Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Европейская интеграция Молдовы и фактор России

Работа №124098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Феномен малых стран в международных отношениях 7
1.1 Понятие малых стран 7
1.2 Тактики поведения малых государств 9
1.3 Мотивы вступления малых стран в интеграционные блоки (на примере ЕС) 15
1.4 Выводы 19
Глава 2. Европейская интеграция Республики Молдова 21
2.1 Предпосылки европейской интеграции Молдовы 21
2.2 Европейский вектор внешней политики Молдовы в 2001-2009 гг. 24
2.3 Европейская интеграция Молдовы после прихода к власти Альянса за европейскую интеграцию 30
2.4 Выводы 36
Глава 3. Факторы влияния России на евроинтеграцию Молдовы 38
3.1 Торговля и энергетика 38
3.2 Приднестровье как рычаг давления России 44
3.3 Фактор идентичности и «мягкая сила» России 51
3.4 Выводы 58
Заключение 60
Источники и литература 63


Главными субъектами мировой политики исконно считались крупные влиятельные государства, которые обладали не только политическим, но и военным, экономическим, культурным, дипломатическим весом на международной арене. Удел малых государств – выживать в тех условиях, которые возникают в результате деятельности крупных акторов. Но именно малые государства представляют собой особый интерес для изучения. В особенности интересен анализ тех стратегий, которые они разрабатывают для того, чтобы выжить среди своих более сильных конкурентов. Одни выбирают тактику примыкания к одному из влиятельных государств, другие – извлекают выгоду из умелого балансирования между соперничающими державами, а третьи предпочитают независимый политический курс. Успешность той или иной выбранной тактики зависит от различных обстоятельств, в том числе и от умелого руководства и выработки правильных и своевременных решений.
Республика Молдова, бесспорно, может быть причислена именно к группе малых стран. Оказавшись на стыке интересов крупных держав, это небольшое государство борется за выживание в мире, в котором ей угрожает опасность потери независимости, экономического и демографического кризисов, внутреннего раскола, обострения внутриполитического конфликта. С обретением независимости после распада СССР перед ней стал вопрос определения политического вектора развития, который колеблется между Евразийским и Европейским Союзом. Крупные акторы в свою очередь также стремятся расширить зоны влияния, привлекая все больше стран в свои региональные объединения. Российская Федерация, очевидно, является политическим экономическим лидером среди стран СНГ, и поэтому она является одним из крупных игроков в регионе, который оказывает влияние на внешнюю политику Молдовы. Официально провозглашенным внешнеполитическим курсом Молдовы с 1995 года является постепенное сближение и последующее присоединение к Европейскому Союзу, - намерение, которое было закреплено в Концепции внешней политики Республики Молдова. Поэтому целью данного исследования является выявление специфики влияния российского фактора на процесс европейской интеграции Республики Молдова. Для осуществления цели были выполнены следующие задачи:
1. охарактеризовать академические подходы к изучению феномена малых стран и тактик их поведения на мировой арене, включая выбор в пользу тактики примыкания к интеграционным объединениям;
2. рассмотрев поэтапно эволюцию евроинтеграции Республики Молдова, определить мотивы выбора данной тактики реализации своей внешней политики, а также дифференцировать, по каким направлениям евроинтеграции влияние российского фактора наиболее весомо;
3. определив наиболее значимые элементы влияния России, проанализировать характер их воздействия на отдельные сферы европейской интеграции Молдовы;
4. подвести итоги и оценить перспективы евроинтеграции Республики Молдова с учетом российского влияния.
Объектом изучения в данном исследовании является процесс европейской интеграции Республики Молдова, предметом исследования в свою очередь – российский фактор евроинтеграции Молдовы.
Теоретическая основа и методы. Набор методов, применяемых в исследовании, определяется его концепцией. В первую очередь, это совокупность общенаучных методов (анализ и синтез, обобщение, описание и т.д.). Более конкретно, проблема выбора Молдовой евроинтеграционного вектора в условиях конкуренции между Россией и ЕС на постсоветском пространстве рассматривается через призму подходов к анализу стратегии поведения малых стран на международной арене. Сталкиваясь с нехваткой политических, экономических, военных ресурсов, малые страны остаются подверженными влиянию со стороны более крупных соседей и вынуждены искать пути преодоления этого влияния. Характеристике соответствующих академических подходов и поиску наиболее приемлемого из них для анализа молдавского случая посвящена первая глава исследования. В ней, в частности, раскрываются такие тактики малого государства как примыкание, балансирование и нейтралитет. Отдельно рассмотрены мотивы присоединения малых стран к интеграционным блокам. Во второй главе проанализирована эволюция евроинтеграционного курса Кишинева с момента обретения страной независимости. Динамика отношений Молдовы и ЕС сопоставлена с колебаниями в российско-молдавских отношениях, и описана с использованием тактик малых стран. Это позволило определить наиболее значимые факторы, связанные с Россией и оказывающие влияние на процесс европейской интеграции Молдовы. В третьей главе эти элементы российского влияния были проанализированы методом анализа конкретных ситуаций (кейс-стади). В частности, речь идет о торговле и энергетике, о Приднестровском конфликте, и о проблеме идентичности.
Обзор литературы. Теоретические рамки исследования основываются на монографиях и статьях зарубежных авторов, которые изучали феномен малого государства, его роль и тактики поведения на мировой арене. Среди них стоит выделить Р. Ротштейна , М. Хэндела, Т. Лонга, М. Мааса, Р. Кохейна и др. В России поведение малых и средних государств на примере стран постсоветского пространства изучал А. Скриба . Положение малых стран в Европейском Союзе было изучено как зарубежными авторами (А. Вивель , А. Лобьякас), так и российскими (И.М. Бусыгина, С.А Климович). В рамках данной теоретической базы были рассмотрены основные этапы евроинтеграции Молдовы с учетом зависимости последней от России. Такой подход к теме и воплощает новизну исследования. Стоит отметить, что зарубежные (Й. Бунстра, К. Калус и М. Косенковски, Т. Тудорою) и отечественные авторы (Е. Ю. Трещенков, В. Васильев), описавшие основные этапы евроинтеграции Молдовы, по-разному раскрывают этот процесс. Зарубежные исследователи акцентируют внимание на роли России в качестве «преграды» на пути вступления Молдовы в ЕС, в то время как российские авторы рассматривают эту проблему комплексно, с учетом внутригосударственных проблем.
В процессе написания данной работы были также использованы различные виды источников. К первой группе относятся международные договоры и соглашения, которые помогли выявить нормативную базу взаимоотношений между государствами. Анализ документов Европейского Союза позволил определить основные этапы развития отношений с Молдовой. Отдельно стоит отметить постановления и официальные заявления российских органов власти, которые демонстрируют негативную реакцию России на сближение Молдовы с Евросоюзом. К следующей группе можно отнести результаты опросов общественного мнения . С их помощью удалось получить численные показатели, позволяющие выяснить мнение граждан Молдовы о внешнеполитическом векторе их страны и о том, с какими партнерами следует налаживать сотрудничество. Не менее важными оказались данные Национального бюро статистики , благодаря которым удалось проследить динамику внешней торговли Молдовы с 1997 по 2019 гг., а также изменения этнического и языкового состава населения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проанализированного примера можно убедиться, что вопреки мнению теоретиков политического реализма малые страны обладают значительным весом на мировой арене и являются полноправными участниками международных отношений. Однако они сталкиваются с большим количеством трудностей, порой экзистенциального характера, которые побуждают их к поиску путей сотрудничества с более влиятельными странами. Так вырабатываются различные тактики поведения малых стран, которые, обобщив, можно свести к трем: примыкание к более крупному государству или интеграционному объединению, балансирование между нескольких крупных акторов/интеграционных объединений и сохранение нейтралитета. На сегодняшний день более актуально сотрудничество именно в рамках интеграционных объединений, которые представляют собой комплексный механизм, включающий политическое, экономическое, правовое, культурное, и военное сотрудничество.
Европейский союз является одним из таких интеграционных объединений, которое особенно привлекательно для малых стран. Они стремятся стать частью этого союза, преследуя в первую очередь материальную выгоду. Членство в ЕС открывает возможность беспошлинной торговли с остальными странами-членами, что очень выгодно для слабо развитых экономик малых стран. Также для них благоприятны европейские инвестиции наряду с грантами и дотациями, направленными на развитие и модернизацию всех сфер государства. Стремясь в ЕС, малые страны также желают увеличить свой политический вес, чего они не смогли бы добиться вне союза. Однако членство в ЕС невозможно, если население не разделяет его ценностей и не причисляет себя к европейцам.
Одним из таких малых государств, устремившихся в Европейский Союз, является Республика Молдова, которая остается беднейшим государством Европы с высоким уровнем коррупции и неразрешенным конфликтом. Исторически Молдова была слабым государством, расположенным на стыке интересов крупных акторов и переходившим из одной сферы влияния в другую. Поэтому после обретения независимости стране так сложно было определить единый вектор развития. Этому мешали отсутствие национальной идеи и конфликт идентичностей, дестабилизирующий ситуацию. Путь европейской интеграции Молдовы не был стабильным и характеризовался поочередными подъемами и спадами. Оставаясь зависимой от России после распада СССР, Молдова предприняла попытку ослабить эту зависимость, активизировав сотрудничество с ЕС, направленное на последующую интеграцию в европейские структуры. На начальных этапах влияние России было слишком велико, поэтому Молдова была вынуждена балансировать между Россией и ЕС, пытаясь компенсировать неудачи своей непоследовательной политики. Со временем успехи евроинтеграции позволили снизить степень российского влияния в некоторых областях. Так тактика балансирования сменилась тактикой примыкания к ЕС. Однако коррумпированность проевропейских политиков и пророссийский настрой значительной части русскоязычного населения Молдовы привел к власти нового президента, сменившего на короткий промежуток времени тактику примыкания к ЕС на тактику примыкания к России и ЕАЭС. Результатом его деятельности стало некоторое потепление российско-молдавских отношений, но одновременно стало очевидно снижение степени влияния России на молдавскую политику.
Несмотря на то, что российско-молдавские отношения не были настолько тесными и стабильными, как российско-белорусские или российско-казахстанские, заинтересованность России в Молдове можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, Молдова является частью СНГ, в котором Россия обладает негласным лидерством. Во-вторых, для России важен нейтральный статус Молдовы, особенно учитывая расширение НАТО на восток, события в Грузии 2008 г., а также украинский кризис. Для России нейтралитет также является краеугольным камнем в разрешении Приднестровского конфликта. Не менее важным аспектом является вопрос идентичности. Молдавское население под влиянием общего советского прошлого в основном разделяет российские ценности, культуру и считает Россию одним из своих главных партнеров. Все это проявляется в виде поддержки «пророссийских» политических партий, противодействующих евроинтеграции, настаивающих на важности сотрудничества с Россией и на защите русскоговорящего населения.
Основными сферами российского влияния на Молдову традиционно считались торговля, энергетика, участие в приднестровском урегулировании и факторы идентичности. Первые две сферы можно причислить к материальным факторам, от которых зависит экономическая стабильность Молдовы. В результате проведенного исследования можно заметить, что российское влияние в сфере торговли со временем перестало быть особо критичным для Молдовы благодаря тому, что с 2014 г. для нее открылся рынок Европейского Союза. Переориентации на ЕС способствовала и сама Россия, которая своей торговой политикой «отрезала» молдавский рынок. В то же время зависимость от поставок российского газа остается существенным рычагом давления России. Не ослабели, а даже усилились позиции России в Приднестровье, которое теперь не только требует независимости от Молдовы, но и стремится стать частью Российской Федерации. Российские войска на территории Приднестровья являются ее стратегическим преимуществом, заставляя других участников переговоров считаться с ее позицией. Все эти факторы дополняются поддержкой пророссийского внешнеполитического вектора со стороны русскоговорящего населения Молдовы. Россия активно использует инструменты «мягкой силы», такие как привлекательность образования, защита популяризация русского языка, артикуляция общего культурного наследия, создавая привлекательный образ и увеличивая свой авторитет среди молдавских граждан.
Таким образом, процесс евроинтеграции Молдовы осложняется не только внутриполитической нестабильностью в стране, но и влиянием извне, оказываемым Россией, чтобы удержать Молдову в своей орбите. Попытки коммунистического правительства вести многовекторную политику (т.е. балансировать между Россией и ЕС) могли увенчаться негативными последствиями подобно украинским. Молдавский опыт показывает, что сочетать одновременное сотрудничество с двумя интеграционными блоками в условиях конфронтации между Россией и ЕС представляется неэффективным, так как у ЕС и ЕАЭС разные цели и приоритеты, разные подходы. Приверженность тактике балансирования вызывала лишь напряженность в отношениях с Россией и замедленный ход евроинтеграции. Идея сотрудничества «от Лиссабона до Владивостока» маловероятна на практике из-за высокой степени накала во взаимоотношениях России со странами запада после присоединения Крыма. Поэтому малым странам, таким как Молдова, находящимся между двумя полюсами, стоит выбрать один вектор сотрудничества (тактику примыкания) и направить все силы на его реализацию. Однако учитывая российский фактор влияния в случае Молдовы, без кардинальных и жестких мер это сложно будет реализовать в ближайшем будущем. Должно смениться еще несколько поколений, пока молдавское общество не станет готовым к вступлению в ЕС.



1. Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне от 19 ноября 1999 г. // Стамбульский документ. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Стамбул. - 1999.
2. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 19.11.2001 // Президент России. Официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/supplement/3400 (дата обращения - 05.05.2021).
3. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183 (дата обращения – 01.0.2021).
4. Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19.11.1990 // Официальный сайта ОБСЕ. - 2021. URL: https://www.osce.org/ru/library/14091 (дата обращения - 14.05.2021).
5. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) // Право Европейского Союза. - 2021. URL: https://eulaw.ru/treaties/lisbon/ (дата обращения – 24.02.2021).
6. Соглашениемежду Правительством Российской Федерациии Правительством Республики Молдовао торгово-экономическом сотрудничествена 1996-1997 годы // Бюллетень международных договоров № 11, ноябрь 1997 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/8306458 (дата обращения - 01.05.2021).
7. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова 15-31 августа 1992 г. // Дипломатический вестник. – 1992, № 15-16.
8. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли" // КонсультантПлюс. – 2021.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3635/(дата обращения - 01.05.2021).
9. Agreement between the European Community and the Republic of Moldova on the facilitation of the issuance of visas. - Declarations // OJ. - 19.12.2007. L 334/169-179.
10. Agreement between the European Community and the Republic of Moldova on the readmission of persons residing without authorisation. 10 October 2007 // OJ. - 19.12.2007. L 334/149-167.
11. Association Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part // OJ. - 30.8.2014.
12. Memorandum of understanding between the European Commission, The Government of the Republic of Moldova and the Government of Ukraine on the European Commission Border Assistance Mission to the Republic of Moldova and to Ukraine. Palanca, 7 October 2005.
13. Partnership and Cooperation agreement between the European Communities and their Member States and the Republic of Moldova // OJ. – 24.06.1998.

Национальное законодательство:
1. Закон ПМР № 90-З-VI «О порядке использования на территории Приднестровской Молдавской Республики Государственного флага Российской Федерации» от 27 апреля 2017 г. // Официальный сайт Президента Приднестровской Молдавской Республики. URL: http://president.gospmr.org/pravovye-akty/zakoni/zakon-pmr-o-poryadke-ispoljzovaniya-na-territorii-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-gosudarstvennogo-flaga-rossiyskoy-federatsii-.html (дата обращения - 13.05.2021).
2. Конституция Республики Молдова от 27.08.1994 (в ред. от 29.03.2016) // MonitorulOficialNr. 78, ст. №: 140.
3. Концепция внешней политики Приднестровской Молдавской Республики (20 ноября 2012 г.). // Дипломатический вестник Приднестровья. – 2012. – № 2. С. 135, 137.
4. Постановление Парламента № 368 от 08.02.1995 об утверждении Концепции внешней политики Республики Молдова // MonitorulOficial. – 06.04.1995, №20 статья №187.
5. Постановление Государственной Думы "О рекомендуемых ответных мерах Российской Федерации в отношении Республики Молдова в связи с проводимым молдавскими властями курсом на обострение обстановки вокруг Приднестровья" № 1539-IV. // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.02.2005.URL: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1002005009000&docid=20 (дата обращения - 21.03.2021).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 736 "О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201407310006?index=2&rangeSize=1 (дата обращения – 19.04.2021).
7. Programul de activitate a Guvernului „IntegrareEuropeană: Libertate, Democraţie, Bunăstare, 2009-2013” // Canceleria de stat a Republicii Moldova. - Chişinău, 2009. (молд.)
8. ProiectGuvernuluiRepublicii Moldova cu privire la aprobareaPlanului Individual de Acţiuni al ParteneriatuluiRepublica Moldova – NATO pentruanii 2021-2023 // Canceleria de stat a Republicii Moldova. (молд) URL:https://cancelaria.gov.md/sites/default/files/document/attachments/905_1.pdf (access date:19.05.2021).

Документы Европейского Союза:
1. EU/Moldova: Chisinau presents vision of Neighbourhood Action Plan // European Report. No. 2853.
2. Commission Decision of 21 December 2005 (2005/924/EC) //OJ.- 22.12.2005, No 337.
3. Communication from the Commission European Neighbourhood Policy Strategy Paper// COM (2004) 373 final, 12.05.2004.
4. Communication from the Commission to the Council and the Europe Parliament “Wider Europe – Neighbourhood: A new framework for relations with our Eastern and Southern neighbours”// COM (2003) 104 final, 11.03.2003.
5. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Protocol No 36 on transitional provisions //OJ No 115. – 09.05.2008.
6. Council Joint Action 2005/265/CFSP of 23 March 2005 appointing a Special Representative of the European Union for Moldova // OJ. - 30.3.2005. L81. Е50–52.
7. Proposal for a Regulation of The European Parliament and of The Council amending Council Regulation No.55/2008 introducing autonomous trade preferences for the Republic of Moldova, C7-0364/10. - Brussels, 10.11.2010.
8. The EU bank and EBRD support gas interconnection between the Republic of Moldova and Romania // European Investment Bank. - 19.12.2016. URL: https://www.eib.org/en/press/all/2016-351-the-eu-bank-and-ebrd-support-gas-interconnection-between-the-republic-of-moldova-and-romania.htm (access date: 11.05.2021).

Официальные заявления:

1. Заявление делегации Российской Федерации на третьей конференции по рассмотрению действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 2 июня 2006 года // Сайт Министерства иностранных дел РФ. – 27.06.2006. URL: https://www.mid.ru/web/guest/obycnye-vooruzenia/-/asset_publisher/MlJdOT56NKIk/content/id/399386 (дата обращения - 14.05.2021).
2. Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О недопустимости дискриминации российских средств массовой информации в Республике Молдова» // Электронный фонд правовых нормативно-технических документов. – 24.01.2018. URL: https://docs.cntd.ru/document/556348257?marker=6580IP (дата обращения - 20.05.2021).
3. Из выступлений глав государств СНГ на саммите в Душанбе // Интернет-портал СНГ. – 29.09.2018. URL: https://e-cis.info/news/566/63576/ (дата обращения - 11.05.2021).

Сообщения информационных агентств:

1. В Госдуме назвали «своевремненным» проведенный в Гагаузии 2 февраля референдум // Gagauzinfo.md .- 26.03.2014. URL: https://gagauzinfo.md/top2/11703-v-gosdume-nazvali-svoevremennym-provedennyy-v-gagauzii-2-fevralya-referendum.html (дата обращения – 19.04.2021).
2. В Приднестровье из России поступил первый транш финансовой помощи // РИА Новости. – 28.04.2006. URL: https://ria.ru/20060428/47006655.html (дата обращения - 14.05.2021).
3. «Восточное партнерство» напоминает кольцо вокруг России». Президент Молдавии рассказал о внешнеполитических ориентирах своей страны (интервью) // Газета "Коммерсантъ". - 27.02.2009, №35. - с. 1. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1126593 (дата обращения - 28.03.2021).
4. Жители Молдовы и Румынии являются самыми верующими народами в Европе // Point.md, - 13.07.2017. URL:https://point.md/ru/novosti/obschestvo/zhiteli-moldovy-i-rumynii-iavliaiutsia-samymi-veruiushchimi-narodami-v-evrope(дата обращения - 20.05.2021).
5. Игорь Додон возглавил марш в защиту семьи в Кишиневе // Sputnik.md. - 18.05.2019. URL: https://ru.sputnik.md/society/20190518/25994887/tradicionnye-cennosti.html(дата обращения - 20.05.2021).
6. Итоги референдума в Гагаузии: 98,09% - за независимость, 98,47% - за ТС, 97,22% - против ЕС // Regnum. – 03.02.2014. URL: https://regnum.ru/news/polit/1762107.html (дата обращения – 19.04.2021).
7. Квоты для иностранных студентов увеличены // Сайт Представительства Россотрудничества в Республике Молдова, 2020. URL: https://rs.gov.ru/ru/news/81757 (дата обращения - 20.05.2021).
8. ЛГБТ-активисты Молдовы провели марш «Без страха» в оцеплении полиции// RFI. - 19.05.2018. URL:http://www.rfi.fr/ru/evropa/20180519-lgbt-aktivisty-moldovy-proveli-marsh-bez-strakha-v-otseplenii-politsii(дата обращения - 20.05.2021).
9. МИД России призывает отменить блокаду Приднестровья // Regnum. – 05.04.2006. URL: https://regnum.ru/news/economy/600596.html (дата обращения - 14.05.2021).
10. Молдавия не променяет европейскую интеграцию на дешевый газ из России // РБК. – 17.09.2012. URL: https://www.rbc.ru/economics/17/09/2012/5703fd0d9a7947ac81a6bdfd (дата обращения - 10.05.2021).
11. Молдавия просит Россию вывести войска с ее территории // Независимая газета. – 25.09.2009. URL: https://www.ng.ru/cis/2009-09-25/6_moldavia.html (дата обращения – 05.05.2021).
12. Молдавская ГРЭС празднует свою 45 годовщину // Официальный сайт ПАО «Итер РАО». – 14.09.2009. URL:https://www.interrao.ru/press-center/news/detail.php?ID=683&sphrase_id=351305 (дата обращения - 13.05.2021).
13. Опрос подтвердил желание жителей Приднестровья присоединиться к России // Lenta.ru. – 17.0.2016. URL: https://lenta.ru/news/2016/06/17/pridnestrovie/ (дата обращения - 19.05.2021).
14. От запрета на ввоз вина Молдавия пострадала меньше России// Lenta.ru. – 16.04.2006. URL: https://lenta.ru/news/2006/04/16/tarlev (дата обращения - 14.05.2021).
15. Парламент Молдавии отменил закон о запрете «российской пропаганды» // Интерфакс. – 16.12.2020. URL: https://www.interfax.ru/world/741636 (дата обращения - 20.05.2021).
16. Парламент Молдовы принял закон о зоне свободной торговли в СНГ // Интернет-портал СНГ. – 27.09.2012. URL: https://cis.minsk.by/news/893/moldova-ratificirovala-dogovor-o-zone-svobodnoj-torgovli-v-sng (дата обращения - 16.04.2021).
17. Посол Румынии в Молдавии объявлен персоной нон-грата // Русская газета, 08.04.2009. URL: https://rg.ru/2009/04/08/visa-rumyn-anons.html (дата обращения – 28.03.2021).
18. Россия ввела эмбарго на поставки вина из Молдавии // Интерфакс. – 10.09.2013. URL: https://www.interfax.ru/russia/328180 (дата обращения - 20.04.2021).
19. Contract for construction of Iasi–Ungheni gas pipeline // Agerpres. - 08.08.2013. URL: https://125.agerpres.ro/english/2013/08/08/contract-for-construction-ofiasi-ungheni-gas-pipeline-18-28-43 (access date: 10.05.2021).
20. Moldovan troops to join exercises with NATO countries despite Dodon’s opposition // RFE/RL’s Moldova Service. – 07.09.2017. URL:https://www.rferl.org/a/moldovan-troops-nato-exercises-dodon-opposition/28721824.html (access date: 05.01.2021).
21. Oameni din toatecolţurileţăriiprotesteazăfaţă de actualaguvernare // Journal.md. - 24.01.2016. (молд.) URL:https://www.jurnal.md/ro/politic/2016/1/24/oamenii-din-toate-colturile-tarii-protesteaza-fata-de-actuala-guvernare-urmareste-in-direct-evenimentele-din-pman/

Официальные материалы сайтов органов государственной власти и международных организаций:
1. О представительстве // Сайт Представительства Россотрудничества в Республике Молдова. - 2021. URL: https://mda.rs.gov.ru/ru/about (дата обращения - 20.05.2021).
2. Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям EastStratComTaskForce в вопросах и ответах // EuropeanUnionexternalactionwebsite. - 2021. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/55017/-east-stratcom-task-force_ru (дата обращения – 20.05.2021).


Статистические данные:
1. Внешняя торговля Республики Молдова (1997-2019) // Национальное бюро статистики Республики Молдова. URL: https://statistica.gov.md/category.php?l=ru&idc=336& (дата обращения - 16.04.2021).
2. Демографические, национальные, языковые и культурные характеристики Республики Молдова// Национальное бюро статистики Республики Молдова, 2004. URL: https://statistica.gov.md/pageview.php?l=ru&idc=295&id=2234 (дата обращения – 03.03.2021).
3. Основные результаты Переписи населения и жилищ 2014 // Национальное бюро статистики Республики Молдова. URL: https://statistica.gov.md/newsview.php?l=ru&id=5583&idc=168 (дата обращения - 19.05.2021).
4. Статистический ежегодник 2020 г. // Сайт Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики. http://mer.gospmr.org/gosudarstvennaya-sluzhba-statistiki/informacziya/ezhegodnik-gosudarstvennoj-sluzhby-statistiki.html (дата обращения - 13.05.2021).
5. Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации с Республикой Молдова // Сайт посольства Российской Федерации в Республике Молдова. - 2021. URL: https://moldova.mid.ru/torgovo-ekonomiceskoe-sotrudnicestvo-rossijskoj-federacii-s-respublikoj-moldova (дата обращения - 11.05.2021).
6. Transition Report 1999 // European Bank for Reconstruction and Development. - London: EBRD. - 1999. – 288 p. - p.73. URL: https://www.ebrd.com/downloads/research/transition/TR99.pdf (access date: 02.03.2021).
7. World Development Indicators // The World Bank. - 2019. URL: https://databank.worldbank.org/data/download/GDP_PPP.pdf (дата обращения – 15.01.2021).

Опросы общественного мнения:

1. Барометр общественного мнения Республики Молдова, электронная база данных. - 01.2019. URL: http://www.bop.ipp.md(дата обращения - 20.05.2021).
2. Barometrul socio-politic, Republica Moldova // IMAS. - 2020.(молд.)

Другое:
1. Итоги досрочных парламентских выборов 25 февраля 2001 года // Данные Ассоциации Участия «ADEPT». URL: http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2001/results/ (дата обращения - 20.05.2021).
2. Итоги парламентских выборов 6 марта 2005 года // Данные Ассоциации Участия «ADEPT». URL: http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2005/results/ (дата обращения - 20.05.2021).
3. Официальная страница И. ДодонаВКонтакте // vk.com, 2021. URL:https://vk.com/dodonigor (дата обращения - 20.05.2021).


Литература:

Научные монографии:
1. Мещеряков К. Е. Политика России в отношении европейских республик СНГ: проблемы и тенденции развития, пути модернизации с целью повышения эффективности / К. Е. Мещеряков. ― СПб.:Скифия-принт, 2012. ― 202 с.
2. Остапенко Л.В., Субботина И.А., Нестерова С.Л. Русские в Молдавии. Двадцать лет спустя … / Остапенко Л.В., Субботина И.А., Нестерова С.Л. – М.:ИЭА РАН, 2012 – 403 с.
3. Памятники русской культуры и истории в Молдове: Фотоальбом/авт.-сост.: Т.П.Млечко, Л.Ф.Чащина, Л.Ф. Барбус; фот.: Д.А. Топал; Фонд «Русский мир» – К.: «Valinex» SRL, 2009. — 80 с.
4. Политическая культура постсоветских стран: экспертная рефлексия. Под общ.ред. Каспэ С.И. – Москва, 2017. – 112 с.
5. Топал С. По зову предков / под ред. П. Чеботарь. – Комрат:Tipogr. «Elena-V.I.», 2013. – 252 p.
6. Трещенков Е. Ю. От восточных соседей к восточным партнерам. Республика Беларусь,Республика Молдова и Украина в фокусе политики соседства Европейского Союза (2002–2012) / Трещенков Е. Ю. – СПб: «Своеиздательство», 2013. – 402с.
7. Улахович В.Е. Формирование основ внешней политики Республики Беларусь (1991–2005) / Улахович В. Е. - Минск: Харвест, 2009. - 350 с.
8. Шорников П.М.Молдавская самобытность / Шорников, П.М. - Тирасполь: Издательство Приднестровского университета, 2007. - 400 с.
9. Handel, M. Weak States in the International System / Handel, M. - London: Frank Cass, 1981. – 318 p.
10. Rothstein, R. L. Alliances and Small Powers / Rothstein, R. L. - New York: Columbia University Press, 1968. - 331 р.

Научные статьи:
1. Боцан И. Переговорный процесс как откладывание решение / И. Боцан // Молдова-Приднестровье. Общими усилиями – к успешному будущему. Переговорный процесс / под ред. Д. Матвеева [и др.]. - Кишинев, 2009. – 320 с.
2. Бусыгина И.М., Климович С.А. Коалиция внутри коалиции: страны Балтии в Евросоюзе / И.М. Бусыгина, С.А. Климович // Балтийский регион. – 2017, Т.9, №1. – с.7-26.
3. Васильев В. Европейский путь Молдовы: иллюзии и действительность / В. Васильев// Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. - 2019, № 3. - с. 59-72.
4. Гронский А. Русский мир в поисках содержания / А. Гронский // Россия в глобальной политике. – 2017, №4. URL: https://globalaffairs.ru/articles/russkij-mir-v-poiskah-soderzhaniya/ (дата обращения - 19.05.2021).
5. Гузун В. М. Торгово-промышленная палата как фактор формирования имиджа Приднестровья / В.М. Гузун // Интернет-издание Тираспольской школы политических исследований – 2015б № 37. URL:http://web.archive.org/web/20150724212606/http://www.pmr21.info/text.php?cat=6&name=torgovo-promyshlennaja_palata_pmr&arch=onsite (дата обращения - 13.05.2021).
6. Девятков А. В. Республика Молдова в контексте внешней энергетической политики Европейского Союза / А.В. Девятков // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. - 2017. № 1. – с. 166-192.
7. Днестрянский И. 14-ая общевойсковая российская армия в Приднестровском конфликте / И. Днестрянский // ArtOfWar. – 26.04.2011. URL: http://artofwar.ru/i/iwan_d/text_0260-3.shtml (дата обращения - 13.05.2021).
8. Изотов А.В. Внешнеполитические стратегии России и Европейского союза по отношению к региону их общего соседства как фактор отношений между Евросоюзом и Россией / А. В. Изотов // Управленческое консультирование.- 2014. №8. - С. 44-58.
9. Лавренов С. Молдавия и СНГ: состояние и перспективы развития отношений / С. Лавренов // Постсоветский материк. – 2017, №15. - с.13-29.
10. Мещеряков К. Е. Молдавия накануне обретения независимости: внутриполитическая ситуация и межнациональные отношения в республике в конце 1980-х – начале 1990-х гг. / К.Е. Мещеряков // Научно-практический электронный журнал Оригинальные исследования (ОРИС). – 2020, №2. – с. 57-68.
11. Никифорова П.Г. Проблема национальной идентичности в условиях глобализации / П.Г. Никифорова // Вестник Башкирского университета. – 2088, Т. 13., №2. – с.382-386.
12. Осталеп В. Внешняя политика Молдавии: 1991-2014 годы / В. Осталеп // Проблемы постсоветского пространства. – 2014, №2. – с. 90-109.
13. Скриба А. Балансирование малых и средних государств / А. Скриба // Международные процессы. – 2014, Том 12, № 4. - с. 88-100.
14. Фокина Л.В. Молдова: состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества с Россией / Л.В. Фокина // Проблемы постсоветского пространства. – 2017, №2. - с.96-108.
15. Цымбурский В.Л. (1997) Народы между цивилизациями / В.Л. Цымбурский // ProetContra. – 1997, № 3. - С. 154–184.
16. Шиманская О.К. Европейские ценности и религиозный фактор в Республике Молдова / О.К. Шиманская // Научно-политический Вестник Института Истории РАН. – 2019, №6, с. 116-120.
17. Aglyan V. R. Dimensions of International Hierarchy in the Post-Soviet Space: Analytical Approaches and Empirical Reflections / V. R. Aglyan // ВестникРоссийскогоуниверситетадружбынародов. Серия: Международныеотношения. - 2014, № 4. - с. 185-192.
18. Bailes, Alyson J.K. Thorhallsson, B. Instrumentalizing the European Union in Small State Strategies / Alyson J.K. Bailes, B. Thorhallsson // Journal of European Integration. – 2012, Vol.35, No.2. – p. 99-115.
19. Boonstra, J. Moldova: an EU success story? / J. Boonstra // Policy brief. – 2011, № 92. - p. 1-5
20. Buşcaneanu, S. How Far is the European Neighbourhood Policy a Substantial Offer for Moldova? / Buşcaneanu, S. //Journal of Foreign Policy of Moldova. – 2006, No.1. - 61 p.
21. Całus, K. Kosienkowski, M. Relations between Moldova and the European Union / K. Całus, M. Kosienkowski // The European Union and its eastern neighbourhood: Europeanisation and its twenty-first-century contradictions / ed. : P. Flenley and M. Mannin. - Manchester: Manchester University Press, 2018. - p. 99-113.
22. Chloë Bruce Power Resources: the Political Agenda in Russo-Moldovan Gas Relations / Bruce Chloë // Problems of Post-Communism. – 2007, No 54:3. - p. 29-47.
23. Crowther, William E. Moldova, Transnistria, and the PCRM's Turn to the West / William E. Crowther // East European Quarterly. – 2007, №41. – р. 273-304.
24. Dura, G. EUBAM Moldova–Ukraine. The EU Border Assistance Mission to the Republic of Moldova and Ukraine / G. Dura // European Security and Defence Policy: The First Ten Years (1999–2009)/ ed.: G. Grevi, D. Helly,D. Keohane. - Paris: EU Institute for Security Studies, 2009. – p. 275–285.
25. Graf, A. Lanz, D., Conclusions: Switzerland as a paradigmatic case of small-state peace policy? / A. Graf, D. Lanz // Swiss Political Science Review. – 2013, No. 19(3). - p. 410-423.
26. Konończuk W., Matuszak S. Ukraine & Moldova and the Energy Community / W. Konończuk, S Matuszak // Centre for Eastern studies (OSW). – 28.03.2012. URL: https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/analyses/2012-03-28/ukrainemoldova-and-energy-community (access date: 10.05.2021).
27. Korosteleva, E. Moldova's European Choice: "Between Two Stools"? / E. Korosteleva // Europe-Asia Studies. – 2010, No.62. – p. 1267-1289.
28. Lobjakas A. Small states in the European Union / A. Lobjakas // ICDS Diplomaatia magazine. – 22.02.2013. URL: https://icds.ee/en/small-states-in-the-european-union/ (access date: 23.02.2021).
29. Long, T. It’s Not the Size, It’s the Relationship: From ‘Small States’ to Asymmetry / T. Long // International Politics. – 2017. No. 54. - p. 144-160.
30. Lukacs, J Finland Vindicated / J. Lukacs // Foreign Affairs. – 1992, Vol. 71, No.4. – p.50–63.
31. Maass, M. Small states: Survival and proliferation / M. Maass // International Politics. – 2014. No. 51. p. 709–728.
32. Neal, A. W. Security in a Small Nation: Scotland, Democracy, Politics, / Neal, A. W. - UK: Open Book Publishers, 2017. – 235 p.
33. Morari, C. EU Role in the Republic of Moldova European Integration Within Eastern Partnership / C. Morari // CES Working Papers. – 2016, Vol. 8, No. 3. - p. 410-425.
34. Quinlan, Paul D. A Foot in Both Camps: Moldova and the Transnistrian Conundrum from the Kozak Memorandum / Paul D. Quinlan // East European Quarterly. – 2008, №42. – р. 129-160.
35. Robert O. Keohane Lilliputians' Dilemmas: Small States in International Politics / Robert O. Keohane // International Organization. – 1969. Vol. 23, No. 2. - p. 291- 310.
36. Shapovalova, N. Boonstra, J. The European Union: From Ignorance to a Privileged Partnership with Moldova / N. Shapovalova, J. Boonstra // Moldova. Arena of International Influences / ed.: M. Kosienkowski, W. Schreiber. - Lanham, Md: Lexington Books, 2012. - p. 51–75.
37. Thorhallsson, B., Steinsson, S. Small State Foreign Policy / B. Thorhallsson, S. Steinsson // Oxford Research Encyclopedia of Politics. - 2017.
38. Tudoroiu T. Democracy and state capture in Moldova, Democratization / T. Tudoroiu // Democratization. – 2014, No. 22. – p. 655– 678.
39. Tudoroiu, T. The European Union, Russia, and the Future of the Transnistrian Frozen Conflict / T. Tudoroiu // East European Politics & Societies. – 2012, vol. 26, No. 1. - pp. 135-161.
40. Vaicekauskaitė, Z. M. Security strategies of small states in a changing world. Journal of Baltic Security / Z. M. Vaicekauskaitė // Journal on Baltic Security. – 2017, vol.3, No.2. - p. 7-15.
41. White, S., Light, M., Lowenhardt, J. Belarus, Moldova and Ukraine: Looking east or looking west? / S. White, M. Light, J. Lowenhardt // Perspectives on European Politics and Society. - 2001, No2. – p. 289–304.
42. Wivel A. The Security Challenge of Small EU Member States: Interests, Identity and the Development of the EU as a Security Actor / A. Wivel // Journal of Common Market Studies. – 2005, No 42(2). – p. 393-412.
Доклады и материалы экспертных центров:
1. Взаимодействие Румынии и НАТО // ИАП «НАТО.РФ». - 2021. URL: https://xn--80azep.xn--p1ai/ru/romania.html (дата обращения - 14.05.2021).
2. Гудым А. Республика Молдова и Европейский Союз как партнеры / Гудым А. - Кишинев: CISR. - 2002.
3. Молдова между востоком и западом: взгляд из Гагаузии и Тараклии // Институт общественных политик. - 2016. - с. 32.URL: https://ipp.md/old/public/files/Publicatii/Studiu_ru.pdf (дата обращения - 20.05.2021).
4. Молдова: региональные напряженные отношения в Приднестровье // Доклад №157 МГПК: Европа. -17.06.2004 г.
5. План действий Европейский Союз – Республика Молдова // Справочник. — Кишинев.: Gunivas. - 2006. — 88 с.
6. Углубленный обзор политики Республики Молдова в области энергоэффективности // Секретариат Энергетической Хартии. - 2015.
7. Ciurea, C. Parteneriatul Estic (PaE), un proiect incert in plina desfasurare: deficiente si provocari pentru 2015 / C. Ciurea // Asociaţia pentru Politica Externă. – 2015.
8. Evolution of the Transnistrian Economy: Critical Appraisal // CISR. - 2002.
9. Migration in Moldova: A country profile 2008 // ed.: Siar, Sh. – Geneva, Switzerland: International Organization for Migration. – 60 p.
10. Research paper on Transnistria // CISR. - 2003. – 30 p.
11. Raik, K. From attraction to Europeanization – Moldova’s slow movement towards the EU / K. Raik // Eastern Partnership Review. – 2011, No 2.
12. Schiff M. Regional integration and development in small states / M. Schiff // World Bank Policy Research Working Paper. – 2002, No.2797.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ