ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ, УЧЕТА, КОНТРОЛЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 8
1.1. Правовое регулирование, элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц 8
1.2. Обзор и анализ актуальных вопросов, связанных с исполнением обязанностей налогового агента работодателями 13
1.3. Аудит, как часть контроля в бюджетном учреждении 28
Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МУ «ЦБ МОУ» 32
2.1. Краткая экономическая характеристика МУ «ЦБ МОУ» 32
2.2. Организация бухгалтерского учета налога на доходы физических лиц в МУ «ЦБ МОУ» 38
2.3. Организация контроля по налогу на доходы физических лиц в МУ «ЦБ МОУ» 46
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МУ «ЦБ МОУ» 56
3.1. Рекомендации по улучшению бухгалтерского учета налога на доходы физических лиц в МУ «ЦБ МОУ» 56
3.2. Рекомендации по улучшению контроля за начислением налога на доходы физических лиц в МУ «ЦБ МОУ» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
Действующий механизм и особенности, связанные с исчислением данного налога затрагивают интересы миллиона людей. На качество исчисления налога на доходы физических лиц оказывают влияние множество факторов. Существуют законные способы для уменьшения налога к уплате, а также возможно и к возврату из бюджета.
Налогу на доходы физических лиц появился в общемировой практике очень давно и теперь действует почти во всех развитых странах. Местом рождения является Великобритания, цель введения налога было временной мерой в 1978 году, в виде утроенной меры налога на роскошь.
НДФЛ является одним из источников доходной части регионального и муниципальных бюджетов. Налоговые органы в течение ряда лет отмечают тенденцию замедления динамики поступления НДФЛ, её несоответствие динамике роста фонда оплаты труда. В отдельных муниципалитетах области выявлена отрицательная динамика поступления НДФЛ в бюджетную систему.
В связи с чем, в настоящее время усилия налоговых органов направлены на усиление налогового контроля, легализацию налоговой базы по налогу у налоговых агентов, пресечение случаев выплаты дохода в виде вознаграждения за труд в конвертах. Налоговые риски налоговых агентов при расчётах с бюджетом по НДФЛ связаны с квалификацией видов доходов для целей налогообложения НДФЛ, неправомерным предоставлением налоговых вычетов налогоплательщикам, отсутствием контроля за их обоснованностью и документальным оформлением, в том числе в отношении нерезидентов РФ, несвоевременным перечислением удержанного налога в бюджет.
Налог предполагает большой набор налоговых льгот при определенных обстоятельствах, так например, изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения; скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы; возврат ранее уплаченного налога. При исчислении налога в случае нарушения норм законодательства предусмотрено множество видов налоговых санкций, например, взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые при определенных обстоятельствах.
Необходимость разработки мероприятий, направленных на самостоятельную диагностику и снижение налоговых рисков при исполнении обязанностей налоговых агентов по НДФЛ объясняет актуальность темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - порядок учёта и контроля расчётов с бюджетом по НДФЛ в организации при исполнении обязанностей налогового агента.
Объект исследования - финансово-хозяйственная деятельность организации МУ «ЦБ МОУ» г. Сафоново.
МУ «ЦБ МОУ» г. Сафоново является бюджетным учреждением, а также налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
Период исследования - 2014-2016 годы.
В данной работе применены следующие методы исследования: сравнительный анализ, экономико-статистический анализ. В работе представлен анализ имеющегося материала по отдельной организации.
В ходе работы необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические вопросы правового регулирования, порядка исчисления и уплаты, учёта и контроля НДФЛ;
• раскрыть правовую, социально-экономическую характеристику организации;
• провести анализ системы расчётов с бюджетом по налогам и сборам;
• проанализировать налоговую политику организации для целей налогообложения;
• рассмотреть учёт расчётов по НДФЛ;
• предложить меры по оптимизации НДФЛ.
Источниками информации по предприятию в выпускной квалификационной работе являются:
• бухгалтерские сводные регистры;
• регистры синтетического и аналитического учёта;
• учётная политика организации;
• налоговая и бухгалтерская отчётность исследуемой организации за 2014-2016 г.г.
Источниками информации при изучении теоретических вопросов для написания работы проведен анализ законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, научной литературы, монографий, материалов периодических изданий по теме написания выпускной квалификационной работы.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды российских ученых таких как Данченко С.П., Дворецкий В.Р., Карсетская Е.В., Клочкова И.В., Ларцева Л., Пансков В.Г., Пертров А.В..
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя теоретическую и практическую части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проведённый в дипломной работе анализ действующей в настоящее время системы исчисления и удержания налогов показывает, что он, как и вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса, НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением новых изменений и дополнений.
Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.
Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.
Существующий ныне закон о НДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Применяемые налоговые вычеты носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже установленного минимального прожиточного минимума. Они совершенно не учитывают структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Как следствие, это порождает поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия полученных доходов.
Учитывая выше сказанное, основными направлениями в реформировании существующей ныне системы налогообложения являются:
• построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;
• создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;
• упрощение системы налогов;
• создание совершенной законодательной налоговой базы;
• оптимизация системы сбора налогов, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;
• создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.
Кардинальная ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики страны. Необходима определённая последовательность предпринимаемых шагов по оптимизации налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.
Успешность применения налоговых норм в большой степени зависит от особенностей экономической структуры страны, от организации и эффективности её государственного аппарата. Зарубежные налоговые системы изменяются в соответствии с потребностями и возможностями стран в той мере, в какой их экономика готова эти изменения воспринять, а государство способно обеспечить собираемость налога.
От законодательной власти России, государственных налоговых органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития в целях дальнейшей оптимизации налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.
Для учёта налога на доходы физических лиц в МУ «ЦБ МОУ» используются две специальные формы: форма налоговой карточки; форма 2- НДФЛ., бухгалтерский учёт ведётся с использованием счета 68 субсчёт «Налог на доходы физических лиц».
Для этой цели используются две специальные формы:
• форма «Налоговая карточка по учёту доходов и налога на доходы физических лиц»;
• форма 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица»
Первичным документом налогового учёта по НДФЛ является "Налоговая карточка по учёту доходов и налога на доходы физических лиц", составляемая по форме, предусмотренной в программе 1С.
Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приёмов и способов. Оптимизация налоговых платежей - это законный способ решения хозяйственных задач.
На сегодняшний день имеется несколько наиболее распространённых схем оптимизации налогов, в частности налога на доходы физических лиц. Различные варианты предусматривают свои подходы к подобному налоговому планированию и разную степень минимизации налогового бремени. Схемы оптимизации позволяют экономить налоги с разной эффективностью, вплоть до полной экономии с отнесением выплат на затраты и отсутствием дополнительных расходов.
Изучив методы оптимизации налога на доходы физических лиц, наиболее оптимальным и выгодным решением для МУ «ЦБ МОУ» является законный метод «компенсационный».
Что касается компенсации затрат налогоплательщика МУ «ЦБ МОУ», то такими выплатами могли бы стать плата за использование работником личного имущества в производственных целях (автомобиль, компьютер, телефон), возмещение расходов на связь, компенсации за вредную работу, за повышение квалификации, а также суточные.
В отличие от применения «налоговых схем», налоговое планирование, как метод законной оптимизации налоговой нагрузки организации - это весьма полезный инструмент.
В условиях постоянно меняющегося законодательства налоговое планирование становится непрерывным процессом. Важно не пропустить изменения законодательства или трактовку положения закона официальными органами, которые чтобы своевременно внести изменения в правила учёта, в схему начисления налогов; оформление отдельных льгот или, наоборот, отказ от них.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2015) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации 30.12.2001г. №197-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая школа - 2015
4. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой и второй (постатейный) (под. Ред. Л.Л.Горшковой).
5. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДФЛ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс
6. Барташевич С.В. Налоговое бремя как правовая категория [Текст] // Налоги и налогообложения, - 2014, - №6.
7. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях [Текст] // Налоговый вестник, - 2015, - №1.
8. Гуккаев В.Б. Производство: учет, налогообложения: пятое издание [Текст] - ГроссМедиа, РОСБУХ, - 2015., - С 124.
9. Данченко С.П. Нюансы обложения НДФЛ различных выплат в пользу сотрудников, [Текст] - Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, - 2016, - N 7
10. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, (часть вторая), 5-е издание, переработанное и дополненное, Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина ФОРМАН. (под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой, [Текст] // ГроссМедиа, РОСБУХ, - 2016
11. Ермакова Г. Справка 2-НДФЛ за 2016 год, Информационный бюллетень, [Текст] //Экспресс-бухгалтерия, - 2017, - N 10
12. Зонов А. 2-НДФЛ и 3-НДФЛ: Что, где, когда. [Текст] // Клуб главных бухгалтеров, 2017, №4
13. Карсетская Е.В. Тематический выпуск: НДФЛ: что должен знать работодатель о налоговых вычетах и льготах, [Текст] // Экономико-правовой бюллетень, 2016, N 2
14. Клочкова И.В. Налог на доходы физических лиц: Практическое пособие. [Текст] // М.: Экзамен, 2016. - 159 с.
15. Климова М.А. Налоги для физических лиц: порядок уплаты, выпуск 21, [Текст] //Библиотечка "Российской газеты, 2013.
...