Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики осознанного потребления российских домохозяйств (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №124214

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I Теоретическо-методологические подходы к изучению феномена осознанного потребления 11
1.1. Экономические и социологические подходы к изучению потребления 12
1.2. Концепция осознанного потребления в системе целей устойчивого развития общества 16
Глава II Специфика развития концепции осознанного потребления в мире и в России 25
2.1. Концепция осознанного потребления и цели устойчивого развития в мире 25
2.1. Особенности развития концепции осознанного потребления в России 34
Глава III Социологическое исследование практик осознанного потребления российских домохозяйств (на примере Санкт-Петербурга) 43
3.1. Методика эмпирического исследования практик осознанного потребления российских домохозяйств 43
3.2. Результаты эмпирического исследования практик осознанного потребления петербургских домохозяйств 47
Заключение 70
Литература 73
Приложение 1 80
Приложение 2 82
Приложение 3. 87
Приложение 4. 105



XXI столетие – век чрезмерного потребления, стандартизации, массового производства и быстрого питания. Это время «быстрой моды» («fаst fashion»), когда всё вокруг вынуждает потребителя покупать лишнее, формируя у него, как говорил Г. Маркузе, «ложные потребности». С появлением массового производства цены на товары стали снижаться. Теперь мы живём в эпоху «мусорной корзины», когда люди активно стремятся приобрести какой-либо товар, но как только достигают желаемого, интерес к только что приобретённому продукту теряется и он отправляется в «мусорную корзину». Если раньше платья и костюмы шились на заказ, передавались по наследству, носились по несколько десятков лет и стоили дорого, то сейчас цены на продукты масс-маркета стали доступны и каждый житель развитых стран может позволить иметь в своём гардеробе не одну, а пять-шесть или даже больше, например, только футболок! При том что некоторые из них будут надеты не более одного раза.
Перепроизводство продуктов питания – ещё одна важная проблема последних десятилетий. По данным Продовольственной и Сельскохозяйственной организации ООН, в мире ежегодно выбрасывается треть пищевых продуктов. При этом почти 1 млрд. людей на планете остаются без еды вовсе, впустую тратится большое количество трудовых, природных (водных, энергетических, земельных) и иных ресурсов, затрачиваемых на производство продовольствия. И, несмотря на то, что эта модная индустрия дорого обходится планете, такое положение дел на рынке долгое время устраивало всех его участников.
По данным ООН масштабы отходов домохозяйств (получающиеся на конченой стадии потребления) существенно недооценены. Жители Европы и США создают в год до 110 килограммов пищевых отходов, в то время как страны Юго-Восточной Азии – не более 10 килограммов в год.
Избыток пищевых отходов негативно сказывается как на бюджете домохозяйств, так и на экологии в целом. Однако пищевые отходы – лишь часть мусора, производимая домохозяйствами. Ежегодно в огромном количестве выбрасываются и твёрдые отходы, такие как одежда, предметы интерьера, бытовые приборы и т.д.
По данным Росстата, структура затрат на охрану окружающей среды в 2019 г. выглядела следующим образом: сбор и очистка сточных вод (50%), обращение с отходами (23%), охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата (18%), обеспечение радиационной безопасности окружающей среды (2%), прочее (7%). И здесь, опять же, важно понимать, что не только предприятия-производители, но и домохозяйства учувствуют в загрязнении сточных вод и атмосферного воздуха.
Проблема чрезмерного потребления и утилизации товаров домохозяйствами приобрела значение государственного уровня. В этом году будут подведены итоги программы правительства Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.», предпринятой 8 лет назад. Приоритетными вопросами этой программы стали ужесточение надзора за промышленными выбросами, разработка и внедрение экологически эффективных технологий, введение экономического стимулирования к использованию и потреблению экологически чистых технологий (на всех уровнях: от государственных предприятий до домохозяйств), а также развитие рынка экологических товаров и услуг.
Говоря о последнем приоритетном вопросе стоит отметить, что потребность в продуктах категории «Здоровое питание» («Health&Wellness») как во всем мире, так и в России растёт на 6-8% в год, это самая высокая динамика среди пищевых продуктов. В 2015 г. продажи натурального молока в США снизилась на 7%, а согласно прогнозу исследовательского агентства «Минтел» («Mintel»), к 2020 г. они упадут ещё на 11%. В то же время продажи миндального молока с 2011 г. по 2015 г. в США продемонстрировали рост на 250 % и достигли 900 млн. долларов.
По данным группы «Фьючер Маркет Инсайт») «Future Market Insight»», в 2017 г. продажи на американской площадке составили $2,1 млрд. За пять лет продажи в сегменте выросли на 61%, в то время как показатели коровьего молока, напротив, снизились на 15% с 2012 г., и составили $16,2 млрд. До конца 2022 г. рынок растительных заменителей коровьего молока вырастет до $9,5 млрд.
По данным компании «Нильсен» («Nielsen»), в России в первом квартале 2018 г. продажи растительных напитков выросли в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 154%.
Все это говорит о том, что изучение осознанного потребления является актуальным на данный момент, в рамках существующей экологической ситуации. Государственная программа по охране окружающей среды очень важная и необходимая мера. Однако, экономическое стимулирование – не единственный метод в рамках данной программы, призванный сделать потребление более экологичным. Не стоит забывать, что не только экономические стимулы влияют на поведения людей, но и ценности, нормы и традиции, заложенные в обществе, мнения и действия референтной группы, самосознание человека.
Степень разработанности проблемы.
В 20- гг. XX в. Немецким философом Э. Фроммом было введено понятие «общество потребления». Однако только в 1970 г. с выходом работы Ж. Бодрийяра с одноименным названием «Общество потребления. Его мифы и структуры» данная концепция начала приобретать популярность. В совокупности с книгой Г. Маркузе «Одномерный человек» (в котором автор доказывает, что все существующие потребности индивида навязаны из вне) рождается новая концепция осознанного потребления, ставящая перед собой следующую задачу: борьба с ложными потребностями и сверхпотреблением. В это же время появляются первые работы по изучении данного феномена с точки зрения различных позиций. Так, например, вопросами экологической парадигмы (New Environmental Paradigm) занимались Райли Данлап Кент Лиер. Они изучали отношение людей к экологическим проблемам, а результатом исследования послужила разработка новой системы измерения «новой экологической парадигмы» («NEP»), которая включила в себя такие темы, как экосистема, влияние антропогенных факторов на природу, «здоровая экономика», использование ограниченных ресурсов и другое.
Изучением социально ответственного потребления занимался Джон Антил. В его статье описывается социально ответственное поведение индивидов и делается акцент на вовлечении государства при формировании государственной экологической политики. Рассмотренное в этой статье социально ответственное поведение схоже с тем, что будет подразумеваться в данной работе под «ответственным потреблением». А именно, Джон Антил определял социально ответственное поведение как такой вид поведения и принятия решений, при котором индивид руководствуется не только собственными желаниями и потребности, а в том числе и заботится о возможных последствиях, которые могут быть нанесены экологии во время производства, покупки или использования данного товара.
Вовлечение студентов в процессы устойчивого развития изучали Гарет Чаплин и Пол Уитон. В своем исследовании они пришли к выводам, что студенты университетов осознают существующие экологические проблемы и важность концепции устойчивого развития. Однако имеется существенный разрыв между ценностями студентов и действиями на пути к включению практик, способствующие устойчивому развитию .
Большой вклад в развитие отечественных исследований по проблемам этичного потребления и этического консюмеризма внесли Шабанова М.А., Троцук И.В. и Давыденкова Е.С. В своей работе «Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России» Шабанова М.А. говорит, что США и Европа сделали существенный вклад в развитие этичного потребления. В России такой вид потребления только зарождается. Этичное потребление прежде всего имеет высокую популярность в развитых странах с сильной экономикой и гражданским обществом. Тем не менее, степень вовлеченности в практики этичного потребления для россиян больше зависит не от уровня активности их гражданской позиции, а от информированности, ценностных ориентаций и установок. Для усиления же развития движения этичного потребления необходима комбинация всех перечисленных выше факторов.
Большинство рассмотренных исследований фокусируются на таких понятиях, как «рациональное потребление», «экологически сознательное потребление», «социально ответственное потребление», «этичное потребление», связь потребления и устойчивого развития.
В данной работе осознанное потребление будет рассматриваться в комплексе перечисленных выше понятий, а именно, осознанное потребление будет включать 4 уровня: простое потребление, экологическое потребление, этичное и социально ответственное потребление. За основу подобного многомерного рассмотрения осознанного потребления была взята работа Э. Виат и М. Бабогул. Именно такой тип осознанного потребления является необходимым условием существования в современном быстро изменяющемся мире.
Таким образом, объектом данного исследования выступают российские домохозяйства, возрастной состав который не превышает 35 лет.
Эмпирическим объектом исследования являются молодые российские домохозяйства, следующие практикам осознанного потребления и проживающие на территории г. Санкт-Петербурга, в период с марта по апрель 2020 г.
Предметом исследования являются практики осознанного потребления российских домохозяйств (на примере Санкт-Петербурга).
Гипотеза исследования: рост дискурса «осознанного потребления» в обществе приводит к смене существующих установок, принципов и ценностей людей. В рассматриваемом случае дискурс о преимуществах и важности осознанного потребления в больших масштабах позволит людям все больше включаться и становиться частью этого дискурса.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать практики осознанного потребления российских домохозяйств (на примере Санкт-Петербурга).
Поставленная перед данной работой цель предполагает решение следующих частных задач:
1. Рассмотреть экономические и социологические подходы к изучению потребления;
2. Изучить концепцию осознанного потребления;
3. Проанализировать связь между целями устойчивого развития и осознанным потреблением;
4. Выявить особенности внедрения концепции осознанного потребления в России;
5. Описать методику проведения социологического исследования практик осознанного поведения российских домохозяйств.
6. Проанализировать результаты исследования практик осознанного потребления российских домохозяйств (на примере Санкт-Петербурга).
Теоретико-методологическую базу исследования представляет собой концептуальную модель структурации Э. Гидденса.
Прежде всего для предпринимаемого исследования необходимо обратить внимание на понятие рефлективность. Согласно Э. Гидденсу, рефлексивность - это черта современности, основанная на бесконечном пересмотре системы, ценностей; знания по поводу некой реальности. Если раньше традиции были неосознаваемые из-за отсутствия альтернатив, то сейчас - альтернативы есть, именно поэтому необходим осознанный̆ подход к рассмотрению того или иного явления, необходима рефлексивность. Так, например, если раньше информация о вегетарианстве была не распространена или распространена, но в очень узких кругах, то с появлением доступа к знанию такого рода, с появлением альтернативы - люди стали задумываться о своём типе питания, и как результат, в некоторых случаях изменять его (отказ от красного мяса или в целом от продуктов животного происхождения).
Когда общество неизменно, ему не нужны альтернативы. Современное общество динамично, жизнь в обществе протекает быстрее, именно поэтому оно не может существовать без каких-либо альтернатив. Члены этого общества осознают, что им необходимо анализировать эти изменения, делать выбор в пользу чего-либо. Это касается всех сфер, в особенности, сферы потребления. В современном обществе человек имеет множество альтернатив, и каждый̆ раз сталкивается с проблемой̆ выбора и пытается понять, какой из вариантов является лучше. Если сознание человека рефлексивно - то он будет готов к изменениям, если сознание человека не рефлексивно, то он будет полагаться только на старое, традиционное знание.
В современном обществе мы постоянно втягиваемся в различные дискурсы, даже в те моменты, когда сами того не желаем. Эти дискурсы способны оказывать на нас большое влияние, менять наши ценности и принципы. Существование постоянных дискурсов вокруг человека, порождает его собственные разговоры о предмете дискурса. Опять же, говоря по Э. Гидденсу, нам присуща такая черта как рефлексивность, и вследствие этого даже непроизвольно мы будем включаться в этот дискурс.
А также в данной работе были рассмотрены экономические и социологические подходы к изучению потребления, более подробно рассмотрены такие явления как «эффект присоединения к большинству» и и «эффект сноба» (Х.Лейбенстайна), «демонстративное потребление» (Т. Веблена), взаимосвязь потребления с культурным и экономическим капиталом (П. Бурдье), потребление как коммуникация (Ж. Бодрийяра и Н. Кляйн).
Эмпирическую базу исследования, основу которого составляет качественная стратегия, составляют данные, полученные в ходе интервью. Анализ данных проводился при помощи статистического пакета Atlas.ti. Выборку составили молодые семьи (в возрасте до 35 лет), следующие принципам осознанного потребления и проживающие на территории Санкт-Петербурга. Всего было опрошено 12 семей. Продолжительность каждого интервью составляла около 60 минут. Отбор информантов проходил с помощью целевой выборки, через социальные сети, такие как Вконтакте и Instagram. Гайд был разработан на основе теоретической базы и цели исследования. Непосредственно перед разработкой гайда был проанализирован ряд официальных материалов, таких как UN Enviroment Programme, Food and Agriculture Organization of the United Nations, Государственная программа РФ “Охрана окружающей среды” на 2012-2020 гг., Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития "Наше общее будущее", сайты ООН «Цели в области устойчивого развития» и др. Ссылки на все перечисленные выше документы будут упомянуты по ходу работы. С более подробной программой исследования можно ознакомится в Приложении 1, а с его результатами – в третьей главе данной работы.
Научная новизна данного исследования состоит в изучении практик осознанного потребления не просто индивидов, а целых домохозяйств. В работе подробно описываются практики осознанного потребления домохозяйств, изучаются преимущества следования подобным практикам потребления, а также делается вывод относительно того, с какими проблемами сталкиваются домохозяйства при следовании концепции осознанного потребления. Результатом работы служит разработанный на основе собранных данных чек-лист (контрольный лист), позволяющий домохозяйствам оценивать своё потребительское поведение и корректировать его в сторону более осознанного.
Концепция осознанного потребления крайне интересна и важна для изучения с социологической точки зрения. Для дальнейшего гармоничного развития жизни на планете необходимо понять, что именно заставляет людей изменять свои устоявшиеся потребительские привычки и трансформировать их в сторону заботы об этике и экологии. Этому и будет посвящена данная работа. Результаты работы могут быть применимы в образовательных, просветительских и практических целях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и четырёх приложений, содержащих программу социологического исследования, гайд, транскрипт интервью, а также чек-лист практик осознанного потребления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате написания данной работы выполнена её основная цель: были исследованы практики осознанного потребления на примере молодых семей, проживающих на территории Санкт-Петербурга. В ходе анализа литературы и вторичных источников были рассмотрены основные теоретико-методологические основания изучения потребления, а также изучена концепция осознанного потребления и установлена её тесная связь с концепцией устойчивого развития. В ходе эмпирического исследования были подробно изучены и описаны самые распространённые практики осознанного потребления российских домохозяйств (на примере Санкт-Петербурга), составлен портрет семей, следующих осознанному образу жизни, а также выявлены и проанализированы факторы, побуждающие индивида делать своё потребление более осознанным. К таким факторам относятся: информированность об экологическом, этическом и социальном аспектах потребления, а также наличие в своём окружении людей, которые уже придерживаются практик осознанного потребления. Немаловажным в работе стало рассмотрение факторов, которые препятствуют осознанному потреблению. К таким факторам респонденты отнесли: отсутствие поддержки близких и друзей и низкая осведомлённость о существующих экологических проблемах и представлений о социальной и экологической ответственности потребления, а также наличие ложных представлений о том, что экологический образ жизни слишком дорогой или представлений о невозможности следовать таким практикам из-за отсутствие должной инфраструктуры.
Итоговым результатом работы послужил чек-лист, содержащий основные, по мнению информантов, практики осознанного потребления. Данный чек-лист позволит оценить собственные повседневные практик и указать, в каких областях возможно сделать своё потребление более осознанным. Чек-лист является своего рода рекомендацией для потребителей, который хотят больше узнать об осознанном потреблении и сделать своё потребление более рациональным, экологичным, этичным и социально ответственным. Несмотря на то, что выявленные в ходе исследования практики осознанного потребления, были описаны молодыми семьями, тем не менее, сами практики универсальны и подходят для любых потребителей – как младшего, так и старшего поколений.
В работе были проанализированы такие понятия как устойчивое развитие, рациональное потребление, экологическое, этичное и социально ответственное потребление. Описание выше четыре типа потребления рассматривались в рамках осознанного потребления.
В ходе работы было выявлено, что как правило, концепцию осознанного потребления молодое поколение открывает через культуру европейских стран и воспринимает эту практику как новую, не существовавшую до этого в нашей стране. Однако, рассматривая экологический аспект осознанного потребления можно сказать, что популярность и востребованность большинства из перечисленных респондентами практик существовали и во времена СССР.
Однако, практика осознанного потребления в современной России относится к европейской культуре, а не является развитием практики советского периода. Во-первых, инициативы экологического потребления в Советском Союзе исходит от государства, которое устанавливает правила экологического поведения и создаёт необходимую инфраструктуру, в то в время как в России – инициатива следования практикам осознанного потребления идёт снизу и принадлежит некоторой группе людей, именующей себя осознанными потребители. Во-вторых, практики советского человека в большинстве своём не про «экологию», а про экономию денежных средств и установленный системой порядок, который люди, находящиеся в этой системе должны были соблюдать. В то время как причина следования практикам осознанного потребления в современном обществе иная – люди осознают пагубность чрезмерного потребления (о котором в советское время не было и речи) и своими действиями стремятся минимизировать урон, наносимый природе и обществу при покупке товаров.
Каждая семья по-своему придерживается практик осознанного потребления. Кто-то следует им в большой степени, кто-то в меньшей, но их объединяет то, что каждый из них делает вклад, который им по силам в данный момент. Семьи, следующие принципам осознанного потребления при покупке и использовании товара учитывают все четыре основные составляющие: простое потребление (рационально), экологическое, этичное и социальное.
Условия для экологического потребления в России на государственном уровне только формируются и на данный момент, по сравнению с другими странами, развиты достаточно плохо (низкая поддержка производителей экологически чистых товаров, отсутствие системы раздельного сбора мусора, недостаточная образовательная политика в области экологии и другое). Тем не менее, в связи с новым глобальным трендам на осознанное потребление, растёт и число российских потребителей, которые стараются сделать свою жизнь более экологичной. В ходе исследования было выявлено, что многие добавляют в свою жизнь практики осознанного потребления по совету родственников и знакомы, а также постоянный дискурс по данной теме вовлекает индивидов в настоящий экологический и этический подход к потреблению. В этом контексте необходимы всесторонние информационно-просветительские работы, чтобы увеличить число людей, владеющих актуальной информацией о существующей экологической ситуации. Это первый шаг, на пути к более осознанному потреблению. Будущее Земли и всех живых существ, живущих на Земле, во многом зависит от потребительского поведения и степени его осознанности.
Следование идеям осознанного потребления сегодня - единственная возможность сохранить окружающую нас природу и жизнь на планете в целом. Перейти на описанную выше жизненную концепцию поможет такой уровень развития осознанности и производства, при котором вся продукция будет экологична и этична, а потребители смогут выбирать и приобретать те товары, которые будут соответствовать их этике, стилю жизни, установкам и ценностям осознанного потребления.



1. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры // М: Республика, 2006.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей // М.:РУДОМИНО, 1999.
3. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том I, 1998. — № 2.
4. Веблен Т. Теория праздного класса // пер. Сорокина С. Г. М: Прогресс, 1984. Гл – IV.
5. Веселов Ю.В., Чернов Г. И. Еда и мы: гастрономический портрет Петербурга // ЖССА. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eda-i-my-gastronomicheskiy-portret-peterburga.
6. ВЦИОМ «Экологическая ситуация в России: мониторинг» [Электронный ресурс]. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/ecology-climate/article/ehkologicheskaja-situacija-v-rossii-monitoring-1.html.
7. ВЦИОМ Экологическая ситуация в Росиии: мониторинг [Электронный ресурс]. URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9544.
8. Глобальное исследование потребительского поведения за 2019г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/gcis-2019-ru.pdf.
9. Государственная программа РФ “Охрана окружающей среды” на 2012-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsc.ru/win/anons/1689/13/gosprogramma-2012_2020.pdf.
10. Данилова-Данильяна В.И., Пискулова Н.А. учебник «Устойчивое развитие: новые вызовы»/ М.: Аспект-пресс, 2015 С. 76-110.
11. Декларация по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml.
12. ДЕЛФИ: потребительские тренды [Электронный ресурс]. URL: https://delfi-agency.ru/trendy2019.
13. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития "Наше общее будущее" [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf.
14. Зелёный патруль «Национальный экологический рейтинг регионов» [Электронный ресурс]. URL: https://greenpatrol.ru/ru/novosti/nacionalnyy-ekologicheskiy-reyting-subektov-rossiyskoy-federacii-po-itogam-oseni-2019-goda.
15. Козловский, В. В. Общество потребления и цивилизационный порядок современности // Журнал социологии и социальной антропологии, XIV(5), 55-65.
16. Концепция Slow Food [Электронный ресурс]. URL: https://slowfood.com/filemanager/AboutUs/SlowFoodCompanionRussian.pdf.
17. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.
18. Маркетинговое Агентство ZOOM MARKET [Электронный ресурс]. URL:http://static.government.ru/media/files/7jHqkjTiGwAqKSgZP2LosFTpKo66kEu2.pdf.
19. Матвеева Е. В. Экологическая политика современной России // Известия АлтГУ. 2010. №4-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-sovremennoy-rossii.
20. Медианная зарплата [Электронный ресурс]. URL: https://russia.duck.consulting/maps/105/2019.
21. Международный экологический фонд «Чистые моря» [Электронный ресурс]. URL: https://cleanseas.ru/.
22. Министерство природных ресурсов и экологии РФ Национальный проект «Экология» [Электронный ресурс]. URL:http://static.government.ru/media/files/7jHqkjTiGwAqKSgZP2LosFTpKo66kEu2.pdf.
23. Наоми К. No Logo// М: Добрая книга, 2003.
24. НИУВШЭ Индустрия моды 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/06/03/1495959454/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%8B-2019.pdf.
25. Новоселов С. Н. Рынок экологических товаров и услуг: проблемы формирования и развития на региональном пространстве // ИВД. 2011. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-ekologicheskih-tovarov-i-uslug-problemy-formirovaniya-i-razvitiya-na-regionalnom-prostranstve.
26. Обзор Nielsen: рынок молочной продукции [Электронный ресурс]. URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/obzor-nielsen-rynok-molochnoy-produkcii/.
27. Овечкина Я. В. Дауншифтинг как проявление социального ретретизма // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №8 (054). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/daunshifting-kak-proyavlenie-sotsialnogo-retretizma.
28. Океанова З.К. учебник «Экономическая теория»/ М.: 2007 С.414.
29. ООН Цели в области УР [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.
30. Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №979 г «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_74048/.
31. Пылыпив И. В., Зоринова А. К., Сорокина Е. В. Научные подходы к интерпретации концепции "устойчивого развития" // Вопросы науки и образования. 2017. №11 (12). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-interpretatsii-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 09.05.2020).
32. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. №1.C. 1-31.
33. РБК В “Гринпис Россия» сочли недостаточным запрет пластиковых пакетов [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5da96bcd9a79477ccac802de.
34. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf.
35. Ритцер Дж. Макдональдизация общества/ М.: Парксис, 2011.
36. Тасс Цена за мусор: во сколько Земле обходятся вещи, которые мы используем [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/5145316.
37. Устойчивое развитие: потребители и бренды в поисках ответов [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_russia_2020_0.pdf.
38. Устойчивое развитие: потребители и бренды в поисках ответов [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_russia_2020_0.pdf.
39. ФЗ об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/.
40. Фонд второе дыхание. Мода и свалки: трагические цифры [Электронный ресурс]. URL: https://vtoroe.ru/2018/11/15/moda-i-svalki-tragicheskie-tsifry/.
41. Цели в области УР. Руководство по спасению мира для лентяев [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/takeaction/.
42. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://sdgsinaction.com/ru.html.
43. Шабанова М.А. Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России // Общественные науки и современность. 2015. №5. С. 19.
44. Шпенглер О. Закат Европы [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/spengler=zakat-1=ann.htm.
45. Экологический союз Почему и как покупатели выбирают экотовары [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_russia_2020_0.pdf.
46. Ядов В. А. Стратегии социологического исследования Гл.VI Качественные методы в социологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociologos.ru/upload/File/Gl1-7_SSI.pdf.
47. An official website of European Union [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/MEMO_18_3909.
48. Buğday E.В. и Babaoğul M.// Asian Journal of Social Sciences & Humanities Vol. 5(2) May 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/31443596/CONSCIOUS_CONSUMER_SCALE_THE_STUDY_OF_VALIDITY_AND_RELIABILITY_1_i?auto=download.
49. Building Tech Норвегия перерабатывает пластик [Электронный ресурс]. URL: https://building-tech.org/norvegiya-pererabatyvaet-97-vsego-ispolzuemogo-plastika/.
50. Directive of the European parliament [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/environment/circular-economy/pdf/single-use_plastics_proposal.pdf.
51. EDF Climate mobilization observatory September 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.edf.fr/en/opinions-observatory-global-warming.
52. Food and Agriculture Organization of the United NationsURL: Global food losses and food waste - FAO [Электронный ресурс].
URL: http://сс1сwww.fao.org/docrep/014/mb060e/mb060e00.pdf.
53. Gareth Chaplin Paul Wyton Student engagement with sustainability: Understanding the value-action gap [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/280172875_Student_engagement_with_sustainability_Understanding_the_value-action_gap.
54. GQ How Sustainability became a Luxury Value [Электронный ресурс]. URL: https://www.gq.com/story/luxury-sustainability-g7.
55. Greenpeace [Электронный ресурс]. URL: https://greenpeace.ru/.
56. IpsonУстойчивое развитие: потребители и бренды в поисках ответов [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_russia_2020_0.pdf.
John Antil Socially Responsible Consumers: Profile and Implications for Public Polic [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/254116872_Socially_Responsible_Consumers_Profile_and_Implications_for_Public_Policy.
57. Lenta.ru Back in the USSR развития [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2020/04/10/musor/.
58. Made for minds Импорт или переработка: как Германия избавляется от пластиковых отходов [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/импорт-или-переработка-как-германии-избавиться-от-пластиковых-отходов/a-47226164.
59. Made for minds. Чем «быстрая мода» опасна для окружающей среды? [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/чем-быстрая-мода-опасна-для-окружающей-среды/a-43424648.
60. Mintel Reports [Электронный ресурс]. URL: https://www.mintel.com/press-centre/food-and-drink/us-sales-of-dairy-milk-turn-sour-as-non-dairy-milk-sales-grow-9-in-2015.
61. News & Analysis on Food & Beverage Development – North America [Электронный ресурс]. URL: https://www.foodnavigator-usa.com/Article/2016/04/15/Almond-milk-sales-continue-to-surge-as-dairy-milk-contracts-Nielsen.
62. Rey, P.J., Ritzer, G. The Sociology of Consumption «The Wiley – Blackwell Companion to Sociology», Blackwell Publishing, С.444- 468.
63. Riley E. Dunlap, Kent D. Van Liere New Environmental Paradigm [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/254345132_The_New_Environmental_Paradigm.
64. The Global Gender Gap Report 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2015/.
65. The Village Сколько россиян готовы переплачивать за экологичные продукты [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/370713-eko-produkty.
66. Trend Vision: Russia Survey 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-06/trendvision-russia-2019_ipsoscomcon.pdf.
67. UN Enviroment Programme [Электронный ресурс]. URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/27113/plastics_limits.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
68. Zureik E., Mowshowitz A. Consumer Power in the Digital Economy // Communications of the ACM, October, 48 (10), 46-51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ