СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА
И ЛИЦ В НЕМ ДОМИЦИЛИРОВАННЫХ 19
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦНЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ 26
§ 2.1 Особенности гражданства лиц, домицилированных
в непризнанных государствах 26
§ 2.2 Признание паспортов непризнанных государств
и максима ex injuria jus non oritur 34
§ 2.3 Экстерриториальная натурализация на
территории непризнанных государств 42
§ 2.4 Нейтральные проездные документы 54
§ 2.5 Гражданство лиц, домицилированных
в непризнанных государствах 60
§ 2.6 Совершенствование регулирования
защиты прав физических лиц непризнанных государств 67
ГЛАВА 3. ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ 78
§ 3.1 Особенности защиты прав юридических лиц,
домицилированных в непризнанных государствах 78
§ 3.2 Статус юридических лиц непризнанных государствах
в спорах в иностранных судах 81
§ 3.3 Признание и применение права
непризнанного государства иностранным судом 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 102
Актуальность темы исследования. Международное сотрудничество по защите прав человека постоянно расширяется, вовлекая в сферу своего действия различные категории лиц и опосредуя самые различные жизненные ситуации. Хотя проблема непризнанных государств как конфликт принципа территориальной целостности государств закрепленного Организаций Объединенных Наций(далее – ООН) в п. 4 ст. 2 Устава ООН и права на самоопределение народов (ст. 55 Устава ООН) существует уже давно, особенностью данной проблемы является отсутствие каких-либо международных конвенций, посвященных статусу непризнанных государств, в том числе статусу физических и юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах. Поэтому взаимоотношения с физическими и юридическими лицами, домицилированными в непризнанных государствах, регулируются преимущественно общепризнанными принципами международного права и международным обычаем.
Как и везде, лица в таких непризнанных государствах рождаются, умирают, вступают в брак, рожают детей, получают образование и т.д. Они совершают сделки, составляют завещания, обращаются в суд за защитой и подтверждением своих прав. Признание за границей фактов, имевших место в непризнанных государствах, а также документов, выданных властями таких государств, часто имеет для людей, проживающих в них, особое значение. Соответственно и возможности реализации прав человека на таких территориях существенно ограничены в силу слабой интегрированности этих непризнанных государств в мировую экономику и международные отношения. В этой связи лица, домицилированные в непризнанных государствах, в поисках лучшей реализации своих прав вынуждены отправляться за рубеж . Их бедственное положение существует in situ, т.е. «на месте», в стране, где они находятся и где они относятся к самым уязвимым группам лиц, которым часто отказывают в осуществлении таких прав, как равенство перед законом, право на труд, медицинская помощь и образование.
Юридические лица из-за регистрации в непризнанном государстве ограничены в доступе к международным рынкам, их правоотношения, вытекающие из сделок с иностранными партнерами, становятся недействительными и применение законодательства непризнанных государств в зарубежных судах для защиты прав и интересов этих лиц, как правило, недопустимо.
Актуальность диссертационного исследования защиты прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах предопределена комплексом взаимосвязанных обстоятельств.
Во-первых, по данным некоторых авторов в мире насчитывается более, чем 20 непризнанных государств, с населением несколько миллионов человек . Следует напомнить, что права, гарантированные в международных договорах по правам человека, в равной степени распространяются на физических лиц, домицилированным в непризнанных государствах. Однако в силу своей уязвимости они имеют право на особую защиту. В действующем международном праве в отдельных случаях устанавливаются специальные положения по защите особых категорий уязвимых лиц. Так, например, особая защита установлена в отношении апатридов и беженцев, которые также как и физические лица, домицилированные в непризнанных государствах, нуждаются в особой защите своих прав. Для защиты прав апатридов и беженцев было принято несколько международных конвенций, в том числе Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 г., Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г., Конвенция о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г. Однако аналогичной международной конвенции, содержащий перечень прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах, не существует.
Во-вторых, во многих случаях в отношении лиц из непризнанных государств речь не идет о закреплении за ними особых прав, отличающихся от прав иных лиц. В международных соглашениях по правам человека речь в подавляющем большинстве случаев идет о защите прав человека (т.е. любого лица), а не только гражданина государства. Вместе с тем, учитывая их особый статус, требуются специальные гарантии реализации уже провозглашенных прав человека применительно к физическим лицам, домицилированным в непризнанных государствах.
Во-третьих, физические лица, домицилированные в непризнанном государстве лишены на территории иностранного государства права на защиту своих гражданских прав со стороны своего государства, так-как это государство, его законодательство и все выданные им документы считаются недействительными. По итогам «Консультативного заключения Международного суда ООН о юридических последствиях для государств продолжающегося присутствия Южной Африки в Намибии (Юго-Западная Африка), несмотря на Резолюцию Совета Безопасности 276 (1970)» (далее – Консультативное заключение по Намибии 1971 г.) отсутствие признания какой-либо территории в качестве государства не должно вести к отрицанию прав проживающих на ней лиц, и необходимо встать на защиту прав этих лиц, которые не по своей воле затронуты негативными последствиями вытекающими из непризнанного статуса их государства, и, следовательно, их гражданства. Несмотря на это, государства нередко не предоставляют физическим лицам, домицилированным в непризнанных государствах, права, вытекающие из гражданства, в том числе права на получение паспорта или иного документа, позволяющего совершать его владельцам трансграничное передвижение («проездный документ»).
Во-четвертых, в основе защиты личности лежит фундаментальный принцип защиты прав человека, согласно которому любое физическое лицо имеет право на признание своей правосубъектности, где бы оно ни находилось(ст. 6 Всеобщий декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.). Физические лица, домицилированные в непризнанных государствах, оказываются в зоне правового вакуума не только в сфере своих бытовых прав (регистрации рождения, образования, вступления в брак, имущественных отношений, наследования и т.д.), но фактически лишены права на свободное участие в трансграничном торгово-экономическом обороте, а, следовательно, значительно ущемлены в возможности обеспечивать себе средства к существованию. Исключение физических лиц, проживающих в непризнанных государствах, и созданных ими юридических лиц из современных международных бизнес-процессов нарушает принцип равенства и мало согласуется с линией на всеобщую глобализацию рынка товаров, услуг, капиталов, ресурсов, рабочей силы и проч.
В-пятых, отсутствие международно-правового регулирования взаимоотношений с участием юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, приводит к ограничению доступа данных лиц к международным рынкам и затрудняет их финансовые и торговые операции. Юридические лица, домицилированные в непризнанных государствах, лишены права защищать свои экономические интересы в национальном суде иностранного государства, т.к. акты органов непризнанного государства (включая акты о регистрации этих юридических лиц) не создают юридически значимых последствий.
Наконец, в-шестых, иностранные суды не признают и не применяют законодательство непризнанного государства государства, и тем самым нарушаются права и интересы одного из участников судебного разбирательства. Урегулирование данного вопроса национально-правовыми нормами государств послужит стимулом к развитию экономической деятельности и торгового оборота с непризнанными государствами, что в конечном счете будет дополнительно способствовать обеспечению социальных прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах.
Степень разработанности темы. Вопрос о защите прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, обсуждался в зарубежной научной литературе, особенно в отношении вопроса по правовой природе паспортов непризнанного государства и защите гражданских прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах. К числу такого рода исследований можно отнести работы Э. Аскиной, П. Беккера, Э. Бескотти, Ф. Буркхардта, С. Виттке, Р. Ганохарити, Э. Гроссмана, О. Иероними, Д. Кроуфорда, А. Лагервалль, А. Петерс, Д. С. Турака, М. Цесаржа, М. Чиракли, и др. Анализом статуса непризнанных государств и их правовых последствий для юридических лиц, домицилированных на их территории, занимались М. Богдан, Э. Кэннон,
В российской доктрине в разное время рассматривались общие вопросы, связанные с статусом непризнанных государств и прав физических и юридических лиц, домицилированных на этих территориях, работах: С.В.Бахина, Л.Н. Галенской, Н.А. Добронравина, М.Ю. Ломоносова, И.С. Марусина, В.Г. Нестолиго, В.Л. Толстых.
Объектом исследования являются правоотношения, связанные с защитой прав лиц (т. е. физических и юридических), домицилированных в непризнанных государствах.
Предметом исследования являются положения международно-правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах; нормы международных договоров и иных международных документов; нормативно-правовые акты государств, в том числе Российской Федерации (далее– РФ) в области защиты прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах.
Цели и задачи исследования. На основе анализа международно-правового и национально-правового регулирования, сложившейся судебной практики и существующей научной доктрины разработать концепции международно-правовой и внутригосударственной защиты прав лиц (физических и юридических), домицилированных в непризнанных государствах. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– сформулировать общее определение непризнанного государства и домицилированных в нем физических лиц;
– определить правовую природу минимальных норм обращения с физическими лицами, домицилированными в непризнанных государствах без ограничения права государств предоставлять более благоприятные условия;
– выявить факторы, влияющие на реализацию и защиту прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, особенно в отношении права на признание правосубъектности, закрепленного в ст. 6 Всеобщий декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.;
– проанализировать положения Консультативного заключения по Намибии 1971 г.: исследовать историю принятия данного заключения, определить его цель, провести толкование в отношении прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах;
– выявить особенности сложившейся практики государств по вопросам признания паспортов непризнанных государств, экстерриториальной натурализации на территории непризнанных государств, выдачи нейтральных проездных документов и гражданства физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах;
– обосновать необходимость специальной защиты прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, а также выработать предложения и рекомендации по совершенствованию международно-правового регулирования защиты данных лиц;
– определить специфику механизма защиты прав юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах;
– проанализировать российскую и иностранную судебную практику по вопросам участия юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах в иностранном судебном разбирательстве;
– на основе исследования судебной практики по вопросам, связанным с непризнанными государствами, сформулировать закономерности развития в области признания и применения права непризнанного государства иностранным судом.
Нормативно-правовая база исследования. Нормативно-правовую базу настоящей работы составили международные договоры, в частности, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., Конвенция ООН о сокращении без гражданства от 30 августа 1961 г. (далее – Конвенция 1961 г.), Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. (далее – Конвенция 1951 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее – Европейская конвенция по правам человека 1950 г.), Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 г., проекты статей, представляемых Комиссии международного права ООН (например, Проекты статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г., Проекты статей о дипломатической защите 2006 г.), нормативно-правовые акты Российской Федерации и иностранных государств.
Эмпирическая основа исследования. Проанализирована правоприменительная практика российских и иностранных судов и органов государственной власти, касающихся вопроса защиты прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах.
Теоретические основы исследования. В процессе исследования автор использовал работы российских ученых: С.В. Бахина, Л.Н. Галенской, Н.А. Добронравина, М.Ю. Ломоносова, И.С. Марусина, В.Г. Нестолиго, В.Л. Толстых и др. Среди зарубежных авторов особое внимание уделялось трудам Э. Аскиной, П. Беккера, Э. Бескотти, Ф. Буркхардта, С. Виттке, Р. Ганохарити, Э. Гроссмана, О. Иероними, Д. Кроуфорда, А. Лагервалль, А. Петерс, Д. С. Турака, М. Цесаржа, М. Чиракли, и др.
Научная новизна. В диссертации впервые в российской юридической науке проведен комплексный анализ специфики защиты прав физических и юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, и предпринята попытка обосновать необходимость создания специального механизма защиты прав этих лиц. В результате анализа положений международных и национальных нормативно-правовых актов, научных подходов к понятию возможности признания и применения права непризнанных государств и документов, выданных властями таких государств, в иностранном государстве, а также особенностей правового статуса лиц, домицилированных в непризнанных государствах, автором разработаны предложения и рекомендации по международно-правовому регулированию защиты прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах.
Более того, научная новизна исследования состоит в том, что автором впервые:
– сформулировано определение непризнанного государства и домицилированных в нем лиц на основе критерии стремления народа стать суверенным государством;
– доказано, что права физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, являются относительно обособленной группой прав человека и обладают спецификой по сравнению с правами человека в целом;
– установлено, что существующая практика по защите прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, посредством признания паспортов непризнанных государств, экстерриториальной натурализации на территории непризнанных государств, выдачи нейтральных проездных документов или посредством признания ограниченного количества прав, вытекающих из гражданства не предоставляет данным лицам полного права на признании их правосубъектности в соответствии с ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.;
– определено место права физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, на признание их правосубъектности как института отрасли права прав человека в система международного права;
– выявлено, что вопрос признания государства можно, при определенных условиях, рассматривать отдельно от участия в нем домицилированных неправительственных юридических лиц в трансграничном хозяйственном обороте;
– определение неправительственных юридических лиц, домицилированных в непризнанном государстве, на основе ст. 34 Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и Текстов проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.;
– проведен детальный анализ последствий признания и применения права непризнанного государства иностранным судом.
Методология и методы исследования. При проведении диссертационного исследования был использован комплекс общенаучных и специально-юридических методов, включая формально-юридический сравнительно-правовой, логический, системно-структурный и др.
Положения, выносимые на защиту.
1. Физическим лицам, домицилированным в непризнанных государствах, должны принадлежать все без исключения права, регламентированные в соответствующих международных соглашениях по правам человека, которыми связано материнское государство. Под материнским государством здесь и далее понимается государство, на территории которого располагается непризнанное государство. Ограничения прав человека могут вводиться лишь в той мере, как это предусмотрено в международном соглашении, в котором зафиксировано конкретное право человека. Такие обстоятельства, как рождение, проживание, осуществление права на труд и т.д. на территории непризнанного государства, не могут по смыслу действующего международного права быть основанием к отмене или ограничению прав человека.
2. Отступление от положений соответствующего соглашения по защите прав человека может быть вызвано лишь случаями, когда материнское государство не может осуществлять юрисдикцию на соответствующей территории. Отступая от своих обязательств по международным соглашениям по защите прав человека, материнское государство обязано официально известить об этом другие государства – участники этого соглашения. В отсутствие такого извещения материнское государство фактически является нарушителем своих обязательств в отношении данного соглашения.
3. Каждое физическое лицо, согласно ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., имеет право на признание его правосубъектности. Из этого следует, что любые действия любого государства, представляющие собой оспаривание или ограничение правосубъектности физического лица, фактически лишают его возможности реализации прав человека, предоставленных ему согласно нормам международного права, и, следовательно, нарушение одного из основных принципов международного права – принципа защиты прав человека.
4. Применительно к правам лиц непризнанных государств в большинстве случаев речь идёт не о провозглашении особых специальных прав, а о гарантиях реализации прав человека, уже установленных в международном праве. Специальные правомочия могут быть введены лишь в тех случаях, когда физическое лицо иными средствами не может обеспечить защиту принадлежащих ему правомочий. Для эффективной защиты прав человека в отношении лиц непризнанных государств необходимо разработать и принять специальный международный договор.
5. Автором сделан вывод, что эффективным механизмом международно-правовой защиты прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, является внесение поправок в Устав ООН в соответствии с главой XVIII Устава ООН и трансформация Совета по Опеке в «Совет по непризнанным государствам». Для этого рекомендуется в главе XIII Устава ООН определить новые функции Совета, трансформировать его численность или изменить способ голосования.
6. Предлагается в преамбулу будущей международной конвенции по правам физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, включить специальную оговорку, подобную предложенной в своё время профессором Ф.Ф. Мартенсом следующего содержания: «Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полное положение о защите прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, государства считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, лица, домицилированных в непризнанных государствах остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».
7. В качестве временного способа предотвращения возможного нарушения прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, предлагается всем государствам установить в национальном законодательстве такие меры защиты прав этих лиц, которые соответствуют положениям Консультативного заключения Международного суда ООН по Намибии 1971 г. и обеспечат таким лицам право на признание их правосубъектности, дабы данным лицам был обеспечен минимальный уровень правовой защиты, сопоставимый с уровнем защиты апатридов.
8. Юридические лица, домицилированные в непризнанных государствах, не должны быть отстранены от участия в трансграничном хозяйственном обороте. В противном случае это бы противоречило смыслу и назначению универсального сотрудничества государств в защиту прав человека. На этот счет государствами могут быть выработаны специальные документы (в том числе и в виде новых международных соглашений или дополнительных протоколов к уже действующим международным договорам по правам человека) с юридической фиксацией прав юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, и гарантий их осуществления.
9. Выявлены прецеденты национальных судов по вопросам реализации и защиты прав и интересов юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, которые рекомендуется учитывать в судебной практике. Обосновано, что именно национальные суды имеют возможность и поэтому должны встать на защиту реального равенства в осуществлении прав человека применительно к частным лицам из непризнанных государств.
Теоретическое и практическое значение работы.
Сформулированные автором теоретические положения и выводы настоящего диссертационного исследования развивают и дополняют существующие научные знания в области международно-правового регулирования правоотношений по защите прав лиц (физических и юридических), домицилированных в непризнанных государствах. Полученные выводы и положения содержащиеся в диссертационном исследовании могут быть применены в ходе дальнейшей научной разработки как указанной проблемы, так и с ней связанных вопросов публично-правовых и частноправовых отношений лиц из непризнанных государств.
Результаты диссертационного исследования могут быть полезны международным организациям, созданным для защиты прав человека, и государствам в практической деятельности по подготовке и пересмотру международно-правовых и национальных норм для урегулированию отношений с лицами из непризнанного государства, а также при осуществлении правоприменительной деятельности.
Материалы и обобщения, полученные в результате данного диссертационного исследования, могут быть также использоваться в учебном процессе, учебной литературе, в процессе преподавания учебных курсов: «Международное публичное право», «Международное частное право» и иных курсов на бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.
Степень достоверности и апробация результатов.
Достоверность основных выводов диссертационного исследования подтверждается обобщенным анализом доктринальных воззрений, нормативных положений и правоприменительной практикой различных государств.
Проведенное исследование позволяет автору прийти к следующим принципиальным выводам.
Права физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах – это комплекс прав, призванных обеспечить этим лицам признание правосубъектности в соответствии с ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Хотя это особый институт отрасли права прав человека в системе международного права, характер международных стандартов в данной области и способов, и форм контроля над соблюдением комплекса соответствующих прав в отношении физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах не должен быть ниже, чем права других лиц, у которых их права вытекающее из гражданства были поставлены под сомнение (например беженцы или лица без гражданства).
Обоснована институциональная природа прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, в системе международного права. Экзистенциальное значение для всякого человека, в том числе человека домицилированного в непризнанном государстве, и для определении его правосубъектности имеет гражданство и права из него вытекающие, в том числе право на получение и признание документа, позволяющего совершать его владельцам трансграничное передвижение. Гражданство является основой для эффективного осуществления (других) основных прав человека, прежде всего права на въезд и проживание в государстве, права голоса, права на признание актов гражданского состояния (как например свидетельства о регистрация рождения, смерти, брака) и др. Проведенный в диссертационном исследовании анализ методов защиты прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, посредством признания паспортов непризнанных государств, экстерриториальной натурализации на территории непризнанных государств, выдачи нейтральных проездных документов или посредством признания лишь некоторых прав, вытекающих из гражданства (например получение паспорта без гражданства),свидетельствует о том, что сложившаяся практика государств по защите прав этих лиц является недостаточной и не соответствует требованиям международного права и практике международных судебных учреждений, в том числе Консультативному заключению Международного суда ООН по Намибии 1971 г.
Доказано, что государства не выработали унифицированный порядок защиты прав физических лиц, домицилированных в разных непризнанных государствах. Это приводит к тому, что права этих лиц в одном государстве защищены, а в другом нет, хотя обе государства не признают суверенитета государства, в котором эти лица домицилированны. В соответствии с ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., все лица должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было в этом отношении дискриминации. Доказывается необходимость соблюдения принципа недискриминации в реализации и защите прав лиц, домицилированных в непризнанных государствах, которая понимается как запрет дискриминации по признаку того, в каком из непризнанных государств физическое лицо домицилировано.
Автором сделан вывод, что эффективным механизмом международно-правовой защиты прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, является внесение поправок в Устав ООН в соответствии с главой XVIII Устава ООН и трансформация Совета по Опеке в «Совет по непризнанным государствам». Для этого рекомендуется в главе XIII Устава ООН определить новые функцие Совета, снизить его численность или изменить способ голосования.
Автор также предлагает принятие отдельной международной конвенции по правам физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, в которой были бы установлены единые положения о защите прав этих лиц, учитывающие специфику публично-правовых и частноправовых аспектов деятельности этих лиц. Рассмотрены особенности защиты прав апатридов и беженцев с целью выявить специфику защиты прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах и обосновать необходимость создания механизма защиты прав этих лиц. Работа для подготовки такой конвенции может быть поручена Комиссии международного права ООН, которая была создана для целей содействия прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
Предлагается в преамбулу международной конвенции по правам физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, включить новую «оговорку Мартенса», которая бы на эти лица распространила защиту и действие принципов международного права, вытекающих из установившегося обычая, принципов гуманности и норм общественной морали. Автором предложено следующее ее содержание: «Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полное положение о защите прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, государства считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, лица, домицилированных в непризнанных государствах остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».
В качестве временного способа предотвращения возможного нарушения прав физических лиц, домицилированных в непризнанных государствах предлагается государствам – членам ООН установить в национальном законодательстве такие меры защиты прав этих лиц, которые соответствуют положениям Консультативного заключения Международного суда ООН по Намибии 1971 г. и обеспечат таким лицам право на признание их правосубъектности, дабы данным лицам был обеспечен минимальный уровень правовой защиты сопоставимый с уровнем защиты апатридов.
Из некоторых действующих международных договоров по правам человека, в том числе из Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г. вытекает, что эффективная защита прав физических лиц невозможна без одновременной защиты прав юридических лиц. На основе проведенной автором работы и предпринятого в ней анализа положений международных и национальных нормативно-правовых актов, научных подходов к понятию защиты прав юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, сделан вывод, что непризнание государства имеет правовые последствия только в отношении самого государства, но не касается статуса неправительственных юридических лиц. Государствам предлагается дифференцировать юридические лица, домицилированные в непризнанных государствах и определить неправительственные юридические лица, домицилированные в непризнанном государстве, на основе ст. 34 Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и Текстов проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.
Доказывается, что неправительственные юридические лица, домицилированные в непризнанных государствах, в отличие от правительственных юридических лиц, не должны быть отстранены от участия в трансграничном хозяйственном обороте. В противном случае это бы противоречило смыслу и назначению универсального сотрудничества государств в защиту прав человека. Полагаем, что на этот счет государствами могут быть выработаны специальные документы (в том числе и в виде новых международных соглашений или дополнительных протоколов к уже действующим международным договорам по правам человека) с юридической фиксацией прав юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, и гарантий их осуществления. Однако выработка подобных международно-правовых регуляторов потребует определенного времени. Между тем уже сейчас встать на защиту интересов указанных лиц могут национальные судебные органы.
Выявлены прецеденты национальных судов по вопросам реализации и защите прав и интересов юридических лиц, домицилированных в непризнанных государствах, которые рекомендуется учитывать в российской судебной практике. Доказывается, что именно национальные суды имеют возможность и поэтому должны встать на защиту реального равенства в осуществлении прав человека применительно к частным лицам из непризнанных государств.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/constitution/ (дата обращения: 11.09.2022).
1.2. Международные нормативно-правовые акты, материалы судебной практики и иные официальные документы
The Agreement between the Government of Ireland and the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland done at Belfast on 10 April 1998.
Declaration of Principles on Interim Self-Government Arrangements from September 13, 1993 [Electronic resource]. URL: https://www.usip.org/sites/default/files/file/resources/collections/peace_agreements/oslo_09131993.pdf (date of request: 31.05.2023).
The Iran-United States Claims Tribunal – Islamic Republic of Iran v. United States of America, IUSCT Case No. A-18. 6 April 1984 [Electronic resource]. URL: https://jusmundi.com/en/document/decision/en-islamic-republic-of-iran-v-united-states-of-america-decision-decision-no-dec-32-a18-ft-friday-6th-april-1984 (date of request: 31.05.2023).
Draft articles on Diplomatic Protection: adopted by the International Law Commission at its fifty-eighth session, in 2006 [Electronic resource]. URL: https://legal.un.org/ilc/texts/instruments/english/draft_articles/9_8_2006.pdf (date of request: 31.05.2023).
Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 22.05.2023).
Устав ООН от 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XII. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. – с. 14-47.
Док. ООН – A/74/10. 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://legal.un.org/ilc/reports/2019/russian/chp5.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
Комментарий к статьям Текстов проектов статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. (Приняты на 53 сессии 23 апреля - 1 июня и 2 июля - 10 августа 2001 г.) // ГА ООН, официальные отчеты. С. 289-300 [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/responsibility.pdf(дата обращения: 14.09.2022).
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята р резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года / [Организация Объединенных Наций]: [офиц. сайт]: Декларации. URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 04.12.2022).
International Court Of Justice, Legal Consequences for States of the Continued Presence of South Africa in Namibia (South West Africa) notwithstanding Security Council Resolution 276 (1970)[Электронный ресурс] // Press release 1971/10. (URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/53/11473.pdf ) (дата обращения: 23.01.2023).
Amendments adopted by the European Parliament on 20 October 2022 on the proposal for a decision of the European Parliament and of the Council on the non-recognition of Russian travel documents issued in occupied foreign regions (COM(2022)0662 – C9‑0302/2022 – 2022/0274(COD)) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0370_EN.html#top / (дата обращения: 11.05.2023).
United Nations Interim Mission In Kosovo, Regulation No. 2000/13 of 17 March 2000 [Электронный ресурс]. URL: https://data.globalcit.eu/NationalDB/docs/KOS%20UNMIK_Regulation_on_Civil_Registry_2000%5B1%5D.pdf / (дата обращения: 11.05.2023).
United Nations Interim Administration Mission in Kosovo, Regulation No. 2000/18 On Travel Documents of 29 March 2000 [Электронный ресурс] // Report of the Secretary-General on the United Nations Interim Administration Mission in Kosovo of 25 May 2000 . URL:https://search.archives.un.org/uploads/r/united-nations-archives/5/2/0/5202f407bd7efdae25c112134a18a992e3e6dea2a2cf1d3903cbee736ccf1558/S-1096-0241-05-00034.pdf(дата обращения: 14.09.2022).
United Nations Interim Mission In Kosovo, Administrative Directive No. 2002/6 of 26 March 2002 Implementing UNMIK Regulation No. 2000/18 On Travel Documents[Электронный ресурс]. URL: https://unmik.unmissions.org/sites/default/files/regulations/02english/E2002ads/ADE2002_06.pdf / (дата обращения: 11.05.2023).
esolution 1244 (1999) Adopted by the Security Council at its 4011th meeting, on 10 June 1999[Электронный ресурс]. URL: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/990610_SCR1244%281999%29.pdf / (дата обращения: 11.05.2023).
Конвенция о статусе беженцев принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по учреждении Комиссии международного права от 21 ноября 1947 г. [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/210001?ln=zh_CN (дата обращения: 22.05.2023).
Judgment of the EuropeanCourtofHumanRights from 16 April 2019 on the EditorialBoardofGrivna Newspaperv.Ukraine.
European Commission for Democracy through Law (Venice Commission) Opinion on the law on occupied territories of Georgia adopted by the Venice Commission at its 78th Plenary Session, Venice, 13-14 March 2009 [Электронный ресурс]. URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2009)015-e (дата обращения: 22.05.2023).
Резолюция Совета Безопасности ООН – A/RES/1808 от 15 апреля 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2008 (дата обращения: 05.05.2022 г.).
Court of Appeals of New York № 234 N.Y. 372, 138 N.E. 24, Wulfsohn et al. v. Russian Socialist Federated Soviet Republic, 09.01.1923 [Электронный ресурс] // uniset.ca. URL: http://www.uniset.ca/other/cs3/138NE24.html (дата обращения: 23.01.2023).
Court of Appeals of New York № 262 N.Y. 220, 186 N.E. 679 M. Salimoff & CO. et al. v. Standard Oil CO. of New York. Same v. Vacuum Oil CO. 11.07.1933 [Электронный ресурс] // h2o.law.harvard.edu. URL: https://h2o.law.harvard.edu/cases/5770 (дата обращения: 23.01.2023).
The House of Lords № 1945 Ch 525. Carl Zeiss Stiftung v. Rayner and Keeler Ltd., 15.05.1967 [Электронный ресурс] // Melbourne University Law Review, Vol. 6. URL: http://classic.austlii.edu.au/au/journals/MelbULawRw/1968/18.pdf (дата обращения: 23.01.2023).
UK Foreign Corporations Act 1991, 1991 Chapter 44 [Электронный ресурс] // legislation.gov.uk. 1991. Ст. 1. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1991/44/introduction/enacted?timeline=false (дата обращения: 23.01.2023).
The Court of Appeal (civil division) ruling on the case The Queen (on the application of (1) Kibris Tűrk Hava Yollari and (2) CTA Holidays Limited) v. Secretary of State for Transport - and - The Republic of Cyprus [Электронный ресурс] // Brickcourt. URL: http://www.brickcourt.co.uk/news-attachments/R_%28Kibris_Turk_Hava_Yollari%29_v_SS_Transport_-_12_Oct_10.doc (дата обращения: 23.01.2023).
1.3. Нормативно-правовые акты, материалы судебной практики и иные официальные документы Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 29.04.2019 № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2019 г. № 183 Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Указ Президента РФ от 11.07.2022 N 440 (ред. от 27.04.2023) "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. N 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке".
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 15.07.2021) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
1.4. Нормативно-правовые акты, материалы судебной практики и иные официальные документы иностранных государств
Устав Републике Србије од 30. септембра 2006 // «Службени гласник РС» бр. 98/2006, 16/2022) – Одлука о проглашењу Уставног закона за спровођење Акта о промени Устава Републике Србије - Амандмани I - XXIX - "Сл. гласник РС", бр. 115/2021.
Kosovo's Constitution of 2008 with Amendments through 2016 [Electronic resource]. URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Kosovo_2016.pdf?lang=en(дата обращения: 22.05.2023).
The Constitution of the Turkish Republic of Northern Cyprus of 1985 [Electronic resource]. URL: https://ombudsman.gov.ct.tr/Portals/20/Constitution%20of%20TRNC.pdf (дата обращения: 22.05.2023).
Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://suddep.gospmr.org/view_cat.php?%20cat=1 (дата обращения: 22.05.2023).
Постановление Федерального административного суда Австрии от 28.01.2016 [Electronic resource]. URL: https://www.ris.bka.gv.at/Dokumente/Bvwg/BVWGT_20160128_W146_1438164_1_00/BVWGT_20160128_W146_1438164_1_00.html (дата обращения: 22.05.2023).