Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ. 7
1.1 Понятие и сущность цифровой платформы 7
1.2. Анализ текущего состояния деятельности цифровых платформ в мировой практике. 16
1.3 Сетевые эффекты как важный фактор функционирования цифровых платформ. 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЦИФРОВЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ 29
2.1 Логистика: управление цепями поставок, функции, технологическое развитие 29
2.2. Сравнительный анализ современных цифровых логистических платформ 35
2.3. Комплексная оценка опыта построения собственных логистических платформ Amazon, Exxonmobil, Shell 37
2.4. Идеальная модель монетизации цифровой логистической платформы 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ГЛАВА 3. ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА КОМПАНИИ 51
3.1 Введение в цифровую логистическую платформу Isource компании ООО «Газпромнефть-Снабжение». Цели и задачи платформы 51
3.2 Анализ текущего уровня цифровизации бизнес-процессов компании ООО «Газпромнефть-Снабжение» 57
3.3 Описание цифровой логистической платформы компании ООО «Газпромнефть-Снабжение». Архитектура и компоненты. Функциональные возможности. 66
3.4 Рекомендации для реализации проекта логистической платформы 71
3.5 Основные выводы и перспективы развития платформы 77
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день цифровые технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Это относится как личной жизни каждого человека, так и к бизнесу – разрабатываются новые методы ведения бизнеса, изменяются способы выполнения операций. Темп появления новых технологий настолько высок, что их пользователям приходится «догонять», тем самым подвергаясь риску упустить открывающиеся возможности. При этом комплексность данных технологий достигла той степени, при которой для их внедрения требуется как багаж знаний, недоступный не специалистам, так и понимание специфики деятельности компании для определения требуемых работ.
Актуальность темы исследования. В современном мире условия ведения бизнеса стремительно меняются. Эти изменения затрагивают все существующие бизнес-модели и процесс отношений между ключевыми участниками рынка. Существующие технологические возможности межличностных и деловых коммуникаций, возрастающие требования к уровню сервиса и быстроте оказания требуемых услуг диктуют необходимость кардинальных изменений подходов к построению бизнеса. Поэтому все больше компаний приходят к пониманию необходимости внедрения цифровых технологий и трансформации имеющихся бизнес-моделей. Использование цифровых платформ является одним из направлений цифровизации экономики. Это направление позволяет создать эффективные коммуникации между экономическими агентами, устранить временные, территориальные и языковые барьеры, повысить эффективность бизнес-процессов и конкурентоспособность национальных рынков.
На фоне происходящих в настоящее время изменений на внешнем и внутреннем рынках возрастает социально-экономическая роль методов и технологий управления, позволяющих диверсифицировать основное производства, уходить от сырьевой зависимости и реализовывать сценарии интенсивного развития предприятий и отрасли. На данный момент в мире происходит четвертая промышленная революция. Характеризуется она активным внедрением различных цифровых технологий в деятельность бизнеса с целью автоматизации и оптимизации производства, контроля и управления бизнесом в реальном времени на основе информации, приведенной в цифровой вид. Все это приводит к трансформации бизнес-моделей компаний, то есть серьезному изменению методов ведения бизнеса. Также, стоит заметить, что новизна цифровой трансформации вызывает комплекс проблем. Так, например, важной проблемой является отсутствие единого понятийно-категориального аппарата, из-за чего одинаковые термины могут означать различные вещи, основанные на личном опыте людей, который, очевидно, различается.
Цифровизация приобретает все большую значимость в связи с пандемией COVID-19, которая привела к изменению конкурентной среды и жизнеспособности компаний во всем мире. Нынешние условия с высокими санитарными требованиями и ограничениями на контакты не позволяют компаниям функционировать в привычном формате, и степень их цифровизации стала основным фактором успеха и выживаемости. Внедрение цифровых технологий, например, удаленной работы, позволяет компаниям продолжать работать в условиях пандемии. Кроме того, автоматизация производства может уменьшить риски для цепей поставок и стабилизировать потоки товаров.
Цели и задачи исследования. Цель исследования – на основе систематизации концептуальных основ цифровых платформенных моделей разработать управленческий механизм внедрения цифровых технологий и предложить рекомендации по созданию и развитию цифровой логистической платформы Isource.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- На основе систематизации научных концепций, раскрывающих природу, сущность, характерные особенности цифровых платформ, уточнить понятие цифровой платформы и выявить их влияние на бизнес-модели промышленных предприятий.
- Провести кейс-стади опыта зарубежных предприятий по внедрению цифровых технологий и реализации собственных цифровых платформ, в том числе логистических.
- Выявить условия внедрения цифровых технологий, в том числе платформенных решений в процессе логистики промышленных предприятий и предложить направления для развития процесса управления цепями поставок с применением цифровых платформенных решений.
- Провести анализ цифровой логистической платформы и предложить рекомендации по реализации проекта создания цифровой логистической платформы и направления для ее развития.
Объектом исследования является цифровая платформа – как цифровая платформенная бизнес-модель, основанная на создании и развитии цифровых технических решений.
Предметом исследования являются управленческие и экономические отношения, возникающие в процессе решения комплексной задачи по реализации цифровой платформенной бизнес-модели.
Гипотеза исследования – создание цифровой платформы способствует диверсификации основной деятельности Корпорации, позволяет ей получить новые источники доходов и развиваться в смежных отраслях, что позволит уменьшить риски и увеличить стабильность компании в условиях неопределенности экономической среды.
Теоретической и методологической основной исследования послужили работы отечественных и зарубежных деятелей в области управления инновациями и цифровой трансформации экономики. Также были проанализированы отчеты, научные статьи и исследования, описывающие состояние и структуру цифровой трансформации экономике, готовность к переходу к цифровой платформенной модели. Нормативная база исследования основана на законодательных и нормативно-правовых документах в области инновационной деятельности РФ, а также развития Программы «Цифровая экономика РФ».
В рамках методологической основы научного исследования были использованы общенаучные и специальные методы сбора, обработки и анализа информации – синтез, сравнительный анализ, обобщение, контент-анализ, ранжирование. Также были проведены качественные и количественные интервью, глубинные интервью и проведены качественные кейс-стади.
Степень разработанности проблемы
Теории развития и функционирования цифровых платформ в экономике в научной литературе посвящено большое количество трудов современных научных деятелей, таких как Hagel, J., Rochet, J., Tirole, J. Baldwin, C. Y., Woodard, C. J. VanAlstyne, M. W., Parker, G. G., Choudary, S. P, Evans, D. S., Schmalensee, R., Christopher, M., Gunasekaran, A..
Основные исследования в сфере доминирующих бизнес-моделей цифровой экономики посвящены цифровым платформам и экосистемам, самые последние из них претендуют на создание теории, существует большое количество работ, посвященных комплексному рассмотрению темы функционирования, возможности применения цифровых платформенных решений в России и за рубежом, нашедшей свое отражение в трудах таких авторов, как Костылев, И., Плакиткин Ю. А., Плакиткина Л. С., Беляев, В. В., Казанцева, Е. А., Орлова, Ю. Н., Румянцева, А. А., И. Ю. Скоробогатов, Ларин, О.В., Грибкова, И. С., Клочков, О.В., Колесникова, И. А., Котлярова, Е. С., Лебедев, В.И., Пирогов В.А., Ценжарик М.К.
Эмпирической базой для проведения исследования послужили информационные ресурсы органов государственной власти Российской Федерации; различные базы статистической данных, размещенные на электронных порталах; данные, предоставленные консалтинговыми организациями, а также материалы, собранные в процессе полевых исследований в формате социологических опросов.
Научная новизна работы заключается в теоретическом обосновании и разработке авторских практических рекомендаций по совершенствованию деятельности функционирования цифровых платформ.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятий, связанных с функционированием цифровых платформ, выявить природу, сущность, характерные особенности цифровых платформ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности практического применения результатов в процессе разработки и реализации проектов по созданию цифровых логистических платформ. Результаты данной работы могут быть использованы логистическими операторами, создающими цифровые платформы для взаимодействия с поставщиками и заказчиками и управления цепочками поставок.
Структура и объем работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация результатов
Основные положения выпускной квалификационной работы были изложены в статье и приняты к публикации в журнале, входящем в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук Высшей аттестационной комиссией.
Научная область
Выпускная квалификационная работа по объекту и предмету исследования соответствует пункту 7.5. Цифровая трансформация экономической деятельности. Модели и инструменты цифровой трансформации, паспорта научной специальности 5.2.3. «Региональная и отраслевая экономика».
В целом можно сказать, что экономика платформ имеет свою давнюю историю и может основываться как на цифровых продуктах, так и на физических услугах. Сегодня цифровая экономика и инновационные концепции находятся на переднем плане, тем самым порождая новые бизнес-модели на основе цифровых платформ. Россия не остается в стороне, нацеленная на развитие цифровой экономики, и успешно внедряет такие платформы, как Ozon, Lamoda, Wildberries, Яндекс. В данном исследовании был сделан акцент на исследовании цифровых логистических платформ.
Современная экономика не ограничивается традиционными методами, но также ориентируется на новые концепции, такие как цифровая экономика, экономика знаний, постиндустриальная инновационная экономика, что определяет новый технический путь. Это ведет к созданию новых бизнес-моделей, основанных на цифровых платформах, таких как поисковые системы, онлайн-торговые площадки, музыкальные и видео платформы, социальные сети и экономические платформы-агрегаторы. Платформенный бизнес делает взаимодействие поставщиков и потребителей легче и более доступным, позволяя легко найти нужный товар или услугу и оценить их качество. Этот процесс поддерживается глобальными цифровыми технологическими инфраструктурами, которые также способствуют расширению участия и сотрудничества.
В рамках данной исследовательской работы был проведен анализ возможностей и барьеров внедрения различных цифровых технологий в деятельность по оказанию услуг логистики – логистическим оператором.
Для начала был рассмотрен понятийный аппарат цифровых платформ, их типология, функциональность. Часть из них была взята из постановления Правительства Российской Федерации, как официально выделяемые, часть была добавлена исходя из рассмотренных публикаций. Далее для возможности формирования рекомендаций развития цифровой платформы, исследуемой в данной работе, было проведен анализ цифровых платформ, реализуемых и внедряемых крупными компаниями (Amazon, Exxonmobil, Shell), в том числе в ТЭК, в мировой практике, что позволило провести параллель и сформировать решения по улучшению отечественной цифровой платформы.
Далее, для определения наиболее релевантных для данного исследования технологий был проведен анализ публикационной активности, по результатам которого были выделены технологии: аналитика больших данных, системы распределенного реестра, промышленный интернет, беспилотные средства перемещения и цифровой двойник, которые внедряются в процесс управления цепочками поставок. По каждой из этих технологий были найденные конкретные примеры применения в логистике.
После был проведен анализ особенностей логистического бизнеса, определено понимание логистического оператора в данном исследовании. На данной основе был проведен анализ специфики и тенденций макросреды логистического бизнеса.
Далее, был проведен анализ текущего состояния компании и цифровой платформы Isource, технологических решений, которые уже используются, и процессов, связанных с предоставлением сервиса логистики. На данной основе были выявлены и охарактеризованы рекомендации по улучшению и совершенствованию платформы.
Выдвинутая гипотеза о создании цифровой платформы для Компании, которая входит в Корпорацию, но бизнес которой является неосновным для Корпорации (диверсификация основной деятельности) подтвердилась. Доказательством гипотезы может служить анализ опыта других компаний, которые диверсифицировали свою основную деятельность с помощью цифровых платформ. Например, Amazonв начале своей истории была интернет-магазином, но затем развилась в цифровую платформу, которая включает в себя облачное хранилище данных, потоковой видео и многое другое. Это позволило компании значительно увеличить свою прибыль и стать одной из самых крупных и успешных в мире.
Также, исследование показывает, что организации, которые диверсифицируют свою деятельность с помощью создания цифровых платформ (ExxonMobil, Shell), имеют больше возможностей для роста и улучшения своей финансовой устойчивости, чем организации, которые занимаются только одним видом деятельности. Так для крупнейшей нефтегазовой компании ExxonMobil цифровая платформа «DigitlalDrillingAdvisor» позволила снизить затраты на оборудование и персонал, а также повысить производительность, что в результате приводит к увеличению уровня доходов компании. Таким образом, цифровая платформа стала для ExxonMobil эффективным инструментом диверсификации бизнеса, позволяющим компании уйти от зависимости единственного источника выручки, а также обеспечивать рост и конкурентоспособность вне зависимости от цикличности рынка нефти и газа.
Компания Shellтакже воспользовалась цифровой платформой, как инструментом диверсификации бизнеса. С помощью своей цифровой платформы «ShellDigitalVentures» компания инвестировала в множество стартапов, занимающихся разработкой технологий в области энергетики, кибербезопасности, блокчейна, искусственного интеллекта, утилизации отходов и т.д., Кроме того,Shellсоздала собственную цифровую платформу «ShellOpenInnovation» для сотрудничества с внешними разработчиками и стартапами.
Таким образом, цифровая платформа Shell позволила компании расширить свою деятельность за рамками нефтегазовой отрасли, создать новые источники доходов, а также повысить конкурентоспособность через технологических прорыв и инновации.
Наконец, компании, которые используют цифровые платформы, имеют возможность привлекать новых клиентов, улучшать качество обслуживания и повышать удовлетворенность клиентов. Это доказывает, что цифровые платформы могут значительно улучшить конкурентоспособность и доходность организаций не только в долгосрочной перспективе, но и краткосрочной.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что создание и развитие цифровой платформы неосновного бизнеса ПАО «Газпром нефть» возможно, так как для Компании ООО «Газпромнефть –Снабжение» - логистика является основной деятельностью, а накопленный опыт и компетенции в логистике, позволяют выйти на следующий уровень – уровень цифровизации своих знаний и возможностей, с усилением и насыщением технологиями. Но стоит обратить внимание на то, что основным заказчиком для ООО «ООО «Газпромнефть-Снабжение»» является внутренний заказчик – дочерние общества ПАО «Газпром нефть», в основном Блок разведки и добычи, а, следовательно, можно сформулировать следующие рекомендации:
- Привлекать на платформу внутреннего клиента, а затем при увеличении «сетевого эффекта», выходить на внешний рынок и предлагать услуги платформы внешним заказчикам.
- Интегрировать цифровую логистическую платформу Isourceс цифровой платформой основного производства (Блок добычи и разведки ПАО «Газпром нефть») «Актив будущего» для увеличения синергетического эффекта. (Опыт создания цифровых платформ ExxonMobil и Shell).
- Внедрять современные технологии на цифровую платформу для улучшения ее функционирования и улучшения пользовательского опыта клиентов на платформе (Опыт создания цифровой платформы Amazon).
Таким образом все поставленные задачи в ходе исследования были выполнены.
1. Baldwin, C. Y., Woodard, C. J. 2008. TheArchitecture of Platforms: A Unified View. Harvard Business School.
2. Van Alstyne, M. W., Parker, G. G., Choudary, S. P. 2016. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. Harvard Business Review.
3. Baldwin, C. Y., Woodard, C. J. 2008. The Architecture of Platforms: A Unified View. Harvard Business School.
4. Rochet, J., Tirole, J. 2003. Platform competition in two-sided markets. Journal of the European Economic Association, 990-1029.
5. Отчет Accenture [Электронный ресурс]. URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/pdf-85/accenture-digital-platforms-pov.pdf. (Дата обращения: 05.09.2020)
6. ОтчетMIT [Электронный ресурс]. URL: http://ide.mit.edu/sites/default/files/MIT%20Platform%20Report%202019ko_0.pdf(Дата обращения: 05.09.2020)
7. Hagel, J., 2015. The power of platforms. Deloitte University Press.
8. Цифровые платформы подходы к определению и типизации. Ростелеком. 2018. URL: https://files.data-economy.ru/digital_platforms.pdf (Дата обращения: 05.09.2020)
9. AGlobal Survey/ The rise of the Platform Enterprise [Электронный ресурс].URL: https://www.thecge.net/app/uploads/2016/01/PDF-WEB-Platform-Survey_01_12.pdf (Дата обращения: 05.09.2020)
10. Online Platforms and the Digital Single Market. Opportunities and Challenges for Europe. 2016. URL: https://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2016/EN/1-2016-288-EN-F1-1.PDF (Дата обращения: 05.09.2020)
11. Ценжарик М.К./Управление бизнесом в цифровой экономике. Вызовы и решения [Электронный ресурс] // Литрес – Режим доступа: https://www.litres.ru/static/or3/view/or.html?art_type=4&file=59589879&bname=%25D0%25A3%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BC%2520%25D0%25B2%2520%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%2584%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9%2520%25D1%258D%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B5.%2520%25D0%2592%25D1%258B%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258B%2520%25D0%25B8%2520%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2588%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F&art=50289587&user=1078001557&uuid=94465acf-42ce-11ea-aa86-0cc47a5453d6&uilang=ru
12. Отчет PwC [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/gx/en/audit-services/publications/top100/pwc-global-top-100-companies-2023.pdf (Дата обращения: 05.09.2020)
13. Цифровая Россия: новая реальность. McKinseyGlobalInstitute. 2018. URL: https://roscongress.org/materials/tsifrovaya-rossiya-novaya-realnost/ (Дата обращения: 05.09.2020)
14. URL:https://www.bnymellon.com/us/en/newsroom/news/press-releases/bny-mellon-expands-digital-ecosystem-and-capabilities-by-collaborating-with-four-best-in-class-platform-providers-11-06-2019-new.jsp (Дата обращения 21.04.2020)
15. Костылев, И. Как банки-лидеры превращаются в экосистемы: [Электронный ресурс] // FutureBanking. – Режим доступа: http://futurebanking.ru/post/3358 (Дата обращения: 21.04.2020)
16. Цифровая программа Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
17. URL: https://www.company.rt.ru/projects/egov/realized/gosuslugi/ (Дата обращения: 21.04.2020)
18. Плакиткин Ю. А., Плакиткина Л. С. Программы «Индустрия-4.0» и «Цифровая экономика Российской Федерации». Журнал "Горная Промышленность»,2018, №1 (137), стр.22–28.
19. Evans, D. S., Schmalensee, R. 2016. Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms. Harvard Business Review Press. 272p.
20. Паркер, Д. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас/ Паркер, Д, Маршал, В.А., Чаудари, С., - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
21. Eisenmann, T., Parker, G., Van Alstyne, M. W. 2010. Platform Envelopment. Harvard business review, 07-104, 23
22. Eisenmann, T., Parker, G., Van Alstyne, M.W., 2006. Strategies for two-sided markets. Harv. Bus. Rev. 84, 92.
23. Belleflamme, P., Peitz, M. 2016. Platforms and network effects (No. 16-14). Working Paper Series, Department of Economics, University of Mannheim.
24. Reillier, L. C., Reillier, B. 2017. Platform Strategy: How to Unlock the Power of Communities and Networks to Grow Your Business. Taylor&Francis
25. Паркер, Д. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас/ Паркер, Д, Маршал, В.А., Чаудари, С., - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
26. Gawer, A. 2014. Bridging differing perspectives on technological platforms: Toward an integrative framework. Research Policy, 43(7), 1239-1249.
27. Langley, P., Leyshon, A. 2016. Platform capitalism: the intermediation and capitalisation of digital economic circulation. Financeandsociety.
28. Паркер, Д. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас/ Паркер, Д, Маршал, В.А., Чаудари, С., - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с.
29. Hagiu, A., 2014. Strategic decisions for multisided platforms. MIT Sloan Manag. Rev. 55, 71.
30. Evans, D. S., Schmalensee, R. 2016. Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms. HarvardBusinessReviewPress. 272 c.
31. Evans, D. S., Schmalensee, R. 2010. Failure to launch: Critical mass in platform businesses. ReviewofNetworkEconomics, 9(4).
32. Evans, D. S. 2009. How catalysts ignite: the economics of platform-based startups. Platforms, marketsandinnovation, 99-128
33. Bolumole, Y. A., & Frankel, R. (2019). Supply Chain Innovation for Competing in Highly Dynamic Markets: Challenges and Solutions. In Supply Chain Innovation for Competing in Highly Dynamic Markets (pp. 1-10). Springer, Cham.
34. Christopher, M. (2016). Logistics & Supply Chain Management. Pearson UK.
35. Gunasekaran, A., & Ngai, E. W. (2019). Digital transformation for sustainable supply chain management in the Industry 4.0 era: Challenges and opportunities. InternationalJournalofProductionEconomics, 210, 1-8.
36. Wang, H., Zhang, Y., Sun, L., & Guo, B. (2019). Blockchain-empowered industrial Internet of Things in supply chain management. JournalofIndustrialInformationIntegration, 13, 100-108.
37. Беляев, В. В. Логистическая платформа в логистике транспортных систем : монография / В. В. Беляев. – М. : ИД “ФОРУМ”, 2017. – 190 с.
38. Казанцева, Е. А. Логистическая платформа и ее влияние на логистическую систему предприятия / Е. А. Казанцева, А. А. Архипова // Вестник НГТУ. – 2015. – № 2. – С. 102-107.
39. Майерс, Дж. М. Безграничный магазин :Amazon и наша жизнь / Дж. М. Майерс. – М. : МИФ, 2018. – 448 с.
40. Орлова, Ю. Н. Машинное обучение в логистике / Ю. Н. Орлова, С. Г. Тихонова // Электронный научно-технический журнал “Новые технологии в строительстве и проектировании”. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 344-350.
41. Румянцева, А. А. Автоматизированные системы управления складом : монография / А. А. Румянцева, И. Ю. Скоробогатов. – М. : ИД “ФОРУМ”, 2019. – 232 с.
42. Amazon:2020 Annual Report. URL: https://s2.q4cdn.com/299287126/files/doc_financials/2021/ar/Amazon-2020-Annual-Report.pdf
43. Ларин, О.В. Вопросытрансформациирынкатранспортно-логистическихуслугвусловияхцифровизацииэкономики / О.ВЛарин, В.П. Куприяновский // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – Т. 6, № 3. – С. 95–101.
44. Грибкова, И. С. Цифровизация экономики: анализ состояния и перспективы развития / И. С. Грибкова, А. В. Чиркина // Вестник ТвГУ. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 2. – С. 31-37.
45. Клочков, О.В. Цифровизация экономики: тенденции и проблемы / О.В. Клочков, О.Ю. Клочкова // Экономика и управление. – 2017. – № 11. – С. 26-30.
46. Колесникова, И. А. Цифровая экономика: государственная стратегия и возможности бизнеса / И. А. Колесникова, Е. В. Сорокина // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 9 (1). – С. 424-428.
47. Котлярова, Е. С. Цифровая экономика: новый этап развития экономического мышления / Е. С. Котлярова // Инновационная экономика: перспективы развития и проблемы формирования. – 2019. – Т. 6. – № 4. – С. 189-194.
48. Лебедев, В.И. Цифровая экономика: ожидания и реальность / В.И. Лебедев // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 4 (7). – С. 48-50.
49. ExxonMobil. (2021). ExxonMobil. Retrieved from https://corporate.exxonmobil.com/
50. International Energy Agency. (2020). Digitalization & Energy. Retrieved from https://www.iea.org/reports/digitalization-and-energy
51. Annual Report and Form 20-F 2020. (2021). Shell. URL: https://www.shell.com/about-us/annual-publications/annual-reports-download-centre.html (дата обращения: 20.04.2023).
52. Котлер Ф., Келлер К. Основы маркетинга. — М.: Вильямс, 2007. — 768 с.
53. Пирогов В.А. Цифровая логистика: проблемы и перспективы // Мир науки и инноваций. — 2018. — №1 (1). — С. 18-22.
54. Петров А.А., Котляров А. В. Проектные методы управления логистической деятельностью. — М.: КноРус, 2019. — 192 с.
55. Компания Shipbob [Электронный ресурс]. URL: https://www.shipbob.com(Дата обращения: 24.04.2023).
56. Компания Transporeon [Электронный ресурс]. URL: https://www.transporeon.com/en/company/about-us(Дата обращения: 24.04.2023).
57. Компания Amazon [Электронный ресурс]. https://www.aboutamazon.com(Дата обращения: 24.04.2023).
58. Компания Shell [Электронный ресурс]. https://www.shell.com/about-us/our-heritage/our-company-history.html(Дата обращения: 24.04.2023).
59. Паспорт Программы инновационного развития ПАО «Газпром нефть» до 2025 года. URL: https://www.gazprom-neft.ru/files/documents/pir-pasport.pdf(Дата обращения: 24.04.2023).
60. «Газпром нефть» и Университет ИТМО создадут инновационный индустриальный центр. Электронный ресурс. URL: https://news.itmo.ru/ru/startups_and_business/partnership/news/12686/ (Дата обращения 05.05.2023).
61. «Экономить по-крупному»: как с помощью цифровых сервисов компании ТЭК в пять раз снижают стоимость. Электронный ресурс. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/tsifrovizatsiya/555559-ekonomit-po-krupnomu-kak-s-pomoshchyu-tsifrovykh-servisov-kompanii-tek-v-pyat-raz-snizhayut-stoimost/ (Дата обращения 05.05.2023).
62. Angi.ru. «Газпром нефть» будет обучать инновациям в логистике. Электронный ресурс. URL: https://angi.ru/news/2888847-«Газпром нефть» будет обучать инновациям в логистике/ (Дата обращения 09.05.2023).
63. Isource.Neftegaz.ru. Электронный ресурс. URL: https://isource.neftegaz.ru/chapter2 (Дата обращения 06.05.2023).
64. Isource.ru. О компании. Электронный ресурс. URL: https://www.isource.ru/about/ (Дата обращения 07.05.2023).
65. Isource.ru. «Газпром нефть» и Газпромбанк обсудили запуск цифровой экосистемы для промышленного сектора. Электронный ресурс. URL: https://www.isource.ru/news/gazprom-neft-i-gazprombank-obsudili-zapusk-tsifrovoy-ekosistemy-dlya-promyshlennogo-sektora.html (Дата обращения 10.05.2023).
66. Isource.ru. Электронный ресурс. URL: https://www.isource.ru/ (Дата обращения 07.05.2023).
67. MyDHL.Express.DHL. Электронный ресурс. URL: https://mydhl.express.dhl/ge/en/ship/solutions.html#:~:text=MyDHL%2B is an innovative%2C flexible,and monitor shipments and more (Дата обращения 08.05.2023).
68. Джаппарова, Н.Л. "Логистические решения и управление поставками в условиях цифровизации процессов". Дневник науки, 2022, № 3 (63).
69. Инновационный индустриальный центр ПАО "Газпром нефть" - Университет ИТМО. Электронный ресурс. URL: https://itmo.ru/ru/viewdepartment/508/innovacionnyy_industrialnyy_centr_pao_gazprom_neft_-_universitet_itmo.htm (Дата обращения 05.05.2023).
70. Новая эра снабжения: как синергия закупочных, банковских и логистических сервисов снизит издержки предприятий ТЭК. Электронный ресурс. URL: https://zakupki-digital.ru/test-drajv/novaja-jera-snabzhenija/ (Дата обращения 05.05.2023).
71. Тузла О.В., Кудрявцева Т.Ю. анализ внедрения цифровой экосистемы isource в закупочную деятельность // индустрия 5.0, цифровая экономика и интеллектуальные экосистемы (экопром-2021). - CПб.: Сборник трудов Всероссийской (Национальной) научно-практической конференции, 2021. - С. 211.
72. Долгопятова Т.Г., Шиляева Е.В. Сетевые эффекты при внедрении системы бережливого производства // Управленец. 2017. №4(68). С. 14–23.