Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ПРОДУКТОВОЙ СТРАТЕГИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ MIBA

Работа №123983

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. ПРОДУКТОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ 6
1.1 Понятие продуктовой стратегии 6
1.2 Содержание продуктовой стратегии 7
Выводы 10
Глава 2. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ АНАЛИТИКИ 11
2.1 Магистратура MiBA как продукт Высшей Школы Менеджмента 11
2.2 Сравнительный анализ магистерских программ ВШМ и СПбГУ 12
2.3 Сравнительный анализ магистерских программ в области аналитики данных 17
2.4 Тренды на рынке магистратур 28
Выводы 30
Глава 3. ЦЕННОСТЬ МАГИСТРАТУРЫ 31
3.1 Ценность магистратуры MiBA для общества 31
3.2 Целевая группа потребителей и воспринимаемая ценность магистратуры 31
3.2.1 Ценность магистратуры MiBA для потенциальных абитуриентов 31
3.2.2 Ценность магистратуры MiBA для студентов. 39
Выводы 40
Глава 4. ПРОДУКТОВАЯ СТРАТЕГИЯ МАГИСТРАТУРЫ MIBA 42
4.1. Текущая продуктовая стратегия MiBA 42
4.2. Сильные и слабые стороны текущей продуктовой стратегии 44
4.3. Практические рекомендации по разработке стратегии программы 47
Выводы 54
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 62


Данная работа представляет собой консультационно-исследовательский проект, направленный на формирование подхода к разработке продуктовой стратегии магистерской программы «Бизнес аналитика и большие данные» («Master in Business Analytics and Big Data», MiBA). Основная проблема состоит в недостаточности накопленного опыта по эффективности применения образовательных методик и формированию образовательного контента ввиду небольшого периода существования программы. В более широком смысле проблема заключается в реакции учреждений высшего профессионального образования на институциональные изменения в сфере информационных технологий, связанные с их широким применением в бизнесе и с возрастанием роли профессиональных навыков в области аналитики для эффективного управления данными и информацией как ресурсом компании. Существует необходимость разработки подхода к развитию магистерской программы MiBA, основанного на позиционировании программы как продукта учебного заведения. При этом разработка стратегии продукта представляет собой непрерывный процесс, который должен осуществляться на каждом этапе его жизненного цикла, учитывая текущие изменения как во внешней, так и во внутренней среде. Целью разработки продуктовой стратегии для магистерской программы является повышение эффективности организации образовательного процесса с точки зрения ценности приобретаемой студентами квалификации как для самих студентов, так и для рынка труда. Результатом успешной разработки продуктовой стратегии магистерской программы является повышение её востребованности среди абитуриентов и, как следствие, повышение конкурентоспособности Высшей Школы Менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета на рынке образовательных услуг высшего образования.
Цель данной работы заключается в формировании практических рекомендаций по разработке продуктовой стратегии магистерской программы «Бизнес-аналитика и большие данные» («Master in Business Analytics and Big Data»).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
● Провести сравнительный анализ содержания магистерских программ в области аналитики данных, включая программу MiBA.
● Провести анализ трендов на рынке образовательных программ магистратуры.
● Выявить сильные и слабые стороны текущей продуктовой стратегии программы MiBA.
● Перечислить возможные изменения в продуктовой стратегии программы MiBA на основе проведённого анализа.
В ходе выполнения поставленных задач были изучены теоретические основы продуктовой стратегии, проанализированы вторичные данные о программах магистратуры ВШМ СПбГУ и других российских вузов. Также были проанализированы первичные данные, собранные при помощи опросов и глубинных интервью. На основании анализа сформулировано содержание текущей продуктовой стратегии магистратуры MiBA, отмечены положительные характеристики стратегии и зоны роста, сформулированы практические рекомендации по разработке продуктовой стратегии программы.
Работа состоит из четырёх основных глав. В первой главе представлены теоретические основы для формулировки содержания стратегии продукта. Вторая глава содержит описание программы MiBA, её сравнение с другими программами, рассматриваемыми в качестве продуктовой линейки Высшей Школы Менеджмента, и с магистерскими программами схожей тематики, которые предлагают другие российские вузы. Также во второй главе описаны основные тренды на рынке магистратур и оценено их влияние на программу MiBA. В третьей главе представлены результаты анализа опросов среди студентов ВШМ и студентов других университетов, а также выводы на основе информации, полученной в ходе проведения интервью со студентами магистратуры MiBA. В последней, четвёртой главе описана и проанализирована текущая продуктовая стратегия программы MiBA, а также предложены рекомендации по разработке стратегии программы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения данной работы было определено содержание продуктовой стратегии магистерской программы на основе интеграции подходов, предложенных несколькими авторами. В рамках изучения конкурентной среды магистерских программ в области аналитики данных было произведено сравнение содержания магистерских программ Высшей Школы Менеджмента, программы Экономического факультета СПбГУ и программ со схожей тематикой, предлагаемых другими российскими и зарубежными вузами На основании результатов сравнительного анализа были выдвинуты первичные предположения о содержании элементов продуктовой стратегии, определённых как «Целевая группа потребителей» и «Ключевая ценность и основные ценностные характеристики магистерской программы MiBA». Далее эти элементы стратегии были дополнены с учётом результатов анализа первичных данных, в частности анализа результатов опроса среди студентов и выпускников Высшей Школы Менеджмента, опроса среди студентов других российских вузов, а также результатов интервью со студентами магистратуры MiBA. В целях определения возможных изменений в потребностях целевой группы потребителей проанализированы главные тренды на рынке магистратур и выделены те тенденции, которые в наибольшей степени оказывают влияние на программу MiBA, и частично использованы выводы, сделанные на основе мнения студентов программы. Помимо этого, была описана роль программы MiBA в достижении стратегических целей Высшей Школы Менеджмента и предложены новые метрики для качественной оценки эффективности программы с позиций студентов и преподавателей.
Исследование предпочтений потенциальных абитуриентов программы, а также студентов, которые непосредственно обучаются на программе в данный момент, принесло много познавательных выводов, и позволило взглянуть на взаимосвязь ряда факторов и последствий выбора студентов, опираясь на анализ уникальных количественных данных. Доля студентов, желающих продолжить обучение в магистратуре, сокращается от первого курса бакалавриата к четвёртому. На принятие решения о поступлении в магистратуру оказывает влияние степень удовлетворённости опытом обучения на бакалавриате. Тем не менее, удовлетворённость обучением не является решающим фактором при принятии такого решения. Студенты ВШМ, планирующие поступление в магистратуру, проявляют лояльность к университету, и в большинстве случаев рассматривают только магистерские программы ВШМ. Также студенты высоко оценивают значимость профессиональных компетенций, на развитие которых направлены курсы программы MiBA.
В работе большое внимание уделяется ценностным характеристикам и их соответствию ожиданиям целевой группы потребителей. Основные выводы, касающиеся данных элементов стратегии, заключаются в необходимости конкретизации целевого потребительского сегмента и соответствующей корректировке ценностного предложения программы, что подразумевает изменения в содержании учебного плана программы и в организации учебного процесса. Данная рекомендация объясняется тем, что для абитуриентов с техническим образованием текущее содержание программы не позволяет в достаточном объёме приобрести управленческие компетенции, в то время как выпускники бакалавриата Высшей Школы Менеджмента имеют потребность с одной стороны, в более персонализированном подходе к освоению технических компетенций, а с другой – потребность в исключении дублирования изучаемого материала. При этом в текущей стратегии программы было выявлено расхождение между заявленной целевой аудиторией и реальной структурой абитуриентов на каждом этапе конкурсного отбора на программу. Кроме этого, была выявлена необходимость в дополнении существующего подхода к разработке ответов на изменяющиеся потребности целевой группы потребителей, а именно в необходимости формирования подхода к планированию изменений программы с учётом роста востребованности онлайн-магистратур и с учётом восприятия ценностных характеристик магистратуры её потенциальными абитуриентами.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что основная цель работы, которая заключается в разработке продуктовой стратегии магистерской программы MiBA, была достигнута посредством поэтапного выполнения поставленных задач. Дальнейшее исследование может быть направлено на более детальное выявление потребностей целевого потребительского сегмента магистратуры MiBA для повышения её потребительской ценности. Практическое применение результатов исследования заключается в дополнении существующего подхода к работе над развитием программы.



1. Бабенко, Е. Система показателей качества как необходимое условие управление образовательным процессом магистратуры / Е. И. Бабенко, Е.П. Кудрявцева // ARS ADMINISTRANDI. — 2011. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-pokazateley-kachestva-kak-neobhodimoe-uslovie-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom-magistratury (дата обращения: 20.03.2021)
2. Бизнес-аналитика и большие данные (Master in Business Analytics and Big Data) // Сайт Высшая Школа Менеджмента. — URL: https://gsom.spbu.ru/programmes/graduate/miba/ (дата обращения: 12.04.2021).
3. ВШМ 2025 // Сайт Высшая Школа Менеджмента. — URL: https://2025.gsom.spbu.ru/ (дата обращения: 21.03.2021).
4. Информационная бизнес-аналитика // Сайт Санкт-Петербургский Государственный Университет. — URL: https://spbu.ru/postupayushchim/programms/magistratura/informacionnaya-biznes-analitika (дата обращения: 20.04.2021)
5. Компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы высшего образования «Бизнес-аналитика и большие данные»: приложение к приказу начальника Главного управления по учебной и методической работе от 26.06.2020 № 5990/1. — URL: http://spbu.ru/sveden (дата обращения: 21.03.2021).
6. Компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы высшего образования «Информационная Бизнес-аналитика». — URL: http://spbu.ru/sveden (дата обращения: 20.04.2021).
7. Компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы высшего образования «Корпоративные финансы»: приложение к приказу начальника Главного управления по учебной и методической работе от 26.06.2020 № 5992/1. — URL: http://spbu.ru/sveden (дата обращения: 21.03.2021).
8. Компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы высшего образования «Менеджмент»: приложение к приказу начальника Главного управления по учебной и методической работе от 26.06.2020 № 5991/1 . — URL: http://spbu.ru/sveden (дата обращения: 21.03.2021).
9. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. ― 15-е изд. ― М.: Питер, 2018. ― 848 с.
10. Кудашкина, Л. Продуктовая стратегия: виды, формирование, разработка и управление/ Л. Кудашкина // Сайт iTeam. — 13.03.2020 — URL: https://blog.iteam.ru/produktovaya-strategiya-vidy-formirovanie-razrabotka-i-upravlenie/(дата обращения: 22.02.2021).
11. Кухновец, П. Как правильно готовить продуктовую стратегию? Руководство для менеджеров продуктов / Павел Кухновец //Сайт Хабр — 21.11.2021 — URL:https://habr.com/ru/company/hygger/blog/430596/ (дата обращения: 22.02.2021).
12. Магистерская программа «Бинес-аналитика и системы больших данных» // Сайт Высшая Школа Экономики— URL: https://www.hse.ru/ma/bigdata/admission/ (дата обращения: 12.04.2021).
13. Магистерская программа «Машинное обучение и анализ данных» // Сайт Высшая Школа Экономики— URL: https://spb.hse.ru/ma/ml/admission/ (дата обращения: 12.04.2021).
14. Магистерская программа «Науки о данных» // Сайт Высшая Школа Экономики— URL: https://www.hse.ru/ma/datasci/admission/ (дата обращения: 12.04.2021).
15. Магистратура - кафедра анализа данных // Сайт Московский Физико-Технический Институт— URL: https://mipt.ru/education/chairs/da/education/masters/ (дата обращения: 12.04.2021).
16. Маслевич, Т. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ / Т. П. Маслевич, Н. Б. Сафронова, Н. Л. Минаева // ВЕСТНИК Оренбургского Государственного Университета. — 2018. —Т. 218 №6.— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-privlecheniya-abiturientov-na-primere-issledovaniya-faktorov-motivatsii/viewer (дата обращения: 20.04.2021)
17. Материалы к заседанию Совета образовательной программы Master in Business Analytics and Big Data / Высшая Школа Менеджмента ― Санкт-Петербург, 2021. ― 26 стр.
18. Онлайн-магистратура — на смену традиционному очному образованию // Сайт Интерфакс — URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/2650/ (дата обращения: 12.04.2021).
19. Отчёт о приёме в магистратуру 2020 / Высшая Школа Менеджмента ― Санкт-Петербург, 2020. ― 28 стр.
20. Программы магистратуры ВШМ СПбГУ // Сайт Высшая Школа Менеджмента. — URL: https://gsom.spbu.ru/programmes/graduate/ (дата обращения: 12.04.2021).
21. РЕЙТИНГ ТОП-100 ЛУЧШИХ ВУЗОВ РОССИИ 2020 // Сайт White Square Journal — URL: https://wsjournal.ru/rejting-top-100-luchshih-vuzov-rossii-2020/ (дата обращения: 12.04.2021).
22. Рынок MBA и бизнес-образования России 2019 // РБК. — URL: https://marketing.rbc.ru/research/issue/62521/full_free_download/ (дата обращения: 12.04.2021).
23. Сергеева, М. Современные проблемы и тенденции развития магистратуры в России / М. Г. Сергеева, М. Н. Бурнакин // Казанский педагогический журнал. — 2018. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-magistratury-v-rossii (дата обращения: 20.03.2021)
24. Тенденции рынка бизнес-образования // Сайт Школа Бизнеса MBA-центр— URL: http://mba.susu.ru/info/news/tendentsii-rynka-biznes-obrazovaniya/ (дата обращения: 12.04.2021).
25. Учебный план с перечнем планируемых результатов освоения образовательной программы «Бизнес-аналитика и системы больших данных»: утвержден проректором НИУ ВШЭ. — URL: https://www.hse.ru/dbs/education/EngUnitedLearnPlan_2854913611.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
26. Учебный план с перечнем планируемых результатов освоения образовательной программы «Машинное обучение и анализ данных»: утвержден проректором НИУ ВШЭ 26.05.2020. — URL: https://www.hse.ru/dbs/education/UnitedLearnPlan_3848366020.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
27. Учебный план с перечнем планируемых результатов освоения образовательной программы «Науки о данных»: утвержден проректором НИУ ВШЭ 08.05.2020. — URL: https://www.hse.ru/dbs/education/UnitedLearnPlan_3849405785.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
28. Школа анализа данных: официальный сайт — URL: https://yandexdataschool.ru/ (дата обращения: 20.03.2021).
29. Шульгина, Н. Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования / Наталья Шульгина // Сайт Благотворительный фонд Владимира Потанина — 01.07.2019 — URL: https://www.fondpotanin.ru/library/blog/rozhdenie-rossiyskoy-magistratury-pervye-itogi-issledovaniya/ (дата обращения: 12.04.2021).
30. Master in Data Sciences & Business Analytics (DSBA) - ESSEC & CentraleSupélec // Сайт ESSEC Business School. — URL: https://www.essec.edu/en/program/mscs/master-data-sciences-business-analytics/ (дата обращения: 12.05.2021).
31. Master of Science (MSc) BIG DATA AND BUSINESS ANALYTICS SPECIALISATION// Сайт ESCP Business School. — URL: https://web.escpeurope.eu/fr/node/2727 (дата обращения: 13.05.2021).
32. McCarthy, J. Basic Marketing. A managerial approach / Jerome McCarthy. — RICHARD D. IRWIN, 1960. — 792 pp. — URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=inu.30000041584743&view=1up&seq=7 (дата обращения: 18.04.2021).
33. MSc Business Analytics // Сайт Imperial College Business School. — URL:https://www.imperial.ac.uk/business-school/programmes/msc-business-analytics/ (дата обращения: 13.05.2021).
34. Pichler, R. Elements of An Effective Product Strategy / Roman Pichler // Сайт Romanpichler. — 19.05.2015 — URL: https://www.romanpichler.com/blog/elements-definition-product-strategy/#:~:text=More%20specifically%2C%20the%20product%20strategy,as%20the%20following%20picture%20shows. (дата обращения: 22.02.2021).
35. QS Business Masters Rankings Methodology // Сайт QS TOPMBA. — URL: https://www.topmba.com/business-masters-rankings/methodology (дата обращения: 12.05.2021).
36. QS Business Masters Rankings: Business Analytics // Сайт QS TOPMBA. — URL: https://www.topmba.com/business-masters-rankings/business-analytics.2021 (дата обращения: 12.05.2021).
37. Shahin, A. SERVQUAL and Model of Service Quality Gaps: A Framework for Determining and Prioritizing Critical Factors inDelivering Quality Services /Arash Shahin // Service quality: An introduction. — ICFAI University Press, 2006. — pp. 117- 131 — URL:https://www.researchgate.net/publication/237703019_SERVQUAL_and_Model_of_Service_Quality_Gaps_A_Framework_for_Determining_and_Prioritizing_Critical_Factors_in_Delivering_Quality_Services/link/59eb5da0a6fdccef8b0c556e/download (дата обращения: 20.05.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ