Аннотация 3
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы повышения конкурентоспособности организации 9
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности организации 9
1.2 Методы и факторы, определяющие конкурентоспособность организации 14
1.3 Влияние инновационной политики организации на повышение конкурентоспособности 23
Глава 2 Анализ конкурентоспособности организации на примере а/к «Уральские авиалинии» 31
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика а/к "Уральские авиалинии" 31
2.2 Анализ и оценка деятельности а/к " Уральские авиалинии" 33
2.3 Анализ и оценка деятельности конкурентов а/к "Уральские авиалинии" 41
2.4 Оценка факторов риска а/к " Уральские авиалинии" 51
Глава 3 Пути повышения конкурентоспособности организации а/к «Уральские авиалинии» 67
3.1. Анализ действующей инновационной политики а/к «Уральские авиалинии» 67
3.2 Проектные мероприятия по повышению конкурентоспособности а/к " Уральские авиалинии" 76
Заключение 83
Список использованных источников 85
Приложения 88
Иллюстративный материал отсутствует
Индустрия авиационных перевозок позволяет компаниям быстро и эффективно развиваться, способствует развитию мировой торговли, предоставляя свободу перемещения для бизнесменов и туристов.
Для любого промышленно-развитого государства мира, а тем более для России с ее размерами, количеством удаленных обитаемых регионов, погодными факторами и слабостью транспортной инфраструктуры, освоение и использование воздушного пространства является важнейшим ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей.
В связи с этим индустрия авиаперевозок - это одна из необходимых, инновационных, прибыльных и перспективных структур экономики любого государства, особенно России, устойчивый рост которой должен быть одним из национальных приоритетов.
На состояние и перспективы развития предприятий данной отрасли влияют различные факторы: состояние мировой экономики, происходящие процессы глобализации и интеграции, рост и усиление конкуренции, социально—политическая обстановка в странах мира, международные нормативно—правовые акты в области авиации, рост террористической активности и природных факторов (катастроф), тотальная информатизация, инновационный и научно - технический прогресс.
Динамические изменения указанных факторов и их непосредственное влияние на деятельность авиаперевозчика значительно повышают неопределенность его функционирования, что приводит к постоянному появлению и увеличению все новых и новых рисков, имеющих различные источники формирования и формы проявления - все это определяет актуальность выбранной темы данного исследования.
Целью исследования является разработка теоретических положений и методического инструментария формирования инновационной политики предприятий-авиаперевозчиков коммерческой гражданской авиации России в целях повышения их конкурентоспособности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности организации;
2. рассмотреть пути повышения конкурентоспособности организации;
3. провести анализ конкурентоспособности а/к «Уральские авиалинии»;
4. разработать проектные мероприятия по повышению конкурентоспособности а/к «Уральские авиалинии».
Объект исследования — предприятие авиаперевозчик коммерческой гражданской авиации России в сфере пассажироперевозок, а/к «Уральские авиалинии».
Предметом исследования -стали теоретические и методические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия.
Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ, представлена в работах таких ученых, как: А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и других. Современные разработки в области исследования параметров конкурентоспособности предприятия, а также методов ее повышения сформулированы в трудах М. Портера «Теория конкурентных преимуществ», А. Маршалла «Принцип экономической науки», Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции», А.А. Лазаренко «Методы оценки конкурентоспособности» и др.
Информационную базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в исследуемой сфере, материалы периодической печати, материалы Росстата. В ходе исследования были применены современные научные методы и приемы системного анализа, сравнения, методы аналогий и экспертных оценок.
"Уральские авиалинии" входят в ТОП ведущих российских авиакомпаний по объему перевозок за январь - сентябрь 2017 года. За это время их услугами на более чем 200 направлениях воспользовались 6,1 миллиона человек. В парке воздушных судов 43 лайнера европейского концерна Airbus (23 - А320, 13 - А321 и 7 - А319).
С учетом того, что основная часть выручки зарабатывается на Московском авиа-узле, акцент делается на конкуренцию с авиакомпаниями, работающими на этом направлении.
• Аэрофлот - Российские авиалинии;
• ТРАНСАЭРО;
• Сибирь.
Следующая по значимости часть выручки - это чартерные рейсы. На этом направлении большая конкуренция со следующими авиакомпаниями:
• Трансаэро;
• Оренбургские авиалинии;
• Владивосток Авиа.
Снижение цен на Московском направление было следствием некоторых причин:
• начало эксплуатации А320, как более экономичного типа самолета;
• снижение цены топлива в Аэропорту "Кольцово";
• снижение пассажиропотока и платежеспособности населения;
• переизбыток предлагаемых провозных емкостей (усиление конкуренции);
• приход новых низкобюджетных (Lowcost) авиаперевозчиков.
Для достижения экономического эффекта задействованы следующие факторы конкурентоспособности:
• мобильный парк воздушных судов;
• эффективная тарифная политика;
• технологии работы с пассажирами, поддерживающие их лояльность по отношению к авиакомпании;
• широкая сеть продаж;
• развитие альтернативных видов продаж (Интернет, "Евросеть", "Билет-он-лайн");
• оперативное управление доходностью рейсов;
• высокая квалификация специалистов и т.д.
Рынок воздушных перевозок характеризуется высоким уровнем конкуренции, как на внутренних, так и на международных авиалиниях.
Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой определение целей инновационной стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.
Эффективность инновационной политики непосредственно зависит от инвестиций, которые осуществляют в различных направлениях деятельности организации.
1. Белостоцкая А. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Содержательный аспект тенденции к отражению действительного результата управления // Экономические науки. 2016. № 136. С. 42-46.
2. Бовэ К. Л., Аренс Ч. Ф. Современная реклама. «Довгань», — Тольятти, 2015. С. 79.
3. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб., доп. — М: Маркетинг, 2015. - 596 с. С. 97.
4. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85-87.
5. Еленева Ю. Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2016. - 215 с. С. 43.
6. Жилюк Д. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Анализ эффективности комплексных моделей прогнозирования финансовой несостоятельности (банкротства) промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 831-841.
7. Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Методические вопросы управления процессом принятия решений // Вестник научных конференций. 2017. № 1-2 (17). С. 49-52.
8. Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мартынов В. И. Методика анализа показателей эффективности управления производственной системой // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 955-958.
9. Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Погребова О. А. Природа сопротивлений персонала в свете неизбежности изменений на предприятии // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1 (80-1). С. 901-904.
10. Заярная И. А. Управление повышением конкурентоспособности предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 172-174.
11. Карлик А. Е., Забелин Б. Ф., Конников Е. А. Оперативно-производственное планирование на предприятиях машиностроения // Монография / Казань, 2016.
12. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 67.
13. Конников Е. А. Оценка вероятности потенциального банкротства // Экономика. Управление. Право. 2015. № 3 (60). С. 31-34.
14. Конников Е. А. Технология недобросовестной конкуренции // В сборнике: Пути стабилизации экономики региона в условиях кризисных явлений материалы II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Под общей редакцией И. А. Максимцева. 2016. С. 180-183.
15. Конников Е. А., Алексеев А. А., Метелев П. С., Мокейчев Е. В., Шматко А. Д. Экономика передовых производственных технологий // Монография, Казань, 2016.
...