Введение 2
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой стратегии продвижения национального туристического продукта 2
1.1. Маркетинг территорий как технология продвижения национального турпродукта 4
1.2. Роль национальных туристских администраций в процессе продвижения туристского продукта страны 15
1.3. Особенности маркетингового продвижения туристического продукта 24
Глава 2. Особенности национального турпродукта Республики Беларусь как объекта продвижения на международном туристическом рынке 31
2.1. Республика Беларусь как основа для развития туристического бизнеса 31
2.2. Туристическая отрасль Беларуси: проблемы и перспективы 47
2.3. Инновационное продвижение туристических услуг в Республике Беларусь 57
Глава 3. Формирование бренда Республики Беларусь для продвижения национального туристического продукта 61
3.1. Бренд как механизм формирования маркетинговой стратегии национального туристического продукта 61
3.2. Создание и продвижение туристического бренда Республики Беларусь 65
Заключение 71
Список литературы 73
Актуальность темы исследования. Туризм – крупнейшая, высокодоходная и одна из самых динамичных отраслей мировой экономики. Она обеспечивает большую часть ВВП многих стран мира, в туризм привлекаются значительные капиталовложения.
Данная работа посвящена исследованию туристической сферы Республики Беларусь. Данный регион требует значительной работы в маркетинговом продвижении национального туристического продукта, так как страна не имеет образа, знакомого и понятного гражданам других стран. На данный момент Республика Беларусь не представляет собой привлекательный туристический объект.
Цель данной работы – разработка предложений по маркетинговой стратегии продвижения национального туристического продукта Республики Беларусь.
Задачи работы:
1. Проанализировать современное состояние туристического потенциала Республики Беларусь;
2. Провести маркетинговое исследование Республики Беларусь и выявить конкурентные преимущества;
3. Структурировать механизмы продвижения и реализации турпродукта и выявить факторы, влияющие на формирование механизмов продвижения и реализации турпродукта;
4. Рассмотреть преимущества бренда, как формы продвижения и реализации турпродукта;
5. Разработать предложения для продвижения турпродукта Республики Беларусь посредством брендирования.
Ряд стран уже создали такие бренды и теперь по всем правилам ведут маркетинговые кампании по продвижению как среди своих граждан, так и за рубежом.
Данная стратегия является довольно результативной, поскольку позволяет создать, сохранить и изменять определенный образ территории и бизнеса разработки соответствующей маркетинговой политики. Особое значение формирование региональной маркетинговой политики имеет для туристических регионов.
Объект исследования – национальный туристический продукт Республики Беларусь.
Предмет исследования – средства формирования продвижения и реализации туристического продукта посредством брендирования.
Методы исследования: системный подход. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, дедукция и индукция, классификация, маркетинговый анализ, моделирование.
Научная новизна: сформулированы предложения для продвижения туристического продукты посредством брендирования: проведен маркетинговый анализ; предложен бренд страны.
Результаты исследования могут быть использованы для создания национального туристического бренда Республики Беларусь с целью продвижения продукта на туристический рынок.
На данный момент Республика Беларусь не является популярным туристическим направлением среди иностранных туристов, а также среди граждан Беларуси. Перспективными направлениями могут стать экологический туризм, лечебный туризм и событийный туризм.
Одним словом, лишь путем создания конкурентоспособного туристического продукта и соответствующей инфраструктуры, а также благодаря удачному представлению местного туристического продукта возможно обеспечить необходимый приток туристов, капитала, вывести государство на новый уровень в мировом сообществе.
Проведён SWOT-анализ достоинств и недостатков использования туристских резервов позволил обозначить факторы, способствующие развитию туризма в Республике Беларусь. К ним относятся:
1. Транзитное положение и наличие туристского потенциала.
2. Доступ малого и среднего бизнеса к развитию сферы услуг. Возможность развивать экономику на местном уровне.
3. Создание и продвижение туристского брэнда, имиджа страны и регионов за пределы республики.
4. Применение инновационных технологий.
5. Использование некоторых негативных аспектов в соседних странах как возможность развития туризма.
Однако говоря непосредственно о развитии туризма, перед республикой открывается реальная возможность выхода на международный уровень при грамотном, максимальном использовании всех имеющихся и открывающихся возможностей и применения различных рычагов влияния (например, культурной дипломатии).
Для долговременного и качественного продвижения национального туристического продукта Республика Беларусь в данной работе предложен механизм брендирования. Яркий и запоминающийся слоган «Беларусь гостеприимная», а также действия по продвижению туристического продукта должны привлечь значительное число туристов в страну.
Таким образом, для страны необходима эффективная рекламная концепция. По нашему мнению, реклама должна быть тщательно проработанной как в плоскости маркетинговых коммуникаций, так и в аспектах социально-психологического влияния на целевые аудитории. Эффективность рекламы выражается в способности широкого охвата целевых групп, формирования устойчивого имиджа города. При этом, конечно, не стоит забывать о приоритетности долгосрочной стратегии бренда города и включении в нее устойчивого развития.
1. Абросимов, Д. С. Как создать новый бренд? / Д. С. Абросимов. – Р. н/Д. : «Феникс», 2007. – 631 с.
2. Байбардина Т.Н. Основные тенденции формирования туристического потенциала Республики Беларусь /Байбардина Т.Н., Шевцова Ю.И., Бережнова К.П. // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. Ч.4. (13-19 ноября 2017). – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – С. 206-209
3. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме (2-е издание) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.В. Безрутченко. - Москва : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.
4. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. – М.: Дашков и К, 2010. – 164 с.
5. Водные ресурсы Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://helpiks.org/9-22437.html – Дата доступа: 10.03.2018.
6. Выставки и ярмарки в туризме. Студопедия [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.studopedia.org/3-177770.html
7. Гайдукевич Л.М. Стратегия устойчивого развития экологического туризма в Беларуси. Под общ. ред. Л.М. Гайдукевича, С.А. Хомич. Минск: БГУ, 2008. 351 с.
8. Гончарова Л. М. Рекламная коммуникация сферы туризма: монография / Л. М. Гончарова. - Москва : Инфра-М, 2016. - 157 с.
9. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://mst.gov.by/ru/programma-razvitiya-turizma. – Дата доступа: 10.03.2018
10. Денис Визгалов «Брендинг города» /[Предисл.Л.В. Смирнягина]. ― М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. ― 160 с.
11. Джанджугазова Е. А., Черникова Л. И., Фаизова Г. Р. Туризм и региональное развитие в условиях новых русских реалий: монография. - Мо-сква : Русайнс, 2016. - 146 с
12. Дунец А. Н. Проектирование и продвижение регионального Туристского продукта: Учебное пособие / А. Н. Дунец / Барнаул: Изд-во АлтГ-ТУ, 2014. 163 с.
13. Дунец А.Н. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014.
14. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие Минск: «Экономпресс», 1998.
15. Ермонина И.В., Зеленский В.В., Клименков Е.П. Научное обеспечение развития туризма в лесном хозяйстве // Эко- и агротуризм: перспективы развития на локальных территориях: сб. науч. ст. редкол.: гл.ред. В.И.Кочурко. Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2013. С. 34 – 49
16. Жохова В. В., Римская Т.Г. Туроперейтинг: Учебное пособие / В. В. Жохова / Находка: филиал ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г. Находке, 2014. 128 с.
17. Имидж и маркетинг территорий: опыт и перспективы развития в бизнесе, культуре, туризме и образовании : материалы XV Междуна-родного симпозиума по имиджелогии (Астрахань, 14-16 сентября 2017 г.) / Министерство образования и науки РФ [и др.]; под науч. ред. доктора психо-логических наук, профессора Е. А. Петровой. - Москва : Изд-во Академии имиджелогии, 2017. - 288 с.
18. Кириенко, Е.Г. Конкурентоспособность туристского комплекса Республики Беларусь : монография / Е.Г. Киреенко [и др.] / М–во образования Респ. Беларусь, Частное УО «Ин–т предпринимательской деятельности». – Минск : БГПУ, 2010. – 279 с.
19. Кирьянко А. В. Маркетинг персонала. - Новосибрск : Изд-во Си-бАГС, 2013. - 188 с.
20. Козлова В.А. Реклама в туризме: Учебное пособие. Орел: МА-БИВ, 2014.
21. Комова А.Е. Тематические основы эффективных продаж. «Студенческий научный форум»- 2017 [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015/pdf/10794
22. Котлер Ф. Основы маркетинга : краткий курс : [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.] : Вильямс, 2016. - 488 с.
23. Лашкевич, К. Куда движется белорусский агротуризм // К. Лашкевич [Электронный ресурс]// Режим доступа http://www.nest.by/. – Дата дос-тупа: 25.02.2017.
24. Маркетинг в туризме / сост. Д. Ш. Смирнова. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012.
25. Омарова Г.В. Основы рекламы: Учебно-методическое пособие. Ярославль: «Ремдер», 2007.
26. Панкрухин А.П. Теория и практика маркетинга / Рос. акад. управления. - М. : Луч, 1993. - 157 с
27. Петрова И.В. Роль рекламы в продвижении турпродукта. Тихоакенский Государственный Университет [Электронный ресурс]: Режим дос-тупа: www.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles2014/TGU_5_29
28. Рукомойникова В. П. Реклама в туризме : учебное пособие. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 102 с.
29. Саак А.Э., Якименко М.В, Менеджмент в индустрии гостеприимства: Учебное пособие – СПб., Питер, 2012 г. – 432 с.
30. Старкова И. И., Мантатова А. В. Маркетинг в туристической индустрии. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. – 134 с.
31. Статистический сборник. Туризм и туристические ресурсы в Рес-публике Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 01.03.2018.
32. Телевизионная реклама. Индустрия рекламы [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.adindustry.ru/television-advertising
33. Теличева Е.Г., Петрова И.В. Роль рекламы в продвижении тур-продукта. Тихоакенский Государственный Университет [Электронный ресурс]: Режим доступа: www. pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_29
34. Тихонова Г. Ю., Гиниятова Е. В. Реклама в туризме: Курс лекций / Г. Ю. Тихонова, Е. В. Гиниятова / Томский политехнический университет, 2014. 118 с
35. Туризм и туристические ресурсы Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол: В.И. Зиновский [и др.]; – Минск , 2014. – 105 с.
36. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь : статистический сборник / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь Республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь", 2014.
37. Чернышева Т. Л. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие - 2-е изд. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. – 90 с.
38. Эйдельман Л. О., Эйдельман Б. М., Борис Мойшевич, Фахрутдинова Л. Р., Лилия Раифовна, Бунаков О. А., Олег Александро-вич Реклама в туризме. - Казань : Юниверсум, 2017. - 58 с.
39. Anholt S. Definitions of place branding – Working towards a resolu-tion// Editorial. Place Branding and Public Diplomacy. 2010. Iss. 2
40. Anholt S. Places: Identity, Image and Reputation. Basingstock: Pal-grave Macmillan, 2010.
41. Hildreth J. Place branding: a view at arm’s length // Place Branding and Public Diplomacy. Vol. 6, Iss. 1. PP. 27–35.
42. Insh A. City branding as place attractive to accommodation // Dinni of territories K.Brending. The best world practices. Moscow: Publishinghouse «Mann, IvanovandFerber», 2013. P. 25.
43. Midlton A. Branding of the city and internal investments // Dinni of territories K.Brending. The best world practices. Moscow: Publishing house «Mann, Ivanov and Ferber», 2013. PP. 29–42.