Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация городских публичных мест в условиях коммерциализации и пандемии: случай общественного пространства «Севкабель Порт»

Работа №124283

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы104
Год сдачи2023
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения городских публичных мест в XXI веке на постсоветском пространстве 6
1.1 Классические концепции городских публичных мест 6
1.1.1 Понятие городских публичных мест 6
1.1.2. Ключевые признаки городских публичных мест 10
1.2. Городские публичные места в постсоветском пространстве 18
1.2.1. Особенности постсоветских городских публичных мест 18
1.2.2. Неолиберализация как фактор развития постсоветских городов 19
1.3. Современные вызовы городским публичным местам 21
1.3.1. Коммерциализация городских публичных мест 21
1.3.2. Городские публичные места: вызовы публичности 23
1.3.3. Пандемия covid-19 как один из вызовов современным публичным местам 26
Глава 2. Исследование трансформации городских публичных мест под влиянием современных вызовов на примере кейса общественного пространства «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге 30
2.1. Методологические основания исследования 30
2.1.1 Стратегия исследования кейс-стади и выбор кейса общественного пространства «Севкабель Порт» 30
2.1.2 Методы сбора и анализа данных 32
2.2. Результаты эмпирического исследования 33
2.2.1 Практики использования пространства «Севкабель Порт» его посетителями 33
2.2.2 Реализация характеристик классических публичных мест в пространстве «Севкабель Порт» 36
2.2.3 Коммерческая составляющая пространства «Севкабель Порт» 45
2.2.4 Современные вызовы для «Севкабель Порта» 49
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 63
Приложение 1. Таблица сведений об информантах 63
Приложение 2. Гайды интервью 65
Приложение 3. Пример интервью с посетителем «Севкабель Порта» 71
Приложение 4. Пример интервью с управляющим «Севкабель Порта» 89



Города и их жизнь долгое являлись предметом интереса социологов-урбанистов, исследовавших данное поле с разных сторон. Пространство городов весьма разнообразно и представлено местами различных типов. Одними из наиболее доступных пространств, формирующих образ города, являются городские публичные места. Публичные места дают возможность наблюдать проявления жизни города и его жителей. Поскольку публичные места выступают площадками для досуга, спонтанной коммуникации горожан, транзитных маршрутов, самопрезентации и презентации своих интересов, здесь разворачивается значительная часть повседневных взаимодействий городских жителей. При этом современные публичные места испытывают ряд вызовов. Среди них можно отметить тенденцию к коммерциализации публичных мест в логике неолиберализации современных городов, которая приводит к их частичному переформатированию в так называемые «псевдопубличные» места. Одним из новейших вызовов, с которыми столкнулись городские публичные места в последние несколько лет, является пандемия covid-19 и связанные с ней нормативные ограничения, которые в большой степени затруднили привычное функционирование публичных мест по всему миру.
Следует также отметить, что значительное развитие исследования городских публичных мест получили преимущественно в странах Европы и Северной Америки, в связи с чем представление социологов о публичных местах европейских и американских городов является довольно полным и дифференцированным. При этом городские публичные места в постсоветском пространстве, обладающие своей спецификой, а также изменения, которые происходят в них под влиянием различных вызовов, изучены в меньшей степени. В связи с этим исследование городских публичных мест российских городов и, в частности, Санкт-Петербурга, представляется мне особенно нужным и перспективным.
Исследования публичных пространств в российских городах являются актуальными не только с точки зрения развития научного знания в постсоветском контексте, но и с точки зрения изучения влияния меняющихся современных условий, таких как пандемия covid-19 и прочие вызовы, на городские публичные места в крупных городах России. Современные городские публичные места сталкиваются не только с вызовами коммерциализации, о котором учёные впервые заговорили ещё в конце прошлого века, вызовом публичности, в которых урбанисты писали ещё несколько нет назад, но и с вызовами последних лет, среди которых одним из самых ярких является пандемия covid-19, последствия которой на изменения публичных мест в больших городах России ещё не изучено в полной мере, и, в связи с чем, представляется актуальной темой для исследования.
Результаты моего исследования могут найти практическое применение в сфере выстраивания городской политики планирования и развития публичных мест, а также логики их нормативного регулирования. Результаты исследования также могут быть полезны управляющим пространства «Севкабель Порт», выбранного в качестве кейса для исследования, для оценки и возможного улучшения функционирования пространства. Кроме того, выводы на основе данного исследования могут быть применены при планировании и развитии публичных мест подобного типа в больших городах России.
Таким образом, проблемой исследования является дефицит научного знания о трансформации постсоветских городских публичных мест в условиях коммерциализации и пандемии. Объектом данного исследования является городское публичное место во всей сложности физических и социальных характеристик. Предмет исследования – характер трансформаций, происходящих в городском публичном месте в условиях коммерциализации и пандемии. Целью исследования является выявление и анализ трансформаций, происходящих в публичных городских пространствах в условиях коммерциализации и пандемии.
Используя для эмпирического исследования стратегию case study, в своем изучении общественного пространства «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге я решаю несколько поставленных в работе задач:
1) Определить репертуар практик использования пространства «Севкабель Порт» его посетителями;
2) Проанализировать манифестации характеристик классических публичных мест в пространстве «Севкабель Порт»»
3) Выявить особенности реализации коммерческой составляющей пространства «Севкабель Порта»;
4) Определить вызовы, с которыми столкнулся «Севкабель Порт» в последние годы;
5) Выявить стратегии преодоления вызовов, с которыми столкнулся «Севкабель Порт».
Кейс общественного пространства «Севкабель Порт» был выбран в связи с тем, что «Севкабель Порт» является одним из наиболее популярных общественных пространств в Санкт-Петербурге, привлекающем разные группы посетителей. Кроме того, пространство работает с осени 2018 года, поэтому позволяет проследить его трансформацию до, во время и после пандемии covid-19, ставшей одним из ключевых вызовов для публичных мест в Санкт-Петербурге. Пространство также отличается коммерческой составляющей, изначально заложенной в его концепции. Это позволяет в том числе проанализировать коммерциализацию как один из вызовов публичным местам сегодня, а также выявить, удаётся ли таким местам оставаться публичными местами.
В моей работе я опиралась на понимание публичных мест такими авторами, как У.Х. Уайт, Л. Лофланд, Д. Митчелл, Дж. Джекобс, Ш. Зукин, З.М. Аккар, а в российской дискуссии– О. Паченков. В качестве составляющих теоретической рамки в моем исследовании будут использоваться теории, возникшие на стыке социологических и антропологических исследований, в частности таких авторов, как Д. Джекобс, Ш. Зукин, Р. Сеннет. Продуктивным также представляется использование социологических немарксистских теорий критики капиталистического города, в частности работ Д. Харви.
Эмпирическое исследование в рамках данной работы базируется на проведенной серии полуструктурированных интервью с посетителями и управляющими «Севкабель Портом». Рекрутирование информантов происходило методом снежного кома, а также при помощи поиска потенциальных информантов по комментариям в сообществах «Севкабель Порта» и его проектов Вконтакте. Эмпирическая база составила 16 интервью, проведенных онлайн с посетителями мужского и женского пола в возрасте от 21 до 71 года, а также одно экспертное интервью с членом управляющей компании пространства. Анализ интервью происходил с использованием методов сплошного, осевого и выборочного кодирования параллельно со сбором интервью.
Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложений. В первой главе обсуждаются классические концепции городских публичных мест, рассматриваются особенности публичных мест на постсоветском пространстве, анализируются современные вызовы публичным местам; во второй главе представлен дизайн эмпирического исследования, обосновывается выбор кейса, описываются методы сбора и анализа данных, а также представлены результаты и выводы по исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, современные городские публичные места должны обладать такими характеристиками, как доступность для горожан, репрезентация разных групп населения, непредсказуемость контактов между посетителями, предоставление площадки для выражения интересов разнообразных групп, отсутствие жесткого контроля со стороны администрации и других представителей политических элит, атмосфера безопасности, активное использование людьми, наблюдение посетителей друг за другом, способность к трансформации, возможность многоцелевого использования, а также открытость смыслам, практикам и инициативам горожан.
Городские публичные места на постсоветском пространстве сохраняют некоторые черты таких пространств, характерных для советского периода, а именно важность поддержания опрятного, привлекательного внешнего вида, строгая регламентация поведения посетителей формальными и неформальными нормами, отсутствие возможности для самопрезентации и презентации личных интересов. Кроме того, на особенности функционирования публичных мест оказывает влияние логика неолиберализации, которая была привнесена на постсоветское пространство после распада СССР. Внедрение неолиберальной модели городского управления приводит к таким вызовам для российских публичных мест, как распространение джентрификации, социо-пространственной дифференциация и коммерциализация.
Пандемия covid-19, ставшая одним из серьёзных вызовов для городских публчиных мест в XXI веке, наложила своё след на трансформацию публичных мест. Во время пандемии публичные места в крупных городах частично поетряли ряд своих основных черт: доступности для горожан, непредсказуемости контактов, репрезентации различных групп горожан, спонтанности взаимодействий посетителей, отсутствия нормативного контроля за посетителями. При этом последствия пандемии для публичных мест по-прежнему остаются актуальной темой для научного изучения.
В результате исследования было выявлено, что репертуар основных практик информантов при посещении «Севкабель Порта» охватывает посещение мероприятий, заведений общепита, магазинов, расположенных в пространстве, а также набережной с видом на Финский залив. Основными чертами, привлекающими информантов в «Севкабель Порт», являются прямой выход к заливу, разнообразие мероприятий и большой размер пространства. Частота посещения пространства зависит от места проживания информантов: жители Васильевского острова приезжают в «Севкабель Порт» около одного раза в месяц или чаще, тогда как жители других районов города бывают в «Севкабеле» лишь раз в несколько месяцев.
Было выявлено, что черты классических городских публичных мест реализуются в «Севкабель Порту» только частично. К чертам, которые в полной мере реализуются в пространстве, можно отнести принципиальную доступность для большинства городских публик, субъективную безопасность, отсутствие существенного контроля «сверху», а также социабельность (некоторых) посетителей, то есть способность и готовность вовлекаться в интеракции с незнакомцами. Важно отметить, что «Севкабель Порт» является доступным для посетителей в физическом плане; кроме того в нём, по субъективным оценкам информантов, в полной мере реализуется право находиться в этом пространстве. Однако доступ горожан к информации о перспективах развития «Севкабеля» оценивается как недостаточный, а их доступ к дискуссиям о траекториях и приоритетах такого развития – как весьма ограниченный. Мониторинг и учет потребностей и запросов посетителей осуществляются несистемно; обратная связь затруднена. Наконец, доступ к принятию решений о судьбе «Севкабеля» для горожан практически закрыт, монополия в этом смысле принадлежит управляющей компании и собственникам, несмотря на выстраивание и трансляцию организаторами идеального образа «Севкабеля» как классического городского публичного места, поощряющего низовые инициативы.
В ходе исследования было определено, что «Севкабель Порт» комбинирует в себе черты классического городского публичного места и коммерческой площадки потребления. Потребительская активность посетителей всячески стимулируется, однако отказ от потребления не является ни основанием исключения, ни даже поводом для неформального символического давления. Между тем, коммерческие приоритеты «Севкабеля» все же заставляют организаторов работать над созданием имиджа безопасного и прозрачного места, что означает исключение «нежелательных» городских публик, в том числе с помощью «мягких» стилевых инструментов: посетители, не обладающие должным статусом, интересами, стилями жизни, чувствуют себя в пространстве чужаками, ощущают себя «не на своем месте».
Одним из серьёзнейших вызовов для «Севкабель Порта» стала пандемия covid-19. Несмотря на невозможность долгосрочного планирования, отмену многочисленных мероприятий и временное ослабление либо разрушение связей сотрудничества с коммерческими организациями, управляющим удалось относительно благополучно преодолеть кризисную ситуацию при помощи профессионального маневрирования в условиях тотальной рискоёмкой неопределенности, когда управляющая компания принимала гибкие контекстуально обусловленные решения как в плане реализуемых мероприятий, так и в плане коммуникации с резидентами. Также «Севкабелю» удалось воспользоваться государственной поддержкой, включившись в гранатовые программы грантов и став частью программы «Пушкинская карта». Однако данные изменения остались незаметными для информантов, когда те вернулись в «Севкабель» после пандемии, или были восприняты ими как органические шаги в процессе развития пространства, что подтверждает успех усилий управляющей компании.
Таким образом, «Севкабель Порт» можно считать успешным гибридным приватно-публичным пространством, органично встраивающимся в логику неолиберального городского развития, но одновременно (отчасти) сохраняющего миссию классических публичных мест или, по крайней мере, создающего иллюзию публичности, выступающую мощным аттрактором для разнообразных городских публик.



1. Билетов нет. Как оживает культурная жизнь Петербурга после карантина [Электронный ресурс] : // gorod-plus.tv URL: https://gorod-plus.tv/article/76363 (дата обращения 17.05.2023).
2. В Петербурге запретили проведение массовых мероприятий [Электронный ресурс] : // tass.ru URL: https://tass.ru/obschestvo/7971203 (дата обращения 17.05.2023).
3. Гаранина О. Д. Российские реалии в контексте пандемии // Кронос: общественные науки. 2021. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskie-realii-v-kontekste-pandemii (дата обращения: 23.05.2023).
4. Двойнев В. В. Процессы трансформации в постсоциалистических городах: приватизация публичного пространства Смоленска // Социальные трансформации, 2014. № 24. С. 10-19.
5. Джекобс Д. Жизнь и смерть больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.
6. Джурич Ж. , Стоядинович М. Неолиберальная теория и практика в современном обществе // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 107-113.
7. Желнина А.А. «Тусовка», креативность и право на город: городское публичное пространство в России до и после протестной волны 2011-2012 годов // СТАСИС. 2014. Т. 2. № 1. С. 260-295.
8. Желнина А.А. «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство // Laboratorium. 2011. №2. С. 48-69.
9. Желнина А.А. Социокультурное значение пространств потребления в постсоветском городе (на примере торговых центров Санкт-Петербурга) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №1. C. 330-335.
10. Желнина А.А. Публичное пространство в социологии города. Проблемы публичного пространства в Петербурге. URL: https://les-urbanistes.blogspot.com/2009/03/blog-post_02.html.
11. Зиммель Г. Экскурс о чужаке / пер. А.Ф. Филиппова // Социологическая теория: история, современность, перспективы: Альманах журн. «Социологическое обозрение». М., 2008.
12. Как «Севкабель Порт» из заводской территории превратился в самое модное общественное пространство города [Электронный ресурс] : // sobaka.ru URL: https://www.sobaka.ru/city/city/92777 (дата обращения 17.05.2023).
13. Лебедева Е. В. Публичное пространство постсоветского города: возможности для развития социальности и "кризис публичности" // ЖССА. 2017. №1.
14. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.
15. Лоу С. М. Пласа: политика общественного пространства и культуры. М.: Strelka Press, 2016.
16. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества.: Новое литературное обозрение, 2014.
17. Паченков О. Публичное пространство города перед лицом вызовов современности: мобильность и «злоупотребление публичностью» // Новое литературное обозрение. 2012. №5. С. 419-440.
18. Петербург вводит новые огрaничения на фоне коронавируса [Электронный ресурс] : // tass.ru URL: https://tass.ru/obschestvo/10001329 (дата обращения 17.05.2023).
19. Сайт пространства «Севкабель Порт» [Электронный ресурс] : // URL: https://sevcableport.ru/ru (дата обращения 14.10.2022).
20. Серто М. де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.
21. Туркулец С. В., Туркулец А. В., Листопадова Е. В. и др. Социальная стигматизация в период пандемии // Социодинамика. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-stigmatizatsiya-v-period-pandemii (дата обращения: 02.10.2022).
22. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2011.
23. Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. М.: Три квадрата, 2003.
24. Харви Д. Право на город // Логос 3 (66), 2008.
25. Хахалкина Е. В. Будущее городов в условиях пандемии ковид-19 // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. №63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-gorodov-v-usloviyah-pandemii-kovid-19 (дата обращения: 24.11.2022).
26. Akkar Z.M. New-generation public spaces – How 'inclusive' are they? // Open Space: People Space Conference. 2004.
27. Argenbright R. Moscow under construction: City building, place-based protest, and civil society // Lanham, MD: Lexington Books, 2016.
28. Brade I., Rudolph R. Moscow, the global city? // Area, 2004, Vol. 36, No. 1. P. 69–80.
29. Bryman, A. The Disneyization of Society. London: SAGE Publications, 2004.
30. Fabisiak B., Jankowska A., Kłos R. Attitudes of Polish Seniors toward the Use of Public Space during the First Wave of the COVID-19 Pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No 23. P. 11-29.
31. Finbom M., Kębłowski W., Sgibnev W., Sträuli L., Timko P., Tuvikene T., Weicker T. COVID-19 and public transport: insights from Belgium (Brussels), Estonia (Tallinn), Germany (Berlin, Dresden, Munich), and Sweden (Stockholm) // Forum IfL, 40. Leipzig: Leibniz Institute for Regional Geography, 2021.
32. Flusty S. Building Paranoia: The proliferation of interdictory space and the erosion of spatial justice. New York: Princeton Architectural Press, 1997. Pp. 47-59.
33. Fraser N. Rethinking the Public Sphere: A Contribution to the Critique of Actually Existing Democracy // Calhoun, C. (ed.): Habermas and the Public Sphere. MIT Press, Cambridge, 1992.
34. Furedi F. Culture of fear. London: Continuum, 2002.
35. Harding A. and Blokland T. Urban Theory. A Critical Introduction to Power, Cities and Urbanism in the 21st Century. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore and Washington DC: Sage, 2014.
36. Harvey D. Spaces of capital: towards a critical geography // Edinburg University Press, 2001.
37. Harvey D. The right to the city // New Left Review, II (53), 2008.
38. James A.C. Don’t stand so close to me: Public spaces, behavioral geography, and COVID-19 // Dialogues in Human Geography. 2020. Vol. 10. No 2. P. 187-190.
39. Lefebvre H. Writings on cities // Cambridge, Massachusetts: Wiley-Blackwell, 1996.
40. Lofland L. H. Social life in the public realm // Journal of contemporary ethnography. 1989. Vol. 17. No 4.
41. Lofland L. H. The Public Realm: Exploring the City’s Quintessential Social Territory. Aldine de Druyter, NY, 1998.
42. Low S. Lawrence-Zuniga D. Locating culture // Setha M. Low and Denise Lawrence-Zuniga (eds.): The Anthropology of Space and Place: Locating Culture. Blackwell, Oxford, 2003.
43. Low S., Maguire M. Public space during COVID‐19 // Social Anthropology. 2020. Vol. 28. Num. 2. Pp. 309-310.
44. Low S. Rethinking urban parks : public space and cultural diversity. Austin: University of Texas Press, 2005.
45. Low S., Smith N. The politics of public space // New York: Taylor & Francis Group, 2006.
46. Milgram S. The Experience of Living in Cities // Science, New Series. 1970. Vol. 167, No. 3924, Pp. 1461-1468.
47. Mitchell D. The End of Public Space? People's Park, Definitions of the Public, and Democracy // Annals of the Association of American Geographers. 1995. Vol. 85. No. 1. Pp. 110-115.
48. Mitchell D. The S.U.V. model of citizenship: floating bubbles, buffer zones, and the rise of the ‘‘purely atomic’’ individual // Political Geography. 2005. Vol. 24. P. 77-100.
49. Peck J., Theodore N., Brenner N. Neo-liberal Urbanism: Models, Moments, Mutations // SAIS Review, Volume 29, Number 1, Winter-Spring 2009. С. 50. Pp. 49-66.
50. Smith N. Giuliani Time: The Revanchist 1990s. Social Text. 1998. No 57. Pp. 1-20.
51. Sennett R. The public realm // The Blackwell city reader. London: Blackwell Publishers, 2010.
52. Tonnelat S. The sociology of urban public spaces // Territorial Evolution and Planning Solution: Experiences from China and France, Paris, Atlantis Press, 2010. Pp. 1-10.
53. Tykanova E.V., Khokhlova A.M. Social effects of neoliberal policy in Post-Soviet Saint Petersburg: Urban space contestation revisited // Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. 2022. Vol. 16. No. 1 (forthcoming).
54. Van Eck E., Van Melik R., Schapendonk J. Marketplaces as Public Spaces in Times of the Covid‐19 Coronavirus Outbreak: First Reflections // Royal Dutch Geographical Society KNAG. 2020. Vol. 111. No 3. Pp. 373-386.
55. Whyte W.H. The Social Life of Small Urban Spaces. Washington, D.C.: Conservation Foundation, 1980.
56. Zhelnina A. Learning to Use ‘Public Space’: Urban Space in Post-Soviet St. Petersburg // The Open Urban Studies Journal, 2013, Vol. 6. Pp. 30-37.
57. Zhitin D., Sechi G., Krisjane Z., Berzins M. Socio-spatial differentiation in transition: a preliminary comparative analysis of post-Soviet Saint Petersburg and Riga // Baltic Region. 2020. №1.
58. Zukin S. Naked city: the death and life of authentic urban. Oxford: Oxford University Press, 2010.
59. Zukin S. The cultures of cities. Cambridge, MA: Blackwell, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ