ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность прибыли и рентабельности предприятия, их роль в
эффективности деятельности предприятия 7
1.2 Методы оценки прибыльности и рентабельности предприятия 12
1.3 Факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности
производства 22
1.4 Пути повышения прибыли и рентабельности 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КИРОВСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ» 30
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 30
2.2 Финансово-экономическая характеристика предприятия 31
2.3 Анализ прибыли и рентабельности производства ОАО «Кировский
хладокомбинат» 43
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КИРОВСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ» 59
3.1 Мероприятия по повышению прибыли и рентабельности
предприятия 59
3.2 Экономическая эффективность предложений по повышению прибыли и
рентабельности ОАО «Кировский хладокомбинат» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы в том, что на сегодняшний день в условиях жесткой конкуренции и постоянном изменении экономической ситуации прибыль это основной источник предприятия, так она является главным показателем, от которого зависят производственное, финансовое состояние предприятия. Прибыль является обобщающим показателям финансовой деятельности предприятия. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.
В современных условиях тема формирования, использования и распределения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обыкновению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.
Так как прибыль играет самую главную роль в деятельности предприятия прибыль необходимо анализировать и вести планирование финансовых результатов, от тог насколько правильно проводится анализ и определяется плановая прибыль зависит успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ОАО «Кировский хладокомбинат»
Предметом исследования является система управления прибылью и рентабельностью на предприятии.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ прибыли и рентабельности предприятия и разработка мероприятий по их повышению.
Исходя из цели, в работе определены следующие задачи:
хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ формирования и распределения прибыли на ОАО «Кировский хладокомбинат»;
- разработать мероприятия по совершенствованию процесса
формирования и распределения прибыли предприятия;
- определить экономическую эффективность предложенных
мероприятий.
Аналитические расчеты произведены с использованием следующих методов: детерминированный факторный анализ; вертикальный и
горизонтальный сравнительный анализ.
Вопросам управления формированием прибыли посвящено небольшое количество научных трудов. Основной вклад в формирование теоретико¬методологических подходов к управлению принадлежит зарубежным ученым. Это - Файоль А., Ансофф И., Томпсон и др. Среди отечественных ученых, рассматривающих в своих трудах подходы к содержанию планирования и прогнозирования прибыли необходимо выделить Анискина Ю.П., Брюханову Н.В., Ефимову С.А. и др.
Информационную базу исследования составили: нормативные и законодательные акты по данному вопросу, учебные и методические пособия; материалы периодической печати; данные бухгалтерской и оперативной отчетности ОАО «Кировский хладокомбинат» за 2013-2015 гг., в частности бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ОАО «Кировский хладокомбинат»
Проведенный финансовый анализ деятельности предприятия показал, что за 3 года прибыль от реализации значительно увеличилась и составила в 2015 году 33456 тыс. руб., что связано с платежеспособным ростом спроса и увеличением объемов производства мороженого.
Продажа продукции ОАО «КХК» является рентабельной, о чем говорит положительный показатель рентабельности продаж, снижение роста которой составило 0,4 процентных пункта, что говорит о уменьшении эффективности деятельности предприятия.
На конец 2015г. финансовое состояние ОАО «КХК» относится к 3 типу - неустойчивое финансовое состояние, так как недостаточно собственных оборотных средств и источников формирования запасов.
Практически все показатели финансовой устойчивости и ликвидности улучшились к концу 2015 года, кроме коэффициентов абсолютной и промежуточной ликвидности. Основное влияние на данные показатели оказал рост запасов на 29760 тыс.руб. или на 42% за счёт увеличения заёмных средств на 4 551 тыс.руб., получения чистой прибыли в размере 17 243 тыс.руб. и роста кредиторской задолженности на 8 525 тыс.руб.
Прибыль от продаж медленнее, чем выручка от реализации товаров, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
Прибыль валовая растет быстрее, чем прибыль от продаж, на это повлияло увеличение коммерческих расходов. Опережающими темпами растут доходы периода (101,79%), прибыль от прочей реализации увеличилась. Все это привело к увеличению прибыли отчетного периода на 39,63%.
Проведенный факторный анализ прибыли показал, что к снижению прибыли на 28047 тыс.руб. привело повышение себестоимости проданной продукции, которое произошло из за повышения цен на сырье и материалы, увеличения прочих затрат. Снижение прибыли также обусловлено увеличением коммерческих расходов на 96720 тыс.руб. Увеличение прибыли произошло из за роста объема продаж на 7857 тыс.руб., снижением управленческих расходов на 769 тыс.руб., увеличением цен на продукцию на 71904 тыс.руб. и изменения структурных сдвигов в ассортименте на 55051 тыс.руб.
Рентабельность продаж в 2015 году снизилась на 0,4%, что, обусловлено низкими темпами роста прибыли от продаж по сравнению с выручкой то продаж. Рентабельность продаж характеризует эффективность рыночной деятельности предприятия. Снижение рентабельности продаж означает снижение рыночной эффективности деятельности предприятия.
Факторный анализ рентабельности показал, что максимальное влияние на увеличение рентабельности производства повлияло увеличение валовой прибыли на 70,08%, что положительным образом характеризует результаты текущей деятельности предприятия. Увеличение материальных затрат влияние этого фактора составило - 45,49%, указывает область поиска
резервов повышения этого показателя. Необходимо изыскивать пути снижения материальных затрат.
Результат факторного анализа рентабельности продаж свидетельствует о том, что уменьшение рентабельности продаж на 0,37%, было вызвано увеличением показателей расходоемкости, а именно зарплатоемкости, амортизационной емкости продаж, расходоемкости продаж по прочим расходам. Снижение показателя рентабельности продаж говорит о сижение конкурентоспособности предприятия.
Отталкиваясь от результатов проведенного анализа, предложены следующие пути увеличения прибыли и повышения рентабельности:
1 Мероприятие. Увеличение объема продаж за счет оптимизации структуры товарно-материальных запасов
2 Мероприятие. Сокращение коммерческих расходов.
За счет оптимизации товарных запасов сумма резерва роста прибыли от продаж составит 29745 тыс.руб.
В результате анализа выявлено, что значительная часть расходов в структуре коммерческих расходов приходится на расходы на доставку - 47,5%. Сокращение затрат по доставке можно обеспечить путем организации грамотной системы товародвижения. Снижение коммерческих расходов составит 9670 тыс.руб.
На основании проведенного анализа прогнозных показателей можно сказать, что за счет мероприятий прибыль от продаж увеличится в 15 раз, а чистая прибыль увеличится в 22 раза, рентабельность продаж увеличится на 6,48 п.п., а рентабельность продукции на 208,9 п.п.
Все это поможет закрепить рыночные позиции, повысить конкурентоспособность предприятия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь установленной цели работы.
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.
1995г. №208-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Александров, О. А. Экономический анализ [Текст]: учеб. пособие / О. А. Александров, Ю. Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М , 2013.
3. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика
организации[Текст]: учеб./ Т.И, Арзуманова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 240 с.
4. Белов А.М. Управление затратами на предприятии[Текст]: учеб./А.М. Белов. - СПб.: Изд-во СПб.: 2011. - 85 с.
5. Бланк И.А. Управление прибылью [Текст]: учеб./И.А, Бланк. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2011. - 752 с.
6. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса [Текст]: Учебное пособие /С.В. Валдайцев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 352с.
7. Ван Хорн, Дж. К Основы финансового менеджмента [Текст]: учебник / Дж. К. Ван Хорн. - 12-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс». - М: КНОРУС, 2012. - 1232с.
8. Виханский, О.С., Менеджмент [Текст]: учебник / О.С Виханский - М.: Гардарика, 2013 - 528 с.
9. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ[Текст]: учеб./Л.Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 615 с.
10. Гурышев, А.П. Оценка эффективности деятельности предприятия через использование финансовых и нефинансовых показателей [Текст]: учебное пособие /А.П. Гурышев. -М: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.
11. Грязнова, А.Г Оценка бизнеса [Текст]: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 320 с.
12. Гнутова Е. Повышение рентабельности компаний через оптимизацию бизнес-процессов[Текст]: // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2012. - № 21. С. 14 - 15.
13. Ефимова О.В. Финансовый анализ[Текст]: учебник / О.В. Ефимова. - Изд.4-е. перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2011. - 528 с.
14. Ионова А.Ф. Финансовый анализ[Текст]: учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. - М.: ТК Велби, 2011. - 624 с.
15. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовая стратегия организации: понятие, содержание и анализ // Финансы и кредит. - 2012. - № 17. - C. 8-17.
16. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб./ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 224 с.
17. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры [Текст]: учеб./ В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 560 с.
18. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: учеб.пособие/ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011 - 1024 с.
19. Крейнина, М.Н. Анализ финансовой деятельности предприятия для совершенствования бизнеса[Текст]: учеб./ М.Н. Крейнина. - М:2012. - 104 с.
20. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет», 060400 «Финансы и кредит» [Текст]: учеб. / Б.Т. Кузнецов - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. - 415 с.
21. Любанова Т. П. Стратегическое планирование на предприятии[Текст]: Учебное пособие для Вузов/ Т.П, Любанова. - М.: Издательский центр «МарТ», 2014. - 400с.
22. Мильнер, Б.З. Теория организаций [Текст]: Учебник/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 848 с.
23. Новицкий Н..И. Организация, планирование и управление производством[Текст]: Учеб. Пособие/ Н.И. Новицкий - М.: Финансы и статистика, 2012.
24. Павлова Л.П. Финансы предприятий[Текст]: учебник / Л.П. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. - 416 с.
25. Райсс, М.К. Проблемы теории и практики управления [Текст]: учебник/ М.К, Райсс.- М: 2012 - №5.
26. Рогожин, С.В. Теория организации [Текст]: учебник/ С.В. Рогожин. - М.:изд. Экзамен, 2012 - 368с.
27. Сацков, Н.Я. Практический менеджмент [Текст]: учебник/ Н.Я, Сацков . - Донецк: Сталкер,2012. - 448 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия[Текст]: учеб. /Г.В. Савицкая. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО «Новое знание», 2013. - 687с.
29. Савицкая Г.В. Экономический анализ[Текст]: Учебник/ Г.В, Савицкая. - 12-е изд., исправ. и доп. - М.: Новое знание, 2014. - 679 с.
30. Сергеев И. В. Экономика предприятия [Текст]: учеб./ И. В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 304 с.
31. Скляренко В. К. Экономика предприятия[Текст]: учеб. / под ред.
O. И. Волков, О. В. Девяткин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 601 с.
32. Станиславчик Е. Парадоксы управления прибылью[Текст]: учеб. / Е. Станиславчик. // Финансовая газета. - 2013. - № 42. - С. 21 - 32.
33. Станиславчик Е. Анализ и моделирование рентабельности [Текст]: учеб./ Е. Станиславчик. // Финансовая газета. - 2012. - № 10. - С. 10 - 13.
34. Таусенд, Р.О. Секреты управления или как удержать компанию от подавления инициативы людей и снижении прибыли [Текст]: учебник/
P. О. Таусенд - М., 2011. - 436 с.
35. Уотерман, Р. С. Фактор обновления [Текст]: учебник/ : Р.С. Уотерман. - М.: Прогресс,2012.-248 с.
36. Шонесси, О.Дж. Принципы организации управления фирмой [Текст]: учебник/ О.Д. Шонесси - М.: Прогресс 2010 - 378 с.
37. Шеремет, А.Д., Баканов М.И. Теория экономического анализа: [Текст]: учебник / Шеремет, А.Д., Баканов М.И - М.: Финансы и статистика, 2010. - 623с.;
38. Шестакова Е.В. Оптимизация прибыли[Текст]: учебник/ Е.В, Шестакова. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 536 с.
39. Шуляк П.Н. Финансы предприятий [Текст]: учебник / П.Н. Шуляк. - Изд.3-е перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 340 с.
40. Шолохова В.И. Прибыль или убыток? Как правильно показать результат работы фирмы [Текст]: учебник / В.И. Шолохова. - M.: Бератор- паблишинг, 2013. - 224 с.