Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феноменология интеллигибельного: сознание и объективная реальность

Работа №124282

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение.
2. Глава Первая. Сфера Интеллигибельного
a. Прояснение основных понятий. Феномен, интенциональность, идеация, понятие априори.
b. Процесс конституирования феномена.
c. Содержание интенционального акта. Персональные смыслы и универсум интерсубъективных смыслов.
d. Четыре установки: естественная, теоретическая, феноменологическая, трансцендентально-феноменологическая.
3. Глава вторая. Феноменологическая критика рациональности
a. Критика рационализма за натурализм и объективизм
b. Критика психологизма
c. Различие между феноменологией и психологией. Объект философии и объект психологии.
4. Заключение
5. Список литературы


Вопрос самопознания является одним из самых важных и волнительных для человечества. Интерес ученых, философов, мыслителей во все времена был направлен на постижение природы человека, раскрытие загадок сознания, изучение взаимосвязи индивида с внешним, объективным миром.
В наше время высокую степень развития получила естественная наука. Множество специальных областей естественно-научного знания стремятся дать ответы на все возможные вопросы индивида о самом себе. С помощью самых передовых технологий ученые пытаются досконально исследовать человека и, главное, феномен его сознания.
Параллельно науке, поисками ответов на вопросы о том, что такое сознание, и как его следует изучать, занимается философия сознания. Внутри неё между множеством философов до сих ведутся жаркие споры по этому поводу. Одни, поддерживая науку, утверждают, что сознание можно полностью изучить с помощью объективных естественно-научных методов. Другие говорят, что это принципиально невозможно, т.к. сознание представляет собой нечто иное, нежели просто часть объективного мира. По их мнению, люди возлагают на науку слишком много надежд и верят ей, не требуя каких-либо объяснений.
Значительный вклад в исследование сознания, его структуры и взаимосвязи с объективным миром внес один из самых ярких и проницательных философов XX века - Эдмунд Гуссерль. Он утверждает, что «науке нечего сказать об убожестве нашей жизни. Наука изначально исключает самые жгучие проблемы человека, который чувствует себя оставленным на произвол судьбы» .
В своей философии Эдмунд Гуссерль хочет показать простые принципы нашей жизни, которые не доступны естественным наукам. Мыслитель говорит, что слово «жизнь» в первую очередь заключает в себе не физиологический смысл, но означает «жизнь целенаправленную, создающую продукты духа, … культуротворящую жизнь в единстве определенной историчности» .
Философ стремится обратить наше внимание на удивительность и уникальность сферы интеллигибельного; старается показать, что наш мир полон смыслов, которые, собственно, мы и создаем; что изучать их стоит, исследуя самих себя, а не внешний, объективный мир, который совершенно безразличен к человеку и его проблемам.
Феноменологический метод, которым пользуется Гуссерль в своих исследованиях, представляет собой то, что способно открыть нам глаза на те стороны жизни, которые мы до сих пор не замечали. Кроме того, феноменологический метод призван помочь нам избавиться от «первородного проклятия натурализма» - зашоренного натуралистического взгляда на мир, который присущ каждому человеку в силу его естественности и наглядности. Таким образом, Гуссерль постулирует о том, что человек должен избавиться от своей наивной «вжитости в мир» , должен взглянуть на себя чистым, необремененным предрассудками и теорией взглядом. Стоит отметить, что речь идет не только об освобождении от естественно-научных заблуждений, но и от допущений, которые делала философия. Например, построение теорий на основе «онтологического аргумента». Только после последовательного очищения сознания, по мнению Гуссерля, можно приступать к ответам на вопросы самоопределения, т.е. понять себя, свой внутренний мир и действительную взаимосвязь с объективным миром. Полученные в результате такого исследования ответы, должны помочь человеку обрести гармонию и с самим собой и с внешним миром, открыть горизонты для будущего успешного взаимного развития культуры, наук, философии.
Как было отмечено выше, данная тема сохраняет свою актуальность и по сей день. Несмотря на то, что труды Гуссерля были написаны еще в первой половине 20го века, человечество до сих пор страдает от заблуждений естественно-научного рационализма. До сих пор человек стремится найти ответы о самом себе в объективном мире, рискуя потерять свою индивидуальность.
Таким образом, для прояснения взаимосвязи сознания и объективной реальности, необходимо исследовать основные понятия феноменологии, которые определяют ее метод; рассмотреть понятие интерсубъективности, на котором строится основание для возможности приобретения объективного знания; изучить феномен множественности установок и, сопутствующие им в феноменологическом исследовании, редукции; провести анализ критики рационализма и определить соотношение психологии, как науки о человеке, с феноменологией, как полностью субъективной науки о трансцендентальном ego.
Библиографическая справка
Философия Гуссерля ни раз привлекала внимание как зарубежных, так и отечественных историков философии.
Следует сказать о трудах тех авторов по этой проблематике, которые являются наиболее значимыми для данного исследования. В первую очередь, заслуживает внимания работа известного современного немецкого философа Петера Прехтля, которая представляет собой систематичное изложение феноменологии Эдмунда Гуссерля. Автор сосредоточивается на тематическом плане гуссерлевских исследований, освящая основные понятия и проблемы в их содержательной взаимосвязи. Работа Н.В. Мотрошиловой «Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение вфеноменологию», представляющая собой подробнейший системный анализ основных концепций философа. Также, работа «Принципы и противоречия феноменологической философии», где производится критический анализ основных принципов и противоречий феноменологии. Работа Разеева Д.Н. «В сетях феноменологии. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии», где автор, исследуя феноменологию, изучает суть феноменологического мышления. Статья Виталия Куренного «Философия и институты: случай феноменологии», в которой автор затрагивает тему критики психологизма Гуссерля.
Источники исследования: Труды Эдмунда Гуссерля: «Логические исследования» Т.1, «Философия как строгая наука», «Кризис европейского человечества и философия», «Идеи к чистой феноменологии», «Картезианские размышления».
Объект исследования: феноменологическая философия Э. Гуссерля
Предмет исследования: феноменологическое представление Гуссерля об устройстве и взаимосвязи сознания и трансцендентного мира.
Цель: исследовать особенности взаимосвязи сознания и объективной реальности в рамках феноменологической модели сознания Э. Гуссерля.
Задачи работы:
1. Прояснить основные понятия феноменологии
2. Установить, что представляет собой феноменологическая модель сознания в ее основных внутренних взаимосвязях и структурах.
3. Проанализировать критику естественно-научного рационализма Э. Гуссерля.
4. Исследовать соотношение философии и науки в виде сравнения психологии и феноменологии.
Методологии исследования
В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа текста, позволивший углубить понимание философии Э. Гуссерля; метод системного анализа, позволивший определить целостное представление о феноменологической модели сознания, об особенностях внутреннего, субъективного мира и кардинальном отличии его от внешнего, объективного.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог данной работы, следует отметить, что одной из основных идей феноменологии является то, что сознание представляет собой особый мир, который не зависит по своей внутренней, идеальной структуре от каких-либо естественных данностей мира объективного.
Таким образом, Гуссерль стремится показать, что важнейшие вопросы человечества заключены, не во внешнем мире, но в самом человеке. Стоит, однако, подчеркнуть, что философ не умаляет заслуги наук и, наоборот, стремится способствовать их развитию, проводя феноменологическую критику и указывая на их заблуждения.
Кроме того, следует отметить тот факт, что труды Гуссерля, помимо теоретико-методологической ценности, обладают и ценностью этической. Гуссерль стремится культивировать в человеке именно человеческое, указав ему путь самоосмысления и метод очищая от всякого рода предрассудков и принятых на веру теорий.
Таким образом, было проведено исследование сферы интеллигибельного. В первой главе мы прояснили основные понятия феноменологии, которые формируют феноменологическую модель сознания. Рассмотрели взаимосвязь сознания и объективной реальности с точки зрения феноменологии, и определили, что сознание обладает решающей ролью в постижении внешнего мира. Мы выяснили каким образом в сознании происходит конституирование феноменов. Выявили, что одной из основ объективности человеческого знания в феноменологии является понятие интерсубъективности.
В критической части работы была рассмотрена критика естественно-научного рационализма, вывялены заблуждения, которые Гуссерль считает необходимо преодолеть. Были рассмотрены позиции, которые занимают наука и философия относительно вопроса о человеке и его связи с внешним, объективным миром.



1. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
2. Гуссерль. Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
3. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. I: Пролегомены к чистой логике/ Пер. с нем. Э.А. Бернштейн под ред. С.Л. Франка. Новая редакция Р.А. Громова. — М.: Академический Проект, 2011. 253 с.
4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ. ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
5. Гуссерль Э. Картезианские медитации / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект, 2010. — 229 с.
6. Эдмунд Гуссерль. Избранные работы / Амстердамские доклады / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего» 380 с.
7. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д. В. Скляднева; научн. ред. А.Я. Слинин. — СПб.: Наука, 2001. — 320 с.
Литература на русском языке
1. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Издательство «Водолей», 1998. — 384 с.
2. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503
3. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. — Томск: Издательство «Водолей», 1999. — 96 с.
4. Мотрошилова Н. В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в
феноменологию. — М.: "Феноменология— Герменевтика", 2003. — 720 с.
5. Мотрошилова. Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. Москва: Издательство «Высшая школа», 1968. — 127 с.
6. Полякова Я. С. Общие проблемы философии науки: учебное пособие для аспирантов по «Истории философии науки» / Я.С. Полякова. – Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2011. 297 с.
7. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. – ТОО КТ «Петрополис», С-Петербург, 1997. 880 с.
8. Разее,в Д.Н. В сетях феноменологии. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии. — СПб., 2004
9. Виталий Куренной. Философия и институты: случай феноменологии// Логос 1991–2005. Избранное: В 2 т. Т. 1. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») — 696 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ