Введение 2
Глава 1
Определение взаимосвязи внутренней и внешней политики
1.1. Предпосылки изучения взаимодействия внешней и внутренней политики: два подхода к определению первостепенного направления политики 11
1.2. Взаимовлияние внешней и внутренней политики в рамках ТМО 20
Глава 2
Влияние внешней политики на усугубление внутриполитического конфликта в Германии 1919-1933 гг.
2.1. Внешнеполитический фактор развития внутриполитического кризиса в Германии 1919-1929 гг. 28
2.2. Использование внутреннего кризиса для разрешения внешнеполитических задач кабинетами Г. Брюнинга и Ф. фон Папена в 1930-1932 гг. 37
Глава 3
Внешняя политика и внутриполитический кризис в Австрийской республике в 1919-1933 гг.
3.1. Внешнеполитический фактор формирования независимой Австрии в первые послевоенные годы и направления австрийской внешней политики в первые послевоенные годы 43
3.2. Внешнеполитический фактор эскалации внутренних противоречий в Австрии в 1921-1933 гг. 50
Заключение 59
Список использованных источников 61
Список использованной литературы 65
Внешняя политика Веймарской и Первой Австрийской республик является одной из самых спорных тем в истории немецкоговорящих стран. В данной работе мы проанализируем влияние внешней политики на внутренние процессы в Германии и Австрии в 1919-1933 гг. и определим существовала ли связь между внешнеполитическими решениями политиков и отходом Австрии и Германии от демократии.
Несомненно, кризис демократии а в Германии и Австрии в 1920-х гг был спровоцирован определённым набором элементов. В связи с этим особую важность приобретает исследование отдельных факторов, способствовавших отходу Германии и Австрии от демократического устройства. Одним из факторов является внешняя политика. Для точного ответа на вопрос о влиянии внешней политики на эскалацию внутреннего кризиса необходимо проанализировать основные внешнеполитические цели и задачи, определить что являлось первичным для немецких и австрийских политиков: внешняя или внутренняя политика.
Актуальность. Вопрос о взаимосвязи внутренней и внешней политики является одним из важнейших в рамках теории международных отношений, однако в то же время одним из наиболее спорных. Со времён Пелопоннесской войны вплоть до современной ТМО исследователи не смогли вывести единую комплексную теорию взаимосвязи политик.
Период между Первой и Второй мировыми войнами можно характеризовать как время «упущенных возможностей» для демократических режимов в Германии и Австрии. Анализ роли внешней политики на внутренние процессы на примере Германии и Австрии в межвоенный период помогут выявить определённые связи и переплетения внешней и внутренней политики, определить степень влияния внешней политики на внутреннюю.
Проблема кризиса демократии остаётся важной и в современной системе международных отношений. Для того чтобы определить природу и причины внутренних кризисов необходимо рассмотрение определённых факторов, оказывающих влияние на кризисы демократий. В связи с этим анализ влияния внешней политики на внутренние процессы государства становится актуальным.
Цель данной работы: определить степень влияния внешнеполитических решений австрийской и немецкой правящей элиты на углубление внутриполитического кризиса, закончившегося установлением в Германии и Австрии авторитарных режимов.
Задачи исследования:
проанализировать существующие теоретические подходы к проблеме взаимосвязи внешней и внутренней политики
рассмотреть и определить основные векторы внешней политики Первой Австрийской республики и Веймарской республики 1918-1933 гг.
определить наличие и характер связей между внешней политикой и внутренними процессами в Веймарской республике
проанализировать связь между внешней политикой Австрии и углублением внутриполитического кризиса в Первой Австрийской республике
Анализ использованной литературы. На данный момент Веймарский период германской истории изучен довольно подробно. Существует целый ряд произведений, посвящённых восхождению НСДАП к власти. Данные работы, в основном, рассказывают об истории немецкой демократии и её внешней политики и нацистской партии. Степень влияния внешней политики на усугубление внутреннего кризиса не изучалась отдельно, а рассматривалась вкупе с остальными элементами, такими как безработица и экономический кризис. В связи с этим для точного анализа уровня влияния внешнеполитических решений необходимо обратиться к материалам, посвящённым исследованиям внешней и внутренней политики Веймарской республики. В данном ряду особо примечательной является монография Г.А. Винклера «Веймар 1918-1933. История первой немецкой демократии». Автор по-своему анализирует причины падения Веймарского режима, связывает парламентскую неустойчивость с личностью президента Гинденбурга и его приближённых, не желавших активно сотрудничать с лево-центристской партией СДПГ, поддерживая при этом правоориентированные партии (к примеру, ДНФП А. Гугенберга). Анализируя истоки внутреннего кризиса в политической системе Веймара, автор не отрицает и внешнеполитического влияния на его усугубление. Г. Винклер делает акцент на внутреннюю политику Г. Брюнинга, выводит тезис о намеренном усугублении экономической ситуации в стране ради достижения внешнеполитических целей. Таким образом, автор считает катализаторами кризиса целый ряд как внешних, так и внутренних противоречий.
Иной подход к проблеме раскрывается в монографии Н.В. Павлова «Внешняя политика Германии от Бисмарка до Меркель». В главе, посвящённой Веймарской республике, он говорит, что крах демократической системы был обусловлен экономическим кризисом и ростом безработицы. По мнению автора, внешняя политика не влияла на усугубление кризиса в 1930-1933 гг., так как репарационный вопрос был отложен, а «план Юнга» устраивал правящую элиту. Также как и Г. Винклер автор подчёркивает роль П. Гинденбурга в становлении немецкого тоталитаризма, отмечая, что именно по решению президента в 1930 г. чрезвычайными полномочиями был наделён Г. Брюнинг.
В работах авторов по-разному оценивается роль внешней политики в процессе постепенной радикализации Германии в 1923-1933 гг., однако остальные элементы, оказывавшие влияние на внутриполитическую ситуацию совпадают. Основными являются репарационные споры, рост безработицы и личность президента П. Гинденбурга. Однако стоит отметить, что на вышеуказанные элементы также распространяется действие внешней политики. Идеи имперского величия в немецкой внешней политике способствовали активному процессу ревизии репарационных положений Версаля, тем самым ухудшая внутриполитическую стабильность в стране. И избрание в 1925 г. президентом П. Гинденбурга тоже в определённой степени зависело от его прежних заслуг и надежд на возвращение на мировую арену сильной Германии. Таким образом, данная тема становится многогранной.
В монографии “Веймарская республика” автор Э. Кольб, в отличие от Г. Винклера и Н. Павлова обращает внимание не только на исторический анализ событий периода Веймарской республики, но и отдельно выделяет структурные проблемы демократического режима в Германии. Главы, посвященные Конституции Веймарской республики, процессу создания демократии в Германии, немецкому обществу помогают проанализировать проблему с разных сторон и проследить взаимовлияние различных факторов на кризис немецкой демократии.
В процессе написания работы были использованы труды, посвященные определенным международным событиям, связанных с Веймарской республикой. Для изучения причин Раппальского договора и Рурского кризиса были использованы работы Г. Мюллера «Пересмотр Рапалло: Свежий взгляд на секретное военное соглашение Германии и России в 1922» и « Д. Вильямсона «Великобритания и Рурский кризис 1923-1924.
Для понимания внешних и внутренних процессов в Веймарской республики в период Штреземана важной является работа Т. Бальдерстона, в которой подробно описываются причины подъёма немецкой экономики, но критикуются методы достижения экономического роста.
Статьи А. Брехта «Немецкая армия в ретроспективе» и А. Смита «Генерал Сект и Веймарская республика» помогают проанализировать влияние армии на правящие элиты и оценить роль армии в эскалации кризиса.
Исследования на русском языке, посвящённые истории и политики Первой Австрийской республики, были написаны, в основном, в период существования СССР. Данные работы концентрируются на изучении деятельности социал-демократов в период внутриполитического кризиса. В данном ряду особо выделяется двухтомное исследование В.М. Турока «Очерки истории Австрии 1918-1928» и «Очерки истории Австрии 1929-1938». Автор связывает парламентскую неустойчивость и раскол в австрийском обществе с деятельностью социал-демократов, которые, по его мнению, отказались от идей социализма ради сиюминутной политической выгоды. Анализируя истоки внутреннего кризиса, автор не отрицает и внешнеполитического влияния на его усугубление. В ряде случаев В. Турок говорит о деструктивной роли Веймарской республики в урегулировании внутреннего кризиса в Австрии, подчёркивает дружелюбную политику немецких социал-демократов по отношению к представителям австрийской Христианско-социальной партии. В то же время внешняя политика, по мнению В.М. Турока не стала ключевым фактором в «фашизации» Австрии.
Отдельную группу составляет литература, посвящённая отдельным факторам распада Австрийской республики. В работе Л. Едлички «Австрийский Хеймвер» раскрывается деятельность австрийских военных формирований, описывается их роль в дестабилизации внутренней ситуации в стране. Автор отмечает роль внешней политики Италии в деятельности Хеймвера, но признаёт, что существовали и внутриполитические причины роста их популярности. Фактор антидемократического мышления правящих элит в отходе Австрии от парламентаризма также рассматривается в работе А. Диаманта, посвящённых анализу исторического опыта Первой Австрийской республики. Роль внешнеэкономический фактора в стабилизации внутренней ситуации в Австрии в середине 1920-х гг была рассмотрена Н. Маркусом и Д. Пайлом.
В работах А. Орде, Г. Матиса, Г. Пареске и З. Мюнца, посвящённых внешней политике Австрии в межвоенный период, рассматриваются двухсторонние внешнеполитические отношения Австрии с Великобританией, Чехословакией, Италией, Германией.
Для более детального анализа внешней политики Австрии в кризисных внешнеполитических ситуациях, были исследованы статьи О. Головашиной, Й. Кунца, А. Орде, посвящённые процессу создания Австрийской республики, Тирольскому кризису, образованию немецко-австрийского таможенного союза.
Источниковая база. Чтобы проанализировать существующие теоретические подходы к проблеме взаимосвязи внешней и внутренней политики были использованы философско-теоретические исследования, в ходе которых создается определенная методология изучения поставленной проблемы. Нами были изучены 2 подхода к определению взаимосвязи внешней и внутренней политики, созданных Платоном и Аристотелем.
В рамках государственно-центристской парадигмы, согласно которой признаётся первостепенность внутренней политики, нами были изучены труды Т. Гоббса, Н. Маккиавелли. В это же время важным представляется изучение работ представителей второго подхода, заявлявших об определяющей роли внутренней политики. Фундаментальными в этой области являются работы Дж. Локка и И. Канта.
Также нами были проанализированы альтернативные теории Г. Гегеля и К. Маркса о взаимосвязи внешней и внутренней политики.
В рамках теории международных отношений вопрос взаимосвязи внешней и внутренней политики остался актуальным. Продолжателями государственно-центристского подхода стали реалисты и неореалисты, в частности Г. Моргентау и К. Уолтц. Последователями идей Аристотеля и Канта становятся неолибералы, среди которых отдельно можно выделить Дж. Розенау. Важной для изучения является теория «мир-системы» И. Валлерстайна.
Работы Д. Истона в рамках теории «системного подхода» позволяют объединить внешнюю и внутреннюю политику в комплексную политическую систему государства. В. Якоби и С. Шнайдер описали метод изучения взаимосвязи обеих политик через универсальную категорию политического приоритета.
В ходе изучения проблемы взаимосвязи внешней и внутренней политик были изучены документы, помогающие беспристрастно оценить и проанализировать международные процессы межвоенного периода.
Мемуары известного австрийского политика, теоретика австромарксизма О. Бауэра позволяют понять принцип приянтия внешнеполитических решений в Австрии в первые послевоенные годы. В своих работах «Австрийская революция» и «Путь к социализму» он культивирует образ нежизнеспособной Австрии, ослабленной как в экономическом, так и в военном плане после поражения в Первой мировой войне и дезинтеграцией Австро-Венгрии. Согласно идеям Бауэра, для решения внутриполитического кризиса необходимо было осуществить объединение Австрии и Германии под руководством социал-демократических партий в обеих странах. В своих мемуарах «Восемь месяцев внешней политики» он пишет о собственной деятельности в качестве министра иностранных дел по объединению двух немецкоговорящих государств. О. Бауэр выделяет внешнюю политику как основной фактор, дестабилизирующие внутреннюю ситуацию в Австрии. На базе априорных утверждений о слабости Австрии на мировой арене и невозможности построения сильной экономики после выхода из состава Австро-Венгрии ряда промышленных центров О. Бауэр выводит теорию «нежизнеспособности». Таким образом, согласно идеям Бауэра, Австрийская республика изначально была недееспособной как во внешней, так и во внутренней политике.
В работе также использованы материалы из личной переписки И. Зейпеля, в которой он отмечает, что для австрийцев необходимо чувствовать себя частью мировой политики и иметь рычаги влияния на неё. В этом же письме канцлер отмечает и существовавшую изоляцию Австрии на мировой арене, что помогает нам понять степень заинтересованности великих держав в решении внутренних австрийских проблем.
Для более детального изучения внутренних противоречий в австрийском обществе были исследованы материалы австрийских периодических изданий. Отдельные статьи из социал-демократической газеты «Arbeiter Zeitung» и поддерживающего Христианско-социальную партию «Reichspost» помогли проанализировать политику социал-демократов и социал-христиан в различных ситуациях, провести грань между публичной политикой и негласно декларируемыми целями.
Методы исследования. В ходе исследования применялись различные методы, обусловленные теми задачами, которые решались в ходе работы. Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть свойства, функции и характер внешней политики Австрии и Германии, а также показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития внутреннего политического строя обеих стран. Применение сравнительно-исторического подхода позволило проследить динамику развития внешней политики Австрии и Германии и сравнить их вектор направленности в изучаемом периоде. При рассмотрении основных этапов внешней политики Австрии и Германии широко использовался проблемно-хронологический метод. Также были использованы методы ситуативного анализа для рассмотрения роли внешней политики в эскалации внутреннего кризиса в изучаемых государствах. Теоретической основой работой послужили труды русских и зарубежных философов и историков в области изучения пересечения внутренней и внешней политик.
Структура. Дипломная работа состоит из содержания, введения, показывающего цели, задачи, актуальность исследования, трёх глав, заключения, в котором подводятся итоги, делаются выводы и библиографического списка. Первая глава содержит теоретический анализ взаимодействия и взаимосвязи внешней и внутренней политик. Приводятся наиболее авторитетные и спорные работы по данной теме. Вторая глава представляет собой анализ внешней политики Веймарской республики 1919-1933 гг, определяются цели и причины внешнеполитической активности. Предметом исследования также является обострение внутренних противоречий в Веймарской республике 1919-1933 гг., указываются основные причины и решения, ставшие катализаторами усиления недовольств граждан, анализируются действия, осуществленные правительствами Веймарской республики и иностранными державами для устранения существовавшего кризиса. Третья глава содержит анализ внешней политики и внутренних устремлений в австрийском обществе в послевоенные годы. Предметом исследования является кризис и раскол австрийского общества после подписания Сен-Жерменского мирного договора, указываются основные причины и решения, повлиявшие на эскалацию кризиса, анализируются действия, осуществленные правительствами Австрийской республики и иностранными державами для устранения существовавшего раскола.
Межвоенный период в истории Австрии и Германии характеризуется высокой степенью влияния внешней политики на внутренние процессы.
Для Германии первостепенной внешнеполитической целью являлась ревизия положений Версальского договора. Этой задаче была подчинена внутренняя политика государства.
Различались только методы достижения внешнеполитической цели, а значит и внутренняя политика государства.
В период 1919-1924 и 1929-1933 гг. внешняя политика сформировала 3 типа внутренней политики. «Политика исполнения», «пассивное сопротивление» и дефляционная политика использовались немецкой властью для ухудшения экономического положения в стране. Целью данной внутренней политики было демонстрирование западным странам невозможность существования демократической Германии под ограничениями Версальского договора. Таким образом, в указанный период, внешняя политика формирует внутреннюю для реализации конкретной внешнеполитической задачи.
В 1924-1929 г. министр иностранных дел Г. Штреземан пересмотрел внешнеполитическую доктрину и пытался провести ревизию Версальского договора путем дипломатических переговоров. Новая внешнеполитическая доктрина сформировала основные внутриполитические направления деятельности. Внутренняя политика данного периода была нацелена на преодоление экономического кризиса и снижение протестных антидемократических настроений в немецком обществе. Г. Штреземан пытался убедить западные страны в приверженности Германии демократии и пацифизму, демонстрировал отсутствие идей ревизионизма в немецкой политической элите. Инструментом достижения внешнеполитических соглашений в данной ситуации являлась внешняя политика.
Основной задачей австрийской внешней политики являлось достижение достойного места Австрии в системе международных отношений либо в качестве независимой державы, либо в составе великой державы, либо в рамках интеграционного объединения.
С 1922 по 1927 г. внутреннюю политику Австрии определяли Женевские соглашения. Австрия отказывалась от идей объединения с Германией и ревизии Версальской системы международных отношений. До 1927 г. основной целью австрийской внутренней политики является повышение благосостояния граждан и рост австрийской экономики.
После 1927 г. также можно говорить о превалирующем влиянии внешней политики на внутреннюю в Австрии. После Шаттендорфских событий Христианско-социальная партия проводила политику укрепления вертикали власти, пыталась провести конституционную реформу и создать в Австрии президентскую республику. Эта внутренняя политика поддерживалась как президентом Германии П. Гинденбургом, так и дуче Италии Б. Муссолини, с которыми Первая Австрийская республика поддерживала тесные контакты на протяжении всего периода существования. Таким образом, именно сближение Австрии с Германией и Италией и их влияние на лидеров Христианско-социальной партии спровоцировало реакционную внутреннюю политику, направленную на недопущение социал-демократов к власти в Австрии.
После прихода к власти нацистской партии в Германии внешняя политика Австрии также определяет внутренние процессы. Австрия при поддержке Италии запрещает нацистскую партию в Австрии и проводит реформы по превращению Австрии в корпоративное государство по типу Италии Муссолини.
В то же время немецкие и австрийские политики публично видели прямую зависимость внутреннего положения в государстве от направлений внешней политики. Представителями всех политических партий в Германии подчёркивалась необходимость пересмотра Версальского договора для улучшения качества жизни в стране. В Австрии с 1918 г. появляется «теория нежизнеспособности», которую активно продвигают представители социал-демократической партии. Впоследствии в моменты экономической и политической напряженности к «теории нежизнеспособности» публично обращался лидер Христианско-социальной партии И. Зейпель. Таким образом, австрийские и немецкие говорили о прямой зависимости внутренних дел от внешнеполитических действий страны.
Кризис демократических республик Германии и Австрии был вызван рядом причин. Внешняя политика является одной из них. Лидеры обеих стран видели причину внутренних проблем государств исключительно во внешнеполитических реалиях. Внутреннюю политику межвоенного периода определяли заботы о восстановлении былого величия двух немецких государств, а не интересы благосостояния немецкого и австрийского общества. Кроме того, внутренняя политика использовалась политиками для достижения внешнеполитических задач. Итогом данного процесса стала радикализация немецкого и австрийского общества, которые связывали демократические республики с лишениями и кризисами.
1. Аристотель. Политика. Книга II. – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/02.php (дата обращения 22.02.2018)
2. Аристотель. Политика. Книга VII. – Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/02.php (дата обращения 26.02.2018)
3. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. – Бек У. Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 383 с.
4. Гегель Г. Философия права. – Гегель Г. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
5. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – Гоббс Т. Научная электронная библиотека. Гражданское общество в России. – 181 с. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Gobbs_Leviafan.pdf (дата обращения 03.11.2017)
6. Гумплович Л. Социология и политика. – Гумплович Л. – М.: Изд. В. Бончъ-Бруевича, 1895. – 124 с.
7. Локк Дж. Два трактата о правлении. – Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – с. 137-405
8. Макиавелли Н. Государь. Глава XIX. О том, каким образом избегать ненависти и презрения. – Макиавелли Н. – М.: Планета, 1990.
URL: http://grachev62.narod.ru/mak/chapt19.htm (дата обращения 12.01.2018)
9. Маркс К. К критике гегелевской философии права. – 90 с. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Marks_K%20kriike.pdf (дата обращения 03.01.2018)
10. Моргентау Г. Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир. –Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002., – с. 72-88.
11. Платон. Государство. Книга IV. – Платон. Перевод А. Н. Егунова URL: http://grani.roerich.com/plato/txt/republic04.htm (дата обращения: 13.03.2018)
12. Розенау Дж. К исследованию взаимопересечения внутриполитической и международной систем. – Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – с. 172-183.
13. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. Книга II. – Руссо Ж.Ж. Пер. с фр. – М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/russo/ob_dog1.php (дата обращения 12.12.2017)
14. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Том III. Книга I-III. URL: http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3948892/ (дата обращения 06.01.2018)
15. Waltz K. Theory of International Politics. – Addison-Wesley Publishing Company, 1979. – 251 p.
16. William G. Jacoby, Saundra K. Schneider. Variability in State Policy Priorities: An Empirical Analysis. – The Journal of Politics, 2001, Vol. 63, No. 2. – pp. 544-568.
Мемуары, личная переписка и интервью:
17. Ишервуд К. Прощай, Берлин. – Ишервуд К. – М: Независимая газета, 1996. – 192 c.
... Всего источников – 90.