ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН ВОССТАНИЯ БАР-КОХБЫ 7
1. Евреи и другие народы 7
2. Исторический фон и причины восстания 11
ГЛАВА II
ТАЛМУДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ:НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ 21
1. Краткая характеристика талмудического периода 21
2. Кратко о литературе талмудического периода 24
ГЛАВА III
ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫГЛАЗАМИ ЕВРЕЙСКИХ И НЕЕВРЕЙСКИХ АВТОРОВ 27
1. Бар-Кохба и закон о мобилизации 27
2. Бар-Кохба в еврейских источниках 31
ГЛАВА IV
ТАЛМУДИЧЕСКИЕ АВТОРЫ О ВОССТАНИИ БАР-КОХБЫ 37
ГЛАВА V
ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ В ИСТОЧНИКАХ,ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ТАЛМУДИЧЕСКИМ 49
1. Восстание Бар-Кохбы вне текстов из «Комплекса Бейтар» 49
2. Еще о нееврейских источниках 54
3. Подведение итогов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В данной работе будет рассматриваться одно из событий еврейской истории, по праву занимающее почетное положение среди самых важных и значимых, а именно восстание Бар-Кохбы. Это восстание имело место во времена правления римского императора Публия Элия Адриана из династии Антонинов и затронуло большие массы еврейского населения Римской империи того периода. Восстание началось, скорее всего, в 132 г., о причинах этого восстания мы подробнее поговорим в первой главе.
Несмотря на то, что о самих событиях сохранилось крайне мало сведений, это восстание, равно как и фигура его предводителя, являлись и являются чрезвычайно важными для еврейского сознания на протяжении всей истории. С восстанием Бар-Кохбы (хотя оно и было, видимо, по сути лишь продолжением более ранних антиримских выступлений евреев) связано множество легенд и преданий, отражающих отношение к этому событию как его относительных современников, так и более поздних поколений.
О восстании Бар-Кохбы, как уже упоминалось ранее, сохранилось весьма немного сведений, и большинство из них – нееврейского происхождения. В качестве основных источников мы можем упомянуть только такого римского историка, как Дион Кассий, который описывает, хотя и недостаточно подробно, ход восстания . Кроме того, мы можем вспомнить Евсевия Кесарийского , также посвятившего часть своего сочинения «Церковная история» событиям, рассматриваемым в данном исследовании. Единственное небольшое свидетельство о восстании в «Истории Августов » касается лишь одной из его причин.
Разумеется, такое большое восстание не могло не найти себе места также и в еврейских источниках. Так, в Талмуде и мидрашах сохранилась не-большая, но важная часть информации об освободительной войне Бар-Кохбы, однако сведения, которые мы можем почерпнуть из указанных источников, нельзя назвать в строгом смысле историчными, а скорее – легендарными, что, однако, ни в коей мере не умаляет их значимости. Таким образом, до недавнего времени сведения о восстании Бар-Кохбы мы могли получить только из вышеупомянутых памятников еврейской классической литературы, однако после открытия свитков Мертвого моря материала для изучения стало значительно больше. Найденные в Иудейской пустыне документы чрезвычайно важны для понимания экономической и социальной составляющих восстания Бар-Кохбы. Кроме того, в ходе последующих экспедиций было также обнаружено большое количество документов, датируемых периодом Бар-Кохбы.
В настоящем исследовании мы не будем затрагивать проблемы археологии, социологии или экономики, но будем заниматься сбором и анализом информации относительно Бар-Кохбы и его восстания, содержащейся в Тал-муде. Таким образом, целью данной работы является составление некоторого целостного (если это возможно) представления о том, как воспринималось восстание Бар-Кохбы мудрецами Талмуда. Понимание это поможет нам разобраться том, насколько основательны – или безосновательны – представления об этом событии, сформировавшиеся к настоящему времени.
В ходе работы нами будут выбраны и переведены отрывки из Талмуда и, возможно, некоторых других вспомогательных текстов, относящиеся к теме нашего исследования, а также приведен подробный их анализ.
Для составления наиболее полной картины отношения к восстанию Бар-Кохбы мудрецов Талмуда мы вкратце опишем исторический фон интересующего нас события, а также познакомим читателей с некоторыми значимыми фигурами, сыгравшими роль как в самом восстании, так и в формировании мировоззрений той эпохи. Такими фигурами станут император Адриан, сам лидер восстания, Шимон Бар-Кохба, а также некоторые из мудрецов.
Восстание Бар-Кохбы, как мы уже отмечали, стало важным событием в истории еврейского народа, поэтому его исследованиями занимался ряд видных ученых. Поскольку восстание Бар-Кохбы, как утверждают исследователи, закрывает собой эпоху относительной еврейской независимости и открывает новую, называемую эпохой Мишны и Талмуда, оно интересно сразу со многих точек зрения. В частности, это восстание сформировало некий идеологический стереотип, которого будут придерживаться практически все последующие еврейские историографы. В этой работе мы поговорим об этом более подробно.
О разработанности данного вопроса в научной литературе нужно сказать следующее.
В учебниках и монографиях, посвященных истории Древнего Рима восстанию Бар-Кохбы уделяется, в лучшем случае, несколько строк. Это, скорее всего, объясняется тем, что сами римские авторы не слишком интересовались событиями еврейской жизни. Зато в книгах по еврейской истории этому событию достается гораздо больше внимания . Кроме исследований, носящих историографический характер, мы можем выделить исследования, касающиеся политических , а также социальных и экономических аспектов, связанных с эпохой восстания Бар-Кохбы. Помимо этого, существует большое количество исследований археологического характера, которые мы не будем привлекать в ходе настоящей работы. Среди прочего, существует некоторое количество работ, посвященных личности самого лидера восстания, а также и раввинистическому восприятию Бар-Кохбы. Эти исследования будут представлять для нас наибольший интерес, хотя они и носят чрезвычайно разрозненный характер.
В настоящей работе нами была предпринята попытка рассмотреть подробно восстание Бар-Кохбы таким образом, чтобы увидеть, каким глазами смотрели на него авторы еврейских текстов, таких как Талмуд и Эйха Рабба, а также некоторых нееврейских текстов, таких как сочинения Отцов Церкви.
Для достижения поставленной цели в начальных главах и разделах нами был кратко описан исторический фон восстания Бар-Кохбы, приведены возможные причины возникновения вооруженного сопротивления власти Римской Империи. Кроме того, мы описали вкратце основные черты периода, который последовал после подавления восстания, а именно эпохи, носящей название талмудического периода истории еврейского народа. Нам было важно это сделать, поскольку талмудические тексты, анализ которых представлен в настоящей работе, создавались как раз в это время.
Кроме того, мы дали краткую характеристику литературы того периода (и более подробно – тех источников, которые были нужны нам для проведе-ния данного исследования).
Нами выполнен подробный анализ как талмудических текстов, так и некоторых источников, находящихся за пределами талмудического корпуса. Нужно добавить, что в работе практически не используются археологические данные, только некоторая информация, касающаяся писем Бар-Кохбы и монет, отчеканенных в его период. Вся вышеуказанная информация дается со ссылками на соответствующие исследования.
Все предложенные в работе переводы источников с древнееврейского, постбиблейского и арамейского языков выполнены автором данного исследования.
Использующиеся в работе отрывки из сочинений Отцов Церкви даются по существующим авторитетным изданиям.
Итак, кратко опишем результаты настоящей работы.
Существует несколько текстов, в которых описывается восстание Бар-Кохбы, а также и сам лидер этого восстания. Исследователь Петер Шэфер дал название этому комплексу текстов, которое мы используем в настоящей работе, «Комплекс Бейтар». В главах с третьей по пятую включительно мы анализируем тексты как из этого комплекса, так и из других источников, таких как, например, Вавилонский Талмуд и некоторые труды Отцов Церкви.
В ходе исследования было выявлено несколько вещей.
Во-первых, среди упоминаний о Бар-Кохбе в сочинениях раннехристианских авторов мы находим по большей части только отрицательные характеристики лидера восстания, вплоть до упоминаний о массовых убийствах и гонениях на христиан. В работе продемонстрировано, что это может быть частью мобилизационной политики, проводимой Бар-Кохбой, хотя этот вопрос заслуживает отдельного исследования.
Во-вторых, как было показано в главах четвертой и пятой, восприятие мудрецами Талмуда личности и характера Бар-Кохбы, по всей видимости, складывалось из двух основных составляющих, которыми являются, во-первых, вера в мессианскую сущность Бар-Кохбы, а во-вторых – признание его чрезвычайной физической силы и неоспоримых лидерских качеств. Представляется наиболее вероятным, что во время восстания существовали оба этих взгляда, которые, видимо, сформировались независимо друг от друга и продолжали существовать бок о бок, находя выражение в некоторых текстах. Однако, после того, как восстание было подавлено, а для еврейского народа наступил крайне тяжелый период, характеризующийся полной утратой своей политической независимости, одна из существующих традиций подверглась пересмотру и отрицанию, а другая – нет. Как мы видим, среди талмудических текстов существуют как те, в которых принимается и даже провозглашается мессианская роль и сущность Бар-Кохбы, так и те, в которых она оспаривается и критикуется. Эти взгляды вполне соответствуют периоду после падения восстания, когда все ожидания, связанные с личностью Бар-Кохбы, оказались обманутыми, а надежда на восстановление справедливости и политической независимости рухнула.
В то же время, есть ряд источников, подробно рассмотренных в данной работе, в которых дается описание невероятной физической силы и лидерских качеств самого Бар-Кохбы. И эти сведения повторяются из источника в источник, не претерпевая при этом никаких изменений. Хотя, нужно отметить, что эти сведения подвергаются со стороны мудрецов явной критике, которая, однако, выражается не в отрицании наличия у Бар-Кохбы таких качеств, а в их чрезмерной жесткости. Так, Бар-Кохба предстает перед нами в образе жестокого, безапелляционного и своенравного вождя, который демонстрировал эти свои качества даже в отношении тех, кто был готов сражаться с ним бок о бок. Кроме того, показано чудовищное высокомерие Бар-Кохбы, который в своей молитве просил Всевышнего не о помощи в войне, но о не-вмешательстве в ход событий. Также в одной из историй красочно описывается контраст между Бар-Кохбой и одним из мудрецов, Элазаром Ха-Модаи, которого Бар-Кохба убил из-за подозрений о его измене, чем и навлек на себя гнев Бога, который стал судить Израиль за грехи его. Так, рабби Элазар Ха-Модаи был назван в тексте «рукой и правым глазом» Израиля, лишившись которого по вине Бар-Кохбы, повстанцы потеряли всякую надежду на победу.
Так, в настоящей работе был проанализирован ряд текстов, а также мнений исследователей, касающихся данного вопроса. Так, большинство ис-следователей полагает, что в период восстания существовал некий целостный образ Бар-Кохбы, в котором органично сочетались обе упомянутые выше части. Таким образом можно было бы объяснить те истории и ту критику личности и действий Бар-Кохбы, присутствующих в текстах.
Однако мы, после проведения данного исследования, готовы принять концепцию о том, что единого способа восприятия не существовало, а существовало в основном два, о которых мы сказали выше. Таким образом, мы разделяем точку зрения небольшого числа ученых, а среди них Адель Райнхарц, утверждающих, что все записанные истории, относящиеся к Бар-Кохбе являются продуктом соединения двух, существовавших параллельно, традиций. Интересно отметить, что эти традиции были собраны вместе и подвергнуты критике, но без каких-либо дополнительных объяснений.
В данной работе мы не касались вопроса о роли мудрецов в ходе восстания, в частности, о роли рабби Акивы, которому принадлежит утверждение о том, что Бар-Кохба является Царем-Мессией. Эта проблема представляется нам интересной и может послужить направлением для дальнейшей работы над историей о восстании Бар-Кохбы.
Таким образом, если попытаться все же описать личность предводителя еврейского сопротивления, то мы получим образ сильного, жесткого и смелого человека, который никаким образом не утверждал того, что ему принадлежит особая, эсхатологического характера, роль в истории. Это был сильный лидер, объединивший под своим началом людей, по всей видимости, преисполнившихся надежд при виде такого решительного и смелого человека. Так, его единомышленники, по всей видимости, и составили его портрет, который мы можем вычитать из ряда талмудических текстов и не только из них. Люди верили, что Бар-Кохба, своей ли военной мощью, божественным ли своим происхождением, но добьется того, чего так ждали евреи, а именно – свободы и справедливости. Однако, сопротивление натолкнулось на державу, которая не была похожа на Селевкидское государство, довольное слабое по своей организации, повстанцы встретились с хорошо организован-ной Империей, которая, хоть и с большим трудом, но подавила мятеж. Поэтому понятно, по какой причине фигура Бар-Кохбы в Талмуде представлена в виде эдакого неуправляемого силача, который во всем полагается на физическую силу и пренебрегает божественной помощью.
Таким образом, мы считаем цель нашего исследования достигнутой, а задачи – выполненными. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над этой темой, поскольку она является чрезвычайно интересной и дискуссионной.
1. Александров Г.С. Роль Акивы Бен-Йосефа в восстании Бар-Кохбы // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 360-373.
2. Аллон Г. История евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху. – Иерусалим, 1994.
3. Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. – М., 1971.
4. Амусин, И. Д. Документы из Вади Мурабба'ат II. // Вестник древней истории. – 1961.№ 4. – С. 136-147
5. Белкин М.В., Вержбицкий К.В. История Древнего Рима. – 2-е изд. – Спб., 2008.
6. Бен-Шалом И. Положение Бар-Кохбы в качестве главы нации и поддержка, оказанная восстанию мудрецами // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 266-283.
7. Голубцова Е.С. Культура древнего Рима. Соч. в 2 Т. – М., 1985.
8. Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. Перевод с 4-ого исправл. и значительно дополненного немецкого издания под редакцией Вениамина Шерешевского. Одесса, 1903.
9. Грушевой А.Г. Бар-Кохба как государственный деятель и администратор // Исследования и публикации по истории античного мира. 2006. №5. – С. 327-338.
10. Грушевой А.Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Рим-ской империи. – СПб., 2008.
11. Гудблатт Д. Евреи Земли Израиля в 70-132 годах // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 64-124.
12. Дубнов С. М. Всеобщая история евреев на основании новейших научных исследований. Книга II. Период талмудический и средневековый. СПб., 1905.
13. Евсевий Кесарийский. Церковная История /Ввод. ст., коммент., библиогр. список и указатели И. В. Кривушина. – Научное издание. – СПб., 2013.
14. Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV-LXXX / пер. с древнегреч. под ред. А.В. Махлаюка; комментарии и статья А. В. Мах-лаюка. – СПб., 2011.
15. Клонер А. Потайные пещеры в предгорьях Иудейских гор // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 284-307.
16. Коль-Яаков Ш. Значение Иерусалимского Храма в жизни евреев // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 26-31.
17. Коль-Яаков Ш. Некоторые черты государственного устройства Римской Империи в 1-2 вв. н.э. // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 32-63.
18. Мильденберг Л. Бар-Кохба – монеты и документы // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 308-333.
19. Мишна и Тосефта. Критический перевод Н. Переферковича. Т. 1-6. СПб.,1901-1905.
20. Моммзен Т. История Рима. – М., 1997.
21. Оппенгеймер А. Галилея в период Мишны // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 125-184.
22. Пигулевская Н. В. Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в римскую эпоху // Пигулевская Н. В. Ближний Восток. Византия. Славяне. –СПб., 1976. –С. 94-109.
23. Смолвуд М. Евреи под властью Рима // Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны – с 70 по 220 г. н.э.). – Тель-Авив, 1999. – С. 185-252.
24. Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н.э. – СПб., 2014.
25. Урбах. Э.Мудрецы Талмуда. – Иерусалим, 1989.
26. Ювенал. Сатиры. / Ввод. ст., коммент. В.С. Дурова. – Спб., 1994.
Литература на английском языке:
1. Applebaum Sh. Prolegomena to the Study of the Second Jewish Revolt. – Oxford, 1976.
2. Cohen Sh. J. D. From Maccabees to the Mishnah. – Philadelphia, 1989.
3. Eliav Y. Hadrian’s Actions in The Jerusalem Temple Mount According to Cassius-Dio and Xiphilini Manus // JSQ. – 1997. Vol.4. – Pp. 125-144.
4. Garnsey P., Sailer R. The Roman Empire. Economy, Society and Culture. – Los Angeles, 1987.
5. MillarF.TheRomanNearEast. 31 B.C. – A.D. 337. – HarvardUniversity-Press, 1993.
6. Reinhartz A. Rabbinic Perceptions of Simeon bar Kosiba // JSJ. – 1989. Vol. 20. – Pp.171-194.
7. SchurerE. “The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C. – A.D. 135). A new English version revised and edited by G. Vermes and F. Millar. – Edinburgh, 1973.
8. Scriptores Historiae Augustae// Translated by D. Magie. – New York, 1921
9. Smallwood M. The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocletian. A study in political relations. – Leiden, 1981.
10. The Documents from the Bar Kohba Period in the Cave of Letters. Greek Papyri. Edited by N. Lewis. Aramaic and Nabatean Signatures and Subscriptions edited by Y. Yadin and J. C. Greenfield. Jerusalem, 1989.
Литература на немецком языке:
1. Schafer P. R. Akiva und Bar-Kokhba // Studien zur Geschichte und Theolo-gie des Rabbinischen Judentums. – Leiden, 1978.
Литература на иврите:
1.זונה יש. הד הטרגדיה של בר-כוכבא בהלכה ובאגדה, בתוך: בצרון, כרך לד
(תשט"ז, 1956), ע' 158-67
2.זיסו ב., ח. אשל. ממצאים מימי מרד בר כוכבא במערת התאומים שבמערב הרי ירושלים כתב-עת לעתיקות ארץ ישראל וארצות המקרא. – 2009. כרך 138. – עמ. 118-121.
3.דביר יהודה. בר כוכבא האיש והמשיח : באור חז"ל והמגילות הגנוזות. ירושלים, 1964.
4 חידושים בחקר מרד בר-כוכבא. התנועה הקבוצית. המדור לידיעת הארץ בית ספר שדה כפר עציון. תשנ"ג 1993.
5. המבורגר ב.ש. משיחיהשקרומתנגדיהם / בניברק : מכוןמורשתאשכנז. תשס"ט, 2009
6. משה דוד הר. זהותו של עם ישראל בפני הבית ולאחר חורבנו: רצף או שינוי? – 2009.
7קוליץ חיים ע'. ראש לחכמים : רבי עקיבא בפולמוס בר כוכבא במשנת הגאולה וקידוש השם. – ירושלים,תש"ם, 1980.