Введение….……………………………...……………………………………3
Глава I. Русскоязычные газеты XIX века, издававшиеся на Кавказе
I.1 . «Газетная политика» на Кавказе XIX века: общий обзор……………...8
I.2 . Газеты, издававшиеся в Грузии в XIX веке……………………………10
I.3 . Этнография и стиль этнографических сочинений в XIX в…………...20
I.4 . Язык региональной публицистики XIX века в лингвистическом освещении………...……………………………………………………...………22
I.5 . Выводы…………………………………………………………………...24
Глава II. Коммуникативно-риторический аспект газетных текстов (на материале отобранных статей)
2.1. Публицистический стиль и коммуникативно-риторический аспект исследования……………………………………………………………………..27
2.2. Заголовок статьи………………………………………………………...30
2.3. Языковые средства создания образа Кавказа…………………………38
2.4. Языковые средства, выражающие адресата газетной публикации….50
2.5. Выводы……………………………………………………….…….……56
Заключение………………………………………………………………….59
Источники…………………………………………………………………...64
Литература…………………………………………………………………..66
В контексте многолетних неутихающих споров ученых-историков о причинах, условиях и итогах кавказских войн, которые вела Российская империя в XVIII‒XIX вв., неоспоримым фактом признается «цивилизационная миссия России» в её продвижении на Восток и Кавказ, предполагавшая, прежде всего, «распространение европейской культуры за пределами Старого света».
Одним из проявлений этого миссионерского намерения следует считать значительную просветительскую деятельность российских властей на завоеванных территориях, – формирование системного образования по европейскому образцу, организацию многочисленных просветительских кружков и обществ, создание пророссийской печати.
Для интересующего нас периода середины XIX века в России уже сформировалась отраслевая периодика (сугубо информационные, художественные, инженерные и др. издания), для Кавказского региона характерны преимущественно «комплексные» издания, в которых публиковались материалы различных тематических направленностей – от историко-информативной до литературно-развлекательной. В череде этих изданий (подробнее обзор – см. главу I, п. 1.2.) наше внимание привлекли статьи этнографического содержания, в которых представлено описание культуры, быта и нравов грузинского населения значительных территорий Кавказа, вошедших к сер. XIX в. в состав Российской империи.
Таким образом, материалом для исследования послужили следующие издания:
журнал «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», статьи «Об игрушках, играх и разных детских забавах, встречающихся в Грузии», «Памятники древности Телавского уезда, Тифлисской губернии», «Сванеты (некоторые черты быта)», «Краткий очерк религиозно-нравственного состояния сванетов», «Встреча Новаго года у имеретин», «Народные праздники, обычаи и поверья рачинцев», «Из быта и нравов жителей Вольной Сванетии»;
ежегодное справочное издание «Кавказский календарь», статьи «О необходимости и способах изучать памятники старины Грузии» Академика Броссе, «Генатский монастырь», «О народных праздниках и праздничных обыкновениях христианского населения за Кавказом и преимущественно в Тифлисе», «О Грузинской медицине», «Об источниках Грузинской истории», «Гора Св. Давида (в Тифлисе);
литературно-политическая газета «Кавказ», статьи «Кулачные бои в Тифлисе», «Общественные увеселения в Тифлисе», «Новый год у грузин», «Масляница у грузин», «Монастырь Св. Давида», «О состоянии виноделия и возделывания вина в Кахетии» Г. И. Ленц, «Об обрядах, употребляемых грузинами при рождении, женитьбе и похоронах», «О Святках в Тифлисе и о народном суеверии в Грузии», «Погребальные обряды у гурийцев».
К исследованию, как видим, привлекаются публицистические статьи, содержащие информационный материал как о грузинском населении, так и других кавказских народностях, населявшие до войны с Россией Грузию и составляющие часть исторического грузинского населения: армяне, абхазы, осетины и др.
Выбор именно этого материала обусловлен следующими причинами:
- во-первых, в этих статьях, написанных как русскими авторами, так и русскоязычными грузинскими авторами, содержится информация, свидетельствующая об интересе к бытописанию завоеванных народов, культура которых изначально «отрицалась как таковая» или обозначалась в политическом дискурсе России XIX века не иначе как «варварская»;
- во-вторых, заявленный в теме работы коммуникативно-риторический аспект предполагает рассмотрение тех языковых структур, которые наиболее полно выражают просветительский и исследовательский пафос публицистических изданий, язык которых стал объектом нашего анализа; выбранные статьи, безусловно, содержат эти структуры.
Объектом работы выступает язык перечисленных статей как презентатор выбранной темы в публицистических изданиях на русском языке Кавказского региона XIX в., предметом – языковые способы (риторические структуры) реализации воздействующей функции, столь характерной для публицистического текста вообще и для данных публикаций в частности.
Итак, целью работы является исследование языка вышеперечисленных газетных статей в коммуникативно-риторическом аспекте.
Для достижения цели работы следует решить ряд практических задач:
1) изучить теоретические работы по темам: а) публицистика российского Кавказа сер. XIX века; б) стиль газетных и журнальных публикаций на этнографическую тему; в) язык публицистических изданий «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Кавказский календарь», «Кавказ»;
2) дать общий обзор состояния публицистической (газетной и журнальной) сферы на российском Кавказе в сер. XIX века с учетом издательских целей центральных изданий;
3) исследовать языковые средства, выражающие риторический пафос конкретной статьи, описывающей быт и нравы грузин XIX века;
4) классифицировать выявленные языковые средства с учетом выбранного коммуникативно-риторического аспекта исследования.
Актуальность предпринятого исследования заключается в рассмотрении языка конкретных газетных статей в коммуникативно-риторическом аспекте, заключающем в себе как элементы «традиционного» стилистического анализа, так и коммуникативно-прагматического.
Новизна работы видится прежде всего в материале, представляющем собой неисследованный массив газетных текстов, имеющих безусловный интерес в выбранном аспекте.
Методы, применяемые в работе, продиктованы поставленными задачами и целью исследования:
- описательный (для описания и классификации изданий и публикаций, содержащих интересующую нас информацию);
- коммуникативно-прагматический (для представления тематических групп текстов, содержащих этнографическую информацию);
- лингвориторический (для определения языковых особенностей традиционных риторических структур, использованных в исследуемом материале, имеющих безусловную воздействующую функцию);
- классификационно-аналитический (для составления классификаций риторических средств, использованных в отобранных текстах).
Структура выпускной квалификационной работы вполне традиционна: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и списка использованной литературы.
В XIX веке активно формируется региональная периодика, в том числе на вновь обретенных Россией землях, что напрямую было связано с политикой государства, в целях культурной интеграции присоединенных народов стремившегося создать цивилизационное единство многонациональной и многоликой империи. Таким образом, просветительская и, как следствие, публицистическая деятельность на Кавказе XIX века сопровождалась «миссионерским пафосом» ‒ просвещение отсталых народов декларировалось повсеместно. Важнейшим средством продвижения этой идеи становятся русскоязычные журнальные и газетные издания (щедро спонсируемые государственными структурами), обращенные как к русскому, так и местному читателю, мотивируя последнего, в том числе, к изучению русского языка.
Например, барон Г.В. Розен так определяет цель популярной в 1870-х гг. литературно-политической газеты «Тифлисский вестник»: «Сообщать России сведения о столь мало еще известном Закавказском крае и обратно знакомить туземцев с Россией и европейской образованностью».
Несомненно, публикации газет, особенно статей с этнографическим содержанием, были важны и для самих жителей Кавказа, так как таким образом их культура изучалась и сохранялась. Благодаря этому была возможна, так сказать, саморефлексия, что очень важно для развития любой национальной культуры. Подобное и произошло в дальнейшем.
Со второй половины XIX в. активно начинает развиваться публицистика на грузинском языке, громче и увереннее звучат голоса интеллигенции Грузии. В это же время провозглашаются объединительные идеи Ильи Чавчавадзе о том, что все народности Грузии – сванеты, картвелы, имеретины, хевсуры, рачинцы, мегрелы – не просто народности, они – единый народ. Неслучайно Илья Чавчавадзе чуть позже получает неофициальное, но общенародное прозвание «отца отечества». Таким образом, в Грузии начинают звучать патриотические идеи, развивать и доносить до народа которые позволяют именно газеты и журналы.
В то же время для жителей Российской империи посредством русскоязычных газет, издававшихся в Тифлисе, формируется образ Грузии и грузин как гордого, самобытного, свободолюбивого православного народа. Безусловно, большую роль в этом процессе сыграла активно развивающаяся публицистика, обладающая, помимо информационной, и сильнейшей воздействующей силой.
В центре нашего внимания оказались как раз статьи о быте и нравах грузин, извлеченные из русскоязычных газет XIX века, издававшихся на Кавказе. Авторы этих статей не только дают читателю информацию, но, как правило, выражают собственное мнение, дают оценку темам и проблемам, которые затрагиваются в текстах.
Учитывая общий историко-культурный контекст, рассматривая эти статьи с точки зрения речевой реализации воздействующей функции текста, в работе применяется коммуникативно-риторический аспект собственно лингвистических наблюдений за способами и приемами выражения прагматической задачи, которую выполняли исследуемые газетные издания.
Воздействующая сила публицистического текста, как известно, проявляется на всех языковых уровнях и во всех структурных компонентах текста. Первый и наиболее сильный из них – заголовок. Он, обладая несомненной фатической функцией, направлен на контактоустановление с читателем.
Стоит отметить, что заголовок не обязательно должен содержать в себе яркие, экспрессивные образы. Подавляющее большинство заголовков изученных нами статей на первый взгляд имеют нейтральное звучание. Однако само формулирование заголовков в традициях общероссийской публицистики говорит о том, что происходят «мягкое вхождение» в круг государственных изданий тех газет и журналов, которые только начинают свое существование. Заголовки преимущественно информативные, но уже в них встречается оценочность, выражаемая прежде всего при помощи образных эпитетов и экспрессивной лексики.
При формировании образа Кавказа авторы используют яркие и выразительные языковые средства:
- из синтаксических наиболее активны сравнительные конструкции; структуры, оформляющие т.н. я-повествование и мы-повествование и др.;
- из лексических – эмоционально-экспрессивные слова, фразелогические и устойчивые выражения, окказиональная лексика.
Наиболее показательны, конечно, в этом отношении – риторические средства создания цельного образа Кавказа как самобытного края со своей древней историей. Это яркая эпитетность, обилие риторических вопросов, восклицаний, это многочисленные примеры метафорических и метонимических выражений, это создание ситуации диалогового общения с потенциальным читателем и др.
Довольно популярны приемы олицетворения и сравнения, благодаря которым повествование зачастую приобретало сказочно-мистический или даже евангельский тон.
При этом следует заметить, не все статьи содержали в себе позитивный пафос. Встречаются тексты, большей частью посвященные отдавленным горным народам, содержащие в себе критическую оценку описываемого.
Единая религия – была наиважнейшим фактором, позволяющим сближение русского и грузинского народов. «Достояние всякого народа <…> прежде всего в нравственном богатстве – в его религии», – читаем в одной из статей. Поэтому не раз авторы обращаются к религиозным праздникам, как к примеру истинной радости, демонстрируя различное и, что важно, общее между праздничными традициями разных народов – христианских и еще язычествующих. В этих случаях высокая метафорика книжной речи, текстовые вкрапления из религиозных церковно-книжных источников – частые способы создания сравнительных картин, с одной стороны, света христианской религии, с другой, ‒ тьмы невежества язычников.
Важным фактором для достижения нужного воздействующего эффекта было правильное определение потенциального читателя. Адресат изученных нами статьей устанавливается посредством использования разнообразных языковых средств.
Такие конструкции, как «я- / мы- повествование», прямое обращение, императив, перевод и толкование терминов и понятий, малоизвестных русскому читателю, вопросно-ответные конструкции, играют сближающую, контактоустанавливающую роль.
Важны также сравнительные конструкции, противопоставляющие «нас» (русских) и «их» (грузин). Таким образом авторы акцентируют внимание на самом читателе, который, по предположению авторов, живо и искренне интересуется грузинским народом, однако его частью не является. При этом просматривается и образ грузинского читателя, способного к саморефлексии, способного оценить прогрессивность тех действий, которые предпринимает российская администрация. Неслучайно среди авторов этих газет – виднейшие представители грузинской просвещенной аристократии – князья И.Г. Багратиони, Д.Г. Эристави и др., а также представители писательской и научной интеллигенции – Я.С. Гогебашвили, Н.Я. Николадзе, П.И. Иоселиани и др.
Таким образом, спектр коммуникативно-риторических средств в газетах и журналах, издаваемых в Тифлисе XIX века, очень широк.
Насколько свидетельствует изученная литература, отобранные в качестве материала тексты не рассматривалась с лингвистической точки зрения, поэтому данное исследование можно считать первым шагом на этом пути и, конечно, не претендующим на исчерпанность. Коммуникативно-риторические средства, используемые в этих статьях, было бы интересно изучить и в связи с позицией конкретного автора, и в сравнительном аспекте – в отношении таких же изданий в других регионах Российской империи XIX века и др. Однако более важная, на наш взгляд, перспектива этой темы – более глубокое исследование становления языка русской публицистики на территориях, имевших отличное от центральной России историко-культурное развитие, в том числе – в Кавказском регионе. Этой теме, возможно, будут посвящены дальнейшие исследования автора этой работы.
1. Бакрадзе Дм. Об источниках Грузинской истории // Кавказский календарь. 1858. С. 405‒414.
2. Березенов Н. О Грузинской медицине // Кавказский календарь. 1857. С.473‒414.
3. Броссе М.И. О необходимости и способах изучать памятники старины Грузии // Кавказский календарь. 1848. С. 260‒276.
4. Гулбиани. Краткий очерк религиозно-нравственного состояния сванетов // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1890. Выпуск 10. С.182‒188.
5. Гулисов З. Об игрушках, играх и разных детских забавах, встречающихся в Грузии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1886. Выпуск 5. С. 511‒543.
6. Джапаридзе Г. Народные праздники, обычаи и поверья рачинцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1896. Выпуск 21. С.434-477.
7. Дмитриев Е. Из быта и нравов жителей Вольной Сванетии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1897. Выпуск 22. С.499‒523.
8. Е. В. О народных праздниках и праздничных обыкновениях христианского населения за Кавказом и преимущественно в Тифлисе // Кавказский календарь. 1855. С.522‒561.
9. Иоселиани Пл. Генатский монастырь // Кавказский календарь. 1853. С.399‒404.
10. Иоселиани Пл. Гора Св. Давида (в Тифлисе) // Кавказский календарь. 1859. С.320‒340.
11. Казандаров Г. Погребальные обряды у гурийцев // Кавказ. 1855. №21. С. 1‒2.
12. Кикнадзе В. Памятники древности Телавского уезда, Тифлисской губернии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1889. Выпуск 7. С. 269–282.
13. Ленц Г.И. О состоянии виноделия и возделывания вина в Кахетии // Кавказ. 1848. №9. С. 3‒4.
14. Ломинадзе В. Встреча Новаго года у имеретин // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1891. Выпуск 13. С.230‒235.
15. Маргиани Д. Сванеты (некоторые черты быта) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1890. Выпуск 10. С.163‒181.
16. О. К. Кулачные бои в Тифлисе // Кавказ. 1846. №1. С. 1.
... 1. Бакрадзе Дм. Об источниках Грузинской истории // Кавказский календарь. 1858. С. 405‒414.
2. Березенов Н. О Грузинской медицине // Кавказский календарь. 1857. С.473‒414.
3. Броссе М.И. О необходимости и способах изучать памятники старины Грузии // Кавказский календарь. 1848. С. 260‒276.
4. Гулбиани. Краткий очерк религиозно-нравственного состояния сванетов // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1890. Выпуск 10. С.182‒188.
5. Гулисов З. Об игрушках, играх и разных детских забавах, встречающихся в Грузии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1886. Выпуск 5. С. 511‒543.
6. Джапаридзе Г. Народные праздники, обычаи и поверья рачинцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1896. Выпуск 21. С.434-477.
7. Дмитриев Е. Из быта и нравов жителей Вольной Сванетии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1897. Выпуск 22. С.499‒523.
8. Е. В. О народных праздниках и праздничных обыкновениях христианского населения за Кавказом и преимущественно в Тифлисе // Кавказский календарь. 1855. С.522‒561.
9. Иоселиани Пл. Генатский монастырь // Кавказский календарь. 1853. С.399‒404.
10. Иоселиани Пл. Гора Св. Давида (в Тифлисе) // Кавказский календарь. 1859. С.320‒340.
11. Казандаров Г. Погребальные обряды у гурийцев // Кавказ. 1855. №21. С. 1‒2.
12. Кикнадзе В. Памятники древности Телавского уезда, Тифлисской губернии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1889. Выпуск 7. С. 269–282.
13. Ленц Г.И. О состоянии виноделия и возделывания вина в Кахетии // Кавказ. 1848. №9. С. 3‒4.
14. Ломинадзе В. Встреча Новаго года у имеретин // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1891. Выпуск 13. С.230‒235.
15. Маргиани Д. Сванеты (некоторые черты быта) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1890. Выпуск 10. С.163‒181.
16. О. К. Кулачные бои в Тифлисе // Кавказ. 1846. №1. С. 1.
1. Бакрадзе Дм. Об источниках Грузинской истории // Кавказский календарь. 1858. С. 405‒414.
2. Березенов Н. О Грузинской медицине // Кавказский календарь. 1857. С.473‒414.
3. Броссе М.И. О необходимости и способах изучать памятники старины Грузии // Кавказский календарь. 1848. С. 260‒276.
4. Гулбиани. Краткий очерк религиозно-нравственного состояния сванетов // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1890. Выпуск 10. С.182‒188.
5. Гулисов З. Об игрушках, играх и разных детских забавах, встречающихся в Грузии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1886. Выпуск 5. С. 511‒543.
6. Джапаридзе Г. Народные праздники, обычаи и поверья рачинцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1896. Выпуск 21. С.434-477.
7. Дмитриев Е. Из быта и нравов жителей Вольной Сванетии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1897. Выпуск 22. С.499‒523.
8. Е. В. О народных праздниках и праздничных обыкновениях христианского населения за Кавказом и преимущественно в Тифлисе // Кавказский календарь. 1855. С.522‒561.
9. Иоселиани Пл. Генатский монастырь // Кавказский календарь. 1853. С.399‒404.
10. Иоселиани Пл. Гора Св. Давида (в Тифлисе) // Кавказский календарь. 1859. С.320‒340.
11. Казандаров Г. Погребальные обряды у гурийцев // Кавказ. 1855. №21. С. 1‒2.
12. Кикнадзе В. Памятники древности Телавского уезда, Тифлисской губернии // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1889. Выпуск 7. С. 269–282.
13. Ленц Г.И. О состоянии виноделия и возделывания вина в Кахетии // Кавказ. 1848. №9. С. 3‒4.
14. Ломинадзе В. Встреча Новаго года у имеретин // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1891. Выпуск 13. С.230‒235.
15. Маргиани Д. Сванеты (некоторые черты быта) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1890. Выпуск 10. С.163‒181.
16. О. К. Кулачные бои в Тифлисе // Кавказ. 1846. №1. С. 1.
... Всего источников – 101.
Содержание магистерской диссертации – Статьи о нравах и обычаях грузин в русскоязычных газетах XIX века, издававшихся на Кавказе: коммуникативно-риторический аспект
Выдержки из магистерской диссертации – Статьи о нравах и обычаях грузин в русскоязычных газетах XIX века, издававшихся на Кавказе: коммуникативно-риторический аспект