Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИР СТРУГАЦКИХ НА ЭКРАНЕ: А. ТАРКОВСКИЙ, А. СОКУРОВ, К. ЛОПУШАНСКИЙ, А. ГЕРМАН

Работа №123987

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Планета АБС
Глава II. «Сталкер» Андрея Тарковского
2.1 История создания фильма
2.2О литературном первоисточнике. «Пикник на обочине»…..19
2.3 Сопоставление фильма и повести..…………………………20
Глава III. «Дни затмения» Александра Сокурова………………….28
3.1 История создания фильма
3.2О литературном первоисточнике. «За миллиард лет до конца света»
3.3 О фильме
3.3 Сопоставление фильма и повести....…………………………..34
Глава IV. «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского…………..40
4.1 О литературном первоисточнике. «Гадкие лебеди»…………41
4.2 О фильме
4.3 Сопоставление фильма и повести……………………………..45
Глава V.«Трудно быть богом» Алексея Германа…………………...47
5.1 История создания фильма
5.2 О литературном первоисточнике. «Трудно быть богом»……50
5.3 Сопоставление фильма и повести
Заключение
Список литературы
Фильмография


Данная работа посвящена анализу четырех экранизаций произведений братьев Стругацких, их сопоставлению с литературными источниками, выявлению особенностей перевода художественных текстов на язык кино.
Несмотря на то, что корпус текстов Стругацких насчитывает более шестидесяти названий , включая романы, повести, рассказы, пьесы, фильмов, снятых по их произведениям не так уж много. Заметных, удачных еще меньше. Даже составление полноценной фильмографии экранизаций – задача непростая. В разных источниках можно встретить разное количество названий. Во многом это объясняется тем, что степень участия самих писателей в создании конкретного фильма разная. Они могли быть авторами сценариев, писали в соавторстве, иногда просто позволяли ставить свое имя в тех случаях, когда фильм был снят по мотивам их произведений.
Но среди фильмов разной степени успешности есть несколько, безусловно, выдающихся кинопроизведений. К ним относятся работы, являющиеся предметом данного исследования: «Сталкер» Андрея Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского и «Трудно быть богом» Алексея Германа - старшего.
Эти фильмы сняты в разное время, очень разными художниками, но все вошли в историю отечественного кинематографа. У всех этих работ непростая судьба, сложный путь к зрителю, порой полярные оценки критиков. Но все эти картины стали в свое время событием, все широко обсуждались, обо всех написаны статьи, исследования, книги. Однако в ходе проведенного исследования мною не были обнаружены научные работы, в которых вышеназванные картины рассматривались бы в подобном контексте.
Работа лежит на стыке дисциплин: литературоведения, истории кино и киноведения. Ее задача —определить характер взаимоотношения литературного текста и кино в каждом из четырех случаев, выявив особенности этих отношений, уникальность каждого, но также попробовать найти некие общие черты этого взаимодействия.
В основе исследования лежит предположение, своего рода гипотеза, о наличии в самих текстах Стругацких неких особенностей, позволяющих режиссерам, опираясь на сюжетную основу, созданные образы, развивая заложенные писателями идеи, создавать новые, самостоятельные кинопроизведения.
Также важной частью исследования является анализ самих причин, мотивов, заставлявших каждого из режиссеров на определенном этапе своего жизненного и творческого пути обратиться к творчеству Стругацких. В свою очередь представляется важным выявить механизмы влияния кинофильма на процесс актуализации литературного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Судьба киновоплощений литературы братьев Стругацких оригинальна. Экранизаций их произведений совсем немного, хотя многое в их творчестве располагает к подобной рецепции – разнообразие повествовательных форм, острые и закрученные сюжеты, иные миры, продуманные до мелочей, яркие герои и характеры. Также нельзя не отметить то, что к текстам этих авторов обращались выдающиеся деятели российского кинематографа и, будучи связаны друг с другом, создали самобытные произведения, каждое из которых заняло уникальное место в истории отечественного кино.
Что касается Стругацких, то достойные экранизации появляются как раз тогда, когда от оригинального текста остается не так много, но все больше занимает место авторское видение режиссера. Однако, каждый кинофильм имеет специфические взаимоотношения с литературным первоисточником.
В случае экранизации Тарковским повести «Пикник на обочине» можно говорить о минимальном использовании сюжетной основы, при этом режиссер, погружаясь в глубокие смысловые пласты литературного источника, предлагает свои ответы на вопросы, поставленные авторами. При этом режиссер из всех поставленных в тексте проблем выбирает именно те, которые близки ему: нравственный поиск, вера и безверие, совесть.
Александр Сокуров, обратившись к произведению Стругацких, пожалуй, еще в меньшей степени использовал литературную первооснову. Повесть стала для него поводом для самостоятельного художественного высказывания, поиска собственных художественных решений. В отличие от текста Сокуров сдвигает акценты в сторону социальной проблематики, затрагивая при этом и экзистенциальные вопросы.
Фильм Константина Лопушанского и повесть «Гадкие лебеди» разделяют более трех десятилетий. Это во многом объясняет измененный режиссером хронотоп и заострение внимания на проблемах, актуальных для начала XXI века. При этом именно Лопушанский наиболее бережно относится к корпусу текстов Стругацких, используя проблематику не только той повести, которая лежит в основе сценария.
«Трудно быть богом» Алексея Германа формально практически полностью сохраняет фабулу романа братьев Стругацких, однако именно он оказался дальше всего от литературного источника по стилистике, атмосфере, авторскому отношению к происходящему, масштабности сделанных обобщений.
При рассмотрении всех этих фильмовы с точки зрения их принадлежности к жанру экранизации, нужно отметить то, что в создании каждой картины в той или иной степени принимали участие сами Стругацкие.
Говоря о взаимном влиянии литературы и кинематографа в конкретном случае данной работы, хотелось бы отметить то, что, несомненно, фильмы, взятые в качестве материалов, сыграли значительную роль в судьбе литературного наследия братьев Стругацких, что еще раз доказывает значимость и беспрецедентность этих картин. Во многом это происходит в связи с тем, что каждый режиссер брал за основу идейную парадигму Стругацких и рассматривал ее через призму авторского восприятия, тем самым вдыхая новую жизнь в произведения авторов.
Нельзя не сказать и об актуальности тех тем, которые в своем творчестве поднимали Стругацкие и в следствии и вышеназванные режиссеры. Каждый из них смог, взяв за основу литературный базис, рассказать о себе и о своем времени. На мой взгляд, из этого очевидно следует то, что темы и вопросы, поднятые и авторами и режиссерами, еще долго будут волновать умы и давать возможность находить в них живое, близкое, вечное.



1. Geldern, James (2014). "1968: Strugatsky Brothers". Seventeen Moments in Soviet history. Macalester College. Retrieved 28 May 2014.
2. Johnston, Vida T.; Petrie, Graham (1997). The Films of Andrei Tarkovsky: A Visual Fugue. Bloomington: Indiana Univ. Press.
3. Kajtoch W. BraciaStugaccy. — Krakow: Universitas, 1993
4. Le Fanu, Mark (1987). The Cinema of Andrei Tarkovsky. British Film Institute.
5. Mirzoeff N. Introduction to Visual Culture. L. – N. Y., 1999.
6. Potts Stephen W. The Second Marxian Invasion: The Fiction of the Strugatsky Brothers. San-Bernardino: The Borgo Press, 1991.
7. Ант Скаландис. Братья Стругацкие. — М.: АСТ, 2008.
8. Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
10. Арутюнян С.М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств :дис. ... канд. филос. наук. М., 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/estetika/jekranizacija-literaturnyh-proizvedenij-kak-specificheskij-tip- vzaimodejstvija.html (дата обращения: 14.04.2017).
11. БазенА. Что такое кино/пер. В. Божовича и И. Эпштейн. М., 1972.
12. Барт Р. Третий смысл // Строение фильма. М., 1984.
13. Бергман И. Как делается фильм. Искусство, М.,1969.
14. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
15. Болдырев Н. Сталкер или Труды и дни Андрея Тарковского. - Челябинск: Урал ЛТД, 2002.
16. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. М., 2003.
17. Бондаренко С. Неизвестные Стругацкие От «Страны багровых туч» до "Трудно быть богом": черновики, рукописи, варианты.. - М.: АСТ, 2005.
18. Вайсфельд И. Мастерство кинодраматурга. М.: Советский писатель, 1964
19. Вишневский Б.Л. Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда.. - СПб: "TerraFantastica" , 2003
20. Володихин Д. М., Прашкевич Г. М. Братья Стругацкие. М. : Молодая гвардия, 2012.
21. Георгий Рерберг — Марианна Чугунова — Евгений Цымбал Фокус на бесконечность. Разговор о «Сталкере» (начало) // http://tarkovskiy.su (дата обращения: 20.04.2017).
22. Григорьянц Е. И. Книга в контексте современной культурной коммуникации // Книга: исследования и материалы. Сб. 82. М., 2004.
23. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М., Новый век, 2000.
24. Дни затмения. Журнал Русское кино [Электронный ресурс] Гращенкова И. :https://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0121.shtml(дата обращения 30.04.2017 )
25. Долин А. Герман: Интервью. Эссе. Сценарий.. - М: Новое литературное обозрение, 2011.
26. Долин А. Зеркало без героя. "Трудно быть богом", режиссер Алексей Герман // Искусство Кино. - 2014. - №1.
27. Евлампиев И. Художественная философия Андрея Тарковского. СПб.: Алетейя, 2001.
28. Игнатов К. Ю. От текста романа к кинотексту: языковые трансформации и авторский стиль М., 2007. 26 с.
29. Кино :энцикл. словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. М., 1986.
30. Козинцев Г. «Поднять потолок» : лекция во ВГИКе [Электронный ресурс]. URL: http://www.videoton.ru/Articles/kniazh_potol.html (дата обращения: 12.04.2017).
31. Колодий В. В. Видение и особенности современного визуального опыта // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6.
32. Константин Лопушанский: «Хочу переводить зрителей на другую сторону улицы» // [Электронный ресурс] http://vtbrussia.ru (дата обращения: 01.05.2017).
33. Кузнецова А. Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции. - Липецк: Крот, 2007.
34. Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. М., 2004
35. Лещинский И. «Гадкие лебеди»: редкий пример неразвлекательной кинофантастики // Скепсис. - 2007. - №2.
36. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.
37. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996.
38. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.
39. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПБ, 1998.
40. Маневич И. Кино и литература. М., 1966.
41. Медведев А. Только о кино. Кино в России. История XX в. // Искусство кино. 1999. № 2.
42. Механика киносудьбы: Юрий Арабов // [Электронный ресурс] https://www.svoboda.org (дата обращения: 30.04.2017).
43. О Тарковском / Сост., авт. предисл. М. А. Тарковская. — М.: «Прогресс», 1989.
44. Ольга Суркова Хроники Тарковского. «Сталкер». Дневниковые записи с комментариями (начало) // http://tarkovskiy.su (дата обращения 04.05.2017)
45. Официальный сайт Александра Сокурова. Дни затмения [Электронный ресурс] // http://www.sokurov.spb.ru/isle_ru/feature_films.html?num=13 (дата обращения 17.04.2017)
46. Официальный сайт киностудии Ленфильм. Вспоминая Андрея Тарковского [Электронный ресурс] // http://www.lenfilm.ru/news/2017/04/Pamyati_Andreya_Tarkovskogo/ (дата обращения 05.05.2017)
47. Пазолини П.П. Поэтическое кино // Строение фильма. М., 1984.
48. Пикник на опустевшей обочине // http://ruskline.ru (дата обращения: 11.04.2017).
49. Порозов Р. Ю. Визуальное как доминанта современной культуры // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011. Вып. 2 (36).
50. Решетникова В. В. Телеэкранизация: ключевые аспекты интерпретации литературных произведений :автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2009 [Электронный ресурс] // URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=1873 (дата обращения: 09.05.2017).
51. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / пер. с фр. и вступит.ст. И. Вдовиной. М., 2002
52. Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. — М.: Большая росс.энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000.
53. Саванкова Л.П. Опыт целостного анализа фильма в киноэкранизации 80-х годов. Канд. диссертация. 1992.
54. Савельев Д. Александр Сокуров: «Сделайте то, что можете сделать только вы» // Искусство Кино. - 2001. - №12.
55. Симбирцева Н. А. Визуальное в современной культуре [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultural-research.ru/Simbirzeva.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
56. Солоницын А.А., Гройсман Я.И. Анатолий Солоницын. я всего лишь трубач…- Новгород: ДЕКОМ, 200.
57. Стогниенко А.Ю. Цвет как сущностная характеристика фильма Андрея Тарковского «Сталкер» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - №1. т-17.
58. Стругацкие. Материалы к исследованию. Письма, рабочие дневники. 1972—1977 / Сост. С. Бонадренко, В. Курильский. — Волгоград:ПринТерра-Дизайн, 2012
59. Стругацкий А.,Стругацкий Б. Собрание сочинений. Неопубликованное. Публицистика. - т 11 изд. - СПб: TerraFantastica, 2001.
60. Стругацкий Б. Комментарии к пройденному. - СПб: Амфора, 2003.
61. Стругацкий, А,Н., Стругацкий, Б.Н. Собрание сочинений. В 11 т. - 2-е изд., испр. изд. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007
62. Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре. «Искусство кино», 1990. №№ 7-9.
63. Тарковский А. Перед новыми задачами // Искусство кино. - 1977. - №7.
64. Тарковский Андрей. Мартиролог. Дневники. Международный Институт имени Андрея Тарковского, 2008.
65. Тынянов Ю.Н. О сценарии //ТыняновЮ.Н. Поэтика. История литературы.Кино.М.,1977.
66. Фролов А.В. Проблема периодизации творчества Аркадия и Бориса Стругацких // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - №2.
67. Шестопалов О. В. Тридцать лет спустя. — В кн.: А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Хромая судьба. Хищные вещи века. — М.: Книга, 1990.
68. Шкловский В. Литература и кинематограф [Электронный ресурс]. URL: http:// bookatruck.net/book_153_glava_7_Kinematograf.html (дата обращения: 20.03.2017)
69. Шкловский В. Литература и кинематограф [Электронный ресурс]. URL: http:// bookatruck.net/book_153_glava_7_Kinematograf.html (дата обращения: 01.04.2017).
70. Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 т. М., 1964. Т. 3.
71. Эйзенштейн С. Избранные сочинения в 6 т.М., Искусство, 1964-1971.
72. Эйзенштейн С. Теория и практика преподавания кинорежиссуры. М.: ВГИК, 1988.
73. Эйзенштейн С.М. Кино и литература // Вопросы литературы. 1968. №4.
74. Якобсон Р. Конец кино? // Строение фильма. М., 1985.
75. Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. - М.: РИК Культура, 1993
Фильмография
1. Александр Сокуров. «Дни затмения». 1988. СССР. 133 мин.
2. Алексей Герман. «Трудно быть богом». 2013. Россия. 177 мин.
3. Андрей Тарковский. «Сталкер». 1979. СССР. 163 мин.
4. Константин Лопушанский.«Гадкие лебеди». 2006. Россия, Франция. 105 мин.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ