Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принципы юзабилити в дизайне современных общественно-политических порталов

Работа №124037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности СМИ в современном веб-пространстве 10
1.1. Роль и место электронных СМИ в информационном пространстве России 10
1.2.Специфические черты дизайна электронных СМИ 23
1.3. Понятие юзабилити и особенности его использования в условиях веб-пространства 42
Глава 2. Использование юзабилити в дизайне общественно-политических электронных СМИ на примере электронных версий журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру» 51
2.1. Общая характеристика рассматриваемых изданий 51
2.2. Специфика содержательного аспекта юзабилити рассматриваемых электронных СМИ 54
2.3. Специфика использования юзабилити в электронной версии журнала «The New Times» («Новое временя»), газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру» 56
Заключение 69
Список литературы 74
Приложения 81


Актуальность исследования. Современные общественно-политические порталы являются одним из основных источников информации, в которых освещаются любые изменения, происходящие в политике, экономике и других сферах общества. Иными словами, в содержании общественно-политических порталов отражается весь процесс политического и экономического развития мира.
Так же следует обозначить то, что приоритеты становления и развития информационного общества в Российской Федерации, регламентированы «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации». В соответствии с положениями Стратегии, закладываются идеи, цели ориентированные на развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также развитие и модернизацию средств массовой информации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Зачастую общественно-политические порталы прибегают к специальным приёмам освещения событий, формируя в силу различных объективных и субъективных причин у читателя определённое отношение к происходящему. В этой связи, считаем важным акцентировать внимание на таком аспекте значимости темы, как то, что Интернет-представительство СМИ в российском информационном пространстве становится инструментом политико-экономического воздействия и манипулирования.
Основная особенность таких СМИ заключается, во-первых, в их способности к быстрому реагированию на происходящие актуальные события в сфере мирового и отечественного финансового рынка, отраслевой и профессиональной информации; во-вторых, интерфейс общественно-политических порталов должен быть максимально понятным, ориентированным на взаимодействие с пользователем посредством удобной навигации. Ещё одним аспектом, обуславливающим важность исследуемой проблемы, является то, что соответствующее информационное представительство должно отображаться в современных гаджетах без потери качества, структуры веб-страницы.
Обращаясь к статистике, выделим следующий аспект: по данным Фонда «Общественное Мнение» (ФОМ), которые анализировали сегмент активной общественно-политической аудитории, количество пользователей, обращающихся к информации веб-ресурсов, составляет 46% (53,2 млн. человек). Кроме того, основная доля зафиксирована за молодёжью, которые представляют «будущее» государства.
Анализируя тенденции развития российских СМИ, как интернет-ресурсов, отмечаем, что среди существующих в сети электронных изданий можно выделить два основных направления: модифицированные электронные версии существующих печатных изданий (журналов и газет) и собственно электронные, независимые от печатной версии издания, так называемые оригинальные сетевые издания. Представленные направления существуют и развиваются по специфическим законам и принципам– принципам интернет-пространства, законам вэб-дизайна, которые обуславливают особенности их юзабилити, методику их воздействия на читателя электронных версий, основанную на принципах эргономики и качественного серфинга сети. Понимание этой специфики, знание принципов юзабилити в дизайне современно общественно-политических порталов, необходимо для того, чтобы ориентироваться в вопросах качества веб-ресурсов, его своевременности реагирования на важные общественные события и явления. Также на основе обозначенных принципов можно понять насколько издание осознает важность выхода электронной версии, оценить инструменты его воздействия и его потенциал для приоритетов развития в виртуальном пространстве.
Таким образом, перечисленные факторы, важность обозначенных аспектов обуславливает значимость проводимого исследования.
Степень разработанности проблемы. Огромный вклад в изучение различных аспектов и принципов юзабилити в дизайне современно общественно-политических порталов, оценке их влияние на аудиторию внесли следующие группы авторов:
 изучавшие особенности массового манипулирования и выделявшие определяющую роль СМИ в воздействии: Э. Аронсон и Э. Пратканис, Э. Бернайз, Г. Шиллер, А. Бандура, Ю. Хабермас, Э. Фромм;
 изучавшие технологии манипулирования в СМИ, обращающих внимание на новые медиа-возможности: П. Дальгрен, П. Фурье, Дж. Ная мл., К. Джейсон, А. Клинг, М. Липман, Н. Макф;
 изучавшие PR-коммуникации в Интернете: Дэвид Скотт, Д. Брекенридж, Мэт Хэйг, Дэвид Филлипс;
 занимавшиеся вопросами построения текста в Интернет-пространстве: В. Буш, Т.Нельсон, М. М. Субботин, Э. Крол, Л.В. Поляков, Ю.А. Нисневич и др.;
 обращающиеся в своих исследованиях к принципам организации Интернет-представительства для средств массовой информации: Й.Бенклер, А.Бард, А. Чураков и др.;
 изучавшие конкретно эргономические принципы электронных ресурсов и принципы юзабилити в дизайне современно общественно-политических порталов: Я. Нильсен («10 Usability Heuristics for User Interface Design»), Дж. Гарретт («The Elements of User Experience»), А. Лебедев (проект «Ководство») и др.
Однако, в условиях активных нововведений и изменений в средствах информационных и коммункационных технологий, в контексте реформ гражданского общества, постоянно появляется множество новых проблем и тенденций, которые нуждаются в более детальной, комплексной и современной проработке. Например, в работе мы отследим тенденции в юзабилити на 2016 г. с учётом развития мобильных устройств.
Обобщение опыта и предложение практических рекомендаций, которые будут эффективными в контексте формирования и развития современных общественно-политических порталов, варианты оценки их влияния на аудиторию, могут явиться фундаментом для повышения качества и максимального воплощения принципов юзабилити в дизайне современно общественно-политических порталов в целях формирования общественно-политических ценностей российского общества.
Объект исследования – дизайн интернет-изданий.
Предмет исследования – особенности и тенденции юзабилити в дизайне общественно-политических электронных СМИ.
Цель исследования заключается в изучении информационных и практических аспектов, анализе возможностей использования юзабилити в дизайне современных общественно-политических электронных СМИ на примере электронных версий журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру».
В рамках поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы и трактовки определения электронных СМИ и выделить отличительные характеристики.
2. Определить роль и место электронных общественно-политических СМИ в информационном пространстве России.
3. Проанализировать специфические черты дизайна электронных СМИ.
4. Рассмотреть понятие юзабилити и особенности его использования в условиях веб-пространства.
5. Выполнить общую характеристику истории рассматриваемых общественно-политических изданий.
6. Проанализировать юзабилити в дизайне интернет-версии рассматриваемых общественно-политических изданий (электронных версий журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру»).
Теоретической основой исследования являются положения Федеральных законов Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации; справочные и отчётно-аналитические материалы экспертных служб; данные социологических исследований; материалы СМИ, включая глобальную сеть Интернет; электронные издания журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронная газета-портал «Фонтанка.ру».
Здесь же отмечаем широкий спектр отечественной и зарубежной литературы, направленный на освещение принципов юзабилити в дизайне современных общественно-политических электронных СМИ.
Методологической основной исследования послужил системный подход к изучению информационно-теоретических, практических и нормативно-правовых аспектов применения принципов юзабилити в дизайне современных общественно-политических электронных СМИ, основанный на аналитическом, логическом, статистическом, сравнительном, историческом, диалектическом методах познания. Исследовательская работа базируется на понятийном аппарате и методологических подходах, разработанных и применяемых в политологии, социологии, психологии, философии, а также политической коммуникативистике.
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении научно-теоретического и методологического анализа проблемы; уточнении положений о сущности и содержании принципов юзабилити в дизайне современных общественно-политических электронных СМИ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проблема изучения особенностей использования юзабилити в дизайне современных общественно-политических электронных СМИ рассматривается как важный фактор в контексте информационного, социально-экономического, инновационного развития страны и укрепления положения на международной арене. Выделенные подходы и тенденции, предложенные рекомендации могут применяться на практике для повышения качества работы в дизайне интернет-версии рассматриваемых общественно-политических изданий (электронных версий журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру»).
На защиту выносится:
1. Особенности использования принципов юзабилити в условиях веб-пространства.
2. Характеристика истории рассматриваемых общественно-политических изданий.
3. Анализ юзабилити в дизайне интернет-версии рассматриваемых общественно-политических изданий (электронных версий журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру»).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка законодательных и иных нормативно-правовых актов, использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность, определены предмет и объект исследования, цель и задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические особенности электронных СМИ, их роль и место в информационном пространстве, а также специфика веб-дизайна и веб-юзабилити СМИ.
Во второй главе характеризуются электронные издания журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронная газета-портал «Фонтанка.ру»., а также проводится анализ особенностей их дизайна и юзабилити.
В заключении оценено выполнение каждой задачи, подведены результаты и сформулировано, что сделано нами в рамках выполнения исследования. По уровню и качеству решения задач сделаны выводы о достижении цели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, обобщим результаты выполненного в работе исследования и сформулируем выводы.
В рамках решения задачи изучения основных теоретических подходов и трактовок в определения электронных СМИ и выделения отличительных характеристик в качестве подготовительной работы нами определена специфика информационного пространства, сущность и назначение веб-порталов и их возможности для воздействия на сознание членов общества. Также обосновано значение общественно-политических СМИ в информационном пространстве для поддержки и содействия в обществе максимально широкому обмену мнений, позиций, точек зрений с ориентацией на возможность формирования разных уровней выражения общественного мнения. Мы сделали обоснованный вывод, что эффективный информационный обмен возможен лишь при условии, что в политическом информационном пространстве имеется обратная связь между участниками коммуникативного процесса. В условиях информатизации общества и ориентации аудитории на получение информации посредством компьютерных сетей возрастает значимость электронных версий изданий СМИ. На основе широкого анализа работ мы определили, что для современных электронных СМИ существует следующая характеристика: интернет-представительства традиционных СМИ и собственно сетевые СМИ, не имеющие печатных версий: газеты, журналы, информационные агентства.
Таким образом, мы, основываясь на анализе литературы, статистических данных, нормативно-правовых актов и анализе интернет-источников определили роль и место электронных общественно-политических СМИ в информационном пространстве России.
Для того, чтобы решить задачу исследования специфических черт дизайна электронных СМИ мы начали рассуждения с выделения особенностей взаимодействия в компьютерной сети. В качестве важнейшей особенности, объединяющей взаимодействие посредством сети, мы выделили использование цифровых технологий. Цифровая технология разбивает всю информацию в последовательность цифр, транспортирует ее по проводам, кабелю или радиочастоте в пункт назначения и потом вновь собирает ее в изначальную форму. Хранясь в цифровом виде, информация не имеет физической формы и может транспортироваться на любые расстояния со скоростью света.
Также решая задачу исследования, выделили, что в содержательном аспекте Интернет-СМИ обладает рядом специфических характеристик. Мультимедийность Интернета позволяет делать информацию в СМИ более богатой по изобразительно-выразительным качествам, разместив на одной веб-странице текст, графику, видео, аудио. Гипертекстуальность дает возможность расширять содержание информационных сообщений, отсылать читателя к другим ресурсам Интернета. С помощью гиперссылок обеспечивается нелинейная конструкция и потребление содержания в интернет-изданиях. Уникальные качества Интернета как коммуникативного пространства, вызвали к жизни специфические авторские жанры, проекты литературной направленности и т.п.
Общественно-политические издания – газеты и журналы – обладают различными способами воздействия на читателя: если газета создается для того, чтобы постоянно «держать руку на пульсе», предоставлять актуальную информацию и составлять раннее убеждение читателя, то журнал, основываясь на том мнении, которое уже создано в обществе или его конкретном сегменте публикациями в общественно-политических газетах, существует для того, чтобы дать читателю не только последовательный и объективный анализ событий, но и сформировать его мировоззрение, его видение в контексте жизненной позиции
При непосредственном выявлении особенностей дизайна электронных СМИ мы определили, что в первую очередь при создании дизайна интернет-версии СМИ необходимо опираться на то, чего хочет пользователь, каковы ценности пользователя и каковы ресурсы пользователя, то есть, на тот факт, что пользователь хочет как можно быстрее найти необходимую ему информацию, при этом у него не хватает время на поиск, и он не может уделать внимание мелочам или отвлекающим факторам. Именно этот подход определяет «удобства пользования» - юзабилити, специфику которого мы также подробно рассмотрели в рамках исследования.
Мы раскрыли сущность и феномен «юзабилити» и особенности его использования в условиях веб-пространства. В процессе исследования мы выделили следующие принципы юзабилити: видимость статуса системы, взаимосвязь между системой и пользователем; иллюзия свободы выбора, механизмы профилактики ошибок, ориентация на гибкость и эффективность использования ресурсов, разработка эстетического и минималистического дизайна и др.
В своих рассуждениях мы учитывали не только труды классиков этого направления, но и ориентировались на тенденции развития веб-дизайна. Например, мы выделили такие новшества в веб-дизайне как: учёт важности используемого шрифта для юзабилити, приоритет полноэкранным изображениям, внедрение карточного дизайна, разработка цветовых монохромных решений с контрастными призывами, активное использование инструмента Parallax Scrolling для поддержки юзабилити и т.п.
Для решения задачи характеристики истории рассматриваемых общественно-политических изданий мы подробно исследовали деятельность The New Times - общественно-политического еженедельного журнала «Новое время», газеты «Известия», одного из первых электронных СМИ Санкт-Петербурга, имеющего общественно-политическую и аналитическую направленность «Фонтанка.ру».
Центральная задача нашего исследования связана с анализом юзабилити в дизайне интернет-версии рассматриваемых общественно-политических изданий (электронных версий журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру»). В процессе её решения мы провели соответствующие аналитические сравнения дизайна порталов и принципов юзабилити. В качестве некоторых выводов можно отметить следующие:
1. Все анализируемые издания используют текст с использованием рубленных шрифтов, таких как Arial, Verdana.
2. Наиболее качественно реализована интернет-навигация на сайте «Новое время».
3. Редакция Фонтанки.ру ориентируется на новые тенденции и постоянно придумывает что-то новое. Например, в 2015 г. была представлена новая верстка, а также модернизирован популярнейший блог издания.
В целом, мы делаем заключение, что дизайнеры и редакторы рассматриваемых изданий ориентируются на ключевые принципы юзабилити, учитывают эргономические требования и особенности электронных ресурсов. Среди недостатков отметим наличие некоторой недостоверной информации в контенте Фонтанка.ру. Предлагая пути совершенствования посоветуем изданиям учитывать новые тренды и тенденции, которые прогнозируют исследователи – переходить на более современный стили шрифтов, применять приёмы для минимизации время на загрузку изображения, развивать механизмы подсказок и помощи читателю.
Таким образом, задачи, поставленные в рамках выпускной квалификационной работы решены и цель, заявленная как, изучение информационных и практических аспектов, анализ возможностей использования юзабилити в дизайне современных общественно-политических электронных СМИ на примере электронных версий журнала «The New Times», газеты «Известия» и электронной газеты «Фонтанка.ру», достигнута.
Результаты могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе при анализе проблем юзабилити в организации информационного взаимодействия посредством веб-порталов в сети; в практической работе веб-дизайнеров анализируемых электронных изданий и других сетевых СМИ.


Нормативные акты:
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации» // Российская газета, N 32, 08.02.1992.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения 8.03.16).
3. ГОСТ 7.60–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения // standartgost.ru — открытая база ГОСТов. [Электронный ресурс]. URL: http://standartgost.ru/ГОСТ %207.60–2003#texts (дата обращения 8.03.16).
4. Доктрина информационной безопасности //Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002, С. 32.
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр.-212 // Российская газета, N 34, 16.02.2008.
6. ISO 9241-210:2010 Ergonomics of human-system interaction — Part 210: Human-centred design for interactive systems (IDT). – Москва, Стандартинформ, 2013 г. – 36 с.

Научная и учебная литература:
7. Алфимцев А. 25 упражнений по юзабилити. – Lambert Academic Publishing, 2014. – 103 с.
8. Батманова С. Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности: Автореф. дисс. … канд. филол. наук / С. Г. Батманова. Воронеж, 2014. — 22 с.
9. Безумова Л. Г. Основы PR-технологий: Курс лекций./ Л. Г. Безумова. — Самара: гуманит. акад., 2013. — [Электронный ресурс]. URL: http://textb.net/44/22.html.
10. Беляев А. А. Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий: на материале итальянских СМИ: диссертация ... кандидата филологических наук / А.А. Беляев. М., 2009.- 244 с.
11. Большаков С.Н., Коваленко Н.П. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2012. – 158 с.
12. Бузин В.Н., Бузина Т.С. Медиапланирование. Теория и практика. М.: Юнити., 2010 – 495 с.
13. Векслер А. Ф. PR и культура: Учебные материалы. – СПб. : Планета музыки, 2010. -334 с.
14. Ворошилов В. В. Журналистика. Учебник. 3-е издание / Ворошилов В. В. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2011. — 447 с.
15. Гарретт Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2008. – 192 с.
16. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А. А. Грабельников. М.: Изд-во РУДН, 2011. — 384 с.
... Всего источников – 69.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ