СОЦИО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУТБОЛЬНЫХ МЕГА-СОБЫТИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
|
Введение 3
Глава I. Реализация социо-гуманитарного потенциала футбольных мега-событий в начале XXI века 11
1.1.Потенциал футбола как средства решения актуальных гуманитарных проблем 11
1.2.Использование инфраструктуры Чемпионатов мира и Европы по футболу в целях социо-экономического развития 15
1.3. Футбольные мега-события как инструмент устойчивого культурно-гуманитарного развития 19
Глава II. Футбольные мега-события как инструмент устойчивого культурно-гуманитарного развития 24
2.1. Экологическая составляющая принципов устойчивого развития и их реализация в рамках Чемпионатов мира и Европы по футболу 24
2.2. Экономическая составляющая принципов устойчивого развития и их реализация в рамках Чемпионатов мира и Европы по футболу 30
2.3. Социальная составляющая принципов устойчивого развития и их реализация в рамках Чемпионатов мира и Европы по футболу 33
Глава III. Социо-гуманитарное значение проведения в России Чемпионата мира по футболу-2018 38
3.1. Социально-экономические цели проведения Чемпионата мира по футболу-2018 в России 38
3.2. Внедрение принципов устойчивого развития при подготовке к Чемпионату мира по футболу-2018 42
3.3. Основные этапы создания спортивной инфраструктуры и перспективы её применения в рамках Чемпионата мира – 2018 в России 45
3.4. Проблемы при строительстве «Зенит-арены» в Санкт-Петербурге 50
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 60
Глава I. Реализация социо-гуманитарного потенциала футбольных мега-событий в начале XXI века 11
1.1.Потенциал футбола как средства решения актуальных гуманитарных проблем 11
1.2.Использование инфраструктуры Чемпионатов мира и Европы по футболу в целях социо-экономического развития 15
1.3. Футбольные мега-события как инструмент устойчивого культурно-гуманитарного развития 19
Глава II. Футбольные мега-события как инструмент устойчивого культурно-гуманитарного развития 24
2.1. Экологическая составляющая принципов устойчивого развития и их реализация в рамках Чемпионатов мира и Европы по футболу 24
2.2. Экономическая составляющая принципов устойчивого развития и их реализация в рамках Чемпионатов мира и Европы по футболу 30
2.3. Социальная составляющая принципов устойчивого развития и их реализация в рамках Чемпионатов мира и Европы по футболу 33
Глава III. Социо-гуманитарное значение проведения в России Чемпионата мира по футболу-2018 38
3.1. Социально-экономические цели проведения Чемпионата мира по футболу-2018 в России 38
3.2. Внедрение принципов устойчивого развития при подготовке к Чемпионату мира по футболу-2018 42
3.3. Основные этапы создания спортивной инфраструктуры и перспективы её применения в рамках Чемпионата мира – 2018 в России 45
3.4. Проблемы при строительстве «Зенит-арены» в Санкт-Петербурге 50
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 60
Футбол – самый популярный вид спорта на планете, который в наши дни как столь массовое явление стал гораздо больше, чем просто игрой – это важный социальный, политический и экономический феномен. Сейчас помимо базовых функций (воспитательной, игровой и т.д.), спорт приобрел и ряд других, среди которых можно выделить интегративную, социальную, гуманитарную и др. «Огромная популярность футбола <…>, а также его связь с важнейшими политическими процессами современного общества привели к тому, что он существенно изменил свою первоначальную природу. Из простой игры и развлечения футбол превратился в важное социальное явление современного общества, которое затрагивает практически все его стороны, аспекты, сферы – экономику, политику, язык и т. д.».
Одним из наиболее важных способов создания предпосылок для формирования положительного имиджа государства является проведение Чемпионатов мира или региональных чемпионатов по футболу (в первую очередь мы можем выделить чемпионат Европы, кроме того - кубок Азии, Кубок африканских наций - наиболее крупные, престижные, вызывающие большой интерес болельщиков, и т.п.). Не случайно за право принимать крупные спортивные соревнования всегда борются несколько стран. Эти мероприятия традиционно широко освещаются в СМИ и привлекают внимание миллионов болельщиков по всему миру, собирая у экранов телевизоров большое количество зрителей, чем какое-либо другое спортивное событие, включая Олимпиаду. Так, финал Чемпионата 2006 года привлек аудиторию в 715 миллионов зрителей (для сравнения: эта цифра на 200 000 больше, чем население Европейского Союза).
Столь пристальное внимание к мундиалям и другим значимым футбольным турнирам страны-хозяйки часто используют для реализации сторонних целей, косвенно связанных со спортом, и в этом случае Чемпионаты мира и региональные первенства выступают не только как грандиозные футбольные праздники, но также как значимые социальные, политические и культурные события, которые существенно влияют на все сферы жизни страны. Эти спортивные события в науке получили название мега-событий. В настоящей работе автор под мега-событиями будет понимать «глобальные мероприятия ˂…..˃, в том числе, в спорте, выступающие как неотъемлемый элемент глобализации».
Благодаря прогрессу медиа-индустрии и процессу глобализации в 70-ые годы XX века невероятное развитие получил коммерческий потенциал футбола, поэтому в первую очередь стоит упомянуть экономическую составляющую вопроса. Проведение международных соревнований при грамотном подходе можно превратить в выгодный процесс как с экономической, так и с финансовой точки зрения. Международные соревнования могут являться способом пополнения бюджета страны и стабилизатором экономического положения государства. Чемпионаты также являются способом привлечения инвестиций и вложений в инфраструктуру, увеличения количества рабочих мест и туристического потока.
Например, в Германии после Чемпионата мира-2006 года количество рабочих мест увеличилось на 50 000, причем на постоянной основе ; в ЮАР при подготовке к Чемпионату мира (далее по тексту ЧМ) – 2010 работу нашли около 120000 человек.
Вторая важная цель, преследуемая странами, принимающими крупные футбольные мероприятия – улучшение или изменение имиджа страны. Получая право на проведение второго по значимости спортивного события в мире после Олимпиады, страна имеет шанс при успешном проведении мероприятия сделать себе рекламу, продемонстрировать свои национальные особенности и уникальную культуру. Поэтому проведение крупных спортивных соревнований нередко используются государствами в целях брендинговых и имиджевых кампаний.
А поскольку сегодня проведение футбольных и спортивных событий невозможно без вложения значительных денежных средств в создание необходимой инфраструктуры, а главное – в строительство либо реконструкцию стадионов для соответствия стандартам и требованиям Международной федерации футбола (Fédération internationale de football association; далее по тексту FIFA, в русской транслитерации — ФИФА́), возможность принять футбольное событие мирового масштаба в какой-то степени являются для будущих стран-хозяек чемпионата способом продемонстрировать свою платежеспособность и бонитет, а также способность организовать и провести мероприятие международного уровня.
В данной работе пойдет речь о социо-гуманитарном потенциале и значении крупных футбольных мероприятий. Под этим в первую очередь мы понимаем социо-экономические выгоды, получаемые государством в виде строительства или улучшения инфраструктуры, увеличение туристического потока, улучшение имиджа государства, пропаганды своих ценностей, образа жизни, демонстрации культурных особенностей, на локальном уровне - повышения уровня патриотизма, проявления национального характера и т.д.
Также нами будет рассмотрен миротворческий и гуманистический потенциал футбола и крупных футбольных мега-событий. В настоящее время гуманитарная деятельность имеет особое значение и многие проблемы требуют именно гуманитарных решений. Современные гуманитарные проблемы приобрели в наше время определенную сложность и многоаспектность. Это требует привлечения все большего количества акторов для решения актуальных проблем современных международных отношений. Однако если раньше бремя повлиять на их разрешение ложилось исключительно на плечи государств или правительственных организаций, то в ХХI веке огромную роль в решении международных гуманитарных проблем играют также и новые акторы, к которым относят неправительственные организации. Это связано с тем, что традиционные акторы международных отношений уже не в состоянии в одиночку справляться с ежегодно растущим разнообразием общемировых проблем.
Эффективное решение общемировых трудностей возможно только при совместном и комплексном подходе различных международных сил. Одной из таких сил на данный момент является такое социальное явление как спорт. Оно привносит свои усилия в решение насущных проблем таких как: борьба за равенство, борьба с допингом, помощь развивающимся странам, помощь в развитии здорового общества, помощь в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и т.д. И зачастую решается это посредством деятельности различных спортивных организаций.
По своей сущности спорт представляет особую сферу человеческой деятельности: с древнейших времен он являлся одной из популярнейших форм досуга, а на мировой арене - понятным каждому, универсальным языком. Непредсказуемость результатов того или иного спортивного мероприятия объясняет силу его эмоциональной составляющей, что привлекает все большее количество любителей спорта, его поклонников и фанатов по всему миру. В области мировой политики эта особенность спорта была взята на вооружение еще с давних времен. На современном этапе становления общества также необходимо продолжать тенденцию использования спорта для изменения общества в лучшую сторону. С давних пор в практическом своем применении спорт служил не только эффективным средством сближения различных народов мира, но и способом культурного самовыражения государств и народов, заключающегося в стремлении усилить своё влияние на международной арене, а также использовать спортивное противостояние в качестве «безопасной» альтернативы иным путям разрешения межгосударственных противоречий.
Например, использование авторитета футбола и футбольных звезд для привлечения внимания общественности к решению различных гуманитарных проблем (таких как расизм, дискриминация, различные заболевания), пропаганда женского и детского футбола, преодоление межнациональных барьеров и усиление международного взаимопонимания, пропаганда здорового образа жизни и нравственного поведения, развитие спорта в целом и футбола в частности.
Цель исследования – определить эффективность и значимость футбольных мега-событий XXI века для культурно-гуманитарного развития мирового сообщества.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности подготовки, основные цели и эффективность их реализации при подготовке к проведению Чемпионатов мира и Европы по футболу в ЮАР, Польше и Украине, Бразилии, а также России.
2. Выявить, насколько процесс создания спортивной инфраструктуры способствует устойчивому социо-гуманитарному развитию государств.
3. Определить основные этапы создания спортивной инфраструктуры и перспективы её применения в рамках будущего Чемпионата мира – 2018 в России.
4. Оценить вклад, которые вносят крупные футбольные мега-события в решение гуманитарных проблем, в частности, в разрешение проблемы расизма в футболе.
5. Выявить, насколько современный футбол содействует решению социо-гуманитарных, социо-экономических проблем и насколько полно реализует свой гуманистический потенциал.
Объектом исследования являются футбольные мега-события (Чемпионаты мира и Европы), проводимые в начале XXI века.
Предмет исследования – социо-гуманитарное значение процесса подготовки и проведения Чемпионатов мира и Европы по футболу в рамках устойчивого культурно-гуманитарного развития мирового сообщества.
Методы исследования, используемые в работе:
- метод теоретического анализа, который позволяет оценить вклад, вносимый крупными футбольными событиями в решение гуманитарных проблем;
- метод сравнения, который позволяет установить сходство и различие в процессе подготовки и проведения футбольных мега-событий.
- метод статистического анализа для оценки эффективности процесса подготовки и проведения футбольных событий.
- при помощи синтеза происходит соединение полученных при анализе конкретных футбольных мероприятий в целое представление о социо-гуманитарном значении данных спортивных событий.
Хронологические рамки исследования: проводимое нами исследование охватывает начало XXI века. В данной работе сначала будут рассмотрены уже проведенные Чемпионаты мира и Европы. В качестве стран для анализа были выбраны ЮАР (Чемпионат мира по футболу в 2010 г.), Польша и Украина (Чемпионат Европы по футболу в 2012 г.), Бразилия (Чемпионат мира по футболу в 2014 г.). Все эти страны представляют собой новую волну хозяек Кубков мира и Европы по футболу – это развивающиеся государства, которые на момент предоставления им права принять крупное футбольное событие не обладали необходимой инфраструктурой и развитой футбольной культурой, из-за чего организация и проведение Чемпионата мира или Чемпионата Европы приобретало специфические черты. Россия, принимающая Чемпионат мира по футболу в следующем, 2018 году, сталкивается с подобными задачами и проблемами, которые можно избежать, изучив опыт ЮАР, Польши, Украины и Бразилии.
Обзор использованных источников. Характеризуя источниковую базу данного исследования, необходимо отметить, что она включает важнейшие международные документы в области спорта и футбола, а именно, Уставы международных и региональных футбольных организаций FIFA и UEFA, двух крупнейших международных организаций в сфере футбола; технические требования FIFA к стадионам, на которых проводятся Чемпионаты мира и Европы; документация, содержащая характеристики российских стадионов, принимающих мундиаль через год. Для более глубокого понимания возможностей использования футбольной инфраструктуры после проведения Чемпионата мира 2018 года в России использовалось российское законодательство в области спорта, в частности, связанные с подготовкой к ЧМ-2018.
В качестве источников также использовались опросы, проведенные крупными социологическими центрами, материалы футбольных блогов, интервью градостроителей и специалистов в спортивной сфере.
Теоретическая основа исследования. Для исследования общих закономерностей развития футбола и включения его в сферу интересов политики автором были использованы работы общего характера по истории спорта, научные публикации и монографии по проблемам гуманитарного потенциала спорта.
Важной информационной основой для работы послужили монографии, посвященные футболу, исследования по истории футбола и футбольных организаций, статьи из наиболее авторитетных футбольных российских и зарубежных изданий, посвященные насущным проблемам в футболе, например, проблеме расизма и нетерпимости.
Для исследования общих закономерностей развития футбола и включения его в сферу интересов политики автор обращался к статьям из наиболее авторитетных футбольных российских и зарубежных изданий, в которых, в том числе, освящается деятельность международных футбольных организаций в гуманитарной сфере.
Важно отметить наличие монографий и статей в наиболее авторитетных футбольных российских и зарубежных изданиях, посвященных проблемам возведения арен и использования футбольной инфраструктуры после проведения мундиаля. Отдельно отметим книги об устойчивом развитии и рациональном использовании спортивной инфраструктуры. Необходимо выделить статьи из периодических изданий аналитического характера и книги по проблеме использования арен после чемпионатов на английском, французском и португальском языках, что свидетельствует о высокой степени актуальности данной проблемы и повышенному вниманию со стороны мировой футбольной общественности.
Научная новизна темы заключается в том, что в рамках подготовки и предстоящего проведения ЧМ по футболу-2018 в России, государственные чиновники, спортивный и футбольный менеджмент должны учитывать положительный опыт, а также недостатки и ошибки, допущенные при подготовке и проведению предыдущих футбольных мероприятий.
Структура работы соответствует ее целям и задачам. Первая глава исследования посвящена реализации социо-гуманитарного потенциала футбольных мега-событий в начале XXI века. В данной главе будет изучен потенциал футбола как средства решения актуальных гуманитарных проблем и инструменты устойчивого культурно-гуманитарного развития, а также использование спортивных объектов и инфраструктуры Чемпионатов мира и Европы по футболу в целях социо-экономического развития.
Вторая глава будет посвящена принципам устойчивого развития в футболе. В этой главе будет выполнен всесторонний анализ опыта стран-хозяек Чемпионата Европы по футболу в 2012 году и Чемпионатов мира по футболу в 2010 и 2014 годах. Мы определим, насколько успешно и полно эти страны реализовали социо-гуманитарный потенциал проведенных на своей территории спортивных событий.
Третья глава посвящена Чемпионату мира по футболу-2018, который пройдет в России. Нами будут рассмотрены социо-экономические цели, преследуемые страной, а также потенциал использования футбольной инфраструктуры в рамках устойчивого культурно-гуманитарного развития. Также мы изучим, насколько принципы устойчивого развития внедряются при подготовке к Чемпионату и обозначим основные проблемы при строительстве «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге.
Одним из наиболее важных способов создания предпосылок для формирования положительного имиджа государства является проведение Чемпионатов мира или региональных чемпионатов по футболу (в первую очередь мы можем выделить чемпионат Европы, кроме того - кубок Азии, Кубок африканских наций - наиболее крупные, престижные, вызывающие большой интерес болельщиков, и т.п.). Не случайно за право принимать крупные спортивные соревнования всегда борются несколько стран. Эти мероприятия традиционно широко освещаются в СМИ и привлекают внимание миллионов болельщиков по всему миру, собирая у экранов телевизоров большое количество зрителей, чем какое-либо другое спортивное событие, включая Олимпиаду. Так, финал Чемпионата 2006 года привлек аудиторию в 715 миллионов зрителей (для сравнения: эта цифра на 200 000 больше, чем население Европейского Союза).
Столь пристальное внимание к мундиалям и другим значимым футбольным турнирам страны-хозяйки часто используют для реализации сторонних целей, косвенно связанных со спортом, и в этом случае Чемпионаты мира и региональные первенства выступают не только как грандиозные футбольные праздники, но также как значимые социальные, политические и культурные события, которые существенно влияют на все сферы жизни страны. Эти спортивные события в науке получили название мега-событий. В настоящей работе автор под мега-событиями будет понимать «глобальные мероприятия ˂…..˃, в том числе, в спорте, выступающие как неотъемлемый элемент глобализации».
Благодаря прогрессу медиа-индустрии и процессу глобализации в 70-ые годы XX века невероятное развитие получил коммерческий потенциал футбола, поэтому в первую очередь стоит упомянуть экономическую составляющую вопроса. Проведение международных соревнований при грамотном подходе можно превратить в выгодный процесс как с экономической, так и с финансовой точки зрения. Международные соревнования могут являться способом пополнения бюджета страны и стабилизатором экономического положения государства. Чемпионаты также являются способом привлечения инвестиций и вложений в инфраструктуру, увеличения количества рабочих мест и туристического потока.
Например, в Германии после Чемпионата мира-2006 года количество рабочих мест увеличилось на 50 000, причем на постоянной основе ; в ЮАР при подготовке к Чемпионату мира (далее по тексту ЧМ) – 2010 работу нашли около 120000 человек.
Вторая важная цель, преследуемая странами, принимающими крупные футбольные мероприятия – улучшение или изменение имиджа страны. Получая право на проведение второго по значимости спортивного события в мире после Олимпиады, страна имеет шанс при успешном проведении мероприятия сделать себе рекламу, продемонстрировать свои национальные особенности и уникальную культуру. Поэтому проведение крупных спортивных соревнований нередко используются государствами в целях брендинговых и имиджевых кампаний.
А поскольку сегодня проведение футбольных и спортивных событий невозможно без вложения значительных денежных средств в создание необходимой инфраструктуры, а главное – в строительство либо реконструкцию стадионов для соответствия стандартам и требованиям Международной федерации футбола (Fédération internationale de football association; далее по тексту FIFA, в русской транслитерации — ФИФА́), возможность принять футбольное событие мирового масштаба в какой-то степени являются для будущих стран-хозяек чемпионата способом продемонстрировать свою платежеспособность и бонитет, а также способность организовать и провести мероприятие международного уровня.
В данной работе пойдет речь о социо-гуманитарном потенциале и значении крупных футбольных мероприятий. Под этим в первую очередь мы понимаем социо-экономические выгоды, получаемые государством в виде строительства или улучшения инфраструктуры, увеличение туристического потока, улучшение имиджа государства, пропаганды своих ценностей, образа жизни, демонстрации культурных особенностей, на локальном уровне - повышения уровня патриотизма, проявления национального характера и т.д.
Также нами будет рассмотрен миротворческий и гуманистический потенциал футбола и крупных футбольных мега-событий. В настоящее время гуманитарная деятельность имеет особое значение и многие проблемы требуют именно гуманитарных решений. Современные гуманитарные проблемы приобрели в наше время определенную сложность и многоаспектность. Это требует привлечения все большего количества акторов для решения актуальных проблем современных международных отношений. Однако если раньше бремя повлиять на их разрешение ложилось исключительно на плечи государств или правительственных организаций, то в ХХI веке огромную роль в решении международных гуманитарных проблем играют также и новые акторы, к которым относят неправительственные организации. Это связано с тем, что традиционные акторы международных отношений уже не в состоянии в одиночку справляться с ежегодно растущим разнообразием общемировых проблем.
Эффективное решение общемировых трудностей возможно только при совместном и комплексном подходе различных международных сил. Одной из таких сил на данный момент является такое социальное явление как спорт. Оно привносит свои усилия в решение насущных проблем таких как: борьба за равенство, борьба с допингом, помощь развивающимся странам, помощь в развитии здорового общества, помощь в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и т.д. И зачастую решается это посредством деятельности различных спортивных организаций.
По своей сущности спорт представляет особую сферу человеческой деятельности: с древнейших времен он являлся одной из популярнейших форм досуга, а на мировой арене - понятным каждому, универсальным языком. Непредсказуемость результатов того или иного спортивного мероприятия объясняет силу его эмоциональной составляющей, что привлекает все большее количество любителей спорта, его поклонников и фанатов по всему миру. В области мировой политики эта особенность спорта была взята на вооружение еще с давних времен. На современном этапе становления общества также необходимо продолжать тенденцию использования спорта для изменения общества в лучшую сторону. С давних пор в практическом своем применении спорт служил не только эффективным средством сближения различных народов мира, но и способом культурного самовыражения государств и народов, заключающегося в стремлении усилить своё влияние на международной арене, а также использовать спортивное противостояние в качестве «безопасной» альтернативы иным путям разрешения межгосударственных противоречий.
Например, использование авторитета футбола и футбольных звезд для привлечения внимания общественности к решению различных гуманитарных проблем (таких как расизм, дискриминация, различные заболевания), пропаганда женского и детского футбола, преодоление межнациональных барьеров и усиление международного взаимопонимания, пропаганда здорового образа жизни и нравственного поведения, развитие спорта в целом и футбола в частности.
Цель исследования – определить эффективность и значимость футбольных мега-событий XXI века для культурно-гуманитарного развития мирового сообщества.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности подготовки, основные цели и эффективность их реализации при подготовке к проведению Чемпионатов мира и Европы по футболу в ЮАР, Польше и Украине, Бразилии, а также России.
2. Выявить, насколько процесс создания спортивной инфраструктуры способствует устойчивому социо-гуманитарному развитию государств.
3. Определить основные этапы создания спортивной инфраструктуры и перспективы её применения в рамках будущего Чемпионата мира – 2018 в России.
4. Оценить вклад, которые вносят крупные футбольные мега-события в решение гуманитарных проблем, в частности, в разрешение проблемы расизма в футболе.
5. Выявить, насколько современный футбол содействует решению социо-гуманитарных, социо-экономических проблем и насколько полно реализует свой гуманистический потенциал.
Объектом исследования являются футбольные мега-события (Чемпионаты мира и Европы), проводимые в начале XXI века.
Предмет исследования – социо-гуманитарное значение процесса подготовки и проведения Чемпионатов мира и Европы по футболу в рамках устойчивого культурно-гуманитарного развития мирового сообщества.
Методы исследования, используемые в работе:
- метод теоретического анализа, который позволяет оценить вклад, вносимый крупными футбольными событиями в решение гуманитарных проблем;
- метод сравнения, который позволяет установить сходство и различие в процессе подготовки и проведения футбольных мега-событий.
- метод статистического анализа для оценки эффективности процесса подготовки и проведения футбольных событий.
- при помощи синтеза происходит соединение полученных при анализе конкретных футбольных мероприятий в целое представление о социо-гуманитарном значении данных спортивных событий.
Хронологические рамки исследования: проводимое нами исследование охватывает начало XXI века. В данной работе сначала будут рассмотрены уже проведенные Чемпионаты мира и Европы. В качестве стран для анализа были выбраны ЮАР (Чемпионат мира по футболу в 2010 г.), Польша и Украина (Чемпионат Европы по футболу в 2012 г.), Бразилия (Чемпионат мира по футболу в 2014 г.). Все эти страны представляют собой новую волну хозяек Кубков мира и Европы по футболу – это развивающиеся государства, которые на момент предоставления им права принять крупное футбольное событие не обладали необходимой инфраструктурой и развитой футбольной культурой, из-за чего организация и проведение Чемпионата мира или Чемпионата Европы приобретало специфические черты. Россия, принимающая Чемпионат мира по футболу в следующем, 2018 году, сталкивается с подобными задачами и проблемами, которые можно избежать, изучив опыт ЮАР, Польши, Украины и Бразилии.
Обзор использованных источников. Характеризуя источниковую базу данного исследования, необходимо отметить, что она включает важнейшие международные документы в области спорта и футбола, а именно, Уставы международных и региональных футбольных организаций FIFA и UEFA, двух крупнейших международных организаций в сфере футбола; технические требования FIFA к стадионам, на которых проводятся Чемпионаты мира и Европы; документация, содержащая характеристики российских стадионов, принимающих мундиаль через год. Для более глубокого понимания возможностей использования футбольной инфраструктуры после проведения Чемпионата мира 2018 года в России использовалось российское законодательство в области спорта, в частности, связанные с подготовкой к ЧМ-2018.
В качестве источников также использовались опросы, проведенные крупными социологическими центрами, материалы футбольных блогов, интервью градостроителей и специалистов в спортивной сфере.
Теоретическая основа исследования. Для исследования общих закономерностей развития футбола и включения его в сферу интересов политики автором были использованы работы общего характера по истории спорта, научные публикации и монографии по проблемам гуманитарного потенциала спорта.
Важной информационной основой для работы послужили монографии, посвященные футболу, исследования по истории футбола и футбольных организаций, статьи из наиболее авторитетных футбольных российских и зарубежных изданий, посвященные насущным проблемам в футболе, например, проблеме расизма и нетерпимости.
Для исследования общих закономерностей развития футбола и включения его в сферу интересов политики автор обращался к статьям из наиболее авторитетных футбольных российских и зарубежных изданий, в которых, в том числе, освящается деятельность международных футбольных организаций в гуманитарной сфере.
Важно отметить наличие монографий и статей в наиболее авторитетных футбольных российских и зарубежных изданиях, посвященных проблемам возведения арен и использования футбольной инфраструктуры после проведения мундиаля. Отдельно отметим книги об устойчивом развитии и рациональном использовании спортивной инфраструктуры. Необходимо выделить статьи из периодических изданий аналитического характера и книги по проблеме использования арен после чемпионатов на английском, французском и португальском языках, что свидетельствует о высокой степени актуальности данной проблемы и повышенному вниманию со стороны мировой футбольной общественности.
Научная новизна темы заключается в том, что в рамках подготовки и предстоящего проведения ЧМ по футболу-2018 в России, государственные чиновники, спортивный и футбольный менеджмент должны учитывать положительный опыт, а также недостатки и ошибки, допущенные при подготовке и проведению предыдущих футбольных мероприятий.
Структура работы соответствует ее целям и задачам. Первая глава исследования посвящена реализации социо-гуманитарного потенциала футбольных мега-событий в начале XXI века. В данной главе будет изучен потенциал футбола как средства решения актуальных гуманитарных проблем и инструменты устойчивого культурно-гуманитарного развития, а также использование спортивных объектов и инфраструктуры Чемпионатов мира и Европы по футболу в целях социо-экономического развития.
Вторая глава будет посвящена принципам устойчивого развития в футболе. В этой главе будет выполнен всесторонний анализ опыта стран-хозяек Чемпионата Европы по футболу в 2012 году и Чемпионатов мира по футболу в 2010 и 2014 годах. Мы определим, насколько успешно и полно эти страны реализовали социо-гуманитарный потенциал проведенных на своей территории спортивных событий.
Третья глава посвящена Чемпионату мира по футболу-2018, который пройдет в России. Нами будут рассмотрены социо-экономические цели, преследуемые страной, а также потенциал использования футбольной инфраструктуры в рамках устойчивого культурно-гуманитарного развития. Также мы изучим, насколько принципы устойчивого развития внедряются при подготовке к Чемпионату и обозначим основные проблемы при строительстве «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге.
Футбол и футбольные соревнования могут выполнять целый комплекс важных социокультурных функций гуманистической ориентации: способствовать формированию и развитию высокой нравственности общества, содействовать сближению как между народами, так и между отдельными людьми, поощрять проявление таких качеств как солидарность, уважение, толерантность. Футбол имеет возможность способствовать интеграции, преодолению межнациональных барьеров, усилению международного взаимопонимания.
Особенностью современного футбола является его массовость и интернациональность. Большое количество гуманитарных проблем и разноплановость требуют вовлечения в их разрешение как можно большего количества участников международного сообщества. И мы полагаем, что спорт в целом и футбол в частности могут и должны стать одним из способов привлечения внимания актуальных гуманитарных проблем и их решения.
Чемпионаты мира и Европы как одни из крупнейших спортивных мега-событий в мире выступают в данном случае в качестве важнейшего инструмента устойчивого культурно-гуманитарного развития. Футбольные мега-события могут выступать как мощный катализатор изменения или улучшения гостиничной, транспортной и спортивной инфраструктуры, способ формирования положительного имиджа государства как для международного сообщества, так и для внутренней аудитории, инструмент развития спорта и футбола и т.д.
Проведенное нами исследование демонстрирует важность целенаправленной интеграции аспектов устойчивого развития при организации и проведении чемпионатов. Цель устойчивого развития в данном случае - добиться максимально положительного воздействия и сократить негативное влияние на экономику, общество и окружающую среду при подготовке и проведении футбольных турниров. Для этого FIFA определяет четкие требования к проведению Чемпионатов мира по футболу в Руководствах по проведению Чемпионатов мира (FWC Handbooks) , а также регулярно организовывает комплекс социально-ориентированных мероприятий. К нему, например, можно отнести программу "No to rasism" ("Скажи нет расизму") для борьбы с проявлением дискриминации; программу «Футбол во имя надежды» («Football for hope»), цель которой – предоставление финансовой и нефинансовой поддержки некоммерческих организаций при реализации их футбольных программ и проектов; создание инклюзивной безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения в принимающих чемпионаты странах и др.
Однако мы установили, что заявленные принципы на практике не всегда успешно реализуются и современный футбол не полностью содействует решению социо-гуманитарных и социо-экономических проблем. В частности, процесс создания спортивной инфраструктуры не всегда способствует устойчивому культурно-гуманитарному развитию государств, а ожидания от социо-экономической выгоды от проведения крупных спортивных событий оказались преувеличенными для ЮАР, Бразилии, Польши и Украины. Проведенные в этих странах Чемпионаты мира и Европы не были удачными с точки зрения применения в расчет экономических и экологических аспектов, а именно дальнейшего использования инфраструктуры. Строительство стадионов осуществлялось в соответствие с требованиями FIFA, однако без учета локальных особенностей и дальнейшей эксплуатации стадионов, что в итоге привело к их экономической нецелесообразности их использования.
Также невозможно говорить и об успешности борьбы с расизмом. Однако причина в данном случае кроется в том, что расизм изначально является проблемой не футбола, а всего общества, и корень проблемы нужно искать именно в нем. Футбол – лишь проекция общественных настроений, отражение эпохи, ее противоречивых тенденций и идей. Поэтому решать эту проблему нужно в первую очередь на государственном и городском уровне. Организаторы крупных футбольных мега-событий, на наш взгляд, прикладывают максимум усилий для привлечения внимания к важности борьбы с гуманитарными проблемами и вносят весомый вклад в разрешение этих проблем, в частности, расизма.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что из трех стран-хозяек чемпионатов в 2010, 2014 и 2018 годах Россия выделяется более комплексным подходом, предусмотренными вариантами развития арен после мундиаля посредством их демонтажа или переориентации, продуманностью использования культурно-гуманитарного потенциала стадионов за счет разработанной концепции внедрения принципов устойчивого развития при строительстве стадионов и прочей спортивной инфраструктуры. Для всех стадионов Чемпионата мира-2018 были разработаны долгосрочные планы использования. После ЧМ на трёх стадионах количество мест сократится до 30-35 тысяч, что отвечает долгосрочным потребностям данных городов, их стадионов и футбольных клубов, которые будут использовать стадионы в качестве домашней арены. Однако оценивать эффективность их эксплуатации и экономическую отдачу спортивных сооружений и инфраструктуры можно будет лишь после проведения чемпионата. На примере рассмотренных нами стран, принимавших Чемпионаты мира и Европы последнее десятилетие, мы увидели, что экономическая целесообразность проведения турниров не оправдала себя и Чемпионаты оказались либо убыточными, либо не имевшими должной финансовой отдачи. Мы определили, что это в первую очередь было вызвано отсутствием применения принципов устойчивого развития и долгосрочного планирования использования спортивной инфраструктуры и стадионов при подготовке и организации Чемпионатов.
Также проведение Чемпионата мира по футболу создает для нашей страны и значительные риски, обусловленные несовершенством правовых механизмов реализации. На примере рассмотренного нами стадиона «Зенит-арена» в Санкт-Петербурге мы увидели, что при строительстве спортивной инфраструктуры зачастую имела место быть коррупция, нарушение прав человека и взяточничество. Все это уже сказалось на отношении к стадиону со стороны болельщиков и международного сообщества и может негативно повлиять на имидж Кубка конфедераций в 2017 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Поэтому выход мы видим в том, чтобы следить за тем, как организуют Чемпионаты мира в странах с более развитой футбольной культурой, перенимая лучшие практики. Вместе с тем крайне важно адаптировать организацию крупных футбольных мега-событий под конкретные условия той или иной страны. Каждый отдельно взятый рынок диктует свои условия и создаёт свои трудности, которые необходимо преодолевать, будь то разные экономические факторы, СМИ или социально-культурные нюансы. «Главный секрет успеха лежит в локализации и глубоко уходит корнями в особенности менталитета рынка. Единственно важный фактор успеха - определить потенциал конкретной футбольной культуры».
Особенно это касается возведения спортивной инфраструктуры и стадионов. Такие страны как ЮАР, Польша, Украина не нуждаются в аренах вместимостью 80 000 человек после проведения ЧМ или ЧЕ. Целесообразным нам представляется оборудовать стадионы специальными конструкциями, обеспечивающими возможность по необходимости увеличивать либо сокращать количество мест на арене. В противном случае проведение футбольных мега-событий станет не только не прибыльным, но впоследствии может повлечь за собой и значительные финансовые затраты на обслуживание нерентабельных и простаивающих стадионов.
Главная задача планировщиков и строителей – предусмотреть все возможные варианты дальнейшей эксплуатации стадиона, а также запустить механизм развития района, где будет находиться арена. Последующая эксплуатация стадионов должна предполагать проведение не только футбольных матчей, но и других культурно-развлекательных мероприятий, таких как концерты, фестивали, ярмарки и т.д. В этом случае учет культурно-гуманитарных аспектов, принятие во внимание возможности использования стадионов разными группами населения (например, не только мужской футбол, но также женский и детский) и для разных целей и задач (концерты, другие спортивные события, государственные мероприятия и др.) помогут стадионам стать рентабельными и повысить свою финансовую выгоду.
Также крайне важно при подготовке к Чемпионату и возведении стадионов руководствоваться принципами устойчивого развития, позволяющими проводить международные спортивные соревнования с максимальной последующей выгодой для развития страны и сведению к минимуму негативных последствий в социо-экономической, экологической и культурно-гуманитарной сферах. Проанализированная нами программа позволила выявить, что внедрению и обеспечению эффективного дальнейшего функционирования принципов устойчивого развития уделяется повышенное внимание. Организаторы ЧМ-2018 и FIFA, учитывая неудачный опыт предыдущих хозяек турнира, разработали стратегию концепции устойчивого развития, которая предусматривает такие направлений как достойный труд и развитие человеческого потенциала; инклюзивность и равенство; социальное развитие, здоровый образ жизни и спортивное наследие; строительство стадионов с учётом «зелёных» стандартов; экономическое развитие на региональном уровне и т.д.
Однако выявленные нами проблемы, связанные, в первую очередь, с «Зенит-Ареной» в Санкт-Петербурге, не позволяют трактовать проведение Чемпионата мира в сугубо положительном ключе. Остается надеяться, что проблемы, возникшие при строительстве «Зенит-Арены», будут учтены организаторами ЧМ, и все стадионы будут успешно эксплуатироваться как во время чемпионата, так и после него, а проведенный ЧМ будет отвечать интересам города, страны, их жителям и всего российского спорта.
Особенностью современного футбола является его массовость и интернациональность. Большое количество гуманитарных проблем и разноплановость требуют вовлечения в их разрешение как можно большего количества участников международного сообщества. И мы полагаем, что спорт в целом и футбол в частности могут и должны стать одним из способов привлечения внимания актуальных гуманитарных проблем и их решения.
Чемпионаты мира и Европы как одни из крупнейших спортивных мега-событий в мире выступают в данном случае в качестве важнейшего инструмента устойчивого культурно-гуманитарного развития. Футбольные мега-события могут выступать как мощный катализатор изменения или улучшения гостиничной, транспортной и спортивной инфраструктуры, способ формирования положительного имиджа государства как для международного сообщества, так и для внутренней аудитории, инструмент развития спорта и футбола и т.д.
Проведенное нами исследование демонстрирует важность целенаправленной интеграции аспектов устойчивого развития при организации и проведении чемпионатов. Цель устойчивого развития в данном случае - добиться максимально положительного воздействия и сократить негативное влияние на экономику, общество и окружающую среду при подготовке и проведении футбольных турниров. Для этого FIFA определяет четкие требования к проведению Чемпионатов мира по футболу в Руководствах по проведению Чемпионатов мира (FWC Handbooks) , а также регулярно организовывает комплекс социально-ориентированных мероприятий. К нему, например, можно отнести программу "No to rasism" ("Скажи нет расизму") для борьбы с проявлением дискриминации; программу «Футбол во имя надежды» («Football for hope»), цель которой – предоставление финансовой и нефинансовой поддержки некоммерческих организаций при реализации их футбольных программ и проектов; создание инклюзивной безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения в принимающих чемпионаты странах и др.
Однако мы установили, что заявленные принципы на практике не всегда успешно реализуются и современный футбол не полностью содействует решению социо-гуманитарных и социо-экономических проблем. В частности, процесс создания спортивной инфраструктуры не всегда способствует устойчивому культурно-гуманитарному развитию государств, а ожидания от социо-экономической выгоды от проведения крупных спортивных событий оказались преувеличенными для ЮАР, Бразилии, Польши и Украины. Проведенные в этих странах Чемпионаты мира и Европы не были удачными с точки зрения применения в расчет экономических и экологических аспектов, а именно дальнейшего использования инфраструктуры. Строительство стадионов осуществлялось в соответствие с требованиями FIFA, однако без учета локальных особенностей и дальнейшей эксплуатации стадионов, что в итоге привело к их экономической нецелесообразности их использования.
Также невозможно говорить и об успешности борьбы с расизмом. Однако причина в данном случае кроется в том, что расизм изначально является проблемой не футбола, а всего общества, и корень проблемы нужно искать именно в нем. Футбол – лишь проекция общественных настроений, отражение эпохи, ее противоречивых тенденций и идей. Поэтому решать эту проблему нужно в первую очередь на государственном и городском уровне. Организаторы крупных футбольных мега-событий, на наш взгляд, прикладывают максимум усилий для привлечения внимания к важности борьбы с гуманитарными проблемами и вносят весомый вклад в разрешение этих проблем, в частности, расизма.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что из трех стран-хозяек чемпионатов в 2010, 2014 и 2018 годах Россия выделяется более комплексным подходом, предусмотренными вариантами развития арен после мундиаля посредством их демонтажа или переориентации, продуманностью использования культурно-гуманитарного потенциала стадионов за счет разработанной концепции внедрения принципов устойчивого развития при строительстве стадионов и прочей спортивной инфраструктуры. Для всех стадионов Чемпионата мира-2018 были разработаны долгосрочные планы использования. После ЧМ на трёх стадионах количество мест сократится до 30-35 тысяч, что отвечает долгосрочным потребностям данных городов, их стадионов и футбольных клубов, которые будут использовать стадионы в качестве домашней арены. Однако оценивать эффективность их эксплуатации и экономическую отдачу спортивных сооружений и инфраструктуры можно будет лишь после проведения чемпионата. На примере рассмотренных нами стран, принимавших Чемпионаты мира и Европы последнее десятилетие, мы увидели, что экономическая целесообразность проведения турниров не оправдала себя и Чемпионаты оказались либо убыточными, либо не имевшими должной финансовой отдачи. Мы определили, что это в первую очередь было вызвано отсутствием применения принципов устойчивого развития и долгосрочного планирования использования спортивной инфраструктуры и стадионов при подготовке и организации Чемпионатов.
Также проведение Чемпионата мира по футболу создает для нашей страны и значительные риски, обусловленные несовершенством правовых механизмов реализации. На примере рассмотренного нами стадиона «Зенит-арена» в Санкт-Петербурге мы увидели, что при строительстве спортивной инфраструктуры зачастую имела место быть коррупция, нарушение прав человека и взяточничество. Все это уже сказалось на отношении к стадиону со стороны болельщиков и международного сообщества и может негативно повлиять на имидж Кубка конфедераций в 2017 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Поэтому выход мы видим в том, чтобы следить за тем, как организуют Чемпионаты мира в странах с более развитой футбольной культурой, перенимая лучшие практики. Вместе с тем крайне важно адаптировать организацию крупных футбольных мега-событий под конкретные условия той или иной страны. Каждый отдельно взятый рынок диктует свои условия и создаёт свои трудности, которые необходимо преодолевать, будь то разные экономические факторы, СМИ или социально-культурные нюансы. «Главный секрет успеха лежит в локализации и глубоко уходит корнями в особенности менталитета рынка. Единственно важный фактор успеха - определить потенциал конкретной футбольной культуры».
Особенно это касается возведения спортивной инфраструктуры и стадионов. Такие страны как ЮАР, Польша, Украина не нуждаются в аренах вместимостью 80 000 человек после проведения ЧМ или ЧЕ. Целесообразным нам представляется оборудовать стадионы специальными конструкциями, обеспечивающими возможность по необходимости увеличивать либо сокращать количество мест на арене. В противном случае проведение футбольных мега-событий станет не только не прибыльным, но впоследствии может повлечь за собой и значительные финансовые затраты на обслуживание нерентабельных и простаивающих стадионов.
Главная задача планировщиков и строителей – предусмотреть все возможные варианты дальнейшей эксплуатации стадиона, а также запустить механизм развития района, где будет находиться арена. Последующая эксплуатация стадионов должна предполагать проведение не только футбольных матчей, но и других культурно-развлекательных мероприятий, таких как концерты, фестивали, ярмарки и т.д. В этом случае учет культурно-гуманитарных аспектов, принятие во внимание возможности использования стадионов разными группами населения (например, не только мужской футбол, но также женский и детский) и для разных целей и задач (концерты, другие спортивные события, государственные мероприятия и др.) помогут стадионам стать рентабельными и повысить свою финансовую выгоду.
Также крайне важно при подготовке к Чемпионату и возведении стадионов руководствоваться принципами устойчивого развития, позволяющими проводить международные спортивные соревнования с максимальной последующей выгодой для развития страны и сведению к минимуму негативных последствий в социо-экономической, экологической и культурно-гуманитарной сферах. Проанализированная нами программа позволила выявить, что внедрению и обеспечению эффективного дальнейшего функционирования принципов устойчивого развития уделяется повышенное внимание. Организаторы ЧМ-2018 и FIFA, учитывая неудачный опыт предыдущих хозяек турнира, разработали стратегию концепции устойчивого развития, которая предусматривает такие направлений как достойный труд и развитие человеческого потенциала; инклюзивность и равенство; социальное развитие, здоровый образ жизни и спортивное наследие; строительство стадионов с учётом «зелёных» стандартов; экономическое развитие на региональном уровне и т.д.
Однако выявленные нами проблемы, связанные, в первую очередь, с «Зенит-Ареной» в Санкт-Петербурге, не позволяют трактовать проведение Чемпионата мира в сугубо положительном ключе. Остается надеяться, что проблемы, возникшие при строительстве «Зенит-Арены», будут учтены организаторами ЧМ, и все стадионы будут успешно эксплуатироваться как во время чемпионата, так и после него, а проведенный ЧМ будет отвечать интересам города, страны, их жителям и всего российского спорта.



