Экономика и полезные ископаемые были ни разлучны в течении долгого времени. Существуют государства, в которых большая часть пополнения бюджета идет от продажи нефти, газа и тд. С одной стороны, правительству очень выгодно экспортировать ресурсы и получать от них большие доходы. Руководству страны, кажется, что нет смысла инвестировать денежные средства в иные сектора экономики. Но таким образом они совершают большую ошибку.
Ресурсное проклятие и Голландская болезнь не приговор для экономики страны. Разработаны методы, которые помогают избавиться от них. В данном случае, трудно решить не проблему (Голландская болезнь), а первоисточник проблемы: руководителей страны и окружение руководителей. Развивая все сферы экономики, демократические и правовые институты, правители будут иметь определённый срок правления страной и ограничение в управлении страной, а не честным правителям это не выгодно. Примером такого выступают Африканские республики.
Ресурсное проклятие — это не про то что есть какой-то заговор, есть какое-то вредное свойство у нефти, который обрекает страну на низкие темпы экономического роста. Ресурсное проклятие — это искушение для политической системы, если политическая система не справляется с ним, если политическая элита не выстраивает механизм подотчетности и самоограничения, а также честной политической конкуренции, то, соответственно, страна попадает в ловушку, из которой очень трудно выбраться. Наверное, и в случае с Россией можно об этом говорить. России и повезло, и не повезло одновременно. Повезло, потому что такое богатство есть. Не повезло же, потому что российские политики, видимо, еще не научились справляться с искушением этим самым замечательным богатством воспользоваться.
Пример неуспешного использования фонда для смягчения голландской болезни в Мексике, показывает важность эффективного управления и прозрачности в использовании доходов от экспорта ресурсов, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики и справиться с проблемой голландской болезни.