Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кофейни как многофункциональные пространства в современной городской среде

Работа №124099

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы54
Год сдачи2021
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Кофейни как пространство в современной городской среде 5
1.1 Появление и развитие кофеен в разных странах 8
1.2 Роль пространства кофейни в современной городской среде 12
1.3 Концепция «третьего места» на примере кофеен 14
Глава 2. Эмпирическое исследование пространства кофеен в современной городской среде
2.1. Посетители и кофейни: социальное и физическое пространство 24
Заключение 32
Библиография 34
Приложения 36
Приложение 1. Гайд интервью 36
Приложение 2. Интервью 1 37
Приложение 3. Интервью 2 42
Приложение 4. Интервью 3 45
Приложение 5. Интервью 4 47
Приложение 6. Анализ данных по практикам потребления кофе 50


В современное городское пространство включено множество различных типов и вариантов пространств меньшего размера, которые, совмещаясь, и образуют собой город. Многие из них посещаются людьми на ежедневной основе, входят в повседневный маршрут и привычны. К таким местам относятся кофейни. Это заведения, которые предлагают широкий ассортимент кофе и кофейных напитков как основу меню, а также чай, газированные напитки, небольшой ассортимент выпечки, сладостей, сэндвичей. Отличительной чертой кофеен является и то, что в них не встречаются официанты, заказы принимаются бариста и ими же выполняются, после чего выдаются за стойкой бариста (или барной стойкой), на которой, чаще всего, расположен также и кассовый аппарат. В данной работе будут рассмотрены только те кофейни, которые имеют пространство в зале, обустроенное для размещения посетителей. Кофейни, работающие только навынос, в данном случае будут исключены. Это объясняется тем, что заведения с возможностью расположения посетителей имеют достаточное пространство для взаимодействия, социальных интеракций и возникновения многофункциональности у одного и того же физического пространства. Кофейни, работающие исключительно навынос, если и имеют отведенную для посетителей зону внутри, то крайне небольшую, вмещающую двух-трех человек. В таких условиях возможности пространства как социального, так и физического, слишком ограничены.
Тема многофункциональности пространства кофеен является малоизученной, особенно в русскоязычном сегменте. Основная часть работ на похожую тематику относится к кафе, либо же является сугубо маркетинговой. По этой причине основное направление данной работы – это сбор теоретических материалов и создание эмпирической основы для дальнейших исследований в данной теме, которые необходимы для получения полной информации об актуальном положении пространства кофеен в городской среде, его функциональных возможностях и отношении посетителей к пространству кофеен. Помимо того, что тема мало изучена, ограничением для исследования выступало также то, что сбор эмпирических данных проходил в условиях пандемической ситуации в России .
Таким образом, структура данной работы представляется следующим образом:
Объект исследования – посетители городских кофеен
Предмет исследования – пространство кофейни в городской среде и его функциональные возможности
Цель исследования – определить основные реализуемые функции пространства кофейни в городе
Задачи исследования – определить основные и вторичные функции пространства кофеен, определить способы реализации этих функций, проверить связь социального пространства и физического пространства в кофейнях, проанализировать современные городские кофейни как «третье место»
Основная концепция – социальные пространства П. Бурдье
Использованные концепции – понимание социального поля П. Бурдье, структурный функционализм Т. Парсонса, понятие «CaféSociety» А. Тьора и Г. Скамблер, концепция «третьего места» Р. Ольденбурга
Гипотезы– основная функция кофеен выражена в социальном взаимодействии; некоторые характеристики «третьего места» в понимании Р. Ольденбурга не применимы в городской среде современной России; социальное поле кофеен неоднородно, посетители не формируют социальные контакты друг с другом;
Работа состоит из двух частей: теоретической и эмпирической. В первой части внимание уделяется теоретическому осмыслению темы многофункциональности пространства. Необходимо рассмотреть особенности пространства кофейни в роли третьего места в контексте города, основную и дополнительные функции пространства, роль посетителей в создании и поддержании функций пространства. Для эмпирической части были проведены интервью с посетителями кофеен для получения мнения о функциональности пространства кофеен. На основе полученных данных можно будет сделать выводы о том, с какими целями люди посещают кофейни, какие функции пространства кофеен они используют и замечают, имеет ли территориальное расположение кофейни влияние на функции, имеет ли на них влияние внутреннее оформление кофейни, а также значимость кофейни как пространства для посетителей. В результате будет представлен анализ актуальных для современной городской среды функций пространства кофеен и их связи с социальным пространством кофеен.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подытоживая данную работу, важно отметить, что в большинстве своем социальное и физическое пространство кофеен в современной городской среде малоизучено, хотя и не является чем-то принципиально новым или необычным: кофейни существуют как тип заведения уже несколько сотен лет . Посещение кофеен рутинизировано и является частью повседневности для многих людей, при этом особенности социального пространства, практики посетителей и функциональные возможности физического пространства остаются в зоне догадок, предположений и ненаучной литературы. В связи с этим, основной задачей данной работы было положить начало для дальнейших исследований пространства кофеен, а также собрать основу из теоретических и эмпирических материалов, которые можно будет использовать для построения гипотез и выбора направления для дальнейших исследований.
В ходе исследования и анализа эмпирических данных было выявлено существенное расхождение между теорией и полученной информацией касаемо социального поля кофеен и свободного формирования социальных контактов между посетителями заведений, что следует ожидать от «третьего места». Результаты же скорее иллюстрируют социальное отчуждение и замкнутость, редкие социальные контакты с незнакомцами, отстраненность. Посетители держатся поодиночке или собираются группами со своими знакомыми, коллегами, друзьями, родственниками, а идея случайных знакомств в кофейнях кажется им отталкивающей. Это наблюдение будет актуально изучить отдельно, уделив особое внимание сбору данных по социальным взаимодействиям между посетителями в городских кофейнях.
Также отдельный интерес представляют кофейни, в которых проводятся мероприятия в виде лекций, семинаров, мастер-классов, либо же другие формы развлекательной и образовательной деятельности. Такие заведения встречаются реже, как было отмечено респондентами, при этом они располагают уникальными функциональными возможностями, которые недоступны в других кофейнях, не имеющих подобных мероприятий.
Еще одной интересной с точки зрения функциональных возможностей, которые не были изучены, представляется тип кофеен, совмещенных в пространстве с другим заведением, как, например, кафе-салон или кофейня-цветочный магазин. Данный формат организации пространства начал распространятся в современной городской среде недавно, хотя и не является принципиально новым и уникальным. Однако, информации о таких кофейнях мало, особенно научной и подкрепленной эмпирическими данными. Поэтому исследование такого рода заведений с точки зрения функциональности пространства представляет научный интерес и будет является актуальным ввиду вышеописанных причин.
Принимая во внимание все ограничения и нехватку актуальных теоретических материалов, данная работа выполняет все поставленные цели и задачи, а также содержит результаты эмпирического исследования, на основе которых возможно выявить пробелы и недостаточно изученные вопросы, которые следует включить в дальнейшие исследования по данной теме.



1. «Дом кофе» История кофе [Электронный ресурс] http://www.kofevar.com.ua/Wse_o_cofe.htm
2. Азаренко М. История кофе в Австрии [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20140604064851/http://goodkofe.ru/istorija-kofe/istoriya-kofe-v-avstrii/
3. Азаренко М. История кофе в Англии [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20140604071028/http://goodkofe.ru/istorija-kofe/istoriya-kofe-v-anglii/
4. Азаренко М. История кофе в России [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20140604071044/http://goodkofe.ru/istorija-kofe/istoriya-kofe-v-rossii/
5. Булат Ногманов – ««Их нравы»: османские традиции в современной Турции» [Электронный ресурс] https://realnoevremya.ru/articles/57276-kak-osmanskie-tradicii-pronikli-v-byt-sovremennoy-turcii
6. Бурдье П. Социология социального пространства. М.; СПб., 2007.
7. Головин Н. А. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по социологии: учеб.-метод. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. — 48 с. ISBN 978-5-288-05642-0
8. Здравомыслова Е. Ленинградский «Сайгон» — пространство негативной свободы. НЛО, N100, 2009
9. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: Журнал по философии и прагматике культуры. - 2002. - № 3-4. - С. 23-24.
10. Коган Е., Куренной В. Кофе по-городскому. Кофейня в жизни мегаполиса [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=tyIkflsyHfs&ab_channel=finamfm
11. Корнеева М. Лекция с дегустацией кофе "По страницам кофейной истории" [Электронный ресурс] https://vk.com/@coffeeaddis-mini-lekciya-s-degustaciei-kofepo-stranicam-kofeinoi-istorii
12. Кофейня / Wikipedia [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8F
13. Кравченко, А. И. История социологии в 2 т. Т. 2 : учебник и практикум для вузов / А. И. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 444 с
14. Куковицкая Н. «Сайгон»: история продолжается [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20160304134412/http://www.pressa.spb.ru/newspapers/nevrem/arts/nevrem-2050-art-8.html
15. Лёвина Л. Роль кофеен и кафе в истории [Электронный ресурс] https://madeo.ru/collection/library/rol-kofeen-v-kulture-raznih-stran.html
16. Марков Б. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры [Электронный ресурс] https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Markov/09.php
17. Миллер Г. (2001) [1952] Вспоминать, чтобы помнить, пер. с англ. В. Бернацкой, М.: Б.С.Г. — Пресс, 13
18. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества // пер. с англ. А. Широкановой. — М.:Новоелитературное обозрение, 2014. — 456 с.
19. Социальное пространство современного города / под. ред. Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2015. — 252 с
20. Терещенко, М.С. Социальное пространство / М.С. Терещенко // Социология: Энциклопедия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный дом, 2003. – С. 974
21. Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 512 с.
22. Цфасман А. Чашка хорошего кофе не может стоить 50 рублей [Электронный ресурс] https://vc.ru/flood/14089-double-b
23. Adam M.Gadomski. TOGA: A Methodological and Conceptual Pattern for modeling of Abstract Intelligent Agent. Proceedings of the «First International Round-Table on Abstract Intelligent Agent» A.M. Gadomski (editor), 25-27 Jan.1993, Rome, Published by ENEA, Feb. 1994.
24. AkselTjora, Graham Scambler (eds.). Cafe society. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2013
25. Emerson R.W. (1968) Essays and Journals, New York: Doubleday, 158
26. Fregulia, J. M. A Rich and Tantalizing Brew: A History of How Coffee Connected the World. University of Arkansas Press, 2019. JSTOR
27. Jackson B. (1968) Working Class Community, London: Routledge & Kegan Paul, Chapter 4
28. Mayhew L. Introduction //Parsons Т. Talcott Parsons on institutions and social evolution. Chicago: University of Chicago Press, 1982. P. 1-62
29. Parsons T. The Present Status of "Structural-Functional" Theory in Sociology // Talcott Parsons, Social Systems and the Evolution of Action Theory. N. Y.: The Free Press, 1977. P. 101.
30. Seamon D. (1979) A Geography of the Lifeworld, New York: St. Martin’s Press, C. 10
31. Sedgwick H. (1930) The Art of Happiness, New York: Bobbs-Merrill, Chapter 17
32. Wylie L. (1957) Village in the Vaucluse, New York: Harper & Row


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ