Заявление о самостоятельном выполнении выпускной квалификационной работы 3
Введение 4
ГЛАВА 1. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ 6
1.1. Понятие «устойчивое развитие» и его составляющие 6
1.2. Устойчивое развитие на международном уровне 10
1.3. Устойчивое развитие в России на федеральном и региональном уровне 15
1.4. Международные методики оценки уровня устойчивого развития 19
1.5. Методики оценки уровня устойчивого развития в РФ 26
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ 31
2.1. Методология исследования 31
2.2. Контент-анализ стратегических документов районов Ленинградской области 33
2.2.1. Бокситогорский муниципальный район, г. Пикалево 33
2.2.2. Кингисеппский муниципальный район, г. Кингисепп 43
2.2.3. Кировский муниципальный район, г. Шлиссельбург 47
2.3. Изучение отношения граждан к факторам устойчивого развития на локальном уровне 52
2.3.1. Структура опроса 52
2.3.2. Результаты опроса жителей г. Пикалево 54
2.3.3. Результаты опроса жителей г. Кингисепп 56
2.3.4. Результаты опроса жителей г. Шлиссельбург 58
2.4. Сравнение результатов контент-анализа и результатов опроса граждан 60
2.5. Выводы по исследованию и рекомендации 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение. Форма опроса населения на тему оценки DEESG-характеристик своего города 74
В данной выпускной квалификационной работе выбрана тема определения направлений устойчивого развития территорий в связи с растущей тенденцией к децентрализации ответственности по достижению целей устойчивости на локальные уровни принятия решений. Многие государства пришли к единому мнению, согласно которому принятие законодательных актов и организационное регулирование вопросов устойчивости на федеральном уровне недостаточно для достижения поставленных целей в области экологии, общества и экономики. Уровень устойчивости прежде всего зависит от образа жизни людей, способов ведения бизнеса на отдельных территориях и принимаемых органами власти мер по улучшению состояния окружающей среды и благополучия населения. Существующие системы оценки устойчивости зачастую неприменимы на локальных уровнях и уровень устойчивого развития определенной территории оказывается сложно оценить и сравнить с другими территориями. В связи с этим возникают трудности в формировании стратегий решения задач развития территории для повышения уровня ее устойчивости.
Целью представленной выпускной квалификационной работы является формирование методики приоритезации задач в области устойчивого развития территорий на основе анализа мнения жителей данной территории. Предмет исследования – соответствие выделенных гражданами проблем тем направлениям деятельности местных органов власти, которые считаются ключевыми в локальных стратегиях. Объект исследования –локальные стратегии развития территорий и результаты опроса жителей данных территорий. В результате ожидается составление аналитического материала, который позволит проанализировать субъективное мнение населения относительно качества жизни на определенной территории, выделить проблемные сферы и выстроить деятельность государственных органов на местах по улучшению условий жизни. Дальнейшая работа органов власти на локальном уровне должна быть направлена на решение актуальных проблем, которые выделяются гражданами, и отражена в локальных стратегиях развития территорий.
В соответствии с поставленной целью к задачам работы можно отнести:
1. Изучение концепции устойчивого развития.
2. Ознакомление с законодательным регулированием вопросов устойчивости в России и за рубежом.
3. Выявление методологических походов к определению уровня устойчивого развития в России и за рубежом.
4. Проведение контент-анализа Стратегий развития муниципальных районов Ленинградской области и определение приоритетных сфер стратегического планирования.
5. Анализ результатов опроса, проведенного среди жителей Ленинградской области.
6. Ранжирование выявленных гражданами проблем (на основе опроса) и сравнение с ключевыми сферами, на развитие которых направлена стратегия территории.
7. Разработка рекомендаций для органов власти по результатам проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа выполняется в формате эмпирического исследования. Данные собраны из стратегий развития территорий и посредством проведения опроса жителей территорий, в дальнейшем обработаны качественными методами анализа.
Данная работа состоит из двух глав. Первая обобщает теоретические и законодательные основы концепции устойчивого развития на территории России и Европейского Союза. Также рассматриваются методики оценки уровня устойчивого развития с российской и зарубежной точек зрения. Вторая глава наиболее практико-ориентированная и представляет собой описание результатов исследования мнения населения Ленинградской области, методику приоритезации выделяемых населением проблемных сфер и сравнение результатов с ключевыми направлениями деятельности, определенными в локальных стратегиях. Также выпускная квалификационная работа содержит заключение, в котором представлены общие результаты проведенного исследования и рекомендации.
С каждым годом концепция устойчивого развития становится все более актуальной, поскольку страны, правительства и люди сталкиваются с новыми проблемами в окружающей среде, социуме и глобальной экономике. Для решения возникающих трудностей необходимо корректное стратегическое планирование в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Особую важность представляют стратегические документы на уровне малых городов, поскольку они являются центрами скопления большого количества людей и местами возникновения основных проблем в каждой из сфер устойчивости.Значимость уровня городов также отмечалась в рамках Ольборгской хартии 1994 г. [47], в которой подчеркивается, что именно на локальном городском уровне можно найти конструктивное, интегральное и целостное решение проблемам устойчивого развития. При этом каждое решение будет уникально, поскольку преимущества, внутренний потенциал и привлекательность каждого городаотличается.
В рамках данной выпускной квалификационной работы была проанализирована степень соответствия регламентированных приоритетных задач и мероприятий в Стратегиях развития фактическим проблемам, которые выделяют жители малых городов на основе своего субъективного мнения. Цель работы заключалась в формировании методологии для определения приоритетных направлений развития территорий на основе мнения граждан. В соответствии с данной целью был определен ряд задач, которые необходимо было выполнить для полного достижения цели. Для того, чтобы оценить, насколько успешно проведено представленное исследование, следует проанализировать степень выполнения каждой задачи.
Первая задача заключалась в изучении теоретического аспекта концепции устойчивого развития. В первой главе работы раскрыто содержание концепции устойчивости, приведены причины актуальности вопроса на сегодняшний день, приведены различные интерпретации устойчивости относительно рейтингов и подходов.
В рамках следующей задачи были изучены законодательная база и институты в сфере устойчивого развития на территории России и зарубежья. Для выполнения поставленной задачи проанализированы законы и Стратегии, принятые на территории России за последние 20-25 лет. Также изучены проведенные ранее Конференции международного уровня, на которых обсуждались вопросы устойчивости, ставшие основой для дальнейшей проработки устойчивого развития на локальных уровнях. В целом, можно сделать вывод о том, что устойчивое развитие достигается в России декларативно – принято большое количество законов и положений, однако не наблюдается большого количества конкретных мероприятий и результатов, что подтверждается невысокимипозициями России в независимых рейтингах устойчивости. На международном уровне отмечается разветвленная институциональная система по регулированию вопросов устойчивого развития и большое количество комплексных законодательных актов с дорожными картами, которые включают в себя план действий по достижению поставленных целей.
Для выполнения третьей задачи работы рассмотрены методологические подходы к определению уровня устойчивого развития в России и за рубежом, а именно методики по расчету показателей устойчивости. Из-за отсутствия единого законодательного документа, регулирующего данную сферу, сложно отметить единый унифицированный подход по расчету уровня устойчивого развития в России – существует необходимость создания единой системы оценки уровня устойчивости для последующего сравнения территорий между собой и принятия своевременных превентивных мер. Анализ международного опыта в методологическом плане показал, что существует большое количество перечней индикаторов устойчивого развития, предложенных крупными организациями, и индексов, которые позволяют охарактеризовать уровень устойчивого развития с учетом различных факторов.
В дальнейшем были представлены практические результаты качественного анализа стратегических документов муниципальных районов Ленинградской области и результаты опроса жителей выбранных регионов. По итогу можно сделать вывод о том, что утвержденные Стратегии развития не охватывают концепцию устойчивого развития в полной степени и фокусируются лишь на некоторых ее аспектах, а именно экономике и социальной сфере. В то же время население считает, что проблемными сферами являются именно те, которые не учтены в стратегических приоритетах органов местного самоуправления, к примеру, вопросы окружающей среды. По этой причине предложены рекомендации органам власти по актуализации стратегий в соответствии с запросами населения.
Таким образом, можно говорить о том, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута. Методика выбора приоритетных направлений в сфере устойчивого развития заключается в учете мнения граждан относительно ключевых проблемных сфер и их приоритезации при стратегическом планировании. Административная работа, выстроенная в направлении достижения целей устойчивого развития, позволит получить более высокий уровень жизни на территориях и повысить уровень доверия к власти, поскольку будут решены основные трудности, с которыми сталкивается население. На более глобальном уровне данная методика может способствовать повышению общего уровня устойчивости в России и поможет в преодолении международной проблематики истощения ресурсов и снижения уровня качества жизни.
1. Будущее, которого мы хотим [Текст]: Резолюция Генеральной Ассамблеи от 27 июля 2012 г. №66/288 // Организация Объединенных Наций. – 2012.
2. Ващалова, Т. В. Устойчивое развитие: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Ващалова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 169 с.
3. Выпханова, Г.В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МПОА). – 2016. – Университет имени О.Ф. Кутафина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pravovoe-obespechenie-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya. (Дата обращения: 26.04.2022).
4. Гражданский обзор о реализации ЦУР в России. 2020-2030: Десятилетия действий для ЦУР в России. Вызовы и решения: [Электронный ресурс] //КУРС. URL: http://kurs2030.ru/report2020. (Дата обращения: 26.02.2022).
5. Грозовский, Б. Будущее «на заказ»: // Новая Газета, 2020. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/01/21/83546-buduschee-na-zakaz. (Дата обращения: 26.04.2022).
6. Группа «Устойчивое развитие» партии «Единая Россия» начнет работу в феврале: [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/6050211. (Дата обращения: 26.04.2022).
7. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов / В.И, Данилов-Данильян, Н.А. Пискулова. – Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2015. – 336 с.
8. Данные по показателям ЦУР: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/data. (Дата обращения: 26.04.2022).
9. Декларация Конференции Организации Объединенных наций по проблемам окружающей среды: [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml. (Дата обращения: 07.12.2021).
10. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: [Электронный ресурс] //Росконгресс. URL: https://roscongress.org/materials/dobrovolnyy-natsionalnyy-obzor-khoda-osushchestvleniya-povestki-dnya-v-oblasti-ustoychivogo-razvitiya/. (Дата обращения: 17.03.2022).
11. Доклад о реализации принципов устойчивого развития в Российской Федерации. Российский взгляд на новую парадигму устойчивого развития. Подготовка к «РИО+20». // Москва, 2012. – URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/1048natreprus.pdf. (Дата обращения: 26.04.2022).
12. Егоренко, С.Н. Сборник показателей достижения ЦУР в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики, 2021. – URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/report. (Дата обращения: 26.04.2022).
13. Иванов, В. Деньги в зеленых тонах: // Ведомости. Экология, 2021. URL: https://www.vedomosti.ru/ecology/articles/2021/09/02/884778-dengi-zelenih-tonah. (Дата обращения: 26.04.2022).
14. Индекс качества жизни: [Электронный ресурс] // Индекс качества жизни. URL: https://citylifeindex.ru/. (Дата обращения: 21.01.2022).
15. Козловский, О. В. Индикаторы устойчивого развития Томской области / О.В. Козловский – Томск: Издательство SST, 2003. – 24 с.
16. Коммуникационные материалы: [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/news/communications-material/. (Дата обращения: 07.12.2021).
17. Кондратенко, М. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать: // РБК Тренды, 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435. (Дата обращения: 26.04.2022).
18. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. №1662-р // Собрание законодательства. – 2008.
19. Марков, Д. ВЭБ.РФ представил «Индекс качества жизни в городах России»: // Ведомости. Город, 2021. URL: https://www.vedomosti.ru/gorod/othercities/articles/vebrf-predstavil-indeks-kachestva-zhizni-v-gorodah-rossii. (Дата обращения: 26.04.2022).
20. Межведомственные рабочие группы: [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/structure/administration/groups. (Дата обращения: 26.04.2022).
21. Методология: [Электронный ресурс] // Индекс качества жизни. URL: https://citylifeindex.ru/methodology. (Дата обращения: 26.04.2022).
22. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 4 фев. 1994 г. №236 // Собрание законодательства. – 1994.
23. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 1996 г. №440 // Собрание законодательства. – 1996.
24. О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года [Текст]:Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 //Собрание законодательства. – 2018.
25. О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды [Текст]:Указ Президента Российской Федерации от 10 авг. 2012 г. №1157 //Собрание законодательства. – 2012.
26. О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. №559 // Собрание законодательства. – 1996.
27. О федеральном классификационном каталоге отходов [Текст]: Приказ государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среде от 27 нояб. 1997 г. №527 // Собрание законодательства. – 1997.
28. Об охране окружающей природной среды [Текст]: Закон РСФСР от 19 дек. 1991 г.№2060-1 // Собрание законодательства. – 1991.
29. Об утверждении Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года [Текст]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 сент. 2013 г. №373 // Собрание законодательства. – 2013.
30. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Текст]: утв. Президентом Российской Федерации от 30 апр. 2012 г. // Собрание законодательства. – 2012.
31. Плотников, Ю.А. Становление концепции устойчивого развития в России // Белградский государственный национальный исследовательский университет. – 2013. – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/10919/1/Plotnikova_Stanovlenie_13.pdf. (Дата обращения: 26.04.2022).
32. Политика и нормативные документы ЕС: [Электронный ресурс] // WECOOP. URL: https://wecoop.eu/ru/regional-knowledge-centre/eu-policies-regulations/. (Дата обращения: 26.04.2022).
33. Преобразование нашего мира: Повестка в области устойчивого развития на период до 2030 года [Текст]: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сен. 2015 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2015.
34. Программа ООН по окружающей среде: [Электронный ресурс] //UNEP. URL: https://www.unep.org/ru/programma-oon-po-okruzhayuschey-srede. (Дата обращения: 26.02.2022).
35. Программа Развития Организации Объединенных Наций: [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/ga/undp/. (Дата обращения: 26.02.2022).
36. Проект концепции экологической политики Кемеровской области: [Электронный ресурс] //Инэка Консалтинг. URL: https://ineca.ru/?dr=projects&projects=social/ecopol/concept/obosn. (Дата обращения: 15.03.2022).
37. Рахимова, Н. Без нищих и поголовно грамотная: какой Россия предстала перед независимыми аналитиками: // Plus-One, 2021. URL: https://plus-one.ru/society/2021/06/24/bez-nishchih-i-pogolovno-gramotnaya-kakoy-rossiya-predstala-pered-nezavisimymi-analitikami. (Дата обращения: 26.04.2022).
38. Сбербанк открыл АФК «Система» кредитную линию на 10 млрд рублей: процентная ставка привязана к показателям устойчивого развития: [Электронный ресурс] // Сбербанк. URL:https://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID=cd726c6b-266e-4f82-8e1b-5d9b460dd55e&blockID=1303®ionID=77&lang=ru&type=NEWS. (Дата обращения: 26.04.2022).
39. Система глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития и выполнения задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. // Сайт UNSTATS, 2018. –URL: https://unstats.un.org/sdgs/indicators/Global%20Indicator%20Framework%20after%20refinement_Rus.pdf. (Дата обращения: 26.04.2022).
40. Стандарты: [Электронный ресурс] // ISO. URL: https://www.iso.org/ru/standards.html. (Дата обращения: 31.02.2022).
41. Статистический ежегодник «Цели устойчивого развития в Российской Федерации»:[Электронный ресурс] //Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/report/document/69771. (Дата обращения: 26.03.2022).
42. Стратегия социально-экономического развития Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на период до 2030 года [Текст]: Решение Совета депутатов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 28 нояб. 2018 г. №379 // Мониторинг Ленинградской области. – 2018.
43. Стратегия социально-экономического развития Кировского муниципального района Ленинградской области на период до 2030 года[Текст]: Решение Совета депутатов Кировского муниципального района Ленинградской области третьего созыва от 22 нояб. 2017 г. №92 // Мониторинг Ленинградской области. – 2017.
44. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области на период до 2030 г. [Текст]: Решение Совета депутатов МО «Город Пикалево» от 24 нояб. 2020 г. №74 // Мониторинг Ленинградской области. – 2020.
45. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области до 2030 года[Текст]: Решение Совета депутатов муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 13 дек. 2017 г. №459/3-с // Мониторинг Ленинградской области. – 2017.
46. Участники Глобального договора ООН: [Электронный ресурс] //Global Compact Network Russia. URL: http://globalcompact.ru/participants/. (Дата обращения: 26.04.2022).
47. Хартия «Города Европы на пути к устойчивому развитию» (Ольборгская хартия): [Электронный ресурс] //Сайт DocPlayer. URL: https://docplayer.com/34700420-Hartiya-goroda-evropy-na-puti-k-ustoychivomu-razvitiyu-olborgskaya-hartiya.html/. (Дата обращения: 20.04.2022).
48. Химшиашвилли, П. Назначение с внештатными перспективами: // РБК, 2020. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/12/07/5fca72019a79470a666599d5. (Дата обращения: 26.04.2022).
49. Щукина, А. Долгая дорога к устойчивости: // РБК+, 2021. URL: https://plus.rbc.ru/news/60a627c17a8aa962533999f3. (Дата обращения: 26.04.2022).
50. Экспертному совету по устойчивому развитию при Минэкономразвития России исполнился один год: [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekspertnomu_sovetu_po_ustoychivomu_razvitiyu_pri_minekonomrazvitiya_rossii_ispolnilsya_odin_god.html. (Дата обращения: 26.04.2022).
51. Methods Summary and Data Tables // СайтSDG Index. – Sustainable Development Report, 2021. – URL: https://dashboards.sdgindex.org/chapters/part-4-methods-summary-and-data-tables. (Дата обращения: 07.12.2021).
52. Sustainable Development Report 2021 // СайтAmazon S3. – Amazon S3, 2021. – URL: https://s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.report/2021/2021-sustainable-development-report.pdf. (Дата обращения: 26.04.2022).
53. UN Environment Programme // СайтUNEP. – UNEP, 2022. –URL: https://www.unep.org/. (Дата обращения: 26.04.2022).
54. UNDP // СайтUNDP. – UNDP, 2022. – URL: https://www.undp.org/. (Дата обращения: 26.04.2022).
55. 17 целей для преобразования нашего мира: [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/. (Дата обращения: 26.04.2022).