Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Творческий путь Джузеппе Мария Креспи. Биографическая справка о художнике…8
Глава 2. Метод Джузеппе Мария Креспи. Особенности творчества…....11
Глава 3. “Золотой век голландской живописи”: основные мотивы и настроения…15
Глава 4. Описание и анализ влияния голландской живописи на творчество Джузеппе Мария Креспи………….…………………………...18
Заключение…………………………………………………………………..31
Библиография…………………………………………………..……………35
Джузеппе Мария Креспи (1665-1747) (итал. Giuseppe Maria Crespi) является одним из главных представителей поздней классической болонской традиции. Художник известен также по прозвищу lo spagnolo (итал. “испанец”), за полюбившийся ему испанский стиль в одежде. Несмотря на то, что художник наиболее известен своими религиозными и аллегорическими картинами, Креспи также написал большое количество как и портретов, так и жанровых сцен. Трудно определить точное количество произведений Джузеппе Мария Креспи, поскольку многие его работы утеряны, либо имеют проблемы с атрибуированием.
Джузеппе Мария Креспи был известен своей способностью запечатлевать сцены из повседневной жизни, часто изображая на своих картинах городских обывателей, а также тех, кто был менее обеспечен или принадлежал к низшим слоям общества. Вероятно, такой подход к живописи относит нас к деятельности утрехтской школы голландского реализма, Рембрандта и бамбоччанти. Дабы подтвердить или опровергнуть этот тезис, необходимо провести анализ научной литературы, посвященной смежным темам.
О творчестве Джузеппе Мария Креспи написано большое количество работ, как зарубежных, так и отечественных. Все они описывают истоки творчества художника, факты из биографии, а также анализируют его произведения.
Так, М.Я. Либман (1967) создает всеобъемлющую и информативную работу, которая представляет собой монографию о творчестве Креспи, с исследованием наиболее значимых работ художника, исследует и анализирует стиль, приемы и тематику в его картинах. Он также содержит биографический обзор жизни и карьеры художника, помещая его работы в исторический и культурный контекст.
Безусловно, необходимо описать “художественную атмосферу” в период творчества Джузеппе Мария Креспи, господствующие настроения и стиль, именно поэтому важно обратиться к статье “The History of Painting in Italy; from the period of the revival of the arts to the eighteenth century” (2007) , которая охватывает развитие живописи как вида искусства в Италии в период творчества Джузеппе Мария Креспи. Вспомогательным материалом также служит статья Drawings by Giuseppe Maria Crespi (1966) , исследующая творческий метод художника.
В равной степени необходимо выделить работу Светланы Альперс “The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century” (1983) , которая позволяет сравнить и выявить особенности голландской живописной традиции, а также определить культурный, экономический и политический контекст, в котором создавалась живопись Голландии XVII века, концепции репрезентации, подражания и интерпретации в голландском искусстве.
Сборник, составленный М.И. Свидерской (2010) , помогает выделить проблемы художественного развития Западной Европы, в частности стиля барокко и Ренессанса, которые необходимы для анализа творчества Джузеппе Мария Креспи.
При анализе жанровой живописи Джузеппе Мария Креспи, важно обратиться к статье “Giuseppe Maria Crespi and the emergence of genre painting in Italy” (1986) , где исследуется сам феномен возникновения этого стиля в Италии XVII века, а также роль художника в развитии направления жанровой живописи.
Анализируя проявления реализма в итальянском искусстве, необходимо обратиться к подробному исследованию Б.Р. Виппера (1966) , которое позволит определить контекст рассматриваемой эпохи.
Важно затронуть тему голландского реализма, проанализировать основные мотивы живописи и выявить их в творчестве Джузеппе Мария Креспи. Работа Ю.А. Кузнецова (1979) определяет контекст голландского реализма, его истоки и причины возникновения. Анализ картин, находящихся в собрании Государственного Эрмитажа, позволяет выделить основные принципы голландского реализма.
Тема курсовой работы – «Джузеппе Мария Креспи и голландская живопись XVII века: проблема художественных связей и влияний в творчестве мастера».
Актуальность исследования подтверждается отсутствием достаточного количества работ, написанных в смежной тематике. Внимание к творчеству Джузеппе Мария Креспи было направлено только в XX веке, поэтому деятельность итальянского художника в совокупности с ее истоками остаются не до конца изученными.
Объект исследования: живопись Джузеппе Мария Креспи, а также голландская живопись XVII века, в частности творчество Рембрандта, утрехтских караваджистов и деятелей бамбоччанти.
Предмет исследования заключается в изучении взаимосвязей между творчеством Джузеппе Мария Креспи и голландской живописью XVII века, а именно в поиске влияния голландских художников на переход Джузеппе Мария Креспи к натурализму.
Цель исследования: обозначить влияния голландской живописи XVII века на творчество Джузеппе Мария Креспи, выявить художественные связи, особенности его стиля и техники.
Задачи:
– анализ тем и мотивов в живописи Джузеппе Мария Креспи;
– определение влияния утрехтских караваджистов, Рембрандта и деятелей бамбоччанти на творчество Креспи;
– анализ особенностей стиля и техники Джузеппе Мария Креспи;
– определение тем и настроений в голландской живописи XVII века;
– сравнительный анализ работ Креспи и голландских художников XVII века, в особенности Рембрандта, утрехтской школы голландского реализма и деятелей бамбоччанти;
– определение места творчества Креспи в контексте европейской живописи XVII века;
Первая часть нашего исследования посвящена обращению к биографии и творческому методу Джузеппе Мария Креспи, к его становлению художника, определение истоков творчества (обучение у Канути, Чиньяни и др.).
Во второй главе исследуются метод и особенности творчества Джузеппе Мария Креспи. Описываются основные жанры; на конкретных примерах обозначается характерная для художника проработка светотени (влияние тенебризма), композиции. Определяются и другие техники, благодаря которым творчество Креспи является уникальным. Соответственно, выполняется одна из задач исследования, которая заключается в анализе тем и мотивов в живописи Джузеппе Мария Креспи.
Далее, в третьей главе нашей работы рассматривается живопись Голландии XVII века, а именно контекст эпохи и “революция” в жанрах и стилях: например, пейзаж и натюрморт становятся самостоятельными видами искусства. Появление буржуазии, меценатов среди светских людей, – это во многом способствовало развитию жанровой живописи среди голландских художников XVII века.
Заключительная глава отвечает на вопрос о художественных связях в творчестве Джузеппе Мария Креспи. Нами проводится сравнительный анализ работ Креспи, определяется влияние Рембрандта, утрехтской школы голландского реализма и деятелей бамбоччанти, а также обозначается место творчества Креспи в контексте европейской живописи XVII века.
Завершающим этапом нашей работы является заключение, в котором суммируются выводы каждой из частей, посвященной деятельности Джузеппе Мария Креспи, а также описывается перспектива дальнейшего исследования в смежной тематике.
При анализе произведений большое внимание уделяется композиционному построению, светотеневой проработке, трактовке жанров, а также особенностям изображения фигур и деталей.
Проведенное исследование проблемы художественных связей и влияний в творчестве Джузеппе Мария Креспи и голландской живописи XVII века позволило сформулировать ряд основополагающих выводов по теме этой курсовой работы. Актуальность исследовательской деятельности по тематике подтверждается отсутствием достаточного количества работ, написанных в смежной тематике. Внимание к творчеству Джузеппе Мария Креспи было направлено только в XX веке, поэтому деятельность итальянского художника в совокупности с ее истоками остаются не до конца изученными.
Следует констатировать достижение цели исследования и выполнение поставленных задач.
Джузеппе Мария Креспи начинает свою творческую деятельность с обращения к академизму в живописи, следованию традиции Болонской школы живописи. Впоследствии, художник пишет в бытовом жанре, который не был распространен в Италии в период деятельности Креспи. В качестве гипотезы, которая отвечает на вопрос о резкой смене вектора творчества Джузеппе Мария Креспи, можно предположить, что на это изменение повлиял растущий интерес к жанровой живописи, который в то время стал популярным в мире искусства во многом благодаря голландским мастерам и бамбоччанти, переживание последствий упадка Болоньи, а также путешествия художника по итальянским городам, где впоследствии он знакомится с работами Рембрандта и деятелей бамбоччанти.
В работе установлено, что творческий метод Джузеппе Марии Креспи основывался на искусном построении композиции, цвета и светотеневого контраста. Его мастерское использование светотени, драматические позы фигур, цветовые контрасты и способность улавливать эффекты естественного света – все это способствовало тому, чтобы картины итальянского художника были визуально яркими, эмоциональными и полными жизни. Полотна Креспи пестрят обилием динамики, движения, театральности, благодаря энергичным мазкам, сложным позам фигур.
Являющееся необходимым при проведении исследования по этой тематике произведение анализа вопроса об основных мотивах и настроениях Золотого века голландской живописи, был сделан обоснованный вывод о том, что для художников не столько было важно передать действительность, сколько отразить взаимосвязь вещей и явлений духовной жизни человека, напомнить о бренности жизни и современных моральных истинах. В связи с этим, в XVII веке в Голландии и появляется большое количество самостоятельных жанров: натюрморт, пейзаж, автопортрет и др. Это получает большой отклик у населения: буржуазия заказывает работы у художников, покровительствует им, из-за чего индустрия искусства растет. Живопись становится более светской, а также растет свобода в выборе и интерпретации тем.
Подобное обстоятельство привело к расширению аудитории для произведений искусства мастеров того времени, поскольку многие продавали свои работы напрямую публике.
Сформулированное в нашей работе описание и совершенный анализ влияния голландской живописи на творчество Джузеппе Мария Креспи указали на то, что жанровая живопись развивалась и в Италии, а конкретно в творчестве Джузеппе Мария Креспи. Обращение мастера к коллекции Медичи, в этой связи, является для нашего исследовать важным, поскольку там он и знакомится с шедеврами Рембрандта и деятелей бамбоччанти.
Исследование работ Джузеппе Мария Креспи, а также анализ особенностей живописи Рембрандта, деятелей бамбоччанти, представителей утрехтской школы голландского реализма, позволяет сделать вывод о влиянии голландского искусства XVII века, которые проявляются в изображении бытовых сцен, реализме, интерес к более “приземистым” жанрам: натюрморту, рынкам и ярмаркам, домашней обстановке. Кроме того, важным фактором является использование техники светотени, столь распространенной среди последователей Караваджо в Голландии. В равной степени следует выделить коричневую, зачастую с красным оттенком, тональность, которую можно часто наблюдать в полотнах Рембрандта и бамбоччанти. В совокупности, эти тезисы позволяют выдвинуть гипотезу об ориентировании художника на традицию голландской живописи XVII века.
Вместе с тем, нами был выдвинут обоснованный тезис о возможном одновременном ориентировании Джузеппе Мария Креспи как на голландскую традицию, так и на караваджийскую. Таким образом, происходит слияние живописных школ, которые выливаются в индивидуальный стиль Креспи.
Таким образом, подводя итог нашему исследованию, выстраивается гипотеза, которая подразумевает влияние голландских художников (Рембрандта, утрехтских реалистов и бамбоччанти) XVII века на творчество итальянского мастера Джузеппе Мария Креспи. Однако, мы не можем исключать влияние итальянских художников, например, Караваджо.
Творчество Джузеппе Мария Креспи оказывает впоследствии значительное влияние на развитие жанровых сцен в искусстве Италии XVIII века. Появляется “живопись реальной жизни” (в нее входили итальянские художники: Джакомо Франческо Чиппер, Франческо Лодонио и др.) как реакция на барочную помпезность. Для этой школы характерно изображение жанровых сцен, посвященных низшим слоям общества, нередко в гротескной манере.
В качестве перспективы дальнейшего изучения этой темы, можно обратиться к вопросу о причинах перехода Джузеппе Мария Креспи от религиозных и мифологических сюжетов в жанровую живопись.
1. Верижникова Т.Ф. Малые голландцы: Портрет, пейзаж, жанровая живопись, натюрморт. — СПб.: Аврора, 2004. — 256 с.
2. Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. — М.: Искусство, 1966. — С. 17
3. Власов В. Г. Тенебристы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 463—464
4. Дмитриева А. А. Голландская живопись XVII В. И камера-обскура // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. С. 268-272.
5. Дмитриева А. А. Иллюзионистические приемы в голландской живописи XVII века. Архитектон: известия вузов. №3 (35) Сентябрь, 2011.
6. Киселев А. Шедевры мировой живописи. Голландская живопись XVII века. — М.: Белый город, 2008. — С. 26.
7. Кузнецов Ю. А., «Голландская живопись 17-18 веков в Эрмитаже». — Л., «Аврора», 1979
8. Либман М.Я. Джузеппе Мария Креспи. - М.: Искусство, 1967 – 54 c.
9. Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века // Искусство. — 2006. — № 16
10. Никифорова Л.В. Голландская живопись XVII века как визуальная проповедь // Визуальная теология. 2019. №1. С. 115-129.
11. НИУ ВШЭ. Европейское искусство XVII-XVIII веков. Курс лекций. 2022/2023 уч. год.
12. Свидерская М.И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению культурология; в 2 кн. / М.И. Свидерская; М-во культуры РФ, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, философский фак., Гос. ин-т искусствознания. – М.: Галарт, 2010. – 919 с.: цв. ил.
13. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. Реальность и символика. Москва, 1994.
14. Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. 1983. Chicago. p. 532-536.
15. Briganti G., Trezzani L., Laureati L. I Bamboccianti: pittori della vita quotidiana a Roma nel Seicento. Roma, 1983.
16. Brigstocke H. Giuseppe Maria Crespi. Bologna, Frankfurt and Moscow // The Burlington Magazine. – Vol. 132, No. 1053. – Dec., 1990. – Pp. 897-899.
17. Giuseppe Maria Crespi and the emergence of genre painting in Italy: Catalogue is publ. on the occasion of an exhibition of paintings shown exclusively at the Kimbell art museum. Fort Worth, Sept. 20-Dec. 7, 1986 / By John T. Spike; with essays by Mira Pajes Merriman a. Giovanna Perini. – Fort Worth: Centro Di. Kimbell art museum, 1986. – 245 p.
18. Jacob Bean. Drawings by Giuseppe Maria Crespi. Master Drawings, Vol. 4, No. 4 (Winter, 1966), pp. 419-421+486-490.
19. Knox G. Giuseppe Maria Crespi. Fort Worth, Kimbell Art Museum // The Burlington Magazine. – Vol. 128, No. 1005. – Dec., 1986. Pp. 927-928.
20. Lanzi L. The History of Painting in Italy; from the period of the revival of the arts to the eighteenth century / ed. by Thomas Roscoe. – London: Henry G. Bohn, 1847; Digitized by Googlebooks from Oxford University copy on June 31, 2007.
21. Nicolson B. Hendrick Terbrugghen. London: L. Humphries, 1958.
22. Perini G. Giuseppe Maria Crespi. Florence // The Burlington Magazine. – Vol. 135, No. 1085. – Aug., 1993. Pp. 596-588.
23. Storia di Bologna / G. Sassatelli, A. Donati. — Bologna: Bolonia University Press, 2005. — Vol. 1 — Bologna nell’antichità. — 811 p.