Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности ценностных ориентаций подростков

Работа №124097

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ № 4.
Выборка: 24 подростка (13 девушек и 11 юношей) в возрасте 14-15 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций у современных подростков 14
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 20
2.1 Процедура проведения исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций современных подростков 25
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Актуальность работы. Условия развития современного поколения стремительно меняются, поскольку социальные и культурные «паттерны» нестабильны и не всегда развиваются в положительном направлении. Люди в раннем детстве и подростковом возрасте открыты для социальных влияний, активны и быстро меняются. За это время в человеке закладывается система ценностных ориентаций, которая является моральным и культурным ядром личности. В настоящее время исследование ценностных ориентаций подростка должно показать главные аспекты в процессе изменения духовных ценностей современного общества. Через несколько лет сегодняшние подростки будут определять развитие нашей страны и общества. Поэтому важно знать ценности молодого поколения, чтобы, с одной стороны, в случае необходимости их скорректировать, с другой стороны, понимать перспективы развития социума.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М. Каганом, социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М. Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я. Лернером, И.Л. Федотенко. Исследованию проблемы развития ценностных ориентаций подростков посвящено много трудов педагогов и психологов, так как однозначного решения сложно найти.
Вопросы ценностных ориентаций подростков изучались, в частности, О.В. Закревской, С.В. Молчановым, Е.А. Гилязиевой и Т.А. Павленко, В.Б. Норицыным и И.В. Пшеничновой.
Исходное состояние проблемы. Проблемы современного общества переросли в глубокую деформацию глубочайших нравственных основ духовного мира человека. Коренные изменения в политической, экономической и духовной сферах привели к радикальным изменениям ценностных ориентаций и действий людей. Больше всего данные изменения проявились в сознании современной молодежи и подростков. Все это указывает на высокую значимость исследования особенностей ценностных ориентаций подростков.
Объект исследования – ценностные ориентации личности.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций младших подростков.
Цель исследования – изучить особенности ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза исследования. Ценностные ориентации в подростковом возрасте имеют выраженную гендерную окраску. Такие ценности, как конформность и семейные ценности наиболее выражены у девушек, самостоятельность и властность – у юношей.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности подросткового возраста.
2. Рассмотреть особенности ценностных ориентаций у подростков.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков.
5. Сформулировать выводы на основании полученных данных.
Методы исследования:
– теоретические: индукция; анализ; классификация; обобщение.
– эмпирические: методика изучения ценностей личности С. Шварца, разработанная с использованием ценностных типов М. Рокича (адаптация В.Н. Карандашева);
— методы количественного (первичная обработка данных, вторичная обработка данных – U-критерий Манна-Уитни) и качественного анализа данных.
База исследования: МБОУ СОШ № 4.В исследовании приняли участие 24 обучающихся 9 классов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на 2 параграфа, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый возраст является важным этапом развития личности и, по мнению ученых, в этом возрасте начинает формироваться определенный круг интересов, касающийся сферы ценностей, который постепенно приобретает устойчивость. Именно в этом возрасте человек открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется. В данный период в человеке закладывается система ценностных ориентаций, которые влияют на действия и поступки, обуславливая их мотивацию, обнаруживаются в убеждениях и идеалах.
Для достижения цели исследования и эмпирического доказательства гипотезы был сформулирован ряд задач. В ходе решения первой задачи были рассмотрены особенности подросткового возраста, изучены работы таких педагогов и психологов, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, В.А. Караковский, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер и др.
Результатом решения второй исследовательской задачи стали выводы о системе ценностных ориентаций, выражающей внутреннюю основу отношений личности с действительностью. Под ценностями понимаются убеждения, которые выполняют функцию управления выбором или оценкой линии поведения. Ценностные ориентации представляют собой детерминанту поведения человека во взаимосвязи с его системой ценностей, мотивов и мировоззрением.
Нами выявлено, что формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру и к себе самому, основу жизненной концепции и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.
В ходе решения третьей задачи была подобрана методика для исследования ценностных ориентаций в подростковом возрасте – методика изучения ценностей личности Ш. Шварца.
Результатом решения четвертой задачи стало проведенное нами эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков, анализ результатов и выводы.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 4, в нем приняли участие 24 обучающихся 9 класса, среди них - 13 девушек и 11 юношей.
Нами было выявлено, что для девушек, в отличие от юношей, большую ценность представляет соответствие общественным требованиям и стандартам. Кроме того, большое значение для них имеет благополучие близких, они более терпимы к окружающим людям. Весьма явно прослеживается у девушек и стремление достичь успеха. Для юношей наибольшую ценность представляет получение признания со стороны других людей и возможность контроля над ними.
Вероятно, подобные результаты обусловлены изменением тенденций в воспитании детей, в настоящее время у ребенка часто не формируют целенаправленно «женские» или «мужские» ценности. Общественные нормы изменяются, а вместе с ними и ценности, поскольку социум оказывает существенное влияние на их формирование.
Гипотеза исследования частично подтвердилась – такая ценность, как конформность действительно более выражена у девушек, власть – у юношей. Однако с точки зрения самостоятельности и приверженности семейным ценностям значимых различий выявлено не было.
В наши дни, когда так много беспорядка и напряженности, крайне важно комплексное педагогическое и воспитательное воздействие на молодежь, чтобы сделать ее приоритетом общечеловеческих ценностей для глубокой, здоровой и сбалансированной жизни.



1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко;Под ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c.
2. Аникина, М.Е. Медиапотребление российских школьников: центр и регионы // Медиа альманах. – 2017. – № 4. - С. 50 – 62
3. Аритова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. Вестник МГУ сер. Психология № 4, 2018г. — с. 40-52.
4. Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. — 2003. — № 1. — С. 28–38.
5. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. —270 с.
6. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. — 1997. — № 1.
7. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. для вузов. — М.: Трикста, 2016. — 256 с.
8. Воронова, Алла Георгиевна. Становление жизненной позиции подростка через ценностные ориентиры М. Рокич // АНИ: педагогика и психология. 2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-zhiznennoy-pozitsii-podrostka-cherez-tsennostnye-orientiry-m-rokich (дата обращения: 22.12.2021).
9. Герцен, С.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России (межпоколенный подход): дис. канд. соц. наук: 22.00.00. - Тюмень, 2012 - 30 с.
10. Гилязиева Е.А., Павленко Т.А. Исследование особенностей ценностных ориентаций подростков // Альманах современной науки и образования. — 2014. — 4(83).— С. 47-49.
11. Гуревич, П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. — М.: Юрайт, 2019. — 430 с.
12. Донских, О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. — 2005. — № 2. — С. 121-127.
13. Друкер, М.М. Создание положительного контента социальных медиа как инструмент формирования ценностных ориентиров современных подростков // Вестник ВУиТ. 2020. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-polozhitelnogo-kontenta-sotsialnyh-media-kak-instrument-formirovaniya-tsennostnyh-orientirov-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 22.12.2021).
14. Есаулов, И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник. — М.: Планета музыки, 2020. - 256 с.
15. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
16. Забродин, Ю.М., Сосновский, Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. 2014. — № 6.
17. Закревская, О.В. Особенности ценностных ориентаций старших подростков // Система ценностей современного общества. — 2013. — №1. — С. 13-24.
18. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004. – 70с.
19. Карпова, М.К., Евдокимов, В.И. Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2019. - Т. 7, № 2 (26) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения: 22. 12. 2021).
20. Коноплева Е.А. Тексты популярных песен как регулятор ценностных ориентиров детей подростков // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2019. — №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teksty-populyarnyh-pesen-kak-regulyator-tsennostnyh-orientirov-detei-podrostkov (дата обращения: 22.12.2021).
21. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
22. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — №2 (121). — С. 198-204.
23. Куцебо, Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. -128 с.
24. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ: Психология серия 14 - 2007 - №1. - С. 344
25. Лукашевич, В. В, Пронина, Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. — М.: Юрайт, 2019. -296 с.
26. Митина, О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. — М.: Смысл, 2017. – 237с.
27. Митина, О.В., Рассказова, Е.И. Рефлексивная ориентация и ее диагностика в структуре контроля за действием // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35.— № 1.— С. 118—128.
28. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. — 2005. — №3. — С. 16-25.
29. Низовских, Н.А., Митина, О.В., Тюлькин, М.С., Дровосеков, С.Э. Психологическая готовность к управлению: методика исследования // Вести. Вятского гос. гум. ун-та. Сер. Педагогика и психология. — 2012. — Т. 4. — № 3. — С. 102—109.
30. Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/08/7497 (дата обращения: 29.05.2023).
31. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для СПО. В 2-х томах. Том 1. Теоретическая педагогика. В 2-х книгах. Книга 1. — М.: Юрайт, 2019. - 404 с.
32. Савинова, О.Н. Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ: к проблеме освещения семейных ценностей // Медиаскоп. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1172 (дата обращения: 22.12.2021).
33. Ситаров, В.А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2018. – № 1. С. 47 – 55.
34. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие / А.Н. Сухов. - М.: Academia, 2018. - 208 c.
35. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1999 - №6. - С. 31-41.
36. Шалионов, Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. — СПб. — 2015.
37. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики.— 2012. — Т. 9. — № 2. — С. 43—70.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ