Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения существительных со значением профессии в современном русском языке 8
1.1. Представление о подкатегории общего рода и именах существительных общего рода в трудах отечественных лингвистов, грамматиках, учебниках 8
1.2. Род существительных в грамматиках, пособиях и учебных комплексах по русскому языку как иностранному 20
1.3. Синтаксические связи при наименованиях профессий 23
1.3.1. Грамматическое и смысловое согласование 23
1.3.2. Координация подлежащего и сказуемого 24
1.4. Предпосылки появления новых существительных общего рода 26
Выводы 28
Глава 2. Анализ существительных, обозначающих профессии и научные звания 31
2.1. Анализ контекстов из НКРЯ 32
2.1.1. Синтаксическая функция наименования профессии с нулевой флексией в предложении 33
2.1.2. Маркеры в предложениях с существительными с нулевой флексией, обозначающие лицо по профессии, указывающие на женский пол лица 36
2.1.2.1. Синтаксические маркеры 36
2.1.2.2. Семантические маркеры 38
2.1.3. Координация существительного с нулевой флексией, обозначающего лицо по профессии, со сказуемым 42
2.1.4. Согласование существительного с нулевой флексией, обозначающего лицо по профессии, с определяющими членами предложения 45
2.2. Анализ данных эксперимента 47
Выводы 56
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложение 71
Род как грамматическая категория в русском языке является непростым и многогранным объектом для изучения. Трудности, связанные с определением рода того или иного существительного, возникают не только у иностранных студентов, но и у носителей русского языка. Понятие рода неразрывно связано с изучением частеречной системы русского языка, системы склонений и, как следствие, с изучением предложно-падежной системы. Род проявляется в именах существительных, прилагательных, числительных, местоимениях, глаголах и причастиях. Невозможно освоить русский язык, не имея представления о роде. Данная категория составляет особенную трудность для тех иностранных студентов, в родном языке которых она отсутствует, либо одни и те же по значению слова в русском языке и языке студента имеют разный род.
Грамматический строй является, пожалуй, одним из самых консервативных и устоявшихся уровней языковой системы. Однако и в нем с течением времени происходят некоторые изменения. Это закономерно, поскольку язык реагирует на различные перемены в сферах, касающихся человеческой жизни. В частности, в связи с появлением такого явления как феминизм и изменением роли женщины в обществе, стало возможным то, что раньше считалось прерогативой сугубо мужской части населения: женщины стали осваивать различные профессии, такие как врач, учитель, режиссер и т.п. Более того, сейчас уже мало кого удивит женщина, занимающая пост декана, профессора или президента.
Как же подобные реалии отражаются в языке? При отсутствии обозначения профессии в женском роде (или в том случае, если такой вариант есть, но имеет коннотации) используется существительное мужского рода по отношению к лицу женского пола. Таким образом, в языке формируется группа слов, которые потенциально могут претендовать на попадание в группу слов общего рода. Данное явление очень дискуссионно, о нем говорят многие отечественные лингвисты, но единой точки зрения не существует. А между тем группа подобных существительных, обозначающих профессию или социальный статус, довольно многочисленна в современном русском языке (СРЯ), а слова, входящие в нее, широко употребляются в речи носителей языка. Также эта группа слов неизменно встречается иностранным студентам во время обучения во всех пособиях.
Следует добавить, что особой проблемой в случае употребления существительных общего рода является согласование с ними прилагательных и местоимений, а так же сочетание с глагольным сказуемым в прошедшем времени (в том случае, если существительное является подлежащим). Как показывает практика, носители часто испытывают затруднения в таких случаях и стараются избегать подобных ситуаций. Можно представить, с какими трудностями столкнется иностранный студент, изучающий русский язык, пытаясь выяснить, какой вариант в таком случае является нормативным.
Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным подробнее изучить эту группу существительных и адекватно отобразить особенности функционирования ее членов, дополнив уже имеющуюся в учебных пособиях по РКИ информацию.
Все вышесказанное обуславливает актуальность нашей работы.
Целью данного исследования является описание грамматических характеристик некоторых существительных со значением профессии и научного звания в современном русском языке и выявление особенностей их функционирования.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) Описать теоретическую базу исследования.
2) Установить, как представлена категория рода имен существительных в учебниках и пособиях по РКИ.
3) Отобрать материал исследования – существительные со значением профессии, должности, научного звания (относящиеся к сфере науки и образования) и контексты с ними.
4) Провести комплексный анализ отобранных контекстов.
5) Провести опрос среди носителей языка.
6) Систематизировать полученные в ходе исследования данные и сделать соответствующие выводы.
Объектом данного исследования являются имена существительные, обозначающие лицо по профессии, званию и должности в сфере науки, а предметом – морфологические характеристики и особенности функционирования этих слов, проявляющиеся в контекстах.
Материалом исследования стали существительные, отобранные из ЕКСД (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) и ОКИН (Общероссийский классификатор информации о населении) при помощи данных словаря Л.К. Граудиной «Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов» (1976). Также материалом послужили контексты с данными существительными, отобранные в Национальном корпусе русского языка, и данные, полученные в ходе опроса.
В ходе работы использовались следующие методы и приемы: прием направленной выборки материала из корпуса, метод морфологического, синтаксического и контекстного анализа, метод анкетирования, метод наблюдения.
Поскольку существительные со значением профессии и должности с нулевой флексией на современном этапе развития русского языка используются и при обозначении лиц женского пола, можно предположить, что прослеживается тенденция к их сближению с группой существительных общего рода. В этом и состоит гипотеза нашей работы.
Положения, выносимые на защиту:
1) В функционировании существительных со значением профессии и научного звания с нулевой флексией появились некоторые особенности, которые наблюдаются в ситуации, когда данное существительное обозначает лицо женского пола.
2) Особенности функционирования этой группы существительных позволяют поднять вопрос о их включении в группу имен существительных общего рода.
3) У носителей языка возникают трудности, связанные с сочетанием сказуемых и определений с существительными, обозначающими профессию и научное звание.
Научная новизна состоит в том, что предпринимается попытка выявить закономерности функционирования существительных из интересующей нас группы в ходе исследования контекстов Национального корпуса русского языка и данных опроса и предложить рекомендации по их презентации в иностранной аудитории.
Теоретическая значимость заключается в систематизации мнений ученых по данной теме и создании теоретической базы для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать при составлении разделов учебников и пособий, затрагивающих изучение рода имен существительных, согласования определений, координации сказуемого и подлежащего, а также при изучении лексических и грамматических тем, связанных с работой и наименованиями профессий.
Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, двух глав и выводов из них, заключения, списка использованной литературы, словарей и электронных ресурсов и приложения.
Итак, обзор научной литературы показал, что существительные, обозначающие наименования профессии (а также научного звания), имеют особенности функционирования, и поэтому часто в работах отечественных лингвистов речь о них заходит в связи с группой существительных общего рода. В основном, ученые (например, Шанский, Тихонов 1987, Камынина 1999) признают существительными общего рода:
1) склоняемые нарицательные имена с окончанием -а (-я), которые служат качественной характеристикой лица, выражая отрицательную оценку лица (ханжа, неряха и т.п.)
2) ласкательные личные имена (Саша, Валя и т. п.)
3) несклоняемые фамилии иноязычного происхождения (Шевченко, Милых и т.п.)
4) названия лиц по народности (коми, саами, манси и др.)
Следует отметить, что большинство лингвистов упоминают только первую группу в своих работах (например, Валгина 2008, Виноградов 2001), а остальные три пункта списка упоминаются в различных комбинациях, либо не упоминаются вовсе. Более того, сам общий род, по мнению ученых, является скорее исключением из традиционной трехчленной родовой системы. Таким образом, однозначный взгляд на группу существительных общего рода в современном языкознании еще не сложился.
Изучая данную тему, ученые также затрагивают наименования профессий с нулевой флексией, которые обнаруживают тенденцию к функционированию, схожему с функционированием имен существительных общего рода. Речь идет о синтаксических связях в предложении – смысловом согласовании и координации со сказуемым. Смысловое согласование можно определить как «употребление согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично» (Шведова 1980: 57). Словосочетания с существительным мужского рода, называющим лицо по профессии, и прилагательным в форме женского рода, если речь идет о лице женского пола (наша врач), является одним из случаев такого согласования (более подробно согласование по смыслу рассматривается в «Русской грамматике» 1980 года (Шведова 1980) и пособии «Активные процессы в современном русском языке» (Валгина 2001)). Координация со сказуемым в форме женского рода прошедшего времени (в такой же разговорной ситуации) уже прочно вошла в употребление.
Говоря о связи существительных, обозначающих лицо по профессии, с группой слов общего рода, лингвисты говорят о тенденции к переходу первой группы во вторую. Словами общего рода наименования профессий с нулевой флексией признаются только в случае согласования с определением женского рода в И.п.; в таком случае эти слова называют однопадежными именами существительными общего рода. Однако в большинстве работ отрицается любая возможность такого сочетания (даже в И.п.).
Такое необычное функционирование является единственной возможностью указать на пол лица, если речь идет о женщине, поскольку суффиксальные параллели женского рода либо имеют коннотации, либо имеют совсем другое значение («жена кого-либо»).
Во второй главе данной работы в фокус нашего внимания попали существительные академик, ассистент, декан факультета, доктор наук, доцент, кандидат наук, преподаватель, профессор, ректор и контексты с ними.
Анализ контекстов, отобранных из Национального корпуса русского языка, и данных, полученных в ходе опроса, подтверждает то факт, что координация существительных со значением профессии и научного звания и глаголом в форме женского рода на сегодняшний день широко распространена и не вызывает трудностей у носителей языка.
Согласование по смыслу еще не получило широкое распространение, но и не отсутствует вовсе, как утверждают многие лингвисты. С помощью данных эксперимента появилась возможность выявить некоторые закономерности в согласовании. Удалось выявить некоторые закономерности функционирования изучаемых слов:
1) при наличии в предложении одного сказуемого и одного определения, большая часть опрошенных выбирает «хрестоматийный» вариант сочетания – сказуемое в форме женского рода и определение в форме мужского рода;
2) при наличии в предложении более двух единиц (как сказуемых, так и определений), которые необходимо сочетать с наименованием профессии, и при этом понятно, что речь идет о женщине, то большинство респондентов выбирает формы женского рода для всех единиц.
В некоторых контекстах респонденты предлагали женскую суффиксальную пару, наличие которой заметно упрощает процесс согласования.
В целом, если предпринять попытку ответить на вопрос «Являются ли слова, отобранные для анализа, именами существительными общего рода?», мы можем с уверенностью ответить, что на данном этапе развития русского языка их можно признать однопадежными именами существительными общего рода. Этот ответ подтверждают как контексты из Национального корпуса русского языка, в которых встречались примеры смыслового согласования в И.п., так и результаты эксперимента, в которых респонденты также давали подобные ответы.
Во время проведения исследования мы убедились, что данная сфера является благодатной почвой для дальнейших исследований, которые могут внести значимый вклад не только в теоретическую грамматику русского языка, но и в методику преподавания русского языка как иностранного, поскольку согласование определяющих членов предложения с существительными вызывает трудности даже у носителей русского языка.
В ходе работы нам открылись некоторые перспективные направления изучения существительных, обозначающих наименования профессий. Вот некоторые из них:
1) Привлечь к эксперименту большее количество респондентов (возможно, сравнить, как проводят согласование и координацию русские и иностранные студенты);
2) Провести анализ большего количества единиц. Например, выбрать тематические группы существительных, связанных с различными профессиональными сферами. Также можно провести сравнительный анализ функционирования наименования профессии с нулевой флексией (употребляющиеся по отношению к лицам женского пола и суффиксальных параллелей женского рода);
3) Попытаться выявить закономерности функционирования наименований профессий и предложить методические рекомендации, которые помогут студентам эффективно усвоить данную тему;
4) Составить комплекс упражнений для иностранных студентов.
1. Аркадьева 1987 – Старт 1-2-3: Книга для преподавателя (Аркадьева О. М., Галеева М. М., Журавлева Л. С. и др.). – М., «Русский язык», 1987, 336 с.
2. Белошапкова 1989 – Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.
3. Битехтина 1995 – Битехтина Г. А. По-русски – без ошибок! (пособие по грамматике русского языка для иностранных учащихся). М.: МГУ, 1995. - 310 с.
4. Боброва 1999 – Боброва, Алина Васильевна. Грамматика русского языка : морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. - М. : Цитадель, 1999. - 280 с.
5. Богатырёва 2015 –В мире русской грамматики: пособие по русскому языку для иностранных учащихся с переводом на английский язык / И. В. Богатырёва [и др.] – М.: Русский язык. Курсы, 2015. – 400 с.
6. Богданов 1997 – Морфемика : принципы сегментации, отождествления и классификации морфологических единиц : Межвуз. сб. / С.-Петербургский гос. ун-т ; под ред. С. И. Богданова, А. С. Герда. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. - 260 с.
7. Богданов 2009 – Морфология современного русского языка : учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С. И. Богданов, В. Б. Евтюхин, Ю. П. Князев и др. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 634 с. — (Русский мир: учебники для высшей школы). ISBN 978-5-8465-0983-2
8. Богородицкий 2005 – Общий курс русской грамматики : из университетских чтений / В. А. Богородицкий; вступ. ст. В. К. Журавлева, И. В. Журавлева. - 6-е изд. - [Репринт. изд.]. - М. : КомКнига, 2005. - I-XIV, 556 : ил. - (Лингвистическое наследие XX века). - Указ.: с. 538-556.
9. Бондарко 2002 – Теория значения в системе функциональной грамматики : на материале русского языка / А. В. Бондарко ; РАН, Ин-т лингвистических исследований. - М. : Языки славянской культуры, 2002. - 736 с. : портр. - (Studia philologica). - Библиогр.: с. 667-701. - Список трудов А. В. Бондарко: с. 715-736. - Предм., имен. указ.: с. 702-714.
10. Бондарко 2005 – Теория морфологических категорий и аспектологические исследования / А. В. Бондарко ; Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исследований. - М. : Языки славянских культур, 2005. - 620 с. : 1 л.портр. - Библиогр.: с. 582-601. - Предм. указ.: с. 609-620.
11. Буланин 1976 – Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
12. Валгина 2001 – Валгина Н. С., Активные процессы в современном русском языке : Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. направлениям и специальностям / Н.С. Валгина. - М : Логос, 2001. - 302,[1] с. ; 22 см. - (Учебник XXI века). - Библиогр.: с. 290
13. Валгина 2008 – Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2008. – 528 с.
14. Виноградов 1952 – Грамматика русского языка : [в 2 т. / АН СССР, Ин-т языкознания; [ред. кол.: В. В. Виноградов и др.]. - М. : Изд-во АН СССР, 1952 - . Т. 1 : Фонетика и морфология / [авт. разделов: Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, М. И. Матусевич и др.]. - М., 1952. - 720 с.
15. Виноградов 1954 – Грамматика русского языка : [в 2 т. / АН СССР, Ин-т языкознания; [ред. кол.: В. В. Виноградов и др.]. - М. : Изд-во АН СССР, 1952 - . Т. 2 : Синтаксис, Ч. 2. - М., 1954. - 444 с.
16. Виноградов 2001 – Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове)/ Под ред. Г.А. Золотовой. – 4-е изд. – М.: Рус. яз., 2001. – 720 с.
17. Воейкова 2012 – От значения к форме, от формы к значению : сб. ст. в честь 80-летия чл.-корр. РАН Александра Владимировича Бондарко / Ин-т лингвист. исследований Рос. акад. наук, С.-Петерб. гос. ун-т, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [ред. кол.: М. Д. Воейкова (отв. ред.) и др.]. - М. : Языки славянских культур, 2012. - 654 с.
18. Граудина 2000 – Культура русской речи : учебник для вузов / [С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, В. П. Даниленко и др.]; Отв. ред.: Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев ; Рос.АН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Норма-Инфра-М, 2000. - X,549 с.
19. Дускаева 2014 – Современный русский язык: учебник для вузов / под ред. Л. Р. Дускаевой. - СПб. : Питер, 2014. - 352 с.
20. Егорова 2001 – Сборник упражнений по русскому языку : некоторые трудные случаи русской грамматики / А.Ф.Егорова; МГУ им.М.В.Ломоносова, Филол.фак. - М. : Муравей-Гайд, 2001. - 111 с.
21. Зенкевич 2004 – Лингвистика и методика : современные тенденции и направления: материалы науч.-практ. конф. 15-16 ноября 2004 г. / Мурманский гос. пед. ун-т ; [отв. ред. С. М. Зенкевич]. - Мурманск : МГПУ, 2004. - 97 с.
22. Иванова 2003 – Иванова Т. А. Имя существительное в аспекте РКИ / Отв. ред. К. А. Рогова. – СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2003. – 80 с. – (Русский язык как иностранный: лингвистические основы описания).
23. Камынина 1999 – Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 240 с.
24. Клубков 2005 – Мысли о русском языке: прошлое, настоящее, будущее : сб. ст. к 155-летию кафедры русского языка (1849-2004) / С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. факультет, Каф. рус. языка ; [отв. ред. П. А. Клубков]. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. - 334 с.
25. Костомаров 1980 – Русский язык для всех : учебник [для иностранцев, изучающих русский язык] / [О. П. Башилова, Н. А. Федянина, Е. М. Степанова и др.]; под ред. В. Г. Костомарова. - 5-е изд. - М. : Русский язык, 1980. - 416 с.
26. Котеняткина 2011 – Категория рода при номинации лиц по профессии, виду деятельности и занимаемой должности (на материале пиренейского и гватемальского национальных вариантов испанского языка) [Текст] : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / И. Б. Котеняткина ; научн. рук. Н. М. Фирсова ; Российский университет дружбы народов (М.). - М., 2011. - 21 с.
27. Ламзикова 1972 – Вопросы грамматики и лексикологии русского языка [Текст] : [Сборник статей] / Ред.: Н. В. Ламзикова ; Рязанский государственный педагогический институт (Рязань). - Рязань : [б. и.], 1972. - 216 с. - (Ученые записки / Рязан. гос. пед. ин-т ; т. 114). - Библиогр.: с. 202.
28. Лисицына 1996 – Улучшаем свой русский : учеб. пособие / Т. А. Лисицына ; С.-Петербургский гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. - 86 с. :
29. Ломоносов 1755 – Ломоносов М. В. Российская грамматика. — СПб.: Имп. Акад. наук, 1755. — 214 с.
30. Ляпон 2012 – Человек о языке - язык о человеке : сборник статей памяти академика Н. Ю. Шведовой / Рос. АН, Отд-ние ист.-филол. наук, Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова ; [редкол.: Ляпон (отв. ред.) и др.]. - М. : Азбуковник, 2012. - 438 с.
31. Милославский 2011 – Морфологические категории современного русского языка : учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101-"Русский язык и литература" / И. Г. Милославский. - 2-е изд. - М. : Книжный дом "Либроком" : URSS, 2011. - 254 с.
32. Никулина 1974 – Вопросы лексики и грамматики русского языка [] : сборник статей. Вып. 2 / Отв. ред. З. П. Никулина , Ред. Б. А. Белова , Ред. О. А. Любимова ; Кемеровкий гос. пед. ин-т. - Кемерово : [б. и.], 1974. - 148 с.
33. Ожегов 1963 – Развитие современного русского языка / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред. С. И. Ожегова и М. В. Панова. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - 172 с.
34. Остапенко 1987 – Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе / В. И. Остапенко. - 3-е изд., испр. - М. : Русский язык, 1987. - 145 с.
35. Панова 1996 – Морфологические категории в современном русском языке. Аспекты формального выражения глагольного вида и рода существительных : Аспекты формального выражения глагольного вида и рода существительных : автореферат дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Г. И. Панова ; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. - СПб., 1996. - 33 с.
36. Пехлеванова 1990 – Грамматика русского языка в иллюстрациях / К. И. Пехлеванова, М. Н. Лебедева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Русский язык, 1990. - 352 с.
37. Пешковский 2001 – Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. - 8-е изд., доп. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 544 с. разд. паг.
38. Ремчукова 2005 – Креативный потенциал русской грамматики (морфологические ресурсы языка) [Текст] : автореферат дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Е. Н. Ремчукова ; [Российский ун-т дружбы народов]. - М., 2005. - 40 с.
39. Рожкова 1978 – Вопросы практической грамматики в преподавании русского языка как иностранного : (Спецкурс для слушателей ФПК по специальности "Русский язык как неродной") / Г. И. Рожкова. - М. : Изд-во МГУ, 1978. - 61 с.
40. Рожкова 1978 – Рожкова Г. И. Очерки практической грамматики русского языка. Учеб.пособие. М., «Высш. школа», 1978.
41. Розенталь 1991 – Современный русский язык : учеб. пособие для студентов-филологов заоч. обучения / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А.Теленкова. - М. : Высшая школа, 1991. - 559 с.
42. Савченко 1980 – Грамматика русского языка : учебник для студентов всех факультетов СУ, за исключением отделения русской филологии / К. Савченко, Л. Дончева-Марева, Н. Георгиева, Г. Оранска. - 3-е изд. - София : Наука и искусство, 1980. - 317 с.
43. Химик 1995 – Практический синтаксис русского языка : учеб.-метод. пособие для иностр. учащихся / С.-Петербургский гос.ун-т ; [авт.-сост. В. В. Химик]. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1995. - 64 с.
44. Чернышов 2005 – Чернышов С. И. Поехали!: Русский язык для взрослых. Начальный курс. – 4-е изд. – СПб: Liden&Denz, Златоуст, 2005. – 280 с.
45. Шанская 1964 – Родовая принадлежность имен существительных в современном русском языке (нормативно-стилистическая характеристика) [] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. / Т. В. Шанская ; Московский государственный университет. - М., 1964. - 22 с.
46. Шанский, Тихонов 1987 – Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
47. Шведова 1980 – Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980. — 25 000 экз.
48. Шведова 1980 – Русская грамматика. Т. 2: Синтаксис / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). — М.: Наука, 1980.
49. Шведова 2002 – Краткая русская грамматика / Белоусов В. Н.. Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. и др.; Под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. – М.,: 2002 – 726.
50. Эсмантова 2008 – Эсмантова, Т. Л. Русский язык: 5 элементов : уровень А1 (элементарный). – СПб, : Златоуст, 2008. – 320 с.
Список словарей
1. Граудина 1976 – Граудина Л.К., Грамматическая правильность русской речи : Опыт частот.-стилист. словаря вариантов / АН СССР. Ин-т рус.яз. - Москва : Наука, 1976. - 454 с. ; 22 см
2. Евгеньева 1981-1988 – Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т русского языка; [гл. ред. А. П. Евгеньева]. – М., 1981-1988. (МАС).
3. Ефремова 2000 – Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).
4. Кузнецов 2001 – Большой толковый словарь русского языка / авт. и рук. проекта, сост., гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб., 2001. – 1535 с. (БТС).
5. Ляшевская, Шаров 2009 – О. Н. Ляшевская, С. А. Шаров, Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.
6. Ожегов, Шведова 2006 – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с. — ISBN 978-5-9900358-6-7.
7. Ушаков 2013 – Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. — 800 с. — (БШС. Библиотека школьных словарей).
Список электронных источников
1. Викисловарь – Значение слова «Деканша» – [Электронный ресурс] – Режим доступа [https://ru.wiktionary.org/wiki/деканша]. (Дата просмотра 20.01.2018)
2. Горошко – Гендерная проблематика в языкознании – [Электронный ресурс] – Режим доступа [http://www.owl.ru/win/books/articles/goroshko.htm]. (Дата просмотра 15.09.2017)
3. ЕКСД – Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования – Должности профессорско-преподавательского состава – [Электронный ресурс] – Режим доступа [https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/vysshego-professionalnogo-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniia/dolzhnosti-professorsko-prepodavatelskogo-sostava.html]. (Дата просмотра 15.11.2017)
4. Национальный корпус русского языка – [Электронный ресурс] – Режим доступа [http://www.ruscorpora.ru/search-main.html]. (Дата просмотра 19.01.2018)
5. ОКИН – Ученые звания – [Электронный ресурс] – Режим доступа [https://classinform.ru/okin/faset-36.html]. (Дата просмотра 15.11.2017)
6. ОКИН – Ученые степени – [Электронный ресурс] – Режим доступа [https://classinform.ru/okin/faset-35.html]. (Дата просмотра 15.11.2017)