Введение 3
Глава 1. Подходы стран третьего мира (TWAIL) к международному праву 7
1.1. Особенности TWAIL, как одного из подходов к изучению международного права 7
1.2. TWAIL как «комплексный подход» 12
1.3. Недостатки и критика TWAIL 16
Глава 2. Критика сторонниками TWAIL международного инвестиционного права и предложения по его реформированию 26
2.1. Общее видение сторонниками TWAIL сложившейся системы международного инвестиционного права 26
2.2. История и эволюция подходов стран третьего мира к реформированию международного экономического управления (НЭК, НМЭП, критика «предвзятости режима») 31
2.3. Предложения сторонников TWAIL по реформированию двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) и арбитража между инвесторами и государством 43
2.3.1. Позиция сторонников TWAIL по проблематике двустороннего инвестиционного договора (ДИД) 44
2.3.2. Отношение TWAIL к урегулированию споров между инвесторами и государством в развивающихся странах: Обзор МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) 47
2.4. Совместные усилия стран «Глобального Юга» и «Глобального Севера» по реформированию системы УСИГ (урегулирования споров между инвесторами и государствами) 54
Глава 3. Процесс реформирования Индией модели инвестиционного арбитража, путем создания нового типового двустороннего инвестиционного договора (ДИД) 61
3.1. История возникновения ДИД в Индии и появление необходимости создания нового типового инвестиционного договора 61
3.2. Структура модельного ДИД Индии и анализ его ключевых положений 65
3.2.1. Понятие инвестиции 66
3.2.2. Режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) 70
3.2.3. Режим справедливого и равноправного обращения 72
3.2.4. Механизм системы урегулирования споров между инвесторами и государствами (УСИГ) 74
3.2.5 Общие исключения 76
3.3. Тенденция расторжения Индией ДИД старого образца и оценка влияния этого процесса на приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Индию 78
Заключение 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Монографическая и периодическая литература 88
Решения международных судебных учреждений 93
Интернет - источники 95
На сегодняшний день в международном инвестиционном праве сложилась ситуация, при которой не всегда учитываются интересы развивающихся стран. В эпоху неолиберализма, страны «Глобального Севера» , используя различные международные институты и механизмы контроля и доминирования, в том числе, посредством сложившейся системы международного инвестиционного права, обеспечивают превалирование своих экономических интересов во взаимоотношениях с развивающимися странами. В международном инвестиционном праве действуют нормы, сформулированные и установленные преимущественно развитыми странами, а также зачастую невыгодные развивающимся странам положения международных инвестиционных соглашений. В результате этого, страны третьего мира несут значительные финансовые, в том числе альтернативные издержки, общесистемный экономический и экологический ущерб.
Сторонники «подходов стран третьего мира к международному праву» или, как их принято называть в англоязычной литературе – TWAIL, первыми заявили о своей обеспокоенности несправедливостью международного инвестиционного режима, по отношению к странам третьего мира, наметили и частично определили конкретные методы и пути реформирования устоявшейся международной инвестиционной системы, которые позволили бы национальным правительствам развивающихся стран усилить контроль над национальной экономикой.
Одним из примеров реформирования системы международного инвестиционного права странами «Глобального Юга», стал типовой двусторонний инвестиционный договор (ДИД) Индии 2015 года. Основные положения и последствия принятия указанного договора будут рассмотрены в данной работе.
Таким образом, выбор темы, определяющей общее направление исследования и касающейся критики странами третьего мира международного инвестиционного права, был продиктован ее актуальностью, которая также подтверждается тем, что в настоящее время механизмы инвестиционного права, отстаивая в основном интересы развитых стран и ущемляя интересы стран третьего мира, вызывают недовольство в самых разных слоях населения, рост социально-политической напряжённости и понимание необходимости реформ в развивающихся странах.
В представленной работе предлагается к рассмотрению проблема негативной реакции стран «Глобального Юга» на сложившуюся систему международного инвестиционного права, её влияния на понимание необходимости реформирования указанной системы и формирование соответствующих передовых направлений юридической мысли в сфере инвестиционного права.
Обозначенная проблематика определяет цель настоящей работы - исследование негативных, для стран третьего мира, механизмов современного международного инвестиционного права, определение позиции сторонников TWAIL по указанной проблеме и анализ новых типовых двусторонних инвестиционных договоров (ДИД), на примере Индии, как юридического и правового инструмента, способного защитить экономический суверенитет стран «Глобального Юга».
Для достижения поставленной цели был определён следующий круг задач:
-изучение TWAIL, как критического и конструктивного подхода в системе современного международного права в целом;
-выявление недостатков в современной системе международного инвестиционного права, на примере положений ДИД между развитыми и развивающимися странами, которые зачастую невыгодны для принимающих инвестиции стран; а также решений инвестиционных арбитражей по спорам с развивающимися странами;
-систематизация различных подходов к решению основных проблем международного инвестиционного права в рамках TWAIL;
-установление возможных перспектив развития международного инвестиционного права в рамках TWAIL;
-выявление причин появления необходимости у Индии в новом типовом ДИД 2015 г.;
-проведение правового (юридического) анализа ключевых положений нового типового ДИД Индии, выявление его особенностей, положительных и отрицательных аспектов, с точки зрения государственных интересов Индии, а также его значения, с точки зрения развития международного инвестиционного права.
В соответствии с поставленными задачами была определена структура данной работы, включающая 3 главы. Первая глава посвящена истории развития TWAIL, в системе международного права в целом. Во второй главе рассматриваются уязвимые места международного инвестиционного права и инициативы TWAIL по их устранению. В третьей главе рассматриваются причины появления необходимости создания типового ДИД Индии и проводится анализ его ключевых положений.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач в представленной работе используются такие общенаучные методы, как экспертный анализ, дедукция, синтез и сравнение. Помимо этого, используются специальные методы исследования: сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Объектом данного исследования является система международного инвестиционного права, в процессе её становления и формирования международных правоотношений между развитыми и развивающимися странами на основе подходов TWAIL.
Предмет исследования составляет система международно-правовых соглашений развивающихся стран, в частности Индии, в сфере инвестиционной деятельности, а также практика международных инвестиционных арбитражей, индийских национальных судебных органов и развивающихся стран в целом.
Теоретическая значимость исследования обусловлена недостаточной степенью исследования вопроса о конкретных мерах, предлагаемых сторонниками TWAIL, в части реформирования международного инвестиционного права. Комплексный подход к данному вопросу, основанный на применении вышеуказанных методов, предполагает научную новизну работы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы данного исследования для последующего более углубленного изучения проблем международного инвестиционного права, с целью выявления основных тенденций и формирования дальнейших перспектив его развития, а также совершенствования системы российско-индийского международного инвестиционного сотрудничества.
В ходе исследования были проанализированы работы авторитетных исследователей международного инвестиционного права, таких как, Б. Чимни, М. Сорнараджах, МакауМутуа, Д. Гатхи, С. Пахуджа. А. Анги, Х. Альварес, Ю. Куртц, а также М. Коскенниеми.
В заключение настоящего исследования, в рамках поставленной цели - исследование негативных, для стран третьего мира, механизмов современного международного инвестиционного права, определение позиции сторонников TWAIL по указанной проблеме и анализ новых типовых ДИД, на примере Индии, как юридического и правового инструмента, способного защитить экономический суверенитет стран «Глобального Юга», и определённых нами задач, можно сделать следующие выводы:
1. В процессе развития международного права специфические европейские понятия, такие как «прогресс» и «современность», наряду с идеей о «цивилизованных странах», стали идеологическими столпами международного порядка и критериями, по которым оценивались колониальные страны. Современный евроцентристский подход к пониманию всемирной истории продолжает определять не только наше понимание международного права в прошлом, он также определяет будущее международного права и очерчивает контуры нынешнего глобального мироустройства.
2. Сторонники TWAIL изменили структурный подход, в процессе анализа международного права, на исторический, что позволяет взглянуть на право, в так называемом историческом настоящем и концептуализировать альтернативную историю международного права.
3. TWAIL является комплексным подходом. Учёные TWAIL вносят важный вклад в изучение международного права, который выходит за рамки изучения лишь проблем «Глобального Юга». Продвигая реформаторские идеи, они помогли консолидировать и институционализировать политическое направление, которое выступает за улучшение международного права в целом. Выдвигая на передний план размышления, касающиеся различных аспектов политической экономии, культурных дифференциаций, применения насилия или чрезмерной эксплуатации природных ресурсов – TWAIL стал одним из наиболее чётко сформулированных юридических и политических направлений, участники которого заботятся о развитии международного права за пределами постколониальной системы мироустройства.
4. Критика направления TWAIL за отсутствие единой доктрины движения, необходимость более чёткого структурирования общих идей и разнородный состав участников несправедлива, поскольку все вышеперечисленное является неотъемлемой частью самого направления TWAIL, как комплексного подхода, с широким составом участников. Критика TWAIL за отсутствие конкретных предложений по реформированию международного права также неконструктивна, что было продемонстрировано в работе, на примере международного инвестиционного права.
5. Прямая связь между функционированием интересов стран-экспортёров капитала и международного обычного права наиболее чётко проявляется в области международного инвестиционного права, где принципы обычного права, такие как принцип справедливого и равноправного обращения (FET), подавляют правопринимающих инвестиции государств на защиту своих интересов.
6. НЭК, НМЭП и критика «предвзятости режима» стали своего рода механизмом «softlaw» («мягкого права»), с помощью которого сторонникам TWAIL удалось продвинуть отдельные обычаи, которые были сформированы на основе, порой, весьма радикального и абстрактного взгляда на новый экономический порядок.
7. Сторонники TWAIL критикуют предвзятость международных арбитражей и навязывание невыгодных положений ДИД развивающимся странам, что очевидно из дел: Дабхол, TecnicasMedioambientales (Tecmed) S.A. против Мексики, WhiteIndustriesv. India. Это стало толчком к пониманию необходимости реформирования положений ДИД, как инструмента международного инвестиционного права, либо к расторжению ДИД странами третьего мира. Примером тому могут служить модельные ДИД Индии и Сообщества развития юга Африки (САДК). Данные модели ДИД состоят из тех же характеристик традиционного ДИД, только с добавлением стремления к равному, честному и справедливому участию в режиме иностранных инвестиций для развивающихся государств. Подобное взаимодействие с действующим режимом иностранных инвестиций позволяет формировать более благоприятную среду, которая необходима развивающимся странам для расширения участия в режиме иностранных инвестиций.
8. Прямое сопротивление принятым решениям международного арбитража по инвестиционным договорам и выход из МЦУИС, не являются продуктивными подходами для реформирования системы международного инвестиционного права. Более прагматичным подходом для развивающихся государств является создание собственных арбитражных центров, подобных региональным арбитражным центрам, основанным по инициативе Афро-азиатской Правовой консультативной Комиссии в афро-азиатском регионе, что позволяет снизить степень озабоченности развивающихся государств в отношении их участия в международном арбитраже. Кроме того, подобные действия способствуют лучшему вовлечению в режим иностранных инвестиций и более активному участию развивающихся государств в существующей системе.
9. Сторонники TWAIL первыми заговорили о проблемах и необходимости реформирования системы УСИГ, более того, на сегодняшний день, к процессу реформирования присоединились и многие развитые страны. Развитые страны также задумались о невыгодности системы УСИГ для своих экономик, о чем свидетельствует объединение стран в рамках Рабочей группы III ЮНСИТРАЛ для разработки рекомендаций для способов реализации будущей реформы системы УСИГ.
10. Ранние ДИД, заключенные Индией с иностранными инвесторами, основывались на британском типовом ДИД 1993 г., положения которого Индия переняла без каких-либо кардинальных изменений. В силу своей обобщённости, старая модель, применяемая Индией при заключении ДИД, имела множество недостатков и неоднозначных трактовок, из-за чего возникало большое количество споров между инвесторами и государством.
11. Проигрыш Индии в споре против австралийской компании «White Industries Ltd.» в конце 2011 г. стал ключевым моментом в вопросе о необходимости пересмотра используемого типового ДИД. В результате чего, в 2015 г. был принят новый типовой ДИД Индии, основной задачей которого является усиление позиций Индии, при возникновении новых споров с иностранными инвесторами.
12. Негативный опыт Индии, в качестве государства-ответчика в инвестиционном арбитраже, подтолкнул государство к протекционистской позиции. Это очевидно из положений типового ДИД 2015 г., в котором содержатся довольно узкие определение инвестиций и положение о режиме справедливого и равноправного отношения, отсутствие оговорки о РНБ, существенная неопределённость критериев «долгосрочности» и «значимости» инвестиций, а также сложный и долгосрочный процесс передачи споров в международные арбитражи.
13. Индийский типовой ДИД 2015 года, а также ДИД с Беларусью и Киргизией сохраняют возможность обращения инвесторов в инвестиционный арбитраж. Это демонстрирует, что Индия пока не готова окончательно отказаться от урегулирования инвестиционных споров через арбитраж, по крайней мере, в ДИД с развивающимися странами, и открыта к дальнейшему глобальному реформированию международной системы инвестиционного арбитража.
Данные выводы говорят о решении, в целом, поставленных исследовательских задач и указывают на основные моменты научной новизны представленной работы, заключающиеся в следующем:
- систематизация различных подходов к решению основных проблем международного инвестиционного права в рамках TWAIL;
- проведение правового (юридического) анализа индийского инвестиционного права, выявление его особенностей, положительных и слабых аспектов;
- определение возможных перспектив развития международного инвестиционного права в рамках TWAIL.
1. AlvarezJosé E., Contemporary Foreign Investment Law: «An Empire of Law» or the «Law of Empire»? - 60 Alabama Law Review, 2009, p.1050
2. AlvarezJosé E., Remarks - 86 ASIL Proceedings, 1992, p. 600
3. AnanthavinayaganThamil V. ,Critical Perspectives on International Investment Law, 2020, p.20
4. Andersen T., Hansen H., Markussen T., US Politics and World Bank IDA-lending - 42(5) Journal of Development Studies, 2006, p.800
5. AnghieA. and Chimni B., Third World Approaches to International Law and Individual Responsibility in Internal Conflicts - Chinese Journal of International Law, Vol. 2, No. 1, 2003, pp. 77–103
6. Anghie A., Imperialism, Sovereignty and the Making of International Law - Cambridge University Press, 2004, p.381
7. Babu R., International Commercial Arbitration and the Developing Countries - 4 AALCO Quarterly Bulletin, 2006, p.450
8. Baxi U., What May the Third World Expect from International Law? - 26 Third World Quarterly, 2006, p. 755
9. Beard J., The Political Economy of Desire: International Law, Development and the Nation State - New York /Abingdo, 2007, p.224
10. Blackaby N., Arbitration - Latin Lawyer Review 1–5, 2006
11. Braudel F., The Perspective of the World: Civilization and Capitalism 15th–18th Century, vol III, Fontana Press, 1985, p.250
12. ButlerN. and SubediS., The Expropriation of Environmental Governance: Protecting Foreign Investors at the Expense of Public Policy - Cambridge University Press, 2009 (2011) 4 Journal of World Energy Law and Business, p.268
13. Chimni B. S, Customary international law: a third world perspective, 2018,
14. Chimni, B. S. International Law and World Order a Critique of Contemporary Approaches - Cambridge University Press, 1993, p. 16
15. Chimni, B. S. The World of TWAIL: Introduction to the Special Issue - Trade, Law and Development, 2011, pp. 14–25
16. Chimni, B. S., A Just World under Law: A View from the South. - American University International Law Review, 2007, pp.199–220
17. Chimni, B.S., Prolegomena to a Class Approach to International Law - European Journal of International Law 21, 2010, pp. 57–82
18. Chimni, B.S.,Third World Approaches to International Law: A Manifesto -American University International Community Law Review,2006, p. 25
19. Chung, Olivia The Lopsided International Investment Law Regime and Its Effect on the Future of Investor-State Arbitration - 47 Virginia Journal of International Law, 2007, p.1120
20. Eslava, L., Pahuja S., The Nation-State and International Law: A Reading from the Global South - Humanity: An International Journal of Human Rights, Humanitarianism and Development, forthcoming, 2008, pp. 118-138
21. Fagbongbe M., Reconstructing Women's Rights in Africa Using the African Regional Human Rights Regime: problems and Possibilities - University of British Columbia, 2010
22. Fagbongbe M., The Future of Women’s Rights from a TWAIL Perspective, International Law Review, 2008, pp. 401-409
23. FatourosA., International Law and the Third World - 50 Virginia Law Review, 1964, p. 840
24. Fidler, D.P., Revolt Against or From Within the West? TWAIL, the Developing World, and the Future Direction of International Law - Chinese Journal of International Law 29,2003
25. FranckS., The ICSID Effect? Considering Potential Variations in Arbitration Awards- 51 Virginia Journal of International Law, 2011, p.1020
26. Galindo G., Koskenniemi M. and the Historiographical Turn in International Law - European Journal of International Law, 2005, pp. 539-559
27. GarciaC.,, All the other Dirty Little Secrets: Investment Treaties, Latin America, and the Necessary Evil of Investor-State Arbitration - 16 Florida Journal of International Law, 2004, p. 370
28. Garcia-Mora M., The Calvo clause in Latin American constitutions and international law, Marquette Law Review, 33(4), 1950, p.265
29. Garg S., The Indian Model Bilateral Investment Treaty: Continuity and Change Rethinking Bilateral Investment Treaties – critical issues and policy choices, Kavaljit Singh and BurghardIgle eds., 2016, p. 110
30. Gathii J., Third World Approaches to International Economic Governance, International Law and the Third World, Reshaping Justice, 2008, p.275
31. Gathii J., Third World Approaches to International Economic Governance in Falk R.,Rajagopal B. and Stevens J. (eds) - International Law and the Third World: Reshaping Justice (Routledge), 2008, p.270
32. Gathii J., TWAIL: A Brief History of its Origins, its Decentralized Network, and a Tentative Bibliography- Trade L. & Dev. 26, 2011,p.42
33. Guzman A., Why LDCs Sign Treaties That Hurt Them: Explaining The Popularity of Bilateral Investment Treaties - 38 Virginia Journal of International Law, 1998, p.700
34. Hanessian G., Duggal K., The Final 2015 Indian Model BIT: Is This the Change the World Wishes to See, ICSID Review, Vol. 32, No. 1, 2017, p. 300
35. Harten G.,TWAIL and the Dabhol Arbitration - Osgoode Hall Law School Research Paper No 19/2011, 2011, p. 140
36. Hippolyte A., Calls for National Intervention in the Toxic Waste Trade with Africa: A Contemporary Issue in the Environmental Justice Debate - 58 Loyola Law Review, 2012, p. 420
37. Hossain K. (ed.), Legal Aspects of the New International Economic Order (Pinter 1980) Arsanjani M., Reisman M., BITs: Inside International Arbitration, Practising Virtue, November 2015, p. 520
38. Hunt A., The Theory of Critical Legal Studies - Oxford Journal of Legal Studies, 1986, p.45
39. Kapur R., The Tragedy of Victimization Rhetoric: Resurrecting the «Native» Subject in International/PostColonial Feminist Legal Politics - 15 HARV . HUM . RTS . J. 1, 2002, p.265
40. Koskenniemi M., Histories of International Law: Dealing with Eurocentrism, Journal of the MaxPlanck-Institute for European Legal History – Zeitschrift des Max-Planck-InstitutsfüreuropäischeRechtsgeschichte, No. 19, 2011, p.176
41. Koskenniemi M., History The Law of International Lawyers - Cambridge University Press, 2015, pp. 297 - 320
42. Koskenniemi M., The Gentle Civilizer of Nations: The Rise and Fall of International Law 1870-1960 - Cambridge University Press, 2001, p.569
43. Krishan D., India and International Investment Law, Patel B. ed., 2008, p.320
44. Kurtz J., Australia’s Rejection of Investor–State Arbitration: Causation, Omission and Implication, 27 ICSID REV - FOREIGN INV. L.J. (2012), p. 65
45. Mickelson K., Taking Stock of TWAIL Histories –International Community Law Revieew, 2008, pp. 351-362
46. Mutua M., What is TWAIL? - American Society of International Law, 2000, pp.31-38
47. Nesiah V., The Ground Beneath Her Feet: “Third World" Feminisms - Journal of International Women's Studies, 2003, pp.30-38
48. Nyamu, C., How Should Human Rights and Development Respond to Cultural Legitimization of Gender Hierarchy in Developing Countries? - Harvard International Law Journal, 2000, p.574
49. Odumosu I., The Law and Politics of Engaging Resistance in Investment Dispute Settlement - 26 Penn State International Law Review, 2007, p.285
50. Okafor O., Critical Third World Approaches to International Law (TWAIL): Theory, Methodology, or Both? - International Community Law Review 10, 2008, pp.371-378.
51. Orford A., International Law and the Limits of History in W. Werner, A. Galán, and M. de Hoon (eds), The Law of International Lawyers: Reading MarttiKoskenniemi - CUP, in press August 2015, p.320.
52. Otto D., Key-note Address at The Third World and International Law Conference III: The Gastronomics of TWAIL's Feminist Flavourings: Some Lunch-Time Offerings - Article in International Community Law Review, 2007, pp.345 – 351
53. Otto D., Power and Danger: Feminist Engagement with International Law through the UN Security Council - Australian Feminist Law Journal, 2010, pp. 97-121
54. Parmar P., TWAIL: An Epistemological Inquiry- Canadian Journal of Law and Jurisprudence, 2008, pp. 475 – 507
55. Poku N. and PettifordL. (eds), Redefining the Third World - Macmillan Press, 1998, XIII
56. Rajput A., India’s shifting treaty practice: a comparative analysis of the 2003 and 2015 Model BITs, Jindal Global University (JGU) 2016, p. 250
57. Rémi, Bachand, Critical Approaches and the Third World. Towards a Global and Radical Critique of International Law- Speech at University McGill, 2010, pp. 383 – 414
58. Rubins N. and Nazarov A., Investment Treaties and the Russian Federation: Baiting the Bear? - 29 Business Law International, 2008, p.130
59. Salacuse J., Your Draft or Mine? - 5 Negotiation Journal, 2007, p.400
60. Salacuse J., Bit by Bit: The Growth of Bilateral Investment Treaties and Their Impact on Foreign Investment in Developing Countries - 24 The International Lawyer, 1990, p.810
61. Schlemmer E., An Overview of South Africa’s Bilateral Investment Treaties and Investment Policy, 31 ICSID REV- FOREIGN INV. L.J., 2016, p. 200
62. Sornarajah M., Mutations of Neo-Liberalism in International Investment Law- 3 Trade, Law and Development, 2011, p.270
63. Mysore S., Aditya V., Tussle for Policy Space in International Investment Norm Setting: The Search for a Middle Path?, Jindal Global Law Review, 7(2), 2016., p. 160
64. Sunter A., TWAIL as Naturalized Epistemological Inquiry - 20 Canadian Journal of Law and Jurisprudence, 2007, p. 507
65. Tobin J. and Busch L., A Bit is Better than a Lot: Bilateral Investment Treaties and Preferential Trade Agreements, 2010, 62 World Politics 1
66. UNGA, The role of patents in the transfer of technology to underdeveloped countries, Dee E/3681/ Rev.1, 1964
67. Voon T., Mitchell A., Denunciation, Termination and Survival: The Interplay of Treaty Law and International Investment Law, 31:2 ICSID REV – FOREIGN INV. L. J. 2016, p. 530
68. Weston B., The Charter of Economic Rights and Duties of States and the deprivation of foreign-owned wealth, American Journal of International Law, 75, 1981, p. 473
69. Wing A., Smith T., The African Union and the New Pan-Africanism: Rushing to Organize or Timely Shift: The New African Union and Women’s Rights - 13 TRANSNAT ’L L. & CONTEMP PROBS, 2003, p. 35.
Решения международных судебных учреждений
70. ADF Group Inc. v. United States of America, ICSID Case No. ARB (AF)/00/1, Award, 9. January 2003, para, p.180.
71. Appellate Body Report, United States: Import Prohibition of Certain Shrimp and Shrimp Products, WTO Doc. WT/DS58/AB/R, adopted Oct. 12, 1998.
72. BayindirInsaatTurizmTicaret Ve Sanayi A.S v. Islamic Republic of Pakistan, ICSID Case No ARB/03/29, Decision on Jurisdiction, 14 November 2005.
73. Belenergia S.A. v. Italian Republic ICSID Case No. ARB/15/40.
74. Berschader, Vladimir and Berschader v. Moïse ,The Russian Federation, SCC Case No. 080/2004), Award, 179, 21 April 2006.
75. Capital India Power Mauritius I and Energy Enterprises (Mauritius), Company v Maharashtra Power Development Corporation Limited, Maharashtra States Electricity Board and the State of Maharashtra, ICC Case No 12913/MS, Final Award, 27 April 2005.
76. Constitutional Court of Colombia (CCC), Judgment, 2019, p.260.
77. Electronica Sicula S.p.A. (ELSI), USA v. Italy, Judgement 1989, ICJ Rep 15 [31].
78. Eskosol S.p.A. in liquidazione v. Italian Republic, ICSID Case No. ARB/15/50.
79. Ioan Micula, ViorelMicula, S.C. European Food S.A, S.C. Starmill S.R.L. and S.C. Multipack S.R.L. v. Romania, ICSID Case No. ARB/05/20.
80. LESIS.p.A. and Astaldi, S.p.A. v. Algeria, ICSID Case No. ARB/05/3, Decision on Jurisdiction, 12 July 2006, para 72(iv).
81. Malaysian Historical Salvors v Malaysia, ICSID Case No. ARB/05/10, Award on Jurisdiction, 17 May 2007 para 124.
82. Merrill and Ring Forestry L.P. v. Canada (ICSID Case No. UNCT/07/1), Awardот 32 March 2010.
83. Mr. Patrick Mitchell v. The Democratic Republic of Congo, ICSID Case No. ARB/99/7, Annulment proceeding, 9 February 2004, para 33.
84. Philip MorrisAsia Ltd. v., The Commonwealth of Australia, UNCITRAL, PCA Case No. 2012-12, Award on Jurisdiction and Admissibility, Dec. 17, 2015.
85. Sanum Investments v. Laos (I), Judgment of the Court of Appeal of Singapore, 29 September 2016, p. 203.
86. Silver Ridge Power BV v. Italian Republic, ICSID Case No. ARB/15/37.
87. Slovak Republic v. Achmea B.V., CJEU, Case No.C-284/16.
88. TécnicasMedioambientalesTecmed, SA v The United Mexican States - ICSID Case No ARB(AF)/00/2, Award, 29 May 2003.
89. Teco v. Guatemala, ICSID Case No. ARB/10/23, Award, at 454, 19 December 2013.
90. Tethyan Copper Company Pty Limited v.Islamic Republic of Pakistan, ICSID Case No. ARB/12/1, Award, 12 July 2019.
91. White Industries Australia Limited v. The Republic of India, 2011, supra note 70, at 11.2.1.
Интернет - источники
92. Agarwalla S.,Critiquing TWAIL - International Law and the Global South, July 15, 2020 [Электронный ресурс] // Internationallawandtheglobalsouth: [сайт]. URL:https://internationallawandtheglobalsouth.com/critiquing-twail/ (дата обращения: 03.11.2022)
93. Alvarez J., My Summer Vacation (Part III): Revisiting TWAIL in Paris, [Электронный ресурс] // Opinio Juris: [сайт]. URL:http://opiniojuris.org/2010/09/28/my-summer-vacation-part-iii-revisiting-twail-in-paris/(дата обращения: 03.11.22)
94. Alvarez J., Rush to Closure: Lessons of the Tadić Judgment, [Электронный ресурс] // on JSTOR: [сайт]. URL:https://www.jstor.org/stable/1290059(датаобращения: 03.11.22)
95. Alvarez J., Institute for International Law and Justice, [Электронный ресурс] // IILJ: [сайт]. URL:https://www.iilj.org/people/jose-e-alvarez/(дата обращения: 03.11.22)
96. Chimni, B.S., ThirdWorldManifesto, [Электронный ресурс] // Jnu.ac.in: [сайт]. URL:https://jnu.ac.in/sites/default/files/Third%20World%20Manifesto%20BSChimni.pdf(дата обращения: 10.11.22)
97. Eslava L., PahujaS., Beyond the (Post) Colonial: TWAIL and the Everyday Life of International Law, [Электронный ресурс] // SSM: [сайт]. URL:https://deliverypdf.ssrn.com/delivery.php?ID=256097088074027093115095074025017081116048056043070018004103102070072123118091073100062035127024024056008089066077030097118073019069008041042090127080067085115091067047042084008071093028066119081115065004084065066023070029025095015091107020099002078004&EXT=pdf&INDEX=TRUE(дата обращения: 03.11.22)
98. Letter from Antony Anghie to Jose Alvarez, President of the American Society of International Law, available at, [Электронный ресурс] // asil: [сайт]. URL:http://www.asil.org/ilpost/president/pdfs/ilpost0807_8.pdf(дата обращения: 10.11.22)
99. Gathii J., TWAIL: A Brief History of Its Origins, Its Decentralized Network, and a Tentative Bibliography, [Электронный ресурс] // researchgate.net : [сайт]. URL:https://lawecommons.luc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1203&context=facpubs(дата обращения: 10.11.22)
100. Civilizational Colonialism and the ongoing New Great Game in the Sensitive Areas of High Asia: Pan-High Asianism as the potential way forward for the Western Pahari, Greater Dardic, Trans-Himalayan, Badakhshan and Sogdiana Belts possibly leading to High Asian Approaches to International Law, [Электронный ресурс] // researchgate.net : [сайт]. URL: https://www.researchgate.net/publication/347400178_Civilizational_Colonialism_and_the_Ongoing_New_Great_Game_in_the_Sensitive_Areas_of_High_Asia_Exploring_Pan-High_Asianism_as_the_potential_way_forward_for_the_Western_Pahari_Greater_Dardic_Trans-Himal (дата обращения: 10.11.22)
101. ICSID in Crisis: Straight-Jacket or Investment Protection? Bretton Woods Project (10 July 2009) [Электронный ресурс] // brettonwoodsproject: [сайт]. URL: :https://www.brettonwoodsproject.org/2009/07/art-564878/accessed, (дата обращения: 12.11.2022)
102. Chimni, B.S. International law and word order: A critique of contemporary approaches, second edition, Cambridge University press, 2017, [Электронный ресурс] // books.google: [сайт]. URL:https://books.google.co.in/books?id=WtmiDgAAQBAJ&pg=PA15&lpg=PA15&dq=TWAIL+marxism,+feminism,&source=bl&ots=_DT30MmbK7&sig=ACfU3U3qpbGWG7Bktnz8E--3jLQKi1mFFg&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwjGm5utxvvnAhUFxzgGHRSjB0AQ6AEwBnoECAoQAQ#v=onepage&q=umbrella%20&f=false(дата обращения: 25.11.22)
103. Chimni B. S., Capitalism, imperialism, and international law in the twenty-first century, 2012, [Электронный ресурс] // core.ac.uk: [сайт]. URL:https://core.ac.uk/download/pdf/36687201.pdf(дата обращения: 02.12.22)
104. Faber D., Global capitalism, reactionary neoliberalism, and the deepening of environmental injustices, 2018, [Электронный ресурс] // cloudfront.net: [сайт]. URL:https://d1wqtxts1xzle7.cloudfront.net/71753028/10455752.2018-libre.pdf?1633622888=&response-content-disposition=attachment%3B+filename%3DGlobal_Capitalism_Reactionary_Neoliberal.pdf&Expires=1673202604&Signature=HzDzb~xZOdSGNJmzSGlrJbCg8NIxq3WfIH2beCJCp-TuqMQz4e68ZrfyohPpkTA9z2LGc6XTuO~Ofw9EztFdeaVlIwCl8nBD2m~WCED-kfJ3lvJNO6N8mkzu99S4z~iRD5~HetOtH7PmdTq27g5oTbs1pP3HC4L9uxeeiWyAOFTWGFc0SQjXLExTSEnAMiDU5cziLj9AgJVAhRQFpKS4aJ~pKhY92OkBVs1jiOzEKVauywVy71SqoKd62Z2QOPQ7hjBESdf-3v8dG3FRbOyYHZ~IW6Eyx5EJavwR6kUeU6gwOHgTZlBHvU2gU5CdK2I2SbFDGSslqwAvnkiLZU5BqQ__&Key-Pair-Id=APKAJLOHF5GGSLRBV4ZA(дата обращения: 25.12.22)
105. Gaukrodger D., «The legal framework applicable to joint interpretative agreements of investment treaties», OECD working paper No.1, 2016, [Электронный ресурс] // oecd-ilibrary.org: [сайт]. URL:https://www.oecd-ilibrary.org/finance-and-investment/the-legal-framework-applicable-to-joint-interpretive-agreements-of-investment-treaties_5jm3xgt6f29w-en(дата обращения: 14.12.22)
106. Harten G., TWAIL and the Dabhol Arbitration (Osgoode Hall Law School Research Paper No 19, 2011), [Электронный ресурс] // link.springer.com: [сайт]. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-981-13-5744-2_83-1.pdf?pdf=inline%20link(датаобращения: 14.12.22)
107. Hirst J., The Bolivarian Alliance of the Americas – Hugo Chavez’s Bold Plan (International Business and Diplomatic Exchange, December 2010), [Электронный ресурс] // web.archive.org: [сайт]. URL:https://web.archive.org/web/20130615195732/http://www.cfr.org/venezuela/bolivarian-alliance-americas/p23585, (дата обращения: 25.11.2022)
108. Mickelson K., Rhetoric and Rage: Third World Voices in International Legal Discourse, 1998, [Электронный ресурс] // commons.allard.ubc.ca: [сайт]. URL:https://commons.allard.ubc.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=1226&context=fac_pubs, (дата обращения: 25.11.2022)
109. Laute N., Geoffrey Gertz, Reforming the investment treaty regime. A «backward-looking» approach, 2021, [Электронны йресурс] // brookings: [сайт]. URL:https://www.brookings.edu/research/reforming-the-investment-treaty-regime/#footnote-1 (дата обращения: 25.11.2022)
110. Ranjan P., TWAILs blind spots concerning international investment law, March 16, 2020, [Электронный ресурс] // afronomicslaw: [сайт]. URL:https://www.afronomicslaw.org/2020/03/16/twails-blind-spots-concerning-international-investment-law (дата обращения: 25.11.2022)
111. Presenting: The Havana Declaration on the New International Economic Order - New Cold War: Know Better, January 31 2023, [Электронный ресурс] // newcoldwar: [сайт]. URL:https://newcoldwar.org/presenting-the-havana-declaration-on-the-new-international-economic-order/ (дата обращения: 13.12.2022)
112. Withdrawal from Investment Treaties: An Omen for Waning Investor Protection in AP? [Электронный ресурс] bakermckenzie: [сайт]. URL:https://bakermckenzie.com/en/insight/publications/2017/05/withdrawal-from-investment-treaties (дата обращения: 25.04.2023)
113. WorldInvestmentReport 2015 -CHAPTER 4 [Электронный ресурс] unctad.org: [сайт]. URL:https://unctad.org/system/files/official-document/wir 2015ch4_en.pdf (дата обращения: 25.01.2023)
114. AnanthavinayaganThamil V. Critical Perspectives on International Investment Law, [Электронный ресурс] springer: [сайт]. URL:
https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-981-13-5744-2_83-1.pdf?pdf=inline%20link (дата обращения: 25.11.2022)
115. Бурова Е.С., Коротеева К.В., Ветер перемен: актуальные обсуждения реформы системы разрешения споров между иностранными инвесторами и государствами, [Электронный ресурс] wiselawyer: [сайт]. URL:https://wiselawyer.ru/poleznoe/97481-veter-peremen-aktualnye-obsuzhdeniya-reformy-sistemy-razresheniya?ysclid=lcoxv4llqz234730398, (дата обращения: 25.01.2023)
116. Рабочая группа III: Реформирование системы урегулирования споров между инвесторами и государствами, Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, [Электронный ресурс] uncitral: [сайт]. URL:https://uncitral.un.org/ru/working_groups/3/investor-state, (дата обращения: 25.01.2023)
117. Ecuador Ratifies the ICSID Convention, 04 August 2021. [Электронный ресурс] icsid.worldbank: [сайт]. URLhttps://icsid.worldbank.org/news-and-events/news-releases/ecuador-ratifies-icsid-convention, (дата обращения: 25.12.2022)
118. 2015 Model BIT (n 4) art 3. Comments on the 2015 Draft Indian Model BIT - [Электронный ресурс] // mygov: [сайт]. URL:https://www.mygov.in/group-issue/draft-indian-Model-bilateral-investment-treaty-text/ (дата обращения: 15.04.2023)
119. Aditi S., Aftab A., Exclusive: India plans new law to protect foreign investment – sources, January 15, 2020 - [Электронный ресурс] // reuters: [сайт]. URL: https://www.reuters.com/article/us-india-investment-law-exclusive-idUKKBN1ZE151 (дата обращения: 19.03.2023)
120. Roberts A., The Shifting Landscape of Investor-State Arbitration: Loyalists, Reformists, Revolutionaries and Appellate Body Report, United States: Import Prohibition of Certain Shrimp and Shrimp Products, WTO Doc. WT/DS58/AB/R (adopted Oct. 12, 1998) - [Электронный ресурс] // wto.org: [сайт]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds58_e.htm (дата обращения: 15.04.2023)
121. Asia-Pacific Insights from and for Australia and India, Asia Pacific Forum for International Arbitration (AFIA), 17 November, 2016 - [Электронный ресурс] // cholarlycommons [сайт]. URL:https://scholarlycommons.law.northwestern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1824&context=njilb (дата обращения: 20.04.23)
122. Department of Economic Affairs of India. Bilateral Investment Treaties (BITs)/Agreements - [Электронный ресурс] // dea.gov.in [сайт]. URL: https://dea.gov.in/bipa?page=7 (дата обращения: 02.05.2023)
123. Draft model Text for the Indian Bilateral Investment Treaty (проект типового ДИД Индии) - [Электронный ресурс] // mygov [сайт]. URL: https://mygov.in/sites/default/files/master_image/Model%20Text%20for%20the%20Indian%20Bilateral%20Investment%20Treaty.pdf (дата обращения: 03.04.2023)
124. Economic Survey (2017-18), Ease of Doing Business’s Next Frontier: Timely Justice - [Электронный ресурс]// mofapp [сайт]. URL: http://mofapp.nic.in:8080/economicsurvey/pdf/131-144_Chapter_09_ENGLISH_Vol%2001_2017-18.pdf (дата обращения: 15.04.2023)
125. Government of India, Law Commission of India, Report No 260, Analysis of the Draft Model Indian Bilateral Investment от August 2015 - [Электронный ресурс] // lawcommissionofindia [сайт]. URL: https://lawcommissionofindia.nic.in/reports/Report260.pdf (дата обращения: 03.04.2023)
126. Government of India, Ministry of Commerce and Industry, Rajya Sabha, Question No. 1122 от 26 July 2017 - [Электронный ресурс]// newrsquestion [сайт]. URL: http://164.100.47.4/newrsquestion/ShowQn.aspx (дата обращения: 21.04.23)
127. India, International Investment Agreements Navigator, UNCTAD Investment Policy Hub - [Электронный ресурс]// investmentpolicy [сайт]. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/countries/96/india (дата обращения: 15.04.2023)
128. Indian Model Text of Bilateral Investment Promotion and Protection Agreement 2003 - [Электронный ресурс]// italaw [сайт]. URL:https://www.italaw.com/sites/default/files/archive/ita1026.pdf (дата обращения: 02.04.2023)
129. Ministry of Finance, The «Forewords» written by various Indian Finance Ministers on the BIT programme available in Ministry of Finance, Government of India Compendiums on BIPAs (Finance Ministry 1996-2011) - [Электронный ресурс]// finmin.nic.in [сайт]. URL: https://finmin.nic.in/ (дата обращения: 19.04.23)
130. Newcombe, L. Paradell, Law and Practice of Investment Treaties. Standards of Treatment, supra note 1, at 254 - [Электронный ресурс]// semanticschola [сайт]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Law-and-Practice-of-Investment-Treaties.-Standards-Newcombe-Paradell/38cc6174c2a62697b880e19640e51b47a4df10c7 (дата обращения: 12.04.2023)
131. OECD, Most-Favoured-Nation Treatment in International Investment Law/ OECD Working Papers on International Investment 2004/02 - [Электронный ресурс]// oecd.org [сайт]. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/WP-2004_2.pdf (дата обращения: 12.04.2023)
132. BangaR., Impact of Government Policies and Investment Agreements on FDI Inflows/ ICRIER Working Paper No 116 - [Электронный ресурс]// icrier.org [сайт]. URL: https://icrier.org/pdf/WP116.pdf (дата обращения: 10.05.2023)
133. Weber S., What happened to investment arbitration in India? March 27, 2021 [Электронный ресурс]// arbitrationblog.kluwerarbitration. [сайт]. URL: https://arbitrationblog.kluwerarbitration.com/2021/03/27/what-happened-to-investment-arbitration-in-india/ (дата обращения: 19.03.2023)
134. UNCTAD, World Investment Report, 2015 – Reforming International Investment Governance/ [Электронный ресурс]// UNCTAD.[сайт]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir, 2015_en.pdf (дата обращения: 07.03.2023)
135. UNCTAD, India Brazil BIT, 2020 - [Электронный ресурс]// UNCTAD.[сайт]. URL:https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/5912/download (дата обращения: 19.03.2023)
136. UNCTAD, International Investment Agreements Navigator, India/ [Электронный ресурс]// UNCTAD.[сайт]. URL:http://investmentpolicyhub.unctad.org/IIA/CountryBits/96#iiaInnerMenu (дата обращения: 19.04.23)
137. UNCTAD, Investment Dispute Settlement Navigator, India/ [Электронный ресурс]// UNCTAD.[сайт]. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/investment-dispute-settlement/country/96/india (дата обращения: 05. 03.2023)
138. Undecideds», EJILTalk, Июнь 15, 2017 / [Электронный ресурс]// ejiltalk [сайт]. URL: https://www.ejiltalk.org/the-shifting-landscape-ofinvestor-state-arbitration-loyalists-reformists-revolutionaries-and-undecideds/ (дата обращения: 20.04.2023)
139. Типовой ДИД Индии, 2015 / [Электронный ресурс]// dea.gov [сайт]. URL:https://dea.gov.in/sites/default/files/ModelBIT_Annex_0.pdf (дата обращения: 03.04.2023)
140. The Indian Model BIT: A Critical Analysis от 30 May 2020/ The law blog - [Электронныйресурсthelawblog [сайт]. URL: https://thelawblog.in/2020/05/30/the-indian-model-bit-a-critical-analysis/#_ftn24 (дата обращения: 05.04.2023)
141. India - Malaysia FTA art 10.2 (d); India - Korea FTA art 10.1; India - ASEAN Investment Agreement, art 2(e) - [Электронный ресурс]// investmentpolicy [сайт]. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/international-investment-agreements/countries/96/india (дата обращения: 12.04.2023)
142. EU-CanadaCETA, art. 28.3 - [Электронный ресурс]// bia-bg [сайт]. URL: https://www.bia-bg.com/uploads/files/analysis/CETA_Guide/GUIDE_to_the_CETA.pdf (дата обращения: 15.04.2023)
143. ICA against India joining global dispute settlement body, June 11, 2000, CHENNAI - [Электронный ресурс]// thehindubusinessline [сайт]. URL:https://www.thehindubusinessline.com/todays-paper/tp-others/article29064097.ece (дата обращения: 19.03.2023)
144. Dr. ManzoorAhmad, Cost of bilateral investment treaties, June 14, 2021, [Электронный ресурс] // tribune.com.pk: [сайт]. URL:https://tribune.com.pk/story/2305058/cost-of-bilateral-investment-treaties(дата обращения: 12.12.22)