Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИЯ «ПЛАНИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО» И ЕЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В АМЕРИКАНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Работа №124073

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Будущее время: грамматическая категория, модальность, планирование
1.1 Философия индивидуализма и понятие планирования
1.2 Теория форсайта
1.3 Понятие языковой картины мира. Место человека в языковой картине мира
1.4 Дискуссия о категории будущего времени в английском языке
1.4.1 Рассмотрение категории будущего времени в соотношении категории модальности
1.4.2 Способы выражения отнесенности к будущему в английском языке
1.4.3 Рассмотрение концепции будущего в культурологическом аспекте
Выводы по Главе I
Глава II Языковая реализация планирования будущего в личном пространстве говорящего
2.1 Когнитивные сферы как фрагменты картины мира
2.2 Планирование будущего в дискурсе ставшей личности
2.2.1 Планирование будущего в дискурсе ставшей личности с установкой на другое лицо
2.2.2 Планирование будущего в дискурсе ставшей личности с установкой на себя
2.3 Планирование будущего в дискурсе становящейся личности
Выводы по Главе II
Заключение
Литература
Список источников с сокращениями


В каждом обществе людям свойственно строить планы на будущее. Это привело к появлению такого понятия как традиция планирования. Планируя свою жизнь, люди стремятся обеспечить целесообразное, полезное использования сил и уверенность в завтрашнем дне. Это и является важной чертой американской культуры.
Одной из черт американского общества становится свобода личности, ее самореализации и самоопределения. С детства в них воспитывают самоуважение и отношение к человеческой личности как высшей ценности. В США чувство ответственности за других развито не столь сильно, как в коллективистских культурах, следствием чего становится бόльшая свобода решений об устройстве собственной жизни. В связи с этим они не боятся строить планы даже на отдаленное будущее.
Русские утверждают, что они привыкли жить и работать в трудных ситуациях и готовы быстро приспосабливаться к изменившимся условиям. Американцам такой подход к жизни несвойственен. Для них характерно долгосрочное планирование. Иногда американцы планируют свои дела даже за полгода. Эти психологические особенности также проявляются в выборе коммуникативных стратегий. У американцев отсутствует русское суеверие, поэтому их высказывания о будущем отличаются уверенностью, в противовес русской осторожности и модальности.
Актуальность настоящего исследования заключаются в разработке малоисследованной проблемы – прагмасемантического анализа высказываний, отражающих планирование на будущее, роль которых как существенного элемента индивидуального и общественного сознания, на данный момент является малоизученной.
Цель исследования состоит в рассмотрении такого понятия как традиция планирования и выявлении высказываний, содержащих информацию о будущих планах в американской лингвокультуре, а также установлении языковых средств их репрезентации в языке.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявить научные подходы к понятию традиция планирования;
2. выявить средства, используемые для отнесения события к будущему;
3. определить место модальности в системе средств выражения будущего времени;
4. выявить когнитивные сферы, в которых осуществляется планирование;
5. проанализировать высказывания, содержащие в себе планы на будущее, с точки зрения их языкового наполнения в рамках американской лингвокультуры.
Выбор современной художественной литературы в качестве объекта исследования не случаен. В последние десятилетия в лингвистике особое место занимают исследования особенностей американской культуры. Такие особенности и различия формируются в пространстве художественного текста в рамках определенной национальной языковой картины мира. Художественный текст с полным основанием можно считать транслятором и мировоззрения автора, и его языка, а посредством языка можно судить о языковой картине мира того или иного народа.
Таким образом, материалом для исследования послужили 80 высказываний, полученные методом сплошной выборки из произведений американской художественной литературы двадцатого и двадцать первого века.
Научная новизна исследования состоит в том, что был выявлен логико-семантический класс высказываний, которые служат источником сведений о планировании. В работе рассмотрены различные сегменты картины мира, внутри которых строятся планы, с точки зрения языковых средств их выражения. Выделенные в исследовании высказывания рассматриваются с точки зрения их грамматического оформления и лексического наполнения, что позволяет выявить их лингвокультурологическую специфику.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и исследовательской), заключения, списка цитируемой литературы и списка источников примеров с сокращениями. Список цитируемой литературы насчитывает 34 наименования. Общий объем дипломной работы составляет 60 страниц печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было посвящено рассмотрению высказываний, содержащих отсылку на планирование будущего в американской лингвокультуре, а также выявлению содержания и языковой специфики таких высказываний. Изначально поставленная в работе цель исследования считается достигнутой. Собранный корпус примеров показал, что планирование будущего является неотъемлемой частью американской культуры. Теория форсайта, рассмотренная нами в Главе I, оказалась достаточно плодотворной для нашего исследования. В ходе анализа нам удалось доказать то, что форсайт отличается от прогнозирования, простого предвидения, мечтаний и других схожих мыслительных процессов. Также для нас оказалось целесообразным разграничение личности на ставшую и становящуюся. Исследование показало, что планирование будущего в дискурсе ставшей личности приобретает отчетливый характер и основывается на форсайте. Планирование будущего в дискурсе становящейся личности, напротив, носит размытый характер и смыкается с наивными мечтаниями, которые, как нам удалось выяснить, в ряде случаев могут перерастать в реальное планирование. Обе группы были рассмотрены на предмет их отнесенности к выявленным в ходе анализа когнитивным сферам, в которых осуществляется планирование. Отнесенность к той или иной когнитивной сфере выражается в предложении основном при помощи обстоятельств. В ходе исследования были установлены характерные языковые способы выражения планов на будущее. Значимость результата исследований для теории английского языка состоит в выявлении новых средств выражения будущего. Благодаря анализу высказываний нам удалось обнаружить ряд глаголов, которые в контексте планирования приобретают значение выражения будущего и встают в один ряд с такими конструкциями выражения будущего как: to be going to, to be to. Мы выявили также, что использование модального глагола can допустимо для выражения планирования будущего. Целесообразным для нашего исследования оказалось разграничение долгосрочного и краткосрочного планирования. Нами было установлено, что для выражения планирования будущего в краткосрочной перспективе преимущественно используются языковые средства выражения будущего, выражающие спонтанность решения. Отнесенность высказывания к той или иной перспективе выражается при помощи обстоятельств времени или контекста. Исследование планирования будущего в разнообразных аспектах является малоизученной областью лингвистических исследований, и наша работа вносит свой вклад в его развитие.


1. Арутюнова Н. Д., Булыгина Т. В. и др. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. — М.: Наука, 1992
2. Абульханова-Cлавская К. А. Избранные психологические труды. Психология и сознание личности / Психологи Отечества. М. Воронеж: МПСИ, 1999
3. Бархударов Л. С. Очерки по морфологии современного английского языка. – М.: Высш. шк., 1975
4. Виссон Л. Слова-хамелеоны и метаморфозы в современном английском языке – М.: Валент, 2010
5. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике / под ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1975
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Лабиринт, 2012
7. Гапоненко Н.В. Форсайт. Методология. Опыт: монография – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
8. Елизарова Г.В. Культурологическая лингвистика (Опыт исследования понятия в методологических целях)/Г.В. Елизаров СПб.: Бельведер, 2009
9. Ермакова, Н. В. Дистрибутивный анализ средств выражения футуральности в современном английском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Ермакова Наталья Владимировна. -Калинин, 1980
10. Зеленщиков А.В. Пропозиция и модальность – СПб., 1997
11. Иванова И. П., Бурлакова В. В, Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. – М.: Высш. шк., 1981
12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2005.
13. Колмогорцева В. М. Система грамматических средств выражения будущего времени в современном английском языке. автореф. дис. … канд. филол. наук. - Москва, 1965
14. Леонтович О.А. Русские и Американцы: парадоксы межкультурного общения. – М.: Гнозис, 2000
15. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / В. А. Маслова. – 5-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011
16. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
17. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под редакцией А. А. Бодалева Москва – Воронеж, 1995
18. Петрова Е. С. сопоставительная типология английского и русского языков. Грамматика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. С. Петрова. – СПб.: Филологический факультет СПБГУ; М.: Издателский центр «Академия», 2011
19. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное / Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001.
20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Педагогика- Пресс, 1999.
21. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988
22. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986
23. Смирницкий А.И. Перфект и категория временной относительности. М.: Высш. шк., 1955
24. Сухомлина Т.А. Категория футуральности и средства ее языковой манифестации (на материале английского языка). Дис. канд. филол. наук. Самара, 2007
25. Тарасова, Е. В. Грамматико-лексическое микрополе будущего в английском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Тарасова Елена Владимировна. - Киев, 1976
26. Хомякова Е.Г. Эгоцентризм речемыслительной деятельности, СПб.: изд-во с.-петерб. ун-та, 2002
27. Цыба, Р. И. Форма будущего времени в грамматической категории времени английского глагола / Р. И. Цыба // Проблемы языкознания и теории английского языка. - М.: Высш. шк., 1976
28. Электронная энциклопедия: http://encyclopaedia.biga.ru/enc/liberal_arts/INDIVIDUALIZM.html
29. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-buduschego-vremeni-angliyskogo-glagola-lingvisticheskiy-aspekt
30. Becker Patrick Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2003
31. Goodenough W. H. Culture, Language and Society. London; Amsterdam; Sydney, 1981
32. Humboldt W. von. Linguistic Variability and Intellectual Development / Transl. by G. C. Buck and A. R. Frithjof. Philadelphia, 1971 Lyons John. Language Arts & Disciplines - Cambridge University Press, 1977
33. Randolph Quirk, Geoffrey Leech, Jan Svartvik Grammar of spoken and written language – Longman, 1985
34. Rockeach M. Beliefs, attitudes and values. San Francisco, 1968
Список источников с сокращениями
1. Dreiser – Dreiser T. The Financier, 1912; reprint ed.: New York New American Library, 1967
2. Hailey – Heiley A. Airport, 1968
3. London – London J. Martin Eden, 1909
4. Mitchell – Mitchell M. Gone With The Wind, 1936
5. Sparks – Sparks N. Dear John, 2006
6. Weisberger – Weisberger L. The Devil Wears Prada, 2003


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ