Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие и экономическая сущность конкурентоспособности 7
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия 13
1.4 Пути повышения конкурентоспособности организации 24
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ФОТОСЕРВИС» 29
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 29
2.2 Финансово-экономическая характеристика ООО «Фотосервис» 31
2.3 Оценка конкурентоспособной силы компании методом SWOT-анализа 43
2.4 Анализ уровня конкурентоспособности ООО «Фотосервис» 49
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ФОТОСЕРВИС» 62
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Фотосервис» 62
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Фотосервис» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
В современных рыночных условиях торговля оказывает активное влияние на развитие экономики и рыночных процессов, содействует удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению качества жизни населения. Современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между организациями сферы обращения. Конкурентоспособность является тем инструментом, который способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на рынке. Предприятие, поддерживающее на постоянной основе более высокий уровень конкурентоспособности, автоматически решает важную стратегическую задачу, связанную с обеспечением устойчивого высокого уровня прибыльности. Это обуславливает необходимость решения актуальной проблемы, связанной с обеспечением высокого уровня конкурентоспособности компаний оказывающих розничные услуги населению.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Вопросами конкуренции занимались зарубежные и отечественные ученые, среди которых следует отметить А. Смита, М. Портера, А. Маршалла. Понятию конкуренции начали уделять внимание, начиная с XV в. Проблемы теоретического определения конкурентоспособности предприятия и методологии ее количественной оценки рассмотрены в работах Л. Латруффе (Франция), в исследованиях экспертов Организации экономического сотрудничества и развития.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.
Поставленная цель определила задачи исследования:
• раскрыть понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
• изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
• провести анализ результатов деятельности предприятия;
• оценить уровень конкурентоспособности предприятия;
• разработать и оценить эффективность мероприятий по повышению конкурентоспособности.
В качестве объекта исследования выступает ООО «Фотосервис» оказывающее услуги по печати фотографий с пленки или электронных носителей, съемке на документы, производству фотосувениров и продаже сопутствующих товаров.
Предмет выпускной квалификационной работы - уровень конкурентоспособности предприятия и предлагаемых им услуг.
Информационную базу исследования составили: нормативные и законодательные акты, исследования отечественных и зарубежных специалистов в области проблем конкурентоспособности и качества продукции в российских источниках, документация и информация ООО «Фотосервис» (бухгалтерский баланс, финансовая отчетность за 2014-2016 гг. и др.).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Наличие множества торговых и производственных предприятий порождает такое явление в экономике как конкуренция. Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства.
Для повышения эффективности работы предприятия основные мероприятия должны быть направлены на повышение качества и конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг. Практическое значение имеет расширение ассортимента продукции, ориентированного на привлечение клиентов и увеличение объемов продаж.
Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать явными конкурентными преимуществами . Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать для повышения конкурентоспособности.
В представленной работе была проведена оценка конкурентоспособности по методу комплексной оценки конкурентоспособности деятельности предприятия и методам, применяющим рейтинговые оценки, что позволяет всесторонне оценить деятельность предприятия «Фотосервис».
Для решения выявленных проблем, а именно, снижения прибыльности и рентабельности деятельности, отсутствие конкурентных преимуществ, были предложены мероприятия, которые заключались в закрытии убыточных отделов, повышение конкурентного ценового преимущества в результате снижения себестоимости предоставления услуги, а также внедрение новых технологий фотопечати, и расширения ассортимента продукции. Все вышеперечисленные мероприятия способствуют повышению уровня конкурентоспособность предприятия, так как приводят к росту прибыльности деятельности за счет снижения неэффективных затрат, а также за счет внедрения уникальной продукции в ассортиментный перечень товаров и услуг предприятия.
Предложенные мероприятия позволят закрепить позицию на рынке в следствии росту уровня конкурентоспособности и занять лидирующие позиции на рынке фотоуслуг в г. Северодвинске. Внедрение предложенных мероприятий не только повысит уровень конкурентоспособности ООО «Фотосервис» с 0,78 до значения 0,87, но и позволит увеличить прибыль от продаж на 700,1 тыс.руб., рентабельность продаж с 10,1% до 12,8%.
Отражение роста конкурентоспособности через коэффициенты конкурентоспособности подтвердило целесообразность проведения предложенных в работе мероприятий.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели работы.
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции»- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Абаев, А .Л., Алексунин, В .А. Международный маркетинг . учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин В.А . Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 362 с.
3. Арженовский, И.В. Маркетинг регионов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям " Менеджмент " и "Экономика" / И.В. Арженовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 135 c.
4. Багиев, Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред. Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2013.703с.
5. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2- е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 c.
6. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2013.-656с
7. Девяткин Е .А. Теория и практика конкуренции: Учебно - методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2015. - 232 стр.
8. Жиль Вальтер. Конкурентоспособность: Общий подход проект Российско -Европейского Центра Экономической Политики (РЕЦЭП).:Москва, 2015. - 52 с.
9. Лизунов И .М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг / И.М. Лизунов. - М. : Юрайт-Издат, 2016. - 335 с.
10. Мазилкина Е. И ., Паничкина Г. Г . Основы управление конкурентоспособностью, М.: Омега-М, 2013. - 328 с
11. Пармененков К .Н. Согласование процессов конкуренции и монополизации как механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий промышленности. Монография, Издательство: Инфра,2014. - 300 с.
12. РохчинВ.Е. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / В.Е. Рохчин, Е.Н. Ветрова, А.В. Полянский; под редакцией д-ра экон. наук, профессора А.Е. Карлика. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2014. - 262 с.
13. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике . Монография. Институт экономики КарНЦ РАН. - Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2015. - 516 с.
14. Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы. - М.:«Феникс», 2013. - 384 с.
15. Токарев, Б .Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев.. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
...