Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль сказок в формировании ценностных ориентаций личности

Работа №124219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Литературный обзор 5
1.1 Определение термина «сказка» 5
1.2 Классификация сказок 8
1.3 Взгляд на сказку в разных психологических подходах 14
1.4 Сказка как метод психологической работы 16
1.5 Роль сказки в онтогенезе человека 18
1.6 Определение ценностных ориентаций личности 22
1.7 Механизм обретения ценностей 26
1.8 Роль ценностных ориентаций в процессе развития личности 26
1.9 Возможные методы исследования ценностных ориентаций личности 35
Глава 2. Исследование связи ценностных ориентаций личности с воспоминаниями о любимой сказке в детстве 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Описание методики изучения ценностных ориентаций Ш.Шварца 37
2.3 Описание пятифакторного опросника личности 40
2.4 Описание теста смысложизненных ориентаций личности в адаптации Д.А. Леонтьева 43
2.5 Описание методов исследования воспоминаний о любимой сказке в детстве 45
2.6 Математико - статистические методы обработки данных 45
2.7 Описание выборки 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 50
3.1 Изучение связи воспоминаний об источнике знакомства со сказки с ценностными ориентациями и личностными особенностями 50
3.2 Изучение связи воспоминаний о том, в каком возрасте человек познакомился со сказкой с ценностными ориентациями, личностными особенностями и смысложизненными ориентациями 54
3.3 Исследование связи ценностных ориентаций личности с ценностями транслируемыми в описании любимой в детстве сказки 60
Заключение 65
Источники литературы
Приложения

Мы живем в очень интенсивно меняющемся мире, те технологии и знания, которые были получены имеют тенденцию довольно быстро устаревать и на их месте появляется что-то новое, порой бывает не просто угнаться за таким темпом, но все же это то, что определяет наше настоящее и будущее.
Не смотря на то как быстро происходят изменения в мире, есть вещи, которые остаются неизменными, то что делает нас людьми и о чем уж точно нельзя забывать. Одним из таких столпов можно считать ценностные ориентации человека, от того какие ценности мы в себе несем, получаем из социума и в то же время транслируем, во многом зависит качество наших отношений с окружаемым миром, качество нашей жизни и нашего будущего.
В данной работе мы подошли к изучению ценностей с довольно необычной стороны. Мы предположили, что на то какой структурой ценностей обладает человек и на то как они формируются, оказывают влияние сказки, которые так любимы в детстве. Сказки имеют очень глубокие корни, и, несмотря на это, они имеют большое значение для детей и взрослых и по сей день. И мы можем предположить, что такой жанр никогда не потеряет своей популярности. Со временем сказки претерпевают некоторые изменения, меняются формы, формулировки, но неизменным остается ее загадочность и притягательность.
К сожалению, в рамках данного исследования, мы не сможем проследить процесс формирования ценностных ориентаций личности и их связь со сказками, однако мы можем посмотреть существует ли связь ценностных ориентаций личности с тем, как человек вспоминает о своей любимой сказке детства.
Итак, целью данной работы является изучение ценностных ориентаций личности и их связи с воспоминаниями о любимой сказкой в детстве.
Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) Провести анализ научных источников по теме исследования
2) Выбрать методики для проведения исследования
3) Составить авторскую анкету для изучения особенностей воспоминания респондентами их любимой сказкой в детском возрасте
4) Разработать экспертную оценку для изучения ценностей транслируемых в описании любимой сказкой в детском возрасте
5) Повести исследование, осуществить сбор данных
6) Осуществить первичную и математико-статистическую обработку данных
7) Проанализировать и описать полученные данные
Гипотеза: существует связь между ценностными ориентациями личности и воспоминаниями о любимой сказке в детском возрасте
• Ценности, транслируемые в описании сказки респондентом, соответствуют его ценностным ориентациям по Ш.Шварцу. Ценностные ориентации на терминальном уровне совпадают с ценностями в сказках. Ценностные ориентации на инструментальном уровне совпадают с ценностями, транслируемыми при описании любимой сказкой в детстве.
• Ценности респондента связаны с воспоминаниями о том, в какой возрастной период (дошкольный/школьный) он познакомился со своей любимой сказкой в детстве.
• Воспоминания о том, в какой возрастной период (дошкольный/школьный) респондент познакомился с любимой сказкой связаны с личностными особенностями респондента.
• Воспоминания о том в какой возрастной период (дошкольный/школьный) респондент познакомился с любимой сказкой связаны со смысложизненными ориентациями.
• Ценности респондента связаны с воспоминаниями о том, через какой источник он познакомился со своей любимой сказкой в детстве.
• Воспоминания о том, через какой источник человек воспринимал сказку, связаны с личностными особенностями.
Объект исследования: связь ценностных ориентаций личности с воспоминаниями о любимой сказкой в детском возрасте.
Предмет исследования: ценностные ориентации личности, воспоминания о любимой сказке в детском возрасте.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено исследование довольно не простой темы, однако мы получили интересные результаты, которые дают нам скорее задуматься и поставить перед собой новые задачи, чем дают однозначные ответы.
Так, например, возник вопрос об отношении к власти в нашем обществе и что с эти можно сделать, вопрос о том, что же все таки стоит читать своим детям и каким еще образом мы можем изучить влияние сказок на человека.
Для изучения ценностных ориентаций и их связи с воспоминаниями о любимой сказке в детском возрасте нами было опрошено 87 респондентов, в возрасте от 20 до 35 лет. Ценностные ориентации личности были изучены при помощи методики Ш. Шварца в адаптации В.Н. Карандашева. Для изучения воспоминаний мы разработали авторскую анкету, которая дала нам возможность изучить связь ценностных ориентаций с воспоминаниями о возрасте, в котором человек впервые познакомился, о том с помощью какого источника познакомился и содержательные данные о сказке. Для анализа описаний сказки мы прибегли к экспертной оценке. Перед экспертами была поставлена задача: определить какие ценности по Ш. Шварцу транслирует человек, описывая свою любимую сказку детства. По итогу, мы получили следующие результаты: 1. Не обнаружено статистически значимой связи между воспоминаниями об источнике и ценностными ориентациями; 2. В зависимости от воспоминаний о возрасте, в котором человек познакомился со сказкой, есть различия на уровне нормативных ценностей, таких как комфортность, доброжелательность, стимуляция и на поведенческом уровне – достижения. 3. Приоритетные ценностные ориентации на нормативном уровне совпадают с ценностями, транслируемыми при описании сказки и не совпадают на поведенческом уровне. 4. Также в ходе исследования мы обнаружили, что ценности на терминальном и инструментальном уровне статистически различаются.



1. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
2. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. - СПб.: Академический проект, 2000.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.; Ось-89, 2007.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
5. М., 1979.
6. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1964.
7. Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908.
8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
9. Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1989.
10. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.
11. Краткий психологический словарь / Сост. Карпенко Л.А. М.: Политиздат. 1985.
12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. С. 365.
13. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www.follow.ru/article/344.
14. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации»...
15. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.
16. 10.
17. Rokeach М. The Nature of Human Values. — N-Y.-L., 1973.
18. 11.
19. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
20. 12.
21. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические 13.
22. исследования. № 5. 1996.
23. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М.: «Инфра-М». 2007.
24. 14.
25. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат.
26. 15.
27. 1986.
28. 16. Словарь практического психолога. Минск, 1997.
29. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 241—255.
30. Попова И.М., Моин В.Б. Сознание и трудовая деятельность. Киев-Одесса, 18.
31. 1985. С. 186; Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.
32. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и 19.
33. развития личности // Психологический журнал. 1984. Т.5. №5. С. 63—70.
34. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. / Отв.ред. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. М.: Наука, 1976. С. 254—278.
35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс].
36. 21.
37. Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt.
38. 22. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь. М.: ACADEMIA.
39. 2008.
40. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат.1986.
41. 23.
42. 24. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ под. ред. Ядова В.А. Л., 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ