Введение………………………………………………………………………..3-7
Глава 1. Приоритеты ближневосточной политики администраций
Б. Обамы
1.1. Эволюция стратегических приоритетов………………………………...8-23
1.2. Эволюция восприятия угроз…………………………………………....24-29
Глава 2. Ключевые направления ближневосточной политики
США при администрациях Б. Обамы
2.1. Сирия и ИГИЛ во внешней политике США…………………………..30-39
2.2. Политика США в отношении Израиля и палестино-израильского
конфликта…………………………………………………………………….40-55
2.3. Политика США в отношении ядерной программы Ирана…………...52-62
Заключение……………………………………………………………….....56-67
Список используемой литературы и источников……………………...68-81
Ближний Восток, будучи стратегически и политически значимым регионом, занимает одно из важнейших мест во внешней политики США. Ближневосточный регион на протяжении долгих лет является местом столкновения великих держав, претендующих на лидирующие позиции на международной арене. Это не просто богатый нефтью регион, но еще и важный транспортный коридор, рынок сбыта товаров. Нет ничего удивительного в том, что советско-американская конфронтация времен Холодной войны коснулась также и этого региона.
С распадом Советского Союза на Ближнем Востоке произошел рост американского влияния. После трагических событий 11 сентября 2011 года Ближний Восток становится источником угроз для Соединенных Штатов, в связи, с чем внешнеполитическая стратегия в регионе в корне меняется. Администрация Дж. Буша-младшего, ставя во главе ближневосточной политики войну против терроризма, начала войну в Афганистане в 2001 году и в 2003 году вторглась в Ирак. Б. Обама унаследовал мир, на котором оставили отпечаток война с терроризмом и ошибки его предшественника. В связи с чем в период президентства Обамы вектор ближневосточной политики заметно изменился, так как новый президент старался пересмотреть «жесткую» политику Дж. Буша-мл. в регионе. С приходом Трампа ближневосточная политика претерпевает значительные изменения, так как 45-тый президент пересматривает подходы 44-го президента. В связи с этим представляется важным подвести итоги в ближневосточной политики Б. Обамы на протяжении двух президентских сроков.
Стоит отметить, что под Ближним Востоком в данной работе я рассматриваю не Большой Ближний Восток с севером Африки, а определенные страны Ближнего Востока, а именно, Израиль, Сирию, Иран, так как именно по отношению к этим странам наглядно прослеживается эволюция ближневосточной политики США при администрации Б. Обамы. Сирийский кризис, угроза со стороны ИГИЛ, Иранская ядерная программа и палестино-израильский конфликт составляли ядро политики США на Ближнем Востоке с 2008 по 2016 годы, поэтому в данном исследования я проанализирую, как изменялась политика США по отношению к этим проблемам.
Актуальность темы исследования характеризуется сохраняющейся остротой ситуации на Ближнем Востоке. Нерешенный Сирийский кризис, который сегодня приобретает все большую напряженность на международной арене, связанную с заявлением нового американского президента о дорогой цене, которую заплатит Б. Асад и те, кто пойдет против планов США по установлению нового режима в Сирии. Переоценка Трампом затянувшего палестино-израильского конфликта в связи с признанием Иерусалима столицей Израиля, а также желание Трампа пересмотреть Иранскую сделку - главное достижение Обамы на ближневосточном направлении. Все вышеперечисленное говорит о том, что администрация Трампа предпринимает шаги на Ближнем Востоке, которые идут вразвез с проводимой Обамой политикой.
Целью настоящей работы является выявление основных тенденций эволюции ближневосточной политики США в период с 2008 по 2016 годы. Мною были выбраны данные хронологические рамки, так как в работе я рассматриваю эволюцию ближневосточной политики при администрации Б. Обамы. Я исследую политику Б. Обамы, так как при нем произошел резкий разворот на ближневосточном направлении после революционной политики Дж. Буша-мл. Обама заложил основы принципиально иной региональной политики США. Для того чтобы рассмотреть, как изменялась политика США с 2008 по 2016 годы необходимо проанализировать два президентских срока Обамы, так как ближневосточная политика США в период первой администрации отличалась от политики второй.
Для достижения данной цели в рамках данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить эволюцию стратегических приоритетов США на Ближнем Востоке в период двух администраций Б. Обамы;
2) выявить основные угрозы для США на Ближнем Востоке и проанализировать особенности восприятия этих угроз при администрации Б. Обамы;
3) проанализировать эволюцию политики США по отношению к ключевым региональным проблемам (палестино-израильская проблема, ядерная программа Ирана, ИГИЛ и Сирия).
Объектом данного исследования является политика США в отношении Ближнего Востока.
Предметом данной работы является эволюция приоритетов ближневосточной политики (2008-2016).
При выполнении работы использован метод сравнительного анализа, так как в своем исследовании я сравниваю ближневосточную политику Б. Обамы в период первой и второй администраций. Путем сравнения Стратегий национальной безопасности 2010 и 2015 годов, ежегодных выступлений президента, официальных заявлений, мною анализируются изменения ближневосточной политики с 2008 по 2016 годы. Также в работе использован системный подход, который применен к ближневосточной политике США. Согласно определению, система – это «набор единиц, взаимосвязанных таким образом, что изменения в одной части системы или в ее отношении производит изменения в другой части системы, которая в свою очередь проявляет характеристики и свойства, отличные от исходной системы». Мною рассмотрена политика США в ближневосточном регионе как системный феномен, то есть как единое целое, состоящее из различных частей (политика в отношении Сирии и ИГИЛ, политика в отношении Израиля и палестино-израильского конфликта, политика в отношении иранской ядерной программы), которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Изменения политики США в отношении одних стран региона неизбежно влияли на поведение других государств, и наоборот, поэтому все основные ближневосточные направления рассматриваются мною в работе как система. Более того, в работе использован хронологический метод как основа для изучения эволюции внешней политики США при Б. Обаме. И, наконец, дискурс-анализ, примененный для исследования внешнеполитической риторики и особенностей восприятия угроз.
Исследование, проведенное в данной работе, опирается на положения основных источников данной тематики. Использованные в работе источники можно разделить на 3 группы: публичные выступления и интервью, официальные документы, материалы СМИ. Среди наиболее значимых публичных выступлений и интервью можно выделить:
1) Обращение к нации Дж. Буша-мл. в сентябре 2001 года;
2) Инаигурационная речь Б. Обамы 21 января 2009 года;
3) Каирская речь Б. Обамы 2009 года;
4) Речь Обамы на Генеральной Ассамбле ООН в сентябре 2009 года;
5) Речь Обамы на Генеральной Ассамбле ООН в сентябре 2013 года;
6) Речь Обамы на Генеральной Ассамбле ООН в сентябре 2015 года;
7) Ближневосточная речь Б. Обамы в мае 2011 года;
8) Обращение Обамы к народу Израиля в марте 2013 года;
9) Интервью Обамы New York Times в августе 2014;
10) Видеообращение Обамы по случаю праздника Новруз в 2010 году.
Что касается официальных документов, стоит отметить Стратегии национальной безопасности США 2010 и 2015 годов, в которых наиболее полно излагаются основные ближневосточные приоритеты политики Обамы и обозначаются угрозы национальной безопасности США. Среди международных соглашений особое внимание заклуживают резолюции, принятые Советом Безопасности ООН по ограничению ядерной программы Ирана, а именно: Резолюция 1929 (2010) и Резолюция 2231 (2015). Мною также использованы как русскоязычные материалы СМИ, так и англоязычные. Среди русскоязычных можно выделить материалы из таких электронных газет, как Russia Today, Голос Америки, Русская служба BBC, РБК. Среди англоязычных: The Guardian, The New York Times, The Washington Post, BBC.
В данном исследовании мною использованы работы отечественных и зарубежных авторов, политологов и аналитиков, занимающихся ближневосточным регионом и политикой США на Ближнем Востоке. В России данной теме посвящено значительное число трудов политологов, среди которых можно выделить статьи В. Конышева и А. Сергунина «Стратегия национальной безопасности Б. Обамы: состоялось ли радикальное обновление» и «Стратегия национальной безопасности Барака Обамы: Старое вино в новых мехах?», которые в своих статьях исследовали стратегические и доктринальные основы ближневосточной политики США и показали, какие изменения претерпела Стратегия 2010 года Б. Обамы в сравнении с аналогичными Стратегиями Дж. Буша-мл. В. Бартенев также исследует стратегические основы внешней политики Обамы, а именно в статье «Стратегия национальной безопасности США 2015 года: от всеобъемлющего к селективному вовлечению и сдерживанию» он сравнивает две Стратегии национальной безопасности периода президентства Обамы и выявляются сходства и различия в СНБ 2010 и 2015 годов. Авторы статей из журнала «США и Канада: экономика, политика и культура» подробно исследуют определенные конфликты на Ближнем Востоке. В статье Хлебниковой Л. «Иранская головоломка в израильско-американских отношениях» автор анализирует влияние ядерной сделки с Ираном на отношения США с другими странами, отмечает сильные и слабые стороны соглашения. В освещении Сирийского кризиса С. Самуйлова и М. Панюжева «Борьба США с ИГИЛ и ответ России» исследуют борьбу США с ИГИЛ и обозначают контуры стратегии США по борьбе с террористической угрозой.
Что касается англоязычной литературы по данной теме исследования, то мною в основном использованы статьи из журнала Foreign Affairs. Авторы статей сосредотачиваются в основном на анализе региональных конфликтов. Среди наиболее значимых можно выделить статью Марка Линча “Obama and the Middle East. Rightsizing the U.S. Role” и статью Каплана “Obama’s Way. The President in Practice”, которые в целом охарактеризовали политику США на Ближнем Востоке при администрации Б. Обамы. В совместной статье авторов Сириса Амира-Мокри и Хамида Бидлари “A windfall for Iran? The End of sanctions and Iranian economy” разбираются последствия Иранской сделки в деталях. В статье Джидеона Роуза “What Obama Gets Right. Keep Calm and Carry the liberal order on” дается оценка ближневосточной политики Обамы, подчеркиваются успешные направления внешней политики США.
В ходе проделанной работы мы рассмотрели эволюцию ближневосточной политики США при администрации Б. Обамы, проанализировали, как поменялся вектор ближневосточной политики Вашингтона с приходом в Белый дом 44-го президента. Мы выявили, как изменялись стратегические приоритеты и восприятия угроз президентом в течение двух администраций на основе анализа Стратегий национальной безопасности, выступлений президента, официальных заявлений. Нами были определены основные направления ближневосточной политики США и были детально разобраны участие США в урегулирование Сирийского кризиса, посредническая роль США в палестино-израильском конфликте и усилия Вашингтона по заключению иранской ядерной сделки. На основе трех ключевых направлений мы рассмотрели эволюцию ближневосточной политики и определили, какие факторы повлияли на ее изменение. Таким образом, нам удалось выявить основные тенденции эволюции ближневосточной политики США в период с 2008 по 2016 годы и прийти к следующим выводам.
Б. Обама с первого дня прихода в Белый дом пообещал сделать мир на Ближнем Востоке своим приоритетом. Новый президент всячески противопоставлял себя республиканцу Дж. Бушу-мл. и во внешней политики делал ставку на дипломатию и «мягкую силу». В первые годы решение палестино-израильского конфликта и налаживание диалога с Ираном было ключевыми направлениями Обамы на Ближнем Востоке. Он старался повысить имидж США в регионе посредством налаживания отношений с арабскими странами. Более того, Обама был готов сотрудничать со всеми странами, даже с теми, кто при Дж. Буше-мл. относились к «странам- изгоям». В связи с чем в период первой администрации целью Обамы в отношениях с Ираном было достичь консенсуса в вопросе Иранской ядерной программе. Иранский вопрос и палестино-израильский конфликт оставались одними из ключевых направлений во время второй администрации, однако все большую озабоченность у администрации Обамы стала приобретать гражданская война в Сирии, которая вышла в 2013 году за рамки внутригосударственная конфликта. Более того, с усиление террористической угрозы борьба с ИГИЛ в период второй администрации постепенно стала выходить на первый план в ближневосточной политики 44-го президента.
Что касается эволюции восприятия угроз, то в период первой администрации оружие массового уничтожения, особенно ядерное оружие, расценивалась как главная угроза безопасности США, а среди террористических угроз упоминалась лишь «Аль-Каида». Однако во время второй администрации Б. Обамы произошла заметная смена в восприятии угроз. Новые вызовы национальной безопасности появились после событий «арабской весны» 2011 года, которые принесли в регион волну нестабильности. После убийства Бен-Ладена опасность со стороны «Аль-Каиды» ушла на второй план, однако появилась новая террористическая угроза со стороны ИГИЛ, которая представляла более внушительную угрозу национальной безопасности, нежели ослабленная «Аль-Каида». Оружие массового уничтожение в период второй администрации продолжала расцениваться как одна из ключевых угроз, в связи с чем подчеркивалась озабоченность США относительно обладания Ираном ядерного оружия. С 2013 года на первый план у администрации Обамы выходит угроза со стороны диктаторского, по мнению США, режима Асада, применившем химическое оружие по отношению к своему собственному народу. К окончанию второго президентского срока главной угрозой становится терроризм, который создает напряжённость не только на Ближнем Востоке, но затрагивает безопасность США.
В отношениях с Сирией Обама изначально придерживался желания пересмотреть политику своего предшественника по изоляции Сирии. Главной задачей администрации Б. Обамы в первый срок было уменьшение Иранского влияния в Сирии. Продвижения в сирийско-американских отношениях начались с 2009 года, в вплоть до 2011 года продолжалось налаживание отношений. Даже с началом в 2010 году эскалации напряженности между Сирией и Израилем, США не вмешивались в конфликт и проводили с каждой стороной свою политику. Однако с началом гражданской войны в Сирии изменилась политика США по отношению к режиму Асада, Вашингтон стал выступать с критикой подавления правительственными силами протестов. Однако если изначально Обама ограничивался лишь критикой в адрес Асада, то с 2013 президент занял более жесткую позицию. Политику Б. Обамы в отношении Сирийского кризиса можно разделить до применения химического оружия 21 августа 2013 и после. До применения зарина в Гуте Б. Обаме делал ставку на мирное решение сирийского кризиса и старался излишне не вовлекаться в конфликт. После химической атаки президент занял твердую позицию, которая заключалась в том, что режим Асада должен быть свергнут, так как в Сирии невозможно возращение к довоенному статус-кво. С усилием влияния ИГИЛ у администрации Обамы появляется новая цель- устранение террористической угрозы, в связи с чем президент отошел от изначального нежелания вмешательства в Сирийский конфликт к намерению применить военную силу для борьбы с ИГИЛ.
Отношения с Израилем в период двух администраций Б. Обамы были нестабильными и напряжёнными. Охлаждения в американо-израильских отношениях начались еще в 2009 году после Каирской речи Б. Обамы, когда американский президент обозначил свое видение решения палестино-израильскому конфликта, основанное на создании двух государств для двух народов. Отношения между странами еще больше ухудшились после ближневосточной речи Обамы 2011 года, которую Израиль критически воспринял. В тоже время США никогда не отворачивались от Израиля и продолжали поддерживать ближневосточного союзника, что ярко просматривалось в накладывание со стороны США вето на проекты резолюций Совбеза ООН, касающихся израильских поселений. Попытки США в период первой администрации одновременно действовать в интересах палестинцев и израильтян не увенчались успехом, а лишь ухудшили отношения с обеими сторонами конфликта. В период первой администрации противоречия в американо-израильских отношениях были связаны не только с различным видением разрешения палестино-израильского конфликта, но также и желанием США наладить диалог со странами мусульманского мира и повысить свой имидж на Ближнем Востоке. Стремление Обамы улучшить отношения с Сирией в период первой администрации вызывали у Израиля опасения. Израиль критиковал США в том, что Вашингтон не предпринимал решительных действий в 2010 году, которые бы предотвратили поставку Сирией баллистических ракет Хезболле. Более того, стремление Обамы заключить Иранскую сделку вызывало еще более критическую реакцию со стороны Израиля, которая усилилась во время второго срока Б. Обамы. В период второй администрации американо-израильские отношения еще более накалились, так как Нетаньяху пытался открыто вмешиваться во внутренние дела США, публично критиковал американского президента в его желании достигнуть соглашений с Ираном. Различие взглядов двух лидеров к решению Иранского вопроса усилило напряжение в двусторонних отношениях. Стремления администрации Обамы в период второй администрации в продвижении израильско-палестинского диалога не увенчались успехом, так как Обама столкнулся с ярым нежеланием Нетаньяху пересматривать территориальный вопрос, а сам президент не готов был занять «жесткую» позицию по урегулированию конфликта, что поставило переговоры в тупик. После заключения Иранской сделки в 2015 году отношения с Израилем еще более пошатнулись. Несмотря на попытки Б. Нетаньяху и произраильского лобби изменить иранскую политику Обамы и противостоять заключению сделки, США удалось достигнуть соглашения по ядерной программе Ирана. Однако стоит отметить, что хоть по многим внешнеполитическим вопросам взгляды США и Израиля расходились, Вашингтон на протяжении двух администраций неустанно подчеркивал незыблемость двусторонних отношений.
С приходом в Белый дом Обама всячески выражал желание пересмотра отношений с Ираном, обозначал свою готовность к прямым переговорам с Иранским правительством, тем самым, пытался противопоставить себя Дж. Бушу-мл., который отвергал любую возможность переговоров с Ираном. Вашингтон неоднократно заявлял о своей готовности разжать кулак, если правительство Ирана протянет США свою руку. Несмотря на все попытки США наладить диалог, изначально Иран отвергал усилия Соединенных Штатов по примирению, после чего США начали ужесточать санкции в отношении Ирана. Усиливая санкции, Вашингтон пытался вынудить Иран сесть за стол переговоров, что ему и удалось в итоге достигнуть. С 2010 года начинаются длительные переговоры по иранской ядерной сделки, которые в итоге привели к заключению в июле 2015 года соглашения. Таким образом, Иран стал единственным направлением, где Обаме удалось достичь успеха.
Материалы СМИ:
1. Артемьев, А. Обама очертил Израиль в границах 1967 года // Газета. Ru, 20 мая, 2011. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2011/05/20_a_3623985.shtml (дата обращения: 04.04.2018).
2. Барак Обама назвал появление ИГ результатом действий США на Ближнем Востоке // Russia Today, 17 марта, 2015. URL: http://russian.rt.com/article/79983 (дата обращения: 25.03. 2018).
3. Березин, А. Запрос Обамы на применение военной силы против «ИГ» положил начало дебатам в Конгрессе// Голос Америки, 12 февраля, 2015. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/war-autorization-request-sparks-debate-in-congress/2639384.html (дата обращения: 25.03. 2018).
4. Битти, В. Захват Мосула-угроза всему Ближнему Востоку // Голос Америки, 20 июня, 2014. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/iraq-government-loss-of-mosul-poses-wider-implications/1935038.html (дата обращения: 04.04.2018).
5. Бобкин, Н. Нетаньяху в Конгрессе США // Geoполитика. Ru, 5 марта 2015. URL: https://www.geopolitica.ru/article/netanyahu-v-kongresse-ssha (дата обращения: 13.03. 2018).
6. Бредемайер, К. Обама обсуждает угрозы национальной безопасности // Голос Америки, 25 февраля, 2016. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/cn-obama-national-security/3208091.html (дата обращения: 25.03. 2018).
7. Горелова, М. Аббас не уговорил Обаму поддержать резолюцию СБ ООН, осуждающую израильские поселения// Комсомольская правда, 19 февраля, 2011. URL: https://www.kp.ru/online/news/834734/ (дата обращения: 25.03. 2018).
8. Заокеанский союзник? Дональд Трамп —кандидат в президенты США // Военное обозрение, 15 февраля, 2016. URL: http://topwar.ru/90867-.html (дата обращения: 25.03. 2018).
9. История переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников // ТАСС, 31 марта 2015. URL: http://tass.ru/info/1563027 (дата обращения: 15.03. 2018).
10. Керри назвал религиозный экстремизм главной угрозой США // Газета. Ru, 25 января, 2016. URL: http://www.gazeta.ru/politics/news/2016/02/25/n_8296151.shtml (дата обращения: 25.03. 2018).
11. К независимости через созерцание: Палестина стала наблюдателем при ООН // РБК, 30 ноября, 2012. URL: https://www.rbc.ru/politics/30/11/2012/570400589a7947fcbd443122 (дата обращения: 13.03. 2018).
12. Нетаньяху назвал Х. Рухани «волком в овечьей шкуре» // РБК, 2 октября, 2013. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/10/2013/570410769a794761c0ce24bb (дата обращения: 13.03. 2018).
13. Нобелевская премия мира присуждена Бараку Обаме // Lenta. Ru, 9 октября, 2009. URL: https://lenta.ru/news/2009/10/09/nobelpeace/ (дата обращения: 21.12. 2017).
14. Новикова, Е. Ситуативное единство. Махмуд Аббас и Халед Машаль преодолели разногласия // Expert Online, 20 ноября, 2012. URL: http://expert.ru/2012/11/20/situativnoe-edinstvo/ (дата обращения: 11.03. 2018).
15. Обама впервые выступил перед Генассамблеей ООН // Русская служба BBС, 23 сентября, 2009. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2009/09/090923_un_obama (дата обращения: 04.04.2018).
16. Обама: ядерная сделка позволила избежать более серьезных проблем с Ираном // ТАСС, 16 января, 2017. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3945272 (дата обращения 13.03. 2018).
... Всего источников – 106.