Аннотация 3
Введение 5
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Сущность и особенности конкурентоспособности 8
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 14
1.3 Методы оценки конкурентоспособности 20
2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «Авета» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Авета» 25
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «Авета» 37
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Авета» 43
3. Разработка путей повышения конкурентоспособности ООО «Авета» и оценка их экономической целесообразности 50
3.1 Внедрение технологии строительства деревянных домов из клееного бруса с утеплителем 50
3.2 Создание отдела маркетинга 56
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложения 70
Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эта категория является фундаментом качества жизни - меры достижения нации.
Главная задача рыночной экономики в том, что она позволяет людям действовать, руководствуясь стремлением к получению наибольшей личной выгоды, но при этом, вынуждая делать именно то, что нужно обществу в целом.
В основе экономики лежит здравый смысл - дух соперничества между людьми, который важным двигателем всестороннего развития, углубления и совершенствования самого общества. Наиболее ярким примером этой особенности человечества является конкуренция, которая стала четко проявляться после вхождения нашего общества в рынок.
Конкурентоспособность товаров и услуг - основной фактор качества жизни. Понятие «качество жизни», по мнению комиссии ЮНЕСКО включает в себя следующее: здоровье; образование; безопасность; рациональное питание; стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая жилище; здравоохранение; участие в жизни общества, создание необходимых услуг для его развития; справедливость; равенство мужчин и женщин. Выполнение первых семи условий зависит от конкурентоспособности товаров и услуг.
В настоящее время тема конкурентоспособности предприятий является актуальной. От этого зависит успех его деятельности, а конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса набирает силу. Успешное функционирование предприятий в современных условиях требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Необходимо выработать соответствующую стратегию и тактику развития предприятия, опираясь на планы и управленческие решения, осуществлять контроль их выполнения, выявлять резервы повышения эффективности производства, оценивать результаты деятельности предприятия и работников.
Теоретический вклад в рассмотрение вопросов конкурентоспособности предприятия внесли работы И. Ансоффа, В.Л. Белоусова, У.Г. Зинурова, Л.Р. Ильясова, А.Н. Литвиненко, М. Портера, А. Смита, Г.А. Яшевой и др.
Цель работы - анализ и пути повышения конкурентоспособности организации на примере ООО «Авета».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты по вопросу конкурентоспособности организации;
• проанализировать организационно-экономическое положение ООО «Авета»;
• исследовать конкурентоспособность ООО «Авета»;
• разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Авета».
Объектом исследования дипломной работы является ООО «Авета».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является конкурентоспособность организации.
В ходе проведения исследования были применены методы: монографии, системного анализа и сравнения, аналогии, экономико-математические, моделирования и другие.
Исходные данные к выпускной квалификационной работе: нормативно - правовая документация, документация организации, учебники, учебно-методические пособия, статьи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности организации.
Во второй главе дана организационно - экономическая характеристика организации и анализ конкурентоспособности ООО «Авета».
В третьей главе разработаны мероприятия по повышения конкурентоспособности ООО «Авета», рассчитана их эффективность.
Методологическую и теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили переводные труды западных ученых, а также труды ведущих российских ученых в области экономики и финансового менеджмента, таких как Веснин В.Р., Виханский В.Р., Наумов А.И., Портер М., Феоктистова Е.М. и другие.
Перед любым предприятием, работающим в условиях российского рынка, стоит серьезная проблема — это проблема его выживания, обеспеченности непрерывности развития. Различные организации решают ее разными способами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в основе этого решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ.
Основным видом деятельности ООО «Авета» является обработка древесины и реализация стройматериалов. Основная задача компании - укрепить позиции на растущем рынке, что невозможно без предоставления клиентам инновационной, качественной продукции, обеспечения стабильных поставок, интересных решений, учитывающих все пожелания клиента.
Финансовые результаты деятельности предприятия за анализируемый период ухудшились. Прибыль от реализации, полученная в 2015 году, по сравнению с 2014 годом снизилась на 404 тыс. руб., а в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 1618 тыс. руб. и составила 470 тыс. руб., рентабельность основной деятельности снизилась до 1,3%, что по сравнению с 2015 годом ниже на 7,23%. Также ухудшились показатели использования основных фондов.
Уровень текучести кадров ООО «Авета» является невысоким на протяжении всех трех исследуемых периодов.
Наибольший удельный вес в общей структуре основных фондов занимают здания - 53,8%, сооружения и передаточные устройства - 28,01%. Незначительную долю составляют машины и оборудования, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь. Показатели использования основных фондов ухудшились.
Затраты за изучаемый период выросли в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 6254 руб. Наибольшую долю затрат составляют материальные затраты, что характерно для данного предприятия. Однако в течение 2015 года их доля уменьшилась на 1,26%, а в течение 2016 года на 1,92%. На втором месте по доле в себестоимости занимает заработная плата с отчислениями. В 2016 году затраты увеличились на 46,1%, выручка возросла на 29,6% и затраты на рубль продукции увеличились на 12,6% по сравнению с 2015 годом.
Рентабельность основной деятельности ООО «Авета» в 2016 году составила 1,3%. Это означает, что на каждый рубль вложенных в производство ресурсов предприятие получило 1,3 коп. прибыли. По сравнению с 2014 годом рентабельность значительно снизилась, на что повлияло значительное снижение прибыли от продаж и чистой прибыли. На единицу выполненных работ (оказанных услуг) предприятие получило в отчетном году 2,4 коп. прибыли. Тенденция к снижению рентабельности основной деятельности и продаж в целом по предприятию заслуживает отрицательной оценки и свидетельствует об уменьшении доходности производственной деятельности предприятия.
Самыми слабыми сторонами предприятия являются: высокий уровень издержек, средний спрос на продукцию данного предприятия.
Сильными угрозами, выступает снижение покупательской способности населения, а также конкурентное окружение. На основе данной информации появляется возможность оценить угрозы деятельности предприятия от внешней среды и в дальнейшем иметь их в виду при создании стратегий предприятия.
Сильными сторонами деятельности ООО «Авета» являются: высокий уровень качества продукции, широкий ассортимент, наличие постоянных клиентов. Слабыми сторонами является отсутствие человека, занимающегося маркетинговой деятельностью на предприятии, недостаточный уровень рекламы, неотлаженная сбытовая сеть, высокий уровень издержек.
В результате проведенного SWOT анализа была выявлена стратегия, за счет которой предприятие сможет реально повысить финансовые результаты. Эта стратегия заключается в производстве продукции с наименьшими издержками при помощи новых технологий, которые диктуются требованиями рынка.
ООО «Авета» производит качественную продукцию из древесины: доску пола, блок-хаус, имитацию бруса, евровагонку, оцилиндрованное бревно. Все строительно-отделочные материалы, производимые ООО «Авета», соответствуют мировым стандартам, ГОСТам, функциональным и экологическим нормам, а контроль качества выпускаемой продукции осуществляется на всех этапах ее производства.
Основными конкурентами ООО «Авета» являются такие предприятия как: ООО «Терри-Голд», ООО «ТоргСтройСервис», Группа компаний ЗАО «Вологодские лесопромышленники», ИП Богомолов А.И., ООО «Артель» и другие. На данный момент продукция ООО «Авета» относительно конкурентов достаточно конкурентоспособна.
Основным методом ценообразования в ООО «Авета» является метод «издержки плюс фиксированная прибыль».
У ООО «Авета» довольно сильные позиции по сравнению с конкурентами, но он проигрывает по своим конкурентным качествам ЗАО «Вологодские лесопромышленники» и находится на 2 месте.
ООО «Авета» имеет достаточно преимуществ для развития производства и повышения конкурентоспособности предприятия на рынке производства строительных материалов.
В целях повышения конкурентоспособности ООО «Авета» было предложено два мероприятия.
Первое мероприятие, внедрение технологии строительства деревянных домов из клееного бруса с утеплителем.
В строительстве деревянных домов в настоящее время предлагается использование клееного бруса. Теплопроводность клееной древесины возрастает в зависимости от числа клеевых швов, наличие «лабиринтного» замка не снижает теплопроводность ограждающих конструкций, поэтому при монтаже не требуется применение герметика. В последнее время появилась информация о производстве деревянных ограждающих конструкций с внутренним слоем из пенополиуретана. Их преимуществом является индустриальное изготовление. Для оценки экономической эффективности производства клееного бруса с утеплителем из пенополиуретана был выполнен анализ затрат на возведение жилого одноквартирного одноэтажного дома с мансардой общей площадью 145,66м2. Экономический эффект производства клееного бруса с утеплителем из пенополиуретана составил 94994,3 руб. Применение клееного бруса с эффективным утеплителем при строительстве деревянных домов позволяет получить определенный экономический эффект за счет экономии материальных и трудовых ресурсов.
Второе мероприятие, создание отдела маркетинга.
В ООО «Авета» маркетинговая деятельность находится на крайне низком уровне, что уже приводит к снижению экономических показателей деятельности компании и негативно сказалось на имидже предприятия.
Эффективность от организации на предприятии отдела маркетинга прогнозируется на достаточно высоком уровне. Даже при наступлении пессимистического варианта роста прибыли эффективность составит 21 коп. на каждый вложенный в мероприятие рубль затрат. Вследствие роста товарооборота происходит увеличение прибыли от продаж.
Помимо экономической эффективности организация отдела маркетинга позволит получить и социальную эффективность. Во-первых, будут создано дополнительное рабочее место, а во-вторых, проведение комплекса маркетинговых мероприятий позволит улучшить качество предоставляемых услуг, изучить рынок, спрос, вкусы и желания потребителей, а значит наиболее полно обеспечить удовлетворение потребностей покупателей и клиентов и соответственно повысить конкурентоспособность ООО «Авета».
1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2016)
2. Абаева Н.П., Старостина Т.Г. Конкурентоспособность организации. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), 2016. - 91 с.
3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. Учебное пособие. М.: Типография "Новости", 2015. - 255 с.
4. Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг. Учебное пособие. СПб.: изд-во СПбГУ, 2014. - 326 с.
5. Брагина З. В. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / З. В. Брагина, В. П. Дударова, З. Т. Каверина. - М. :Конус, 2012. - 128 с.
6. Бухалков М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб. пособие для вузов / М. И. Бухалков. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
7. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов / В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2012. - 688 с.
8. Дмитриев Ю. А. Развитие трудового потенциала организации: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Дмитриев, А. И. Смирнов, К. В. Хартанович. - Владимир : Собор, 2012. - 172 с.
9. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект пресс, 2014. - 415 с.
11. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для вузов / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2015.- 414 с.
12. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоналичия и коллегиальности: М.: Мысль, 2014. - 346 с.
13. Кафидов В. В. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / В. В. Кафидов. - СПб. : Питер, 2012. - 240 с.
14. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 447 с.
15. Киселев И. Е. Основы социальной психологии: учеб. пособие / И. Е. Киселев. - Минск :Экоперспектива, 2014. - 214 с.
...