Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Русские порядковые числительные пятый и десятый: функционально-семантическое разнообразие в устной и письменной речи

Работа №123935

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физиология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УСТНАЯ СПОНТАННАЯ РЕЧЬ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 9
1.1. Специфика устной речи на разных уровнях 9
1.2. Понятие спонтанной речи. Специфика спонтанного речепорождения…………… 13
1.3. Прагматикализация как активный процесс устной речи 15
ГЛАВА 2. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ В ЗЕРКАЛЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 20
2.1. Имя числительное как часть речи 20
2.2. «Магия чисел»: появление у русских числительных нестандартных значений и/или функций 24
2.3. ПЯТЫЙ как элемент русской речи 32
2.4. ДЕСЯТЫЙ как элемент русской речи 35
2.5. ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ как прагматема 36
ГЛАВА 3. ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ и ДЕСЯТОЕ КАК МАРКЕРЫ-АППРОКСИМАТОРЫ В РУССКОЙ УСТНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ 38
3.1. Материал и методика 38
3.2. Функциональное разнообразие исследуемых единиц 41
3.3. К вопросу о цельности единицы ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ 48
3.4. К вопросу о форме исследуемых единиц 49
Далее рассмотрим сочетаемость пятого и десятого. 51
3.5. Явление редупликации в употреблениях прагматемы ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ. 51
3.6. Позиция исследуемых единиц в предложении 55
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ УПОТРЕБЛЕНИЙ ПРАГМАТЕМ ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ, ДЕСЯТОЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ 60
4.1. Актуальные аспекты дискурсивного анализа для материала исследования 60
4.2. Гендерные различия в употреблении прагматем ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ и ДЕСЯТОЕ в разных типах речи 63
4.3. Возрастные различия в употреблении прагматем ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ и ДЕСЯТОЕ в разных типах речи 65
ГЛАВА 5. ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ и ДЕСЯТОЕ КАК МАРКЕРЫ-АППРОКСИМАТОРЫ В РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 67
5.1. Употребления прагматем ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ и ДЕСЯТОЕ в письменной речи 67
5.2. Гендерные различия в употреблении прагматем ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ и ДЕСЯТОЕ в письменной речи 69
5.3. Еще некоторые наблюдения 70
5.4. ПЯТОЕ-ДЕСЯТОЕ, ПЯТОЕ и ДЕСЯТОЕ как члены предложения 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 93


Современный русский литературный язык достаточно хорошо описан во всех возможных аспектах. Но многочисленные грамматики и словари представляют в основном язык в его литературно-письменной форме. Живая же, устная, речь, хотя и является первичной по отношению к письменной, изучена далеко не в полной мере. Тем не менее, устная речь имеет свои особенности фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса, отличные от характеристик и закономерностей письменного языка. Поэтому неудивительно, что лингвисты обратились к повседневной речи носителей языка. Предполагается даже существование лингвистики речи, отличающейся от поуровневой лингвистики языка (Николаева 2015), которая нуждается в таком же подробном описании во всех аспектах.
Именно в процессе порождения речи образуются порой новые лексические единицы, происходят изменение (ресемантизация) или утрата (десемантизация) лексических значений слов всех частей речи, включая и имена числительные, лексико-семантическим особенностям, переосмыслению метафорического, народно-поэтического или даже «магического» характера которых посвящено немало работ (см., например, их обзор в: Mokijenko 2017). Однако в своем функционировании в устной речи русские числительные, варьируя значения, могут приобретать и новые функции (прагматикализация), о которых в науке еще практически не было сказано и которые, вслед за устной, используются и в письменной речи. В первую очередь, речь идет о порядковых числительных. Именно им, а конкретно единицам пятый и десятый, и посвящена настоящая работа.
Таким образом, объект исследования – русская устная и письменная речь. Предметом исследования являются порядковые числительные пятый и десятый (во всех своих формах).
Целью работы является анализ функционирования единиц пятый и десятый (во всех формах) в устной и письменной речи и сопоставление полученных результатов. Выбранная цель предполагает постановку и решение следующих конкретных задач:
 обзор «словарных» значений исследуемых числительных;
 обзор литературы по теме (коллоквиалистика, редупликация, прагматикализация, общие особенности функционирования русских числительных, дискурсивный анализ, психолингвистика, социолингвистика);
 сбор и систематизация материала письменной и устной речи;
 функционально-семантический и дискурсивный анализ материала письменной и устной речи;
 сопоставление результатов анализа функционирования исследуемых единиц в устной и письменной формах речи;
 создание проекта статьей на исследуемые единицы в потенциальном Словаре русской повседневной разговорной речи (см. об этом подробнее: Звуковой корпус… 2015) и/или в Словаре прагматем русской устной речи (см. о его проекте: Богданова-Бегларян 2014).
Источниками материала для исследовательской части работы послужили:
 устный подкорпус Национального корпуса русского языка (УП НКРЯ) – 1 508 вхождений;
 основной подкорпус Национального корпуса русского языка (ОП НКРЯ) – 2 416 вхождений;
 блок «Один речевой день» (ОРД) Звукового корпуса русского языка (ЗКРЯ) – 240 вхождений;
 сбалансированная аннотированная текстотека (САТ) в составе ЗКРЯ – 4 вхождения.
Использованные ресурсы служат важным источником материала для исследования русской устной речи различной степени спонтанности. НКРЯ (Национальный… URL: http://www.ruscorpora.ru/index.html) и САТ – это собрания текстов в электронной форме, адаптированных для поиска и исследования. САТ, кроме того, учитывает и характеристики информантов – социальные и психологические (см. о нем подробнее: Богданова и др. 2008; Богданова 2010; Звуковой корпус… 2013; Богданова-Бегларян и др. 2017б). ОРД ставит своей целью изучение речевого поведения носителя языка в течение дня (с использованием методики 24-часовой записи на диктофон) (подробнее о нем см.: Степанова и др. 2008; Asinovsky et al. 2009; Звуковой корпус… 2013; Богданова-Бегларян и др. 2015 а, б, в, 2017а; Русский язык повседневного общения… 2016).
Актуальность исследования связана с необходимостью продолжения изучения устной речи с использованием корпусных данных. Работа над анализом устной речи в настоящее время ведется очень активно по всему миру, а корпусный подход стал одним из основных в этом вопросе. Предполагается, что такая преемственность даст свои результаты в деле описания устной речи.
Научная новизна исследования заключается в «свежем» взгляде на вариации значений и функций порядковых числительных, наблюдаемых в реальном их функционировании в живой речи, а также в попытке более подробного их описания на примере единиц пятый и десятый.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении всего функционально-семантического потенциала русских порядковых числительных, как описанного ранее (предыстория вопроса), так и установленного в ходе настоящего исследования, что позволит определить границы научного изучения числительных до сегодняшнего дня.
Практическая значимость работы усматривается в том, что полученные результаты пополнят наши представления о семантических и функциональных возможностях русских порядковых числительных. Таким образом, появится возможность создания специальных статей на единицы пятый и десятый в потенциальном Словаре русской повседневной разговорной речи и/или в Словаре прагматем русской устной речи. Предполагается, что это будет полезно в аспекте преподавания русского языка иностранцам, которым предложенная систематизация облегчит понимание русской повседневной речи, а также в практике перевода русскоязычных текстов на другие языки.
Основные методы работы:
 описательный;
 сравнительно-сопоставительный;
 метод дискурсивного анализа;
 метод простых количественных подсчетов (квантитативный).
Структура работы отражает ее содержание и включает в себя следующие разделы:
1) введение;
2) теоретическая часть (главы 1 и 2);
3) исследовательская часть (главы 3-5);
4) заключение;
5) список использованных сокращений;
6) список использованных словарей, литературы и иных источников.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в ряде докладов и сообщений на научных конференциях:
1) XVIII, XIX, XX и ХХI Международные конференции студентов-филологов (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., апрель 2016 г., апрель 2017 г. и апрель 2018 г.);
2) Международные конференции молодых филологов (Тарту, апрель 2015 г., апрель 2016 г. и апрель 2017 г.);
3) XVI Невские чтения «Актуальные проблемы современной науки» (Санкт-Петербург, апрель 2016 г.);
4) Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017» (Москва, апрель 2017 г.);
5) XII Международная научная конференция, посвященная 65-летию кафедры русского языка ВлГУ, «Языковые категории и единицы: синтагматический аспект» (Владимир, сентябрь 2017 г.).
Результаты работы отражены в следующих публикациях автора:
1) Об одном из маркеров-аппроксиматоров русской устной речи (пятое-десятое) // РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ. 27. Сборник научных работ молодых филологов / Отв. ред.: Т. Гузаиров (литературоведение), Е. Вельман-Омелина, А. Чекада (лингвистика) – Тарту: Тартуский ун-т, 2016. – С. 348-353;
2) Об особенностях употребления в русской устной речи форм пятого и десятого// Актуальные проблемы современной науки / Гл. ред. Н. И. Озерова. – 2016, № 2. – СПб.: Невский ин-т языка и культуры, 2016. – С. 114-119;
3) Об особенностях функционирования пятого и десятого // РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ. 28. Сборник научных работ молодых филологов / Отв. ред.: Т. Гузаиров (литературоведение), Е. Вельман-Омелина, А. Чекада (лингвистика) – Тарту: Тартуский ун-т, 2017. – С. 296-300;
4) Зависимость употребления единиц пятый и десятый от социальных характеристик говорящего // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017» / Отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2017;
5) Прагматическая сторона пятого и десятого (классификация и частотность употребления) // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы XII Международной научной конференции, посвященной 65-летию кафедры русского языка ВлГУ. 26–28 сентября 2017 г. / Отв. ред. М. В. Пименова. – Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2017. – С. 58-62 (в соавторстве с Н. В. Богдановой-Бегларян);
6) К вопросу о цельности единиц пятое-десятое // РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ. 29. Сборник научных работ молодых филологов / Отв. ред.: Т. Гузаиров (литературоведение), Л. Ю. Муковская, Е. Батракова (лингвистика) – Тарту: Тартуский ун-т, 2018. – С. 447-452;
7) Пятый и Десятый: на пути к прагматеме // Коммуникативные исследования. – № 2 (16), 2018. – С. 65-78.
8) От магии чисел – к прагматеме // Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции на тему: «Язык. Культура. Образование эпохи классика мировой литературы. К 190-летию со дня рождения Л.Н.Толстого». – СПб.: МВАА, 2018 – С. 36-38 (в печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Корпусный метод в лингвистике дает возможность исследовать устную речь, описывать явления, которые еще не были теоретически изложены в грамматиках и зафиксированы в словарях. В повседневной речи человек часто использует единицы, которые очень употребительны, часто окказиональны и поэтому заслуживают отдельного внимания специалистов.
Настоящая работа посвящена единицам пятый и десятый, анализу использования в устной и письменной речи тех из них, которые можно отнести к классу прагматем.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Пятое и десятое могут принадлежать к разным функциональным речевым классам и употребляться в устной речи в разных функциях. В одних случаях это типичные порядковые числительные (большинство примеров во всех корпусах), в других – прагматемы, выполняющие роль маркера-аппроксиматора, либо сохраняющие, либо полностью утрачивающие идею счета.
2. Пятое, десятое и пятое-десятое – это три самостоятельных единицы (прагматемы), выполняющие в устном дискурсе одну и ту же аппроксимативную функцию. Об этом говорят, в частности, результаты проведенного опроса носителей языка.
3. Пятое-десятое – не застывшая форма. Это иллюстрируют примеры, где данная единица употреблена в косвенных падежах. Кроме того, были обнаружены случаи, в которых прагматемы пятое и десятое использовались в формах и ж. р., и м. р.
4. Пятое-десятое – это явный редупликат. Отсюда его тяготение к другим подобным единицам (то-сё, туда-сюда, так-сяк).
5. Исследуемые единицы могут реализовывать в устной речи как стратегию замещения, так и стратегию совмещения.
6. Частота встречаемости исследуемых прагматем в устной речи практически не зависит от сферы употребления (публичная речь, непубличная речь, киноречь).
7. Анализ киноречи показывает ее сильную ориентированность на публичную речь.
8. Женщины используют рассматриваемые прагматемы, так же как неологизмы и «модные» слова, активнее в непубличной речи.
9. Употребление прагматем пятое, десятое и пятое-десятое мужчинами в публичной речи выше, чем в непубличной речи.
10. В молодости человек гораздо чаще использует исследуемые прагматемы в непубличной речи.
11. В письменной речи исследуемые единицы употребляются чаще в речи повествователя, более направленную на читателя, чем речь персонажа, относящаяся к конкретному лицу (имитация непубличной речи).
12. В письменной речи единицы пятое и десятое встречаются чаще, чем пятое-десятое, причем, изолированно, не разделенные союзами или предлогами.
13. Единицы пятое, десятое и пятое-десятое могут выполнять в предложении разные синтаксические функции, причем, в устной речи это чаще всего – сказуемое, в письменной – определение.
Таким образом, полученные результаты исследования дополняют представления о функционально-семантических особенностях русских числительных. Эти наблюдения могут быть использованы при создании специальных справочников, нацеленных на описание единиц устной речи, например, потенциального Словаря русской повседневной разговорной речи и/или Словаря прагматем русской устной речи. Кроме того, данная работа могла бы быть полезна для преподавания русского языка иностранцам, а также для переводческой деятельности.



1. Аверьянов К. А. Сорок сороков // Русская речь. – Вып. 6, 1992. – С. 67-69.
2. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. – СПб.: Наука, 1994. – 151 с.
3. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990а. – С. 137.
4. Арутюнова Н. Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990б. – С. 389.
5. Арутюнова Н. Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990в. – С. 412.
6. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2009 – 35 с.
7. Бабаян В. Н., Круглова С. Л. Теория дискурса в системе наук о языке // Ярославский педагогический вестник. – Вып. 3 (32), 2002.– С. 55-57.
8. Баева Е. М. О способах социолингвистической балансировки устного корпуса (на примере «Одного речевого дня») // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – Вып. 4 (28), 2014. – С. 48-57.
9. Балдин А. Чистые числа, in НЛО № 1 // magazines.russ.ru/october/2002/1/bal.html.
10. Баранов А. Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. – М.: Помовский и партнеры, 1993. – 207 с.
11. Барт Р. Гул языка // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. статья Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. –С. 541-544.
12. Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика: учебник для вузов. – М.: РГГУ, 2001. – 436 с.
13. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. с фр. Ю. Н. Караулова и др., общ. ред., вступ. ст. и коммент. акад. РАН Ю. С. Степанова.– М.: Прогресс, 1974. –448 с.
14. Богданова Н. В. Фонологическая модель слова в соотношении с лексической системой русского языка. Дис. … докт. филол. наук. – СПб., 2002. – 403 с. (машинопись).
15. Богданова Н. В. Типология спонтанных монологов в устной и письменной формах речи // Фонетические чтения в честь 100-летия со дня рождения Л. Р. Зиндера (сборник статей). – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2004. – С. 214-217.
16. Богданова Н. В. О единице описания синтаксической структуры устного спонтанного монолога: проблемы, методики, гипотезы // …СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ. Памяти Аллы Соломоновны Штерн и Леонида Вольковича Сахарного. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2006. – С. 288-293.
17. Богданова Н. В. О корпусе текстов живой речи: новые поступления и первые результаты исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 26–30 мая 2010 г.). Вып. 9 (16). – М.: РГГУ, 2010. – С. 35–40.
... Всего источников – 110.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ