СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА 8
1.1. Особенности франчайзинга в современных условиях 8
1.2. Основные виды франчайзинга в сфере услуг 14
1.3. Эффективность франчайзинга, как формы развития бизнеса 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МСК-ТурСтеп» 27
2.1. Характеристика деятельности ООО «МСК-ТурСтеп» 27
2.2. Финансово-экономическая характеристика деятельности ООО «МСК-ТурСтеп» 34
2.3. Анализ возможностей применения франчайзинга в ООО «МСК Тур-Степ» 40
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФРАЙНЧАЙЗИНГА В ООО "МСК-ТУРСТЕП" 49
3.1. Цели и задачи развития турбизнеса с использованием фрайнчайзинга 49
3.2. Разработка мероприятий по эффективному развитию бизнеса с использованием фрайнчайзинга 52
3.3. Оценка социально-экономического эффекта от реализации предложенных мероприятий 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
История франчайзинга в России коротка, в то время как в развитых странах опыт в этой деятельности накапливается давно.
Франчайзинг, по сути, это обмен: франчайзор дает лицу (франчайзи), получившему от фирмы разрешение самостоятельного представительства, право использовать известный бренд, раскрывает тайны и обеспечивает определенные относительные гарантии надежности бизнеса. Получив эти права, франчайзи разделяет часть своего дохода в пользу франчайзера. Это удобно, но как недостаток можно отметить некоторую степень зависимости франчайзи от франчайзера.
Франчайзинг - бизнес-система, состоящая из компании франчайзера, которая развилась в результате успешного осуществления бизнес процесса, имеет признаки уникальности и решается на дублирование своего бизнеса.
Приобретение франшизы имеет бесспорные преимущества для обоих участников франчайзинг-отношений. Для малого бизнеса и отдельных предпринимателей это обеспечивает стабильный прибыльность, для крупных фирм и компаний - возможность расширить и усилить свое положение на рынке. В мире франчайзинг имеет широкое распространение. Для многих предприятий франчайзинг стал символом процветания в бизнесе (успех имеют и российские предприятия, выбравшие развитие бизнеса посредством франчайзинга).
Несмотря на существенные выгоды франчайзингового сотрудничества большого распространение франчайзинга в экономике России сегодня не наблюдается. Причин этому много: недостаточное представление предпринимателей о сущности франчайзинга и связанных с этим возможностями, строгие требования к условиям франшизы со стороны франчайзера, коммерческие риски и др.
Франчайзинг, как и любая динамичная система изменяется соответственно условиям, в которых он применяется. Это позволяет предположить, что в перспективе на рынке останутся только наиболее технологичные предприятия.
Следует отметить тенденцию франчайзинга смещения в область сферы услуг. Франчайзинг особенно хорошо подходит для бизнеса в сфере системы общественного питания, туристических услуг. Вход в бизнес по франчайзингу снижает риски выхода предпринимателя на рынок потребителей, так как правила франчайзинга регулируют практически все аспекты деятельности. С другой стороны франчайзер получает возможность создать свою сеть предприятий, что существенно увеличивает шансы сохранить предприятие даже в условиях жесточайшего кризиса.
Все это привело к выбору темы выпускной квалификационной работы, целью которой была разработка эффективных предложений по развитию бизнеса с использованием франчайзинга.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические положения в области франчайзинговой деятельности;
• проанализировать особенности франчайзинга в современных условиях;
• провести анализ финансово - экономических показателей деятельности ООО «МСК-ТурСтеп»
• разработать мероприятия, направленные на эффективное развитие ООО «МСК-ТурСтеп» с использованием франчайзинга.
Объектом исследования было предприятие ООО «МСК-ТурСтеп». Предметом исследования - франчайзинговая деятельность предприятия ООО «МСК-ТурСтеп».
В процессе разработки выпускной квалификационной работы использовались научная и учебная литература, отчетные документы предприятия ООО «МСК-ТурСтеп», для анализа рынка использовались сведения представленные в сети интернет.
ООО «МСК-ТурСтеп» - туроператор, оказывающий услуги в сфере туризма. Место нахождения головного офиса ООО «МСК-ТурСтеп» - город Москва
Компания оказывает следующие услуги:
• сервис по обслуживанию туристов в офисе и по телефону;
• гостиничные, культурно-зрелищные, спортивные и оздоровительные;
• экскурсии;
• реклама;
• доставка билетов и путевок.
Организационная структура является линейно-функциональной
Анализ структуры работников показал, что наибольшую долю в структуре работников организации за период работы 2014 - 2016 гг. составляют специалисты -73,3%, 71,1% и 72,7% соответственно. С каждым годом наблюдается увеличение доли специалистов и служащих в общей численности работников с одновременным снижением доли руководителей. Это объясняется тем, что происходит увеличение численности сотрудников внутри отделов, а количество руководителей остается прежним.
Анализ возрастного состава работников организации, представленный в табл. 2.2 и на рисунке 2.5 показывает, что основной состав сотрудников ООО «МСК-ТурСтеп» находится в диапазоне 30-40 лет. Количество сотрудников в возрасте до 30 лет увеличивается с 16,7% в 2014 году до 20,5% в 2016 году. Доля сотрудников в возрасте от 40 до 50 лет увеличилась в 2015 г. и составила 10,5% от общей численности, а к 2016 г. немного снизилась до 9,1%. Меньший процент в общей численности имеют сотрудники возрасте старше 50 лет. Их доля в 2014-2016 гг. составила: 6,7%, 5,3%, 6,8% соответственно.
Анализ движения кадров показал, что Коэффициент оборота по приему стабильно и значительно больше коэффициента оборота по выбытию.
Однако, коэффициент оборота по выбытию увеличивается с 6,7% в 2014 г. до 7,9% в 2015 г. и 11,4% в 2016%, а коэффициент оборота по приему уменьшается и составляет: 33,3% в 2014 г., 23,7% в 2015 г. и 13,6% в 2016 г. Показатель текучести кадров за весь изучаемый период достаточно стабилен и находится в пределах нормы.
Анализ финансово-экономических показателей демонстрирует, рост по всем основным параметрам, характеризующим финансовые результаты деятельности организации. Выручка от реализации за 2016 год составила 121 714 тыс. руб. По сравнению с 2014 годом она увеличилась на 101 799 тыс.руб. Прибыль от продаж в 2016 г. составила 2 285 тыс.руб., увеличившись на 1 711 тыс. руб. по сравнению с 2015 годом и на 864 тыс.руб. по сравнению с 2014 годом. Чистая прибыль в 2016 году составила 1 352 тыс.руб. Мы можем наблюдать значительный рост чистой прибыли по сравнению с 2015 годом (+ 1 180 тыс. руб.). Также, к 2016 г. значительно увеличивается себестоимость продаж - на 99 774 тыс.руб. и 41 136 тыс.руб. по сравнению с 2014 и 2015 г.г. соответственно.
Анализ рентабельности показал, в 2014 году рентабельность продаж составила 7,14%, это означает, что в каждой 1 тысяче рублей продаж содержится 7140 рублей прибыли. В 2015 году рентабельность продаж составила 0,73%, это означает, что в каждой 1 тысяче рублей продаж содержится 730 рублей прибыли. В 2016 г. по сравнению с 2014 годом рентабельность продаж уменьшилась на 5,26 п.п., что является тревожным фактором для организации. В 2016 году рентабельность продаж составила 1,88%, это означает, что в каждой 1 тысяче рублей продаж содержится 1880 рублей прибыли. Мы можем наблюдать снижение рентабельности продаж, не смотря на положительную динамику роста по другим показателям. Не смотря на увеличение прибыли и выручки, показатели рентабельности показывают общую тенденцию к снижению за период с 2014 по 2016 гг.
Анализ рынка туризма показал, что наибольший объем продаж приходится на центральный Федеральный округ.
В регионах Москвы и Московской области сосредоточено наибольшее количество туристических агентств. На центральный федеральный округ приходится наибольшая доля объема продаж туристических путевок. Наименьший объем продаж туристических путевок приходится на Крымский федеральный округ - это связано с политической обстановкой. Все вылеты в зарубежные страны осуществляются только из Москвы, Ростова-На-Дону, Краснодара и проч. Из Крыма возможны только внутренние рейсы, соответственно, только внутреннее направление туризма.
Количество офисов продаж, работающих по договорам франчайзинга от крупных туроператоров постоянно увеличивается, причем, лидирующее положение занимает туроператор Корал Тревел.
Наибольшее количество офисов продаж приходится на Центральный федеральный округ, а наименьшее на Крымский федеральный округ. В 2015 году практически по всей России заметно уменьшение точек продаж, но к 2016 году ситуация начинает улучшаться.
Анализ рынка франчайзинговых услуг в туристическом бизнесе показал, что наибольшее количество точек продаж по России находится в Центральном федеральном округе, а наименьшее в Крымском федеральном округе (последнее связано с политической обстановкой). Большее количество точек продаж по договорам франшизы имеет туроператор Корал Тревел, а наименьшее - Натали Турс. Тез Тур, Пегас Туристик и Туи - с небольшим разрывом имеют среднее значение по точкам продаж.
Условия франшиз у туроператоров довольно похожи, в основном, их отличие в стоимости. Минимальная стоимость стартовых расходов для франчайзи составляет 300 тыс.руб.
Из проведенного анализа следует, что предприятие работает в жесткой конкурентной среде и неустойчивых внешних факторах. В связи с этим предприятие испытывает нужду в стабильной работе, потребность в преодолении кризисных ситуаций, связанных с рисками туристического бизнеса.
Для этого были разработаны следующие мероприятия.
Мероприятие 1. Создание нового подразделения и введение в штат двух штатных единиц - руководителя отдела и менеджера-куратора по работе с франчайзи. Они будут заниматься только вопросами франчайзинга
Мероприятие 2. Заключение договоров франшизы на условиях, более выгодных, чем у конкурентов, включая - рекламную поддержку, работу под брендом известного туроператора, кураторскую поддержку, программное обеспечение, обучение сотрудников, рекламную продукцию, обеспечение сотрудников униформой, оказание помощи в разработке специальных предложений с учетом специфики региона.
Мероприятие 3. Расширение полномочий франчайзи с целью получения большего дохода от сделок. предоставить возможность франчайзи самостоятельно разрабатывать маршруты для туров с последующим их согласованием у куратора, перенаправлять клиентов в регионы по этим направлениям и получать в доход 5% от стоимости тура, включая информирование своих клиентов о новых направлениях путем размещения информации на официальном сайте и издания буклетов.
В результате реализации предложенных мероприятий,
• чистая прибыль составит 2850,136 тыс.руб.,
• выручка от реализации мероприятий составит 7911 тыс.руб.,
• валовая прибыль составит 4656 тыс.руб.,
• прибыль от продаж составит 3961 тыс.руб.,
• прибыль до налогообложения - 3562,67 тыс.руб..
Помимо финансовых достижений при реализации предложений возникает социальный эффект, поскольку имеет место:
• развитие сети, без излишних вложений,
• создание новых рабочих мест,
• расширение видов услуг для туристов.
Таким образом, задачи, поставленные в начале разработки выпускной квалификационной работы, решены, а цель достигнута.
1. Гражданский кодекс РФ 2017 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 20.07.2017
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015 № 278-ФЗ)
3. Батраченко Д.К.Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт "Educatio" VII, 2014. -С.6.
4. Бодина К.В. Проблемы развития франчайзинга как формы предпринимательской деятельности в России// Международный студенческий научный вестник.-2014. - № 1
5. Ватутин С., Тришин М. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. //Издательство: Питер. Серия: Практика менеджмента. 2016.
6. Вахитов Д.Р. Франчайзинг в России: отраслевые особенности и перспективы развития // Учен. зап. Казанского филиала «Рос. гос. ун-та правосудия». - 2014. - Т. 10. - С. 179-183.
7. Ганебных Е.В. Франчайзинг как способ развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2016. — № 19. — с. 113-119.
8. Гудков А.А. Особенности учета операций туристскими организациями в рамках договора коммерческой концессии (франчайзинга) // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2015. - N 1. - С. 74 - 89
9. Девид Новак. Веди людей за собой. Цифровая книга. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2014
10. Джим Коллинз, Мортен Хансен От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016
11. Золотов М.И., Золотов М.М., Новиков П.В. Франчайзинг как метод корпоративного роста //Российское предпринимательство. — 2015. — № 23. — с. 42-48.
12. Парабеллум А, Мрочковский Н. Смирнова Н. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. // Издательство: Питер. Серия: Проект Андрея Парабеллума и Николая Мрочковского. 2016.
13. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В.. Иностранные франчайзинговые сети в России// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. -2014. -№ 1 (24)
14. Казначеева С.Н. Бренд как инструмент создания конкурентных преимуществ компании / Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. // Соврем. наукоемкие технологии. Регион. прил.- 2015. - № 2. - С. 16-21.
15. Кузнецова В.А. Расходы на покупку франшизы в общепите // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - N 10. - С. 33 - 42.
...