Введение
Глава 1. Формирование системы власти Токугава бакуфу……………………..8
Приход к власти Токугава Иэясу
Противоборство Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу…………………………...8
Указ из семи статей 1589 г. Смерть Тоётоми Хидэёси 1598 г. Битва при Сэкигахара 1600 г
Мероприятия Токугава Иэясу по укреплению власти нового военного правительства.
Окончательное уничтожение дома Тоётоми…………………………………...........18
«Законы о военных домах» 1615 г. «Стостатейные установления Токугава» 1616 г
Глава 2. Политика бакуфу по отношению к даймё̄ с 1616 по 1651 гг.
Приход к власти Токугава Хидэтада и его политика в отношении даймё̄…………24
Проблема наследования поста сё̄гуна. Приход к власти Токугава Иэмицу и его политика в отношении даймё̄
Восстание в Симабара 1637-1638 гг. Окончательное укрепление систем контроля над даймё̄
Глава 3. Проявление кризиса системы бакухан……………………………………………………………………………36
Смерть Токугава Иэмицу и номинальный статус сё̄гуна Токугава Иэцуна. Переход от «военного» политического курса к «гражданскому»………………………………..36
Приход к власти Токугава Цунаёси. Восстание 47 ро̄нинов как отражение кризиса системы бакухан
Заключение
Список использованной литературы…
Приложения
Приложение 1. Карта провинций Японии XVI в
Приложение 2. Изображение использованных исторических источников.
Приложение 3. Схема структуры власти внутри бакуфу (наиболее важные должности)
Начало правления военного дома Токугава является важной вехой в истории Японии. Японское государство, как мы условно его можем называть, принимая во внимание особенности политической и административной структуры того периода, наконец перешло из стадии междоусобных войн даймё̄ 大名, или военных феодалов, в стадию мирного времени. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению изменений, произошедших как в структуре власти, так и в структуре общества соответственно, следует совершить ретроспективу и кратко охарактеризовать два предшествовавших эпохе Токугава периода: Сэнгоку дзидай 戦国時代, или Эпоху «воюющих провинций», и период Адзути-Момояма 安土桃山時代.
В японской историографии период Сэнгоку принято ограничивать рамками, начиная со смуты годов О̄нин-Буммэй 応仁・文明の乱 (О̄нин-Буммэй-но ран) 1467 года и заканчивая изгнанием из Киото последнего сё̄гуна династии Асикага в 1573 году. Данный временной отрезок нередко характеризуется как время политического хаоса, так как сильно ослабла центральная власть, что повело за собой и подрыв прежней иерархии. В те годы имел место так называемый процесс гэкокудзё̄ 下克上(«низы подавляют верхи»): сё̄гуны смещались могущественными государственными сановниками; на периферии сюго-даймё̄ 守護大名, являвшиеся представителями бакуфу на местах, свергались вассалами; в военных домах главенство над кланом нередко оказывалось в руках младших представителей ветви, нежели старших. Однако в этой обстановке различного рода конфликтов – как военных, так и политических – новым властителям княжеств, которых называют сэнгоку-даймё̄ 戦国大名, на местах удалось создать достаточно крепкую социально-политическую систему, что содействовало небывалому экономическому прогрессу. Была упорядочена система вассалитета, согласно которой осуществлялся контроль как над самими вассалами даймё̄, так и над землями, которые находились в их собственности. Также каждый военный дом устанавливал свои регламенты какун 家訓, являвшиеся по сути своей законодательными актами. Для усиления военной мощи княжества даймё̄ использовали систему ёриоя-ёрико寄親・寄子, где мелкие землевладельцы ёрико были подчинены потомственным вассалам фудай (ёриоя). Таким образом можно сказать, что, проводя в пределах своих владений данный политический курс, направленный на ведение оборонительных и захватнических войн, сэнгоку-даймё̄ заложили основы социально-политической системы бакухан 幕藩, которая представляла собой в эпоху Токугава взаимодействие центральной власти (бакуфу 幕府) с обладавшими весьма сильной автономией во внутренних делах княжествами (хан 藩).
Период Адзути-Момояма (1573-1603) главным образом характеризуется историками как период проведения экономических, социально-политических и военных действий двумя выдающимися полководцами Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Следует здесь заметить, что Ода Нобунага больше проявил себя в военном деле, нежели в экономической сфере, что удалось Тоётоми Хидэёси. Напротив, он не стремился к полному уничтожению заложенной ещё в средневековье системы вотчин – сё̄эн 荘園, так как закрепляя за аристократами и храмами незыблемое право на владения сё̄эн, он заручался поддержкой со стороны императора и его двора, что в свою очередь придавало большую легитимность его власти и способствовало расширению его владений. После восстания Акэти Мицухидэ в 1582 году, в результате которого в храме Хонно̄дзи погиб Ода Нобунага (本能寺の変Хонно̄дзи-но хэн), объединение земель и проведение экономических и административных реформ продолжил вассал дома Ода Тоётоми Хидэёси. Проведя ряд военных походов на юг и северо-восток Японии, которые увенчались успехом, а также подавив силы тех, кто выступал против его власти (один из сыновей Ода Нобунага Ода Нобуо и даймё̄, занявшие его сторону, среди которых был и Токугава Иэясу), Хидэёси окончательно утвердил среди влиятельных военных домов своё право, как наследника дела Ода Нобунага. Он, как и Нобунага, продолжал курс на сближение с императорским двором и был первым, кто получил должность кампаку 関白, которой до этого обладали только представители аристократического рода Фудзивара. Также Хидэёси провёл экономические и административные реформы, которые оказали огромное значение на дальнейшее развитие Японии. Таковыми являются мероприятия по учёту земель, или тайко̄ кэнти 太閤検地, и «отделение воинов от земледельцев» (хэйно̄ бунри 兵農分離). Вместе с тем были окончательно ликвидированы сё̄эн. Однако необходимо иметь в виду, что в то время эти реформы не смогли упразднить общинное самоуправление среди крестьян и не привели к возникновению слоя мелких сельскохозяйственных производителей, но в дальнейшем, уже при сё̄гунах Токугава, проведение кадастра земель стало фундаментом укрепления центральной власти.
Возвращаясь к обзору реформ, проведённых первыми сё̄гунами Токугава, немаловажным является рассмотрение сложившейся новой социальной структуры. Теперь японское общество делилось на четыре основных сословия: военное сословие, или буси; сословие крестьян, сословие ремесленников и торговое сословие. В историографии Японии данную систему принято называть сино̄ко̄сё̄ 士農工商. Согласно ей, военное сословие, осуществлявшее управление страной, занимало наивысшую ступень в обществе (особое положение занимали император и придворная аристократия, так как по-прежнему двор формально назначал представителей правящего военного дома на пост сё̄гуна). Сюда входили даймё̄ и самураи, их вассалы. Далее разделение на социальные классы шло на основе конфуцианской идеи, где земледельцы гораздо выше торговцев, так как их труд считался более почётным («земледелие надо поощрять, а торговлю – подавлять»). Вне этих четырёх сословий оказались другие социальные группы – эта, хинин и артисты. Первые две считались презираемыми, так как представители этих групп занимались так называемой «грязной работой»: обслуживанием мест казни или захоронением казнённых. Тем не менее, и у них был свой лидер, который выступал в роли посредника между представителями группы и властями. В целом, создание этой системы автоматически послужило разрастанию бюрократического аппарата, что тоже часто выступает одной из характерных черт периода Токугава.
Целью данной работы является рассмотрение института даймё̄ и его особенностей в рамках системы бакухан, сложившейся в XVII – первом десятилетии XVIII вв. Эта система является основой управления домом Токугава как подвластных непосредственно самим сё̄гунам земель, так и земель, принадлежащих даймё̄. Более подробное рассмотрение этой системы, как и института даймё̄, представляет собой научный интерес в виду того, что, прослеживая их формирование, можно понять причины многих событий, происходящих в то время. Основными задачами при создании данной работы стали:
1. рассмотрение становления власти дома Токугава с 1590 года;
2. анализ исторических документов, относящихся к началу периода Токугава, которые устанавливали правила поведения даймё̄;
3. исследование политики сё̄гунов в XVII веке, направленной на окончательное формирование административной системы бакуфу.
В работе использованы материалы исследований периода Токугава отечественных востоковедов (Гальперин А.Л., Искендеров А.А., Лещенко Н.Ф, Подпалова Г.И., Филиппов А.В. и др.), англоязычных (Тёрнбул, Тотман, Сэнсом и др.) и японских (Такано Нобухару, О̄иси Манабу, Ибара Нори и др.). Изучение этих материалов позволяет рассмотреть разные точки зрения, что позволяет составить более точное и полное представление исследуемого периода.
Кроме того, что немаловажно при написании любой работы, относящейся к истории той или иной страны, - это изучение исторических источников, созданных в разный исторический период. В данной работе представлен краткий анализ некоторых правовых актов, в их числе «Указ из семи статей» ситикадзё̄тэйсё七か条定書, «Закон о военных домах» Букэ сёхатто̄ 武家諸法度, «Стостатейные установления Токугава» Токугава сэйкэн хяккадзё̄ 徳川成憲百箇條. Также будут задействованы переводы кодексов военных домов Като̄, Асакура, Хотта и др.
Подводя итог, необходимо обозначить общие выводы, сделанные в ходе исследования вопроса, обозначенного в качестве темы данной работы.
Во-первых, внутренняя политическая ситуация в Японии, сложившаяся во второй половине XVI века, значительно повлияла на дальнейшие принципы управления дома Токугава. Тенденция к объединению разрозненных земель (хан) и укреплению центральной власти способствовали началу формирования таких систем, как система санкин ко̄тай, которые окончательно сформировались во времена правления второго сё̄гуна Токугава Хидэтада и третьего сё̄гуна Токугава Иэмицу. Т.е. к середине XVII в. была установлена прочная база центральной власти, что способствовало поддержанию мира внутри страны на протяжении более чем двухсот лет.
Во-вторых, меры, которые проводило правительство первых трёх сё̄гунов в отношении даймё̄ для упрочения своей позиции и ослабления наиболее могущественных своих противников, оказали значительное влияние как на положение некоторых военных домов, так и на систему управления внутри княжеств. Разделение всех военных домов на фудай, т.е. близких дому Токугава, и тодзама, к которым относились те военные дома, которые присягнули Токугава после победы Восточной коалиции в битве при Сэкигахара в 1600 г., определило главенствующее положение в политической жизни страны первой категории даймё̄ над второй. Положительная сторона такого разделения заключалась в том, что противники дома Токугава лишились возможности влиять на ход решения важных государственных вопросов, что предотвращало раскол внутри правительства и начало новых междоусобных войн. К тому же, заинтересованным в увеличении своих владений и соответственно дохода с них фудай-даймё̄ было выгодно следовать политическому курсу, которого придерживался дом Токугава на начальном периоде своего правления.
Следует также обратить внимание на то, что, несмотря на сохранение некоторой автономии власти даймё̄, кодексы, созданные Токугава Иэясу и Токугава Хидэтада, регламентировали не столько поведение всех даймё̄, сколько модель управления внутри каждого княжества, а также модель взаимоотношений с соседними княжествами. Положения, прописанные в кодексах, должны были соблюдаться как законы, установленные для всех. В результате кодексы военных домов, которые создавались в предшествующий периоду Токугава период Сэнгоку и которые действовали в каждом княжестве как свод законов для всех его жителей, начали носить характер наставлений. Постепенно в каждом княжестве складывалась система управления подобная той, что существовала в самом бакуфу.
Однако необходимо обозначить и ряд отрицательных последствий политики бакуфу в отношении даймё̄.
Это, прежде всего, практика кайэки, в результате которой многие военные дома лишались самурайских привилегий, а также переселение тодзама-даймё̄ в новые, менее доходные земли, конфискация или уменьшение их прежних владений. Все эти действия послужили возникновению ряду крестьянских восстаний, чаще всего происходящих под предводительством ро̄нинов – самураев, которые остались без сюзерена. Существование такой угрозы могло заметно пошатнуть власть сё̄гунов Токугава, поэтому после массового восстания в Симабара в 1637-1638 гг. и военного заговора Юи Сё̄сэцу в 1651 г. (Восстание годов Кэйан) политический курс, проводимый бакуфу, становится «гражданским», т.е. контроль даймё̄ становится менее ужесточённым.
Тем не менее, переход на новый политический курс не способствовал урегулированию сложившейся сложной ситуации. Лишение сё̄гуна реальной власти, что произошло в период правления четвёртого сё̄гуна Токугава Иэцуна, и произвольный характер политики Сакаи Тадакиё в 60-е гг. XVII в. лишь усилили критику со стороны военного дворянства в адрес бакуфу.
Недовольство центральной властью продолжало нарастать и в годы правления пятого сё̄гуна Токугава Цунаёси. Первые четыре года его правления (эра Тэнна) в целом носили положительный характер благодаря политике тайро̄ Хотта Масатоси. Однако после его убийства 1684 г. одним из членов Младшего совета старейшин вакадосиёри Инаба Масаясу официальные органы бакуфу были лишены реальной власти, в результате чего основные государственные вопросы начали решать фавориты сё̄гуна, которые нередко прибегали к коррупции и взяточничеству. Инцидент 1701 г., когда ро̄нины из Ако̄ под предводительством О̄иси Кураноскэ устроили разгром усадьбы церемониймейстера Кира Ёсинака, а затем казнили его, отомстив таким образом за смерть своего господина Асано Наганори, обнаружил кризис системы бакухан, в основе которой лежали взаимоотношения бакуфу и подчинявшихся его власти княжеств. Таким образом, постепенное ослабление власти бакуфу начинает происходить уже в начале XVIII в. В дальнейшем, во время правления восьмого сё̄гуна Токугава Ёсимунэ, будет осуществлена попытка к восстановлению былого могущества бакуфу, но в целом успех политики его будет носить временный характер.
Таким образом, можно сказать, что политика первых пяти сё̄гунов Токугава, направленная прежде всего на укрепление власти их дома, а также на сохранение мира в стране, носила противоречивый характер, что в первую очередь отразилось на взаимоотношениях бакуфу и княжеств. Постепенно внутри многих военных домов, в том числе и внутри тех, которые относились к фудай, начали нарастать антиправительственные настроения, приведшие к кризису системы бакухан и краху Токугава бакуфу в 1868 г.
1. Указы бакуфу, регламентировавшие жизнь императорского двора, дворянства и духовенства. Княжеский кодекс («Букэ сёхатто»). // Подпалова Г. И. Крестьянское петиционное движение в Японии во второй половине XVII – начале XVIII в. – М.: издательство восточной литературы, 1960.
2. Указы бакуфу, регламентировавшие жизнь императорского двора, дворянства и духовенства. Дворянский кодекс («Сёси хатто»). // Подпалова Г. И. Крестьянское петиционное движение в Японии во второй половине XVII – начале XVIII в. – М.: издательство восточной литературы, 1960.
3. Стостатейные установления Токугава 1616. // Филиппов А.В. "Стостатейные установления Токугава" 1616. и "Кодекс из ста статей" 1742 г. Право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Эдо. – СПб.: СПбГУ, 1998.
4. Сихо̄ дайдзинканбо̄ сёмука. Токугава кинрэй ко̄. 司法大臣官房庶務課. 徳川禁令考. 司法省. 1894.
5. Указ из семи статей (Ситикадзё̄тэйсё).七か条定書. (Свиток хранится в Центральной городской библиотеке г. Хамамацу. Текст указа и изображение свитка представлены на сайте электронных архивов документов по истории Японии ADEAC :デジタルアーカイブシステム).
6. Законы о военных домах (Букэ сёхатто) 1635 г. 武家諸法度. (Текст Законов представлен на японском сайте перевода исторических источниковようこそ大船庵へ).
Литература на русском языке:
7. Гальперин А.Л. Некоторые вопросы объединения и изоляции Японии при первых Токугава. – М.: издательство восточной литературы, 1960.
8. Гальперин А.Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. – М.: издательство восточной литературы, 1963.
9. Елисеев Д. Хидэёси: Строитель современной Японии. Перевод с французского М.Ю. Некрасова. – СПб.: изд. «Евразия», 2008.
10. Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. – М.: главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984.
11. История Японии: Учебник для студентов вузов/Под ред. Д.В.Стрельцова. – М.: изд. «Аспект Пресс», 2015.
12. Кайтэн Нукария. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии. – СПб.: изд. «Наука», 2003.
13. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор 17-го столетия.- М., 1988.
14. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – М.: изд. «Крафт+», 2010.
15. Осараги Дзиро. Ронины из Ако, или повесть о сорока семи верных вассалах. Т.1,2. Перевод с японского и вступ. Ст. А. Долина. – СПб.: изд. «Гиперион», 2006.
16. Подпалова Г. И. Крестьянское петиционное движение в Японии во второй половине XVII – начале XVIII в. – М.: издательство восточной литературы, 1960.
17. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии / Отв. ред. Н.И.Конрад. Изд. 2-е. – М.:книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
18. Успенский М.В. Куниёси и его время: японская гравюра XIX века. Школа Утагава. Каталог выставки. – СПб., 1997.
19. Филиппов А.В. "Стостатейные установления Токугава" 1616. и "Кодекс из ста статей" 1742 г. Право, общество и идеология Японии первой половины эпохи Эдо. – СПб.: СПбГУ, 1998.
20. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ. Книга самурая. / Пер. с англ. – СПб.: изд. «ДИЛЯ», 2015.
Литература на английском языке:
21. Bodart-Bailey B.M. The dog shogun: the personality and polices of Tokugawa Tsunayoshi. Honolulu Univ. of Hawaii press. 2006.
22. Bodiford W. Sources of Japanese tradition. Vol. 2: 1600 to 2000. Columbia university press. 2006.
23. Law and justice in Tokugawa Japan: Materials for the history of Japanese law and justice under the Tokugawa shogunate. Part VIII-B. Persons: legal precedents. Ed. by John Henry Wigmore. Tokyo.1983.
24. Roberts L.S. Performing the great peace: political space and open secrets in Tokugawa Japan. Honolulu Univ. of Hawaii press. 2012.
25. Sadler A.L. The maker of modern Japan: the life of Tokugawa Ieyasu. Tokyo: Charles E. Tuttle Company. 1978.
26. Sansom G. A history of Japan 1334-1615. Tokyo: Charles E. Tuttle Company. 1981.
27. Sansom G. A history of Japan 1615-1867. California: Sranford University Press. 1963.
28. Steenstrup C. A history of law in Japan until 1868. 2. impr. with corrections. 1996.
29. The Cambridge history of Japan. Vol. 4. Early modern Japan. Ed. by John Whitney Hall. Cambridge university press. 2006.
30. Totman C. Politics in the Tokugawa bakufu 1600-1843. Berkeley etc. : University of California Press. 1988.
31. Turnbull S. Toyotomi Hideyoshi. Leadership, strategy, conflict. Oxford, Osprey Publishing Ltd. 2010.
32. Turnbull S. Tokugawa Ieyasu. Leadership, strategy, conflict. Oxford, Osprey Publishing Ltd. 2012.
33. Vaporis C. N. Tour of duty. Samurai, Military service in Edo, and the Culture of Early Modern Japan. Honolulu Univ. of Hawaii press. 2008.
Литература на японском языке:
34. Асао Наохиро. Дзюниа нихон-но рэкиси. Сэнгоку-но арасой. 朝尾直弘編. ジュニア日本の歴史(4)戦国の争い. 1978.
35. Ибара Нори. Токугава дзидай цӯси. 井原儀著. 徳川時代通史. 大同館、1912.
36. О̄иси Манабу. Сирэба сиру ходо омосирой. Токугава сё̄гун дзю̄го дай. 大石 学. 知れば知るほど面白い。徳川将軍十五代. 実業之日本社、2012.
37. Сэнгоку бусё̄ га ёку вакару хон. 「戦国武将」がよくわかる本. PHP研究所、2008.
38. Такано Нобухару. Даймё̄-но со̄бо̄. Дзидайсэй то имэ̄дзика. 高野信治.「大名の相貌。時代性とイメージ化」. 清文堂出版株式会社, 2014.
39. Такэгоси Ёсабуро̄. Ни сэн го хяку нэн си. 竹越与三郎. 二千五百年史. 警醒社書店. 1896.
40. Танабэ Киндзо̄. Ё̄сэцу Мияги кё̄доси. 種部金蔵. 要説宮城郷土史, 続. 仙台市民図書館. 1992.
41. Сихо̄ дайдзинканбо̄ сёмука. Токугава кинрэй ко̄. 司法大臣官房庶務課. 徳川禁令考. 司法省. 1894.
42. Фукуда Тидзуру. Сакаи Тадакиё. 福田千鶴. 酒井忠清. 吉川弘文館. 2000.
Список электронных ресурсов на японском языке:
43. ADEAC :デジタルアーカイブシステム // URL: https://trc-adeac.trc.co.jp. Сайт электронных архивов документов по истории Японии.
44. 近代デジタルライブラリー // URL: http://kindai.ndl.go.jp/. Электронная библиотека оцифрованных книг и периодических изданий, опубликованных в периоды Мэйдзи и Сё̄ва.
45. 東京大学史料編纂所// URL: http://www.hi.u-tokyo.ac.jp/index-j.html. Сайт Историографического института Токийского университета; в свободном доступе находится большая часть коллекции документов по истории Японии.
46. ようこそ大船庵へ // URL: http://www.hh.em-net.ne.jp/~harry/komo_hatto_main.html. На сайте представлена часть документов по истории Японии, переведённых на современный японский язык.