Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Невозможное слово»: использование «зримого» языка в позднем кинематографе Элема Климова

Работа №124093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. 6
Кинообразы раннего творчества Элема Климова: комическая рефлексия как попытка «высвобождения» речи, подвергнутой идеологической адаптации в искусстве. 6
Глава 2. 15
Природа кинообразов Элема Климова в коммуникативной парадигме. 15
2.1. Кинообразы Климова в рамках языковых теорий. 15
2.2. Кинообразы Климова в аспекте их восприятия. 21
2.3. Опора на телесную экспрессию в кинообразах Климова и аристотелевская концепция драмы. 27
Глава 3. 32
Визуализация типичных образов в позднем кинематографе Элема Климова. 32
3.1. Странник. 32
3.2. Жертва. 39
3.3. Смерть. 49
Заключение. 54
Список использованной литературы. 55
Фильмография. 58


Разговор о советском кинематографе в отрыве от социокультурного и исторического контекста невозможен. Под этим контекстом подразумевается, конечно, господствующая в прошлом столетии идеология большевизма, сталинизма, социализма и прочих ее видоизменяемых аналогов. Однако, современные теоретики и критики кино зачастую руководствуются двумя крайними подходами: советское кино рассматривается либо исключительно как продукт программного запроса, либо в тотальной обособленности от идеологической детерминации как самобытное произведение киноискусства. Такой же радикализм присущ в том числе исследованиям, посвященным месту кинозрителя в вопросе возникновения кинопроизведения: экранные кинообразы трактуются либо в полном отрыве от воспринимающей их публики как самоцельное отражение авторской личностной рефлексии, либо в рамках их прямой взаимосвязи с государственным заказом, что называется, «на потребу зрителю». Подобные подходы кажутся нам в равной мере недостаточными для понимания феномена кинематографа Элема Климова, и данная работа суть попытка поиска «золотой середины» между существующими теоретическими подходами для интерпретации творчества советского режиссера.
Объектом данного исследования является визуальный образ как часть киноязыка. В центре данной работы оказывается поздний кинематограф Элема Климова, в котором, на наш взгляд, визуальный образ становится доминирующим над образом вербальным – речевым – и является смыслообразующей структурой кинопроизведений автора. Основным предметом исследования являются «зримые» образы, нашедшие свое отражение в работах советского режиссера – их структура, культурно-историческая обоснованность и типизация. Цель нашей работы – рассмотреть специфику кинообразов Элема Климова (в том числе в контексте их восприятия идеологически «закрепощенным» зрителем периодов оттепели и «застоя») и выявить приоритетность визуализации при их раскрытии.
В основе данного исследования лежит гипотеза о том, что в контексте кинематографа шестидесятников с присущим ему отходом от «типажа» и разворотом к фигуре «живого» человека, в позднем драматическом корпусе работ Элема Климова этот «разворот» приобретает невероятную глубину психологизма за счет фокусирования на телесных, мимических характеристиках человеческого образа. Ключевые события советской истории (революция 1917-го года и Великая Отечественная война), не в первый раз нашедшие свое отражение в советском кинематографе, в картинах Климова рассмотрены через призму ярко выраженной авторской рефлексии: смысл имманентен телу героев, а их молчаливость или немногословность порождают широкое метафорическое пространство коммуникативного акта, не подвластного вербальному языку.
Анализируя запечатленные в кинематографе Климова образы, в данной работе мы ставим перед собой несколько задач: во-первых, выявить тотальный переход режиссера от комической рефлексии как способа высвобождения «закрепощенной» речи идеологии в область визуального киноязыка, где вербальная речь становится прислуживающим элементом у драматического кинообраза; во-вторых, охарактеризовать природу кинообразов Элема Климова в контексте их восприятия (опираясь в том числе на концепцию Маршалла Маклюэна) и в аспекте языковых теорий; в-третьих, истолковать использование режиссером определенных образов и сюжетов, опираясь на аристотелевскую концепцию мифа; и, наконец, в-четвертых, проанализировать визуальную репрезентацию режиссером трех типичных для русской культуры образов.
Материалом исследования служат кинофильмы Элема Климова, других режиссеров-шестидесятников, таких как Василий Шукшин, Лариса Шепитько и Андрей Тарковский, и в том числе картины советских режиссеров более ранних периодов. В качестве методологии используется широкий круг теоретических статей, посвященных киноискусству: работы представителей формальной школы, семиотиков, литераторов, философов и культурологов.
Стоит отметить, что мы глубоко огорчены крайне малой степенью исследования позднего корпуса работ кинорежиссера – картин «Прощание» (1983), «Агония» (1981) и «Иди и смотри» (1985) - по сравнению с другими режиссерами-шестидесятниками. Чем такое упущение обосновано – непонятно. В связи с этим наше исследование представляется нам актуальным и небеспочвенным.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была предпринята попытка выявления специфики кинообразов и приоритетность визуализации в их раскрытии в позднем творчестве советского режиссера Элема Климова. В связи с этим, мы пришли к следующим выводам: во-первых, в трех драматических картинах режиссера опора на визуальные образы более не носит характер «заигрывания» с экранным пространством, наблюдаемого в раннем творчестве режиссера, а являет собой фактурную уплотненность телесным и мимическим составляющими человеческого образа, что несет в себе движение в сторону глубокого психологизма в передаче «предельных состояний» мира духовного и материального; во-вторых, образы, нашедшие свое воплощение в работах режиссера, являются типичными и даже архетипическими для русской культуры, что говорит о повороте-развороте в сторону традиционных вневременных ценностей и кризисе советской мифологии; в-третьих, кризис «совершенной речи» (опираясь на концепцию Коткина) социализма породил «немногословный» характер драматической «тройки» кинокартин Климова, где центральным выражением авторской мысли становится образ визуальный, а речь вербальная либо является прислуживающим этому образу вторичным элементом, либо в своей партийной патетике становится негативной характеристикой киногероев; и в-четвертых, образ смерти, объединяющий в своем смысловом пределе образы странника и жертвы, находит свое воплощение в крайне опосредованном контакте персонажей с окружающим их миром, когда собственная способность к говорению обесценивается, а единственную важность приобретает прямой и непрерывный взгляд на разворачивающиеся трагедийные события.


1. Антонова Е. О символизации жилища //Текст. Контекст. Подтекст. Сборник статей в честь МН Погребовой. - М.: Институт востоковедения РАН, 2013. – С. 34-58.
2. Аристотель П. Сочинения: В 4-х т. Т. 4./Пер. с древнегреч.; Общ. ред. АИ Доватура //М.: Мысль, 1983. – С.645-680.
3. Арто А. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра: Пер. с франц //М.–СПб.: Симпозиум. – 2000. – 443 с.
4. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. Составление, пер. с франц. и послесловие Сергея Зенкина. – М.: Ad Marginem / Сталкер, 2002. – 155 с.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики //М.: Художественная литература, 1975 – 504 с.
6. Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского. – М.: Вагриус, 2004. – 527 с.
7. Булгакова О. Советский слухоглаз: кино и его органы чувств. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 319 с.
8. Быков Д. Один // Сайт: Эхо Москвы. URL: http://echo.msk.ru/programs/odin/1652598-echo/ (дата обращения: 23.04.2017).
9. Гегель Г. Лекции по философии религии // URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000440/st003.shtml (дата обращения: 30.04.2017).
10. Дашкова Т. Телесность--идеология--кинематограф: визуальный канон и советская повседневность. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 249 с.
11. Добротворский С. Кинематограф и его двойник // URL: http://seance.ru/n/15/plennik-i-voyna/ego-dvojnik/ (дата обращения: 26.04.2017).
12. Кайатос А. Говорящие в беззвучии: скорее молчаливы, чем немы советский театр глухих и пантомима после Сталина //Журнал исследований социальной политики. – 2012. – Т. 10. – №. 2. – С.213-234.
13. Климочкина, А. Бытовая культура советских горожан в 1930-е гг // Вестник СамГУ, 2006. - №10-1. – С.86-93.
14. Коткин, С. «Говорить по-большевистски» / S. Kotkin // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / сост. М. Дэвид-Фокс. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. – С. 250-328.
15. Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 643 с.
16. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Los_PrSimv/intro.php (дата обращения: 29.04.2017).
17. Лотман М. Избранные статьи в трех томах. Статьи по истории русской культуры. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки - Таллинн: Александра, 1993. – 495 с.
18. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. – М: Жуковский, 2003. – 463 с.
19. Омон Ж., Бергала А., Мари М., Верне М. Эстетика фильма / Пер. с французского И.И.
Челышевой. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 246 с.
20. Пазолини П. П. Поэтическое кино //Строение фильма. – М.: Радуга, 1984. – С. 45-66.
21. Паперный В. Культура Два // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/01.php (дата обращения: 2.05.2017).
22. Пчелинцева М. Формы выражения комической рефлексии русских писателей-эмигрантов // Известия ВГПУ, 2011. - №10. – С.53-56.
23. Разлогов К. Э., Ямпольский М. Строение фильма: некоторые проблемы анализа произведений экрана//Сборник статей. – М.: Радуга, 1984. – 278 с.
24. Сапрыкина М. Искусство жеста – ожившая поэзия // Культура народов Причерноморья. — Киев: Точка зрения, 2009. — № 163. — С. 129-130.
25. Тарковский А. Уроки режиссуры //М.: ВИППК, 1992. – 89 с.
26. Фомин С. Затянувшаяся «агония» // Сайт: Русский вестник. URL: http://www.rv.ru/content.php3?id=1402 (дата обращения: 27.04.2017).
27. Шкловский В. Искусство как прием // URL: http://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html (дата обращения: 27.04.2017).
28. Шкловский В. Литература вне «сюжета» // URL: http://www.opojaz.ru/shklovsky/vne_sujeta.html (дата обращения: 28.04.2017).
29. Элем Климов – интервью. // Сайт: Чтобы помнили. URL: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=682 (дата обращения: 3.05.2017).
30. Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство //М.: Refl-book, 1996. – 304 с.
31. Ямпольский М. Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. – М.: Киноведческие записки, 1993. – 216 с.
32. Ямпольский М. Язык–тело–случай: кинематограф и поиски смысла. - М.: НЛО, 2004. – 370 с.
Фильмография.
1. «Агония», 1981, реж. Элем Климов – СССР, 2 ч. 32 м.
2. «Прощание», 1983, реж. Элем Климов – СССР, 2 ч. 6 м.
3. «Иди и смотри», 1985, реж. Элем Климов – СССР, 2 ч. 26 м.
4. «Жиних», 1962, реж. Элем Климов – СССР, 8 м.
5. «Смотрите – небо!», 1962, реж. Элем Климов – СССР, 20 м.
6. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964, реж. Элем Климов – СССР, 1 ч. 14 м.
7. «Страсти Жанны Д`Арк», 1928, реж. Карл Теодор Дрейер – Франция, 1 ч. 54 м.
8. «Крылья», 1966, реж. Лариса Шепитько – СССР, 1 ч. 26 м.
9. «Броненосец Потемкин», 1925, реж. Сергей Эйзенштейн – СССР, 1 ч. 20 м.
10. «Октябрь», 1928, реж. Сергей Эйзенштейн – СССР, 2 ч. 22 м.
11. «Человек с ружьем», 1938, реж. Сергей Юткевич – СССР, 1 ч. 43 м.
12. «Ленин в Октябре», 1937, реж. Михаил Ромм – СССР, 1 ч. 48 м.
13. «Жди меня», 1943, реж. Александр Столпер, Борис Иванов – СССР, 1 ч. 30 м.
14. «В бой идут одни старики», 1974, реж. Леонид Быков – СССР, 1 ч. 32 м.
15. «Земля», 1930, реж. Александр Довженко – СССР, 1 ч. 24 м.
16. «Калина красная», 1974, реж. Василий Шукшин – СССР, 1 ч. 50 м.
17. «Иваново детство», 1962, реж. Андрей Тарковский – СССР, 1 ч. 37 м.
18. «Жертвоприношение», 1986, реж. Андрей Тарковский – СССР, 4 ч. 6 м.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ