Педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения (Вологодский Педагогический Колледж)
Работа носит методический характер.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности учителя по формированию информационных умений у младших школьников в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 6
1.1. Формирование информационных умений у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 14
Глава 2. Практические основы формирования информационных умений у младших школьников в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 22
2.1.Методические аспекты работы по формированию информационных умений у младших школьников в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 22
Заключение 38
Список литературы и источников 39
Приложения 44
В контексте постоянного развития и модернизации национальная система образования переживает существенные структурные и содержательные изменения. Сегодня задача образовательного учреждения заключается в развитии у обучающихся научного мировоззрения, системы современных знаний, творческих способностей, информационно-коммуникативных умений и навыков. Процесс обучения в начальной школе должен ориентироваться на поэтапное создание у школьников соответствующей системы знаний, определённых умений и навыков, ключевых компетентностей.
Актуальность изучения данной темы подтверждается еще и тем, что в Международном мониторинговом исследовании PIPLS для оценки читательской грамотности исследуются умения работать не только с художественными, но и научно-познавательными текстами.
Успешное обучение невозможно без обретения младшими школьниками информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами, что является источником получения знаний почти по всем дисциплинам. Младшие школьники, так же, как и обучающиеся основной школы работают с разными видами текстов, следовательно, уже в начальной школе мы можем начать формирование не только осознанного, но и смыслового чтения. Свидетельством этого является наличие в программах по литературному чтению научно-познавательных текстов. Чтение научно-познавательных текстов предусматривает активизацию психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств.
Вопросы формирования информационных умений у младших школьников рассмотрены в трудах А. Г. Асмолова, М. Л. Кусовой, Л. П. Никитиной, Н. Ф. Виноградовой и О. И. Рыдзе, О. А. Давыдовой и А. Г. Биба, Т. Н. Кураш и Г. С. Щеголева.
Особенности работы с тестом разных стилей раскрыты в трудах K. И. Гнатенко, Н. М. Дружининой, Е. П. Житовой, М. П. Воюшиной, С. А. Кислинской и И. Р. Николаевой.
Методические аспекты работы с учебно-научными текстами на уроках литературного чтения описаны в начальной школе в статьях О. В. Слонь, Д. О. Петровой, Н. Г. Манасовой, Т. Н. Кураш, Г. С. Щегалевой и других.
Однако несмотря на актуальность и интерес педагогов и методистов к данной теме, в научной литературе фрагментарно освещён процесс формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения, а также не раскрыты педагогические условия, методы и средства.
Объект исследования: формирование у младших школьников информационных умений.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения.
Цель: изучение педагогических условий формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Раскрыть особенности формирования информационных умений у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть методические аспекты организации работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения у младших школьников.
3. Описать педагогический опыт организации работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения как средством формирования у младших школьников информационных умений.
4. Представить результаты опытно-практической работы по формированию у младших школьников информационных умений в процессе работы научно-популярных текстов на уроках литературного чтения.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.
Выпускник начальной школы, в соответствии с государственным образовательным стандартом начального образования, должен обладать многими знаниями и умениями, связанными с работой с разнообразными текстами. В плане образования и самообразования детей особую значимость приобретают их умения читать научно-познавательные и учебно-научные тексты. Поэтому сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего формирование умений работать с учебно-научными и научно-познавательными текстами.
В начальной школе на уроках литературного чтения проводится работа с текстом научного содержания. Педагогов все больше тревожит тот факт, что современные дети поверхностно воспринимают такие тексты, испытывают трудности в понимании прочитанного, не умеют определять основную мысль таких текстов, перерабатывать их информацию и использовать в учебной практике. В то же время наблюдения показывают, что значительная часть учителей не рассматривает обучение младших школьников умениям работать с учебно-научными и научно-познавательными текстами как особую учебную задачу.
В данной работе мы раскрыли проблемы формирования у учащихся начальной школы умений работать с научно-познавательными текстами.
Мы уверены, что разработанная нами серия уроков по литературному чтению в третьем классе способствует совершенствованию умений младших школьников работать с научно-познавательными текстами, развивает интеллектуальные и творческие способности младших школьников, вызывает интерес у детей, а в целом способствует формированию читательской, информационной культуры младших школьников.
1. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 02.01.2022).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – Текст: электронный // СПС «Гарант.Ру». – URL: https://www.garant.ru/products (дата обращения: 02.01.2022).
3. Биба, А. Г. Ресурс содержания литературного чтения в развитии информационных умений у младших школьников / А. Г. Биба, О А. Давыдова – Текст: электронный // eLIBRARY: научная электронная библиотека. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38149360 (дата обращения: 10.01.2002).
4. Бойкина, М В. Литературное чтение. 1 класс: рабочая тетрадь: 2 ч. / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – Москва: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Школа России). – Текст: непосредственный.
5. Бойкина, М В. Литературное чтение. 4 класс: рабочая тетрадь: 2 ч. / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – Москва: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Школа России). – Текст: непосредственный.
6. Бурова, Е. А. Перевод реалий в научно-художественной литературе / Е. А. Бурова. – Текст: непосредственный // Российский гуманитарный журнал. – 2017. – Том 6. – № 5. – С. 425-433.
7. Виноградова, Н. Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – Москва: Просвещение, 2015. – 112 с. – Текст: непосредственный.
8. Воюшина, М. П. Методика работы с познавательной книгой: методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, И. Р. Николаева. – Москва: Академия, 2010. – 254 с. – Текст: непосредственный.
9. Гнатенко, K. И. Психолого-педагогические вопросы восприятия научного текста младшими школьниками / K. И. Гнатенко. – Текст: непосредственный // Наука и образование. – 2016. – № 10. – С. 18-24.
10. Дружинина, Н. М. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги / Н. М. Дружинина. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М. С. Васильевой, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловской. – Москва: Педагогика, 1977. – С. 124-144.
11. Житова, Е. П. Методика преподавания русского языка: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей по специальности 050709 Преподавание в начальных классах / Е. П. Житова. – Вологда, 2010. – 156 с. – Текст: непосредственный.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с. – Текст: непосредственный.
13. Кирилюк, С. М. Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы» / С. М. Кирилюк. – Текст: электронный // nsportal: образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/04/02/urok-literaturnogo-chteniya-vo-2-b-klasse-nauchno-populyarnyy (дата обращения: 02.01.2022).
14. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – Москва: Просвещение, 2014. – 128 с. – Текст: непосредственный.
15. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс: учебник: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2012. – 80 с. – Текст: непосредственный.
16. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс: учебник: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 9-е изд. – Москва: Просвещение, 2018. – 224 с. – Текст: непосредственный.
17. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс: учебник: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. – 223 с. – Текст: непосредственный.
18. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 4 класс: учебник: 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2016. – 232 с. – Текст: непосредственный.
19. Клопова, Н. А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках литературного чтения / Н. А. Клопова. – Текст: непосредственный // Таврический народный обозреватель. – 2016. – № 3. – С. 163-165.
20. Королева, М. Н. Приемы анализа познавательного текста на уроках литературного чтения / М. Н. Королева. – Текст: электронный // Журнал Педагог: сайт. – URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ (дата обращения: 02.01.2022).
21. Королева, Н. А. Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Научно-познавательный и художественный тексты» (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме) / Н. А. Королева. – Текст: электронный // Контент-платформа Pandia.ru. - URL: https://pandia.ru/text/79/244 (дата обращения: 02.01.2022).
22. Кривоноженкова, А. С. Приемы работы младших школьников с научно-познавательными книгами на уроках литературного чтения / А. С. Кривоноженкова. – Текст: непосредственный // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. – С. 73.
23. Кусова, М. Л. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках литературного чтения / М. Л. Кусова. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 10-14.
24. Кураш, Т. Н. Формирование у младших школьников информационных умений в работе с научно-познавательным текстом / Т. Н. Кураш, Г. С. Щеголева. – Текст: непосредственный // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – № 2. – С. 171-178.
25. Макеева, С. Г. Чтение научно-познавательной литературы в школе / С. Г. Макеева, О. С. Бекиш. – Текст: электронный // КиберЛенинка: научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-nauchno-poznavatelnoy-literatury-v-nachalnoy-shkole/viewer (дата обращения: 02.02.2022)
26. Научно-художественная литература. – Текст: электронный // Сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / под ред. С. М. Вишняковой. – Москва: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.]. – URL: https://didacts.ru/slovari/professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponjatija-terminy-aktualnaja-leksika.html (дата обращения: 02.02.2022)
27. Никитина, Л. П. Формирование информационной компетенции младших школьников / Л. П. Никитина. – Текст: электронный // Источник: электронный журнал. – 2010. – №2. – С. 19-20. – URL: https://istochnik.viro.edu.ru/?p=39. – Дата публикации: 1 июня 2010 года.
28. Павлова, В. О. Интертекстуальность и проблема переводимости научно-популярного текста / В. О Павлова, О. Г. Шевченко. – Текст: непосредственный // Наука. Технологии. Инновации. – 2019. – № 3. – С. 677.
29. Петрова, Д. О. Анализ восприятия научного текста младшими школьниками / Д. О. Петрова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 9-13.
30. Политова, М. В. Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках в начальной школе (обобщение опыта) / М. В. Политова. – Текст: непосредственный // Школьная педагогика. – 2020. – № 18. – С. 9-14.
31. Примерная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение». – Текст: электронный // Реестр примерных основных общеобразовательных программ: сайт / Министерство просвещения РФ. – URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-literaturnoe-chtenie (дата обращения: 02.01.2022).
32. Рогалева, Н. А. Роль научно-популярной литературы для младших школьников / Н. А. Рогалева. – Текст: электронный // Педагогическая копилка: сайт. – URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/nataljaaleksandrovna-rogaleva/rol-nauchno-populjarnoi-literatury-dlja-mladshihshkolnikov (дата обращения: 02.01.2022).
33. Светловская, Н. Н. Детская литература в современной начальной школе: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 193 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. – URL: https://urait.ru/book/detskaya-literatura-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole-494156 (дата обращения: 20.02.2022).
34. Слонь, О. В. Особенности работы с познавательными текстами на уроках литературного чтения / О. В. Слонь. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 14. – С. 48.
35. Технология формирования смыслового чтения в начальной школе: методическое пособие / под ред. Н. Е. Скриповой, А. В. Бабухиной. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 116 с. – Текст: непосредственный.
36. Хлебцева, Р. О. Научный текст: специфика и стилистические особенности / Р. О. Хлебцова. – Москва: Велес, 2014. – 90 с. – Текст: непосредственный.
37. Щанькина, Т. О. Смысловое чтение. Работа с текстом / Т. О. Щанькина. – Текст: электронный // nsportal: образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/11/06/smyslovoe-chtenie-nauchno-populyarnyh-tekstov (дата обращения: 02.01.2022).
38. Бойкина, М. В. Работа с разными видами текстов на уроках в начальных классах как средство развития функциональной грамотности младших школьников / М. В. Бойкина, И. А. Бубнова // Учебный год. – 2020. – № 4(62).