Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования систем управления процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае и России
1.1. Ключевые понятия и основные подходы к их определению...............11
1.2. Социологический анализ опыта управления процессом трудоустройства молодых специалистов
1.3. Модели управления процессом трудоустройства выпускников вузов в других странах
Глава 2. Китайская и русская системы управления процессом трудоустройства молодых специалистов
2.1 Общая характеристика процесса трудоустройства молодых специалистов в Китае и России
2.2. Формы поддержки и помощи оказываемые вузами и предприятиями в процессе трудоустройства молодых специалистов в Китае и России.......47
2.3. Сравнительный анализ функционирования систем управления процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае и России.....62
Глава 3. Основные направления по совершенствованию механизмов управления процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае и России
3.1.Проблемы, требующиеся срочного разрешения в управлении процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае и России.....68
3.2. Проект рекомендаций по улучшению механизма управления процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае
3.3. Проект рекомендаций по улучшению механизма управления процессом трудоустройства молодых специалистов в России
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Программа исследования
Приложение 2. Гайд глубинного интервью
Приложение 3. Анкета для молодых специалистов.
Актуальность темы. Процесс трудоустройства является одной из наиболее актуальных проблем в любой стране современного общества. Он является важным показателем уровня развития экономики страны, показывает направление корректирования политических курсов. Глобализация и технический прогресс в большой степени способствуют экономическому развитию и росту возможностей трудоустройства, но в то же время усиливают нестабильность процесса трудоустройства и увеличивают риск безработицы.
Молодые специалисты является самой энергичной и творческой общественной группой. Они идейные, амбициозные, смелые, обладают системным современным профессиональным знанием, являются ценным человеческим ресурсом. Трудоустройство молодых специалистов касается не только самих выпускников ВУЗов, но и всего общества.
Китай имеет огромное население. С одной стороны, из-за активного развития массового высшего образования число молодых специалистов с каждым годом значительно повышается, с другой стороны, под влиянием мировой экономической депрессии число работников по найму по плану большинства компаний уменьшилось.
В то же время, в последние годы из-за нестабильности экономического положения и огромных изменений во всех аспектах общественной жизни Россия столкнулась с рядом острых социальных проблем. В том числе, с большим давлением в процессе трудоустройства.
Китай и Россия являются крупнейшими странами-соседями друг для друга. Между Китаем и Россией давно установились хорошие отношения. В текущее время обе страны находятся в важном периоде перехода к рыночной экономики. Обеим странам нужно тщательно пересмотреть их экономическую политику. В данных условиях изучение сходств и различий в процессе стимулирования трудоустройства молодых специалистов Китая и России имеет особенно большое значение для обеих стран.
Все это свидетельствует об актуальности проведения сравнительного анализа состояний систем управления процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае и России и выработки рекомендаций для улучшения механизмов двух стран.
Степень разработанности проблемы. Исследуемая в данной работе проблема требует обращения к источникам и концепциями в нескольких аспектах различных наук. Чтобы провести большое количество сравнительных анализов, основанных на ситуациях Китая и России, мы изучали труды российских и китайских ученых, а также работы из других стран.
Изучение системы высшего профессионального образования, отношения между выпускниками и ВУЗами, проблемы молодежи в сфере трудовой деятельности давно были главными темами в области социологии образования и социологии молодежи. Эту тему активно разрабатывали такие российские ученые, как Н. В. Гончарова, А. В. Меренков, В. Н. Шубкин.
Чтобы создать рекомендации по улучшению системы управления процессом трудоустройства молодых специалистов, Ань Цзинь пыталась провести системное исследование существующих на данный момент политик в Китае, а И.А. Пашинян предложил новую концепцию создания «клиенто-ориентированной маркетинговой стратегии» в ВУЗах.
Профориентация и стимулирование создания собственного дела как важные средства содействия эффективному трудоустройству выпускников имеют большое значение для улучшения механизма управления трудоустройством молодых специалистов. Эта проблема изучалась учеными из разных стран: А. И. Веретновым, Фрэнком Парсонсом. Сун Цитином
К сожалению, в данный момент и в Китае и в России не был проведен сравнительный анализ по изучению систем управления процессом трудоустройства молодых специалистов на основе опыта двух стран. Та же самая ситуация обстоит с эмпирическими исследованиями.
Объектом исследования является процесс трудоустройства молодых специалистов в Китае и России.
Предметом исследования является поддержка и помощь, оказываемые вузами, предприятиями и государствам в процессе стимулирования трудоустройства молодых специалистов в Китае и России.
Гипотеза: через сравнение и обобщение разного опыта Китая и России в аспекте стимулировании трудоустройства молодых специалистов можно выработать стратегию улучшения систем управления трудоустройством молодых специалистов.
Целью работы является изучение и сравнение форм поддержки и помощи, оказываемые государствам, вузами, предприятиями выпускникам в процессе стимулирования трудоустройства молодых специалистов в Китае и России, а также оценка эффективность этих способов.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
▪ исследовать концептуальные научные подходы к определению ключевых понятий;
▪ изучить историю развития научной мысли по проблеме трудоустройства молодых специалистов;
▪ сравнить текущие состояния занятости выпускников ВУЗов в Китае и России;
▪ проанализировать сходства и различия в процессе стимулирования трудоустройства молодых специалистов в Китае и России;
▪ исследовать функционирование систем управления процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае и России;
▪ выработать управленческие рекомендации по улучшению эффективности данных систем.
Теоретической и методологической основой работы является ряд концепций различных областей наук, общие методы социологического исследования, системного и сравнительного подхода, методы смежных областей знания – истории, экономики и юриспруденции, а также ряд эмпирических методов: анкетирование, интервью, анализ литературы, метод вторичной обработки данных.
Эмпирическая база данной работы включает в себя две части. Первая часть состоит из трех общественных отчетов: «Ежегодный отчёт занятости китайских выпускников» (2012, 2013, 2014), опубликованный компанией «Mycos»; «Индикатор образования: 2016: статистический сборник», опубликованный Национальном исследовательском университетом «Высшая школа экономики»; «Мониторинг трудоустройства выпускников» (2013, 2014), опубликованный Министерством образования и науки РФ.
Второй частью являются собственные исследования, которые также могут быть разделены на две части: интервью и анкетирование. В первой части мы проводили глубинные интервью с работниками из трех китайских ВУЗов и одного российского ВУЗа. Все респонденты работают в отделах, которые ответственны за карьеру студентов. Во второй части мы проводили опрос китайских молодых специалистов и опрос русских молодых специалистов, получили 130 ответов от китайских студентов и недавних выпускников, которые учатся или учились в 54 разных китайских ВУЗах и 60 ответов русских молодых специалистов, которые представляют 19 русских ВУЗов. Таким образом, были обеспеченны ситуативность и объективность исследования.
Новизна:
1) В данной работе были объединены научные достижения Китая и России по изучаемой теме, проведен сравнительный анализ практического опыта двух стран в ситуации управления процессом трудоустройства молодых специалистов, что имеет большое справочное значение для обеих сторон.
2) В данной работе был проведен вторичный анализ данных трудоустройства выпускников ВУЗов в Китае и России и системно сравнена общая ситуация занятости выпускников ВУЗов обеих стран с 2012 – 2014 гг.(в России: 2013-2014 гг..).
3) Через проведение глубинных интервью с работниками ВУЗов Китая и России были сравнены и обобщены главные формы взаимодействий между ВУЗами, предприятиями и выпускниками с целью стимулирования трудоустройства студентов.
4) С помощью анкетирования китайских и российских студентов была изучена конкретная ситуация реализации этих форм взаимодействий.
5) Разработка рекомендаций в разных направлениях для Китая и России с целью улучшения текущих систем управления процессом трудоустройства молодых специалистов.
Теоретическая и практическая значимость
1) В данной работе мы определили некоторые концепции, которые раньше не имели четких определений в исследованиях по вопросам трудоустройства молодых специалистов, обобщили и сгруппировали формы взаимодействий между ВУЗом, предприятием и выпускником. Все это может быть использовано в дальнейших исследованиях по вопросам трудоустройства молодых специалистов.
2) Обобщенная информация об американской, немецкой и японской моделях управления процессом трудоустройства выпускников ВУЗов имеет большое справочное значение для дальнейших исследований.
3) Мы перевели и представили большое количество оригинальных данных и научных достижений Китая, которые представляют материал для исследований по изучению китайского вопроса.
4) Полученные в эмпирическом исследовании результаты расширяют и углубляют понятие о спецификах и состояниях существующих систем управления процессом трудоустройства молодых специалистов Китая и России, показывают достоинства и недостатки данных механизмов двух стран и направление дальнейшего развития.
Формирование изменений процесса трудоустройства молодых специалистов происходит под влиянием многих факторов. Среди них взаимоотношения и взаимодействие между государством, ВУЗом, предприятием и самим выпускником являются ключевыми элементами для совершенствования механизма управления процессом трудоустройства молодых специалистов.
В процессе углубления понятия сущности и особенностей взаимоотношений и взаимодействия государства, ВУЗа, предприятия и выпускника с помощью конкретизирования определений ключевых субъектов, непосредственно участвующих в процессе трудоустройства молодых специалистов, классифицирования и определения основных форм взаимодействия между ВУЗом, предприятием и выпускником, и самое важное, через изучение научных достижений по вопросам трудоустройства выпускников ВУЗов, мы увидели, какое большое значение имеют оказываемые государством, ВУЗами и предприятиями поддержка и помощь в поднятии уровня управления процессом трудоустройства молодых специалистов и содействия их занятости. Анализ американской, немецкой и японскую моделей управления процессом трудоустройства выпускников ВУЗов также говорит о важности усиления взаимодействия между государством, ВУЗами, предприятиями и выпускниками.
Благодаря проведению вторичного анализа данных, опубликованных авторитетными учётно-счётными организациями, была получена общая характеристика процесса трудоустройства молодых специалистов в Китае и России, которая по очереди может быть обобщаема в следующем:
В Китае: 1)Большое давление и конкуренция из-за огромного населения; 2) Доля трудоустройства выпускников ВУЗов в Китае стабильна и немного повышается; 3) Доля индивидуальных предпринимателей повысилась почти на 1% за два года.
В России: 1) Общее число выпускников ВУЗов непрерывно падало; 2) Доля трудоустройства выпускников ВУЗов в России стабильна; 3) Доля индивидуальных предпринимателей имеет тенденцию к повышению.
Полученные результаты помогают углубить понимание сходств и различий общих положений занятости выпускников ВУЗов в Китае и России.
Проведенные в данной работе социологические исследования позволяют узнать существующие в текущее время формы поддержки и помощи, оказываемые вузами и предприятиями в процессе трудоустройства молодых специалистов в Китае и России, а также и механизм взаимодействия между ними. Формы поддержки для стимулирования занятости выпускников были разделены на две группы: 8 видов формы помощи, оказываемые вузами, и 8, оказываемые предприятиями. Всего 4 ВУЗа участвовали в данной части исследования и представили новейшую информацию о системах управления процессом трудоустройства выпускников в текущее время, что показывает роль учреждений высшего профессионального образования в процессе трудоустройства молодых специалистов. Мы также изучили главные функции Центров занятости в ВУЗах Китая и России.
С целью исследования конкретных ситуаций реализации этих форм поддержки в данной работе проводили анкетирование с большим количеством китайских и российских студентов. По результатам опроса, очевидно, что в настоящее время и в Китае, и в России существует ряд недостатков в процессе управления трудоустройством молодых специалистов, степень удовлетворения студентов работой ВУЗов не высока. На основе этого с целью улучшения механизмов управления процессом трудоустройства молодых специалистов в Китае, и России даны разные управленческие рекомендации, которые были разделены на две части и шесть пунктов.
Таким образом, основная цель данной работы –изучение и сравнение форм поддержки и помощи, оказываемые государством, вузами и предприятиями выпускникам в процессе стимулирования трудоустройства молодых специалистов в Китае и России, а также оценка эффективности этих способов – была достигнута благодаря использованию научного подхода к вопросам трудоустройства молодых специалистов, вторичного анализа данных о состоянии занятости выпускников в Китае и России, проведению оригинальных социальных исследований по данной теме с работниками ВУЗов и студентами из Китая и России, и наконец, разработке управленческих рекомендаций для улучшения данной ситуации.
1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.05.2017) «О занятости населения в Российской Федерации».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Статья 20. Стороны трудовых отношений [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/faedf3a7c3cd35871542ce0c323e898871ca1753/(дата обращения: 15.02.2017).
3. Билл Шлей. Неудержимые: Интенсив для будущих предпринимателей. М.: Манн, ИвановиФербер, 2014. 26с.
4. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978.
5. Большой толковый словарь русских существительных / под редакцией Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПрессКнига, 2009.
6. Веретнов А. И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов: Автореф. дис. ... канд соц. наук. Екатеринбург, 2003.
7. Гончарова Н. В. О рынке труда выпускников вузов // Социол. ис-след. 1997. № 3. С. 105-112.
8. Жукова А. Молодые специалисты – особая категория? [Электронный ресурс] // HR-Portal сообщество и публикация.URL: http://hr-portal.ru/article/molodye-specialisty-osobaya-kategoriya (дата обращения: 02.03.2017).
9. Задорожная И.И. Трудоустройство выпускников вузов: социологический анализ:Автореф. дис. ... канд соц. наук. Москва, 2004.
10.Индикатор образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т. «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016.
11. Карпец В.А. Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс:Автореф. дис. ... канд соц. наук.Саратов , 2005.
12. Лысак Д. Динамика потребления услуг в сфере высшего образования с 1960-х по 2014 год [Электронный ресурс] // TheW&LL. URL: http://thewallmagazine.ru/consumption-of-services-in-the-field-of-higher-education/(дата обращения: 15.03.2017).
13. Минэкономразвития. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства федерального уровня [Электронный ресурс]. URL: https://tpprf.ru/ru/business/gp/(дата обращения: 26.02.2017).
14. Министерство образования и науки РФ. Мониторинг трудоустройства выпускников 2013 [Электрон. ресурс]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2013(дата обращения: 29.03.2017).
15. Министерством образования и науки РФ. Мониторинг трудоустройства выпускников 2014 [Электрон. ресурс]. URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2014(дата обращения: 04.03.2017).
16. Меренков А. В. Рыночные ориентиры студенчества // Социол. исслед. 1998. № 12. С. 97-100.
17. Омелаенко П.С. Организация PR-мероприятия 'день открытых дверей' [Электронный ресурс] // Институт экономики и права Ивана Кушнира.URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2011/1973.htm(дата обращения: 02.02.2017).
18. Пашинян И.А. Оптимизация процесса трудоустройства выпускников вузов в рыночных условиях: Автореф. дис. ... канд соц. наук. Москва, 2000.
19. Росстата. Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса (N 104) [Электронный ресурс]// права ru. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/11451/(дата обращения: 08.02.2017).
20. Санкт-Петербургский государственный университет. Организация
практик [Электрон. ресурс]. URL: http://edu.spbu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=10&Itemid=115(дата обращения: 12.02.2017).
21. Чередниченко Г. А. Молодежь вступает в жизнь (Социол. исследования проблем выбора профессии и трудоустройства) / Г. А. Чередниченко, В. Н. Шубкин. М.: Мысль, 1985.С. 103 - 107.
22. An overview: on-campusrecruiting [Электронный ресурс] // the prepary.URL: http://www.prepary.com/an-overview-on-campus-recruiting/(дата обращения 11.02.2017).
23. Christine K. Volkmann, Kim Oliver Tokarski, Marc Grünhagen Entrepreneurship in a European Perspective: Concepts for the Creation and Growth of New Ventures.– Berlon: SpringerScience&BusinessMedia, 2010.P.297.
24.Lawrence K. Jones Frank Parsons’ contribution to career counseling // Journal of career development, 1994.№20.P. 287.
25. Parsons' theory [Электронный ресурс] // careersnz. URL: https://www.careers.govt.nz/practitioners/career-practice/career-theory-models/parsons-theory/(дата обращения: 03.01.2017).
26. 中华人民共和国就业促进法, 24.04.2015修订版.
27. 中华人民共和国劳动法 (第二章), 28.12.2012修订版.
28. 中华人民共和国劳动合同法, 28.12.2012修订版.
29. 中华人民共和国宪法 (第42条), 14.03.2004修订版.
30. 安锦高校毕业生就业促进政策及促进机制研究 – 以湖北省为例[D], 武汉大学, 2011.
31. 白天亮就业政策4.0 让创业变引擎 (民生三问) // 人民日报. 15.06.2015. P. 7.
32. 褚静德国大学生的良好就业状况对我国高校的启示 // 合肥学院学报(社会科版). 2009. №26 (6). P. 97-99.
33.郜风涛中国经济转型期就业制度研究.北京: 人民出版社, 2009.
34. 国务院国务院办公厅关于切实做好2007年普通高等学校毕业生就业工作的通知 (国办发〔2007〕26号) // 中国大学生就业. 2007. №10.P.8 – 9.
35.国务院国务院关于进一步做好新形势下就业创业工作的意见 (国发〔2015〕23号) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/01/content_9688.htm(дата обращения: 02.02.2017).
36. 教育部教育部办公厅关于印发《大学生职业发展与就业指导课程教学要求》的通知 (教高厅〔2007〕7号) [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.edu.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_745/200802/11260.html(дата обращения: 12.01. 2017).
37. 麦可斯中国大学生就业课题研究组 2012年中国大学生就业报告 (就业蓝皮书). 北京: 社会科学文献出版社, 2012.
38. 麦可斯中国大学生就业课题研究组 2013年中国大学生就业报告 (就业蓝皮书). 北京: 社会科学文献出版社, 2013.
39. 麦可斯中国大学生就业课题研究组 2014年中国大学生就业报告 (就业蓝皮书). 北京: 社会科学文献出版社, 2014.
40. 娜琳日本高校就业指导及给我国的启示 // 内蒙古师范大学学报(教育科学版). 2007. №20(3). P.45 – 48.
41. 潘懋元, 谢作栩试论从精英到大众高等教育的“过渡阶段” // 高等教育研究. 2001.№ 02.P. 1-6.
42. 芮秀文“校企合作”模式下的“就业机制”的构成及完善// 江苏高教. 2012. №5.P.110-111.
43. 孙淇庭创业政策与大学生创业的关系—基于2005—2008级在校大学生的实证研究[D]湖南师范大学, 2009.
44. 王晓阳, 方军美国联邦政府对高校毕业生就业市场的培育与引导 // 世界教育信息. 2009. №01.P.76-81.
45. 王真真, 于景涛日本高校毕业生就业对策及启示 // 当代教育科学. 2010.№3.P. 57 -58.
46. 谢安邦比较高等教育. 桂林: 广西师范大学出版社, 2002.P.148.
47. 杨波德、法两国高校毕业生就业模式的比较分析 — 赴德国、法国考察报告(二) // 中北大学学报(社会科学版) . 2001. №3.P.85-88.
48. 张彩丽, 张之稳大学生创业就业导向的校企合作运行机制探析 // 山东青年政治学院学报. 2012. №28 (3).P.66-69.
49. 中华人民共和国国家统计局国家数据: 普通高等学校数(所) [Электронный ресурс]. URL:
http://data.stats.gov.cn/adv.htm?m=advquery&cn=C01(датаобращения: 11. 02. 2017).
50. 中华人民共和国人力资源和社会保障部中央机关及其直属机构2017年度考试录用公务员报考指南 [Электронный ресурс]. URL: http://bm.scs.gov.cn/2017/UserControl/Department/html/20161014103420.html(датаобращения: 17.01. 2017).