Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Розенкрейцеровский роман Э. Бульвер-Литтона «Занони»: вопросы поэтики

Работа №124289

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Жизнь и творчество Эдварда Бульвер-Литтона…………………..…..9
1.1. Семья, карьера, мировоззрение писателя…………………..……………….9
1.2. Э. Бульвер-Литтон и роман викторианской эпохи……………………..…16
1.3. Оккультизм в жизни и творчестве Э. Бульвер-Литтона……………….…21
1.4. Место романа «Занони» в творчестве Э. Бульвер-Литтона…………….. 26
Глава 2. Сюжет, нарратив и мотивная структура романа…………………….29
2.1. Краткое изложение основных событий…………………………..…29
2.2. Система персонажей…………………………………………………32
2.3. Нарративная структура
2.4. Интертекстуальные ориентиры……………………………………...44
2.5. Мотивная структура в романе……………………………………….47
Глава 3. «Занони» как розенкрейцеровский роман……………………………63
3.1. История и космософия розенкрейцеров…………………………………...63
3.2. Преломление розенкрейцеровской философии познания в романе «Занони»
Глава 4. Жанровое своеобразие романа «Занони»
4.1. «Готический» роман
4.2. «Сенсационный» роман
4.3. Роман испытания и роман воспитания
4.4. Исторический роман
Заключение
Список использованной литературы


Эдвард Бульвер-Литтон – английский писатель, поэт и драматург викторианской эпохи, наиболее известный как автор исторических романов (в особенности «Последних дней Помпеи»); денди и политик; современник и друг Ч. Диккенса и Б. Дизраэли. Будучи довольно молодым, в возрасте двадцати пяти лет, Бульвер-Литтон выпустил в свет роман «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828), который хотя и вызвал скандал, но стал бестселлером и сразу прославил автора в Англии и за её пределами.
Бульвер-Литтон был одним из самых плодовитых авторов; его творческое наследие составляют произведения почти всех жанров литературы XIX века – исторический, семейно-бытовой, «ньюгейтский», «светский», утопический, фантастический, «сенсационный» романы, романтические и реалистические драмы . С самого начала своего творческого пути Бульвер-Литтон находился в конфликте с современной ему критикой и литературным процессом в целом, считал себя недооценённым. Действительно, эксцентричность его личности и творчества вызывала язвительные комментарии таких критиков, писателей и общественных деятелей, как Т. Карлейль, Л. Стивен, У. М. Теккерей, Т. Маколей и др. Впрочем, при жизни Бульвер-Литтон получал и высокую оценку своего творчества: так, в книге «Писатели Англии» (1837) Г. Ф. Хорли отмечает романы «Последние дни Помпеи» и «Риенци» как выдающиеся; а шотландский историк А. Элисон ставит писателя в один ряд с Г. Джеймсом, В. Скоттом и Ч. Диккенсом и отмечает непревзойдённость Бульвера в описании «самых сокровенных чувств человека».
Наиболее глубокую и объективную критику творчество Бульвер-Литтона получило на родине после смерти писателя, ближе к концу викторианской эпохи (что закономерно). Например, в 1897 году выходит книга Т. Эскотта «Социальные трансформации викторианского века», где автор называет Бульвер-Литтона «зеркалом нового и разносторонне образованного викторианского века» и одновременно отмечает недостаток самобытности писателя: «он подражал Скотту, Диккенсу, Теккерею, Радклифф, Коллинзу»; а в 1910 году тот же автор выпускает первую монографию о Бульвер-Литтоне с характеристикой каждого произведения. На фоне многочисленных исследований, выходящих в 1910-е – 1930-е годы и отмечающих, главным образом, богатство жанровых воплощений и связь литературного творчества Бульвер-Литтона с общественной жизнью (Э. Г. Бэлл, М. Сэдлер, Ч. Уотс, Э. Бейкер и др.), выделяются работы, посвящённые отдельным произведениям и направлениям творчества писателя. Это, в частности, исследование романа «Последние дни Помпей» Э. Циммермана (1914) и книга С. Н. Стюарта «Бульвер-Литтон как оккультист» (1927). К слову – и это существенно для нашего исследования – оккультно-теософический вектор мысли и его воплощение в творчестве Бульвер-Литтона определили существование соответствующего ответвления рецепции его произведений , в том числе за пределами литературного пространства: с середины XIX века автор упоминается в теософических исследованиях и письмах Е. П. Блаватской, Е. И. Рерих, А. Безан, А. Синнета, М. Генделя, Р. Штайнера и других.
С середины XX века начинается новый виток интереса к историческим романам Бульвер-Литтона. К. Даль пишет о новаторстве Бульвер-Литтона, положившем основу «эрудитскому» направлению в английском историческом романе, создавшим особый поджанр – историко-политический роман, в равной степени «моральный» и информативный . Полемику с К. Далем в книге «Английский исторический роман от В. Скотта до В. Вульф» ведёт А. Флешмэн, оспаривая новаторство Бульвер-Литтона в этом направлении.
Закономерная вспышка интереса к творчеству Бульвер-Литтона в 1970-е годы обусловлена столетием со дня его смерти. В юбилейных исследованиях (И. Вильямса, А. Кристенсена, Р. Вольфа, Т. Моргана, Э. Эйнера, Р. Ципсера и др.) и статьях (С. Флауэра, Дж. Фрейдина, Дж. Лебурджеса и др.), помимо традиционных в таких случаях восхвалений автора и признания его вклада в развитие жанра исторического романа «нового типа», намечаются новые линии изучения творчества писателя в широком культурологическом контексте. В это время выходит, например, монография Р. А. Ципсера , посвящённая влиянию на Бульвер-Литтона немецкой философии (в частности, её оккультных течений, в том числе розенкрейцерства) и обратному процессу – влиянию писателя на современную немецкую литературу. Отметим, что рецепция творчества Бульвер-Литтона – в особенности его «метафизических» романов – с середины XIX века и по сей день наиболее активна именно в Германии.
В 1980-х – 1990-х годах бульвероведы часто оценивают творчество писателя как переходное явление между романтизмом и реализмом, посвящая Бульвер-Литтону отдельные разделы в работах общего характера об английской литературе викторианской эпохи (Л. Стивенсон, Р. Чэпмен, К. Тиллотсон, М. Уилер). В 1988 году Дж. Сазерлэнд, автор «Лонгмановского путеводителя по викторианскому роману» называет Бульвера первым в XIX веке «интеллектуалом с идеями, сумевшим сделать литературное произведение их проводником». Кроме того, выходят антологии викторианской критики, в которые включены теоретические статьи Бульвер-Литтона – например, сборник под редакцией Е. М. Эйнера и Г. Дж. Уорта .
Отдельного внимания заслуживают исследования английской романтической, «готической» и фантастической прозы, в которых Бульвер-Литтону уделяется значительное внимание. Среди них, например, «Метафизический роман в Англии и Америке: Диккенс, Бульвер, Готорн, Мелвилл» (1967) Е. М. Эйнера, «Готическая традиция в прозе» (1980) Е. Макэндрю, «Готические бессмертные» (1990) М. Малви-Робертс, «Наука и воображение: месмеризм и сознание в английской и американской литературе XIX века» (2007) Б. У. Шлун, «Фольклор и фантастика в британской литературе XIX века» Дж. М. Харриса (2008), «Энциклопедия викторианской фантастики» (2005) Дж. Невиса и многие другие.
В «поле зрения» отечественного культурного пространства творчество Бульвер-Литтона входит уже в 1830-х годах. В 1835 году в «Библиотеке для чтения» был опубликован очерк, посвящённый самобытности первых романов Бульвер-Литтона; впоследствии до конца века в разных журналах («Вестник Европы», «Пантеон» и др.) появляются переводные статьи английских критиков о Бульвер-Литтоне. Широко известен и тот факт, что под впечатлением от романа «Пелэм» А. С. Пушкин собирался написать роман «Русский Пелэм». В конце XIX – начале XX века о Бульвер-Литтоне пишут преимущественно в общем контексте развития западного романа: например, в 1897 году выходит статья А. И. Кирпичникова «Корифеи английского романа: Диккенс, Теккерей, Булвер». В первой половине XX века Бульвер-Литтон практически исчез с горизонта российского литературоведения и критики, но в 70-х годах, как и в англоязычном пространстве в связи со столетием со дня смерти и переизданием книг, снова привлёк к себе интерес. Появляются статьи А. Нейхарда и Ю. И. Кагарлицкого, диссертации М. Л. Купченко (о раннем творчестве и философско-эстетических взглядах), Н. М. Макиевской (об исторических романах), М. Д. Когуашвили (о теме истории в драматургии), Г. М. Перминовой (о ранней поэзии и публицистике) и др. Таким образом была подготовлена почва для дальнейших исследований с позиций реципиента XXI века. Среди работ рубежа веков интерес представляют исследования М. Ю. Колокольниковой романа «Кенелм Чиллингли» с использованием инструментария постмодернистской критики. Среди работ 2000-х годов следует выделить исследование О. А. Ивановой «Ньюгейтские романы Э. Булвера-Литтона как новый тип социального романа в английской литературе первой половины XIX века».
Сегодня в Англии и США имя писателя чаще всего ассоциируется с литературной премией за худшее начало литературного произведения – Bulwer-Lytton Fiction Contest , учреждённой Университетом Штата Сан-Хосе. Литературный дискурс Бульвер-Литтона по-прежнему считается большинством критиков тенденциозным и растянутым; в учебниках по истории английской литературы писатель ставится во второй ряд и упоминается, как правило, мимоходом, не будучи удостоенным отдельной главы. Между тем, многовекторность, новаторство и репрезентативность его творчества вкупе с эксцентричностью личности не могут не привлечь внимание исследователя викторианской литературы. Роман «Занони» – своеобразное и малоизученное произведение, в котором сложное единство научных и религиозно-философских концептов предстаёт симптоматичным для ранневикторианской литературы феноменом. В связи с этим данное исследование представляется нам актуальным. Научная новизна исследования определяется прежде всего целью исследования, а также недостаточной изученностью материала в отечественном литературоведении.
Данное диссертационное исследование ставит своей целью определить жанровое своеобразие романа, ввести в научный оборот ряд малоизвестных фактов и реабилитировать Бульвер-Литтона как самобытную и репрезентативную фигуру в мировой литературе. Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования:
• отразить противоречивость и поливалентность творчества Эдварда Бульвер-Литтона; проследить его связь с общим культурно-историческим контекстом викторианской Англии;
• определить место романа «Занони» в литературном наследии автора;
• очертить специфику преломения розенкрейцеровской философии в художественном произведении Эдварда Бульвер-Литтона;
• выявить особенности поэтики романа «Занони» – в частности, его нарративной и мотивной структуры;
• охарактеризовать жанровую синкретичность романа «Занони».
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Жизнь и творчество Эдварда Бульвер-Литтона» представлен развёрнутый биографический очерк; резюмировано творческое наследие и определено место изучаемого романа в нём.
Вторая глава «Сюжет, нарратив и мотивная структура романа» посвящена исследованию композиции романа и его мотивной структуры (фаустианский мотив и мотив продажи души, мотив призрака, инициации, сверхъестественного долголетия, библейские мотивы).
В третьей главе «“Занони” как розенкрейцеровский роман» рассматривается проблематика романа с акцентом на преломление аксиологии и символики розенкрейцеров в художественном произведении, формирующее специфический поджанр оккультно-философского романа.
В четвёртой главе «Жанровое своеобразие романа “Занони”» отмечается особая жанровая синкретичность исследуемого произведения, органично соединившего в себе генетические коды «готического», исторического и «сенсационного» романов.
В заключении приводятся основные выводы по работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании была предпринята попытка проиллюстрировать некоторые тенденции творчества Эдварда Бульвер-Литтона в контексте викторианского культурного процесса (в особенности, на его ранней стадии), наметить точки притяжения и отталкивания между ними.
Амбивалентность высказываемых Бульвер-Литтоном идей, напряжённость взаимоотношений с современным ему культурным процессом, неоднозначная аксиология и неоднородная поэтика его романов определяются в большой степени внутренними противоречиями во всех сферах жизни – личной, социально-политической, религиозно-философской и творческой. Особенно отчётливо это проявилось в «метафизических» романах Бульвер-Литтона, которые сам автор считал своими манифестами о духе и которые можно считать образцами изобретённого им поджанра. Розенкрейцеровский роман «Занони» (1842) – самое раннее и, возможно, наиболее значительное среди них произведение. В романе отразилось характерное для ранневикторианской литературы столкновение и смешение категорий науки и религии, а также вторжение производных от них форм – таких, как спиритуализм и месмеризм – в магистральный культурный поток.
Жанровую природу романа отличает особая синкретичность: в нём, во-первых, встретились основные инстинкты творчества Бульвер-Литтона (предшествующего и последующего); во-вторых, соединились проблематика и генетические коды «готического», исторического, «сенсационного» романов, а также романа воспитания и романа испытания.
Мотивы и нарративные техники, заимствованные автором у разных жанров, в романе «Занони» часто теряют свою традиционную форму и прагматику; Бульвер-Литтон оставляет от них только оболочку и заставляет работать на собственные цели; в частности, они необходимы для оживления идейного, тенденциозного романа (novel of purpose) и интеграции его в литературную традицию.
Розенкрейцеровские идеи и символика в романе служат своеобразным трамплином для религиозно-философских размышлений Бульвер-Литтона и не претендуют на достоверность; являются скорее средством создания определённого колорита и относительной историко-философской определённости.
В романе вступают в конфликт естественнонаучные и мистические категории, оценка розенкрейцеровской философии познания является неоднозначной, что обнажает идеологическую неукоренённость Бульвер-Литтона в сфере метафизического. Однако именно такая амбивалентность позволяет сформировать художественный образ идеального человека, предложить вариант решения центральной фаустовской проблемы, примирить науку и религию.
Глубоко своеобразным в романе является характер осмысления французской революции: историческое событие рассматривается в «эзотерическом разрезе» – как противостояние олицетворённых энергий, тьмы и света – и с новаторским для первой половины XIX века психологизмом.
Необходимо отметить, что к концу исследовательского процесса были обнаружены упоминания о работах американских и немецких литературоведов, посвящённых метафизическим проблемам романа «Занони» и, в частности, его влиянию на немецкую литературу и культуру (обусловленному, надо полагать, богатой розенкрейцеровской традицией в Германии и, безусловно, фаустовской проблематикой). В силу ограниченности темой и объёмом, а также недоступности этих источников в пределах России (электронные версии отсутствуют), мы вынуждены были оставить их без пристального внимания, но отмечаем как одно из возможных направлений дальнейших исследований в области оккультно-философских произведений Эдварда Бульвер-Литтона.



1. Bulwer-Lytton E. The Coming Race. – Peterborough: Broadview Press, 2008. – 240 p.
2. Dickens Ch. A Tale of Two Cities. – London: Penguin Classics, 2003. –
489 p.
3. Godwin W. St. Leon. – Peterborough: Broadview Press, 2006. – 507 p.
4. Maturin Ch. R. Melmoth the Wanderer. – London: Penguin Classics, 2001. – 659 p.
5. Бульвер-Литтон Э. Лицом к лицу с призраками. // Дом с призраками: Английские готические рассказы. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – C. 21–67.
6. Бульвер-Литтон Э. Последние дни Помпеи. Пелэм, или Приключения джентльмена / Пер. А. Нейхардт. – М.: Правда, 1988. – 768 с.
7. Бульвер-Литтон Э. Призрак / Пер. О. Чоракаева. Лит. обработка
Г. Пархоменко, О. Чоракаева. – М.: Радуга, 1994. – 430 с.
8. Теккерей У. М. Романы прославленных сочинителей, или романисты-лауреаты премий «Панча». – М.: Директ Медиа, 2015. – 133 c.
9. Уолпол Г. Замок Отранто; Казот Ж. Влюблённый дьявол; Бекфорд У. Ватек. / изд. подгот. В. М. Жирмунский и Н. А. Сигал. – Л.: Наука, 1967. – 293 с.
Научно-критическая литература
10. Алексеев М. П. Чарльз Роберт Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч. Р. Мельмот Скиталец; подгот. М. П. Алексеев и А. М. Шадрин; пер. А. М. Шадрина. 2-е изд. – М., 1983. – С. 531–638.
11. Алексеев М. П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования / М. П. Алексеев. – М., Л.: Гослитиздат, 1960. – 499 с.
12. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. – М.: «Высшая школа», 1985. – 431 с.
13. Антонов С. А. У истоков готической прозы. Клара Рив и её роман «Старый английский барон» / С. Антонов // Рив, Клара. Старый английский барон. Готическая повесть / Пер. Г. И. Бушковой. – М.: Ладомир, Наука, 2012. – С. 163-217.
14. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 3. Теория романа (1930–1961 гг.). – М.: Языки славянских культур, 2012. – 880 с.
15. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Том 1. – СПб.: Эксмо, 2014. – 880 c.
16. Борхес Х. Л. Новые расследования: сборник. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
17. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. – М.: Новое литературное обозрения, 2005. – С. 211–220.
18. Волковская Л. А. Творчество Уильяма Годвина (первая треть XIX века): Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10. 01. 03 / ЛГУ им. А. А. Жданова. – Л., 1985. – 17 с.
19. Гендель М. Лекции о христианстве розенкрейцеров. Сокровенные тайны о Шекспире. – М.: Профит Стайл, 2012. – 448 с.
20. Головачёва И. В. Фантастика и фантастическое. – СПб.: Петрополис, 2013. – 412 с.
21. Головачёва И. В. Эссе о призраках: «Гамлет» и «Поворот винта» // Литература и время. Проблемы истории зарубежных литератур. – СПб.: Convention Press, 1998. – С. 24 – 31.
22. Григорьева Е. В. «Готический» роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10. 01. 03 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. – Л., 1989. – 17 с.
23. Горохов П. А. Герои и антигерои английской готической прозы // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2005. – № 11. – С. 23-31.
24. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм: проблемы эстетики. – М.: Наука, 1978. – 208 с.
25. Елистратова А. А. Готический роман // История английской литературы : [в 3 т.] – М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1945. Т. 1, вып. 2. – С. 588-612.
26. Жирмунский В. М. Английский предромантизм // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. – Л.: Наука, 1981. – С. 149-174.
27. Жирмунский В. М. и Н. А. Сигал. У истоков европейского романтизма // Уолпол Г. Замок Отранто. Казот Ж. Влюбленный дьявол. Бекфорд У. Ватек. – Л. : Наука, 1967. – С. 249 – 284.
28. Закон и право в «ньюгейтском» романе Э. Бульвера-Литтона: монография / О. А. Иванова, Н. Е. Ерофеева. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 191 с.
29. История английской литературы / Ред. И. И. Анисимова, А. А. Елистратовой, А. Ф. Иващенко, Ю. М. Кондратьева. М.: АН СССР, 1955. – Т. II, вып. II. – 657 c.
30. История зарубежной литературы XIX века. Учебник / Ред. Е. М. Апенко. – М.: Захаров М.А., 2001. – 416 с.
31. Йейтс Ф. А. Розенкрейцеровское Просвещение. – М.: «Энигма», 1999. – 496 с.
32. Лавкрафт Г. Ф. Сверхъестественный ужас в литературе. Статья / пер. С. Антонова, И. Богданова, В. Дорогокупли и др. // Зов Ктулху: повести, рассказы, сонеты. – М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2015. – С. 497 – 593.
33. Макарова Е. В. История и личность в творчестве Эдварда Булвера-Литтона: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10. 01. 03 / Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск, 2009. – 17 с.
34. Макиевская Н. М. Исторические романы Э. Бульвера-Литтона: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10. 01. 03 / Московский областной пед. ин-т им. Н. К. Крупской. – М., 1977. – 17 с.
35. Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 736 c.
36. Набоков В. В. Лекции по истории зарубежной литературы. – СПб.: Азбука, 2014. – 512 с.
37. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2000. – 336 с.
38. Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. – Л.: Художественная литература, 1965. – 500 с.
39. Рерих Е. И. Письма: в 9 т. – М.: МЦР, 2008. Т. 2 (1934). – С. 139 – 245.
40. Силантьев И. В. Поэтика мотива / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 296 с.
41. Сомова Е. В. Античный мир в английском историческом романе XIX века: Автореф. дис. … докт. филол. наук: 10. 01. 03 / Московский гос. пед. ун-т. – М., 2009. – 17 с.
42. Сомова Е. В. Художественное осмысление истории в романе Э. Бульвер-Литтона «Павсаний-спартанец» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – М., 2013. – № 21 (681). – С. 137 – 159.
43. Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. / пер. В. А. Мильчиной. – М.: Искусство, 1989. – 476 с.
44. Сумм Л. Замок, башня, монастырь // Готический роман: Замок Отранто. Итальянец. Аббатство кошмаров: повести, роман / [пер. с англ. Е. Суриц, Т. Шинкарь, В. Шора, С. Бычкова ; предисл. Л. Сумм ; примеч. Е. Гениевой]. – М.: Эксмо, 2009. – С. 7–26.
45. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. Б. Нарумова. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. – 144 с.
46. Успенский Б. А. Поэтика композиции. – СПб.: Азбука, 2000. – 352 с.
47. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М.: МГУ, 1987. – С. 232 – 263.
48. Хотинская А. И. Джозеф Шеридан Ле Фаню и английский сенсационный роман. Проблема трансформации жанра romance: Дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: 2006. – 169 с.
49. Чамеев А. А. Лицом к лицу с призраками, или Шаг во тьму // Готический рассказ XIX-XX веков: антология [сост. Л. Ю. Брилова] – М.: Эксмо, 2009. С. 7-26.
50. Чамеев А. А. В традициях «старого доброго страха», или Об одном несерьёзном жанре британской литературы // Дом с призраками: Английские готические рассказы. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – С. 5–18.
51. Чамеев А. А. Формульная природа готики и возникновение массовой литературы в Британии // Литературные модели в историко-теоретической перспективе: сб. [отв. ред. А.А. Чамеев] – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. – С. 224–233.
52. Шмид В. Нарратология. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Языки славянской культуры, 2008. – 304 с.
53. Штайнер Р. Путь к самопознанию человека в восьми медитациях. Порог духовного мира. – М.: Ной, 1991. – 172 c.
54. Budge G. Mesmerism and Medicine in Bulwer-Lytton`s Novel of the Occult // Victorian Literary Mesmerism. – Amsterdam and New York: Rodopi, 2006. – P. 39 – 59.
55. Bulwer-Lytton E. From “On Art in Fiction” // Victorian Criticism of the Novel / ed. by E. M. Eigner and G. J. Worth. – New York: Cambridge University Press, 1985. – P. 22–39.
56. Cooper-Oakley I. The Count de St. Germain: The Secret of Kings. – Milan: Ars regia, 1912. – 284 p.
57. Dahl C. History on the Hustings: Bulwer-Lytton’s Historical Novels of Politics // From Jane Austen to Joseph Conrad / Ed. Rathburn R. C. – Minneapolis: University of Minnesota Press, 1967. – 326 p.
58. Doughty O. U. The English malady of the 18th century // Review of English Studies, – 1926. – Vol. 2. – P. 257–269.
59. Ellis M. The history of Gothic fiction. – Edinburgh: Edinburgh univ. press, 2005. – 261 p.
60. Eigner E. M. The metaphysical Novel in England and America. Dickens, Bulwer, Hawthorne, Melville. – California: University of California press, 1978. – 384 p.
61. Escott Т. H. S. Edward Bulwer, First Baron Lytton of Knebworth. A social, personal and political monograph. / Т. H. S. Escott. – London: Routledge and sons, 1910. – 270 p.
62. Escott T. H. S. Social Transformations of the Victorian age. – London, 1897. – P. 259, 376.
63. Flower S. J. Charles Dickens and Edward Bulwer-Lytton. // The Dickensian magazine / ed. Michael Slater. Vol. 69. – London, 1973.
64. Gilbert R. A. The supposed Rosy Crucian Society. Bulwer-Lytton and the S.R.I.A. // Ésotérisme, Gnoses et Imaginaire Symbolique. – Leuven: Peeters, 2001. – 948 p.
65. Harris J. M. Folklore and the Fantastic in Nineteenth-Century British fiction. – Aldershot: Ashgate, 2008. – 225 p.
66. Kaplan F. Dickens and Mesmerism: The Hidden Springs of Fiction. – Princeton: Princeton University Press, 1975. – 276 p.
67. Lytton V. A. G. R. The life, letters and literary remains of Edward Bulwer, Lord Lytton: In 2 vols. – London: 1883.
68. MacAndrew E. The Gothic Tradition in Fiction. – New York: Columbia University Press, 1980. – 289 p.
69. Mitchell L. Bulwer Lytton. The Rise and Fall of a Victorian Man of Letters. – London and New York: Hambledon Continuum. 2003. – 320 p.
70. Mulvey-Roberts M. Gothic Immortals. – London: Taylor & Francis Ltd, 1990. – 256 p.
71. Mulvey-Roberts M. Writing for Revenge: The Battle of the Books of Edward and Rosina Bulwer-Lytton // The Subverting Vision of Bulwer: Bicentenary Reflections / ed. Allan Conrad Christensen. – Newark: University of Delaware Press, 2004. – P. 159-173.
72. Nevis J. The Encyclopedia of Fantastic Victoriana. – Austin, Texas: MonkeyBrain Books, 2005. – 1200 p.
73. Ryan M.-L. Narrative as Virtual Reality: Immersion and Interactivity in Literature. – Baltimore, 2001. – 416 p.
74. Schlun B. W. Science and the imagination: mesmerism, media, and the mind in nineteenth century English and American literature. – Berlin: Galda + Wilch Verlag, 2007. – 371 p.
75. Schwartz H. W. and M. Disraeli's Reminiscences. – London: Hamilton, 1975. – P. 61 – 62.
76. Sinnett A. P. The occult world. – London: Trubner and company, 1881. – 172 p.
77. Stewart C. N. Bulwer Lytton as occultist. – Whitefish: Kessinger Publisher LLC, 2010. – 72 p.
78. Sutherland J. The Longman companion to Victorian fiction. – Harlow: Longman group, 1988. – 696 p.
79. Victorian Science and Victorian Values: Literary Perspectives / ed. J. Paradis and Th. Postlewait. New Brunswick, NY: Rutgers University Press, 1985. – 362 p.
80. Wheeler M. English Fiction of the Victorian Period, 1830–1890. – London, New York: Longman, 1985. – 265 p.
81. Winter A. Mesmerized: Powers of Mind in Victorian Britain. – Chicago: Chicago University Press, 1998. – 480 p.
82. The Works of Thomas Carlyle. Critical and miscellaneous essays: vol. 5. – New York: Cambridge University Press, 2010. – 389 p.
Электронные ресурсы:
83. Bulwer-Lytton E. Falkland. – The Project Gutenberg Etext, 2009. – URL: http://www.gutenberg.org/files/7761/7761.txt (дата обращения 10. 03. 2016)
84. Bulwer-Lytton E. The Lady of Lyons, or Love and Pride. – The Project Gutenberg Etext, 2001. – URL: http://www.gutenberg.org/files/2461/2461.txt (дата обращения 28. 02. 2016)
85. Bulwer-Lytton E. Zanoni. – The Project Gutenberg Etext, 2006. – URL: http://www.classicly.com/edward-bulwer-lytton/zanoni (дата обращения 03. 01. 2016)
86. Carlyle T. Sartor Resartus (The tailor retailored). – The Project Gutenberg Etext, 2008. – URL: http://www.gutenberg.org/files/1051/1051-h/1051-h.htm (дата обращения 25. 01. 2016)
87. Croce B. Estetica come scienza dell’espressione e linguistica generale: электрон. версия кн. – Bari: Gius. Laterza & Figli, 1912. – P. 4. URL: http://booksnow1.scholarsportal.info/ebooks/oca5/34/esteticacomescie00croc/esteticacomescie00croc.pdf (дата обращения 01. 05. 2016)
88. The Mahatma Letters to A. P. Sinnett from the Mahatmas M. & K. H: электрон. версия кн. – London: Adelphi Terrace, 1923. – 530 p. – URL: http://blavatskyarchives.com/theosophypdfs/mahatma_letters_to_A_P_Sinnett.pdf (дата обращения 25. 11. 2015)
89. Webb J. What Lies Beneath: Orthodoxy and the Occult in Victorian Literature. A Thesis Submitted in Candidate for The Degree of Doctor of Philosophy: : электрон. версия рук. – Cardiff: Cardiff University, 2010. – URL: http://orca.cf.ac.uk/55460/1/U516773.pdf (дата обращения 01. 04. 2016 )


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ