Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональные основы государственного регулирования инновационной активности субъектов малого предпринимательства

Работа №124012

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование институционального регулирования субъектов малого инновационного предпринимательства в национальной инновационной системе 5
1.1 Формирование современной национальной инновационной системы 5
1.2 Малое инновационное предпринимательство в национальных инновационных системах развитых стран 11
1.2.1 Малый инновационный бизнес в национальных инновационных системах Европейских стран 17
1.2.2 Малое инновационное предпринимательство в национальной инновационной системе США 22
1.3 Состояние субъектов национальной инновационной системы России 25
Глава 2. Основные направления совершенствования регулирования инновационной активности субъектов малого инновационного предпринимательства 33
2.1 Перспективы развития малого инновационного предпринимательства в РФ 33
2.2 Способы и направления совершенствования национальной инновационной системы 39
2.3. Практический результат институционального регулирования в области налогового стимулирования на примере компании ООО «Геологический центр СПбГУ» 49
2.3.1 Характеристика положения МИП в отделе интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ 49
2.3.2 Разработка стратегии оптимизации налогового режима для ООО «Геологический центр СПбГУ» 53
Заключение 62
Список использованных источников 65


В настоящее время развитие инновационной деятельности все больше влияет на рост экономики страны в целом. В свою очередь, инновационный потенциал страны диктуется развитостью ее национальной инновационной системы. Перед государством встает задача поддержания успешного функционирования инновационной системы с помощью определенных мер, и основной упор должен приходиться на малый инновационный бизнес, как на главный двигатель развития инновационной системы страны. Важно выявить, насколько сильна роль малого инновационного бизнеса в российской инновационной системе.
Актуальность темы определяется необходимостью пересмотра приоритетов инновационной политики страны, форм и методов поддержки инновационной деятельности, и, как следствие, увеличением числа предприятий в секторе малого инновационного бизнеса.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию институциональной системы управления инновационной деятельностью, стимулирующей развитие малого инновационного предпринимательства.
Для достижения указанной цели в работе решены следующие основные задачи:
 Определить основную терминологическую базу для дальнейшего исследования.
 Обозначить основные субъекты национальной инновационной системы.
 Рассмотреть опыт развитых зарубежных стран в создании успешно функционирующих инновационных систем.
 Выявить основные проблемы, с которыми встречается российская НИС, а также причины отставания в области инноваций от развитых стран мира.
 Раскрыть направления государственного регулирования малого инновационного бизнеса.
 Найти проблемы в механизмах поддержки и указать возможные пути их решения на основе практического примера.
Объектом текущего исследования является малое инновационное предпринимательство, формирующее условия для дальнейшего инновационного развития страны.
Предмет исследования – экономические процессы формирования и организации эффективного функционирования малого инновационного предпринимательства в национальной инновационной системе.
Теоретической основой исследования являются опубликованные труды известных авторов в областях государственного регулирования малого бизнеса и управления инновациями (в частности, Лундвалл Б.О., Рихтер К.К., Мотовилов О.В., Чеберко Е.Ф. и другие), которые рассматривают характер взаимодействия НИС и малого инновационного бизнеса с различных позиций. Информационной базой служат Федеральные законы, Налоговый Кодекс РФ, госпрограммы, статистические данные исследовательских проектов в областях науки и инноваций, исторические данные о развитии рыночной экономики в России за последние 10 лет, публикации в научных журналах («Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета», «Современная наука», «Проблемы современной экономики» и др.), также материалы международных исследовательских организаций.
Методологической основой работы являются эмпирические методы, также как сравнение и наблюдение, использовавшиеся при изучении зарубежного опыта построения НИС, исторический метод при исследовании предпосылок к современным экономическим условиям в области инноваций, единства исторического и логического подходов при выявлении теоретических основ государственного регулирования МИБ, системный подход, а также методы синтеза, анализа и индукции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в дальнейших научных докладах и публикациях, для подготовки научных статей и написания квалификационной работы на различные темы, связанные с экономической системой современной России, рыночной экономикой в целом, взаимодействием государства и малого бизнеса, созданием инновационного бизнеса, системами налогообложения в инновационной сфере и многими другими.
В первом разделе работы раскрывается сущность терминов «инновации» и «национальная инновационная система», описываются основные субъекты национальной инновационной системы и их деятельность в общем виде, а также иллюстрируются примеры НИС развитых стран. Во втором разделе проводится глубокий анализ форм и методов поддержки МИБ РФ, выявляются потенциальные направления совершенствования государственного регулирования малого инновационного бизнеса, а также рассматривается несовершенство проработанности такой формы поддержки, как налоговое стимулирование деятельности малых инновационных предприятий, на конкретном примере.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инновационная система России находится на стадии институционального развития. Большинство институтов хотя и имеют в основе своей деятельности правильные цели, однако их реализация далека от оптимальной.
Исследуя опыт зарубежных стран, становится очевидным, что для создания успешно функционирующей национальной инновационной системы необходимы налаженные взаимосвязи между ее основными субъектами. Одним из основных таких субъектов за рубежом выступают университеты, играя роль основного драйвера движения инноваций в стране. Вкладывая в человеческий капитал, эти страны создают ведущих специалистов в области инноваций, увеличивая тем самым высокотехнологичный потенциал страны и способствуя развитию экономики в целом.
Закладывание прочных основ НИС начинается, прежде всего, с создания подходящих условий для формирования и развития сектора малого инновационного бизнеса в стране. Каждый элемент инновационной инфраструктуры должен исходить из того простого тезиса, что основу любой успешной экономики в настоящее время закладывают именно малые инновационные предприятия. Для создания надежной базы функционирования малого инновационного бизнеса необходимо детально изучить и проработать механизмы регулирования инновационной деятельности, и, прежде всего, системы налогового стимулирования инноваций в стране.
Прежде, чем подходить к реализации модели «тройной спирали», важно понимать, что сначала необходимо создать успешно функционирующую НИС, причем главный упор в ней сделать на развитии университетов. В числе мер, которые должны быть предприняты - расширение функций университетов, прежде всего в области трансферта знаний, укрепление их исследовательского потенциала, развитие форм профессионального взаимодействия с предпринимательским сектором и государством.
Для успешного функционирования российской инновационной системы представляется вполне целесообразным рассмотрение опыта ведущих западных стран. Особое внимание представляют страны с высоким доходом ОЭСР, поскольку именно они задают тенденции к развитию инноваций во всем мире. Основываясь на зарубежном опыте, следует принять во внимание также и тот факт, что многие механизмы не найдут применения в России: «Сколково» вряд ли когда-либо окажется хотя бы на треть столько же эффективным, насколько стоял план при копировании «Силиконовой долины», в России вряд ли в ближайшее время появятся бизнес-ангелы, желающие безвозмездно вкладывать свои средства, а поток бизнес-идей в университетах вряд ли будет существенно расти. Однако, есть среди зарубежного опыта рабочие планы, которые Россия могла бы использовать с успехом: контроль за распределением финансовых средств, выделяемых на поддержку инноваций, стимулирование взаимодействия разработчиков идей и различных фондов поддержки, перераспределение выделяемых средств на поддержку между различными секторами науки более равномерно, вложение средств в развитие человеческого капитала в стране, совершенствование системы налогового стимулирования.
На последнем хотелось бы остановиться более подробно. Рассматривая налоговое планирование на предприятии ООО «Геологический центр СПбГУ», был отмечен ряд проблем, связанных с налоговым стимулированием деятельности малых инновационных предприятий в России. Инновационному малому бизнесу в России приходится выбирать из не слишком большого числа альтернатив, как вести свою деятельность так, чтобы это было хотя бы не убыточно. С учетом высоких барьеров для попадания в специальные экономические зоны, получения средств из различных фондов и ассоциаций, компаниям, не являющимся разработчиками в области IT, просто приходится становиться хозяйственным обществом при научной организации, поскольку она получает действительно весомый налоговый бонус в виде экономии на страховых взносах, а также ряд других преимуществ. Однако, при этом компания частично теряет свою самостоятельность, ведь научная организация получает долю в УК компании (в среднем, около 34%). Даже в таком варианте компании все равно выгоднее вести свою деятельность при ВУЗе. Причем порой компания может даже выбрать не самый выгодный налоговый режим просто из соображений упрощения ведения налогового учета. Подобная ситуация может свидетельствовать лишь о несовершенстве налогового стимулирования малой инновационной деятельности в стране.
Однако, следует также отметить и ряд положительных моментов в развитии современной НИС России. Прежде всего, наблюдается тенденция к, пусть и незначительному, но устойчивому росту ряда таких важных показателей, как патентная активность, число научных работ, индексируемых в зарубежных базах знаний, увеличение доли затрат на НИОКР, привлечение большего числа компаний в бизнес-инкубаторы и технопарки, рост числа российских ВУЗов в списке лидеров международных рейтингов и многих других. При этом рост большинства показателей начался с 2013 г., что может свидетельствовать о рациональности применяемых мер, разработанных в программе инновационного развития страны от 2011 г.
Таким образом, обобщая полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод о том, что предпосылки для успешного развития сектора малого инновационного бизнеса в Российской Федерации имеются, но требуют значительных поправок и корректировок как на государственном, так и на региональных уровнях. Существующие проблемы во взаимоотношениях государства и малого инновационного бизнеса устранимы, однако требуют комплексного и системного подходов. Роль малого инновационного бизнеса в национальной экономике продолжает расти и задача государства – создать предпосылки для его успешного функционирования в будущем и роста числа малых предприятий в инновационной сфере.




1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2016. – с. 253-255 (ст. 145.1).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2016. – с. 537-538 (ст. 246.1).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2016. – с. 586-588 (ст. 262).
4. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»» // СПС Консультант Плюс.
6. Афонина Е.В. Роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики [Электронный ресурс] / Е.В. Афонина // Науковедение. – 2013. - №6. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/02EFTA613.pdf (дата обращения: 06.04.2017).
7. Басова А.В. Стимулирование инновационной деятельности компаний с использованием различных инструментов налогового планирования [Электронный ресурс] / А.В. Басова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. - №2. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18886921& (дата обращения: 06.04.2017).
8. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации / Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]. – 2016. – URL: http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/report.html?id=1720 (дата обращения: 02.05.2017).
9. Гретченко А.А. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике [Электронный ресурс] / А.А. Гретченко // Проблемы современной экономики. – 2011. - № 2 (38). – URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3562 (дата обращения 11.03.2017).
10. Ежегодный мониторинг средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование НИОКР: аналитический отчет [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/4889.pdf (дата обращения: 07.04.2017).
11. Ежегодное официальное издание Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент): годовой отчет 2016 / под ред. А.В. Барбашина. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности», 2017. – 189 с.
12. Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте // Научная жизнь. – 2005. №7. – С. 32-44.
13. Индикаторы науки: 2016: Статистический сборник [Электронный ресурс] / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 304 с. – URL: https://www.hse.ru/primarydata/in2016 (дата обращения: 12.04.2017).
14. Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). – М.: Минэкономразвития, 2010. – 105 с.
15. Костина Д.В. Бюджетное финансирование инновационных разработок в медицинской промышленности [Электронный ресурс] / Д.В. Костина // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2013. - № 9-10. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/---ep13-09/970-a (дата обращения 15.11.16).
16. Куропятник С.В. Особенности налогового стимулирования инновационной экономики в зарубежных странах [Электронный ресурс] / С.В. Куропятник // Бизнес в законе. – 2013. – №1. – URL: http://puma/article/n/osobennosti-nalogovogo-stimulirovaniya-innovatsionnoy-ekonomiki-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 29.11.2016).
17. Мотовилов О. В. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 5, Экономика. – 2012. №1. – С. 35-49.
... Всего источников – 51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ