Оглавление
Введение 3
Глава 1. Глобальные экологические проблемы современности 9
1.1. Экологические проблемы, обусловленные антропогенным влиянием на окружающую среду в XX веке 9
1.2. Концепция Устойчивого развития и особенности её применения на практике 15
Глава 2. Учреждения ООН в сфере защиты окружающей среды 20
2.1. Программа ООН по защите окружающей среды (ЮНЭП) 20
2.2. Специализированные учреждения ООН, занимающиеся проблемой защиты окружающей среды 26
Глава 3. Международные конференции ООН по проблемам окружающей среды и их результаты 28
3.1. Конференция ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. 31
3.2. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. 34
3.3. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию 2002 г. 38
3.4. Конференция ООН по устойчивому развитию РИО+20 2012 г. 40
3.5. Саммит ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке 2015 г. и Конференция по климату в Марракеше 2016 г. 45
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. В период глобализации изучение антропогенного влияния на окружающую среду становится одной из важнейших составляющих стратегии дальнейшего развития человечества, в котором сочетаются экономический рост и сохранение природного разнообразия планеты. Потребление, промышленное производство и научно-технический прогресс нового тысячелетия оказывает значительное влияние на человека, на природу, на весь окружающий мир.
В то время, когда была создана ООН, более полувека назад, деградацию окружающей среды еще даже не считали за национальную угрозу, не говоря уже о глобальном характере проблемы, которая может спровоцировать международный конфликт и подорвать уровень здоровья человека, экономическое благосостояние и социальную стабильность. В тот период Устав ООН даже не упоминал словосочетание «окружающая среда». Сегодня же тема устойчивого развития является крайне актуальной. Бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун неоднократно отмечал, что считает этот вопрос приоритетным. Нынешний Генеральный секретарь также не оставил эту тему без внимания, призвав к предотвращению конфликтов и катастроф через устойчивое развитие .
Можно утверждать, что за последние двадцать пять лет охрана окружающей среды стала принципиально важной сферой деятельности ООН. На данный момент существует более 200 международных природоохранных конвенций, а также такие органы, как Программа ООН по окружающей среде и Комиссия по устойчивому развитию. Но несмотря на значительные успехи по разработке и подписанию договоров и созданию различных институтов с целью предотвращения экологических катастроф, в глобальном масштабе окружающая среда продолжает ухудшаться. Какой бы вдохновляющей не была тенденция роста количества специализированных учреждений, вовлеченных в решение проблем окружающей среды, этих усилий недостаточно.
За десятилетия прошедшие после создания Организации Объединенных Наций, состояние естественных систем Земли ухудшилось, и темпы не сокращаются. Глобальное потепление продолжает наступать, экосистемы нарушаются во всем мире, ловля рыбы осуществляется нерационально, а лесной покров Земли продолжает сокращаться. Все эти тенденции имеют серьезные последствия для благосостояния людей, включая уменьшение количества пищи для голодающих, отсутствие лекарств для лечения многих болезней, разрушение традиционных рыболовных сообществ и исчезновение многочисленных островных государств, которые рискуют буквально утонуть от глобального потепления.
Широко известно, что человечество наносит долгосрочный необратимый ущерб планете. Недавние научные исследования таких групп, как Нидерландское агентство экологической оценки и Королевское общество, подтверждают, что климатическая система и многие жизненно важные экосистемы мира находятся под угрозой. Есть также серьезные опасения по поводу дефицита воды, пищи и энергии. Совершенно не ясно, каким образом мир удовлетворит потребности населения, которое к 2050 году достигнет девяти миллиардов. Обеспечение устойчивого развития должно стать основной целью международного экологического движения. Тем не менее, страны не привержены устойчивости в качестве цели, не говоря уже о том, чтобы согласовать правильную политику для ее достижения и надлежащего распределения своих издержек.
Необходимость защиты природных ресурсов Земли занимает важное место в списке причин, которым мировому сообществу стоит уделить более серьезное и пристальное внимание. Разрешение таких проблем требует эффективной работы международных институтов, главным из которых, несомненно, в ближайшем будущем останется ООН. В связи с этим изучение деятельности ООН в области охраны окружающей среды представляется крайне важным, что определяет актуальность данной работы. В XXI веке до сих пор не появилось более значимой международной организации, способной в значительной степени положительно повлиять на достижение устойчивого развития в мире, чем ООН. Международное природоохранное сотрудничество в современном мире развивается, прежде всего, в рамках работы ООН. Являясь наиболее универсальной в мире по многим признакам: число членов, широта и многообразие областей и направлений деятельности, данная организация отвечает демократическим требованиям прогрессивного и развивающегося мира.
Целью данной работы является оценка эффективности ООН в области охраны окружающей среды. В ходе работы выполняются задачи рассмотрения и обобщения основных аргументов сторонников и критиков деятельности ООН в сфере охраны окружающей среды, институциональных особенностей проведения реформ с целью достижения устойчивого развития, а также важнейших проблем зеленой экономики. Работа призвана дать оценку деятельности ООН в области охраны окружающей среды и составить прогноз развитию данной проблемы в будущем. В заключительной части рассмотрены потенциал, возможности и угрозы для устойчивого развития на глобальном уровне.
Объектами научного анализа являются ООН и ее специализированные учреждения: ЮНЕСКО, ФАО, МОТ, ЮНЕП, ВОЗ, ВМО, МАГАТЭ. Предметом исследования настоящей работы является деятельность ООН в области защиты окружающей среды, как организации, занимающей ведущую роль в данном вопросе. На сегодняшний день это единственная глобальная организация, обладающая требуемыми ресурсами, чтобы быть способной положительно повлиять на сферу окружающей среды.
Методологической базой для настоящего исследования является использование системного анализа. Благодаря ему был осуществлен анализ деятельности ООН в области охраны окружающей среды, главной особенностью которой стала задача её комплексного рассмотрения: затрагивая как экологический, так политический и экологический аспекты функционирования ООН в этой сфере. Во второй главе данной работы был преимущественно использован метод контент-анализа публикаций, основная масса которых была написана на английском языке. Другим важнейшим методом, без которого было бы невозможно наиболее полно проанализировать деятельность ООН, стал историко-сравнительный метод. Именно с его помощью в третьей главе были проанализированы и сопоставлены итоги важнейших экологических конференций.
Ключевыми для данной работы источниками являются, прежде всего, декларации трех основных экологических конференций. Такими можно считать Стокгольмскую конференцию 1972 года, которая положила начало развитию темы защиты окружающей среды, Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, и Конференцию ООН по устойчивому развитию Рио+20.
Конференция 1972 года привела к созданию трех документов: Стокгольмская декларация, План действий из 109 пунктов и Резолюция. Именно в них были зафиксированы такие основополагающие пункты, как признание права человека на благоприятную окружающую среду и стремление к избавлению человечества от угрозы ядерного оружия, а также планы дальнейшего сотрудничества. Их создание запустило процесс институционализации международного многостороннего природоохранного взаимодействия.
Другой серьезный этап в развитии международной деятельности по экологическим вопросам был достигнут в июне 1992 года, когда главы более ста государств собрались в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, более известную как «Саммит Земли». К этому времени экологические вопросы приобрели поистине глобальный характер. Рио-де-Жанейрская декларация, состоящая из 27 принципов, дополнительно закрепила важнейшие положения, среди которых идея развивающегося мира, состоящего из государств с общими проблемами окружающей среды и развития. Для многих государств Декларация является одним из главных источников экологического права.
И, наконец, документ, разработанный в результате Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20, которая проходила в Рио де Жанейро в 2012 году, «Будущее, которого мы хотим». Именно на эту конференцию возлагались огромные надежды, однако вскоре после проведения она подверглась критике. Таким образом, документы трех перечисленных конференций составляют основу исследования, потому как, благодаря их масштабу и глобальному характеру, в сумме с анализом деятельности специализированных учреждений представляется возможным проследить развитие и дать оценку результатам деятельности ООН в области охраны окружающей среды.
Концепция устойчивого развития лежит в основе проблемы окружающей среды и развития, а также того, как на нее реагируют правительства, бизнес и экологические группы. Научная работа Билла Адамса «Зеленое развитие» представляет собой четкий и последовательный анализ устойчивого развития как в теории, так и на практике и является важной теоретической базой для моего исследования. «Зеленое развитие» обсуждает истоки мышления об устойчивом развитии и его эволюцию до наших дней, а также идеи, которые доминируют в концепции устойчивого развития (экологическая модернизация, экономика окружающей среды), а также формирует четкое представление о проблемах экологической устойчивости и социально-экономическом развитии. Этот научный труд представляет собой синтез теоретических идей в области устойчивого развития.
Данная работа представляет исключительную важность для темы ВКР. Она дает теоретическую базу, которая крайне необходима для объективного суждения и оценки деятельности ООН в области охраны окружающей среды. «Зеленое развитие» затрагивает такие темы, как дилемма устойчивости, истоки и развитие концепта устойчивого развития, политика сохранения, а также важнейшие проблемы современности.
Другим не менее важным источником является книга Тима Джэксона «Процветание без роста». Как известно, переход к политике устойчивого развития является одной из самых главных целей в энвайронментализме. Однако ее достижение невозможно без совместных усилий с экономическим сектором. И данная работа является наглядным примером необходимости кооперации между природозащитным и экономическим секторами.
В работе были использованы труды многих отечественных и иностранных ученых. Однако вклад последних составляет значительно большую долю. Это объясняется тем, что Россия при всех достижениях все еще относится к группе развивающихся стран, которые обеспечивают свой рост, в основном, за счет сырьевой промышленности. Таким образом, тема устойчивого развития в нашей стране еще крайне далека от того, чтобы стать стратегической задачей развития государства номер один. Именно этим и объясняется малая степень научной проработанности. Однако, даже несмотря на то, что Правительство Российской Федерации на данном этапе не заинтересовано в продвижении темы решения экологических проблем и в финансировании исследований в этой области, это не значит, что проблем нет.
Структура работы включает введение, три главы, разбитые на подпункты и заключение. Введение раскрывает актуальность, цель и задачи, методы исследования, а также анализ источниковой базы. В первой в первом пункте главе описаны наиболее важные экологические проблемы современного мира и проанализированы история и характер их происхождения. Во втором пункте дается подробное описание концепции устойчивого развития, как основной теории XXI века, призванной разрешить одни из наиболее злободневных экологических проблем современности. Во второй главе рассматривается история развития, основные характеристики деятельности и особенности работы специализированных органов ООН, прямо или косвенно влияющих на проблему защиты окружающей среды. Первый пункт рассматривает самый главный институт ООН в области энвайронментализма – Программа ООН по окружающей среде. Здесь описываются предпосылки ее создания, а также развитие в XX и XXI веках. Второй пункт раскрывает природозащитную деятельность ООН через ее вспомогательные учреждения. В третьей главе рассматриваются поочередно Конференции ООН в сфере охраны окружающей среды за всю историю организации, а также анализируются их итоги. Это исследование включает в себя не просто перечисление результатов встреч, а оценку успешности принятых инициатив и созданных органов. Важной частью данной главы также является анализ проблем, возникших перед ООН в виде препятствий для осуществления концепции устойчивого развития, а также поиск путей решения.
Система ООН по организации крупных конференций по окружающей среде и развитию, последними яркими примерами которых являются Конференция Рио+20 и Саммит по устойчивому развитию 2015 г. в Нью-Йорке, подвергается критике за ее «неспособность обеспечить ощутимый реальный прогресс». Критика затрагивает вопрос о том, чего вообще разумно ожидать от глобальных конференций. Безусловно, если надеяться на то, что они решат проблему устойчивого развития, то они всегда будут рассматриваться как малоуспешные или даже провальные.
Во многом это нереалистичное представление о том, чего могут добиться форумы ООН. В лучшем случае эти встречи могут помочь в определении и управлении экономическими, социальными и экологическими программами и заложить основу для расширения сотрудничества. За свою историю эти конференции сыграли роль важных катализаторов внутренней активности. Стокгольмская конференция 1972 года стимулировала многие страны мира задуматься над экологическими условиями и предпринять правовые и организационные шаги, как создание министерств и агентств по защите охраны окружающей среды. Аналогичным образом последующие конференции побудили страны рассмотреть вопрос о том, как решать проблемы устойчивого развития на национальном и местном уровнях.
Основные показатели состояния окружающей среды и благосостояния человека указывают на смешанную ситуацию. Сегодня мир намного лучше и намного хуже, чем в 1972 году. Многие глобальные экологические тенденции носят негативный характер, включая рост выбросов парниковых газов, продолжающуюся утрату биоразнообразия, сокращение запасов рыбы и более высокие уровни отходов. В то же время резко сократились выбросы озоноразрушающих веществ и уровень загрязнения нефтью в море. Также неоднородны и показатели уровня жизни людей. Длина жизни увеличилась, уровни здоровья и образованности людей выросли, а также улучшился доступ к базовым товарам и услугам по сравнению с ситуацией сорок лет назад. Детская смертность снижается, распространение туберкулеза останавливается, а уровень смертности от малярии также падает. Вместе с тем число людей, живущих в трущобах, продолжает расти, а более 600 миллионов человек до сих пор не имеют доступа к безопасной питьевой воде и элементарной санитарии.
Перед лицом этой чрезвычайно сложной и тяжелой ситуации конференции ООН остаются важными форумами для постановки глобальных вопросов и прозрачных дискуссий. Как и документы предыдущих конференций, «Будущее, которое мы хотим» (результат Конференции Рио+20) и «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (результат Саммита по устойчивому развитию в Нью-Йорке) также являются весьма расплывчатыми: особенно в отношении того, как перейти от теории к практике.
Укрепление мандата ЮНЕП представляется маловероятным как и то, что последующие саммиты повлекут за собой существенные институциональные изменения. Совершенно ясно, что долгосрочное влияние Конференций ООН во многом связано с тем, насколько государственные, частные и гражданские общества готовы реформировать политические и экономические институты.
Создание ЮНЕП и Комиссии по устойчивому развитию заставило страны опасаться создания дополнительных ресурсоемких органов ООН. Вместо этого политические дебаты постепенно перешли к тому, как лучше координировать существующие форумы и организации. Доминирующие дискуссии о реформах демонстрируют зависимость от институциональных путей развития, поскольку они сосредоточены на продвижении постепенных реформ, а не на том, как коренным образом изменить систему. Тем не менее, даже эти дебаты являются политически противоречивыми, поскольку некоторые национальные интересы поменялись за последние сорок лет, в то время как другие остались практически неизменными.
Больше прогресса было достигнуто в области развития человека, в основном, за счет процессов, не входящих в систему конференций. «Цели развития тысячелетия» показывают, что инициативы ООН могут стимулировать реальный прогресс. Некоторые цели выполняются, в то время как некоторые из них упускаются. Основываясь на положительных и отрицательных уроках того, как были сформулированы и реализованы «Цели развития тысячелетия», человечество может использовать этот опыт при выполнении «Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года». В ней в отличие от «Целей развития тысячелетия» охвачены не только развивающиеся страны, но и весь остальной мир.
Учитывая тот факт, что глобальные экологические проблемы имеют крайне сложный характер происхождения и не имеют простого решения, не стоит отказываться от намеченных стратегий. Разрешение проблем окружающей среды требует большого количества финансовых средств и влияния. Шаг за шагом человечество адаптируется к мысли, что безопасное будущее требует активизации борьбы за него уже сегодня.
Объективно, что в одиночку ООН не сможет решить все экологические проблемы современности и вывести мир на путь устойчивого развития. Однако в ее распоряжении сила образования. На данном этапе именно распространение информации поможет повлиять на будущее нашей планеты. У ООН нет правовой основы принуждать государства к осуществлению политики устойчивого развития, потому как даже разработанные на конференциях документы не несут обязательного характера. Но эта организация может влиять на национальные природоохранные стратегии и эффективно воздействовать на гражданские общества по всему миру.
1) Будущее, которого мы хотим (Из итого документа Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20») // A/CONF.216/l, Chapter 1, 2012, URL: [http://www.iblfrussia.org/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf].
2) ГЕО-4. Глобальная экологическая перспектива. Окружающая среда для развития // Найроби (Кения): ЮНЕП, 2007.
3) Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды // A/CONF.48/14/Rev.1; Стокгольм, 1972, URL: [https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/NL7/300/05/IMG/NL730005.pdf?OpenElement].
4) Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей челоека среды // URL: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declaratio ns/declarathenv.shtml].
5) Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (Мальтийская декларация) // № A/RES/55/2, 200, URL: [https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/559/53/PDF/N0055953.pdf?OpenElement].
6) Конвенция о биологическом разнообразии // Рио-де-Жанейро, 1992, URL: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml].
7) Конвенция об открытом море // Женева, 1958, URL: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea.pdf].
8) Международное соглашение по тропической древесине // TD/TIMBER.3/12; Женева, 2006, URL: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/wood.pdf].
9) Найробийская декларация, утвержденная на 19 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в июне 1997 г. URL: [http://www.unepcom.ru/unep/basedocs/ narobi-decl.html]
10) Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды // A/RES/2997 (XXVII); 1972, URL: [https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/273/21/IMG/NR027321.pdf?OpenElement].
11) Пан Ги Мун выделяет устойчивое развитие в качестве первоочередной задачи // Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, от 06.01.2012, URL: [https://www.un.org/development/desa/ru/news/nocat-uncategorized/sg-visits-desa.html].
12) Повестка дня на XXI век// Рио-де-Жанейро, 1992, URL: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_intro.shtml].
13) Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // A/RES/70/L.1; Нью-Йорк, 2015, URL: [https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement].
14) Принципы лесоводства // Рио-де-Жанейро, 1992, URL: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/forest.shtml].
15) Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата // Рио-де-Жанейро, 1992, URL: [http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml].
16) Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН на Девятнадцатой специальной сессии // № A/RES/S-19/2, 1997, URL: [http://www.unepcom.ru/unep/basedocs/narobi-decl.html]
17) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2398 (XXIII) «Проблемы окружающей человека среды» // URL: [http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR 0/245/94/IMG/NR024594.pdf?OpenElement].
18) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2581 (XXIV) «Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей среды человека» URL: [http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN /NR0/258/43/IMG/NR025843.pdf?OpenElement].
19) Резолюция Экономического и Социального совета ООН 1346 (XLV) «Вопрос о созыве международной конференции по проблемам окружающей человека среды» // URL: [http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR 0/592/38/IMG/NR059238.pdf?OpenElement].
20) Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения // Нью-Йорк, 1946.
21) Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // Лондон, 1945, П.2, Ст. 1, URL: [http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001255/125590r.pdf#constitution]
22) Agreement Establishing the World Trade Organization // 1919, URL: [https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/04-wto.pdf].
23) Chatrer of the United Nations and the Statute of the International court of Justice // San Francisco, 1945, URL: [https://treaties.un.org/doc/publication/ctc/uncharter.pdf].
24) Johannesburg Declaration on Sustainable Development // A/CONF.199/20, Chapter 1, Resolution 1; Johannesburg, September 2002, URL: [http://www.un-documents.net/jburgdec.htm].
25) Plan of Implementation of the World Summit on Sustainable development // A/CONF.199/20, Chapter 1, Resolution 2; Johannesburg, 2002, URL: [http://www.un.org/esa/sustdev/documents/WSSD_POI_PD/English/WSSD_PlanImpl.pdf].
26) Process of Preparation of the Environmental Perspective to the year 200 and Beyond // A/RES/38/161; 1983, URL: [http://www.un.org/documents/ga/res/38/a38r161.htm].
27) Report of the Brundtland commission “Our common future” // A/42/427; 1987, URL: [http://www.un-documents.net/our-common-future.pdf].
28) Report of the World Summit on Sustainable Development // A/CONF.199/20/Corr.1; 2002, URL: [http://www.unmillenniumproject.org/documents/131302_wssd_report_reissued.pdf].
29) Rio Declaration on Environment and Development // A/CONF.151/26 (Vol.I); Rio de Janeiro, 1992, URL: [http://www.un.org/documents/ga/conf151/aconf15126-1annex1.htm].
30) T. Kram, E. Stehfest The IMAGE model suite used for the OECD Environmental Outlook to 2050 // PBL Netherlands Environmental Assessment Agency, 2012, URL: [http://www.pbl.nl/sites/default/files/cms/publicaties/pbl-2012-the-image-model-suite-used-for-oecd-environmental-outlook-2050.pdf].
31) The 2030 Agenda for Sustainable Development // A/RES/70/1, New York, 2015, URL: [http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E].
Литература:
1) Боголюбов С.А. Институты экологического права // Социально-экологические технологии. М. 2012, №1, c. 19-27.
2) Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии // Вестник МГГУ им. Шолохова. М. 2010, №3, с. 13-14.
3) Будущее, которого мы хотим (Из итого документа Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20») // Вестник экологического образования в России. 2012. №4, С 18-22.
4) Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / Отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1991. 270 с.
5) Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Устойчивость биосферы в условиях интенсивного антропогенного освоения природных систем // Социально-экологические технологии. М. 2012, №1, с 95-102.
6) Грачева В.А. Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20 // Вестник экологического образования в России. М. 2012, №65, c. 1-6.
7) Гурьева М.А. Глобальные экологические проблемы современности: тенденции // Теория и практика общественного развития. 2015, №15, с. 42-45.
8) Давыдова А. Третий «Саммит земли»: Эпический провал? // Экология и право. М. 2012, №66, с. 23-24.
9) Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект // М.: МППА БИМПА, 2007, 288 с.
10) Долгополова А.А. Основные положения Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро // Молодежь и наука. Екатеринбург. 2013. №1.
11) Жилина И.В. Анализ современного состояния и перспективы освоения ресурсов сланцевого газа в США и Европе // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013, №3, с. 50-53.
12) Зомонова М.Э., Гомобоев Б.О. Зеленая экономика – Повестка дня конференции ООН по устойчивому развитию (РИО+20) // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. №1, 96-109.
13) Зотов В.Д. Глобальная экологическая политика – категорический императив XXI века // Социально-гуманитарные знания. М. 2002. №6.
14) Колбасов О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Государство и право. М.: Наука, 1992, № 11, c. 85-91.
15) Лось В. А., Касюк А. Я. Политика устойчивого развития цивилизации: механизмы управления глобальными процессами: учебное пособие // М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. С 86-95.
16) Матвеева Е.В. Экологическая политика мирового сообщества во второй половине ХХ – начале XXI века // Вестник Поволжского института управления. М. 2010, №1, 151-157.
17) Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Социально-экологические технологии. М. 2012, №1.
18) Смолькин В.П. Устойчивое развитие: основные подходы и понятия // Вестник Северного федерального университета, 2015, №4, с. 136-137.
19) Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. 2008. Вып. № 1.
20) Adams W.M. Green Development: Environment and Sustainability in a Developing World // Routledge, London. 2009.
21) AndresenS. Do we need more global sustainability conferences? // Handbook of Global Environmental Politics, 2nd edition (Edward Elgar, Cheltenham, Glos). 2012, pp. 87–96.
22) Bell D.J., CheungY.A. Introduction to Sustainable Development / EOLSS, 2009, 32 p.
23) Bernstein S. The Compromise of Liberal Environmentalism // Columbia University Press, New York, 2001, 288 p.
24) Biermann F. Curtain down and nothing settled: global sustainability governance after the ‘Rio+20’ Earth Summit // Environment and Planning C: Government and Policy, 2013, №31, 1099–1114.
25) Biermann F., Pattberg P. Global Environmental Governance Reconsidered // MIT Press, Cambridge, MA, Eds, 2012, pp. 156-157.
26) Carson R., Darling L. Silent spring. Boston: Houghton Mifflin / Cambridge, Riverside Press, 1962, 368 p.
27) Clapp J., Helleiner E. International political economy and the environment: back to basics? // International Affairs& 2012, №88, pp. 485–501.
28) ClémençonR. Welcome to the anthropocene: Rio+20 and the meaning of sustainable development // Journal of Environment and Development,2012, p. 339.
29) Death C. Summit theatre: exemplary governmentality and environmental diplomacy in Johannesburg and Copenhagen // Environmental Politics, 2011, pp.1–19.
30) DeSombreE.R. Global Environmental Institutions //Routledge. New York, 2006, pp 22-23.
31) Dodds F., Strauss M., Strong M. Only One Earth: The Long Road Via Rio to Sustainable Development // Routlege, New York, 2012, pp 65-70.
32) environmental regime // International Organization, 1997, pp.623–651.
33) Falkner R., Stephan H., Vogler J. International climate policy after Copenhagen: towards a ‘building blocks’ approach // Global Policy. 2010, №1 252–262.
34) Fukuda-Parr S., Hulme D. International norm dynamics and the ‘end of poverty’: understanding the Millennium Development Goals // Global Governance, 2011, pp. 17-36
35) Goodland R. The concept of environmental sustainability // Annual Review of Ecology and Systematics, №26, pp. 1–24.
36) Grieger A. Only One Earth: Stockholm and the Beginning of Modern Environmental // Arcadia – The Environment & Society Portal, URL: [http://www.environmentandsociety.org/arcadia/only-one-earth-stockholm-andbeginning-modern-environmental-diplomacy].
37) Haas P.M. The road from Rio: why environmentalism needs to come down from the summit // Foreign Affairs 16.08.2012, URL: [http://www.foreignaffairs.com/articles/138031/peter-m-haas/the-road-from-rio].
38) Hafner-Burton E.M., Victor D.G., Lupa Y. Political science research on international law: the state of the field //American Journal of International Law, 2012, pp. 47–97z R. Eckersley Moving forward in the climate negotiations: multilateralism or minilateralism // Global Environmental Politics, 2012, pp. 24–42.
39) Held D., & McGrew A. Globalization Theory // Malden, Massachusetts. 2007, p. 37.
40) Hjerpe M., LinnérB. Functions of COP side-events in climate-change governance // Climate Policy, 2010, pp. 167–180.
41) Human Development Report 2010: The Real Wealth of Nations—Pathways to Human Development // Oxford University Press, Oxford, 2010.
42) Ivanova M. Assessing UNEP as Anchor Institution for the Global Environment: Lessons for the UNEO Debate // Yale Center for Environmental Law & Policy. № 05/01. 2015, URL: [http://www.yale.edu/gegdialogue/uneo-wp.pdf] .
43) IvanovaM. Moving forward by looking back: learning from UNEP’s history, Global Environmental Governance: perspectives on the current debate // Center for UN Reform, New York, 2007, pp. 262–347.
44) IvanovaM. Moving forward by looking back: Learning from UNEP’s History // International Environmental Agreements: Politics, Economics and Law. 2007. V. 7. P. 26–47.
45) Jackson T. Prosperity without growth / Earthscan, London, 2009, 264 p.
46) Johnson S., Kwak J. 13 Bankers. The Wall Street Takeover and the Next Financing Meltdown // New York: Vintage Books, Random House. 2011, pp. 97-99.
47) Lele S.M. Sustainable development: a critical review // World Development. 1991, №19, pp. 607–621.
48) Linnér B-O., Selin H. The United Nations Conference on Sustainable Development: forty years in the making // Environment and Planning C: Government and Policy. 2013, Vol 31, 971–987.
49) Linnér B., SelinH. The road to Rio: early efforts on environment and development // Global Challenges: Furthering the Multilateral Process for Sustainable Development. Greenleaf Publishing, London, 2005, pp 58–73.
50) Marrakech climate talks: giving the fossil fuel lobby a seat at the table // 6 November 2016. The Guardian, Slezak, Michael. London, United Kingdom.
51) Meadows D.H. The Limits to growth; a report for the Club of Rome's project on the predicament of mankind / New York: Universe Books, 1972, 211 p.
52) Meyer J.W., Frank D.G., Hironaka A., Schofer E., Brandon TumaN. The structuring of a world Environmental Regime // International Organization, Vol. 51, №4, 1997.
53) Millennium Ecosystem Assessment // Ecosystems and Human Well-being: Synthesis. Island Press, Washington, DC, 2005, p. 3.
54) Moss N. The Politics of Global Warming / Environmental Sciences. London, 1991. 137 p.
55) Myers A., MyersD. From “duck pond” to the global commons: increasing awareness of the supranational nature of emerging environmental issues // Amаbio 1982, pp. 195–201.
56) Najam A.Developing countries and global environmental governance: from contestation to participation to engagement // International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. 2005, №5, pp. 303–321.
57) Nicholson M. The environmental revolution: a guide for the new masters of the world / New York, McGraw-Hill, 1970, 366 p.
58) OlsonM. The Logic of Collective Action / Schocken, New York, 1968, 208 p.
59) OrrD.W. Ecological literacy: Education and the transition to a postmodern world // Albany, State University of New York Press. 1991, pp. 145-147.
60) Pearce F.Beyond Rio’s disappointment: finding a path to the future // Environment360, 2012 [http://e360.yale.edu/feature/beyond_rios_disappointment_finding_a_path_to_the_future/2547].
61) Pearce F.Beyond Rio’s disappointment: finding a path to the future // Environment360, 28 June, 2012.
62) People and ecosystems: The fraying web of life //Washington, 2000, pp. 45-47, URL: [http://www.wri.org/publication/world-resources-2000-2001].
63) Perkins R. Sustainable development and the Making and Unmaking of a developing world // Environment and Planning C: Government and Policy. 2013, vol 31, pages 1003–1022.
64) PowersA. The Rio+20 process: forward movement for the environment? // Transnational Environmental Law,2012, pp. 403–412.
65) Rees W.E. Carrying Capacity and Sustainability: Waking Malthus’ Ghost / University of British Columbia. Vancouver, 1999, 44 p.
66) Robinson J., Tinker J. Reconciling ecological, economic and social imperatives: A new conceptual framework // New York, 1997, p. 71-73.
67) Sachs J.D. From Millennium Development Goals to sustainable development goals // The Lancet, 2012, p. 379.
68) Sachs W. Global ecology and the shadow of development // Global Ecology: A New Arena of Political Conflict, London. 1993, pp 3–21.
69) SchechterM.G. United Nations Global Conferences / Routledge, New York, 2005, 155 p.
70) SeyfangG. Environmental mega-conferences: from Stockholm to Johannesburg and beyond // Global Environmental Change, 2003, pp. 223–228.
71) Stiglitz J. Making globalization work // New York, NY: Penguin Books. 2006, p. 23.
72) The Millennium Development Goals Report 2012 // United Nations, New York, 2012.
73) Thérien J-P. The United Nations and human development: from ideology to global policies // Global Policies. 2012, №3 pp. 1–12.
74) United Nations Secretary-General’s High-Level Panel on Global Sustainability, Resilient People, Resilient Planet: A Future Worth Choosing. UN, New York, 2012.
75) WoodS. Sustainability in International Law / EOLSS, International Sustainable Development Law, Volume I, 2001, p. 145.