Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения (Вологодский Педагогический Колледж)

Работа №124197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы109
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности учителя по формированию информационных умений у младших школьников в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 6
1.1. Формирование информационных умений у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 14
Глава 2. Практические основы формирования информационных умений у младших школьников в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 22
2.1.Методические аспекты работы по формированию информационных умений у младших школьников в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения 22
Заключение 38
Список литературы и источников 39
Приложения 44

В контексте постоянного развития и модернизации национальная система образования переживает существенные структурные и содержательные изменения. Сегодня задача образовательного учреждения заключается в развитии у обучающихся научного мировоззрения, системы современных знаний, творческих способностей, информационно-коммуникативных умений и навыков. Процесс обучения в начальной школе должен ориентироваться на поэтапное создание у школьников соответствующей системы знаний, определённых умений и навыков, ключевых компетентностей.
Актуальность изучения данной темы подтверждается еще и тем, что в Международном мониторинговом исследовании PIPLS для оценки читательской грамотности исследуются умения работать не только с художественными, но и научно-познавательными текстами.
Успешное обучение невозможно без обретения младшими школьниками информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами, что является источником получения знаний почти по всем дисциплинам. Младшие школьники, так же, как и обучающиеся основной школы работают с разными видами текстов, следовательно, уже в начальной школе мы можем начать формирование не только осознанного, но и смыслового чтения. Свидетельством этого является наличие в программах по литературному чтению научно-познавательных текстов. Чтение научно-познавательных текстов предусматривает активизацию психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств.
Вопросы формирования информационных умений у младших школьников рассмотрены в трудах А. Г. Асмолова, М. Л. Кусовой, Л. П. Никитиной, Н. Ф. Виноградовой и О. И. Рыдзе, О. А. Давыдовой и А. Г. Биба, Т. Н. Кураш и Г. С. Щеголева.
Особенности работы с тестом разных стилей раскрыты в трудах K. И. Гнатенко, Н. М. Дружининой, Е. П. Житовой, М. П. Воюшиной, С. А. Кислинской и И. Р. Николаевой.
Методические аспекты работы с учебно-научными текстами на уроках литературного чтения описаны в начальной школе в статьях О. В. Слонь, Д. О. Петровой, Н. Г. Манасовой, Т. Н. Кураш, Г. С. Щегалевой и других.
Однако несмотря на актуальность и интерес педагогов и методистов к данной теме, в научной литературе фрагментарно освещён процесс формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения, а также не раскрыты педагогические условия, методы и средства.
Объект исследования: формирование у младших школьников информационных умений.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения.
Цель: изучение педагогических условий формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Раскрыть особенности формирования информационных умений у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Рассмотреть методические аспекты организации работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения у младших школьников.
3. Описать педагогический опыт организации работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения как средством формирования у младших школьников информационных умений.
4. Представить результаты опытно-практической работы по формированию у младших школьников информационных умений в процессе работы научно-популярных текстов на уроках литературного чтения.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускник начальной школы, в соответствии с государственным образовательным стандартом начального образования, должен обладать многими знаниями и умениями, связанными с работой с разнообразными текстами. В плане образования и самообразования детей особую значимость приобретают их умения читать научно-познавательные и учебно-научные тексты. Поэтому сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего формирование умений работать с учебно-научными и научно-познавательными текстами.
В начальной школе на уроках литературного чтения проводится работа с текстом научного содержания. Педагогов все больше тревожит тот факт, что современные дети поверхностно воспринимают такие тексты, испытывают трудности в понимании прочитанного, не умеют определять основную мысль таких текстов, перерабатывать их информацию и использовать в учебной практике. В то же время наблюдения показывают, что значительная часть учителей не рассматривает обучение младших школьников умениям работать с учебно-научными и научно-познавательными текстами как особую учебную задачу.
В данной работе мы раскрыли проблемы формирования у учащихся начальной школы умений работать с научно-познавательными текстами.
Мы уверены, что разработанная нами серия уроков по литературному чтению в третьем классе способствует совершенствованию умений младших школьников работать с научно-познавательными текстами, развивает интеллектуальные и творческие способности младших школьников, вызывает интерес у детей, а в целом способствует формированию читательской, информационной культуры младших школьников.




1. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 02.01.2022).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – Текст: электронный // СПС «Гарант.Ру». – URL: https://www.garant.ru/products (дата обращения: 02.01.2022).
3. Биба, А. Г. Ресурс содержания литературного чтения в развитии информационных умений у младших школьников / А. Г. Биба, О А. Давыдова – Текст: электронный // eLIBRARY: научная электронная библиотека. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38149360 (дата обращения: 10.01.2002).
4. Бойкина, М В. Литературное чтение. 1 класс: рабочая тетрадь: 2 ч. / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – Москва: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Школа России). – Текст: непосредственный.
5. Бойкина, М В. Литературное чтение. 4 класс: рабочая тетрадь: 2 ч. / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – Москва: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Школа России). – Текст: непосредственный.
6. Бурова, Е. А. Перевод реалий в научно-художественной литературе / Е. А. Бурова. – Текст: непосредственный // Российский гуманитарный журнал. – 2017. – Том 6. – № 5. – С. 425-433.
7. Виноградова, Н. Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – Москва: Просвещение, 2015. – 112 с. – Текст: непосредственный.
8. Воюшина, М. П. Методика работы с познавательной книгой: методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, И. Р. Николаева. – Москва: Академия, 2010. – 254 с. – Текст: непосредственный.
9. Гнатенко, K. И. Психолого-педагогические вопросы восприятия научного текста младшими школьниками / K. И. Гнатенко. – Текст: непосредственный // Наука и образование. – 2016. – № 10. – С. 18-24.
10. Дружинина, Н. М. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги / Н. М. Дружинина. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М. С. Васильевой, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловской. – Москва: Педагогика, 1977. – С. 124-144.
11. Житова, Е. П. Методика преподавания русского языка: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей по специальности 050709 Преподавание в начальных классах / Е. П. Житова. – Вологда, 2010. – 156 с. – Текст: непосредственный.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с. – Текст: непосредственный.
13. Кирилюк, С. М. Научно-популярный текст Н. Сладкова «Они и мы» / С. М. Кирилюк. – Текст: электронный // nsportal: образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/04/02/urok-literaturnogo-chteniya-vo-2-b-klasse-nauchno-populyarnyy (дата обращения: 02.01.2022).
14. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – Москва: Просвещение, 2014. – 128 с. – Текст: непосредственный.
15. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс: учебник: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2012. – 80 с. – Текст: непосредственный.
16. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс: учебник: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 9-е изд. – Москва: Просвещение, 2018. – 224 с. – Текст: непосредственный.
17. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс: учебник: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. – 223 с. – Текст: непосредственный.
18. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 4 класс: учебник: 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2016. – 232 с. – Текст: непосредственный.
19. Клопова, Н. А. Организация и содержание работы с научно-познавательной литературой на уроках литературного чтения / Н. А. Клопова. – Текст: непосредственный // Таврический народный обозреватель. – 2016. – № 3. – С. 163-165.
20. Королева, М. Н. Приемы анализа познавательного текста на уроках литературного чтения / М. Н. Королева. – Текст: электронный // Журнал Педагог: сайт. – URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ (дата обращения: 02.01.2022).
21. Королева, Н. А. Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Научно-познавательный и художественный тексты» (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме) / Н. А. Королева. – Текст: электронный // Контент-платформа Pandia.ru. - URL: https://pandia.ru/text/79/244 (дата обращения: 02.01.2022).
22. Кривоноженкова, А. С. Приемы работы младших школьников с научно-познавательными книгами на уроках литературного чтения / А. С. Кривоноженкова. – Текст: непосредственный // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. – С. 73.
23. Кусова, М. Л. Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научным текстом на уроках литературного чтения / М. Л. Кусова. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 10-14.
24. Кураш, Т. Н. Формирование у младших школьников информационных умений в работе с научно-познавательным текстом / Т. Н. Кураш, Г. С. Щеголева. – Текст: непосредственный // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – № 2. – С. 171-178.
25. Макеева, С. Г. Чтение научно-познавательной литературы в школе / С. Г. Макеева, О. С. Бекиш. – Текст: электронный // КиберЛенинка: научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-nauchno-poznavatelnoy-literatury-v-nachalnoy-shkole/viewer (дата обращения: 02.02.2022)
26. Научно-художественная литература. – Текст: электронный // Сайт «Национальная педагогическая энциклопедия» [Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / под ред. С. М. Вишняковой. – Москва: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.]. – URL: https://didacts.ru/slovari/professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponjatija-terminy-aktualnaja-leksika.html (дата обращения: 02.02.2022)
27. Никитина, Л. П. Формирование информационной компетенции младших школьников / Л. П. Никитина. – Текст: электронный // Источник: электронный журнал. – 2010. – №2. – С. 19-20. – URL: https://istochnik.viro.edu.ru/?p=39. – Дата публикации: 1 июня 2010 года.
28. Павлова, В. О. Интертекстуальность и проблема переводимости научно-популярного текста / В. О Павлова, О. Г. Шевченко. – Текст: непосредственный // Наука. Технологии. Инновации. – 2019. – № 3. – С. 677.
29. Петрова, Д. О. Анализ восприятия научного текста младшими школьниками / Д. О. Петрова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 9-13.
30. Политова, М. В. Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках в начальной школе (обобщение опыта) / М. В. Политова. – Текст: непосредственный // Школьная педагогика. – 2020. – № 18. – С. 9-14.
31. Примерная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение». – Текст: электронный // Реестр примерных основных общеобразовательных программ: сайт / Министерство просвещения РФ. – URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-literaturnoe-chtenie (дата обращения: 02.01.2022).
32. Рогалева, Н. А. Роль научно-популярной литературы для младших школьников / Н. А. Рогалева. – Текст: электронный // Педагогическая копилка: сайт. – URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/nataljaaleksandrovna-rogaleva/rol-nauchno-populjarnoi-literatury-dlja-mladshihshkolnikov (дата обращения: 02.01.2022).
33. Светловская, Н. Н. Детская литература в современной начальной школе: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 193 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. – URL: https://urait.ru/book/detskaya-literatura-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole-494156 (дата обращения: 20.02.2022).
34. Слонь, О. В. Особенности работы с познавательными текстами на уроках литературного чтения / О. В. Слонь. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 14. – С. 48.
35. Технология формирования смыслового чтения в начальной школе: методическое пособие / под ред. Н. Е. Скриповой, А. В. Бабухиной. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 116 с. – Текст: непосредственный.
36. Хлебцева, Р. О. Научный текст: специфика и стилистические особенности / Р. О. Хлебцова. – Москва: Велес, 2014. – 90 с. – Текст: непосредственный.
37. Щанькина, Т. О. Смысловое чтение. Работа с текстом / Т. О. Щанькина. – Текст: электронный // nsportal: образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/11/06/smyslovoe-chtenie-nauchno-populyarnyh-tekstov (дата обращения: 02.01.2022).
38. Бойкина, М. В. Работа с разными видами текстов на уроках в начальных классах как средство развития функциональной грамотности младших школьников / М. В. Бойкина, И. А. Бубнова // Учебный год. – 2020. – № 4(62).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ