ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСЛОЖНЁННОГО СКАЗУЕМОГО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1 Основные свойства сказуемых и способы их выражения в русском языке 6
1.2 Свойства глагольных сказуемых 8
1.3 Свойства осложненных глагольных сказуемых 10
1.4. Морфологические особенности глаголов, входящих в структуру осложненных глагольных сказуемых 11
1.5 Модальные оттенки значений осложнённых глагольных сказуемых 13
Выводы 16
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО–СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ОСЛОЖНЕННОГО СКАЗУЕМОГО «ТОЛЬКО И ДЕЛАЕТ (ЗНАЕТ, УМЕЕТ) ЧТО (ГЛАГОЛ)». 18
2.1. Морфологические особенности структурных компонентов модели 18
2.1.1. Модель с глаголом делать 19
2.1.2. Модель с глаголом уметь 21
2.1.3. Модель с глаголом знать 22
2.2 Семантика русских глаголов. Общие вопросы 24
2.3 Семантическая специфика глаголов, входящих в состав исследуемой модели 28
2.3.1. Стилистически нейтральные глаголы в составе исследуемой модели 28
2.3.2. Разговорные и просторечные глаголы в составе исследуемой модели 30
2.3.3. Глаголы-междометия в составе исследуемой модели 34
Выводы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Список словарей 47
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, хотя изучение структурных особенностей главных членов предложения в целом и различных подвидов глагольного сказуемого в частности имеет серьезные традиции в российской лингвистике, некоторые аспекты осложненных сказуемых остаются недостаточно полно описанными и изученными с точки зрения их функционально-семантической специфики. Это создает определенные трудности для специалистов, преподающих русский язык как иностранный, и для носителей других языков, изучающих русский синтаксис.
Одним из подвидов осложненного глагольного сказуемого является конструкция, которая может быть описана таким образом: только и делает (знает, умеет) что (глагол). Например:
Он только и делает, что читает.
Сказуемое данной структуры используется в тех случаях, когда действие, описываемое вторым глаголом, протекает длительное время и является интенсивным.
Данная конструкция часто используется в речи носителей русского языка, ей присущ разговорный оттенок.
Вариантами этой конструкции являются те модели, где вместо глагола делать выступают глаголы уметь или знать.
Цель работы — исследование и описание функционально-семантических свойств модели в целом - только и делает (знает, умеет) что (глагол)., а также свойств ее глагольных компонентов.
Реализация названной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения осложнённого сказуемого в русском языке.
2. Охарактеризовать семантическую специфику глаголов, которые являются частью конструкции осложненного глагольного сказуемого «только и делает (знает, умеет) что (глагол)».
3. Определить морфологические ограничения в использовании изучаемой модели.
4. Выявить стилистические особенности изучаемой модели осложненного сказуемого.
Объектом исследования являются лексико-синтаксические конструкции русского языка, используемые в двусоставных предложениях в качестве осложненного глагольного сказуемого.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы выступают функционально-семантические свойства одной из моделей осложненного глагольного сказуемого: «только и делает (знает, умеет) что (глагол)».
Материалом исследования послужили тексты различной стилевой принадлежности, включенные в электронные лингвистические базы данных русскоязычного Интернета за последние несколько лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что модель осложненного глагольного сказуемого «только и делает (знает, умеет) что (глагол)» является достаточно частотной в современном речевом дискурсе, однако существуют семантические и морфологические факторы, ограничивающие ее употребление.
Новизна ВКР состоит в том, что до настоящего времени не проводилось сопоставительных исследований функционально — семантических свойств вариантов осложненного глагольного сказуемого сопоставительного характера «только и делает (знает, умеет) что (глагол)».
В работе использованы следующие методы исследования:
1. анализ и обобщение научной литературы;
2. метод систематизации и обобщения;
3. сравнительно-сопоставительный метод;
4. описательный метод.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования её материалов для углубления научных представлений о функционально-семантической специфике осложненных глагольных сказуемых современного русского языка, что способствует развитию синтаксической теории в целом.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его материалы могут быть использованы при разработке специальных разделов учебных программ по синтаксису современного русского языка, а также в практике преподавания русского языка как иностранного.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе разбираются теоретические основы изучения осложнённых сказуемых русского языка. В частности, проводится анализ основных свойств глагольных сказуемых и способов их выражения в русском языке. Также, разбираются модальные оттенки значений осложнённых глагольных сказуемых.
Вторая глава посвящена подробному анализу общих и частных функционально-семантических особенностей осложненного глагольного сказуемого, структурная модель которого может быть описана как «только и делает (знает, умеет) что (глагол)». Анализируется семантика лексических компонентов конструкции.
Простые глагольные сказуемые представляют собой структуры, компоненты которых выражены лишь одним глаголом. Возможно также выражение простого глагольного сказуемого и в форме фразеологизма, инфинитива, глагольного междометия, модальной частицы с прибавлением глагола.
Большинство специалистов считают, что к осложненным глагольным сказуемым относятся те, в которых:
• оба глагола одной и той же формы, причем первый указывает на само действие, а второй – на его цель;
• форма глагола взять соединена с помощью союзов и, да, да и с формой другого глагола, совпадающей с формой первого;
• усилено значение глагольного сказуемого посредством повторения однокоренных глаголов; неопределенная форма сочетается с личной формой того же глагола;
• между глаголами стоит частица не;
• содержится оборот, который помогает подчеркнуть длительность осуществляемого действия или же его интенсивность;
• повтор сказуемого, который помогает передать длительное действие;
• сказуемое с частицей так, которая стоит между двух одинаковых глаголов;
• данная конструкция позволяет выразить полную завершённость действия;
• глагол с прибавлением частицы знай или частицы знай себе, который позволяет выразить действие, которое осуществляется несмотря ни на что;
• глагол с прибавлением частицы было.
Для осложненных глагольных сказуемых, структуры которых может быть описана как «только и делает (знает, умеет) что (глагол)» были выявлены следующие особенности.
Если первый глагол — делать, то оба глагола, наполняющие модель, могут употребляться в прошедшем, настоящем или будущем времени; в любом наклонении; в любом числе; в любом лице.
Если первый глагол уметь, второй глагол всегда в форме инфинитива.
Если первый глагол знать, то в этом случае второй глагол может быть как инфинитивом, так и повторением формы первого глагола. Оба эти варианта являются взаимозаменяемыми и могут употребляться один вместо другого
Все глаголы во всех вариантах модели исключительно несовершенного вида.
Семантика глагола представляет собой значение, которое выражает глагол, смысл, вкладываемый в него.
По семантическим критериям выделяют три категории глаголов:
Адинамичные глаголы, динамично-постепенные и динамично-моментальные.
Для модели только и делает (знает, умеет) что (глагол) характерно:
1) первый глагол, который входит в эту модель, является адинамичным.
2) второй глагол может относится либо к адинамичным либо к динамично-постепенным глаголам.
3) динамично-моментальный глагол входить в выбранную сказуемую модель не может.
Модель «только и делает (знает, умеет) что (глагол)» представляет собой оборот, который помогает подчеркнуть длительность осуществляемого действия или же его интенсивность.
В состав данной модели могут быть включены стилистически нейтральные глаголы, которые относятся к общеупотребительной лексике и могут быть частью любого функционального стиля русского языка: разговорные и просторечные глаголы; глаголы-междометия.
Модель «только и делает (знает, умеет) что (глагол)» относится к разговорному функциональному стилю речи.
Первый глагол рассматриваемой конструкции (делает, знает, умеет) относится к стилистически нейтральной лексике в любом случае.
Если говорить о втором глаголе, то он не обязательно является стилистически нейтральным; однако, стилистически нейтральные глаголы в данном случае доминируют над остальными. Это связано с тем, что стилистически нейтральные глаголы в русском языке преобладают в количественном отношении.
Пример использования: Пора спать, а Оля только и делает, что читает журнал про своих знаменитостей.
В состав модели «только и делает (знает, умеет) что (глагол)» могут входить глаголы из самых различных пластов разговорной лексики. Это могут быть: литературно-разговорные единицы, разговорно-профессиональные слова, разговорно-терминологические глаголы.
Также, в составе изучавшейся конструкции используются и обиходно-бытовые глагольные лексемы.
Пример использования: Я своей дочери уже три дня лекарства даю, а она только и делает, что температурит.
Просторечные глаголы также достаточно часто входят в состав рассматриваемой модели.
Чаще всего в рамках конструкции «только и делает (знает, умеет) что (глагол)» глагольные междометия (бульк, кувырк, прыг-скок) употребляются в неформальных ситуациях.
Пример использования: Кошка долго гналась за мышонком, а он только и делает, что шмыг-шмыг, да и был таков, только его и видели.
Рассматриваемый тип сказуемого используется в целях повышения экспрессивности речи.
8. Абдальмуним Х. А. Жаргонизмы как средство экспрессивного пародирования в текстах СМИ / Х. А. Абдальмуним // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – Санкт-Петербург, 2007. – № 2-2. – С. 283-286.
1. Адов А. И. Подлежащее - сказуемое vs. субъект – предикат / А. И. Адов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова – Таганрог, 2008. – № S1. – С. 7-11.
2. Амирова П. Р. Закономерности употребления личного и безличного предложений с глагольными сказуемыми в современном русском литературном языке / П. Р. Амирова // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2018. – № 6 (73). – С. 447-449.
3. Архипова Л. В. Содержание субстантивных лексических единиц в глагольном словосочетании как показатель значений полисемантичного глагола / Л. В. Архипова // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – Тамбов, 2014. – Т.20. – № 3. – С. 636-641.
4. Архипова Л. В. Управление глагола как проявление его семантических свойств : На примере глаголов лексико-семантической группы созидания : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Тамбов, 2000. – 243 с.
5. Балли Ш. Язык и Жизнь – М.: Едиториал УРСС, 2003.
6. Бегенева Е. И. Вторые и второстепенные сказуемые в современном русском языке : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Воронеж, 1999. – 177 с.
7. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис: учебник. М.: Высшая школа, 2008. – 416 с.
8. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
9. Васильева Н. М. Сочетание однородных глагольных сказуемых: простое или сложное предложение? / Н. М. Васильева // Верхневолжский филологический вестник. – Ярославль, 2020. – №3(22). – С. 113-118.
10. Галкина-Федорук Е. М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1958. – 199 с.
11. Галямина Ю. Е. Транзитивность, залог и лексическая семантика глагола : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20. - Москва, 2006. – 310 с.
12. Гловинская М. Я. Слабообсценная лексика в просторечии и разговорной речи / М. Я. Гловинская // Смыслы, тексты и другие захватывающие сюжеты. Сборник статей в честь 80-летия И. А. Мельчука. – Москва, 2012. – С. 186-190.
13. Голицына Т. Н. Служебные (связочные) глаголы русского языка и их полнозначные соответствия : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Воронеж, 1983. – 139 с.
14. Грибещенко О. А. Некоторые сочетаемостные возможности глаголов в роли сказуемых в предложениях с темпоральными модификаторами / О. А. Грибещенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – Москва, 2014. – №4(60). – С. 159-162.
15. Державина Е. И. История группы глаголов с общим значением "делать" в русском языке : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Москва, 1984. - 168 c.
16. Донец Н. А. К вопросу о границах и типах сказуемого // УЗ Латвийского гос. ун-та им. Петра Стучки. – Рига, 1960. – С.57-77.
17. Евтеева М. Ю. Моделирование семантической структуры глаголов широкой семантики с общим значением делать в естественном языке: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19. – Москва, 2014. – 293 с.
18. Знаменская А. В. Частица и в современном русском языке // УЗ. Вып. 13. Ч. 1. – Смоленск, 1964. – С.49-75.
19. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М.: Наука, 1973. – 351с.
20. Иванова А. А. К проблеме периферии системы способов выражения сказуемого в современном русском языке / А. А. Иванова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – Таганрог, 2016. – №1. – С. 14-20
21. Исаева И. А. Градуальная семантика глагола в современном русском языке: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Саранск, 2008. – 214 с.
22. Искренкова М. С. Осложнение простого глагольного сказуемого в современном русском языке : монография / М. С. Искренкова ; Автономная некоммерческая орг. высш. проф. образования Центросоюза РФ "Российский ун-т коопер.", Владимирский фил. - Владимир : Российский ун-т коопер. Владимирский фил., 2009. – 107 с.
23. Калинина Л. А. Составные формы глагола в современном русском языке : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Москва, 1999. – 124 с.
24. Колесникова С. М. Градуальная семантика составного сказуемого / С. М. Колесникова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – Сургут, 2012. – №5(20). – С. 5-11.
25. Копыленко И.М. О коммуникативных функциях частиц: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Алма-Ата, 1981. – С. 19-20.
26. Костина С. Г. Глагольные и именные предикативные конструкции в устной научной речи : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Москва, 1984. – 213 c.
27. Коротаева М. В. Семантика связочных глаголов в структуре предложения : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Москва, 1991. – 170 с.
28. Краснова Т. И. Субъективность – модальность (материалы активной грамматики). СПб. – 2002. – 189 с.
29. Крысин Л. П. О Словарном представлении лексики некодифицированных подсистем языка / Л. П. Крысин // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – Москва, 2010. – Т. 69. – № 1. – С. 28-43.
30. Кудинова Т. А. Просторечие как лингвистический феномен: динамика понятия / Т. А. Кудинова // Научная мысль Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2009. – № 4 (60). – С. 135-137.
31. Куппа Н. С. Когнитивные основы языковой репрезентации фазовости действия / Н. С. Куппа // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск, 2013. – №1. – С. 173-177.
32. Куппа Н. С. Составное глагольное сказуемое как одна из форм передачи интенциональных смыслов / Н. С. Куппа // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2012. – №4(35). – С. 83-86.
33. Ламбарджян С.П. Значение уверенности / неуверенности в разных по целенаправленности типах простого предложения в русском языке: дисс. ... канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1981. – 190 с.
34. Лебедик В. Н. Зависимость типологического и коммуникативного значения предложения от типа сказуемого / В. Н. Лебедик // Записки Горного института. – Санкт-Петербург, 2011. – Т. 193. – С. 240-242.
35. Лекант П. А. Грамматические категории слова и предложения. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 456с.
36. Магомед-Касумов Г. М. Обучение простому двусоставному предложению на уроках русского языка как неродного / Г. М. Магомед-Касумов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2015. – №3(32). – С. 95-101.
37. Морослин П. В. Семантическая структура глаголов мышления и их функция в тексте: На материале русского и английского языков: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19. – Москва, 2001. – 210 с.
38. Ндьяй Б. Семантические и функциональные характеристики лексико-семантической группы глаголов знания: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. – Москва, 2002. – 146 с.
39. Николаева Т. М. Функции частиц в высказывании (на материале славянских языков). – М.: Наука, 1985. – 186с.
40. Переверзева И. В. Англо-русские соответствия в согласовании подлежащего и сказуемого: Экспериментально-сопоставительное исследование на материале разностилевых текстов : автореферат дисс. ... кандидата филологических наук. – Пятигорск, 2004. – 18 с.
41. Петрова И. М. Когнитивная обусловленность вариативности осложнённого составного глагольного сказуемого с фазовым биномом / И. М. Петрова, Н. Н. Беклемешева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2019. – Т. 12. – №8. – С. 216-225
42. Пешковский А. М. Избранные труды [Текст] / [Подгот. к печати, вступ. статья и примеч. И. А. Василенко и И. Р. Палей]. – Москва : Учпедгиз, 1959. – 252 с.
43. Плотникова А. М. Когнитивное моделирование семантики глагола (на материале глаголов социальных действий и отношений) : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.19. – Екатеринбург, 2008. – 555 с.
44. Попова Л. В. К вопросу о соотношении понятий вспомогательный глагол и связка / Л. В. Попова // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2012. – Т. 1. – №2. – С. 157-160.
45. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке: учеб. пособие для студентов филологических факультетов. – М.: URSS, 2009. – 189 с.
46. Резникова Т. И. Грамматикализация конструкций с глаголом "делать" : Типология и семантика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20. – Москва, 2003. – 143 с.
47. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А.Современный русский язык. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448с.
48. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2002. – 528с.
49. Руднев Д. В. Модальные глаголы-связки и их роль в формировании семантики опорных слов сложноподчиненного предложения / Д. В. Руднев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – Санкт-Петербург, 2011. – №1. – С. 128-133.
50. Русский язык. Учебное пособие / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1978. – 320с.
51. Сатина Т. В. Составное глагольное сказуемое в условиях художественного текста (на материале романа А. Белого «Петербург») / Т. В. Савина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – Москва, 2021. – №1. – С. 51-63.
52. Сатина Т. В. Простое глагольное сказуемое в художественном контексте / Т. В. Сатина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Воронеж, 2021. – №1. – С. 97-105.
53. Светлышев Д. С. Состав и функции эмоционально-экспрессивных единиц в современном русском литературном языке: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1955. – 19 с.
54. Селеменева О. А. Осложненное простое глагольное сказуемое в произведениях А. Н. Островского: формальный и содержательный уровни / О. А. Селеменева // Litera. – Москва, 2017. – №1. – С. 108-119.
55. Солганик Г. Я. Текстовая модальность как семантическая основа и важнейшая стилевая категория // Stylistyka VIII. Opole, 1999. – С. 179–192.
56. Тарабина С. Ю. Семантика фразовых глаголов и глагольных фразеологических единиц: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19. – Москва, 2003. – 180 с.
57. Титов Ю. М. Стилистические особенности употребления общего сказуемого в форме единственного числа в утвердительных конструкциях / Ю. М. Титов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – Санкт-Петербург, 2007. – №2-2. – С. 268-270.
58. Тиханова О. В. История изучения понятий «Нулевая связка» и «Нулевое глагольное сказуемое» в рамках незамещенных синтаксических позиций русского языка / О. В. Тиханова // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2019. – №4(426). – С. 183-190.
59. Церюльник А. Ю. Лексические особенности жанровых разновидностей блогов / А. Ю. Церюльник // Филологический аспект. – Нижний Новгород, 2019. – № 6 (50). – С. 25-35.
60. Читалова А. Н. Об аналитических конструкциях с глаголами 'быть', 'иметь', 'делать' / А. Н. Читалова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – Таганрог, 2008.
61. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. –2-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1941. – 620 с.
62. http://www.ruscorpora.ru/ - Национальный корпус русского языка.
Список словарей
9. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – 5-е изд. – М.: Либроком, 2012. – 576 с.
1. Большой академический словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед., [Федер. целевая прогр. "Культура России" (подпрогр. "Поддержка полиграфии и книгоизд. России"); гл. ред. К.С. Горбачевич]. - Москва ; Санкт-Петербург : Наука, 2004.
2. Большой толковый словарь русских глаголов : Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. проф. Л. С. Бабенко. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 704с.
3. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь Ефремовой. – М.: Рус. яз., 2000. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/
4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: – СПб.: Норинт, 2000. - http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/
5. Малый академический словарь / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981—1984. - http://onlineslovari.com/malyiy_akademicheskiy_slovar/
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 27-е изд., исправленное. — М.: Мир и образование, 2017. —736 с.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистичеких терминов: Пособие для учителя. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
8. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. / Ю.Н.Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. Т. I. От стимула к рекции: Ок. 7000 стимулов. – М.: АСТ-Астрель, 2002. – 784 с. - http://tesaurus.ru/dict/dict.php