Введение 3
Глава 1. Научно-исследовательский раздел 7
1.1 Зеркало как объект искусства 7
1.2 Биологические особенности стрекоз 8
1.3 Образ стрекозы в мировой художественной культуре 10
1.4 Образ стрекозы в декоративно-прикладном искусстве 12
Глава 2. Проектно-композиционный раздел 16
2.1 Создание плоскостной композиции 16
2.2 Объемно-пространственная разработка 18
2.3 Колористическое решение 19
Глава 3. Технологический раздел 20
3.1 Выбор материала и техника лепки 20
3.2 Рельефное декорирование 22
3.3 Особенности сушки и обжига 24
3.4 Окрашивание изделия 24
3.5 Общая сборка и крепление 26
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Иллюстративное приложение 31
Образ стрекозы прослеживается на протяжении всей мировой художественной культуры в самых различных произведениях искусства. Человек с древнейших времен вдохновлялся образом стрекозы, ее внешним видом и, конечно, способностью летать и сверкать на солнце резными крыльями.
Дипломная работа представляет собой декоративную керамическую раму для настенного зеркала, состоящую из трех частей, составленных из отдельных керамических модулей. В основу работы взят образ стрекозы.
С самого начала творческого пути автора появление вдохновения было связано с наблюдением за флорой и фауной, именно поэтому в творческих идеях всегда прослеживался интерес к декоративной переработке и стилизации различных объектов живой природы. Это стало одним из способов выражения своего авторского видения окружающего мира.
В связи с этим, переосмысление образа стрекозы и стилизация структурных особенностей насекомого стали основной идеей данного дипломного проекта.
Отправной точкой для выбора образа стрекозы как основы для декорирования рамы стала особенность внешнего вида их крыльев, заключающаяся не только в графичности и резкости прожилок крыльев, но и в прозрачности ячеек между ними, их способности отражать свет, что перекликается с основной задачей зеркала. Помимо этого, можно отметить то, что основное место обитания стрекоз располагается у глади воды. Таким образом эстетика стрекозы неразрывно связана с зеркальной поверхностью водоема, а зеркальные свойства воды так же перекликаются с зеркалом.
Актуальность данного изделия несомненна и отражается в двух аспектах. Во-первых, постоянная каждодневная практическая потребность человека в использовании зеркала со времен его изобретения до настоящего момента. Во-вторых, потребность современного городского жителя во взаимодействии с природной средой, например, посредством использования предметов искусства, интерпретирующих изображения флоры и фауны. В данном дипломном проекте оба эти аспекта соединяются в зеркале, одетом в декоративную раму с использованием стилизованного природного образа стрекозы. Зеркало здесь становится связующим звеном между человеком и природой. Керамическая рама позволяет буквально притронуться к крыльям стрекозы, хотя в жизни это сделать практически невозможно.
Цель работы заключается в создании декоративной керамической рамы для настенного зеркала, отражающего в графической и пластической форме особенности крыльев стрекозы.
В задачи дипломного проекта входят:
1. Изучение истории зеркал и их применения, включая различные способы создания зеркальных рам.
2. Исследование биологических особенностей стрекоз, а именно строения крыльев.
3. Поиск и изучение разнообразных художественных произведений, посвященных изображению насекомых, включающих в себя живопись, графику, предметы декоративно-прикладного искусства.
4. Анализ фотографий, биологических рисунков и художественных изображений стрекоз с целью выявления характерных особенностей насекомого для последующего их перевода в пластическую форму.
5. Разработка концепции проекта на основании изученного теоретического и визуального материала с учетом поставленной цели.
6. Поиск выразительной формы, соответствующей сформулированной концепции проекта посредством разработки эскизов.
7. Выбор техники исполнения.
8. Исполнение декоративной настенной рамы для зеркала в материале.
Дипломный проект включает в себя три керамические части рамы для горизонтального полотна зеркала, так же поделенного на три части, дипломную пояснительную записку, графические планшеты.
Пояснительная записка к дипломному проекту состоит из трех разделов: научно-исследовательского, проектно-композиционного и технологического, в которых последовательно решаются поставленные задачи.
Научно-исследовательский раздел содержит обзор роли зеркала в жизни человека и в искусстве, исследование биологических особенностей стрекоз, рассмотрение использования образа стрекозы в произведениях мировой художественной культуры, а также анализ применения мотива стрекозы в предметах декоративно-прикладного искусства различных периодов.
В проектно-композиционном разделе объяснена выбранная концепция дипломного проекта и ее влияние на построение композиции изделия, описан ход работы над разработкой композиционного решения, объемно-пространственного решения и пояснение выбора цветовой гаммы.
В технологическом разделе рассмотрены технические приемы работы с материалами, способы их декоративной обработки и закрепления сборных частей зеркала на деревянной основе.
Библиографический список содержит перечень изученной и использованной при подготовке дипломного проекта литературы.
Иллюстративное приложение призвано дать наглядное представление о внешнем виде и строении стрекозы посредством макросъемки, об изделиях, где деятели искусства непосредственно обращаются к образу стрекозы, других насекомых и природным мотивам, серии разработанных эскизов, фотографиях процесса выполнения работы и готового зеркала, вариантах размещения изделия в различных интерьерах.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что выполненный дипломный проект по разработке зеркала стал выражением определенного опыта исследований, рассуждений и взглядов автора.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были проведены исследования в области биологии, мировой художественной культуры, истории предметов декоративно-прикладного искусства, изучены различные техники лепки и декорирования керамики и найдены новые, современные способы применения традиционных приемов. Полученные знания и навыки были использованы автором на практике в полной мере.
Одной из тенденций современного декоративно-прикладного искусства можно считать так же возрождение интереса к керамике: как у художников, так и у зрителей. Современное искусство керамики раскрывается в наши дни с новой стороны и постоянно модернизируется, впитывая новые современные веяния, идеи, техники и приемы, позволяя создавать актуальные и эксклюзивные предметы декоративно-прикладного искусства для современных интерьеров. В свою очередь зеркало как предмет декоративно-прикладного искусства не только имеет свою историю, но и ценность, причем его значимость оценивалась уже с момента его возникновения. В наши дни зеркало стало еще более интересным объектом, который рассматривается не только как неотъемлемая часть интерьера, но и как уникальный предмет декора.
Выбор проектирования и создания зеркала в декоративной керамической раме для исполнения выпускной работы можно считать удачным. Основной задачей проекта была декоративная графическая и пластическая разработка изображения крыльев стрекозы. Основываясь на результатах исследований, автором было выработано собственное композиционное решение: был найден графический и пластический язык, цвето-тоновые соотношения и основная композиционная идея. Помимо этого, в выполненном изделии присутствует и некоторая кадровость, и использование эффекта макросъемки, что свойственно современному взгляду на мир. Исполнение дипломного проекта в материале «керамика» позволило успешно выразить идею соединения природы и культуры в декоративном оформлении зеркала с помощью нестандартного пластического решения.
1. Emmanuel Cooper. 10,000 years of Pottery. – British Museum Press, 2010
2. Мария Долорс Рос и Фригола. Художественная керамика. – М.: Художественная школа, 2011
3. Мария Долорс Рос. Керамика. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2010
4. Джованна Буббико и Хуан Крус. Керамика. – М.: Ниола-Пресс, 2006
5. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики – Л.: Издательство литературы по строительству, 1971
6. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий – М.: Высшая школа, 1984
7. Малолетков В. А. Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети XX-начала XXI века, 2010
8. Анри де Моран. История декоративно прикладного искусства от древнейших времен до наших дней – М.: Искусство, 1982
9. Сюзанна А.Стерноу. Арт Нуво. Дух прекрансой фантазии. – Мн.: Белфакс, 1997
10. Пундик Я. Искусство модерна – М.: Эксмо, 2012
11. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. – М.: 2003
12. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов – М.: Искусство, 1978
13. Сабин Мельшиор-Бонне. История зеркала – М.: Новое литературное обозрение, 2006
14. Рон М. В. Метаморфозы образа зеркала в истории культуры, 2004
15. Белышев Б. Ф., Харитонов А. Ю. Определитель стрекоз по крыльям – Новосибирск: Наука, 1977
... Всего источников – 18.