Введение 3
ГЛАВА 1: ПСИХОЛОГИЧНАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЯВЛЕНИЕ 5
1.1. Категория психологической подготовки в психологии и диагностика психологической подготовки 5
1.2. Значимость психологической подготовки детей к спортивным достижениям 10
1.3. Психологические особенности детей-спортсменов 11
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2: КОНКРЕТНЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К СПОРТИВНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ 16
2.1. Методы психологической подготовки детей-спортсменов 16
2.2. Развитие уверенности в себе 20
2.3. Формирование психологического склада 23
Выводы по главе 2 32
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Ситуация и проблематика. Один из существенных аспектов, который имеет важное значение для развития юных спортсменов, это их психологическая подготовка. Она направлена на помощь детям-спортсменам в справлении с тревожными и стрессовыми ситуациями, возникающими во время соревнований. Важно отметить, что психологическое состояние спортсмена зависит не только от его физической тренировки, но и от психологического комфорта и уверенности в себе. Поэтому психологическая подготовка является неотъемлемой частью комплексной тренировки детей-спортсменов. Особое внимание уделяется подготовке к справлению со спортивными достижениями, которые играют важную роль в их спортивной карьере и могут оказывать значительное влияние на их психологическое состояние.
Объект: Изучаемый сферой данной работы является психологическая готовность детей, активно участвующих в спортивных дисциплинах, с основным фокусом на их восприятие спортивных триумфов. Психологическая готовность представляет собой связку действий и подходов, целью которых является усиление психических способностей и характеристик, критически важных для успешного выступления в спорте.
Предмет исследования: Психологическое сопровождение юных атлетов на пути к осознанию своих спортивных трофеев.
Цель исследования: Оценить роль и результативность психологического сопровождения в процессе осознания и приспособления к спортивным победам среди детей-спортсменов.
Задачи исследования:
– Раскрыть концепцию психологического сопровождения и его вклад в спортивные высоты детей.
– Исследовать психологические характеристики юных атлетов, которые оказывают влияние на их способность осознавать спортивные победы.
– Разобрать методики психологического сопровождения, применяемые для поддержки детей-атлетов.
– Оценить влияние укрепления самоуверенности среди детей-атлетов на основе их спортивных результатов.
– Посмотреть, как формирование психологической устойчивости влияет на способность детей-спортсменов осознавать свои спортивные заслуги.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что продуманное психологическое сопровождение детей-атлетов, сосредоточенное на развитии самоуверенности и создании психологической устойчивости, помогает им осознавать и приспосабливаться к спортивным победам.
Методы:
Изучение академических трудов и теоретических исследований, касающихся психологической подготовки юных атлетов.
Комплексный обзор и объединение результатов исследований, осуществленных в рамках психологической подготовки детей к спортивной деятельности.
Осуществление наблюдений и проведение аналитического изучения поведенческих реакций юных спортсменов во время тренировочного процесса и соревновательной деятельности для выявления психологических особенностей.
Применение психологического тестирования и анкетирования с целью определения уровня самоуверенности у детей, занимающихся спортом.
Выборка: включает в себя детей-спортсменов, занимающихся в различных спортивных клубах и школах.
Значительную роль тренер играет не только во время тренировок, но и во время соревнований. Перед началом матча тренер проводит предматчевую настройку, где подробно анализирует противника и устанавливает тактические цели для команды и каждого игрока. Лучше всего проводить настройку за 2-3 часа до начала матча, чтобы спортсмены могли внимательно ознакомиться с задачами и разобраться во всех деталях. Предварительная настройка за день до соревнований может вызвать нервозное предвкушение и негативные реакции. За 20-30 минут до выхода на площадку тренер повторяет основные задачи и использует психологические методы для настройки спортсменов. Во время перерыва тренер дает краткие, но авторитетные указания. Тренер не должен сразу менять игрока после ошибки, чтобы дать ему возможность исправиться и поддержать его положительными эмоциями. Неспособность сделать это может подорвать уверенность спортсмена. После победы тренер должен сохранять точность и энергичность в отношении следующей игры, чтобы избежать психологической демобилизации, которая часто возникает после уверенной победы. После поражения тренер должен максимально мотивировать спортсменов, но использовать крайние меры только при необходимости. На следующий день после игры проводится анализ игры на дружеском командном собрании, что способствует объективному и аналитическому подходу. Проведение психологических и гигиенических мероприятий тренером помогает предотвратить негативные психологические реакции у спортсменов и способствует их успешным выступлениям на соревнованиях. С целью поддержки психологического благополучия и уверенности подростков-спортсменов, тренер должен избегать немедленной замены игрока после его ошибки. Важно дать спортсмену возможность исправиться и произвести замену, основанную на позитивных эмоциях. Отсутствие такой возможности может подорвать уверенность подростка в себе. В случае победы, тренер должен подойти к следующей игре с настойчивой точностью и энергией. После каждой победы спортсмены ощущают чувство уверенности и превосходства над соперниками, что может привести к некоторой психологической расслабленности. После поражения тренер должен максимально мобилизовать спортсменов, однако экстремальные психологические меры должны быть применены только в редких случаях. На следующий день после игры, когда подростки до сих пор находятся в состоянии волнения, проведение дружеского командного собрания для анализа игры способствует объективному и аналитическому подходу. Психопрофилактические и психогигиенические меры, предпринимаемые тренером и психологом, помогают предотвратить негативные психологические реакции у молодых спортсменов и способствуют их успешным выступлениям на соревнованиях.
1. AMOROSE, A.J., HORN, T.S. (2000). Intrinsic Motivation: Relationship with Collegiate Athletes' Gender, Scholarship Status, and Perceptions of Their Coaches' Behavior. Journal of Sport & Exercise Psychology, 22(1), – 63-84 p.
2. BLACK, S.J., WEISS, M.R. (1992). The Relationship Among Perceived Coaching Behaviors, Perceptions of Ability, and Motivation in Competitive Agegroup Swimmers. Journal of Sport & Exercise Psychology, 14, – 309-325 p.
3. BOIS, J.E., SARRAZIN, P.G., SOUTHON, J., and BOICHE, J.S.C. (2009). Psychological Characteristics and Their Relation to Performance in Professional Golfers. The Sport Psychologist, 23, – 252-270 p;
4. ELFERINK-GEMSER, M.T., VISSCHER, C., & LEMMINK, K.A.P.M. (2002). De Psychological Skills Inventory for Sports, aangepast voor Nederlandse jeugd (PSIS-jeugd): psychometrische eigenschappen, The Psychological Skills Inventory for Sports Adapted for Dutch Youth (PSISYouth): Psychometric Characteristics]. Internal publication, Groningen: Center for Human Movement Sciences, University of Groningen, The Netherlands.
5. FAUBERT, J., SIDEBOTTOM, L. (2012). Perceptual-Cognitive Training of Athletes. Journal of Clinical Sport Psychology, 6, – 85-102 p.
6. GEVORKI, H., GEVORKI, E., and SAMADI, H. (2013). Comparing of Mental Toughness and Mental Health of Professional and Amateur Athletics. International Journal of Basic Sciences & Applied Research, 2(6), – 583-588 p.
7. MAHONEY, M.J., GABRIEL, T.J., and PERKINS, T.S. (1987). Psychological Skills and Exceptional Athletic Performance. Sport Psychologist, 1, – 181-199 p.
8. MANN, M. E. (2009). Burnout, Motivation, and Perceived Coaching Behavior in Female Intercollegiate Athletes: Assessing Relationships over a Competitive Season. Miami: Miami University, Department of Kinesiology and Health.
9. MONDRONO, C., GUILLEN, F. (2011). Anxiety Characteristics of Competitive Windsurfers: Relationships with Age, Gender and Performance Outcomes. Journal of Sport Behavior, 34(3), – 281-294 p.
10. MOORIS, T. (2000). Psychological Characteristics and Talent Identification in Soccer. Journal of Sports Sciences, 18, – 715-726 p.
11. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: ФиС, 1987.
12. Варданян К. Н., Лалаян А. А., Психология тактики баскетбола. Ереван, 1972.
13. Гагаева Г. М., Психология футбола. – М.: ФиС, 1969.
14. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288с.
15. Данилина Л. Н., Плахтиенко В. А., Проблемы психической надежности в спорте. – М.: ГЦОЛИФК, 1980.
16. Кретти Дж. Б., Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978.
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. – М., 1991.
18. Мидлер М., Тышлер Д. Психологическая подготовка фехтовальщика. – М.: ФиС, 1969.
19. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.
20. Некрасов В. П., Xудадов Н. А. и др., Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
21. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1984.
22. Познавательные процессы у спортсменов. Т. II. Самоконтроль и мастерство в спорте / под ред. Б. Б. Коссова. – М.: ФиС, 1976.
23. Психологическая подготовка спортсменов. Учебно-методическое пособие/ Сост.А.М.Ахатов, И.В.Работин. КамГАФКСиТ, 2008. – 56с.
24. Психология / под ред. В. М. Мельникова. – М.: ФиС, 1987.
25. Психология и современный спорт: сб. научных работ психологов спорта. – М.: ФиС, 1973.
26. Психология спорта высших достижений / Под ред. А. В. Родионова. – М.: ФиС, 1979.
27. Психология физического воспитания и спорта / под общ. ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. – М., 1979.
28. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.
29. Пуни А.Ц. Психология – М.: ФиС, 1984. – 330 с.
30. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.
31. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. 1999. – 672 с.