность – это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя частью исторически сложившейся общности, степень отождествления представителя этноса с одним народом и обособление от других.
Анализируя литературу по изучаемой теме, мы выяснили, что у религиозных философов есть тексты, в которых они рассуждают о «психологии народов», «характере стран» и стремятся к постижению их коллективной сущности. В конечном итоге это приводит мыслителей к выявлению роли, значения, миссии определенного народа (нации) во всемирной истории, определению его преимуществ и недостатков в интеллектуальной сфере. На мнение публицистов в вопросе этнокультурой общности влияют многие факторы, в том числе современные этнокультурные теории, на которые они опираются. Во-первых, примордиализм, согласно которому этничность – объективная данность. Во-вторых, инструментализм, предполагающий, что этнос возник благодаря политическим мифам, используемым культурными элитами в борьбе за власть. В-третьих, конструктивизм, рассматривающий этнос как интеллектуальный конструкт.
В диссертации приводится авторская интерпретация термина «дискурс этнокультурной идентичности», под которым подразумевается актуальное взаимодействие индивидов и групп в пространстве традиционных и новых медиа по вопросам этнокультурной общности, а результатом публичного обсуждения становится дифференцированная общественная реакция в виде новых интерпретаций определенных событий и тем. Прикладное значение такого дискурса состоит в том, что с его помощью обеспечивается многообразие мнений, взглядов и представлений в обществе.
В диссертации проанализирован масштаб проблемы самосознания в современной России и степень ее представленности в медиа. Выяснилось, что в России сделано многое для того, чтобы сплотить людей. Но этого все же не достаточно, чтобы преодолеть последствия «постперестроечного» кризиса и глобализации. Вместе с тем, интерес к решению проблемы есть, судя по обсуждениям в СМИ, и это дает надежду на нахождение объединяющей концепции. Срез прессы дал основание сделать вывод, что в религиозно-философской публицистике не сложилось пока однозначного мнения о том, какие идеи нужны народам страны.
Чтобы выяснить, способны ли религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, повлиять на проблему, мы привлекли мнение экспертов. Один из собеседников (А. К. Секацкий) уверен, что религиозно-философские идеи могут сыграть свою роль, но при условии, что для их распространения используются новейшие каналы массовых коммуникаций, социальные сети. Сыграть важную роль может и личность носителя концепций, его образ в медиа. Еще один эксперт (А. Рыбас) перечислил такие характерные черты этого типа текстов как, например, попытка обосновывать необходимость динамического развития религии, поиск ответов на вызовы времени, установка на обретение цельного знания, Россия в качестве фундаментальной темы.
Контент-анализ религиозно-философских публикаций показал, что хотя некоторые публицисты симпатизируют комплексу религиозно-философских идей, далеко не все видят в нем то средство, благодаря которому люди обретут идентичность. Об этом свидетельствуют цифры. В общей сложности только за период 2014-2016 гг. было обнаружено 635 публикаций, посвященных проблеме этнокультурной идентичности. Из этого числа лишь 17% авторов выбрали религиозно-философский взгляд в качестве руководства к действию. И все же, как показывает контент-анализ, большинство из создателей философско-публицистических текстов находят в программах мыслителей то, что можно было бы использовать в настоящем.
Проанализировав научные работы, мы рассмотрели функции философско-публицистических текстов в современном обществе и пришли к выводу о том, что ими является создание пространства для ведения диалога, погружение в недра культуры новых категориальных смыслов и «переплавление» их в мировоззренческие универсалии. Кроме того, было установлено, что к философским проблемам сторонники религиозно-философского направления подходят с религиозных позиций. Отличие религиозно-философской публицистики от тех же богословских текстов состоит в трактовке тем. В религиозно-философской они истолковываются через призму собственных взглядов, которые далеко не всегда совпадают с христианским восприятием мира и претерпевают значительные изменения на протяжении жизни авторов.
Для того, чтобы понять те отношения, которые возникают между пространствами этнокультурной общности и религиозно-философской публицистики нам прежде всего потребовалось узнать, что коллективная идентичность значит для людей, а также определить, что мы будем иметь ввиду под «идентичностью» и «этнокультурной идентичностью». В работе отмечено, что идентичность является структурным компонентом личности, развивающимся в процессе взаимодействия индивида с окружением. Этнокультурная идентичность – это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя частью исторически сложившейся общности, степень отождествления представителя этноса с одним народом и обособление от других.
Анализируя литературу по изучаемой теме, мы выяснили, что у религиозных философов есть тексты, в которых они рассуждают о «психологии народов», «характере стран» и стремятся к постижению их коллективной сущности. В конечном итоге это приводит мыслителей к выявлению роли, значения, миссии определенного народа (нации) во всемирной истории, определению его преимуществ и недостатков в интеллектуальной сфере. На мнение публицистов в вопросе этнокультурой общности влияют многие факторы, в том числе современные этнокультурные теории, на которые они опираются. Во-первых, примордиализм, согласно которому этничность – объективная данность. Во-вторых, инструментализм, предполагающий, что этнос возник благодаря политическим мифам, используемым культурными элитами в борьбе за власть. В-третьих, конструктивизм, рассматривающий этнос как интеллектуальный конструкт.
В диссертации приводится авторская интерпретация термина «дискурс этнокультурной идентичности», под которым подразумевается актуальное взаимодействие индивидов и групп в пространстве традиционных и новых медиа по вопросам этнокультурной общности, а результатом публичного обсуждения становится дифференцированная общественная реакция в виде новых интерпретаций определенных событий и тем. Прикладное значение такого дискурса состоит в том, что с его помощью обеспечивается многообразие мнений, взглядов и представлений в обществе.
В диссертации проанализирован масштаб проблемы самосознания в современной России и степень ее представленности в медиа. Выяснилось, что в России сделано многое для того, чтобы сплотить людей. Но этого все же не достаточно, чтобы преодолеть последствия «постперестроечного» кризиса и глобализации. Вместе с тем, интерес к решению проблемы есть, судя по обсуждениям в СМИ, и это дает надежду на нахождение объединяющей концепции. Срез прессы дал основание сделать вывод, что в религиозно-философской публицистике не сложилось пока однозначного мнения о том, какие идеи нужны народам страны.
Чтобы выяснить, способны ли религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, повлиять на проблему, мы привлекли мнение экспертов. Один из собеседников (А. К. Секацкий) уверен, что религиозно-философские идеи могут сыграть свою роль, но при условии, что для их распространения используются новейшие каналы массовых коммуникаций, социальные сети. Сыграть важную роль может и личность носителя концепций, его образ в медиа. Еще один эксперт (А. Рыбас) перечислил такие характерные черты этого типа текстов как, например, попытка обосновывать необходимость динамического развития религии, поиск ответов на вызовы времени, установка на обретение цельного знания, Россия в качестве фундаментальной темы.
Контент-анализ религиозно-философских публикаций показал, что хотя некоторые публицисты симпатизируют комплексу религиозно-философских идей, далеко не все видят в нем то средство, благодаря которому люди обретут идентичность. Об этом свидетельствуют цифры. В общей сложности только за период 2014-2016 гг. было обнаружено 635 публикаций, посвященных проблеме этнокультурной идентичности. Из этого числа лишь 17% авторов выбрали религиозно-философский взгляд в качестве руководства к действию. И все же, как показывает контент-анализ, большинство из создателей философско-публицистических текстов находят в программах мыслителей то, что можно было бы использовать в настоящем.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КИНЕМАТОГРАФЕ ИНДИИ И КИТАЯ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСФЕР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ТРУДОВ С.С. УВАРОВА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Конфликт мировоззрений в современной российской журналистике
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018



