Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ "Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов".
Выборка: ученики 8 классов в количестве 45 человек в возрасте 13-14 лет (25 девочек и 20 мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ АУТОАГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Подростковый возраст как этап становления личности…………….. 8
1.2. Особенности развития подростков с аутоагрессией………………… 14
1.3. Аутоагрессивность как объект социогуманитарных исследований.. 22
1.4. Психологическая профилактика безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде ..26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ АУТОАГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 34
2.1. Организация и методы эмпирического исследования………………. 34
2.2. Количественный и качественный анализ полученных результатов 36
2.3. Проект программы психологической профилактики безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде……40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...……………...…………… 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………...……………...……………...……… 56
Происходящие кардинальные изменения в политической, экономической, социальной, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения требований, предъявляемых к личности сегодня, вызывая внутренний диссонанс и рост личностного напряжения, приводящий к утрате смысла жизни. Наиболее чувствительным к подобным изменениям оказывается подростковый возраст, так как личность подростка формируется в период так называемого «двойного кризиса» — возрастного и социального, накладывающегося один на другой.
Подростки в силу особенностей развития в период взросления оказываются наиболее уязвимыми в условиях социальных перемен, изменений нравственных устоев жизни. Именно в этом возрасте мальчики и девочки начинают возлагать на себя ответственность за решение возникающих проблем. Когда ресурсов личности недостаточно, а внешнее окружение неблагоприятно подросток переживает критическую ситуацию, не может найти адекватный выход, растет внутреннее эмоциональное напряжение, и как следствие возникают защитные образования, в том числе и аутоагрессия. Аутоагрессия – это один из внутренних факторов, который может мешать личности на пути к личностному, физическому и нравственному благополучию.
Рост числа суицидов, как крайнего проявления аутоагрессии, наблюдается сегодня во всем мире и в России. По данным Следственного комитета РФ зафиксирован рост числа завершенных детских суицидов - с 548 случаев в 2020 году до 753 в 2021 году. Таким образом, число погибших в результате самоубийства несовершеннолетних в 2021 году возросло на 37,4%.
Высокий уровень аутоагрессивного поведения является отражением социально-психологических проблем окружения и неспособности общества выйти на качественно новый уровень восприятия молодого человека. К основным психосоциальным факторам аутоагрессивного поведения современной молодежи можно отнести постоянные проблемы в семьях и неуверенность в межличностных отношениях со сверстниками, трудности в обучении, связанные с перегрузками, неуспеваемостью, конфликтами с учителями или сверстниками и общении, негативные эмоции, которые переживают подростки, ослабляют их адаптационные ресурсы. Не менее значительным фактором аутоагрессивного поведения является буллинг и кибербуллинг во всех их проявлениях, что также может приводить к суицидальному поведению.
В настоящее время необходимо тщательное изучение явления аутоагрессии у несовершеннолетних и осмысление их деструктивного поведения в контексте современных реалий.
Проблема исследования: каково содержание психологической профилактики безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде?
Степень разработанности проблемы. Проблемы мотивации аутоагрессивного поведения изучали зарубежные и российские ученые А.Г. Амбрумова, Г.Я.Пилягина, А.А. Реан, В.А. Тихоненко, К. Н. Фейбероу, Э.Шнейдман и др. Изучением аффективных состояний, приводящих к аутоагрессивному поведению занимались ученые Д. Вебер, К.И. Каплан, К.Леонгард, А.Е. Личко, И.В. Полякова, Е. Ренберг, Б. Сэдок, Д. Шафер, К. Шнайдер и др. Возрастные особенности, связанные с аутоагрессивным поведением изучали А.А. Александров, Л.И.Божович, Б.С. Братусь, А.И. Захаров, С.А. Игумнов, Д.Я. Исаев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон, и др. Важными являются разработки эффективных программ профилактики аутоагрессивного поведения на базе общеобразовательных школ Григорьевой А.А., которые опираются на комплексный подход (учет разных видов аутоагрессии, их взаимосвязи, степени выраженности риска и определяющих факторов; кооперация разных специалистов, включая педагогов, психологов и других специалистов в реализацию превентивной работы).
Цель исследования – выявление особенностей профилактики безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде.
Объект исследования – аутоагрессивное поведение у подростков.
Предмет исследования – профилактика безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде.
Гипотеза исследования: профилактика безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде будет эффективной если будут использованы следующие условия: проведение исследования аутоагрессивных тенденций и факторов, выявление индивидуально-типологических особенностей проявления признаков аутоагрессивного поведения у подростков; реализация психопрофилактической работы в практике образовательный организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы организации профилактики безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде в психолого-педагогической науке.
2. Исследовать уровень самооценки психических состояний подростков.
3. Изучить психологическую атмосферу семьи исследуемых подростков.
4. Определить уровень самооценки склонности к экстремально-рискованному поведению у подростков.
5. Разработать проект программы психологической профилактики безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде.
Теоретико-методологическое основание исследования: принцип комплексного, системного подхода в исследовании структуры и детерминации сложных психических явлений (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов и др.); принццип социальной обусловленности психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип детерминизма и деятельностной обусловленности психических явлений (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.); идеи и положения гуманистической психологии (Д.А.Леонтьева, Э. Фромма и др.); система научных знаний, представленных в работах учених в области детской и подростковой психологии В.А. Аверина, Л.И.Божович, А.И. Захарова, И. С. Кона, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Фельдштейн Д.И. и др.); в области изучения аутоагрессивного поведения у подростков, отраженных в работах А.Г. Амбрумовой, А.Т. Бека, В.Ф. Войцеха и многих других; в области изучения социально-психологической адаптации подростков, отраженных в работах Ю.А. Александровского, А.А. Бодалева, С.А. Беличевой, Ю.Р. В.И. Моросановой, В.Ф. Пирожкова, и др.).
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы по заявленной проблеме исследования, сравнение, интерпретация, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории и практики, анализ понятийно-терминологического аппарата исследования.
Эмпирические: констатирующий эксперимент, анкетирование, тестирование.
Методики исследования:
Методика "Самооценка психических состояний" по Г. Айзенку;
Методика "Оценка психологической атмосферы в семье" по А.Ф. Фидлеру;
Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цукермана.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога и социального педагога в образовательной организации.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов". Общее количество участников 45 человек учащиеся 8 классов, возраст 13-14 лет, из них девочек - 25 человек, мальчиков - 20 человек.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, таблиц - 4, рисунков - 3, заключения, списка использованных источников, приложений.
Таким образом, теоретически изучив структурно-личностные детерминанты аутоагрессивности подростков, можем сделать следующие выводы:
Во-первых, подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения, самосознания, самооценки, Я-концепции, стремления проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию - позволяет подростку самоутвердиться и оказывает сильное влияние на развитие личности. Следует отметить, что как раз в подростковом возрасте происходит становление социальных установок и нравственных ценностей, усовершенствование способностей, совершенствование личностных качеств.
Во-вторых, под аутоагрессией следует понимать разновидность агрессивной поведения, при котором враждебные действия по каким-то причинам (в основном социальным - когда объект, вызвавший агрессию, является недостижимым, слишком сильным и т.п.) не могут быть обращены на раздражающий объект, поэтому направляются субъектом на самого себя, а под аутоагрессивностью - устойчивую черту человека, которая при раздражающих обстоятельств склонна действовать аутоагрессивно.
Главной причиной аутоагрессии, по З. Фрейду, является нарушение привязки либидо к любимому объекту с регрессирования к оральной стадии психосексуального развития и воображаемого поглощения этого объекта, а также через отождествление части своего Я с этим объектом, нанося вред себе и, тем самым, безопасно удовлетворять свое желание навредить объекту. Кроме того, следует четко различать аутоагрессию, суицид и самоповреждение: суицид - крайняя форма проявления аутоагрессии, а самоповреждение - это то, что внешне может напоминать суицид, но не имеет конкретного намерения лишить себя жизни.
В-третьих, проблема аутоагрессивности подростков сегодня исследована фрагментарно, через исследование суицида, виктимности, рискованности, чувство вины и др. В таких работах понятие "аутоагрессивность" часто приравнивают к понятию "чувство вины", отталкиваясь от методики определение типов агрессивного поведения Басса-Дарки. В то же время около половины подростков подвержены аутоагрессивному поведению.
Предпосылкой аутоагрессивного поведения подростков также могут стать эмоциональное истощение, чувство дереализации, таким образом подросток пытается наладить контакт с реальностью, преодолеть барьер между внутренним и внешним. Важным фактором подростковой аутоагрессивности конфликты в семье, желание подростков привлечь внимание. Исследование саморазрушительного поведения в сочетании с депрессивными симптомами показали, что чем тяжелее форму депрессии переживает индивид, тем больше он склонен к аутоагрессии.
Пик аутоагрессивности составляет 14-15 лет, что совпадает с периодом острого переживания подросткового кризиса. По мере взросления ребенок становится менее уязвимым, его склонность к саморазрушающим действиям снижается, поэтому количество лиц, начинающих специально травмировать себя в старшем подростковом возрасте до 18-19 лет уменьшается.
Во II главе нами проведено эмпирическое исследование психологического состояния личности и оценка психологической атмосферы в семье на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов".
Анализ результатов эмпирического исследования выявил, наибольшие значения диагностированны по шкалам «тревожность», «агрессия» - у подростков проявляется чувствительность, эмоциональная нестабильность и ранимость, они испытывает беспокойство даже по незначительному поводу, остро воспринимают несправедливость жизни и страдают от этого, ведут себя враждебно по отношению к окружающим, могут обозвать, оскорбить, ударить и даже подраться, проявляют жестокость и безжалостность. Наименьшие значения диагностированы по шкалам «фрустрация», «ригидность». К аутоагрессивным тенденциям и факторам, можно отнести, проблемы в школе, в общении с окружающими людьми, материальные сложности, неблагополучие в семье, чувство собственной неполноценности.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной деятельности нами разработана психолого-педагогическая программа профилактики аутоагрессии у подростков.
1. Агазаде Н.В. К проблеме типологии аутоагрессивных явлений у психически больных / Н.В. Агазаде // I съезд психиатров социалистических стран.-М., 1987.-С. 28-32.
2. Амбрумова, А.Г., Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций / А.Г.Амбрумова, Е.Г.Трайнина, Н.А. Ратинова// Шестой Всероссийский съезд психиатров, г. Томск, 24—26 октября 1990 г.: Тез.докл. -Москва, 1990.- Т. 1.- С. 105-106.
3. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи. Автор-составитель – Польская Н.А. Методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019.-58 с.
4. Бисалиев, Р.В. Семейные факторы риска аддиктивного и аутоагрессивного поведения / Р.В. Бисалиев // Наркология. -2009. - Т. 8. - № 3.- С. 82-88.
5. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://rus-modern-enc.slovaronline.com/9278
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2015.103с.
7. Войцех В.Ф., Закондырина В.А., Кучер А.А. Диагностика и коррекция дезадаптационных состояний с целью профилактики суицидальной опасности. М.: Знание, 2005.
8. Воробьева, Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ / Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская. - М.: УНП ООН, 2008. - 24 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Лев Выготский; под ред. Давыдова.М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2013. 320 с.
10. Ведяшкин, В.Н. Аддитивные предпосылки аутоагрессивного поведения у подростков с учетом тендерных особенностей / В.Н. Ведяшкин // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. - 2011. - №15. - С. 210-212.
11. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.who.int/ru
12. Галкина Е.А., Дегтярев А.В. Отклоняющееся поведение и аутоагрессия у несовершеннолетних с модификациями тела [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2015. - Том 5. - № 1. - С. 90–107. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76156.shtml
13. Григорьева А.А. Персонифицированный подход в превенции аутоагрессивного поведения подростков [Электронный ресурс] / А.А. Григорьева// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. -2020. - Т. 8.- №2 (29). - С. 149-159. - Режим доступа: http://humj ournal.rzgmu.ru/art&id=426.
14. Григорьева, А. А. Феномен самореализации как условие профилактики аддиктивного поведения / А. А. Григорьева, Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 211-215.
15. Григорьева, А.А. Социально-психологическая специфика семей подростков с различными видами аутоагрессивного поведения / А.А.Григорьева //Известия Саратовского Университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2020. - Том 20. - №3. -С.302 - 307.
16. Григорьева, А.А. Социально-демографические характеристики подростков с рисками аутоагрессивного поведения [Электронный ресурс] / А.А.Григорьева //Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7. - №4 (7). - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN419.pdf
17. Григорьева, А.А. Суицидальное поведение, спровоцированное употреблением психоактивных веществ /А.А.Григорьева, Г.А.Корчагина// Вопросы наркологии. - 2017. - №6. - С. 53-55.
18. Григорьева, А.А. Экзистенциальные основы суицидального и самоповреждающего поведения подростков / А.А.Григорьева// Вестник психотерапии. -2020. - № 73 (78). - С. 67-76.
19. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг.М.: Класс, 2017.288 с.
20. Дашенко В. И. Аутоагрессия и суицид: соотношение понятий и их различие [Електронний ресурс] / В. И. Дашенко. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/12974221.pdf
21. Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе // Молодой ученый.2016. №21.1.С. 86-88.
22. Дмитриев М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфёнов. Спб.: Пони, 2016. 316 с.
23. Дружинина Э. Л. Психологические детерминанты суицидальной склонности современных подростков / Э. Л. Дружинина // Теория и практика общественного развития. 2015. №11. С. 120-123.
24. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. Рабочая книга школьного психолога / - М.: Просвещение, 1991. — С. 51
25. Ефимова, О.И. Профилактика суицидального поведения подростков в образовательных учреждениях России: результаты мониторинга / О.И.Ефимова //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - №. 4 (36). - С. 130-136.
26. Жаркова Л. Г. Формирование агрессиии работасней [Электронный ресурс] /Л.Г. Жаркова.– Режим доступа: http://www.transactionalanalysis.ru/methods/304-agress
27. Загвязинский Н. И. Профилактика девиантного поведения / М.: 2002. – С. 95
28. Закондырина В.А. О результатах исследований по выявлению психологического портрета подростков со склонностью к аутоагрессивному суицидальному поведению // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып.79. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. - С. 109-111.
29. Ипатов А. В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и коррекция: Монография. СПб.: Аура Инфо, 2012. 248 с.
30. Костромина С. Справочник школьного психолога. Астрель, 2012. С. 316.
31. Кравцов О. И. Психогигиена и психопрофилактика в деятельности специалистов, принимающих участие в ликвидации последствий радиационных аварий / - Изд. Гигиена и санитария, 2017. -N 9. -С.900-903.
32. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб: Питер, 2004. – 224 c.
33. Маклаков, А.Г. Человек в экстремальных условиях и личностный адаптационный потенциал / А.Г. Маклаков //Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
34. Махнач, А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А.В. Махнач, А.И. Лактионова //Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. - 2007. - С. 290 - 312.
35. Овчаренко, Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде / Л.Ю. Овчаренко //Системная психология и социология. - 2015. - № 1. - С. 44-56.
36. Павлова, Т.С. Диагностика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях /Т.С. Павлова //Современная зарубежная психология. - 2013. - № 4. - С. 79-91.
37. Пилягина Г. Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор? / Г. Я. Пилягина // Таврический журнал психиатрии. 1999.№ 3.С. 24-27.
38. Польская, Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская, Н.В. Власова //Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23. - № 4. - С. 176-190.
39. Попов, Ю.В. Суицидальное поведение у подростков / Ю.В. Попов, А.А. Пичиков. - Спб.: СпецЛит, 2017. - 16 с.
40. Попов, Ю.В. Феномен суицидального фантазирования при самоповреждениях у подростков / Ю.В. Попов, А.А. Пичиков // Школа им.Бехтерева: от истоков до современности. - 2017. - С. 206-209.
41. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М.Прихожан //Психологическая наука и образование. - 1997. - Т. 2. - №. 1.-С. 82-87.
42. Прихожан, А.М. Тревога у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.; Воронеж: Изд-во МОДЭК,2000. - 304 с.
43. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Л. Коломинский. - М: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
44. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 2009. 652 с.
45. Руженков В. А. К вопросу об уточнении содержания понятия "аутоагрессивное поведение" [Электронный ресурс] / В. А. Руженков, Г. А. Лобов, А.В.Боева. – Режим доступа:
http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/3342/1/Ruzhenkov_K%20voprosu.pdf
46. Сафаралиева, Р. А. Самооценка как психолого-педагогическая категория: научные взгляды и подходы / Р. А. Сафаралиева, Е. Ю. Пряжникова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – № 3(60). – С. 79-89.
47. Сокальский, Э. А. Юность - время пробы творческих сил и стартов в будущее / Э. А. Сокальский //. – 2013. – № 2. – С. 97-108.
48. Сборник материалов республиканской практической конференции «Технологии работы по профилактике суицидального поведения в подростково-молодежной среде». Составители И. В. Лундовских, Н. Д. Пивоварова, А. Г. Синеглазова – Казань: Издательство «Татграф», 2014. – 142 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия,2014. 350 с.
50. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. / З. Фрейд. Спб.: Алетейя, 1998.C. 211-231.
51. Шевырина Л. С. Возрастные и гендерные особенности современных проявлений аутоагрессии у подростков / Л. С. Шевырина, М. Н. Салова, И. Н. Павлычева // Вестник Ивановской медицинской академии. 2017.№3.С. 75-76.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1989. 396 с.