Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Нормативно-теоретические основы организации жилищнокоммунального хозяйства 9
1.1. Основные понятия и элементы ЖКХ 9
1.2. История возникновения и развития ЖКХ в России 19
1.3. Структура управления ЖКХ России 28
1.4. Существующие способы управления многоквартирным домом 37
Глава 2. Анализ системы управления ЖКХ (на примере сельского поселения Никольское) 54
2.1. Характеристика ЖКХ сельского поселения Никольское 54
2.2. Структура управления жилищно-коммунального хозяйства сельского поселения Никольское 67
2.3. Проблемы управления ЖКХ сельского поселения Никольское 73
Глава 3. Совершенствование системы управления жилищнокоммунальным комплексом 79
3.1. Модель мероприятий по формированию фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме 79
3.2. Модель управления многоквартирным домом с помощью интернет-сайта и интернет-технологий 94
3.3. Предложение по страхованию общего имущества многоквартирных домов сельского поселения Никольское 105
Заключение 115
Список литературы 120
Актуальность исследования состоит в том, что в Одинцовском муниципальном районе, а именно, в сельском поселении Никольское, как и других поселениях Одинцовского района, наиболее значимой является сфера жилищно-коммунального хозяйства. От качества услуг коммунальной сферы зависит уровень жизни населения. Как и любая деятельность, сфера жилищно-коммунального хозяйства не обходится без своих проблемных зон.
В своей работе автор предлагает к рассмотрению следующие модели повышения качества системы управления жилищно-коммунальным комплексом сельского поселения Никольское: а)модель мероприятий по формированию фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которая упростит проведение капитального ремонта за счет привлечения кредитных средств, что способствует увеличению денежных средств, накапливаемых жителями для проведения капитального ремонта, б) модель управления многоквартирным домом с помощью интернет-сайта и интернет-технологий, актуальна для оперативного получения полной информации о многоквартирном доме и влияния на процессы управления многоквартирным домом из любого места, имеющего доступ к интернету, где на персональном сайте будет размещаться вся необходимая информация о жизни дома, в) модель страхования общего имущества многоквартирных домов сельского поселения Никольское, внедрение которой будет иметь большую значимость в сельском поселении Никольское, так как общее имущество жилых домов постоянно подвергается противоправным действиям, умышленному повреждению (уничтожению), хулиганству, актам вандализма, хищению отдельных конструктивных элементов со стороны вандалов, приводящих в негодность. С течением времени имущество также изнашивается и приходит в негодность, поэтому его страхование может решить проблему недофинансирования ремонтных работ на общем имуществе.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы, относящиеся к функционированию и развитию жилищно-коммунального хозяйства, достаточно подробно освещены в научно-технической, юридической и публицистической литературе.
Социально-экономические проблемы отрасли, обусловленные ее внутренними рыночными преобразованиями, раскрываются в работах А.А. Аболина, А.Г. Быкова, Д.С. Горемыкина, В.А. Замогильного, С.Л. Постникова, Ю.П. Тыртышова, Л.Н. Чернышова и ряда других авторов. Проблемы правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства нашли отражение в трудах В.В. Глазкова, В.М. Жуйкова, С.П. Ражева, Ю.А. Разгуляева, В.А. Торлопова и др. Организационно-экономическим механизмам управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства уделено внимание в работах Р.Т. Акчурина, Р.Т. Давыдовой, А.В. Талонова, Т.В. Шибановой и др.
Проблемам развития информационных технологий и информационного обеспечения процесса управления посвящены работы целого ряда отечественных и зарубежных ученых: С. Айзермана, Й. Аллена, С.В. Афанасьева, К.А. Багриновского, В.Н. Буркова, Н. Винера, О.Е. Германова, Г.В. Горелова и др.
Научные исследования и работы, посвященные эффективности управления экономикой в целом, проводились такими зарубежными авторами как П. Друкер, М.Х. Мескон, А. Маршал, К.Р. Макконнелл, П. Самуэльсон, П. Хокен, Э. Ловис, Ч. Перроу, Е. Левис, Р.Е. Шеннон и др.
Однако после принятия нового Жилищного кодекса некоторые из указанных работ потеряли свою актуальность, а ряд положений требует уточнения с учетом новых условий и изменений.
Объект исследования. Жилищно - коммунальный комплекс сельского поселения Никольское Одинцовского муниципального района.
Предмет исследования. Система управления жилищно-коммунальным комплексом сельского поселения Никольское.
Хронологический охват работы. Объект и предмет исследования изучались автором в период 2013-2015 гг.
Цель исследования. Разработка и апробирование моделей по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным комплексом сельского поселения Никольское Одинцовского муниципального района.
Задачи исследования.
1. Определить основные понятия и элементы ЖКХ,
2. описать историю возникновения и развития ЖКХ в России,
3. определить структуры управления ЖКХ России,
4. описать существующие способы управления многоквартирным домов,
5. дать характеристику ЖКХ сельского поселения Никольское,
6. описать структуру управления жилищно-коммунального хозяйства сельского поселения Никольское ,
7. изучить проблемы управления ЖКХ сельского поселения Никольское,
8. предложить рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным комплексом сельского поселения Никольское,
9. апробировать предложенный комплекс мероприятий в деятельности Администрации сельского поселения Никольское Одинцовского муниципального района
Теоретическую основу работы составили исследования зарубежных и отечественных авторов в области управления жилищно-коммунальным хозяйством, использованы документы по истории развития ЖКХ России, справочные материалы администрации сельского поселения Никольское.
Методологическая основа работы. В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий развитие жилищнокоммунального комплекса и совершенствование системы управления им . Использован системный и исторический подход, количественно - качественный анализ, функциональный метод, метод логического исследования, моделирования.
Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования.
Исследования проводились на основании законодательных и нормативных актов РФ, субъектов РФ, министерств и ведомств (федеральных и региональных), норм и СНиПов по ЖКХ, официальных статистических данных, с использованием информационных ресурсов сети Интернет.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Жилищно-коммунальный комплекс как объект исследования;
2. Система управления жилищно-коммунальным комплексом сельского поселения Никольское;
3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом сельского поселения Никольское.
Практическая значимость исследования.
Результаты, проводимого автором исследования, могут быть использованы для совершенствования системы управления жилищнокоммунальным комплексом в муниципальных образованиях Московской области, в том числе в Одинцовском районе, в консультационной и учебно-методической работе вузов и организаций предоставляющих услуги в сфере ЖКХ
Апробация работы.
Проект исследования предполагается апробировать в сельском поселении Никольское при непосредственном взаимодействии с управляющими компаниями и жителями (собственниками) многоквартирных домов.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс, в котором переплетаются все социально - экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Являясь сложным системным экономическим объектом, жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется наличием таких общесистемных свойств как целостность, иерархичность и включает в себя основные системные компоненты: организационную структуру экономических институтов и отношений, многоуровневую структуру управления и системную инфраструктуру.
Организационную структуру жилищно-коммунального комплекса составляют рынок жилья и рынки его обслуживающие: жилищных и коммунальных услуг.
Управление системой жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на трех уровнях в соответствии с компетенцией, определенной для каждого из уровней: федерального, регионального и муниципального. Установление нормативно-правовых основ деятельности ЖКХ, осуществление программно-целевого государственного финансирования и контроль за его использованием лежат в сфере ответственности федеральных органов. Соблюдение федеральных и установление региональных нормативно-правовых основ функционирования ЖКХ, распределение федеральных бюджетных средств, установление стандартов оплаты жилищных и коммунальных услуг и тарифов на уровне регионов, а также контрольные функции в рамках своей компетенции - сфера деятельности региональных органов власти.
В круг основных полномочий муниципального уровня власти входят соблюдение нормативно-правовых основ и нормотворчество в сфере ЖКХ в пределах своей компетенции, установление нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, тарифов и надбавок на коммунальные услуги в соответствии со стандартами, предоставление жилищных и коммунальных услуг. Базовой составляющей системы жилищно-коммунального комплекса является современная, технически мощная инфраструктура, от которой напрямую зависит эффективное функционирование всего комплекса.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение экономической природы процессов производства и предоставления жилищных и коммунальных услуг. Особенность рынка жилищных услуг заключается в его высоком конкурентном потенциале и, следовательно, нецелесообразности государственного вмешательства и регулирования данной сферы.
Данная особенность легла в основу реформирования рынка жилищных услуг, направленного на развитие свободной конкуренции. Именно при таком типе рыночной структуры распределение ограниченных ресурсов позволяет достичь максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечить поддержание жилищного фонда в нормативном состоянии.
В основе рынка коммунальных услуг лежит коммунальный комплекс, который представляет собой системы коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемые предприятиями коммунального комплекса и обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов. Монополистическая специфика данной сферы деятельности объясняется некоторыми характерными особенностями, среди которых можно выделить три основных аспекта: технологический, экономический и социальный, обуславливающие необходимость государственного регулирования и контроля за деятельностью коммунальных предприятий.
При анализе функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо учитывать высокую социальную значимость данной сферы деятельности, особую политическую роль и экономическую специфику происходящих здесь процессов.
Оценивая современное состояние жилищно-коммунального хозяйства приходится констатировать наличие большого круга проблем, связанных, с одной стороны, с необходимостью серьезных преобразований в жилищнокоммунальном комплексе, с другой стороны, отказом на начальном этапе от системного подхода к реформированию. В результате, несмотря на почти двадцатилетний период проведения реформационных преобразований в данной сфере, до сих пор остаются актуальными проблемы развития конкуренции в сфере производства и предоставления жилищнокоммунальных услуг, недофинансирование отрасли, проблема ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, обременительная для бюджета система льготирования населения, перекрестное субсидирование и многие другие. Очевидны конечно и существенные положительные изменения, среди которых необходимо отметить появление частных управляющих компаний в жилищном секторе и частных операторов на рынке коммунальных услуг, постепенный переход на формирование и законодательное закрепление двухставочных тарифов на жилищнокоммунальные услуги, последовательная замена льгот и субсидий для населения денежными выплатами на счета граждан, большие объемы целевого финансирования из бюджетов разных уровней на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, ликвидацию аварийного жилья и развитие рынка строительства жилых домов для нужд переселения в обмен на выполнение региональными и местными властями определенных условий, стимулирующих развитие реформы ЖКХ на местах.
В то же время есть целый ряд неудач и серьезных упущений, допущенных в процессе реформирования: не создан эффективный и ответственный собственник, способный грамотно осуществлять управление жильем; несмотря на все усилия недостаточен объем финансирования для комплексного решения накопившихся проблем в ЖКХ, темпы выделения средств значительно отстают от существующих потребностей; незначительна доля частных инвесторов в виду отсутствия серьезных гарантий в виде преференций и льгот; не достаточна проработана система контроля и мониторинга происходящих в отрасли процессов и изменений; особого внимания требуют многочисленные проблемы местного уровня.
На федеральном, региональном и местном уровне разрабатываются и принимаются программные документы, призванные скорректировать имеющиеся недостатки и решить проблемы реформирования ЖКХ.
В Одинцовском муниципальном районе функционирует большое количество жилищно-коммунальных предприятий, это и управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, и ресурсоснабжающие предприятия, различных форм собственности. Несмотря на то, что с 2014 -2015 гг. введена процедура лицензирования управляющих компаний, в Одинцовском муниципальном районе 80% управляющих эту лицензию получили.
Одинцовский муниципальный район не отстаёт от других муниципалитетов по показателям энергоэффективности, здесь активно развивается направление по внедрению энергоэффективных светильников, во все многоквартирные дома и жилые помещения (квартиры) идет установка приборов учета коммунальных ресурсов, сельскими и городскими поселениями разрабатываются и утверждаются муниципальные программы на текущий и плановый период по энергосбережению.
Как и в ряде других муниципальных образований Московской области, в Одинцовском муниципальном районе остро стоят проблемы сильной изношенности инженерных сетей, медленной передачи военных городков Министерства обороны, и очень большой задолженности организаций, обслуживающих жилищный фонд, перед поставщиками коммунальных ресурсов.
Модели, предлагаемые в выпускной квалификационной работе, будут очень актуальны в Одинцовском муниципальном районе, внедрение их будет способствовать совершенствованию системы управления жилищно - коммунального комплекса Одинцовского муниципального района, а более конкретно сельского поселения Никольское, уменьшению износа жилищнокоммунальных сооружений, привлечению большего числа организаций, специализирующихся на жилищно-коммунальных услугах, вовлечению жителей в процессы управления и непосредственного участия в жизни дома.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
3. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015)
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.03.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О теплоснабжении" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.03.2015)
7. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О водоснабжении и водоотведении" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)
8. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О газоснабжении в Российской Федерации"
9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
10. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
11. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об акционерных обществах"
12. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 14.02.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
13. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"
14. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 (ред. от 25.05.2015) "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации")
15. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 17.12.2014) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам")
...